Конструктор ситуационных задач илюшина на уроках физкультуры

Обновлено: 15.04.2024

/ Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: современные парадигмы общего и дополнительного образования: Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2017./

Аннотация. В статье показан конкретный опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися. Даются примеры составления заданий по истории и литературе с использованием опорных глаголов для каждого компонента познавательной деятельности (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) на уроке с индивидуальным опросом и при групповой форме работы.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС, изменяет общую модель образования: «в переходе от цели как усвоения ЗУН к цели «учись учиться» [3, с.2]

В этих условиях повышается значимость индивидуально - дифференцированного подхода в обучении как способа развития мышления обучающихся и роста учебной мотивации.

Существует целый ряд технологий индивидуально-дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Р.Гроот, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов), который применяется в практике школ.

В нашей школе с 2015-2016 учебного года проходит апробация приёмов работы на уроке с помощью «Конструктора задач» Л.С.Илюшина [ 2 ] с опорой на индивидуально-дифференцированного подход и с учётом данных психолого-педагогического исследования и педагогического наблюдения.

Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) [3, с.5], которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к усвоению знаний, причём усвоению не репродуктивному, а деятельностному. В Конструкторе задач, по нашему мнению, заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый. Название уровней нами взято у Г.К. Селевко. [4, с.121,122]

Помогает учителю в конструировании заданий набор глаголов, причём для каждого компонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительным и интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Рассмотрим применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока истории в 5-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход в обучении был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся был предложен единый текст «Из летописи Тутмоса 3, высеченный на стене храма Амона в Фивах» [1] по разделу «Древний Египет», с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту (им может быть и отдельный пункт параграфа, и переработанный учителем текст энциклопедии) были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированности общеучебных умений.

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? Приведите пример из текста. Кому приносили награбленное?

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание . Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Задания для учащихся с углублённым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Анализ. Выявите принципы, лежащие в основе распределения завоеванного имущества.

Синтез. По пыльным дорогам в Египет гонят огромные стада овец, быков, коней, везут награбленное золото, ткани, черное дерево, но какова главная добыча воинов? Почему?

Оценка. Какой характер носили войны?

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания . У чащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания. Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублённого уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.

Если в процессе обучения ученик проявляет интерес к учебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практика показывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вот личностные изменения будут налицо. Но для этого учебный процесс должен быть доступным для всех обучающихся. При разноуровневом обучении ученику предлагаются разные способы работы с информацией, и реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся.

Приведём пример урока литературы по теме «Слово Пушкина» в 5 классе, на котором задания для обучающихся также составлялись с применением Конструктора задач Л.С. Илюшина.

Класс был поделен на группы, исходя из результатов психолого-педагогических диагностик: учащиеся с базовым уровнем (1группа), учащиеся с продвинутым уровнем (2 группа), учащиеся с углублённым уровнем (3 группа). Соответственно и задания группам были составлены разной степени сложности.

Задание 1. Какая картина, на ваш взгляд, созвучна настроению стихотворения Пушкина «Осень». Какие строчки стихотворения наиболее ярко это показывают, перекликаясь с образами картины?

Это задание для 1 группы, они также получили следующий алгоритм ответа: Среди представленных репродукций картин мы выбрали (автор, название). Эта картина, как нам кажется, созвучна настроению стихотворения (автор, название). А строчки из стихотворения (назвать эти строчки) наиболее ярко это показывают, перекликаясь с образами картины.

Учащиеся данной группы работали с ноутбуками, где была заранее размещена презентация с репродукциями русских художников на тему «Осень».

Задание 2. Найдите значения выделенных курсивом слов в толковом словаре. Что они обозначают в данном стихотворении? Очей очарованье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.

Это задание для 2 группы. Учащиеся данной группы работали с толковыми словарями и с текстом стихотворения.

Задание 3. Найдите рифмы в стихотворении, запишите их. Как они расположены?

Это задание также для 2 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задание 4. Какие выразительные слова подбирает поэт к следующим образам: осень, лес, зима? Что мы видим, слышим, чувствуем благодаря выразительным средствам?

Это задание для 3 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задания для групп составлялись с учётом рекомендаций действий учащихся на каждом этапе познавательной деятельности.

На этапе ознакомления и понимания учащиеся с базовым уровнем распознавали и доказывали.

Учащиеся с продвинутым уровнем интерпретировали и отбирали, решали новую задачу, опираясь на уже знакомые знания.

Учащиеся с углублённым уровнем анализировали и сопоставляли.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Эффективен ли Конструктор задач для индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися? Итоги сравнительной диагностики сформированности метапредметных (познавательных) умений на октябрь 2015-2016 учебного года и март 2016-2017 учебного года показали положительную динамику. Она проявилась в повышении процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических.

Таким образом, апробация «Конструктора задач» Л.С.Илюшина показала, что данные приёмы работы можно использовать и при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Но нужно отметить, что добиться большей результативности можно, если действовать в команде с другими учителями-предметниками, так как Конструктор задач – коллективный продукт, результат целенаправленных усилий всего школьного коллектива.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструирование учебно-практических и учебно-познавательных задач

с использованием методического конструктора ситуационных задач

Л.С. Илюшина в начальной школе

Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована такая компетентность может быть и в процессе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .

Поэтому одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

· Системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

· Умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

· Обобщенных способов деятельности;

· Коммуникативных и информационных умений.

Актуальность применения задач:

1.Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход к обучению и максимально помогают реализовать требования ФГОС НОО.

2.Такие задачи носят метапредметный характер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметными видами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.

3.Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

4.Учебно-практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания

5.Учебно-познавательные задачи – это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности)Учиться находить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачи для каждого урока – первоочередная задача учителя.

Для подготовки и составления учебно-познавательных и учебно-практических задач может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина.

Так как знания формируются не до, а в процессе применения их на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании.

В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами.

Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Конструктор позволяет учителю формулировать разнообразные типы задач.

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться им извне.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструктор задач ( Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

29.Предложите новый (иной) вариант…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

4.Расположите в определённом

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

33.Предложите новую (свою)

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где) …

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Пример конструирования задачи по работе с текстом

«…Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в ремонте. Среди прочего – не открывалось окно в моем кабинете. Пришёл плотник, починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться, но погас свет. Приглашённый электромонтёр обнаружил, что в проводку был забит гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут оказалось, что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести окончательный лоск. Теперь всё в порядке, объявил я, после чего выяснилось, что окно, покрашенное в закрытом положении, опять не открывается…»

(из книги Лоуренса Дж. Питера «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось»)

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники.

14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные) работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.

15. ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы

23. АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л. Питера с точки зрения выраженности в ней рационализма и прагматизма

34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета

39.ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л.Питеру

В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией.

Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Применение конструктора ситуационных задач Илюшина на уроках физики Учитель физики МАОУ СОШ № 21 Коротаева М.А. Ситуационные задачи

Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией.

Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.

На основе таксономии целей по К. Блуму Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов.

Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Существует несколько подходов.

  • Построение задач на основе вопросов к параграфам в учебнике.
  • Может быть основан на выделенных в научных исследованиях, типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику.
  • Следующий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
  • На основе содержания учебника целесообразно составлять ситуационные задачи тогда, когда она носит характер развития потребности в знаниях. Для того, чтобы создать такую задачу, достаточно выбрать один или несколько фрагментов текстов из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы по теме и, используя конструктор задач, разработать само задание.

Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности.

Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности.

В результате решения задачи учащиеся должны не только изложить само решение, но и способ решения в общем виде, что позволит использовать данный способ при решении широкого круга однотипных задач

Ознакомление

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

29.Предложите новый (иной) вариант…

обоснуйте… (распределите от…к…)

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

4.Расположите в определённом

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

33.Предложите новую (свою)

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Применение ситуационных задач в образовательном процессе помогает решить следующие проблемы:

  • мотивация учебной деятельности;
  • актуализация предметных знаний и умений;
  • интеграция знаний по различным предметам;
  • интеграция школьных и внешкольных знаний;
  • достижение метапредметных результатов;
  • развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;
  • «проблемное» планирование образовательного процесса;
  • подготовка к профессиональному выбору;
  • ориентация в ключевых проблемах современной жизни

Рассмотрим подробно решение задачи «Гром-камень»

Личностно – значимый познавательный вопрос : Санки, скатившись с горы, вскоре останавливаются, как и велосипед, если велосипедист прекращает вращать педали. Причиной всякого изменения скорости движения является сила. Какая сила действует на каждое движущееся тело и изменяет его скорость?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Задания на работу с данной информацией

Какие еще известные наблюдения и опыты показывают, что существует сила трения? В чем заключаются причины трения? Какие виды трения различают?

Какое изобретение человечества заменило трение скольжения трением качения?

Где в природе и технике нужно учитывать трение?

Какую роль играет трение в жизни животных и растений?

Трение полезно или вредно? Почему при транспортировке Гром-камня использовались бронзовые шары?

Какими способами можно уменьшить трение? Увеличить трение? Какими приемами уменьшали трение при перемещении Гром-камня?

1.Каким способом можно было бы осуществить транспортировку Гром-камня в наше время? Рассчитайте грузоподъемность транспортного средства для его перемещения.

2.Представьте себе воображаемую ситуацию, если бы сила трения вдруг исчезла?

Тема: «Неравномерное движение. Скорость» 9 класс.

Задача «Кто прав?»

Представьте, что вы стали свидетелем спора между сотрудником ГАИ и водителем. Сотрудник ГАИ, контролируя соблюдения правил дорожного движения водителями транспортных средств, измерил скорость проезжающего мимо него автомобиля специальным прибором. На экране прибора он увидел цифру 70, что соответствует скорости 70 км/час. Вверх поднялся милицейский жезл. Автомобиль остановился. Представившись сотрудником ГАИ, обвинил водителя в превышении максимально допустимой скорости движения транспортного средства. В свою очередь водитель не согласился. Он выехал из города в 8.00. утра. Часы показывали 13.00., он проехал 100 км.

1.Кто прав в этом споре и почему? Обоснуйте свою точку зрения.

2.Как определил скорость сотрудник ГИБДД?

3.Как определил скорость автомобиля водитель?

4.Какой прибор измеряет скорость на автомобиле?

5.Какую скорость определил водитель по путевому листу?

Пример применения техники «Конструктор заданий» на уроке по теме «Поражающее действие электрического тока» в 8 классе.

Описание техники: способ организации работы с неадаптивным текстом с помощью таблицы с разноуровневыми заданиями.

Цели применения техник:

- развитие логических мыслительных операций при смысловом чтении текста учебного материала;

- определить уровень знаний и умений класса в целом;

- определить продвижение учащихся в умении самостоятельного получения знаний и представлении полученной информации в различных формах;

- провести коррекцию знаний.

1. Назовите основные физические величины, используемые в данном тексте.

4. Объясните, каким законом связаны физические величины, используемые в данном тексте.

7. Изобразите информацию о поражающем действии электрическим током в виде схемы или графика.

10. Раскройте особенности поражения электрическим током на организм человека.

13. Разработайте план, позволяющий уменьшить тяжесть поражения электрическим током.

14. Как вы считаете, в каких ситуациях нужно учитывать данные о поражающем действии электрического тока.

2. Составьте список понятий,

связанных с поражающим действием электрического тока.

5. Покажите, от чего зависит тяжесть поражения электрическим током.

8. Сформулируйте правила, позволяющие снизить поражающее действие электрического тока.

11. Найдите данные, подтверждающие и объясняющие, что переменный ток более опасен, чем постоянный.

15. Проведите экспертизу физического состояния человека в зависимости от степени поражения током.

3. Расположите в определённом порядке значение силы тока, опасное для человека.

6. Приведите примеры, почему токи утечки представляют опасность.

9. Рассчитайте на основании данных из текста значение тока, проходящего через сухую и влажную кожу человека.

12. Найдите данные, подтверждающие и объясняющие, что поражение током в 70мА опаснее, чем 1А.

Пример применения техники «Конструктор заданий» на уроке по теме «агрегатные состояния вещества» в 8 классе.

Описание техники: способ организации работы с текстом учебника с заполнением таблицы

Цели применения техник:

- развитие логических мыслительных операций при смысловом чтении текста учебного материала;

- определить уровень знаний и умений класса в целом;

- определить продвижение учащихся в умении самостоятельного получения знаний и представлении полученной информации в различных формах;

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке

не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы

Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке

не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы

Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах

легко сжимаемы, заполняют весь предоставленный им объем

Частицы находятся далеко друг от друга и слабо взаимодействуют друг с другом

Центр масс тела

Точки контакта с внешней силой

Опора или подвес

массы тела и высоты над поверхностью

механических свойств тела и

массы тела, ускорения, внешней среды

  • Сила– величина, характеризующая взаимодействие тел
  • Вес тела всегда направлен вниз
  • Прибор для измерения силы называется манометр
  • Закон Гука позволяет измерить силу упругости
  • Коэффициент жесткости не зависит от длины пружины
  • Под действием силы упругости тело движется с ускорением
  • Сила – векторная величина
  • Вес тела измеряется в килограммах
  • Изменение формы тела называется деформацией
  • Коэффициент жесткости измеряется в Н·м
  • Сила упругости противоположна силе, вызывающей деформацию
  • Динамометр работает на основе закона Гука

Напряжение 220 В

Напряжение 220 В

Гарантийный срок службы 60 дней

Гарантийный срок службы 2 года

Тема: «Лампа накаливания». 8 класс.

Задача «Да будет свет!»

Ситуация: возникновение проблемы с электропроводкой

Лампочкин решил поменять электрическую проводку в своем дачном домике.

Лампочкин. Перегорела лишь одна лампочка, а свет погас во всех трех комнатах!

1. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Подскажите Лампочкину, как сделать электропроводку.

3. Обоснуйте свои варианты создания электропроводки.

Ситуация: Лампочкин в магазине.

Видит две этикетки.

Вопрос. Какую лампу вы посоветуете купить Лампочкину и почему?

Ситуация: Лампочкин вновь в своем домике.

Лампочкин. Может быть я поторопился. Следовало бы купить КЛЛ (компактные люминесцентные лампы)? Тогда у меня была бы экономия средств и электроэнергии?

Вопрос. Как вы думаете: прав ли Лампочкин? Выгодно ли использовать энергосберегающие лампы при сегодняшних тарифах на электроэнергию?

1. Обоснуйте свои выводы, используя исходные данные:

цены на электроэнергию 3,5 рубля за кВт. Каждый последующий год цена будет расти на 15%;

среднее время работы энергосберегающей лампы 4000-6000 часов;

среднее время работы обычной лампы 1000 часов;

ежедневно лампы горят около 3 часов, в год 1000 часов.

Вопрос. На сколько лет хватит одной экономичной лампочки? Сколько потребуется обычных ламп на этот же промежуток времени?

«На линии Ленинград — Москва каждую зиму пропадает совершенно бесследно несколько сотен метров дорогой телефонной и телеграфной проволоки, и никто этим не обеспокоен, хотя виновник исчезновения хорошо известен. Конечно, и вы знаете его: похититель этот …»

Ответьте на вопросы.

1. Кто виновник исчезновения?

2.О каком физическом явлении идет речь?

3.Сказывается ли это на работе телефонной связи?

4. Если каждую зиму будет исчезать 500метров медной проволоки, то, за какое время провод исчезнет совсем?

5. Есть ли способ, предотвратит это воровство?

6. Возможно ли такое «воровство» с другими техническими объектами, например, с рельсами и мостами?

7. Следует ли учитывать данный факт инженерам и конструкторам при строительстве и создании технических объектов и сооружений?

Тема «Тепловые явления» 8 класс, 10 класс.

Задача «Безнаказанное хищение».

Подсказки и ответы.

«…медная телефонная проволока удлиняется от теплоты в 1,5 раза больше, чем сталь. Но здесь уже нет никаких пустых промежутков, и потому мы без всяких оговорок можем утверждать, что телефонная линия Ленинград — Москва зимой метров на 500 короче, нежели летом. Мороз безнаказанно каждую зиму похищает чуть не полкилометра проволоки, не внося, впрочем, никакого расстройства в работу телефона или телеграфа и аккуратно возвращая похищенное при наступлении теплого времени».

Но, когда такое сжатие от холода происходит не с проводами, а с мостами, последствия бывают подчас весьма ощутимы. Вот что сообщали в декабре 1927 г. газеты о подобном случае:

“Необычайные для Франции морозы, стоящие в течение нескольких дней, послужили причиной серьезного повреждения моста через Сену, в самом центре Парижа. Железный остов моста от мороза сжался, отчего вздулись и затем рассыпались кубики на покрывающей его мостовой. Проезд по мосту временно закрыт”.

Тема «Звуковые волны»

Текст. «Технология выбора наушников».

Оказывается, выбрать наушники - это целая наука! Чтобы выполнить эту задачу, необходимо помнить следующие параметры.

Во-первых, частотная характеристика. У хороших наушников этот диапазон составляет 16 Гц – 20 кГц. Чем диапазон уже, тем большая часть частот “исчезнет” из композиции. Как правило, особо важную роль играет нижний предел частотного диапазона. Басы находятся именно на нижней планке частот.

Если вы особо ревностно относитесь к качеству звука, то лучше выбрать наушники с повышенным качеством звучания – модель с большим диаметром мембраны. Несмотря ни на что, наушники – “вкладыши” с размером мембраны 9 – 12 мм не способны состязаться в чистоте звука с накладными наушниками, имеющими диаметр мембраны 30 мм и выше, что позволяет им значительно расширить частотный диапазон и улучшить качество звучания.

Во-вторых, это чувствительность, влияющая на громкость звука в наушниках. Хорошо, чтобы наушники обеспечивали чувствительность не ниже 100 – 120 дБ. Третья характеристика – импеданс (сопротивление). Чем ниже сопротивление проводника, тем больший ток будет протекать через ваши наушники, тем громче они звучат. Для музыкального плеера либо мобильного телефона нужно выбрать наушники с импедансом 16 – 64 Ом.

Есть еще ряд характеристик, которые имеют отношение к дизайну: форма, тип дужки, цвет. Наушники могут быть проводными и беспроводными.

Выбор остается только за вами!

Ответьте на вопросы.

1. Наушники, с каким размером диаметра мембраны способны дать более качественный звук? Почему? Какой вид наушников нравится именно вам? Почему?

2. Как вы думаете, стоит ли покупать наушники с верхним пределом частотной характеристики 25 кГц? Почему?

Конструктор задач ( Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте список понятий, касающихся…

10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите необычный способ, позволяющий…

4.Расположите в определённом порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме текста…

12.Прокомментируйте положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

33.Предложите новую (свою) классификацию…

40.Выскажите критические суждения о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)
7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники.
14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные) работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.
15. ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы
23. АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л.Питера с точки зрения выраженности в ней рационализма и прагматизма
34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета
39.ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л.Питеру
В общем виде, ситуационную задачу можно определить, как один из видов учебных материалов, в котором пред учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).
Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией
Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клеше заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

Читайте также: