Конструктор танков кошкин годы жизни

Обновлено: 05.05.2024

Сто двадцать лет назад, 3 декабря 1898 года, родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор оружия, человек, стоявший у истоков легендарной «тридцатьчетверки» — танка Т-34, внесшего огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.

Биография Михаила Ильича Кошкина – еще одно свидетельство наличия невероятных по сравнению и с дореволюционной Россией, и с другими странами того времени социальных лифтов в Советском Союзе. Учитывая, что в 41 год Михаила Ильича уже не стало, за какие-то четыре десятилетия он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков не имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.

Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.

3 декабря 1898 года родился Михаил Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель легендарного танка Т-34 Т-34, Михаил Ильич Кошкин, История СССР

«Тридцатьчетверка» отличалась от предшественников скоростью, маневренностью и наличием противоснарядной брони. Михаил Ильич ушел из жизни вскоре после представления танка высшему руководству страны в 1940 году, так и не застав триумфа своего главного творения.

А еще он получил воспаление легких когда сам проводил обкатку танка в мороз)

Но что за бред. а предыдущие танки чо. были броне машинами без противоснарядной брони)))))

отличалась от предшественников скоростью, маневренностью

т.е. ни у БТ-5, ни у БТ-7 - не было ни скорости, ни маневренности? какую сказку ТС еще расскажет?


3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34⁠ ⁠

Кошкин Михаил Ильич – великий конструктор, разработчик боевой техники, создатель танка Т-34. Родился в многодетной крестьянской семье в деревне Брынчаги (Ярославская область) 3 декабря 1898 года. Но долго детство Михаила не продлилось – уже в 14 лет он был вынужден уехать в Москву на заработки. В феврале 1917 года призван в армию, стал рядовым в армии Керенского. Вскоре получил ранение и вернулся с Западного фронта в Москву.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Октябрьская революция серьезно повлияла на судьбу Михаила Ильича. Он пошел служить добровольцем в железнодорожные войска и попал в состав бронепоезда. Возможно, именно в этот момент в нём проснулся интерес к военной технике, который через много лет воплотится в главное дело жизни – танк Т-34.

Учеба и поездка в Вятку

В 1921 году Кошкина после очередного ранения отправляют на учебу в Коммунистический университет. После окончания курса его направляют в Вятку, где будущий автор танка Т-34 становится помощником директора кондитерской фабрики. Это может показаться удивительным, но Кошкин был профессиональным кондитером: с 14 лет он работал на московских фабриках учеником, а затем и мастером.

Довольно быстро фабрика, на которую он был назначен, стала одним из лучших предприятий Вятки. В местном музейном фонде можно найти любопытный документ – протокол заседания заводского комитета, где указана просьба коллектива задержать Кошкина на должности, чтобы он успел подготовить себе хорошего преемника.

Сам же Михаил Ильич мечтал о более серьезном, техническом образовании. Страна нуждалась в квалифицированных инженерных кадрах. Днём он поднимал на ноги кондитерскую фабрику, а ночами сидел за книгами, готовясь поступить в технический университет.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Техническое призвание берет верх

В 30-летнем возрасте он осуществляет свою мечту и становится студентом Ленинградского технологического института. Учился студент Кошкин самозабвенно, отдавая науке все свое время. Производственная практика будущего инженера-механика по конструированию тракторов и автомобилей проходила на Горьковском автозаводе. Практикант сразу получил достаточно серьезную должность – мастер дефектного отдела. Руководству ГАЗа так понравился молодой специалист, что в Наркомат тяжелой промышленности было сразу направлено прошение вернуть Кошкина на предприятие после окончания университета.

Но судьба распорядилась иначе: преддипломную практику Михаил Ильич проходил на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, которое занималось проектированием танков. Здесь часто бывал С.М. Киров, 1-й секретарь Ленинградского обкома. Он обратил внимание на необыкновенную одаренность молодого конструктора.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

После беседы с первым секретарем Ленинградского обкома Кошкин уже мог не беспокоиться о своей судьбе. Ему предоставляется возможность вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Михаил Ильич принимает активное участие в разработке быстроходного Т-29 и среднего танка Т-111. Работа Кошкина отмечается на самом высоком уровне – он получает орден Красной Звезды на свой вклад в танкостроение.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Харьковский период: работа на благо Отечества продолжается

В 1936 году Кошкина отправляют руководить конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода. Этот период жизни станет для инженера и изобретателя самым ярким и драматичным.

Встречали нового начальника настороженно – неизвестный человек, к тому же наделенный большими правами наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Но Михаил Ильич быстро завоевал доверие коллектива своим простым, человеческим отношением, высочайшим профессионализмом и конструкторским талантом. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установлен дизельный двигатель. Для мирового танкостроения это было настоящим прорывом.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

В том же 1936 году в Испании начинается республиканская война. Советский союз помогает Испанской республике, отправляя своих специалистов и поставляя военную технику. В Москву начинают идти отчеты с фотографиями сожженных и развороченных снарядами танков БТ и Т-26. Становится ясно, что немецкая противотанковая артиллерия, поставляемая генералу Франко, легко справляется с броней боевых советских машин.

Трудная задача и противостояние с военными чинами

В 1937 году перед конструкторским бюро, возглавляемым Михаил Ильичом Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Представители автобронетанкового управления РККА видели его лучшим по характеристикам, чем имеющийся на вооружении БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного проекта. Но саботировать приказ он не мог, поэтому работа над проектом началась. Однако Михаил Ильич на свой страх создает параллельную конструкторскую группу, которая работает над разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Сущность танка заключается в трех свойствах:

3.Подвижность и маневренность.

В 30-е годы XX века среди конструкторов не было единства, какой параметр считать основным. Кошкин решил эту проблему, положив в основу создания гусеничного танка все три свойства, причем они рассматривались в качестве одинаково важных.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Кошкин ставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажа проходила в кратчайшие сроки.

Но это было потом, а в 1938 году проект гусеничного танка встретил неодобрение и серьезное сопротивление высокопоставленных лиц Советской армии. Удивительно, но даже генерал-полковник Павлов, командующий танковыми подразделениями в Испании, поддерживал проект колесно-гусеничного танка А-20, хотя своими глазами видел, что происходит с такими машинами в ходе боевых действий.

Большое мужество создателю танка Т-34 пришлось продемонстрировать и на главном военном совете РККА. Заместитель Наркома обороны Г. Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но тот этот запрет не только проигнорировал, но и пронес макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Однако маршал Кулик резко оборвал выступление Кошкина, назвав гусеницы «калошами». Решено было делать А-20. Но конструктора неожиданно поддержал сам Сталин. Кошкину была предоставлена свобода действий, окончательное же решение должно быть принято после сравнительных испытаний.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Триумф технической мысли изобретателя

Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. Вердикт выносится положительный по обеим моделям. Но на войсковых испытаниях А-32 оказывается на голову выше колесно-гусеничной модели. Все преграды, в том числе водная, преодолены блестяще, что вызывает аплодисменты присутствующих. 19 декабря 1939 года танк получает свое имя Т-34 и принимается на вооружение.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Вместе с механиками они устраняли возникающие поломки, проверяя машину в суровых условиях. Показ в Москве стал определяющим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34.

Героический труд великого конструктора

Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По прибытии в Харьков Кошкин был срочно госпитализирован с серьезной простудой. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал работать на износ, руководя доработкой Т-34. Болезнь обострилась. Не помогла даже операция по удалению легкого, проведенная вызванным из Москвы хирургом. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.

Кошкин Михаил Ильич – великий конструктор, разработчик боевой техники, создатель танка Т-34. Родился в многодетной крестьянской семье в деревне Брынчаги (Ярославская область) 3 декабря 1898 года. Но долго детство Михаила не продлилось – уже в 14 лет он был вынужден уехать в Москву на заработки. В феврале 1917 года призван в армию, стал рядовым в армии Керенского. Вскоре получил ранение и вернулся с Западного фронта в Москву.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Октябрьская революция серьезно повлияла на судьбу Михаила Ильича. Он пошел служить добровольцем в железнодорожные войска и попал в состав бронепоезда. Возможно, именно в этот момент в нём проснулся интерес к военной технике, который через много лет воплотится в главное дело жизни – танк Т-34.

Учеба и поездка в Вятку

В 1921 году Кошкина после очередного ранения отправляют на учебу в Коммунистический университет. После окончания курса его направляют в Вятку, где будущий автор танка Т-34 становится помощником директора кондитерской фабрики. Это может показаться удивительным, но Кошкин был профессиональным кондитером: с 14 лет он работал на московских фабриках учеником, а затем и мастером.

Довольно быстро фабрика, на которую он был назначен, стала одним из лучших предприятий Вятки. В местном музейном фонде можно найти любопытный документ – протокол заседания заводского комитета, где указана просьба коллектива задержать Кошкина на должности, чтобы он успел подготовить себе хорошего преемника.

Сам же Михаил Ильич мечтал о более серьезном, техническом образовании. Страна нуждалась в квалифицированных инженерных кадрах. Днём он поднимал на ноги кондитерскую фабрику, а ночами сидел за книгами, готовясь поступить в технический университет.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Техническое призвание берет верх

В 30-летнем возрасте он осуществляет свою мечту и становится студентом Ленинградского технологического института. Учился студент Кошкин самозабвенно, отдавая науке все свое время. Производственная практика будущего инженера-механика по конструированию тракторов и автомобилей проходила на Горьковском автозаводе. Практикант сразу получил достаточно серьезную должность – мастер дефектного отдела. Руководству ГАЗа так понравился молодой специалист, что в Наркомат тяжелой промышленности было сразу направлено прошение вернуть Кошкина на предприятие после окончания университета.

Но судьба распорядилась иначе: преддипломную практику Михаил Ильич проходил на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, которое занималось проектированием танков. Здесь часто бывал С.М. Киров, 1-й секретарь Ленинградского обкома. Он обратил внимание на необыкновенную одаренность молодого конструктора.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

После беседы с первым секретарем Ленинградского обкома Кошкин уже мог не беспокоиться о своей судьбе. Ему предоставляется возможность вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Михаил Ильич принимает активное участие в разработке быстроходного Т-29 и среднего танка Т-111. Работа Кошкина отмечается на самом высоком уровне – он получает орден Красной Звезды на свой вклад в танкостроение.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Харьковский период: работа на благо Отечества продолжается

В 1936 году Кошкина отправляют руководить конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода. Этот период жизни станет для инженера и изобретателя самым ярким и драматичным.

Встречали нового начальника настороженно – неизвестный человек, к тому же наделенный большими правами наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Но Михаил Ильич быстро завоевал доверие коллектива своим простым, человеческим отношением, высочайшим профессионализмом и конструкторским талантом. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установлен дизельный двигатель. Для мирового танкостроения это было настоящим прорывом.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

В том же 1936 году в Испании начинается республиканская война. Советский союз помогает Испанской республике, отправляя своих специалистов и поставляя военную технику. В Москву начинают идти отчеты с фотографиями сожженных и развороченных снарядами танков БТ и Т-26. Становится ясно, что немецкая противотанковая артиллерия, поставляемая генералу Франко, легко справляется с броней боевых советских машин.

Трудная задача и противостояние с военными чинами

В 1937 году перед конструкторским бюро, возглавляемым Михаил Ильичом Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Представители автобронетанкового управления РККА видели его лучшим по характеристикам, чем имеющийся на вооружении БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного проекта. Но саботировать приказ он не мог, поэтому работа над проектом началась. Однако Михаил Ильич на свой страх создает параллельную конструкторскую группу, которая работает над разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Сущность танка заключается в трех свойствах:

3.Подвижность и маневренность.

В 30-е годы XX века среди конструкторов не было единства, какой параметр считать основным. Кошкин решил эту проблему, положив в основу создания гусеничного танка все три свойства, причем они рассматривались в качестве одинаково важных.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Кошкин ставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажа проходила в кратчайшие сроки.

Но это было потом, а в 1938 году проект гусеничного танка встретил неодобрение и серьезное сопротивление высокопоставленных лиц Советской армии. Удивительно, но даже генерал-полковник Павлов, командующий танковыми подразделениями в Испании, поддерживал проект колесно-гусеничного танка А-20, хотя своими глазами видел, что происходит с такими машинами в ходе боевых действий.

Большое мужество создателю танка Т-34 пришлось продемонстрировать и на главном военном совете РККА. Заместитель Наркома обороны Г. Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но тот этот запрет не только проигнорировал, но и пронес макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Однако маршал Кулик резко оборвал выступление Кошкина, назвав гусеницы «калошами». Решено было делать А-20. Но конструктора неожиданно поддержал сам Сталин. Кошкину была предоставлена свобода действий, окончательное же решение должно быть принято после сравнительных испытаний.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Триумф технической мысли изобретателя

Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. Вердикт выносится положительный по обеим моделям. Но на войсковых испытаниях А-32 оказывается на голову выше колесно-гусеничной модели. Все преграды, в том числе водная, преодолены блестяще, что вызывает аплодисменты присутствующих. 19 декабря 1939 года танк получает свое имя Т-34 и принимается на вооружение.

3 декабря день рождения Кошкина М.И. — история жизни создателя легендарного Т-34 Михаил Ильич Кошкин, Т-34, Конструктор, Длиннопост

Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Вместе с механиками они устраняли возникающие поломки, проверяя машину в суровых условиях. Показ в Москве стал определяющим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34.

Героический труд великого конструктора

Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По прибытии в Харьков Кошкин был срочно госпитализирован с серьезной простудой. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал работать на износ, руководя доработкой Т-34. Болезнь обострилась. Не помогла даже операция по удалению легкого, проведенная вызванным из Москвы хирургом. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.


Вторая Мировая

3.2K постов 7.8K подписчиков

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.

Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.

За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.

Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.

Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.

Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

Легендарный человек, создавший не менее легендарный танк.

"Сложное и дурак придумает" (с) Кошкин М.И.

весьма показательная цитата

А вот если смотреть со стороны получается, что Кошкину просто повезло, что его поддержал Сталин. Он ведь вел параллельный проект, который ему запретили делать. В случае с Королевым это закончилось тюрьмой, так как "нецелевое расходование бюджетных средств".

Генерал Павлов - виновен в падении западного фронта, расстрелян. Маршал Кулик - расстрелян. Оба выступали против Т-34. При Хрущёве объявлены жертвами репрессий. Такие ли они жертвы?

"Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. "
"19 декабря 1934 года танк получает свое имя Т-34 и принимается на вооружение."

Статья интересная, но с датами какая-то непонятная ситуация. Автор, поправьте пожалуйста.

ТС, из вашего поста можно сделать вывод, что обучался Михаил Ильич и закончил технологический, хотя на самом деле закончил он политехнический. @moderator, Несколько неверная информация.

Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т… Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках.

"В 1942 году Сталинскую премию за создание Т-34 получили трое: генеральный конструктор Михаил Кошкин, его заместитель Александр Морозов и мой отец, начальник конструкторского бюро Николай Кучеренко. Главным “отцом” Т-34 считается Кошкин. Он был великий организатор, очень многое сделал, начиная с 1937 года, когда пришел. Но фундамент успеха заложил его предшественник, которого посадили и расстреляли, — инженер-конструктор Афанасий Фирсов. С него начиналась идея Т-34. Это учитель, без него бы ничего не было." Лариса Васильева Кучеренко, известная писательница и поэтесса — дочь одного из конструкторов.

При всём уважении к Кошкину и Морозову, называть Т-34 совершенной (даже для своего времени) машиной я считаю не вполне корректным.

Достаточно слабенькой и не особо надёжной в техническом плане машинка получилась. Впрочем, этим недостатком страдали и более поздние немецкие "звери".

Революционность же танка - в низкой стоимости и высокой технологичности производства, а также в умении советских механиков исправлять поломки в полевых условиях при помощи лома, кувалды, какой-то матери и солдатской взаимовыручки.

В музее "Третье Ратное поле России"(Прохоровка) подробно рассказали про жизнь конструктора. Хочу добавить, что по пути из Москвы в Харьков танк, на котором ехал Кошкин, провалился под лед, что и стало причиной простуды

Слабо верится в то, что человек защитивший дипломную по теме технологии пищевого производства, вдруг изобрел танк. А где здесь хоть слово об американском инженере Кристи?

Подумалось⁠ ⁠

Подумалось

Как-то так⁠ ⁠

Как-то так

Ответ на пост «Ключ на Office Professional Plus 2016 (лицензия)»⁠ ⁠

Ключик на Windows 10 Professional лицензия, без этих ваших кмс

Отдаю всю зарплату жене⁠ ⁠

Сейчас я, наконец-то, зарабатываю больше жены. Испытательный срок пройден, работа приносит удовольствие, а главное - есть перспективы. У меня исчез страх перед завтрашним днем, я полностью обследован по ДМС и знаю, что здоров. Есть какой-никакой достаток.Тесть и теща всячески проявляют заботу и внимание.
И я прекрасно понимаю, что ничего этого не было бы без жены. Она не позволила мне скатиться по социальной лестнице, она показала мне нормальную жизнь без ссор,скандалов и выноса мозга, она всегда поддерживала меня в моих начинаниях. От неё не было упрёков по поводу денег, внешнего вида или моего поведения. Всё время я чувствовал от неё только любовь, заботу и поддержку. С ней у меня нет искусственных проблем, а настоящие мы решаем сообща.
В общем, эта девушка сделала для меня столько, что мне никогда не хватит денег, чтобы с ней рассчитаться.
И теперь, когда я перевожу жене зарплату, я понимаю, что это самое меньшее, что я могу для неё сделать. Я всегда надеюсь, что она хоть раз в жизни въебет полученные деньги на какую-нибудь хотелку: наберёт шмоток, духов, обуви, побрякушек или часов. Но нет. Часть денег она снимает и кладёт в копилку, на остальные мы живём. Всё траты она всегда обсуждает со мной.
Ну и небольшая мораль:
Если вы боитесь, что ваша вторая половинка потратит весь семейный бюджет и ввергнет вас в нужду, то вы скорее всего, женились не на том человеке.

Желаю всем счастливых отношений.
Передаю большой привет @zhirobas103kg


Михаил Ильич Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин прошёл путь от пекаря на кондитерской фабрике до руководителя конструкторского бюро танкостроения. За время своей профессиональной деятельности он сконструировал танк Т-34, который знают во всём мире, его название связано с победой Советской армии во Второй мировой войне. Конструктору не довелось узнать, какой грандиозный вклад в военную отрасль сделал он для своей страны, поскольку до войны он не дожил 9 месяцев.

Детство

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги Ярославской области, в семье крестьян. Его отец занимался отходничеством. Когда Михаилу было почти семь лет, отец надорвался на лесозаготовках и умер, оставив вдовой жену с тремя малолетними детьми на руках. Будущему конструктору, чтобы выжить, вместе с матерью пришлось батрачить.

Михаил Ильич Кошкин

В десятилетнем возрасте Кошкин уехал из родных мест на заработки в Москву. В столице он устроился на кондитерскую фабрику учеником пекаря и за восемь лет работы дослужился до оператора карамелезавёрточных автоматов.

Служба в армии

В начале 1917 года Кошкин был призван на военную службу в императорскую армию. До августа он воевал на Западном фронте (шла Первая мировая война), был ранен и демобилизован в конце того же года.

Будучи сыном бедняка, Кошкин восторженно принял Октябрьскую революцию и с началом Гражданской войны добровольно вступил в ряды Красной армии. Став бойцом железнодорожного отряда, он защищал молодую советскую республику от иностранной военной интервенции вначале под Царицыном, затем в составе 3-го железнодорожного батальона на Северном фронте брал Архангельск. Там он впервые столкнулся с бронетехникой и был впечатлён английскими танками «Рикардо» Mark V, используемыми интервентами на этом участке фронта.

До Польского фронта, куда перебрасывали батальон, Кошкин не добрался, потому что заболел в дороге тифом. После лечения его перевели в 3-ю железнодорожную бригаду Южного фронта, которая занималась восстановлением железнодорожных путей и мостов. В ряды РКП(б) он вступил ещё на Северном фронте, а здесь он стал секретарём партийной ячейки.

Партийная служба

Летом 1921 года Кошкин демобилизовался и занялся партийной деятельностью. После окончания Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова, где он свёл знакомство с партийными лидерами С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе, Кошкин был командирован в Вятку (теперь это Киров) для руководства кондитерской фабрикой.

Михаил Ильич Кошкин

Прослужив с 1924 по 1925 год на фабрике, он перешёл в райком, затем в Губком ВКП(б) Вятки, женился на сотруднице Губпотребсоюза Вере Катаевой, в скором времени у них родилась дочь Лиза, а в дальнейшем ещё две дочери – Тамара и Татьяна.

Деятельность конструктора

Вероятно, Кошкин мог сделать хорошую партийную карьеру, но овладевший им ещё в годы войны интерес к технике побудил его написать письмо Сергею Мироновичу Кирову, в котором Михаил просил о содействии в получении высшего технического образования. Страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах, поэтому ему не отказали. В 1929 году Кошкина вызвали в Ленинград, где он был принят в технологический институт. Вскоре 30-летний студент перевёлся в Ленинградский политехнический институт, потому что там был машиностроительный факультет. Производственную практику он проходил на Нижегородском автомобильном заводе. Михаил оказался настолько толковым, что руководство завода хлопотало перед Наркомом тяжёлой промышленности о направлении его по окончании обучения к ним. Но Кошкина влекло танкостроение и на последнем курсе он уже знал, где сможет заняться этим.

Михаил Ильич Кошкин

Защитив в 1934 году диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка», начинающий инженер-конструктор стал сотрудником конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода. Через два с половиной года Кошкин уже занимал должность заместителя начальника КБ. Изучая модели танков, закупленных на западе, бюро занималось разработкой принципиально новых моделей танков. Ленинградские конструкторы модернизировали серийные танки Т-26 и Т-28, создав модели Т-29 и Т-46-1. В 1936 году за успешную работу Кошкина наряду с другими конструкторами бюро наградили орденом Красной Звезды.

Харьков

В декабре 1936 года Михаил Кошкин был назначен начальником КБ-190 танкового отдела Харьковского завода №183.

Михаил Ильич Кошкин

В те годы лёгкие колёсно-гусеничные быстроходные танки серии «БТ», выпускаемые в Харькове, и ленинградские танки Т-26 составляли основу танкового обеспечения Красной армии. Первоочередной задачей Кошкина была организация работы КБ по модернизации танка БТ-7, слабым местом которого была коробка переключения передач, и обеспечить его серийное производство. Под руководством Кошкина КБ-190, состоящее из 48 сотрудников, стало усердно работать по 14 направлениям. Основными из них была установка на БТ-7 совсем нового дизельного двигателя В-2 и разработка новых танков БТ-9 и БТ-ИС (последний – на основе конструкции БТ-2 и БТ-5).

Михаил Ильич Кошкин

С появлением нового противотанкового оружия задача КБ усложнилась. Участие легкобронированных советских танков в военных действиях по случаю Гражданской войны в Испании (толщина их брони была всего 20 мм) показало их уязвимость для артиллерии. Требовалась, скорей, не модернизация, а полная замена танкового парка Красной армии. Конструкторам в связи с этим была отведена особая роль, а для их разработок были отведены жёсткие сроки. Несоблюдение сроков грозило арестами.

Усиление противоснарядного бронирования увеличивало массу машины, что давало дополнительную нагрузку на трансмиссию. Попытка конструкторов решить проблему усложнением трансмиссии по предварительным расчётам оказалась не выгодна, производство такого танка оказалось бы дорогим и трудоёмким.

Параллельно с Кошкиным на Харьковском заводе работал конструктор Адольф Дик. Под руководством Дика появилась новая колёсно-гусеничная модель А-20, которая по боевым возможностям мало чем отличалась от БТ-7. Кошкину этот проект не нравился, потому что колёсная техника хорошо себя показывала на шоссе, но на пересечённой местности в условиях военных действий она бы продемонстрировала плохую проходимость.

Гусеничный танк

После ареста Дика вся ответственность за выполнение задания Министерства обороны легла на Кошкина. Любая его ошибка могла стоить ему свободы или даже жизни. Он рискнул и взялся за осуществление своей давней идеи создания чисто гусеничного танка, что упрощало конструкцию машины и за счёт экономии позволяло усилить броню и вооружение. В конце апреля 1938 года, заручившись поддержкой И. Сталина, Кошкин добился разрешения Народного комиссариата обороны испытать опытный экземпляр А-20, а наряду с ним – новый гусеничный танк, получивший индекс А-32. Чтобы уложиться в назначенные сроки, в начале 1939 года для разработки чертежей новых танков все КБ Харьковского завода были объединены в один КБ-520. Его главным конструктором был назначен М.И. Кошкин.

Михаил Ильич Кошкин

Летом 1939 года государственная комиссия, присутствовавшая на испытаниях новых моделей, пришла к выводу, что А-20 – скоростной, тактически подвижный танк, А-32 же отличается высокой проходимостью и неплохой бронезащитой. Однако военные эксперты никак не могли определиться, какой из двух танков следует запустить в производство, и конструкторы продолжили заниматься усовершенствованием машин.

На следующих испытаниях в сентябре 1939 года государственная комиссия увидела обновлённый А-32, который был оснащён 76-миллиметровой пушкой. Машине был присвоен индекс Т-32. Танк впечатлил присутствующих не только хорошими ходовыми качествами, но и красивой формой. Военные чиновники и на этот раз не смогли отдать предпочтение какому-нибудь из танков для запуска в серийное производство.

Сомнения отпали с началом советско-финской войны (1939-1940 год), продемонстрировавшей все недостатки советского танкового парка. С учётом замечаний КБ-520 продолжило усовершенствование модели Т-32. Был усилен гусеничный движитель, а толщина брони увеличена до 45 мм. 19 декабря 1939 года новый танк, получивший индекс Т-34, был принят на вооружение РККА.

Пробег

Последним испытанием для Т-34 в марте 1940 года стал танкопробег по маршруту Харьков-Москва, показ членам правительства на Красной площади и путь обратно. Михаил Кошкин, понимая всю ответственность, лежащую на нём, принял личное участие в этом испытании.

Михаил Ильич Кошкин

Опытные экземпляры двух танков по бездорожью, в условиях снежных заносов прошли 750 км до Москвы и потом обратно. 17 марта за маневрами танков на Ивановской площади Кремля наблюдали И. В. Сталин, М. И. Калинин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов. Судьба танков была окончательно решена – их немедленно запустили в производство. Сталин растроганно назвал новую модель танка «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Смерть

Танкопробег сильно подорвал здоровье главного конструктора. Кошкин был простужен ещё до его начала, а нервное переутомление только усугубило плохое самочувствие. Он заболел пневмонией, но продолжал трудиться. Т-34 ещё требовал большого количества доработок, к тому же КБ-520 приступило к созданию новой модели Т-44.

Состояние конструктора ухудшалось. Прибывшие в Харьков московские медики провели операцию по удалению лёгкого. Кошкин был отправлен на реабилитацию в санаторий «Занки» под Харьковом, но это не ему помогло. 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался. На прощание с ним пришли все заводчане.

Михаил Ильич Кошкин

Долгое время создатель знаменитого танка был незаслуженно забыт. Все лавры от запуска машины в серийное производство достались Александру Морозову, сменившему его на посту руководителя КБ. Нередко Морозова называли «отцом тридцатьчетвёрки». Лишь в 1990 году президент СССР Михаил Горбачёв присвоил Михаилу Кошкину звание Героя Социалистического Труда, а в 1998 году была выпущена почтовая марка в память о талантливом конструкторе.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Создатель бронированной легенды: Михаил Ильич Кошкин

К рождению самого знаменитого танка всех времен и народов Т-34 его главный конструктор шел очень извилистым путем

Есть гении, судьба которых подобна бикфордову шнуру: с определенного момента они горят, не переставая, пока их не остановит смерть. Таковы были, например, Михаил Ломоносов или Александр Суворов. А есть гении, чья жизнь (если продолжать саперные ассоциации) подобна бомбе. Приходит тот единственный момент, когда срабатывает заряд — и грохот этого взрыва разносится на десятилетия. К таким людям относится, например, создатель ранцевого парашюта Глеб Котельников. И к ним же, безусловно, относится создатель самого знаменитого танка за всю историю бронированных машин — легендарного Т-34 — Кошкин Михаил Ильич.



Сейчас, спустя три четверти века после его смерти, велик соблазн найти те поворотные моменты в судьбе будущего конструктора «тридцатьчетверки», которые предопределили его «танковое» будущее. Но нет. То, что Михаил Кошкин занялся именно танками, — следствие длинной цепочки совпадений. А сама эта цепочка — классический пример, как писал Аркадий Гайдар, «обыкновенной биографии в необыкновенное время».

Подмастерье карамельного цеха

Насколько обыкновенна биография Михаила Кошкина, отлично видно по истории его детства. Вот уж где нет ничего выдающегося! Типичная история крестьянского семейства Центральной России. Родившийся 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии Миша Кошкин был третьим ребенком в малоземельной семье — чем, собственно, и объясняется такое невеликое число детей. Отец его, понимая, что землей всех не прокормить, вынужден был постоянно пропадать на отхожих промыслах: лесозаготовках и строительстве. И однажды просто не вернулся домой: надорвался на валке леса и умер.

В тот год Михаилу Кошкину исполнилось шесть лет. А через четыре года он оставил дома надрывавшуюся на хозяйстве мать и двух сестер и отправился на заработки в Москву. Первым местом работы будущего конструктора стала кондитерская фабрика Эйнема — будущая фабрика «Красный Октябрь». В 1908 году смышленый и исполнительный подросток из Ярославской губернии стал подмастерьем в карамельном цехе. А почти все заработанные непростым трудом деньги отправлял матери и сестрам — и тем буквально спасал их от голодной смерти.

В краснокирпичных корпусах на Берсеневской набережной Михаил Кошкин проработал девять лет, пока не пришла его очередь призываться в армию: Россия третий год участвовала в мировой войне. На службу Кошкин угодил аккурат накануне Февральской революции, а потому воевал недолго. Попал на Западный фронт, где прослужил все время командования генерала Антона Деникина, в августе был ранен, а в конце года — мобилизован.

А вот в Красной армии военная карьера будущего танкового конструктора сложилась иначе. В 1918 году Кошкин добровольцем поступил на службу в железнодорожный отряд Красной армии, воевал под Царицыном, потом — под Архангельском, на Польский фронт не попал из-за тифа, зато успел на Южный, где служил уже политработником.

Партработник из Вятки

Все, что происходит с Михаилом Кошкиным после Гражданской войны, тоже вполне укладывается в понятие «обыкновенная биография в необыкновенное время». Как активный политработник, в 1921 году он попадает на учебу в Коммунистический университет имени Свердлова: советской власти нужны собственные управленческие кадры взамен потерянных в смутное время. Причем кадры идеологически верные: не случайно университет занимал тот же комплекс зданий на Миусской площади в Москве, где потом до самого конца СССР размещалась Высшая партийная школа КПСС.

Выпускники университета, как правило, быстро заканчивали работу на производстве и переходили в партийные органы. Так получилось и с Кошкиным: направленный в 1924 году в Вятку заведовать кондитерской фабрикой (надо думать, при распределении учли девятилетний опыт работы партийного агитатора на одном из лучших кондитерских производств России), он уже через год уходит работать заведующим агитационно-пропагандистским отделом в райком компартии. За четыре года Кошкин сделал неплохую партийную карьеру, дойдя до поста завотделом губернского комитета ВКП(б).


И тут его судьба сделала очередной неожиданный поворот. К этому времени Михаил Кошкин успел познакомиться с самым, пожалуй, известным в Советской России вятичем — Сергеем Мироновичем Кировым. И, как вспоминает дочь конструктора Елизавета, именно Киров своим личным распоряжением включил Михаила Ильича в число «парттысячников» — коммунистов, мобилизованных на учебу в вузы: стране, начинавшей индустриальный рывок, спешно требовались новые инженерные кадры.

Видимо, именно потому, что списки утверждались Кировым, Кошкин попал на учебу в только что открывшийся Ленинградский машиностроительный институт, возникший на базе машиностроительных факультетов Политехнического и Технологического институтов и подчинявшийся непосредственно Наркомату тяжелой промышленности. Любопытно, что Михаил Кошкин был одним из нескольких сотен студентов ЛМСИ, которые провели в стенах этого вуза все время обучения. В 1934 году, когда Михаил Ильич уже получил распределение на бывший Путиловский завод, институт включили в состав Ленинградского индустриального института — воссозданного Политеха.

Студент-танкостроитель

Производственную практику студент военно-механического отделения Ленинградского машиностроительного института Михаил Кошкин проходил на Горьковском автозаводе, где как раз в это время начинали работу по созданию собственных танков. А на преддипломную практику попал в опытно-конструкторский машиностроительный отдел — ОКМО — ленинградского завода № 174 имени К.Е. Ворошилова, созданного на базе танкового производства завода «Большевик».

Уверенный в себе, отлично ладящий с людьми Кошкин пришелся по душе руководству ГАЗа, да и своих конструкторских кадров для танкового производства у завода явно не хватало. Неудивительно, что еще до того, как Михаил Ильич отправился на преддипломную практику, из Горького в канцелярию Наркомата тяжелой промышленности поступил персональный вызов на Кошкина. Но, судя по всему, сам он прекрасно понимал, что для самостоятельной конструкторской работы ему не хватает знаний, а получить их на ГАЗе будет попросту не у кого. И поэтому, когда комиссия по распределению сообщила о горьковском «заказе» на Кошкина, он решил добиваться назначения в ОКМО.

Чье слово может перевесить просьбу горьковчан, адресованную одному из самых пробивных наркомов — Серго Орджоникидзе? Кошкин нашел такого человека в лице того, кто однажды уже повернул его судьбу. С просьбой оставить его в Ленинграде Михаил Ильич обратился к Сергею Кирову. И тот уважил желание своего «крестника»: всесильный руководитель Ленинграда, которому оставалось всего несколько месяцев жизни, добился, чтобы Кошкина назначили туда, куда он сам просился. А через несколько месяцев, уже в 1935 году, Ленинградскому заводу опытного машиностроения № 185, на который пришел работать будущий создатель «тридцатьчетверки», присвоили имя погибшего Кирова.

Ленинградский выпускник

Именно здесь выпускник военно-механического отделения ЛМСИ Михаил Кошкин постигал азы конструирования танков. В числе его непосредственных руководителей были легендарные конструкторы танков — такие, как Семен Гинзбург и Николай Барыков. А то, что конструкторское бюро завода № 185 занималось преимущественно средними танками, предопределило и дальнейшее направление его собственных работ.

Первый опыт по созданию средних танков Михаил Кошкин, пришедший на должность конструктора, получил, когда КБ вело разработку танка Т-29. Работами по этому направлению руководил еще один легендарный советский танкостроитель — ведущий конструктор КБ профессор Николай Цейц. И хотя построенный в пяти экземплярах экспериментальный средний танк в серию так и не пошел, наработки по нему были использованы в следующем проекте — среднем танке Т-46-5, он же Т-111.

Основой для этой бронированной машины послужил легкий танк Т-46, который должен был прийти на смену хорошо зарекомендовавшему себя, но уже не способному противостоять противотанковой артиллерии легкому танку Т-26. Когда по опыту боев в Испании стало очевидно, что поле боя грядущей войны будет принадлежать средним танкам, КБ 185-го завода уже год как вело разработку собственной машины с противоснарядным бронированием. А самое главное — и это был принципиально важный аспект проекта! — без возможности движения только на колесах: Семен Гинзбург и большинство его подчиненных уже оценили бесперспективность идеи колесно-гусеничного танка. Конструкторы хорошо понимали: чисто гусеничная машина отличается гораздо большим запасом модернизации, ее можно оснастить гораздо более толстой броней, а ее конструкция отличается большей технологичностью и простотой.

Все эти идеи были заложены в конструкцию Т-46-5 с самого начала работы над ним, в которой участвовал и Михаил Кошкин. Но долго заниматься разработкой нового танка он не смог: в конце 1936 года его, успевшего всего за два года пройти путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ, перебросили на усиление конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода — основного производителя колесно-гусеничных танков серии БТ. Именно здесь, в Харькове, его и ждал звездный час, тот самый взрыв, эхо которого слышно до сих пор.

Харьковский назначенец

…28 декабря 1936 года нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе подписал приказ, которым Михаил Ильич Кошкин назначался начальником танкового конструкторского бюро завода № 183 — бывшего Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. В самом КБ на новичка, приехавшего в город в первых числах января, смотрели с сомнением. Старый партийный аппаратчик, недавний выпускник вуза, человек, сумевший без потерь пережить аресты и следствие в отношении сразу нескольких своих начальников… Короче, в Харькове Кошкина приняли настороженно. Усугублялось положение и тем, что КБ всерьез лихорадило. Бывший руководитель Афанасий Фирсов, поплатившийся за ненадежность коробки передач нового танка БТ-7, отстранен от должности и работает простым конструктором. Само бюро фактически разделено напополам: пока одни инженеры разрабатывают новые танки, другие днюют и ночуют на производстве, чтобы довести до ума уже принятые на вооружение.

Немудрено, что в первую очередь Михаил Кошкин, которого инструктировал и вводил в курс дела сам Фирсов, решает заняться проблемами стоящих на конвейере БТ-7. И довольно скоро ему с помощью ведущего конструктора Александра Морозова и других коллег удается повысить надежность капризной коробки передач БТ. А вскоре находится решение и для проблемы прожорливости быстроходного танка. Под руководством Кошкина вместо отработанного и требующего много топлива бензинового двигателя на БТ-7 заводчане ставят разработанный здесь же «быстроходный дизель» БД-2. Именно он вскоре получит индекс В-2 и станет сердцем будущей «тридцатьчетверки». Его же будут устанавливать на последнюю модификацию быстроходных танков — БТ-7М.

Но ни модернизация уже стоящих на вооружении БТ-7, ни проектные работы по созданию очередной колесно-гусеничной модификации БТ-9 не были для Михаила Кошкина по-настоящему увлекательной работой. Прекрасно понимая, что будущее принадлежит танкам исключительно гусеничным, он искал возможность доказать свою точку зрения на деле. И такой шанс представился Михаилу Ильичу и его единомышленникам из КБ-24 осенью 1937 года. Именно в это время Автобронетанковое управление РККА дает харьковчанам задание на разработку нового танка БТ-20. Документ, который предусматривал создание легкого танка с противоснарядным бронированием, 45-миллиметровой пушкой и наклонной броней, был подписан 13 октября 1937 года. Фактически именно с этого дня можно отсчитывать судьбу танка Т-34.

Родитель легендарного танка

В документах второй половины 1930-х разработки каждого танкового КБ имели свой буквенный индекс. Первая буква — А — была закреплена за изделиями харьковского завода № 183. Поэтому и созданный в рамках работы над БТ-20 первый опытный образец легкого колесно-гусеничного танка именовался А-20. Одновременно началась и работа над «инициативным» проектом чисто гусеничной машины, которая в итоге получила сначала индекс А-20(Г), то есть «гусеничный», а позже — А-32.

В феврале 1939 года оба проекта — и заказанный А-20, и «контрабандный» А-32 — рассматривались на заседании Комитета обороны в Кремле. В том, что до обсуждения дошли два проекта, а не один, была большая заслуга была нового руководителя завода № 183, выходца с Кировского завода в Ленинграде Юрия Максарёва, приехавшего в Харьков в октябре 1938 года. Несмотря на сильнейшее давление военных, и прежде всего заместителя наркома обороны маршала Кулика, лично представлявшему проекты Михаилу Кошкину удалось настоять на том, чтобы заводу поручили изготовить опытные экземпляры обеих машин. Насколько известно, такое решение было принято только после того, как конструктора поддержал сам Сталин, к тому времени уже не так однозначно, как раньше, смотревший на перспективы колесно-гусеничных машин.

Танки-конкуренты прошли испытания во второй половине лета 1939 года и были по достоинству оценены государственной комиссией. Но отдать предпочтение тому или иному танку члены комиссии все-таки не решились. Судя по всему, причиной нерешительности стали не столько тактико-технические данные испытанных образцов (гусеничный танк явно доказал свои преимущества), сколько чисто политические мотивы. Ведь отдать предпочтение одному из вариантов значило вступить в конфликт либо с руководством РККА, либо с руководством ВКП(б), чего никому явно не хотелось. Так что все решили войсковые испытания, на которых военным явно пришелся больше по душе чисто гусеничный А-32.

Окончательное решение по поводу судьбы нового танка было принято в декабре 1939 года. 19 декабря Комитет обороны при Совнаркоме СССР принимает постановление № 443сс. Этот документ постановляет принять на вооружение РККА 11 новых образцов танков, бронеавтомобилей и тракторов. Первым пунктом в постановлении значится ленинградский танк КВ, вторым — танк Т-32 «гусеничный, с дизельмотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша». Тем же документом в конструкцию танка предписано было внести следующие изменения: «а) увеличить толщину основных броневых листов до 45 мм; б) улучшить обзорность из танка; в) установить на танк Т-32 следующее вооружение: 1) пушку Ф-32 76 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм; 2) отдельный пулемет калибра 7,62 мм у радиста; 3) отдельный пулемет калибра 7,62 мм; 4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм. Присвоить название указанному танку «Т-34».



А третьим пунктом шел «танк БТ — с дизельным мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша». Более того, судьба этого танка — первого созданного заводским КБ под руководством Михаила Кошкина! — ставилась в прямую зависимость от производства Т-34. Потому что в том же постановлении заводу № 183 было поручено: «а) организовать производство танков Т-34 на Харьковском заводе № 183 им. Коминтерна; б) изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15 января 1940 года и установочную партию в количестве 10 штук — к 15 сентября 1940 года; в) выпустить в 1940 году не менее 200 танков Т-34; г) довести мощность завода № 183 по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 1600 штук; д) впредь до полного освоения серийного выпуска танков Т-34 выпускать с 1 декабря 1939 года танк БТ с установкой на нем дизельмотора В-2; е) изготовить на заводе № 183 в 1940 году не менее 1000 танков БТ с дизельмотором В-2; ж) в 1942 году снять с производства танк БТ с дизельмотором В-2, заменив его полностью Т-34…».

Бессмертный конструктор

Два опытных образца танка Т-34 потребовались для проведения войсковых испытаний. И пусть не к середине января, но к 10 февраля танки были готовы и переданы военным, которые подтвердили: новинки вполне оправдывают возложенные на них надежды. А еще через месяц эти же две машины своим ходом отправились из Харькова в Москву для участия в демонстрации образцов новой техники, принятых на вооружение тем самым знаменитым постановлением.

Этот перегон, во время которого Михаил Кошкин сам провел немало времени за рычагами новинок, давно стал легендой. Такой же, как и слова Сталина, который якобы после демонстрации Т-34 в Кремле назвал его то ли «первой ласточкой», то ли просто «ласточкой»… А вот что точно не было легендой, так это тяжелейшая пневмония, с которой Кошкин вернулся назад в Харьков из этого пробега. Она-то и свела создателя «тридцатьчетверки» в могилу. Не спасла ни срочная операция по удалению легкого, которую провели приехавшие из Москвы хирурги, ни интенсивное лечение: 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало.

На похоронах за гробом главного конструктора КБ завода № 183 шел, как вспоминали потом очевидцы, весь коллектив. За четыре года Кошкина успели полюбить все: и непосредственные подчиненные, и мастера, и простые рабочие. И никто в тот день еще не знал, что хоронят не просто конструктора танка — хоронят человека, создавшего самую знаменитую машину Второй мировой войны.

Через неполный год Т-34 приняли боевое крещение, а через пять лет стали главным символом победы в Великой Отечественной войне. И навсегда обессмертили имя своего создателя, которое, правда, далеко не сразу стало широко известно. Сталинскую премию за создание Т-34 Михаилу Кошкину присудили посмертно только в 1942 году. А спустя полвека после смерти, в 1990-м, наградили высшей трудовой наградой — присвоили звание Героя Социалистического Труда.



К этому времени в Харькове не осталось даже могилы знаменитого конструктора. Немцы во время оккупации уничтожили ее — видимо, совершенно осознанно: не будучи в силах отомстить самому Кошкину, они уничтожали память о нем. Но «тридцатьчетверки» отомстили за своего создателя и обессмертили его имя. Ведь именно этот танк-победитель чаще любого другого встречается на постаментах множества памятников героям Великой Отечественной войны. И каждый из них — памятник не только павшим героям, но и человеку, создавшему танк-легенду, самый массовый и самый знаменитый в истории мирового танкостроения.

Читайте также: