Конструктор сочинений по русскому языку на огэ

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Алгоритм написания сочинения 9.2

1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 экзаменационной работы.

2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?

3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;

б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;

в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);

г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;

д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).

4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.

5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.

7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

Структура сочинения (задание 9.2)

1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

А) Первый пример и его роль в тексте

Б) Второй пример и его роль в тексте

Клише для сочинения 9.2

Часть сочинения

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом.

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

В этом отрывке автор хочет сказать нам о том…

Этим отрывком автор хочет нам показать…

Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идт о том, что…

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так:…

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

На мой взгляд, данный отрывок показывает/объясняет/раскрывает…

По моему мнению, в этом отрывке показано…

Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста:…

Текст (фамилия автора в род.падеже) заставил меня задуматься….

Примером может стать аргумент из текста, в котором…

Обратимся к тексту (фамилия автора в род.падеже) …

Предложение №… подтверждает мысль о том, что…

Автор говорит (подчеркивает, обращает/акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к….)

Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста…

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение. В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как.

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Таким образом, мы пришли к выводу…

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Исходя из сказанного…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что.

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Текст (фамилия автора в род.падеже) помог понять…

Послание в неведомое

(1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это?

(8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов…

(12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди…

(19) Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память?

(26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…

(27) Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы.

(32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.

(34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь.

(37) И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?

(43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44) Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.

(46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47 ) Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.

Конструктор сочинения представляет собой таблицу, в которой представлены композиционные части сочинения, речевые клише для каждой части и образец сочинения.

Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично. Объём сочинения не менее 70 слов.

Композиционные части сочинения-рассуждения

Образец сочинения-рассуждения 9.2

Вступление. Тезис.
Формулировка тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.

Процитировать обозначенное в задании 9.2 предложение и тезисно объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать.

  • Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: …
  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Эти строки говорят о том, что …
  • Текст (автор) заканчивается словами: "…".

На мой взгляд, речь идет о том, что …

  • Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: … .
  • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.
  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … .
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
  • Докажу своё суждение примерами из текста (автор).
  • Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
  • Вступление. Тезис. Комментарий к тезису.
  • « - Собаки не ошибаются, не ошибаются. - бурчал себе под нос инженер Молчанов». Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста В.К. Железникова.

* Обратите внимание!
При формулировке тезиса можно использовать предложения из задания № 6.

Основная часть. Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны

  • соответствовать тезису;
  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать вводные слова во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише:

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: … .

Аргумент 1
Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).

Аргумент 2
Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод
Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Композиция, речевые клише и образец к каждому пункту сочинения ОГЭ 9.3.

Композиционные части сочинения-рассуждения

Вступление.
1)Определение понятия.
2)Развертывание тезиса с помощью комментария к нему
3)Переход – фраза, позволяющая логично и органично перейти к доказательствам.

Дать определение понятию (личностному качеству, общественно-значимому явлению и др.), обозначенному в задании 9.3. Комментарий: данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Варианты вступления
Что такое… (назвать понятие, которое необходимо объяснить). Каждый может объяснить это понятие по-своему. Я понимаю его так:…
(Понятие) я понимаю так: …
Нужно помнить, что существуют разные способы толкования лексического значения:
1.Понятийный (родо-видовая характеристика слова: доброта – душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро окружающим);
2.Синонимичный (через синонимы: доброта - отзывчивость);
3.Описательный (доброта – все положительное, полезное, хорошее);
4.Комбинированный (доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро людям).

Переходные фразы-связки: Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Как можно понять это определение?
Попробуем объяснить данное определение. Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к конкретным примерам.
Проиллюстрировать это мнение можно следующими примерами.

Вступление. Тезис. Комментарий к тезису. Переход
Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях. Смелый человек не боится рискнуть собственной жизнью, понимая, что от его действий зависит спасение жизни людей или других живых существ. Человек, у которого есть такое внутреннее качество, как смелость, не думает о возможных последствия относительно самого себя. Пока все остальные думают о том, как же лучше поступить, чтобы не подставиться под удар смелые люди уже бросаются на помощь, даже не думая о том, что могут пострадать сами. Таким людям важно оказать помощь тому, кто находится в опасности. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

Основная часть.
Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента: 1- из указанного текста; 2 – из собственного опыта.
Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле понятия; развиваться в заданном темой направлении. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Приведите пример-аргумент №1 из текста, подтверждающий правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Приведите пример-аргумент №2 из личного опыта, произведений литературы или общественной жизни. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…
Кто из нас не наблюдал, как .
Нечто подобное было и в моей жизни: …
Мне кажется, данный случай убеждает нас в том, что …
Я вспоминаю, что когда-то и мой отец (дедушка, дядя, друг и др.) рассказывал о том, как…
В моей жизни был эпизод, когда…
Наблюдая за окружающими, я не раз замечал, что…
Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а), что в народе давно сложилась традиция (указать, какая и как она связана с темой сочинения)
Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) говорит пословица (поговорка):…
Попытаюсь доказать это, обратившись к примеру из художественной литературы. Вспомним, например,…
Эту мысль (истину) подтверждает и опыт русской литературы. Так,…
Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся за доказательством к произведению (автор, название)…
В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести эпизод (судьбу героя) из известного произведения … (автор, название)……
Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
В известном произведении … (автор, название) герой также (проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора и т.п.…

Аргумент 1 Обратимся к тексту советского писателя Леонида Пантелеева. Герой рассказа проявляет настоящую стойкость и храбрость, перевозя людей через реку под осколками от зенитных снарядов. Даже когда у взрослых людей не выдерживают нервы, мальчик не показывает испуга. По-настоящему смелый человек усмиряет все свои страхи и идет навстречу опасности, рискуя своей жизнью (предложения 23-25).
Аргумент 2 Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами: значит,
итак,
следовательно,
таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу,
подводя итог,
делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Елена Амелина - Русский язык для ОГЭ. Пишем изложения и сочинения обложка книги

Аннотация к книге "Русский язык для ОГЭ. Пишем изложения и сочинения"

Книга, которая поможет успешно сдать экзамен - ГИА по русскому языку. Пособие включает теоретический материал и практическую часть. В первом разделе книги вы найдете справочный материал по разделам науки о языке: фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, словообразованию и т.д.
Второй раздел книги обучает написанию сжатого изложения. В сборнике представлены рекомендации по написанию данного вида работы, а также тексты для самостоятельного написания вами изложений.
Третий раздел книги содержит рекомендации по написанию сочинения на лингвистическую тему. Там представлены схемы написания подобных работ, а также 13 вариантов сочинений на лингвистическую тему, которые вы можете использовать в качестве образца.
2-е издание.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Данное пособие может быть использовано как для самостоятельной подготовки к ОГЭ по русскому языку, так и работы с преподавателем.
Первый раздел содержит справочный материал, напоминает учащемуся, что такое фонетика, орфоэпия, морфема, корень слова, синонимы, диалектизмы и т.д. Все определения даны с примерами. В подразделе "Синтаксис и пунктуация" приводятся основные правила расстановки знаков препинания. Рассматриваются также языковые средства художественной выразительности.

Данное пособие может быть использовано как для самостоятельной подготовки к ОГЭ по русскому языку, так и работы с преподавателем.
Первый раздел содержит справочный материал, напоминает учащемуся, что такое фонетика, орфоэпия, морфема, корень слова, синонимы, диалектизмы и т.д. Все определения даны с примерами. В подразделе "Синтаксис и пунктуация" приводятся основные правила расстановки знаков препинания. Рассматриваются также языковые средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры и др.
Во втором разделе автор дает рекомендации по написанию сжатого изложения и 14 текстов для изложений с пояснительными заданиями.
Третья часть посвящена сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Сначала дается алгоритм написания сочинения, затем образцы сочинений.
Судя по аннотации и вступительной статье, где указывается, что книга предназначена для подготовки к ГИА, это переиздание пособия прошлого года. Но, в принципе, так как содержание экзамена не изменилось, данное пособие можно использовать в подготовке к написанию изложения и сочинения наряду с другими изданиями. Скрыть


Группа ПИШУ НА 100 для тех, кому важно знать главное о ЕГЭ – 2022 по русскому языку и о том, ЧТО и КАК нужно делать в процессе подготовки к успешной сдаче экзамена. И итоговое сочинение - наша тема.
Материалы и рекомендации, которые мы готовим (совершенно бесплатно!), очень короткие (для тех, кто не любит читать долго) и точные (для тех, кто не любит ошибаться)! Мы не делаем только одного: не публикуем "правильных" и "золотых" работ для списывания: тупиковый путь для умных людей. мы предлагаем НАУЧИТЬСЯ делать так, чтобы результат радовал. И вдохновлял.

Пишу на 100. ЕГЭ русский язык.Итоговое сочинение

Пишу на 100. ЕГЭ русский язык.Итоговое сочинение запись закреплена

Пишу на 100. ЕГЭ русский язык.Итоговое сочинение

Пишу на 100. ЕГЭ русский язык.Итоговое сочинение запись закреплена

Друзья ЕГЭ! УРА! Всем - самых легких вариантов и интересных текстов!
Уважаемым экспертам - терпения и вдохновения!
Всё будет хорошо! У всех
НИ ПУХА

Анастасия Зимина

Пишу на 100. ЕГЭ русский язык.Итоговое сочинение

Пишу на 100. ЕГЭ русский язык.Итоговое сочинение запись закреплена
Рособрнадзор

Напомним основные моменты, которые следует учитывать при подаче апелляции в 2022 году.

Участник ЕГЭ имеет право подать апелляцию:

❗

О нарушении установленного порядка проведения экзамена – в день проведения экзамена, не покидая пункт проведения экзамена.
Показать полностью.

Апелляция рассматривается в течение двух дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию. При удовлетворении апелляции результат экзамена аннулируется, участник сдает ЕГЭ в другой день, предусмотренный расписанием.

❗

О несогласии с выставленными баллами – в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днём объявления результатов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету.

Апелляция рассматривается в течение четырех рабочих дней, следующих за днём ее поступления в конфликтную комиссию. При удовлетворении апелляции результат экзамена пересчитывается и утверждается ГЭК.

Участник ЕГЭ информируется о времени и месте рассмотрения апелляции не позднее, чем за один рабочий день. Конфликтная комиссия информирует участников ЕГЭ о принятых решениях не позднее трёх рабочих дней со дня их принятия.

Читайте также: