Конструктор создатель первого пилотируемого космического корабля

Обновлено: 04.05.2024

Королев Сергей Павлович

Королев Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 - 14.01.1966) - ученый, основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.

В 1923 г. вступил в организацию "Общество друзей Воздушного флота" (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций - Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 г., став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты "ГИРД-09" (конструкции М.К. Тихонравова) и "ГИРД-Х" (конструкции Ф.А. Цандера), пуск последней был осуществлен 25 ноября 1933 г. В конце 1933 г. после слияния московского ГИРДа с Ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) и образования на их базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, Сергей Павлович был назначен его заместителем, а с начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа - ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, занимается проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем "РД-1", изложенный в работе "Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем "РД-1". В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете "Пе-2".

В 1944 г. Королев написал работы "Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя "Лавочкин 5ВИ" со вспомогательными реактивными двигателями "РД-1" и "РД-3", "Крылатые ракеты" (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.

27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.

В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем - С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором "изделия №1" - баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела №3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед С. П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В 1948 г. Королев С.П. занимается совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев стремился к главной цели - покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 г. Сергей Павлович еще совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.

В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.

4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников "Электрон" для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 г. Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций "Луна - 1", "Луна - 2", "Луна - 3". Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток", он реализует первый орбитальный полет человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков. 6 августа 1961 г. Г.С. Титовым на корабле "Восток-2" был совершен второй космический полет, который длился сутки. 11 по 12 августа 1962 г. - совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. 14 по 16 июня 1963 г. - совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях "Восток-5" и "Восток-6"; изучается возможность полета в космос женщины. 12 по 13 октября 1964 г. в космосе экипаж из трех человек по околоземной орбите на более сложном космическом корабле "Восход". 18 марта 1965 г. во время полета на корабле "Восход-2" с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль "Союз", проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Советский космический корабль

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Этот исторический полет совершил гражданин СССР Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике "Восток", космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

"Восток" - первый в мире пилотируемый космический корабль. Создан в СССР для полетов на околоземной орбите.

История проекта

22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.

Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

Было создано две версии корабля, получившие обозначение: 1К (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик - 2К .

Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название "Восток", было задействовано более 100 организаций.

Характеристики

"Восток" представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля - 4,3 м, максимальный диаметр - 2,43 м, стартовая масса - 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата сферической формы (объем - 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Запуски

Запуски кораблей "Восток" осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.

На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название "Спутник". Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.

После него на кораблях "Восток" летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей - "Восток-3" и "Восток-4"), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа - почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).

Всего было запущено 13 кораблей "Восток": 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков - два удачных, один аварийный, два нештатных).

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.

Работы по ракете вел разработчик "семерки", ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение "блок Е", был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.

Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Луна-1". В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС "Луна-2" и "Луна-3".

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля "Восток" - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - "Спутник"). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа "Востоком", до этого в советской прессе ее именовали просто "сверхмощной ракетой- носителем" и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты "Восток" - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками "Электрон".

На базе ракеты "Восток" в дальнейшем были созданы другие модификации "Восток-2", "Восток-2А", "Восток-2М", которые выпускались на куйбышевском заводе "Прогресс" (ныне Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара).

Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии "Космос", "Зенит", "Метеор" и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты "Восток-2М" с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

Итоги программы

Пилотируемые полеты на кораблях "Восток" дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.

Им на смену пришли корабли следующего поколения - "Восход" (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа "Союз".

Байконур: история первого космодрома планеты


С Байконура стартовали ракеты-носители, доставлявшие в космос корабли с Германом Титовым, Валентиной Терешковой , Алексеем Леоновым , Светланой Савицкой и другими космическими героями нашей страны.

Герой России космонавт Сергей Прокопьев рассказал ТАСС, что Байконур для него в первую очередь ассоциируется с дорогой в космос. "Это понятие — как имя нарицательное. Байконур — это высокотехнологичное место, откуда открывается дорога в космос. Наверное, это основная ассоциация", — пояснил он.

Свое знакомство с космодромом Прокопьев начал в группе общекосмической подготовки в 2011 году, практически сразу после зачисления в отряд космонавтов. "Я тогда впервые смог прикоснуться к этому прекрасному и легендарному городу, всей этой славе Байконура, которая до этого была слышна только из СМИ, различных фильмов. Для меня это было волнительно и поучительно", — отметил он, подчеркнув, что после поездки воодушевился космонавтикой еще больше.

В свою очередь, Герой России космонавт Алексей Овчинин, который также познакомился с Байконуром лично в ходе общекосмической подготовки, признался ТАСС, что космодром у него ассоциируется в том числе с верблюдами. "Достаточно часто, когда прилетаешь и едешь из аэропорта к 17-й площадке или с 17-й площадки в МИК (монтажно-испытательный корпус — прим. ТАСС) и к стартовому столу, по дороге видишь верблюдов", — сказал он.

Байконур расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области, между городом Казалинск и поселком Джусалы, вблизи поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 кв. км. Космодром и город с одноименным названием вместе образуют комплекс "Байконур", арендуемый Россией у Казахстана на период до 2050 года. И сегодня Байконур считается самым надежным и активным космодромом в мире. На его счету свыше 3 тыс. пусков космических ракет с разными аппаратами, отсюда на орбиту отправились примерно 150 космонавтов.

Создание космодрома

12 февраля 1955 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании нового военного полигона для летной отработки первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 . Была собрана специальная комиссия, которая решила: нужен обширный (не менее 7 тыс. км длиной) и малонаселенный район, рядом с которым есть источники пресной воды и железная дорога для доставки блоков ракет.

Рассматривали Марийскую АССР, Дагестан, Астраханскую и Кзыл-Ординскую область Казахской ССР (ныне Кызылординская обл. Республики Казахстан). Но только последний из вариантов допускал удобное расположение наземных пунктов радиоуправления ракетой. На строительстве там настаивал и конструктор космических ракет Сергей Королев : он считал, что чем ближе стартовая площадка к экватору, тем удобнее будет использовать скорость вращения Земли.

Поэтому для строительства 5-го Научно-исследовательского и испытательного полигона (НИИП) Минобороны СССР, будущего космодрома Байконур, была выбрана солнечная пустыня Казахстана. Первые группы строителей прибыли на место работ немного раньше — в январе 1955 года.

Строительство полигона стало состязанием с природой. Песок промерзал на полтора метра, поэтому приходилось его взрывать. Первые землянки появились только весной, а в начале мая было заложено первое деревянное здание жилого городка. Летом ветер там становится иссушающим — температура поднимается до 50 градусов.

Днем основания Байконура считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го НИИП и создан штаб полигона — войсковая часть 11284.

Кстати, в первой половине 1955-го район формирования полигона имел условное наименование "Тайга". Тогда еще в русском языке не было слова "космодром".

Строительство велось с нуля, в голой степи, единственным существовавшим на тот момент элементом инфраструктуры была железная дорога. К началу летных испытаний Р-7 в мае 1957 года были возведены стартовый комплекс, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса, к стартовой площадке были проложены бетонная дорога и железнодорожные подъездные пути. Одновременно с возведением полигона вблизи железнодорожной станции Тюратам велось строительство жилого поселка для испытателей. Полигон и поселок получили неофициальное название "Заря".

История запусков

4 октября того же года с помощью переоборудованной под космические запуски ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли . Он находился на орбите 92 дня (до 4 января 1958 года), совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км). Его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

12 апреля 1961 года с космодрома был запущен космический корабль "Восток" с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту. В документах и прессе об этом запуске засекреченный военный полигон впервые был назван Байконуром (с казахского — "богатая долина"). На самом деле такое название носил поселок в Карагандинской области, в 325 км к северо-востоку от места проведения запуска. Назвать 5-й НИИП Байконуром было решено для дезориентации иностранных разведок, с этой целью в одноименном поселке были построены муляжи стартовых площадок. Однако впоследствии это название закрепилось за полигоном. Такое же название с 1995 года носит административный центр космодрома (в 1958–1969 годах — поселок Ленинск, в 1969-м получил статус города).


На космодроме Байконур испытывались различные поколения МБР (Р-9, Р-36, УР-200, УР-100 и др.), ракеты-носители и их модификации, созданные на основе Р-7: "Восток", "Молния", "Восход", "Союз", а также "Циклон", "Протон", Н-1, "Зенит", "Энергия" и другие.


С Байконура выводились в космос автоматические межпланетные станции "Луна" (1959–1976), "Марс" (1960–1973), "Венера" (1961–1978), "Вега-1" и "Вега-2" (1984), различные спутники ("Космос", "Метеор", "Экран", "Радуга", "Горизонт", "Молния" и др.).


С Байконура запускались космические станции "Салют" (всего их было семь, находились на орбите в 1971–1991 годах), модули орбитального пилотируемого комплекса "Мир" (1986–2001) и МКС, которая используется по настоящее время . Строительство станции началось 20 ноября 1998 года с вывода на околоземную орбиту первого модуля — функционального грузового блока "Заря". В настоящее время в состав станции входят 15 различных модулей.

Космодром награжден орденами Красной Звезды (1960), Ленина (1965) и Октябрьской Революции (1976).

Аренда и эксплуатация космодрома Россией

С момента основания космодром Байконур входил в структуру Министерства обороны СССР (впоследствии находился в ведении Минобороны России). После распада Советского Союза в 1991 году стал собственностью Казахстана.

В соответствии с соглашением, подписанным 28 марта 1994 года президентами России Борисом Ельциным и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, и договором об аренде от 10 декабря 1994-го космодром был передан России в аренду сроком на 20 лет. В 2004-м аренда была продлена до 2050 года. Ежегодная арендная плата составляет $115 млн.

В 1994 году с целью реализации российского-казахстанского соглашения правительством РФ было принято решение о передаче Байконура (официально назывался 5-м Государственным испытательным космодромом, ГИК-5) от Минобороны в ведение Российского космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), при котором был образован Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). В 1995–2011 годах была проведена поэтапная передача объектов космодрома от военного к гражданскому ведомству.


В настоящее время поддержание работоспособности космодрома и его эксплуатацию осуществляет филиал ЦЭНКИ — Космический центр "Южный" (КЦ "Южный"). Он координирует работу организаций и предприятий промышленности на Байконуре, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти России и Казахстана. Помимо КЦ "Южный" в эксплуатации космодрома участвуют Ракетно-космическая корпорация "Энергия", Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, ВПК "НПО машиностроения" и другие.

Инфраструктура и статистика запусков

За 65-летнюю историю Байконур значительно изменился. Он имеет девять стартовых комплексов (в их составе 15 пусковых установок, в том числе пять действующих) для запусков ракет-носителей, четыре пусковые установки для испытаний МБР, 13 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, а также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции.

Космодром располагает измерительным комплексом с вычислительным центром, кислородно-азотным заводом. В его инфраструктуру входят два аэродрома ("Крайний" 1-го класса и "Юбилейный"), 470 км железнодорожных путей (в том числе 40 км спецпутей), 1281 км автомобильных дорог, 600 трансформаторных подстанций, 6610 км линий электропередачи, 2784 км линий связи. Всего на космодроме трудится более 10 тыс. человек.

Чаще всего космонавты прилетают на Байконур перед пуском в составе основного или дублирующего экипажа, когда им приходится соблюдать режим обсервации. Поэтому зачастую они видят город из окна автобуса. "Когда туда приезжаешь, редко когда получается выйти в город, потому что находишься в гостинице (площадка номер 17)", — рассказал Овчинин. Несмотря на это, любимые места на космодроме Байконур и в одноименном городе у членов отряда космонавтов есть.

Там практически каждое место несет на себе отпечаток людей-легенд, которые там жили и работали. В первую очередь я бы посоветовал посетить беседку, где принималось решение, кто полетит первый в космос – Юрий Гагарин или Герман Титов

История космодрома и города отражена в большом числе памятников (Юрию Гагарину, Сергею Королеву, различным ракетам-носителям) и музеев, в том числе на стартовом комплексе "Энергия-Буран". Рядом с домиками Королева и Гагарина и музеем космодрома установлен полномасштабный макет советского орбитального корабля. "Он превращен в экскурсионный объект, но ты понимаешь, что он практически полностью повторяет тот "Буран", который летал в космос. Это сильно впечатляет", — признался он.

В свою очередь космонавт Овчинин рассказал, что любит прогуляться по местному Арбату (так в народе прозвали пешеходную часть улицы Королева), когда предоставляется возможность.


Некоторые космонавты знакомятся с Байконуром до зачисления в отряд. Например, Сергей Кудь-Сверчков, утвержденный комиссией Роскосмоса в основной экипаж "Союза МС-17", полет которого к МКС запланирован на осень 2020 года, родился в городе Ленинске, который в настоящее время носит название Байконур. А брат Сергея Прокопьева — Евгений, проходящий общекосмическую подготовку, ранее работал в Ракетно-космической корпорации "Энергия" и посещал пуски ракет.

"Брат был на Байконуре по своей служебной деятельности, он не раз ездил туда со стороны "Энергии" и принимал участие в тестировании систем корабля перед отправкой в космос. Он, наверное, про Байконур знает намного больше, чем я", — предположил Прокопьев. По его словам, специалисты, которые долгое время присутствуют на космодроме по роду своей деятельности, "рассматривают его шире, глубже".

В настоящее время ведутся работы по созданию совместно с Казахстаном космического ракетного комплекса "Байтерек", с него планируется запускать российскую перспективную ракету-носитель "Союз-5" ("Иртыш"). Начало летных испытаний запланировано на 2023 год.

Старейшая пусковая площадка №1 ("Гагаринский старт"), с которой стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным, а до этого — первый искусственный спутник Земли, будет модернизована под ракеты-носители серии "Союз-2".

В свою очередь, специальный представитель президента Казахстана в Байконуре Бахытжан Намаев заявил, что в 2021 году на территории комплекса планируется открыть специальную экономическую зону. По его словам, сейчас этот проект разрабатывается совместно с российской стороной, подготовлен проект соглашения. Намаев отметил, что на Байконуре планируется организовать промышленное производство и развивать международный туризм.

В настоящее время с космодрома Байконур проводятся запуски ракет-носителей "Протон-М" (с 2001 года), "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б" (с 2006-го). До недавнего времени осуществлялись пуски "Рокота" (2000–2019), "Союза-ФГ" (2001–2009), а также российско-украинских ракет "Днепр" (1999–2015) и "Зенит-3SLБ" (2008–2013).

Россия только с Байконура может осуществлять пилотируемые запуски. С него выводятся корабли "Союз МС" (с 2016-го), доставляющие на МКС членов экспедиций, и грузовые "Прогрессы МС" (с 2015-го), обслуживающие космическую станцию.


Всего за 65-летнюю историю космодрома с его площадок было произведено почти 5 тыс. стартов различных ракет, в том числе 3 тыс. космического назначения. С Байконура стартовали примерно 150 космонавтов и астронавтов (СССР и России, а также других стран).

В 1957–1991 годах СССР провел около 2,5 тыс. космических запусков. В 1992–2019 годах состоялось 530 запусков ракет-носителей. С начала 2020-го осуществлено четыре космических пуска, из них один пилотируемый.

Сейчас в Амурской области построен новый космодром — Восточный . Однако его создание не означает, что Россия уйдет с "Байка" (так в просторечии называют легендарный Байконур).

Екатерина Москвич, Роман Азанов

Внутренний вид кабины космонавта корабля-спутника Восток-1

15 мая 2015 года исполняется 55 лет с запуска первого космического корабля "Восток-1П" (1КП) на орбиту спутника Земли (1960).

15 мая 1960 года боевым расчетом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (ныне космодром "Байконур") была запущена ракета-носитель "Восток" с космическим кораблем "Восток-1П" (1КП). Это был первый беспилотный вариант корабля-спутника "Восток", созданный с целью летной отработки конструкции и систем корабля для полета человека.

Космический корабль "Восток" — первый в мире пилотируемый космический корабль, разрабатывался с 1958 года в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Королева. "Восток" предназначался для полета одного космонавта по орбите Земли.

Работа по созданию первого в мире спутника для полета человека была официально узаконена секретным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года № 569-264. В постановлении была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полета человека.

Еще до официального утверждения проекта в правительстве чертежи на производство корпуса космического корабля уже были направлены на Опытный завод. К концу 1959 года появился первый технологический корабль для наземной комплексной отработки его электронной аппаратуры и оборудования. Зимой 1959-1960 года велись интенсивные испытания спускаемого аппарата для отработки автоматики приземления и катапультирования кресла космонавта с манекеном путем его сброса с самолетов.

Всего в создании корабля участвовало 123 организации, включая 36 заводов.

В апреле 1960 года Королев утвердил эскизный проект "Востока-1", в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1" (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика "Восток-2" (объект 2К, позже "Зенит-2" — для маршрутной съемки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника "Восток-3" (заводской индекс 3К) — для полета человека.

К этому времени технологический корабль-спутник (1КП) фактически уже был готов к летно-конструкторским испытаниям. 15 мая 1960 года в 03.00.06 по московскому времени с 1-й пусковой установки 1-й площадки полигона "Заря" (Тюратам, Байконур) был произведен пуск ракеты-носителя 8К72К "Восток", которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник массой 4540 килограмм. Главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем.

Ракета-носитель 8К72К была создана на базе стандартной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 путем добавления третьей ступени. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой.

На его борту была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составлял 1477 килограмм. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины весом около 2,5 тонн не предусматривалось.

Предполагалось, что кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы. На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик "Сигнал", работающий на частоте 19,995 мегагерц, как в телеграфном, так и в телефонном режимах передачи. Помимо передатчика, на корабле-спутнике были размещены специальные радиоустройства для передачи на Землю данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществлялось с помощью химических источников тока и солнечных батарей.

Корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой, после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя.

19 мая в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметической кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Сергей Королев даже нашел в данной ситуации положительный момент, расценив как первый маневр на орбите. Полет посчитали успешным и второй такой аппарат запускать, как было запланировано, не стали.

Корабль 1КП затормозился и сгорел в атмосфере 5 сентября 1962 года, а герметичная кабина — 15 октября 1965 года.

Полученные данные по первому полету корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании пилотируемого космического корабля.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Читайте также: