Конструктор сухой суперджет 100

Обновлено: 12.05.2024

Первый полет SSJ100 состоялся в мае 2008 года, а сейчас в производстве 100-ый самолет. На сегодня самолет находится в эксплуатации у российских авиакомпаний — Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Центр-Юг, Red Wings, в мексиканской авиакомпании Interjet и в специальных подразделениях государственных структур.

1. SSJ100 — первый российский самолет полностью спроектированный на основе цифровых технологий.

В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и другие.

2. Производство самолета, его окончательную сборку, осуществляет Комсомольский-на-Амуре (Хабаровский край) филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (КнАФ) при непосредственном участии других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Sukhoi Superjet 100.

3. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» в Новосибирске производит детали и агрегатную сборку отсеков фюзеляжа и оперения.

4. Сборка каркаса кабины.

5. Детали и секции передают в Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", где и производится окончательная сборка самолета.

6. Цех сборки фюзеляжа (ЦСФ). Здесь производится стыковка готовых отсеков на стенде автоматической стыковки и установка крепежа по стыкам отсеков.

7. Цех сборки фюзеляжа состоит из четырех производственных участков.

8. Стыковка отсеков.

9. При производстве самолета SSJ100 используется более 600 тысяч заклепок, гаек, болтов, штифтов и других мелких деталей.

10. Здесь производится установка каркаса пола, монтаж пассажирских, сервисных дверей и дверей багажных отделений.

11. На этом же этапе устанавливаются стекла пассажирского салона и антенны фюзеляжа.

12. Производится установка слоев теплоизоляции пассажирского салона.

13. Все работы имеют минимум трехуровневый контроль и проверку.

14. После цеха сборки фюзеляжа самолет перемещают в цех окончательной сборки (ЦОС).

Здесь 7 производственных участков. На сегодняшний день производственные мощности завода позволяют выпускать до 50 машин в год.

15. В данном цехе устанавливается оперение самолета, крылья стыкуются с фюзеляжем, осуществляется монтаж шасси, устанавливаются двигатели, проверяется работоспособность систем самолета и другие многочисленные операции.

16. Механизации крыла, рули направления и высоты, и другие детали выполнены из композиционных материалов. Алюминиевые части фюзеляжа покрыты желто-зеленой грунтовкой, а детали из композитных материалов белого цвета.

17. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске.

18. Средний возраст сотрудников компании составляет 35 лет.

19. В ЦОСе производится проверка функционирования шасси, подготовка воздушного судна к постановке под ток.

20. Завершающий седьмой производственный участок. Здесь выполняют окончательный монтаж интерьера багажно-грузового отсека, интерьера кабины пилотов, проводят общетехнический осмотр ВС и готовят его передачу на летно-испытательную станцию.

21. Отработка систем под током.

22. Самолет передается на летно-технические испытания. Как правило, летная программа каждого нового самолета состоит из восьми полетов, во время которых происходит тестирование систем в воздухе.

23. Из Комсомольска SSJ100 совершает перелет в Ульяновск на установку салона и покраску в цвета авиакомпании-заказчика, а затем в Жуковский в Центр поставки.

24. Авиационно-техническая база и лётно-испытательный комплекс (ЛИК) "Гражданских самолётов Сухого" (ГСС).

25. Ангар ГСС в Жуковском вмещает одновременно 8 самолетов.

29. Sukhoi Superjet 100 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet, совместным предприятием Snecma и НПО «Сатурн». SaM146 был специально разработан для самолета типа Sukhoi Superjet 100.

Класс тяги двигателя SaM146-1S17 (версия Basic) составляет 17,300 фунтов, SaM146-1S18 (версия Long Range)- 17,800 фунтов.

Класс тяги двигателя SaM146-1S17 (версия Basic) составляет 17,300 фунтов, SaM146-1S18 (версия Long Range)- 17,800 фунтов.

30. Особое внимание уделяется ремонтопригодности двигателя, например, предусмотрена возможность замены лопаток без съема двигателя с крыла.

30. Особое внимание уделяется ремонтопригодности двигателя, например, предусмотрена возможность замены лопаток без съема двигателя с крыла.

31. Несмотря на то, что самолет считается ближнемагистральным, версия увеличенной дальности Long Range (SSJ100 LR) может выполнять полеты на расстояние свыше 4000 км.

31. Несмотря на то, что самолет считается ближнемагистральным, версия увеличенной дальности Long Range (SSJ100 LR) может выполнять полеты на расстояние свыше 4000 км.

32. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (860 км/ч) позволяет ему выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространные типы ближнемагистральных воздушных судов: Boeing 737 и Airbus 320, оптимизируя тем самым не только топливные расходы, но и временные затраты на полет.

32. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (860 км/ч) позволяет ему выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространные типы ближнемагистральных воздушных судов: Boeing 737 и Airbus 320, оптимизируя тем самым не только топливные расходы, но и временные затраты на полет.

33. Подготовкой летного и инженерно-технического персонала заказчиков по самолету SSJ100 занимается компания SuperJet International (SJI).
Было создано два центра обучения: в Жуковском (Московская область, Россия) и в Венеции (Италия).
Центры подготовки авиационного персонала предоставляют полный цикл обучения летного и инженерно-технического персонала заказчиков самолетов SSJ100. Они оснащены самыми современными средствами обучения и тренажерным оборудованием.

На сегодняшний день компания SJI успешно подготовила почти 500 пилотов, более 200 бортпроводников и более 1700 специалистов по техническому обслуживанию.

«Суперджет» обновляется

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) работает над новым вариантом самолета «Суперджет 100». Программа, получившая название SSJ NEW, предусматривает разработку лайнера, в котором десятки иностранных систем и компонентов будут заменены на отечественные. На самолете планируется устанавливать перспективный российский двигатель ПД-8, разработку которого ведет Объединенная двигателестроительная корпорация.

Импортозамещение – не единственная цель создателей машины. ОАК и другие холдинги Госкорпорации Ростех нацелены на повышение эффективности самолета за счет внедрения отечественных систем нового поколения. Часть из них уже проходит стендовые и летные испытания. Подробности – в нашем материале.

SSJ NEW: эволюция полета

«Суперджет 100», вышедший на линии в 2011 году, стал первым пассажирским самолетом, разработанным в России в постсоветское время. Лайнер имеет оптимальное для российского рынка сочетание дальности и вместимости, хорошую экономичность и повышенный, по сравнению с зарубежными аналогами, уровень комфорта. Его роль в российских авиаперевозках постоянно растет. По результатам 2019 года, согласно данным Транспортно-клиринговой палаты, на «Суперджеты» пришлось свыше 51% суммарного пассажирооборота, выполненного российскими авиакомпаниями на всех гражданских региональных реактивных и турбовинтовых самолетах.

«Суперджет» создавался в глубокой кооперации отечественного авиапрома с иностранными компаниями. В начале 2000-х годов большинство отечественных производителей систем и авионики еще не были готовы к поставкам компонентов для SSJ100, которые можно было сертифицировать по ужесточившимся авиационным правилам, в том числе иностранным.

1724920168_1.jpg

Встраивание в международную кооперацию способствовало развитию отечественного авиапрома. Получила развитие цифровизация, были внедрены перспективные производственные технологии, получен опыт совместной разработки в широкой международной кооперации с ведущими разработчиками авиационных систем, отработано взаимодействие с лизинговыми компаниями.

Параллельно под эгидой Ростеха проведено объединение отечественных производителей авиационных систем, в том числе двигателей и авионики. Сегодня они предлагают для новых гражданских самолетов конкурентоспособную продукцию нового поколения. Об этом, в частности, свидетельствует недавний полет самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Все это позволило принять решение о разработке самолета SSJ NEW с преимущественно отечественными системами. Часть оборудования будет унифицирована с новейшим российским авиалайнером МС-21.

Новый двигатель

Главным новшеством в SSJ NEW станет перспективный российский двигатель ПД-8. Новая силовая установка разрабатывается на основе технологий, примененных в двигателе ПД-14.

Отсутствие отечественного авиационного мотора в классе тяги 7-10 тонн сдерживало развитие многих авиационных программ и повышало зависимость от импорта. ПД-8 позволяет решить эту проблему. Он может устанавливаться на SSJ NEW, многоцелевом самолете-амфибии Бе-200, а также на перспективных вертолетах.

Заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин подчеркивает: «Мы понимаем, что для семейства самолетов «Суперджет» нужен двигатель, который будет превосходить SaM146 по характеристикам».

1155073399_1.jpg

Двигатель SaM146

Выход на серийное производство SSJ NEW напрямую зависит от сроков создания и сертификации двигателя ПД-8. По словам замгендиректора Ростеха Владимира Артякова, газогенератор – основная часть двигателя – выйдет на испытания уже в следующем году , а сертификацию ПД-8 пройдет в 2023 году. «Объем инвестиций достаточен для того, чтобы все работы по созданию нового двигателя были выполнены качественно и в срок», − отмечает Артяков. Опытно-конструкторские работы по газогенератору перспективного двигателя ведет «ОДК-Сатурн» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.

В настоящее время на самолетах SSJ устанавливаются двигатели совместного российско-французского предприятия PowerJet, которые также могут быть применены в составе SSJ NEW при наличии заинтересованности потенциальных заказчиков самолета.

Разработки Ростеха для SSJ NEW

В создании SSJ NEW участвует большое количество предприятий Ростеха. Как и SSJ100, новый вариант самолета разрабатывается полностью в цифровой среде. Благодаря использованию современных IT-решений на базе технологии виртуальных рабочих столов компания «Региональные самолеты» – филиал корпорации «Иркут» не потеряла ни одного дня работы над проектом в условиях пандемии.

Свои системы бортового радиоэлектронного оборудования для SSJ NEW разрабатывают предприятия «Концерна Радиоэлектронные технологии» Ростеха. Многие из них уже находятся на стадии испытаний, что позволит сократить сроки выпуска нового самолета. В частности, на SSJ NEW будет устанавливаться новая инерциальная навигационная система БИНС-2015 , разработанная Московским институтом электромеханики и автоматики. Испытания системы начались летом текущего года.

1283024431_1.jpg

Предприятия холдинга «Технодинамика» создают для SSJ NEW целый ряд систем : кислородную, контроля вибрации двигателя, электроснабжения и другие.

Систему электроснабжения, состоящую из систем генерирования и распределения энергии, создает Уфимское агрегатное производственное предприятие. Уфимское НПП «Молния» разрабатывает системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы.

По словам генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова, в новом «Суперджете» замене подвергнутся порядка 97% иностранных компонентов . «Я считаю, что это перспективный самолет и спрос на него будет не только у нас в России, но и за рубежом», − утверждает руководитель Корпорации.

Главный по «Суперджетам»

Владимир Лавров – главный конструктор самолета «Суперджет 100». 30 мая 2021 года ему исполнилось 50 лет. До создания первого российского авиалайнера он, потомственный авиастроитель, работал на ЭМЗ им. В.М. Мясищева, разрабатывал беспилотники и многоразовый космический корабль «Клипер» в ОКБ Сухого. С 2006 года Лавров − заместитель главного конструктора SSJ 100, затем − главный конструктор. Сегодня под его началом программа «Суперджет» продолжает совершенствоваться и развиваться. Поздравляем Владимира Николаевича с юбилеем!

Из авиационной династии

Его биографию можно назвать эталонной для авиастроителя. Он родился в Жуковском – самом авиационном городе России. Здесь работают ЦАГИ, ЛИИ им. М.М. Громова, ряд конструкторских бюро, а также испытательные центры известнейших авиационных фирм. Связь Владимира Николаевича с небом идет еще от деда, военного летчика, участника Корейской войны. По возвращении в Москву его приняли на работу в ЦАГИ, где он познакомился со своей будущей женой, бабушкой Владимира Николаевича. Оба родителя также связали свою жизнь с авиацией: мама работала в ЛИИ им. М.М. Громова, отец – в авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина. Нет ничего удивительного, что Владимир, представитель настоящей авиационной династии, с детства был влюблен в небо и увлеченно постигал воздухоплавание и все, что с этим связано: занимался в кружке авиамоделирования, а когда пришла пора определяться с будущей профессией – поступил в МАИ на факультет самолето- и вертолетостроения.

Еще со студенческой скамьи Лавров начал работать в отделе проектов Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. За этим «производственным», на первый взгляд, названием скрывается одно из ведущих конструкторских бюро нашей страны, известное неординарными решениями в области боевой и специальной авиации.

Спустя восемь лет начался новый этап: Владимир Николаевич перешел на работу в ОАО «ОКБ Сухого». Так сложилось, что в это время здесь собрались лучшие конструкторские силы России. Отдел общих видов ОКБ Сухого, в котором трудился Лавров, тогда работал особенно интенсивно. Шел поиск путей дальнейшего развития компании, добившейся в трудные 1990-е годы впечатляющих успехов на высококонкурентном мировом рынке авиатехники. Прорабатывались новые для «военного» КБ проекты: грузопассажирский самолет Су-80ГП, сельскохозяйственный Су-38, спортивные машины, беспилотные аппараты. Уникальная атмосфера «суховской» фирмы поощряла инициативу молодых конструкторов и способствовала реализации их смелых идей. Владимир Лавров был ведущим конструктором самолетной части многоразовой воздушно-космической системы «Клипер», создание которой ОКБ Сухого прорабатывало вместе с НПО «Энергия».

Уже тогда коллеги В.Н. Лаврова отмечали его широкую профессиональную эрудицию, коммуникабельность, принципиальную позицию в вопросах качества производства и безопасности полетов. Все это − одновременно с поиском нестандартных решений и кропотливой работой для достижения поставленной цели.

Нельзя не сказать о личном увлечении Владимира Николаевича, которое также неразрывно связано с авиацией: главный конструктор не только строит самолеты, но и любит и умеет их фотографировать. Его фотографии самых разных авиалайнеров украшают тематические сайты, есть они и в головном офисе компании.

«Суперджет». Начало

В начале 2000-х были определены новые приоритеты КБ в области гражданской авиации. Началась полномасштабная разработка ближнемагистрального авиалайнера «Суперджет», заместителем главного конструктора которого в 2006 году назначается Владимир Лавров.

Впечатляет объем инноваций, внедренных в те годы конструкторами компании «Гражданские самолеты Сухого» и работниками Комсомольского-на-Амуре авиазавода им. Ю.А. Гагарина. Полный переход только на цифровую конструкторскую документацию, перевод системы управления качеством на мировые стандарты, внедрение бесстапельной сборки, освоение новой для России процедуры сертификации гражданских воздушных судов с учетом требований не только российских, но и европейских авиационных властей EASA – вот далеко не полный перечень задач, в решении которых принимал непосредственное участие Владимир Лавров.

LYS_3128.JPG

Два года Лавров провел в Комсомольске-на-Амуре, сопровождая постройку и отработку первых опытных самолетов. Об этом напряженном времени он сам рассказывал в интервью так: «Бессонные ночи конструктора в поиске решения − красивая сказка. У меня по ночам сил проснуться не было. В Комсомольске, если я появлялся в гостинице раньше полуночи, девочки на ресепшене спрашивали: «Владимир Николаевич, что случилось, почему вы так рано?» Или между собой тихонько: «Лавров сегодня пришел раньше двенадцати… Плохая примета».

Благодаря огромным усилиям в 2011 году был получен сертификат типа самолета RRJ-95. В этом же году Лавров стал главным конструктором самолета, а в следующем году «Суперджет» прошел сертификацию EASA, что стало безусловным успехом отечественной промышленности.

Эволюция авиалайнера

Чтобы оставаться конкурентоспособным, самолет должен непрерывно совершенствоваться, поэтому работа над ним продолжается и после получения сертификата. Любые усовершенствования всегда требуют сопряжения с действующими системами, поиска пространства для установки новых приборов и коммуникаций, решения вопросов энергоснабжения и многих других. Они также не должны вызывать массового переобучения летного и инженерно-технического персонала авиакомпаний.

Именно поэтому совершенствование эксплуатируемого самолета – это тонкая работа, требующая от главного конструктора неординарных решений и способности находить компромисс между идеями различных групп конструкторов, смежников, производственников и эксплуатантов.

Под руководством Владимира Лаврова проделана огромная работа. С 2011 года уполномоченные органы выдали на самолет RRJ-95 свыше 50 дополнений к сертификату, которые повысили возможности машины, улучшили ее летно-технические и эксплуатационные характеристики.

LYSM1857.JPG

Упомянем лишь некоторые из них.

В 2013 году был сертифицирован вариант RRJ-95LR-100 с увеличенной взлетной массой и дальностью полета на 1000 км больше, чем в предыдущей версии.

По запросам эксплуатантов разработаны десятки вариантов компоновки пассажирского салона, с разным уровнем комфорта и вместимостью. Одноклассные, двухклассные, с повышенным комфортом, с увеличенной вместимостью. Сейчас максимальная пассажировместимость увеличена с первоначальных 98 до 103 мест.

Серией изменений типовой конструкции расширен диапазон эксплуатационных условий в части высоких и низких температур, сильного бокового ветра, высокогорья, навигации в северных широтах. «Суперджет» одинаково хорошо себя чувствует и в якутских морозах до минус 55 °С, и в африканской жаре до плюс 45 °С. Самолеты летают с равнины и высокогорных аэродромов, самый высокий из которых находится в Мексике, это аэропорт Тулука, с высотой более 2400 м над уровнем моря. Самолет сертифицирован на соответствие самым жестким требованиям не только по безопасности полетов, но и по экологии, по выбросам вредных веществ и по шуму на местности.

Разработаны, сертифицированы и успешно эксплуатируются не только пассажирские варианты самолета. В их числе: бизнес-джет повышенной комфортности, медицинская и конвертируемая версии лайнера. Специальные версии самолета эксплуатируются в МЧС РФ, СЛО «Россия», Королевских ВВС Таиланда, Госпогранслужбе Казахстана.

Непрерывно ведется работа по достижению проектного ресурса планера самолета в 54 000 полетов, 25 лет эксплуатации. С этой целью проводится анализ информации, поступающей от авиакомпаний, ведутся ресурсные испытания на нескольких площадках, на различных стендах, расположенных в ЦАГИ и СибНИА. Уже достигнуты показатели, превышающие все ранее полученные в СССР для самолетов такой размерности.

B79Q3197.jpg

Самолет оснащен инновационной системой авионики, со «стеклянной» кабиной, полностью цифровой системой дистанционного управления с боковыми ручками, без механического резервирования, на момент сертификации самолета не имевшей аналогов в мировом авиастроении. Система авионики построена по открытой архитектуре интегрированной модульной авионики (ИМА), позволяет выполнять полеты по системам точной зональной навигации в полностью автоматическом режиме от взлета до посадки. Заход на посадку и посадка могут выполняться полностью автоматически по категории ИКАО IIIA.

Разработана, сертифицирована и уже эксплуатируется версия с улучшенными летно-техническими характеристиками, с инновационными законцовками крыла SABERLET.

Работа по развитию лайнера продолжается в том числе и в рамках программы импортозамещения – SSJ-NEW, где инновационные решения, опыт и технологии, полученные на программе разработки «Суперджета», переносятся на российские производственные площадки в интересах развития всей российской промышленности.

Самолет на все сто

Весной этого года у «Региональных самолетов», филиала ПАО «Корпорация «Иркут» − сразу два юбилея: 50 лет исполняется Владимиру Николаевичу Лаврову и 10 лет – с даты первого коммерческого рейса самолета «Суперджет 100».

За это время пассажиры и авиакомпании оценили преимущества нового лайнера. Несмотря на его скромные по сравнению с наиболее популярными зарубежными пассажирскими самолетами размеры, по комфорту пассажирская кабина не уступает, а в чем-то даже превосходит кабины более крупных машин.

LYSM8974.jpg

Просторный высокий салон, широкие кресла и проход между ними, объемные багажные полки, удобные туалеты, вместительные багажные отсеки − все эти простые на обывательский взгляд удобства стоили большого труда КБ. Ведь обычно самолеты такой размерности дают куда меньше комфорта для размещения пассажиров и багажа. Это делается для обеспечения приемлемой топливной эффективности, так как размерный фактор играет против самолетов небольшой размерности.

Чтобы не идти на подобные компромиссы, конструкторы ГСС сделали ставку на инновации в аэродинамике. Крыло «Суперджета» по сей день является наиболее продвинутым в этом классе самолетов в части аэродинамических характеристик.

Пилоты любят «Суперджет» за простоту пилотирования и высокий уровень автоматизации управления полетом, что тоже редкость в классе 100-местных пассажирских самолетов. При этом стоимость летного часа эксплуатации «Суперджета» сопоставима с его прямыми конкурентами и заметно ниже, чем у более крупных Airbus А320 и Boeing 737.

Неудивительно, что сегодня роль «Суперджета» в воздушных перевозках устойчиво растет. По числу перевезенных пассажиров он лидирует среди всех региональных самолетов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. Благодаря десяткам новых маршрутов, открытых за последние два года, пассажиры получили возможность летать между городами России в обход Москвы. В пандемию именно «Суперджеты» взяли на себя рейсы, на которых более вместительные зарубежные самолеты стали нерентабельными.

1P5A9025.JPG

Увеличивается число авиакомпаний, эксплуатирующих «Суперджет», постоянно растет пассажирооборот, расширяется маршрутная сеть по схеме «точка-в-точку», что стало возможным именно благодаря «Суперджетам». Все это показывает, что машина может не только эффективно эксплуатироваться, но и влиять на развитие транспортной сети страны, обеспечивая граждан возможностью передвигаться по нашей необъятной Родине быстро и с высоким комфортом.

Именно для этой цели работают инженеры, конструкторы, рабочие, испытатели, специалисты по качеству и сертификации и, разумеется, главный конструктор по программе «Суперджет» Владимир Николаевич Лавров, которого мы сегодня поздравляем с юбилеем.

Давайте поговорим о самолете SSJ-100 (Sukhoi SuperJet 100). И сегодня мне бы хотелось максимально собрать информацию и разложить её по полочкам. Итак, закрылки, тяга, поехали!.

Вернемся на 16 лет назад. Две тысячи третий год, Россия находится не в лучшем экономическом положении. Многие отрасли промышленности практически исчезли, многие оказались разрушены. К ним можно отнести и гражданскую авиацию. К сожалению, развитие советской, а после и Российской авиации отстало от мирового из-за недостатка финансирования и позиции "купим у Запада". Основными самолетами на российских авиалиниях остаются Ту-134, Ту-154, Ил-86, Як-40 на региональных рейсах. Да, есть Ту-204 и Ил-96, но на доводку этих самолетов нужны время и, главное, деньги, а с финансированием у КБ проблемы. В 2003 году в Росавиакосмосе прошло рассмотрение предоставленных на роль нового российского гражданского самолёта трех проектов: Ту-414, М-60-70 и RRJ-75. В этом же году экспертный совет присудил победу проекту RRJ-75, который в последствии стал всем нам известным "Суржиком".

Этот рассказ состоит из двух частей, эта - первая из них. Подписывайтесь, чтобы не пропустить вторую часть!

28 апреля 2004 года Межгосударственный авиационный комитет принял от ГСС (Гражданские самолеты Сухого) заявку на получение для RRJ-95 (Суперджет в ICAO называется Su-95, Обозначение типовой конструкции самолёта при сертификации — RRJ95) сертификата типа.

1 февраля 2005 года в Комсомольске-на-Амуре был создан филиал ГСС, который позже будет собирать как опытные, так и серийные самолёты на КнААПО.

17 февраля 2006 года на КнААПО начата сборка первого RRJ, 28 января 2007 года он был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ.

26 сентября 2007 года в 12 часов дня по местному времени в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100. 24 декабря в небо поднялся второй лётный экземпляр.

В июне 2009 года SSJ100 впервые принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже, В сентябре 2010 года специалисты ФГУП «ЦАГИ» успешно завершили программу сертификационных испытаний конструкции самолёта на статическую прочность. 3 февраля 2011 года МАК выдал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet-100.

Стоит сказать, что одной из главных проблем Суперджета на стадии разработки было время. Судите сами: с момента начала проекта до полета опытного образца прошло 4 года, а испытания закончились спустя 7 лет после начла проекта!

Итак, самолет построили. Он оказался перетяжелен - вес самолета неоднократно пытались снизить. И двигатели Sam-146, разработанные совместно с французами, оказались не самыми современными.

Первый серийный Суперджет с бортовым номером 95007 был поставлен армянской авиакомпании Armavia 19 апреля 2011 года. 21 ноября начались поставки Аэрофлоту в рамках контракта на 30 машин.

Изначально, на SSJ-100 было довольно много заказов, в частности от авиакомпаний Red Wings, Kartika Airlines. После катастрофы во время показательного полёта в 2012 году контракт на поставку 30 самолётов индонезийская компания Kartika Airlines отменила. Тут же стоит сказать, что трагедия не была связана с самолетом.

Сейчас не так много авиакомпаний эксплуатирую Суперджеты, но за их уже почти десятилетнюю историю самолет успел побывать во множестве авиакомпаний: Суперджеты успели полетать в CityJet, Interjet. Сейчас их эксплуатирует Аэрофлот, Якутия, Азимут, ИрАэро, Ямал, Газпром авиа, Северсталь. "Суржики" летают в Королевских ВВС Таиланда! Если посмотреть заказы на SSJ, то можно удивиться: на самом деле, их не так мало!

Суперджеты успели побывать во многих уголках планеты.

Попробую перечислить авиакомпании, в которых довольно странно представить себе Суперджет, но в которых он летал или летает:

Гордость российской авиапромышленности, инновационная разработка, на которую правительство возлагает большие планы – всё это о модели современного самолёта «Сухой Супреджет-100».

Несмотря на то, что модель имеет ряд недостатков, она является следующим шагом в развитии отечественных пассажироперевозок на небольшие расстояния.
При условии ответственного развития и доработок, он имеет все основания получить звание лучшего в своём классе.

История создания

Начало работ над созданием прототипа первого «Суперджета» было после победы проекта PRJ в конкурсе на получение лицензии для разработки.

В феврале 2006г. компания приступила к сборке первой модели SSJ, а ровно через 1 год модель была доставлена из Комсомольска-на-Амуре на полигон в Жуковском с целью презентации и проведения контрольного статического испытания.

создание

В феврале 2008 г. была произведена первая проверка работоспособности силовой установки, её совместимости с другими системами. Ещё через 2 месяца Sukhoi Superjet- 100 был опробован на взлётно-посадочной полосе.

Проверку перемещения и рулевого управления модель прошла успешно.

Осенью этого года SSJ- 100 подвергся проверке, касающейся сертификации в межгосударственном авиационном комитете и прошел ресурсные испытания.

24. 12. 2008 г. под управлением летчика-испытателя Л. Чикунова и Н. Пушенко, авиалайнер поднялся в воздух более чем на 2 часа. Высота, на которую поднялась модель достигала 6 км.

Результаты проверок ЦАГИ были получены в 2010 г, в результате чего ЗАО «Гражданские самолёты Павла Сухого» получило лицензию на производство данной модификации. 19 апреля первый опытный образец был подарен армянскому авиаперевозчику «Armavia», который успешно эксплуатирует его для своих нужд.

Конструкция

Турбовентиляторный силовой агрегат SaM146 российско-французской компании Power Jet, установленный с двух сторон корпуса, обеспечивает безупречную работу модели. План самолёта «Сухой Суперджет» ничем не отличается от стандартных классических норм аэродинамики, представляя собой обычное ближнемагистральное пассажирское судно.

Стреловидная форма крыльев, оснащенных закрылками с одной щелью, носовой обтекатель, многие механизмы и детали – всё это изготавливается из композитных материалов.

Управление лайнером осуществляется с помощью сайдстика, установленного вместо штурвала, что в отечественных разработках используется впервые.

Механические амортизаторы для безопасности посадки не устанавливаются, так как вместо них конструкторы применили автоматическую защиту от касания хвостовой частью посадочной полосы.

Схема салона

Производитель комментирует схему салона такими словами: «Места в нашем самолёте «Сухой Суперджет- 100» спроектированы таким образом, что на первый план поставлен наибольший комфорт и безопасность, созданная беспрецедентными характеристиками. Таким образом, пассажир, прилетевший на большом авиалайнере для дальнемагистральных полётов и пересевший в небольшой региональный, практически не почувствует разницы.

схема салона

Конструкция салона эконом класса в сравнении размеров идентична «Боингу» или «Аэробусу». Расстояние в ногах позволяет спокойно расположиться и разогнуть ноги даже высоким людям, а полка для размещения багажа на 50 л, и вовсе бьёт все рекорды.

Дополнительно это является достоинством благодаря тому, что нет необходимости сдавать сумку или чемодан в багаж, а затем ожидать её получения по прибытии.»

Расположение мест в самолёте «Сухой Суперджет» спроектировано таким образом, что здесь имеется 2 категории: эконом и бизнес-класс.

Недорогой салон имеет 75 посадочных мест против 12 в более дорогом классе.

Отдельно следует упомянуть расстановку кресел, они размещены таким образом, что с одной стороны по борту в одном ряду 3 штуки, через проход по второму борту — 2. Туалеты находятся в передней и задней части.

Расположение лучших мест

Общая вместимость салона может существенно отличаться в зависимости от выбранного места. Наиболее удобные в эконом классе находятся в 6 ряду. Здесь больше места для ног, так как нет кресел впереди.

Остальные считаются относительно удобными, во многом отличающимися от своих «одноклассников», использующихся в региональной авиации. Величина расстояния между соседними сиденьями составляет 81 см.

расположение сидений

Противоположная ситуация касается последнего ряда, установленная сзади перегородка не позволяет полностью откинуть спинку и расположиться с максимальным комфортом.

Кроме этого, строение салона самолёта имеет некоторые особенности, касающиеся практически всех мест в любом общественном транспорте. Поэтому их желательно учитывать, выбирая место:

  1. Кресла, расположенные возле иллюминатора, отличаются тем, что в течение всего полёта можно любоваться открывающимися видами (при условии дневного перелёта и ясной погоды). Однако выбираться из него неудобно, придётся беспокоить соседнего пассажира;
  2. Сиденья, установленные рядом с проходом, имеют совершенно противоположные характеристики. Выйти в туалет с них легко, не нужно никого просить пропустить вас. Но, довольно часто могут беспокоить проходящие бортпроводники, развозящие на тележках продукты и воду, а также пассажиры и сосед, которому нужно выйти.

Общие технические характеристики

Одно из основных отличий, которое имеет «Сухой Суперджет- 100»– это производство с использованием современных технологий и инновационных проектов.

Благодаря этому, некоторые технические характеристики кардинально отличаются от аналогов, выпускаемых ранее.
Ознакомиться с ними можно с помощью таблицы, приведённой ниже:

ХарактеристикаВеличина/ описание
Длина, м29,95
Высота, м10,29
Размах крыльев, м27,85
Диаметр фюзеляжа, м3,25
Максимальный взлётный вес, кг45 890
Максимальный посадочный вес, кг40 000
Вес пустого самолёта, кг24 240
Оптимальная скорость, км/ч820
Максимальная скорость, км/ч870
Высота полёта, м12 100
Дальность полёта, км3 050
Количество пассажиров, чел98
Длина пробега, м1 620
Количество экипажа, чел2+2

Благодаря своим особенностям, «сотка» может эксплуатироваться на взлётно-посадочных полосах всех типов.

Кроме этого, авионика модели позволяет выполнять данные действия даже в сложных метеорологических условиях.

Кроме этого, цена билетов на небольшой самолёт невысока, что делает его более популярным для использования в региональных перевозках.

Модификации семейства Super Jet- 100

По состоянию на ноябрь 2017 г. произведен 151 самолёт «Сухой Суперджет- 100». Однако это касается не только одной модели, а всей серии, разработанной на единой базе.

Всего на данный момент известно 7 различных вариаций, предназначенных для различных целей:

  1. Самолёт «Сухой Суперджет-100 В» — стандартный вариант, с которого началась история модели;
  2. Модель 100 В-VIP – административно-деловой вариант, разработанный на базе основной модели. На данное время 2 машины эксплуатируется в СЛО «Россия» и 1 в авиакомпании «РусДжет»;
  3. 100 LR (Long Range) – отличается увеличенной дальностью полёта, достигающего 4 500 км;
  4. 100 LR-VIP – административно-деловой вариант с увеличенным расстоянием полёта. Произведено 5 единиц техники (2 МЧС, 2 Королевский двор Тайланда, 1 казахский филиал швейцарской компании);
  5. 100 SV – модель находится на стадии разработки, производитель обязуется представить опытный образец с увеличенным фюзеляжем и большей пассажировместительностью в 2018 г;
  6. Sukhoi Business Jet, или SBJ – предназначается для перелётов важных лиц. Отличается повышенным комфортом. Внутренняя отделка салона выполняется по индивидуальному заказу. На сегодняшний день единственным обладателем такой модели является казахский МЧС;
  7. Sportjet by Sukhoi – модификация, предназначенная для перевозки спортсменов, планируется начать серийное производство к началу ЧМ по футболу 2018 г.

Из всего количества выпущенных самолётов «Суперджет» только 117 единиц передано заказчикам, остальные находятся в ангаре производителя или находятся в Жуковском на статических испытаниях.

Достоинства самолёта

Как говорилось ранее, «Сухой Суперджет- 100» производится с применением современных технологий, что позволяет говорить о его высоком качестве, надёжности и безопасности.

Основные конструкции спроектированы таким образом, что эта модель является единственной прошедшей сертификацию по мировому стандарту. Помимо этого, в момент разработки самолёта учитывались не только технические требования, но и пожелания и рекомендации будущих заказчиков.

Это позволило максимально приблизить конструкции Павла Сухого к идеальному варианту.

конструкция самолета

Достоинства разделяются на полученные от пассажиров и эксплуатационные, те которые затрагивают пилотов и собственников, занимающихся обслуживанием. Если рассматривать положительные характеристики самолёта от путешественников, можно отметить следующие:

  1. Удобная схема самолёта;
  2. Салон, отличающийся шириной и простором;
  3. Удобно установленные мягкие пассажирские кресла;
  4. Современное производство и использование при производстве современных отделочных материалов.

Однако, несмотря на многочисленные положительные отзывы, часто слышится мнение о том, что модель требует существенных доработок. Может быть, именно это становится причиной того, что большую часть своего времени модель находится на земле, а в момент перелётов салон заполняется не более чем наполовину.

Недостатки самолёта

Серьёзным ударом по имиджу марки стала трагедия, произошедшая в момент пробного показательного полёта над Индонезией.

В результате аварии погибли 45 человек, некоторые из которых могли стать потенциальными заказчиками. Хотя в результате проведения экспертизы, причиной столкновения с горой стало не техническое состояние самолёта, а ошибочные действия экипажа, мнение о «Superjet- 100» у многих изменилось, а компания-производитель потеряла большое количество заказов.

мощный взлёт

Большая часть списка произведённых самолётов модели «100» и «95» имеют примечания, касающиеся частых проблем, возникающих с завидной постоянностью. Это может объясняться тем, что «Суперджет» является новой разработкой, которая, как и все новинки имеет технические ошибки, проявляющиеся только в период длительной эксплуатации.

Другой вариант– это российская сборка. Данного факта для некоторых заказчиков достаточно для отказа в покупке.

Если обратиться к статистике, налёт моделей не превышает 3 – 4 часов в сутки. Единственный положительный коэффициент показывает авиакомпания «Якутия» с временем более среднего – 6,5 часа.

Причиной низкой популярности является высокая стоимость запасных деталей, производство которых не выгодно для изготовителя ввиду малого количества самолётов.

Многие пассажиры замечают конструкторскую особенность «Суперджета»– низкое расположение иллюминаторов. Для того чтобы посмотреть в них, взрослому человеку приходится сгорбиться или съехать вниз, что не совсем удобно. Кроме этого отмечен ещё ряд неприятных сюрпризов модели:

  1. Сильная вибрация пола;
  2. Плохая шумоизоляция;
  3. Отсутствие индивидуальной вентиляции;
  4. Плохая компоновка аварийных выходов, которых очень мало.

Несмотря на отличающуюся динамику достоинств и недостатков модели, она является национальной гордостью, так как это единственный самолёт спроектированный после распада Советского Союза, при этом отвечающий всем международным требованиям. Тем более что, несмотря на описание «Суперджета-100», как модели имеющей ряд недоработок и постоянно требующей вмешательства техников, он не имеет случаев, радикально характеризующих опасность модели.

За весь небольшой срок использования с самолётом не было ни одной серьёзной поломки, повлекшей гибель людей. Случай, произошедший в Индонезии в расчёт не принимается, так как он произошел по другой причине.

Видео

Читайте также: