Конструктор трактора к 700

Обновлено: 19.05.2024

До Кировца на Руси не было подобной техники, а за железным занавесом было два ярких представителя John Deere и Wagner. Было на кого равняться, тем более советские технологии уже позволяли. Хрущева потребовал создать такое же и даже лучше. Создание трактора поручили Кировскому заводу в Ленинграде, а главным конструктором стал Жозеф Яковлевич Котин, который создал танки ИС и КВ. Создали трактор уже в 1962 году, а запустили в массовое производство в 1964 и первые машины пошли в народ. А народ был немного обескуражен и размерами и конструкцией, доселе такого на селе не видели.

Две мощные полурамы – прямоугольники из швеллеров с усилителями и приваренными трубами. Шарнир это не только механизм поворота, он помогает трактору двигаться не только влево-вправо, но и относительно оси.

Через шарнир идет привод на задний мост, поэтому крестовин тут много. Зад Кировца рабочая часть, как у любого трактора, но Кировец умеет ездить и наоборот. Мост намертво прикручен и рессор тут нет вообще, здесь же задняя трехточечная навеска и выходы гидромагистрали. Маятниковое прицепное устройство 8 т утащит в легкую. Трактор выдерживает 9 т давление на ось, правда и сам «Кирюша» весит 12 т. Одно из ярких отличий К-700 рессоры спереди. А главное форма капота, которая и дала имя – горбатый.

На передней полураме установлены: кабина, капот, двигатель, коробка, бак соляркой на 450 л и еще бак с маслом. Краник в баке с соляркой расположен так, что 20 л минимум остается. Конструкторы это сделали с расчетом на грязевой отстойник, но наши колхозники доливали воды, поднимали уровень соляры, чтобы доехать.

Кабина. Панель приборов: зарядка аккумулятора, давление гидросистемы, тахоспидометр, давление пневмосистемы, давление масла в компрессоре, масла двигателя, температура двигателя, масла и охлаждающей жидкости. Куча рычагов: переключения передач с двумя нейтралками, режимы, повышенная-пониженная, а еще три рычага гидросистемы. По тем временам не кабина, а хоромы – система вентиляции, фильтрации, шумоизоляция, отопление и прочее недоступное младшим братьям. Но главное тут спокойно помещаются двое.

Двигатель тяжелый и мощный конструкторы для снижения вибрации закрепили его на резиновых подушках, это уменьшило передачу вибрации. Изначально на горбатые ставили двигатели ЯМЗ-238 мощностью 215 л. с. На тракторе много гидравлических систем: агрегатная система для управления навесным и прицепным оборудованием, система для управления поворотом, для управления коробкой передач, поэтому масла тут десятки литров. КПП не вполне обычная, хотя и механическая. 16 передач вперед, 8 передач назад, а благодаря наличию фрикционов скорости перещелкиваются легко.

Ездить на старом горбатом Кировце по дорогам общего пользования можно в легкую, а это большое подспорье. Потому что он уже, чем современные К-701 и все размеры в пределах допустимой нормы.

Максимальная скорость до 35 км/ч. Дорожный просвет, который называется агротехнический, у трактора большой – под вертикальным шарниром рамы 440 мм, а под кронштейнами навесного оборудования 340 мм. Мощность мотора рационально распределяется по колесам за счет бортовых редукторов на каждом колесе. Тормоза барабанные, компрессор гонит воздух в буферный резервуар, оттуда в пневмораспределитель и к колесным тормозным цилиндрам. Большой конь кушает много примерно 100 литров за смену 12 часов, если по паспорту, а так, кто его считал. Кировец может пахать со скоростью 10 км/ч. По данным из открытых источников «Кирюша» может вспахать за час два гектара, тем самым заменяя 3 ДТ-54.

Рулевое управление с гидроусилителем, но управлять «переломышем» крайне необычно, радиус разворота 7 м, практически на пятачке. Основной привод здесь передний, но, как правило, мало кто отключает задний. К-700 тяжелый, может встать на раскисшим поле или дороге, поэтому «засадить» трактор легко и просто, а, имея много дури под капотом, «Кирюша» может так глубоко закопаться, что дешевле его сжечь прямо на месте. Все минусы К-700 из-за веса.

Кировец со всеми плюсами и минусами любили. Главная его особенность в том, что если за ним ухаживать, следить иногда, то он никогда не ломается. Он был еще и хорошим тягачом для военных. Горбатого выпускали пару лет, поэтому сохранилась их мало. На смену пришел «сынок» К-701 вылечившийся от детских болезней. Но имя «папки» стало нарицательным для всех последующих моделей.

Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал .

Я думаю каждый из нас помнит, большой колесный трактор "Кировец", чаще всего он был желтого или оранжевого цвета. В детстве я думал, что трактор собирался в городе Кирове, из за его названия. Но это не так. "Кировец" К-700, собирался в Ленинграде на знаменитом Кировском заводе. Вообще история у трактора интересная, поэтому я в крации постараюсь ее вам рассказать.

Идея создания, большого и мощного трактора, для обработки земли и не только, целиком и полностью принадлежит Никите Хрущеву. Осенью 1959 года, Хрущев был с официальным визитом в США. Там же, он и загорелся той самой кукурузной тематикой. Что из этого вышло, мы тоже помним. Но так же Хрущев, заинтересовался техникой, которая работала на фермерских полях Америки. Он сразу обратил внимание на большой, колесный трактор Wagner WA14. Действительно, машина была мощная, способна обрабатывать поля в большом объеме. По сути то что нужно было и Советской земле.

По возвращению на Родину, Хрущев распорядился создать такой же трактор как у наших Американских друзей. В кротчайшие сроки, в Швеции, был куплен трактор Wagner WA 14, ну а остальное, дело техники. Разработкой нового трактора было поручено конструкторскому бюро Ленинградского Кировского завода. Опыт, в создании тракторов и танков, еще со времен войны, у этого завода был хороший. Созданием этого большого трактора, занималось конструкторское бюро Жозефа Котина. В начале 1962 года, были собраны первые образцы трактора К-700. Двигатель дизельный, мощностью 220 сил, а позже 300 сил, тащил за собой гигантский плуг из восьми корпусов и все это на большой скорости. Какой трактор может похвастаться этим?

Трактор показал небывалую выносливость и сложность работы как на нашей земле, так и в более сложных грунтах Казахстана и Азербайджана. В конце 1964 года, уже было выпущено 1200 "Кировцев". А через 10 лет, в 75-м, было выпущено 100 тысяч машин и уже более модернизированных. Прогресс не стоял на месте.

Действительно, машина была надежная, мощная, соответствовала всем стандартам. Кабина большая, с отоплением и вентиляцией. Лично я ездил на К-700 "Кировец" в качестве пассажира, ощущения небывалые. Трактор "Кировец" и счас трудится на просторах нашей большой страны и многими уважаем, более того на его базе выпускаются другие нужные машины.

Историю создания самого легендарного советского трактора прочно связывают с поездкой Никиты Хрущева в Америку в 1959 году, когда он посетил завод John Deere. Отчасти, это именно так, но с другой стороны, СССР нуждался в резком скачке в сельском хозяйстве и создание подобных машин было лишь делом времени, а поездка в Америку Хрущева только ускорила этот процесс.

В 50-ые годы прошлого века мир постепенно отходит от войны и начинает очередной технический рывок. Не стоит на месте и сельхозтехника, однако по всему миру массово выпускаются трактора примерно одного класса со средней мощностью 50-60 л.с., в СССР это были ДТ-54 на гусеничном ходу. Для тех лет это были отличные машины, но уже на то время были технологии, благодаря которым можно было создавать более мощные трактора. Однако на западе все упиралось в деньги, ведь у фермеров больших денег никогда не водилось, а в СССР всех устраивал ДТ-54, которых выпускали по 50 тысяч штук каждый год и государство больше заботило создание новых танков чем тракторов.

С начала 50-ых годов в мире были попытки наладить масштабное производство мощных тракторов, например канадская фирма Wagner создавала в 50-ых машины мощностью до 160-ти лошадиных сил. Постепенное увеличение спроса на подобные трактора не остается незамеченным в крупных компаниях и в 1959 году на заводе John Deere была создана похожая машина 8010 Goliaph. Она имела мощность в 215 лошадиных сил однако ввиду довольно высокой цены, спрос на нее был невелик, как не пытались в компании продвинуть свою продукцию, дело не очень то шло. За всю историю было продано всего несколько экземпляров, но именно эта машина стала прообразом для Кировца.


В 1959 году в Америку прилетает с визитом Никита Хрущев. Помимо налаживания отношений с Америкой, советского генсека интересовали американские достижения в сельском хозяйстве и машиностроении. Да и американцы были не против похвастаться своими успехами, а так же возможно попробовать что-нибудь продать. Одним из важнейших мест посещения стал завод John Deere в Де-Мойне, где Хрущеву показывают выставочные экземпляры. Особое внимание генсека привлекла модель 8010, которая выделялась своей мощностью среди прочих. С собой с завода Хрущев взял рекламные буклетики, которые по приезду домой вручил тогдашнему председателю Госкомитета СМ СССР по оборонной технике К.Н. Рудневу. После совещания с представителями КБ, право на создание подобного трактора получил Кировский завод, главным конструктором которого тогда был Котин Ж.Я., возглавлявший ранее работы по созданию танков ИС и КВ и других знаменитых советских разработок того времени.

Задача была непростая, и на заводе понимали, что для скорейшего создания нового трактора нужно купить John Deere 8010. Но пока решения пробивались через кабинеты, отношения с США успели испортится, и о покупке американского трактора не могло быть и речи, его бы просто не продали. Начали искать нечто похожее и после долгих поисков в Швеции удалось купить новенький канадский трактор Wagner, который хоть и уступал немного Американцу, но был создан по похожей схеме и в целом соответствовал заданным параметрам. Купленный трактор разобрали до винтиков, изучили и преступили к созданию аналогичной машины.

Wagner WA14

Запуск в серию

Первые экземпляры были созданы в 1962 году и сразу же показали себя с наилучшей стороны. Практически сразу была развернута стройка конвейера и первые машины с него вышли уже в 1964 году. На полную же мощность конвейер вышел к 1969 году, когда он смог выпускать по 20 тысяч тракторов в год. К примеру в наше время выпускается всего 3000-3500 штук на нескольких площадках. На то время это был просто гигантский объем, ведь на западе подобные модели только начинали выпускаться, а в СССР к 1975 было создано уже 100 тысяч таких машин.

Кировек К-700

Развитие К-700

Для своего времени это была просто великолепная машина, и в 1969 году Кировец К-700 получил гран-при на Парижской выставке сельхозмашин. Первоначально он оснащался двигателем в 220 л.с. Но уже к 1975 были разработаны две новые модели К-700А с 235-ти сильным двигателем и К-701 с повышенной мощностью до 300 л.с.

Модели сильно отличались от своего предшественника и получились настолько удачными, что середине 80-ых годов на базе Кировца начинают разрабатываться различные модели для промышленного назначения, и максимальная мощность двигателя была увеличена на модели К-703 до 350 л.с. . Всего до 1995 года выпущено 400 тысяч Кировцев самых различных модификаций.

Кировец К-701

Современные модели Кировца

Несмотря на развал Советского Союза и последующего после него сильного кризиса в сельском хозяйстве, когда на покупку новых моделей просто не было средств, заводам удалось сохранить производство и постепенно начать начать обновление линейки тракторов. В худшие времена выпуск тракторов упал с 20 тысяч до 500 штук. В настоящее время выпускается в среднем 3500 кировцев в год различных модификаций и производителей, отличающихся в основном пока только внешне, но с каждым годом различие все увеличивается и каждый завод стремиться занять свой сегмент рынка.

Первым в обновленной линейке был новый Кировец К-744. Трактор выпускается в 4-ех вариантах с двигателями ЯМЗ от 300 до 428 л.с., а на экспорт К-744 идет с двигателями Мерседес.


Так же довольно устойчивый спрос имеет модель К-714 Петра, которая выпускается на заводе ЗСТ в Санкт-Петербурге. Модель выпускается с начала 2000-ых годов. Мощность варьируется от 235 до 420 л.с., и используются исключительно отечественные двигатели ЯМЗ.

К-714 Петра

Еще одним представителем сегодняшнего семейства Кировцев является модель Петербургского Машиностроительного завода Кировец К-704 с мощностью двигателя от 330 до 400 л.с.

К-704

Последней разработкой Петербургского Тракторного Завода стал Кировец 9000-ой серии . Трактор получил новый обновленный дизайн и новые более мощные двигатели мощностью от 354 до 516 л.с.


Осенью 1959 года Н. С. Хрущеву, который был с визитом в США, показали мощный МВ колесный трактор фирмы John Deere, Глава КПСС и советского правительства не только оценил его, но и тут же, по возвращении, поставил задачу организовать в СССР производство принципиально новых энергонасыщенных скоростных тракторов общего назначения мощностью 200-220 л.с. с широким шлейфом навесных и прицепных орудий. Действительно, таких машин в нашей стране тогда не выпускали, а они требовались.

Разработать новый трактор в кратчайшие сроки и поставить на поток поручили Ленинградскому Кировскому заводу. Предприятие имело богатый опыт тракторостроения: с 1924 года выпускало «Фордзон-Путиловец», а с 1934-го — «Универсал». С 1924 по 1936 год кировцы изготовили
около 40 тыс. машин, которые заменили лошадь и соху. Перепрофилирование на тяжелые танки во время Великой Отечественной войны содействовало созданию солидной и конструкторской, и производственно-технологической базы, которая для тракторов тоже вполне подходила. Началась комплексная реконструкция предприятия. Многие старые строения снесли, и на их месте выросли огромные корпуса, оснащенные новейшим оборудованием. В тракторосборочном корпусе появился конвейер длиной 250 м. Построили крупный кузнечно-штамповочный цех, сварочный, сдаточно-тракторный и др.

В конце 1961 года Кировский завод приступил к созданию самого мощного по тому времени трактора — К-700. В январе 1962 года был разработан и утвержден технический проект, а в мае подготовлены рабочие чертежи опытных тракторов К-700. Проект этой машины и изготовление ее опытной
партии завершились в невиданно короткие сроки. Это стало возможным благодаря высококвалифицированным кадрам конструкторов, инженеров и рабочих, чем славился завод всегда, с тех пор, когда носил название Путиловский. Вскоре предприятие приступило к массовому выпуску созданных коллективом мощных колесных тракторов «Кировец» К-700.


10 марта 1908 года родился Жозеф Котин — создатель легендарного советского танка КВ. Конструктор вооружил Красную армию боевыми машинами, с которыми войска вермахта боялись вступать в открытый бой. По окончании Великой Отечественной войны Котин продолжил модернизацию советского ВПК, помогая запускать в космос ракеты и осваивать Антарктиду. О жизненном пути советского инженера-изобретателя — в материале RT.

От Харькова до Ленинграда

Жозеф Котин родился 10 марта 1908 года в небольшом городке Павлограде Екатеринославской губернии (в настоящее время это территория Днепропетровской области) в семье обрусевших поляков. В годы Гражданской войны Котины переехали в Харьков, где 15 - летний Жозеф устроился слесарем на котельно - механический завод. Там впервые и проявился его конструкторский талант: юный Котин усовершенствовал слесарные тиски и запатентовал своё изобретение.

Окончив местный рабфак, Жозеф по желанию родителей поступил в мединститут, но быстро понял, что его увлечение техникой сильнее. В итоге он перевёлся на автомобильный факультет Харьковского политеха, где после третьего курса его как одного из лучших студентов направили на учёбу в ленинградскую Военно - техническую академию РККА. Там Котин защитил диплом, посвящённый разработкам колёсно - гусеничного танка. После этого его вызвали на повторную защиту, где присутствовал сам Михаил Тухачевский.

Командующий Ленинградским военным округом обратил внимание на перспективного инженера - изобретателя и распорядился, чтобы тот остался работать в научно - исследовательском отделе академии. Через некоторое время Котина назначили начальником специально созданного проектно - конструкторского сектора.

Молодой инженер занимался новаторскими танковыми проектами и готовил диссертацию по десантированию бронетехники, но в 1937 году в его судьбе произошёл крутой поворот. Котин возглавил специализированное конструкторское бюро ленинградского Кировского завода — одного из самых больших в стране — и приступил к работе над новыми образцами танков.

5aa38dc6183561194e8b4589.jpg

В то время перед советскими инженерами стояла приоритетная задача по разработке многобашенной танковой техники, однако Котин параллельно работал и над однобашенной моделью.

Появлению танка КВ невольно способствовал сам Иосиф Сталин. В декабре 1938 года на совместном заседании Комитета обороны и Политбюро глава государства снял одну из башен с макета трёхбашенного танка СМК и поинтересовался у Котина, сколько она весит. Инженер ответил, что около трёх тонн. Сталин тут же распорядился обратить эту массу на броневую защиту.

Котин также рассказал вождю о своих однобашенных наработках и получил одобрение на их развитие. Так Советский Союз, наряду с многобашенным тяжёлым СМК, получил танк КВ («Клим Ворошилов»), оказавший огромное влияние на развитие бронетанковой техники не только в нашей стране, но и во всём мире.

Маршал СССР, чьим именем был назван танк, сыграл важную роль в судьбе Котина. Благодаря участию Ворошилова будущая жена конструктора Наталья Поклонова после двух неудачных попыток смогла поступить в военную академию, где и познакомилась с Котиным.

Первое детище конструктора — ещё «сырой» танк КВ — прошло боевое крещение во время советско - финляндской войны в 1939 году. Танк участвовал в боях 17 декабря на линии Маннергейма. Мощности его 76 - миллиметровой пушки не хватило для того, чтобы разгромить дот противника, однако сам танк остался неуязвимым для вражеской артиллерии благодаря своей непревзойдённой броне. Ещё одним важным достоинством КВ стал дизельный двигатель, риск возгорания которого был существенно ниже, чем у бензиновых аналогов. Через пару дней после боя КВ был официально принят на вооружение РККА.

Главный конструктор Танкограда

К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.

Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».

5aa38f13183561a84d8b4580.jpg

Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.

Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ - 1с и вооружённый 152 - миллиметровой гаубицей КВ - 2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по - настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ - 1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС - 2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.

«Иосиф Сталин - 2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122 - миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС - 2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ - 122 и СУ - 152.

«Сегодня в массовом сознании КВ и ИС - 2 почему - то недооценены, все больше помнят о Т - 34. Но тяжёлые танки — это стратегия, это прорыв вражеской обороны. Как можно оценить вклад Жозефа Яковлевича Котина в победу? С огромным уважением, склонив перед ним голову. Это был человек потрясающей внутренней красоты, особого отношения к работе» — рассказала в интервью RT директор Музея трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода Надежда Дида.

За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал - лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажами, стремясь усовершенствовать свой танк.

После войны

Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, а бронетехника отошла на второй план.

Тем не менее о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.

«Этот человек помог нам выиграть войну» — так говорил о конструкторе первый секретарь ЦК КПСС.

В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный танковый опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов — К - 700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К - 12, используемый при лесозаготовках. Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.

5aa38d00183561ad4d8b4578.jpg

В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал - полковника инженерно - технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972 году.

Родные Котина вспоминают, что он не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило конструктора в санаторий, он каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично устранить какие - то неполадки.

Читайте также: