Конструктор учебных заданий по формированию метапредметных результатов обучения

Обновлено: 19.04.2024

«Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас. Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь»

Анатолий Гин (педагог, специалист, мастер по ТРИЗ )

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами…. И очень часто будущее врывается в нашу повседневность, не соизмеряясь с нашей готовностью принять изменения.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.

Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

Согласно новому стандарту учитель исполняет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, ищет способы включить в работу каждого ученика. Невозможно изучить всё, да и всё знать не нужно. Нужно научить ребёнка умению находить ту информацию, которая в данный момент необходима.

Как это сделать? Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником в ходе учебных занятий социального опыта?

Если ответить на эти вопросы красиво, то уместно вспомнить слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «На уроке нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» .

Это возможно тогда, когда ученик уже с первых дней обучения будет учиться ставить задачи, планировать свою деятельность, адекватно оценивать её результаты, вносить коррективы, то есть, когда ученик овладеет обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечат ему успешный процесс обучения, самосовершенствования на протяжении всей жизни. Такие требования обозначены новыми образовательными стандартами по формированию метапредметных результатов – универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

С первых дней внедрения ФГОС НОО больше всего вопросов у педагогов возникло именно в области выполнения требования Стандарта по достижению метапредметных результатов.

- Как же спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся необходимо применять?

Современная педагогика предлагает множество методов, приёмов, форм организации учебного процесса, которые способствуют эффективному достижению метапредметного результата. На сегодняшний день можно сказать, что есть наиболее важные моменты в проектировании урока, на которые учитель, работающий по новым образовательным стандартам, должен обратить внимание уже с первых дней обучения ребенка в школе.

Урок был и остается основной формой организации образовательного процесса. Поэтому достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов с выходом на внеурочную деятельность. И здесь самое важное, чтобы все педагоги осознавали, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, продолжение, а не отторжение. Изменяется, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным его деятелем . Чтобы организовать такой урок следует сделать акцент на обновление средств обучения, используя эффективные технологии, формы, методы, приемы работы, не исключая лучшего опыта педагогов-новаторов, работающих по принципам развивающего обучения и успешно осуществляющих системно-деятельностный подход в обучении.

Чтобы каждый урок способствовал достижению метапредметных результатов, формировал важные компетентности «умения учиться», проектируя его, учитель должен:

- прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира;

- продемонстрировать ученику, что школьные занятия – это не приобретение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Вот почему материал, подбираемый на урок не должен носить репродуктивный характер. Если на традиционном уроке ученикам предлагалось просто назвать климатические особенности природных зон, то на уроке по новым образовательным стандартам это задание должно выглядеть так: «Помоги представителям животного мира (антилопа, варан, лось, белый медведь, песец) найти свой «дом» (природную зону), опиши его» . Или задание из традиционного урока русского языка: «Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению», то на современном уроке это задание звучит так: «Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?» Такие задания требуют от ребят логики, анализа, подключения имеющихся знаний, умения рассуждать, что способствует развитию универсальных учебных действий и вместе с тем достижению метапредметных результатов.

Если в традиционном уроке больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями в образовании упор должен быть на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время урока. А если нет? Так и будут отсиживаться, «перетекая» из класса в класс, пока не закончат школу.

Поэтому педагогам особое внимание необходимо обратить на групповые и парные формы работы. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы, в роли учителя и ученика. Меняющийся состав групп (пар) обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать. Такие формы работы обеспечивают формирование коммуникативных, регулятивных умений.

Для того чтобы процесс познания стал интересным, значимым, для того чтобы он обеспечивал всестороннее и полноценное развитие личности, необходима естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, методы и приемы активного обучения.

Методов и приемов активного обучения существует большое количество, их можно использовать на всех этапах урока. Одни из них помогают организовать начало урока, самостоятельную работу, подвести итог урока, другие используют для выяснения целей, ожиданий, опасений, для презентации учебного материала, для релаксации. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Многие педагоги используют их на разных этапах урока. Но особым вниманием у учителей начальных классов пользуются такие методы и приемы как: «Кластер», «Дерево решений», «Загадка», «Мозговой штурм», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Карусель», «Да – нет» или «Верю – не верю», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Перепутанные логические цепочки», «Зигзаг» или "Отсюда – туда", «Круги по воде» , «Синквейн», «Пятиминутное эссе», «Броуновское движение», «Прогнозирование» и др. Педагог может самостоятельно придумать приемы работы с классом, которые обеспечат активную деятельность каждого ученика.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых образовательных стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают себя главными действующими лицами на уроке, учатся добывать знания, вступать во взаимодействие. Педагогу не стоит бояться доверять детям, строить свой урок самим – определять его тему, ставить задачи, планировать деятельность по решению этих задач, корректировать ход урока, оценивать свою деятельность по достижению задач и деятельность всего коллектива. При правильно организованной работе, как показывает опыт, к 3 классу ребята уже хорошо владеют этими умениями определять собственную задачу на урок, в зависимости от темы урока, общих задач, результатов предыдущей работы, трудностей в освоении каких-либо понятий, умений. Очень важно учителю не забывать организовывать работу по анализу решения поставленных на уроке учебных задач, как общих, так и своих личных. Такой урок, который имеет хорошее начало и хороший конец, будет способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности, развитию познавательных учебных действий. Тогда деятельность на уроке для ребят станет подлинной, а не навязанной учителем и т акой урок даст положительный результат по формированию метапредметных умений.

Таким образом, проектируя урок с использованием современных педагогических средств, педагог обеспечит условия для эффективной организации и последовательного осуществления игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; для формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др., под редакцией Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли, пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010г. – с. 151

2.Гин А. А. ТРИЗ-педагогика - М.: Авторское 2015г. – с. 1-7, с. 69

4.Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации) – М.: «Интеллект-Центр», 2003. – с. 84

5.Федеральный государственный Образовательный стандарт начального общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 - М.: Просвещение, 2009 г. с. 4-5, с. 7-8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация ответит на вопрос, каким должно быть учебное задание для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов. Необходимо обсуждение новых учебных заданий с разных точек зрения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебных заданий, направленных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов на примере курса «Математика»»

Разработка учебных заданий, направленных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов на примере курса «Математика» Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24» Гребенщикова Оксана Викторовна

Разработка учебных заданий, направленных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов на примере курса «Математика»

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24» Гребенщикова Оксана Викторовна

Этапы формирования УУД 2 этап 3 этап 1 этап Универсальное учебное действие Представление Способ Применение способа учебного действия Выполнение учебного действия по образцу Осуществление способа действия по указанию в конкретной учебной задаче

Этапы формирования УУД

Универсальное учебное действие

Применение способа учебного действия

Выполнение учебного действия по образцу

Осуществление способа действия по указанию

в конкретной учебной задаче

Постановка проблемы: Каким должно быть учебное задание для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов?

Каким должно быть учебное задание для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов?

Недостаток знаний Почему известный способ не подходит для решения данной задачи В группах или индивидуально Появление задания из нового материала предполагает Анализ учебной ситуации Осознание возникшей проблемы Выдвижение предположений по её решению Выбор рационального способа действия Контроль и оценка

Недостаток знаний

Почему известный способ не подходит для решения данной задачи

В группах или индивидуально

Появление задания из нового материала предполагает

  • Анализ учебной ситуации
  • Осознание возникшей
  • Выбор рационального способа действия
  • Контроль и оценка

Учебное задание как инструмент достижения основных результатов в составе требований ФГОС 8 типов учебных заданий (по О.Б.Логиновой и С.Г.Яковлевой ) Ценностно-смысловые установки Личностный смысл учения и рефлексия Коммуникация Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Решение проблем Использование ИКТ

Учебное задание как инструмент достижения основных результатов в составе требований ФГОС

8 типов учебных заданий

(по О.Б.Логиновой и С.Г.Яковлевой )

  • Ценностно-смысловые установки
  • Личностный смысл учения и рефлексия
  • Коммуникация
  • Приобретение и интеграция знаний
  • Сотрудничество
  • Самоорганизация и саморегуляция
  • Решение проблем
  • Использование ИКТ

«Хорошее» задание требует:

«Хорошее» задание требует:

Задания по математике по развивающему обучению

1) Рассмотри рисунки. Масса чего больше – апельсина или яблока? Апельсина или черешни? Объясни ответ.

2) На сколько масса апельсина больше массы яблока?

3) Масса чего больше – груши или банана?

Предложи свой вариант сравнения, используя задание п. 1

Задание 2 Придумайте каждый свою задачу о четверокласснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи на листе. Обменяйтесь листами с соседом и решите составленную им задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения. Сделайте указанные записи:

Задание 2 Придумайте каждый свою задачу о четверокласснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи на листе. Обменяйтесь листами с соседом и решите составленную им задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения. Сделайте указанные записи:

Содержание и структура учебного задания, обеспечивающего достижение предметного, метапредметного и личностного результатов

О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

  • Заголовок.
  • Мотивационная часть ( зачем делать).
  • Содержательная часть: что надо сделать, как сделать, какие условия выполнить, в какой форме представить результат.

Перечень личностных или метапредметных действий, в ходе совершения которых школьник осваивает или тренируется в их выполнении, что обеспечивает достижение учеником метапредметных и личностных результатов.

Работа в группах Цель: Конструирование учебных заданий

Работа в группах

Цель: Конструирование учебных заданий

Учебные задания для формирования УУД

Учебные задания для формирования УУД

Предмет: Математика. Система «Школа России».

Учебник: Математика, 3 класс. Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова и др. №6, стр. 50

Задание: базовый уровень.

Тип задания : приобретение и интеграция знаний .

Планируемый результат: Научить решать задачи на разностное сравнение.

  • Познакомить детей с животным лось. Закрепить понятия «заповедник», «подкормка», «стог сена».

Критерий достижения планируемого результата:

  • Выяснили значение определенных слов. Научились решать задачи на разностное сравнение.

Текст задания .

  • В прошлом году в заповеднике заготовили на зиму 14 стогов сена для подкормки лосей, а в этом году в 3 раза больше. На сколько больше стогов сена заготовили в этом году?
  • 1. Работа со словарями. Найдите определение слов «заповедник», «подкормка»,«стог сена».
  • 2. Решите задачу. 3 Подбери из справочной литературы данные о лосе и составь с ними другую задачу.

Учебные задания для формирования УУД

П редмет: Математика

Учебник: Математика: Учебник для 1 класса: 2 часть " Аргинская ,Бененсон, Итина, №4

  • Задание (повышенный уровень)
  • Тип задания: задание на формирование готовности и способности к сотрудничеству, приобретение и интеграцию знаний
  • Время на выполнение задания: 10 минут.
  • Планируемый результат: формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний
  • Критерий достижения планируемого результата: составлены задания на сравнение и вычислены выражений с разными знаками действий, равноправное сотрудничество в паре
  • составлены задания на сравнение или вычисление выражений с разными знаками действий, роль ведомого при работе в паре
  • Текст задания: Распределите обязанности.
  • Обсудите задание в паре.
  • Составьте (Запишите) возможные варианты задания.
  • Расскажите о том, как вы выполняли задание.
  • Какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали.
  • Достигнут ли результат, который вы планировали .

Учебные задания для формирования УУД

Предмет:Математика

Учебник:Математика: Учебник для 1 класса: 2 часть" Аргинская, Бененсон, Итина №10

Задание базовый уровень .

Тип задания: на овладение основами самоконтроля, самооценки и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Время на выполнение задания: 10 минут.

Планируемый результат: Формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, начальных форм рефлексии.

Критерий достижения планируемого результата:

Верно нарисована фигура кошки, записано равенство, предложил подобное задание.

  • Предложи свой(и) вариант(ы)подобного задания с ответами.
  • Дай самооценку своей работе, для этого сравни свою работу с образцом в учебнике.

Закрась нужный тебе светофор-смайлик.

 - я доволен собой

 - мне трудно, но я справляюсь

 - трудно, нужна помощь

Ситуационность знаний

Высказывание мнений специалистов

консерваторы

конформисты

Вывод: САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

Открытие нового знания

Анализируют известное с новых для себя позиций

Решение учебно-познавательных

и учебно-практи-ческих задач

Оценивают подходы к решению

новой для себя проблемы

Опыт совместной деятельности

Преобразуют или применяют известное к новой ситуации

Принимают самостоятельные решения. Выполняют задание, процесс выполнения которого не был им объяснен

Не ждите, когда что-нибудь произойдет само собой, — засучивайте рукава. Гарт Генрис

Не ждите, когда что-нибудь произойдет само собой, — засучивайте рукава.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разработка заданий для формирования и мониторинга метапредметных результатов
в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель
МАОУ «Гимназия №5»
города Перми
Мансветова Л.А.

В каждом школьном предмете и на каждом учебном занятии могут и должны быть востребованы такие метапредметные результаты,
как коммуникация, целеполагание,
смысловое чтение;
принятие решения, аргументация, проектирование, моделирование, педагогическое сотрудничество, рефлексия

целеполагание
По представленной фотографии или просмотренному кинофрагменту определите тему и содержание урока

Для разработки заданий мы используем тематические видеофрагменты на 2-5 минут, после просмотра которых ученикам предлагается
- сформулировать проблему ;
- выдвинуть гипотезу ;
-обсудить( в диалоге или группе
возможные пути решения и развития проблемы;
Представить публично результаты.
Список кинофрагментов
1.Как не отравиться грибами?
2.Как покоряли Россию кошки?
3.Кто бесплатно работает на вашей грядке?
4.За что древние славяне почитали ежа?
5.Почему мурлыкает кошка ?
6.Куда исчезли тараканы?
7.Чем опасна крыса и как с ней бороться?
8.Так ли вреден сахар?
смысловое чтение

смысловое чтение
Внимательно прочтите отрывок из книги
Л.Буссенара «Похитители бриллиантов»
Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями.
Задания:
Составьте формулы веществ, о которых идет речь в отрывке из книги.
Составьте уравнения химических реакций, о которых идет речь в отрывке.

аргументация
Задание для работы в паре «Аргументы»
на уроке биологии
Договоритесь и выберите либо пословицу, либо поговорку для выполнения данного задания
Пословица: «Аппетит приходит во время еды».
Поговорка: «Когда я ем, я глух и нем».
Дайте физиологическое обоснование выбранной пословицы или поговорки
Запишите не менее трех общих для вас аргументов

Запишите дополнительно два и более своих аргумента, отличающихся от аргументов вашего напарника

принятие решения
Рядом с вашим биваком в походе– ручей сомнительной чистоты и болотце. Откуда вы будете брать воду для приготовления пищи? 1. Из ручья. 2. Из болотца.
3. Из специально вырытой ямы рядом с болотцем.
КОММЕНТАРИЙ
Воду надо брать из специально вырытой ямки рядом с болотцем после того как она отстоится.

коммуникация
Вводный инструктаж
Работа в группе
Выполнение
индивидуального задания
Работа над проектом
Ментальная карта
Рекламный плакат
Защита проектов
Фотоотчет

моделирование
Информационные общеучебные умения и навыки (ОУУН) определяют для учеников возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Кроме навыка смыслового чтения эта деятельность включает навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и «чтение» таблиц , графиков, схем, формул) и навык применения технических средств. Способы их формирования
и отработки достаточно хорошо представлены
в методической литературе и используются педагогами. Результатами такой деятельности являются разные модели.

моделирование
Ментальная карта по теме «Систематика рыб»

Рефлексия деятельности на уроке осуществляется как в устной (I) , так и в письменной (II) форме
I . Вопросы учащимся:
Удалось ли вам найти ответы на важные для вас вопросы?
Какие моменты в вашей деятельности были наиболее значимые для вас?
Как вы можете оценить свое продвижение в развитии метапредметных компетенций
рефлексия
4. Оцените вашу деятельность на уроке, исходя из того, что 100% - это ваша максимальная деятельностная активность.
5.Какую из полученной новой информации вы готовы превращать в знания (начать применять), каким образом?

рефлексия
II. Лист самоанализа
Ученик
Класс
Предмет

Для самоанализа, качественной и количественной
оценки урока выберите ответ (подчеркните или поставьте какой-либо знак)

И доступность и качество образования, как и эффективность начинаются с учителя, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников

Краткое описание документа:

В каждом школьном предметеи на каждом учебном занятии должны быть востребованы такие метапредметные результаты, как коммуникация,целеполагание, смысловое чтение, принятие решения, аргументация, проектирование, моделирование, педагогическое сотрудничество, рефлексия. В данной презентации представлены используемые приемы и задания для их формирования и мониторинга.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Практическая работа 5.

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»

Метопредметные результаты

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Швейные машины бывают с разными приводами: ручным, ножным и электрическим.

Как ты думаешь, швейные машины с каким приводом были изобретены раньше, а с каким позже?

Объясните, с каким приводом швейной машинки скорость работы будет выше?

1. Модели старого образца приводились в движение при помощи ручного или ножного приводов. Чуть позже появились машины с электроприводом, а сегодня рукодельницы работают на приборах с компьютерным управлением.

2. Ручной . Самый простой вариант, если говорить о механике. Однако шить на таком приборе крайне тяжело. К маховому колесу здесь крепится специальная рукоять, которую нужно крутить, чтобы машинка шила. Это неудобно по ряду причин:

· правая рука занята, активно работать и регулировать процесс шитья можно только при помощи левой руки;

· усталость от такой работы накапливается быстро;

· шить толстые ткани на ручном приводе особенно тяжело.

В такой машине есть станина – платформа, на которой расположена специальная педаль. Чтобы шить, приходится ногами постоянно нажимать на неё. Конечно, ножной привод удобнее ручного. Как минимум, потому что руки швеи свободны. Но она также требует физических усилий, да и ноги после долгого шитья изрядно устают.

Несмотря на то, что ручные и ножные машинки до сих пор используют, они – далеко не лучший вариант для шитья. Поэтому достаточно быстро им на смену пришли машинки с электрическим приводом. Педаль здесь работает в комбинации с небольшим мотором. Безусловно, скорость шитья на такой машинке выше, чем при работе на первых двух видах привода.

Ты хочешь найти рецепт приготовления сырников. Укажи, в каких из списка книг ты можешь найти нужные сведения, а в каких - нет. Запиши буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), соответствующие твоим представлениям, рядом с предложенными ответами.

1. Книги, в которых я скорее всего найду ответ: _______________________________

2. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ______

3. Книги, в которых я не найду ответа: _______________________________________

Список книг

А. Русские народные сказки .

Б. Блюда русской кухни.

В. Хозяйке на заметку.

Г. Учебник биологии

Д. Блюда средиземноморской кухни.

Е. Поваренная книга.

Выполнить групповой учебный проект «Башня»: придумать устойчивую конструкцию сооружения, использовать 1 лист бумаги А4, ножницы, клей для строительства как можно более высокого сооружения.

Условия работы в группе:

  • выслушать все идеи и соображения,
  • выполнить эскизы,
  • вместе обсудить все "за" и "против" каждой идеи, выбрать одну,
  • планирование работы,
  • распределение ролей,

· выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Работа в парах : Прочитайте текст и напишите правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом

С точки зрения устройства, утюг - довольно простой электроприбор. Конструктивно он похож на чайник или нагреватель. При работе с электрическим утюгом возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов: ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала, возникновение пожара при оставлении включенного в сеть электрического утюга без присмотра, поражение электрическим током.

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки

3. Ставить утюг на подставку

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура

5. По окончании работы утюг выключить

В ыполнить эскиз прихватки с аппликацией, которую вы хотели бы изготовить как проектную работу. Свою работу надо представить перед классом, аргументировать подбор ткани и цветовое сочетание для изделия. Ответить на вопросы одноклассниц.

Прихватки— незаменимая вещь на кухне. Сшить прихватку можно из лоскутов ненужной ткани. Лучше всего использовать материал из натуральных волокон: хлопковую, льняную или ситцевую ткани. Они более долговечны, износостойкие и хорошо переносят высокие температуры. Поэтому я выбрала …

Подбирая ткань для элемента аппликации, я учитывала закономерности цветовых сочетаний.

  • Цвета тёплой группы и светлые ахроматические тона зрительно выступают, а цвета холодной группы и тёмные ахроматические тона - отступают (например, красный кажется ближе синего, а белый - ближе чёрного).
  • Тёмный цвет рядом со светлым представляется темнее, а светлый около тёмного - светлее. Таким образом, можно акцентировать или приглушать цвета в композиции.
  • Чтобы избежать резких перепадов тонов и подчеркнуть яркость лоскутков с рисунком, в изделии необходимо чередовать элементы из тканей с цветным рисунком и однотонных.
  • Выбирать ткани для изделия нужно при одинаковом освещении и желательно при том, при котором изделием чаще будут пользоваться.

Работа в группах. Составьте технологическую последовательность изготовления салфетки. Проранжируйте технологические операции.

А. подготовка уголков,

В. подготовка ткани к раскрою,

Г. подготовка деталей к обработке,

Д. окончательная обработка изделия,

Е. определение размеров салфетки

Ж. обработка срезов салфетки

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Выберете узор для вязания салфетки крючком, составте схему вязания, разработайте технологическую карту изготовления изделия.

Заполни таблицу. Оцени свою работу по подготовке кармана по отдельным технологическим операциям, сравнивая свою работу с образцом. Поставь «+» или «-» по определённым критериям:

(А – аккуратность, П – правильность, Т – трудность)

1. Качество обработки нижних углов кармана

2. Качество выполнения машинной строчки

3. Качество обработки верхнего среза кармана

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

3. Данных для ответа недостаточно.

Если твой ответ 3, то укажи, какой информации не хватает.

Ответ: 3- для изготовления выкройки прямой юбки необходима еще мерка длины изделия

Установи соответствие между терминами, употребляемыми при выполнении машинных работ.

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

1. Вид УУД: познавательные

2. Умение (действие) учащихся: умение сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, по самостоятельно выбранным основаниям (на основе внешних признаков или характерных свойств)

3. Параллель. Окружающий мир. 4 класс.

4. Объект оценивания.

Учащиеся должны заполнить таблицу, указав хотя бы одно сходство и одно различие объектов, на основании описаний этих растений.

5. Задание для учащихся.

Рассмотри рисунки, прочитай текст и сравни описания укропа и лука.

На основании описаний укажи в таблице хотя бы одно сходство и одно различие этих растений.

Особое место среди однолетних травянистых культурных растений, хорошо переносящих низкие температуры и нетребовательных к почве, занимает укроп. Однако для нормального роста и развития ему требуется хорошая освещённость участка. При затенении посевов листья светлеют, стебель вытягивается и поникает.

Лук, травянистое культурное растение, относительно морозоустойчив. Всходы переносят пониженные температуры и заморозки. В начале своего развития лук требователен к влаге, однако позже избыток её задерживает созревание луковицы. Репчатый лук нетребователен к свету. Для успешного культивирования лука необходимы плодородные почвы.

– это травянистые культурные растения

– они хорошо переносят низкие температуры

– укроп более требователен к освещённости, чем лук (ИЛИ укропу надо больше света);

– лук более требователен к почве, чем укроп (ИЛИ для успешного культивирования лука необходимы плодородные почвы).

Сходство и различие могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

6. Критерии оценки.

Правильно указаны сходство и различие

Правильно указано только сходство. ИЛИ

Правильно указано только различие

7. Методические комментарии.

Задание включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

1. Вид УУД: коммуникативные

2. Умение (действие) учащихся: умение выражать отказ в устной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения.

3. Параллель: 4 класс.

4. Объект оценивания.

Учащиеся должны составить речевое высказывание - отказ в устной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения.

5. Задание для учащихся.

Представь, что одноклассники после уроков решили остаться на репетицию концерта, в котором ты тоже участвуешь. По уважительной причине ты не можешь прийти. Постарайся вежливо отказаться.

Составь свой отказ .

Образец ответа. К сожалению, сегодня я не смогу остаться на репетицию концерта. Извините, пожалуйста. Но я обязательно приду в следующий раз.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

6. Критерии оценки

Указания по оцениванию

При оценивании учитывается, что в отказе было употреблено этикетное, вежливое слово

Сформулированный отказ соответствует заданной речевой ситуации, в предложении(-ях) содержится вежливое слово.

Сформулированный отказ соответствует заданной речевой ситуации, в предложении(-ях) отсутствует вежливое слово.

Сформулированный отказ соответствует заданной речевой ситуации, в предложении(-ях) отсутствует вежливое слово, предложение(-я) представляет(-ют) собой некорректное с этической точки зрения высказывание.

ИЛИ Сформулированный отказ соответствует заданной речевой ситуации, в предложении(-ях) содержится вежливое слово, но предложение(-я) представляет(-ют) собой некорректное с этической точки зрения высказывание.

ИЛИ Сформулированный отказ не соответствует заданной речевой ситуации независимо от наличия / отсутствия вежливого слова.

ИЛИ Отказ не сформулирован.

7. Методические комментарии.

Дети учатся оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент, учатся слушать и понимать других, работать в паре, в группе.

1. Вид УУД: регулятивные

2. Умение (действие) учащихся: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.

3. Параллель: 4 класс. Математика.

4. Объект оценивания.

Учащиеся должны записать 2 способа решения задачи выражением.

5.Задание для учащихся.

В киоске продавали тетради: школьные по цене ɑ р. за тетрадь, общие по цене c р. за тетрадь. Сколько стоят вместе 5 школьных тетрадей и 5 общих? Запиши выражения, которые показывают, как можно решить эту задачу двумя способами.

1 способ. ɑ 5 + c · 5 - стоят вместе 5 школьных тетрадей и 5 общих.

2 способ. (ɑ + c) · 5 - стоят вместе 5 школьных тетрадей и 5 общих.

6. Критерии оценки

Правильно записаны 2 способа решения задачи

Правильно записан 1 способ решения задачи

Оба способа решения задачи записаны неверно

7. Методические комментарии.

На уроках математики работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).

Учащиеся должны понимать, принимать и сохранять учебную задачу , составлять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения, находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Проблемные ситуации курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставить при этом цель, спланировать свою деятельность, оценить результат и проверить его.

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  3. Каранова В.В., Крайкина Ю.Н., Разгоняева Л.Ю. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (методические рекомендации). Магадан, 2012.
  4. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования, М.: Просвещение, 2009.
  5. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. 2012. № 4.
  6. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. — 2010. — № 10.
  7. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Задания направлены на оценку и формирования УУД у младших школьников.

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

проекты для 1 класса в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" во внеурочное время".


«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и .


Методическая разработка учебного задания, направленного на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Даны разработка по коммуникативным учебным действиям 4класс (проект: создание логотипа).


Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС. Ориентация ФГОС на реализацию деятель.


Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р.

Читайте также: