Конструктор танка тигр и пантера

Обновлено: 05.05.2024

5 июля 1943 года началось одно из самых грандиозных сражений в истории человечества – битва на Курской дуге. По окончании которой всему миру стал ясен исход войны.

После болезненного и унизительного разгрома под Сталинградом немецкое командование решило не просто поквитаться с Красной Армией, но и вернуть себе утерянную стратегическую инициативу. Немцы планировали в ходе летнего наступления «срезать» так называемый Курский выступ, образовавшийся в ходе боев зимы-весны 1943 года, окружить и уничтожить находившиеся там советские армии.

Не последнюю роль в готовящемся наступлении немецкое командование отводили новейшей бронетехнике – танкам «Пантере» и «Тигру», а также тяжелым самоходным орудиям «Фердинанд». Именно с помощью этого бронированного «зверинца» немцы и рассчитывали проломить советскую линию обороны на Курской дуге.

Массовое производство – залог успеха

Все немецкие танки, пошедшие в серию в период Великой Отечественной войны, отличались ярко выраженной противотанковой направленностью. Они имели длинноствольные пушки, хорошее бронирование и предназначались в первую очередь для борьбы с советской бронетехникой. К 1943 году основной немецкий танк Pz.IV сравнялся по характеристикам с Т-34, получив длинную пушку и усиленное бронирование и проигрывал «тридцатьчетверке» только по темпам производства. К середине войны этот танк лишился практически всех детских болячек и пользовался хорошей репутацией у немецких танкистов. А главным его минусом было то, что 1943 году его производство не превышало 250-300 штук в месяц. В то время как среднемесячный выпуск Т-34 в 1943 году составлял более 1300 штук.

В отличие от СССР и США, сделавших ставку на выпуск массовых, простых и недорогих средних танков, немцы пошли противоположным путем, решив выпускать дорогие, тяжелые и технически сложные танки. Несмотря на то, что Pz.V Panther считалась средним танком, он весил 44,8 т, то есть был всего на 1,2 тонны легче советского тяжелого танка ИС-2 и на 18 тонн тяжелее Т-34. Pz.VI Tiger весил ещё больше – 56 тонн, а самоходка «Фердинанд» – 65 тонн.

За исключением «Тигра», дебютировавшего на поле боя ещё летом 1942 года, «Пантера» и «Фердинанд» были «сырыми» машинами, не прошедшие в полной мере «обкатку» фронтом. Да и выпустить их к Курской дуге смогли немного. К началу операции «Цитадель» – такое название Гитлер дал планирующемуся разгрому советских армий на Курской дуге – вермахт смог выставить всего 200 «Пантер», 147 «Тигров» и 90 «Фердинандов». Даже с учетом прочих немецких танков и самоходок соотношение по бронетехнике было 1,2 : 1 в пользу Красной Армии.

Сила «Тигра»

Познакомившись с трофейным «Тигром» ещё в 1942 году, советское командование пришло к неутешительным выводам: что средний Т-34, что тяжелый КВ бороться на равных с новейшим немецким тяжелым танком не могли. «Тигр» мог безнаказанно расстреливать их с дистанции до 2000 метров, в то время как снаряды советских танков и противотанковых пушек пробить его 100 миллиметровую лобовую броню могли только с расстояния в полкилометра. Таким же серьезным противником была и «Пантера», а защищенный 200 миллиметровой лобовой броней «Фердинанд» и вовсе был неуязвим. Правда, отвратительная маневренность 65-тонной самоходки не позволяла ей вести частый и убийственный огонь и уж тем более использоваться как средство прорыва обороны. К тому же немецкие конструкторы настолько зациклились на противотанковых свойствах машины, что решили не снабжать «Фердинанд» пулеметом, что в боях на Курской дуге вышло ему боком.

Учитывая все сильные и слабые стороны немецкой бронетехники, перед началом битвы красноармейцы получили инструкции, объясняющие как бороться против немецкого бронированного» зверинца». Танкистам предписывалась избегать дуэльного противостояния с «Тиграми» и «Пантерами», а используя маневренность Т-34 сближаться с ними до дистанции 500 метров и стараться поражать немецкие танки в борт или ходовую часть. Кроме того, штурмовики Ил-2 вооружили кассетами с новейшими противотанковыми кумулятивными бомбами ПТАБ-2,5. Каждая кассета содержала по 48 таких бомб, Ил-2 брал на борт четыре таких кассеты, что позволяло штурмовикам буквально «засеивать» бомбами огромные площади.

На Курской дуге превосходство Красной Армии по артиллерии составляло 1,9:1, так что нередки были случаи, когда на немецких танках концентрировали огонь сразу несколько батарей, причем не только противотанковых. Кроме того, против немецкого танков применялась ещё одна новинка – тяжелая самоходка СУ-152, получившая прозвище «Зверобой». После попадания 152-мм снаряда СУ-152 в любой немецкий танк, он гарантированно выходил из строя. И, конечно же, надо помнить про многокилометровые минные поля, на которых советские саперы установили десятки тысяч мин.

«Фердинанд» без пулемета

Дебют новейшей немецкой бронетехники на Курской дуге удачным не назовешь. Некоторые «Пантеры» вообще не смогли пойти в бой из-за технических проблем, другие очень быстро пришли в «разукомплектованный» вид подорвавшись на минах, часть попала под смертоносный град ПТАБ-2,5 и сгорели. Серьезно досталось немецким танкам и от артиллерии, причем выяснилась одна неприятная деталь – казалось бы неуязвимая броня «Пантер» пробивалась даже 45-миллиметровыми бронебойными снарядами. Не то чтобы очень часто, но такие случаи были.

Лишенные пулемета тяжелые самоходки «Фердинад» при прорыве советской обороны оказались беззащитны перед пехотинцами, которые забрасывали их гранатами и бутылками с горючей смесью. Большая масса машин не всегда позволяла их эвакуировать с поля боя, и многие «Фердинанды» стали трофеями Красной Армии. К тому же их, как и «Пантеру», преследовали технические проблемы. Лучше всех выступили «Тигры», но их количества явно не хватало, чтобы выполнить гитлеровский план.

«Тигры» записали на свой счет много подбитых советских танков, но это был локальный успех, не повлиявший на общий ход битвы на Курской дуге. Более того, операция «Цитадель» стала последней, где немецкие танковые войска имели стратегическую инициативу. Спустя всего неделю после начала сражения на Курской дуге немецким военачальникам стало ясно, что эта битва проиграна.

Средний против тяжелого

До сих пор историки и специалисты спорят, какой же танк был лучшим во Второй мировой войне. Как правило называются две машины: советский Т-34 и немецкая «Пантера». Правда, сравнивать их некорректно, ведь Т-34 был средним танком, а 44,8 тонная «Пантера» – тяжелым. У обоих машин есть как свои плюсы, так и минусы, но самое главное заключается в другом: несмотря на все свои плюсы, «Пантера» не в полной мере соответствовала условиям Второй мировой войны, когда фронт пожирал огромное количество людей, техники и прочих ресурсов. А Т-34 этим условиям соответствовал максимально.

Советский танк выпускался десятками тысяч, в то время как «Пантер» за время войны было выпущено всего около 6000 штук. Вот почему потеря пяти, десяти, да даже пятидесяти «тридцатьчетверок» серьезно ни на что не влияла, так как на их место моментально приходили новые. А уничтожение пятидесяти «Пантер» расценивалось в вермахте как катастрофа. Оперативно восполнять такие потери немецкая промышленность не могла даже в 1943 году, не говоря про 1945. «Пантеры» были трудоемкими в производстве, технически сложными, дорогими и требовали квалифицированного сервиса. В отличие от Т-34 починить «Пантеру» в чистом поле силами экипажа было весьма проблематично, вот почему нередко трофеями Красной Армии становились танки с небольшими повреждениями, которые экипажи просто бросали.

Все то же самое относится и к «Тигру». Он был прекрасен в роли истребителя танков, но всего было сделано лишь 1354 «Тигров». Слишком мало, чтобы на что-то серьезно повлиять. Про «Фердинанд» и говорить нечего. После фиаско на Курской дуге уцелевшие 47 самоходок прошли модернизацию и сменили имя с «Фердинанда» на «Элефант». Но на судьбу войны повлиять уже не могли.

Справедливости ради стоит признать, что на Курской дуге немецкий бронированный «зверинец» смог нанести серьезные потери Красной Армии, хотя и сам оказался потрёпан. Настолько, что вплоть до конца войны немецкие бронетанковые войска уже не проводили крупномасштабных наступательных операций.

А самый главный итог жесточайшей и кровопролитной пятидесятидневной битвы на Курской дуге заключался в том, что стратегическая инициатива бесповоротно перешла к Красной Армии. После провала операции «Цитадель» весь мир понял, что крах Третьего рейха – лишь вопрос времени.

Эти два танка прославились практически сразу после своего появления, и во многом стали культовыми. Есть огромное количество сравнений “Тигра” или же “Пантеры” с советскими, английскими и американскими танками, однако мало кто берется сравнивать эти две машины.

Одной из основных причин будет проблема с отношением “Пантеры” к классу либо тяжелых танков, либо средних. Но, на наш взгляд, нужно “прыгать «от отечественного взгляда на данную ситуацию, который прямо и открыто заявляет, что немецкая “Пантера” — это тяжелый танк. Ибо по всем показателям, даже по орудию 75-cm Kwk 42 может считаться у нас орудием тяжелого танка. Но в общем и целом, это скорее формальная причина, к которой, однако, некоторые подходят уж слишком серьезно.

Тем самым, даже несмотря на проблемы классификации, эти две машины можно и нужно сравнить, чтобы понять, какой танк оказался более успешным.

Как известно, немецкий “Тигр” весил 57 тонн, и был самым тяжелым танком для своего времени, даже советский гигант Т-35 весил 50 тонн. А вот “Пантера” обладала массой в 44.8 тонн, тем самым на бумаге должна была обладать лучшей подвижностью и возможностью более комфортной транспортировки по железной дороги. Наиболее правдиво звучит второй аргумент, ибо действительно, когда в августе 42-го года самые первые “Тигры” отправляли на Восточный фронт, очень много пришлось повозиться с железнодорожными платформами. А вот по подвижности танки были примерно равны, если мы говорим о типичной для Восточного фронта пересеченной местности. Танк “Тигр” развивал скорость в 20-25 километров в час, а немецкая “Пантера” 25-30 километров в час, то есть немногим больше чем ее более тяжелый собрат.

Пожалуй, чуть ли не главным недостатком “Тигра” перед “Пантерой” будет сложность в производстве, и куда большая сложность в эксплуатации. Было произведено первых танков лишь 1354 модели, а вторых аж 5976, значительно больше.

Касательно брони, то тут да, “Пантера” обладала более грамотной с технической стороны защитой, ибо в ней не было прямых углов, в отличие от “Тигра”. Тем самым был шанс рикошета снаряда. Однако, немецкий “Тигр” практически не задели некачественные суррогатные материалы, на которые пришлось перейти немцам в конце лета 44-го года, и из-за которых даже от ОФС броня “Пантеры” лопалась. Почему это не случилось с “Тигром”? Потому что его производство закончили в августе 44-го года.

Итоги

И так, итоги подводить достаточно трудно. Если брать абстрактно, то немецкий “Тигр” превосходит “Пантеру”, однако за счет массового применения последней, надо сказать что “Пантера” стала основным врагом для танков антигитлеровской коалиции, а значит в боевом плане машина вышла более удачной.

К моменту разработки финальных вариантов танков «Тигр» и «Пантера», немецкие инженеры оглядывались на КВ-1 и Т-34. Причина вполне ясна – танки отлично себя показали на фронте, к несчастью для немцев. Понятное дело, средний танк скопировали из среднего, а тяжёлый, с тяжёлого.

Практика боевого применения зимой показала, что «Тигры» нуждаются в доработках, а сравнить результат с «Пантерами» удалось только летом 1943 года. С точки зрения боевой ценности, разница оказалась не большой, но у «Пантер» были как существенные плюсы, так и существенные минусы.

Недостаток – отвратительная надёжность производственной партии D, а безоговорочный плюс – цена. К началу 1944 года стоимость одной «Пантеры» была не на много выше Panzer IV, а в месяц «Пантер» делали даже больше, чем проверенных Т-4.

Почему «Королевский Тигр» ближе к «Пантере»?

По итогам анализа защищённости, немецкие инженеры пришли к выводу, что с фронта «Пантера» защищена лучше «первого Тигра» несмотря на меньшую толщину брони. Борта да – оказались существенно слабее, но по начальным проектам танка «Тигр 2» предполагалось, что они будут толщиной 80 мм при сохранении шаблона бронирования, как у поздних «Пантер».

По начальным проектам, круговая броня корпуса достигала 100 мм в передней части, 80 мм с бортов и 40 в корме. Позже, потребовали усиления до 120 мм с фронта и 80 мм корме. В конечном итоге на вооружение приняли корпус разработки Henschel со 150 мм лобовой бронёй под углом, аналогичным «Пантере».

Забавно, но боевое крещение «Королевского Тигра» на восточном фронте прошло на Сандомирском плацдарме летом 1944 года. Тогда, советские танкисты и артиллеристы были готовы встречать колонну вражеской техники и открыли огонь по «Пантерам» с дистанции около 400 метров. Каково же было удивление советских солдат, когда многие снаряды даже под прямым углом не пробивали новый танк в борт, а замер показал, что толщина равна 80 мм. Не осталась незамеченной и башня, ведь её габариты стали больше. Только после тщательного анализа мишеней, советские танкисты и артиллеристы поняли, что встретились с новейшими танками третьего рейха.

Так что вывод довольно простой – размещение броневых листов и компоновка танка «Пантера» были признаны более удачными, чем у «первого Тигра», что и стало причиной сходства «Королевского Тигра» с «Пантерой».

«Пантера» и «Тигр» – самые известные бронемашины Третьего Рейха, несмотря на то, что они массово появились на фронте уже во второй половине Великой Отечественной войны в 1943 году. Ещё позже к ним присоединился усовершенствованный вариант – тяжёлый танк «Королевский тигр». Так почему же, лучшие немецкие танки называли "кошачьими" названиями? Об этом я и расскажу в сегодняшней статье.

Изначально немцы давали совсем простые имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw.III. Pz.Kpfw – это сокращение от слова Panzerkampfwagen, что значит «бронированная боевая машина». Ещё к названию могло прибавляться Ausf. – это сокращённое слово Ausfuhrung – «модификация», и буква алфавита. Например, Ausf. А – это значит, «модификация «А».

Но потом к этим «скучным казённым» названиям добавились более звучные – «кошачьи»: «Пантера» (PzKpfw V Panther), «Тигр» (PzKpfw VI Tiger), «Королевский тигр» (PzKpfw VII Tiger II / Königstiger), «Лев» (Pz.Kpfw. VII «Löwe» – проект, оставшийся не реализованным: дело дошло лишь до создания деревянного макета), «Леопард» (это уже после войны, в бундесвере ФРГ).

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther) – действующий экспонат музея бронетехники в подмосковной Кубинке. Фото в свободном доступе.

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther) – действующий экспонат музея бронетехники в подмосковной Кубинке. Фото в свободном доступе.

№4 Введение новой традиции

Как правило, подобные «не бюрократические» названия даются ещё на этапе разработки проекта, и инициаторами этого становятся конструкторы, желающие придать своему детищу свежесть и оригинальность в глазах принимающей его госкомиссии.

Впоследствии, такие введённые конструкторами имена становятся традиционными. К примеру, советские ракетные системы залпового огня получали имена в честь буйных природных явлений: «Град», «Ураган», «Смерч». В Соединённых Штатах сложилась традиция называть танки в честь видных военачальников: «Шерман», «Шеридан», «Абрамс». А немецкие танки стали по инициативе их конструкторов «кошками».

№3 Названия хищные, угрожающие

Но «кошками» не простыми, а хищными, опасными представителями животного мира, охотниками. Охотиться с их помощью предполагали за советскими танками (в противовес которым они и создавались) и за «дичью помельче».


"Пантера" - безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Непschel над перспективным танком 30-тонного класса. 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. 25 ноября фирмам Daimler-Benz и MAN был, в свою очередь, выдан заказ на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота- 2990 мм, двигатель мощностью 650-700 л.с., броневая защита- 40 мм, максимальная скорость движения - 55 км/ч. Задание получило условное название - "Пантера".

Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионно-го отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в министерстве вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Эти разногласия привели к формированию так называемой "Пантер-комиссии".


13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам; предпочтение при этом однозначно отдавалось танку фирмы MAN. Фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие - в августе 1942 года. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения PzIII стоил 96 163, а "Тигр"-250 800 марок).
Конструкторами PzKpfw V (название "Пантера", без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первые два танка V1 и V2 (V - Versuch - опыт), отличавшиеся друг от друга незначительными деталями, изготовили к сентябрю 1942 года. 3 ноября одну из машин, с макетом вместо настоящей башни, продемонстрировали Шпееру на учебном полигоне в Бад Берка. В ходе испытаний выявились существенные недостатки в ходовой части. На их устранение требовалось время, а это задерживало начало серийного производства. Заказом же предусматривалось изготовить 250 танков в довольно сжатые сроки - к 12 мая 1943 года. К тому же поступило неожиданное распоряжение Гитлера вооружить "Пантеру" 75-мм пушкой с длиной ствола в 100 калибров. К счастью (для немцев, разумеется), эта пушка еще не была готова и серийному производству танка указание фюрера сильно не помешало.

Первая серийная "Пантера" покинула заводской цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Танки "нулевой" серии (20 единиц) получили обозначение Ausf А. Они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися с сентября 1943 года. Характерной особенностью первых серийных "пантер" была командирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL210P45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf D1.

До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация "Пантеры" получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

Танки PzKpfw V Ausf D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин вермахта был одинаковым - SdKfz171) незначительно отличались от прототипов и машин "нулевой" серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки - они приобрели более привычный "пантеровский" вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили и новую коробку передач типа АК 7-200.


Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке "Тигра", позже ее заменили на новую, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34.

По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.
Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась "циммеритом", кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относится отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка и только для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.

Как уже упоминалось, первую партию "пантер" планировалось изготовить к 12 мая 1943 года - дату выбрали не случайно, 15 мая должно было начаться немецкое наступление под Курском - операция "Цитадель". Однако в течение февраля и марта большую часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, в апреле же вообще не приняли ни одного. В связи с этим сроки наступления перенесли на конец июня. К концу мая вермахт получил долгожданные 324 "пантеры", что позволило укомплектовать ими 10-ю танковую бригаду. Но возникшие проблемы с освоением танкистами сложного бинокулярного прицела TZF 12 и желание ввести в строй еще 98 танков, выпущенных в июне, заставили передвинуть дату начала наступления с 25 июня на 5 июля. Так трудности с производством и освоением в войсках первых "пантер" повлияли на сроки летнего наступления на Восточном фронте в 1943 году.


Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, начиная с августа был установлен ежемесячный производственный план - 250 "пантер". Однако в августе изготовили только 120 танков - в результате бомбежек союзной авиации оказались сильно разрушенными заводы фирмы MAN в Нюрнберге и DaimIer-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков!
С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации "Пантеры" - Ausf А. Изменений внесли не много: появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса; ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар стали устанавливать только одну - на левом крыле. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшился с 20° (у Ausf D) до 18°.

Модификацию Ausf G - самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) - запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона в 61 ° (у D и А - 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни - до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя приобрели другую форму. Часть танков получила маску пушки со своеобразной "юбкой" в нижней части, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании вражеского снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект пушки, были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т.д. Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные "пантеры" имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.

Проводились эксперименты по использованию на "Пантере" различных двигателей: MAN/Argus LD 220 с воздушным охлаждением и мощностью 700 л.с. (515 кВт), авиационного звездообразного BMW 132D мощностью 650 л.с. (478 кВт), дизельного Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (625 кВт).

Испытывались и новые варианты трансмиссий - гидростатическая и гидродинамическая, оборудование подводного вождения и опорные катки с внутренней амортизацией. Однако применения на серийных машинах все эти новшества не нашли. Остался нереализованным и огнеметный вариант "Пантеры".

После прекращения работ над разведывательным танком VK 1602 "Леопард" фирмы Krupp и Rheinmetall приступили к проектированию варианта "Пантеры" того же назначения. Предполагалось оснастить машину новой башней с 50-мм пушкой KwK 39 L/60. Этот проект не приняли, так как вооружение его было признано недостаточным, а в разведывательных целях использовались линейные танки.

Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой AEG с 1936 года. На командирской башенке "Пантеры" был смонтирован инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял вести наблюдение за местностью на дистанции 200 м. При этом водитель такого прибора не имел и вел машину, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощный осветитель. Для этой цели на полугусеничном бронетранспортере SdKfz 250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивающий работу прибора ночного видения на дистанции в 700 м. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 "пантеры", оснащенные первыми в мире серийными пассивными приборами ночного видения. Фирмой Zeiss-Jena разрабатывался еще более мощный прибор, позволявший "видеть" на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя - диаметр 600 мм - применения на танке "Пантера" он не нашел.


В 1943 году началось проектирование очередной модификации "Пантеры" - Ausf F, которая существенно отличалась от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schmalturm ("узкая" или "тесная башня"), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.
В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945 года.

В итоге толщина брони башни составляла: лоб - 100 мм, борт и корма - 50, крыша - 30. В лобовом листе все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120 мм, бортовая - до 60, а броня крыши - до 40. Устанавливался новый стабилизированный перископический прицел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.

Маска пушки типа Saukopfblende ("свиное рыло") толщиной 120 мм была подобна примененной на танке "Тигр II".
Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda - она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат МР 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Krupp и Skoda.


Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и два новых двигателя: Deutz T8M118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л.с. (625 кВт).

До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси, на котором установили стандартную башню от Ausf G. В свою очередь, "тесную башню" установили на шасси Ausf G и испытывали в Куммерсдорфе. Всего для "Пантеры" Ausf F изготовили 8 корпусов и 2 башни.

В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку "Пантера II", предполагавшие высокую степень унификации танков "Тигр II" и "Пантера". Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов.

Ни один из двух прототипов не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием "Пантеры II" велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.

Танк

В процессе работ над Ausf F и "Пантерой II" фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной "Пантеры" пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения "Пантеры" 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с.


Заказ на БРЭМ выдали 7 мая 1943 года, а уже месяц спустя фирма MAN начала выпуск шасси Ausf D, предназначенных для нее. Первая партия БРЭМ (46 машин) не имела крана и лебедки, но уже очень скоро на заводе Henschel в Касселе были разработаны и изготовлены кран и лебедка с тяговым усилием 40 т и длиной троса 150 м. Отбор мощности производился от двигателя танка, в кормовой части которого имелись два откидных упо-ра-сошника, предназначенных для удержания машины на месте при работе лебедки. Во время буксировки последняя блокировалась. Башню заменили на грузовую платформу для перевозки запасных частей или демонтированных агрегатов.

БРЭМ, выпущенные на шасси Ausf А и Ausf G, имели увеличенные топливные баки. На верхнем лобовом листе корпуса устанавливался кронштейн для 20-мм пушки KwK 38, прикрытой щитом толщиной 10-15 мм.


"БРЭМ-пантеры" первоначально оснащались кранами грузоподъемностью 1500 кг, а затем 6000 кг. Их использовали, главным образом, для демонтажа двигателей.
В передней части БРЭМ имели два упора с вкладками из твердого дерева-для толкания более узких машин.
1 марта 1944 года на полигоне Бад Берка Bergepanther была продемонстрирована генеральному инспектору танковых войск генерал-полковнику Г.Гудериану. 7 апреля Гитлер отдал приказание об ежемесячном производстве 20 машин. Впрочем, реальный выпуск составил в апреле 13 машин, в мае - 18, в июне - 20, а в июле-только 10. Всего же заводские цехи покинули 347 Bergepanther (в зарубежной литературе встречается и другая цифра - 297).

Читайте также: