Конструктор учетной политики казенного учреждения на 2022 год

Обновлено: 07.05.2024

С 2022 года обязательно применять новые ФСБУ. Организациям, которые не работали по ним досрочно, нужно проверить свою учетную политику и при необходимости внести в нее изменения. Расскажем, какие положения могут потребовать корректировки.

ФСБУ «Запасы» уже вступил в силу, а с 1 января 2022 года обязательно применять ФСБУ «Основные средства», «Капитальные вложения», «Аренда», «Документы и документооборот». Чтобы освежить в памяти основные изменения, читайте нашу подборку.

А в этой статье о том, какие положения учетной политики нужно скорректировать:

Учет «малоценных ОС»

Пересмотреть лимит стоимости основных средств. Пункт 5 ФСБУ 6/2020 разрешает организации не учитывать в составе ОС активы, стоимость которых ниже установленного лимита. Лимит теперь не ограничивается — его можно установить и больше чем 40 тыс. рублей.

Минфин рекомендует устанавливать лимит в отношении стоимости отдельного актива (письмо от 25.08.2021 № 07-01-09/68312), хотя формально ФСБУ 6/2020 не запрещает определять его и иным образом, например в отношении группы активов.

Обновить порядок учета «малоценных ОС». С 2022 года стоимость «малоценных ОС» нужно относить напрямую на расходы. Ранее по п. 5 ПБУ 6/01 их следовало учитывать в составе запасов. Это формально противоречило п. 2 ФСБУ 5/2019, так как эти активы используются более 12 месяцев, однако Минфин разрешал такой порядок в 2021 году (письмо от 05.03.2021 № 07-01-09/15786).

Порядок начисления амортизации

Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.

Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.

Закрепить в учетной политике формулу расчета амортизации нужно и при применении способа уменьшаемого остатка (п. 35 ФСБУ 6/2020). Можно использовать формулу, соответствующую ПБУ 6/01, или другую, если она обеспечивает систематическое уменьшение суммы амортизации в каждом последующем периоде.

Существенность для периодических ремонтов

Существенные затраты на ремонт, техосмотр, техобслуживание ОС, проводимые реже чем каждые 12 месяцев, выделяются в самостоятельный объект ОС (п. 10 ФСБУ 6/2020). Критерии существенности, при которых затраты на ремонт выделяются в отдельный объект ОС, устанавливаются в учетной политике. Этот показатель может быть выражен как твердой суммой, так и относительной величиной (как правило, долей стоимости «основного» объекта ОС).

Учет отдельных видов активов

Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.

Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).

Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.

Переоценка

Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.

Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

Порядок отражения результатов переоценки. Пункт 17 ФСБУ 6/2020 предусматривает два варианта для каждой группы ОС: путем пересчета первоначальной стоимости и накопленной амортизации или предварительного уменьшения первоначальной стоимости на сумму накопленной амортизации.

Обновить порядок списания дооценки. ФСБУ 6/2020 разрешает списывать дооценку постепенно, по мере начисления амортизации. Ранее по ПБУ 6/01 дооценка списывалась на нераспределенную прибыль только при выбытии ОС.

Переходные положения

Переход на ФСБУ 6/2020 отражается ретроспективно — так, будто организация применяла Стандарт всегда. Однако п. 49 ФСБУ 6/2020 предусматривает упрощенный переход: можно единовременно скорректировать балансовую стоимость ОС на начало года, в котором начнется применение Стандарта. Полученная разница, включая результаты реклассификации и переоценки, относится на нераспределенную прибыль.

Применение упрощенного способа нужно закрепить в учетной политике первого года применения ФСБУ 6/2020.

Послабления при упрощенном учете

Организации, имеющие право на упрощенный учет (прежде всего это малые предприятия), могут воспользоваться рядом послаблений. Их применение также нужно закрепить в учетной политике.

Такие организации могут воспользоваться следующими преимуществами:

  • формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке;
  • не проверять основные средства и капвложения на обесценение (п. 3 ФСБУ 6/2020 и п. 4 ФСБУ 26/2020);
  • не относить изменение оценочных обязательств по демонтажу на первоначальную стоимость ОС, даже если такие оценочные обязательства признаны;
  • отражать переход на ФСБУ 6/2020 перспективно.

Документы и документооборот

Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

Аренда

В заключение перечислим изменения учетной политики, которые влечет за собой начало применения ФСБУ 25/2018.

Организация, переходящая на новый порядок учета аренды, прописывает в учетной политике:

С 2022 года в силу вступают несколько новых федеральных стандартов бухгалтерского учета. Кроме того, с 2022 года вводится ряд еще новшеств. Это, в частности, изменения в бюджетной классификации, инструкциях по ведению учета, налоговом законодательстве. К тому же со следующего года вводятся новые электронные формы первичных документов и регистров (Конструктор учетной политики для государственного (муниципального) учреждения).

Все изменения уже учтены в Конструкторе учетной политики на 2022 год. С помощью этого онлайн-сервиса вы сможете разработать учетную политику для государственного или муниципального бюджетного, казенного и автономного учреждения без риска упустить что-то важное. Напомним, что подготовленный в Конструкторе текст можно сохранить в формате, совместимом с большинством распространенных текстовых редакторов.

Документы по теме:

16 важных изменений – в нашем обзоре.

Выявление задолженности по излишне выплаченным суммам пособий по безработицеследует рассматривать как отдельный факт хозяйственной жизни по возникновению дебиторской задолженности (признанию дохода), который не подлежит отражению с использованием счетов, предназначенных для исправления ошибок прошлых лет.

Кроме того, вводится дополнительный параметр для учета распределения объемов медпомощи – изменение мощности федерального медцентра.

Доходы составили 18 719 089,9 млн руб., а расходы – 22 821 554,5 млн руб., в связи с этим бюджет исполнен с дефицитом, который составил 4 102 464,5 млн руб.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

С нового года ряд учреждений должны внедрить дополнительные формы электронных документов бухучета. Появятся новшества в КВР и кодах КОСГУ. Есть и другие изменения. Расскажем, на что обратить внимание при обновлении учетной политики, настройке бухгалтерской программы, утверждении плановых документов.

Последние изменения

18 января. Зарегистрировали корректировки к порядку формирования КБК. Ввели подстатьи 191-199 аналитической группы подвида доходов и КВР 801 – 809.

24 декабря. Опубликовали изменения в перечнях КБК на 2022 год и плановый период.

8 декабря. Опубликовали поправки к Приказу N 61н. Они предусматривают 5 новых форм электронных документов бухучета.

Образцы новой редакции учетной политики смотрите в нашей подборке, подробности о составлении документа — в путеводителе.

Первичка и регистры

Общие правила документооборота

С 1 января 2022 года утратит силу Положение Минфина СССР N 105.

Уберите из учетной политики ссылки на этот документ. Закрепите в ней правила, которые применяли по умолчанию. Это могут быть такие положения:

  • об утверждении единого перечня подписантов;
  • проставлении отметки на обработанных первичных документах; документов, которые приложены к приходным и расходным кассовым ордерам или на основании которых начислили зарплату;
  • правилах составления графика документооборота;
  • порядке действий при утрате первички.

Электронные документы по Приказу N 52н

В прошлом году в приказе предусмотрели ряд форм электронных первичных документов и регистров. С 1 января 2021 года их обязаны применять те, кто передал полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации. Другим органам и учреждениям дали право решить, применять ли эти формы при ведении учета.

Однако Минфин неоднократно высказывал мнение, что новшества должны внедрить все организации бюджетной сферы. Такие разъяснения ведомство направляло, например, в декабре 2020 года и феврале 2021 года. Необходимость применения данных форм рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом. Решение закрепите в учетной политике.

Электронные документы по Приказу N 61н

В текущем году появился второй нормативный акт с формами документов для органов и учреждений. В декабре Минфин его дополнил.

Приказ предусматривает 17 форм электронных первичных документов и 3 формы электронных регистров. Подробнее о них смотрите в нашем материале.

Все должны применять эти формы с 2023 года. Однако новшества можно внедрить и раньше. Решение укажите в учетной политике. Его вправе принять централизованная бухгалтерия в отношении обслуживаемых организаций.

С 1 января 2022 года на новые формы обязаны перейти федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению правительства передали ведение бюджетного учета Казначейству.

В некоторых формах есть реквизит "Идентификатор контрагента". В бухгалтерской программе добавьте уникальные коды из 22 разрядов для каждого контрагента. Дополнительно о переходе на новые формы смотрите в путеводителе.

Отметим, в электронных первичных документах по Приказу N 61н можно не проставлять отметку бухгалтерии и не заполнять другие поля для отражения бухгалтерских записей. Вместо этого оформляют электронный бухгалтерский документ (бухгалтерскую справку или извещение). С формами по Приказу N 52н так разрешили поступать только централизованным бухгалтериям. Полагаем, другие учреждения могут согласовать с учредителем и финансовым органом применение аналогичного подхода.

В дальнейшем Минфин планирует перенести все документы по Приказу N 52н в Приказ N 61н, то есть унифицирует их формы под электронный документооборот.

Стандарты бухучета

Взаимосвязанные расчеты между организациями бюджетной сферы

Начиная с отчетности 2022 года действуют стандарты о консолидации отчетности и представлении в ней сведений по сегментам.

Из-за этого Минфин планирует ввести специальные КБК для обособления расчетов между учредителями и бюджетными, автономными учреждениями, между разными ведомствами одного бюджета и т.д. Дождитесь изменений, чтобы отразить их в учетной политике и скорректировать настройки бухгалтерской программы.

Новое: В конце января 2022 года для отражения безвозмездных неденежных поступлений и передач ввели подстатьи 191 - 199 аналитической группы подвида доходов и КВР 801 - 809. К таким операциям относят движение обязательств и активов, кроме денег и их эквивалентов. Коды применяют с начала 2022 года. Поскольку в инструкциях к планам счетов их еще не учли, рекомендуем внедрять изменения по согласованию с учредителем и финансовым органом. Отметим, Минфин уже привел увязку кодов КОСГУ и новых КВР.

Биологические активы

С 1 января 2022 года надо применять стандарт "Биологические активы". Он затронет лишь некоторые учреждения.

Как биологические активы учитывают только живые организмы, которые учреждения выращивают или содержат для получения биологической продукции либо разведения биологических активов, в т.ч. на продажу. Если основная цель другая, объекты учитывают в прежнем порядке. Например, это касается насаждений, за которыми ухаживают лишь для озеленения территории учреждения, животных зоопарков, служебных собак.

Объекты относят к биологическим активам независимо от срока полезного использования или кратности получения продукции. На счета их учета нужно перенести и те живые организмы, которые прежде отражали как матзапасы: птиц, кроликов, пушных зверей, семьи пчел, растения питомников и др. Объекты могут трансформироваться в биологическую продукцию после сбора, вылова, прекращения их жизнедеятельности.

Инвентаризационная комиссия должна выявить биологические активы. Учесть их по-новому нужно в межотчетном периоде, во входящих остатках 2022 года. Укажите в учетной политике особенности отражения имущества учреждением, например единицы учета биологических активов.

Счета 113 00 "Биологические активы" и 110 00 "Затраты на биотрансформацию" Минфин еще не утвердил. Дождитесь регистрации поправок, чтобы внести изменения в рабочий план счетов.

Ведомство выпустило методические рекомендации по применению стандарта. Подробнее о новых правилах учета смотрите в готовом решении.

Централизация учета

С нового года региональные и муниципальные исполнительные органы, их казенные учреждения могут передать Казначейству полномочия по начислению и перечислению зарплаты, бюджетному учету и составлению отчетности. Решение о передаче принимает Правительство РФ на основании обращения высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации.

Если такое решение примут, скорректируйте положения учетной политики. Регламентируйте в ней только оставшиеся полномочия.

Бюджетная классификация

КВР

Начиная с планирования расходов на 2022 год скорректировали назначение кода 247. Отражайте по нему плату в т.ч. за горячую воду, которую получили из открытых систем теплоснабжения. В текущем году эти суммы относят к коду 244.

Новое: в марте 2022 года Минфин направил на регистрацию проект поправок к Приказу N 85н. Ведомство планирует отнести к КВР 247 и затраты на горячую воду, которую поставили по закрытой системе водоснабжения. Учесть изменение надо с начала 2022 года. О таком подходе Минфин уже сообщал.

Также для кода 247 закрепили два правила, которые учреждения уже могли применять по умолчанию. Показывайте по нему оплату любых снабженческо-сбытовых услуг, предусмотренных договором поставки энергетических ресурсов. К этому коду не относите суммы за заправку автотранспорта и бытовых баллонов газом на станциях розничной продажи.

Уточнили и перечень операций, которые отражают по коду 113. По нему учитывайте выплаты физлицам не только по закону, но и согласно локальным нормативным актам учреждения. Речь идет о гражданах, которых привлекают для выполнения полномочий или участия в мероприятиях без заключения трудовых договоров или ГПД.

Минфин довел письмом новый подход к отражению с 2022 года платы оператору за участие в электронной закупке по Закону N 44-ФЗ. Относите суммы к коду 244, а не 853.

КОСГУ

С 2022 года по статье 250 разделяйте операции текущего и капитального характера. Первые показывайте по прежним кодам 251, 252 и 253. Для вторых используйте новые коды:

    "Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"; "Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств"; "Перечисления капитального характера международным организациям".

Перечни КБК

Показатели на 2022 год и плановый период отражайте с учетом перечней из Приказа N 75н. По сравнению с предыдущими перечнями изменений немного. Также учитывайте поправки к новому приказу, которые Минфин зарегистрировал в декабре.

План ФХД и бюджетная смета

В текущем году Минфин дважды скорректировал рекомендуемую форму плана ФХД государственных и муниципальных учреждений: в мае и октябре. При утверждении документа используйте актуальную редакцию. Напомним, конкретную форму плана для учреждения устанавливает учредитель.

Правила составления и утверждения бюджетной сметы изменились только для федеральных казенных учреждений. Минфин уточнил порядок согласования сметы с вышестоящими органами, утвердил новые формы обоснований плановых показателей. Ведомство довело методические рекомендации по составлению обоснований на 2022 год и плановый период.


Изменения в учетной политике на 2022 год ожидаются абсолютно у всех хозсубъектов. Дело в том, что именно с 2022 года становятся обязательными к применению некоторые стандарты бухучета. Какие стандарты вступают в силу? Какие коррективы учета следует указать в учетной политике фирмы? Можно ли избежать корректировки учетки и использования стандартов? Все нюансы обновления учетной политики с 2022 года разберем в нашем обзоре.

Какова суть и функция учетной политики

Учетная политика (УП) бывает для целей бухучета или для целей расчета налогов. Это два совершенно разных документа. В этой статье мы сосредоточим свое внимание на бухгалтерской УП, так как именно в этой учетной политике в 2022 году изменения ожидаются глобальные.

Про суть и назначение УП для БУ можно прочитать в законодательных нормативных актах:


ВАЖНО! Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на предприятии.

В УП следует прописывать те методы учета, для которых законодательство установило различные варианты на выбор, или же те, которые вообще не прописаны.

Те способы учета, которые применяются однозначным, установленным законом способом, в УП можно не прописывать.

УП утверждается один раз не позднее 90 дней с даты создания субъекта и применяется планомерно из года в год. Утверждать ее заново каждый год не надо.

Есть всего лишь несколько причин для внесения корректив в УП.

Рассмотрим на схеме, какие события вызывают изменения учетной политики предприятия.


Почему все меняют УП в 2022 году

Причина изменения учетной политики — ПБУ в новой редакции. Вернее, отмена некоторых ПБУ и введение в действие новых стандартов с 2022 года.


Подробнее о ФСБУ 6/2020 можно прочитать в статье.

Указанные ФСБУ носят обязательный порядок с 1 января 2022 года. Однако законодательство допускало их применение и раньше этого срока. Организации делали выбор о сроке начала применения ФСБУ самостоятельно.

Поэтому если учет по новым ФСБУ был начат раньше 2022 года, то и изменения в УП были внесены начиная с года применения новых стандартов.

Те, кто не сделал этого ранее, внесут изменения с 2022 года.

Нельзя не упомянуть еще один новый ФСБУ № 5/2019 «Запасы», обязательный к применению с 2021 года.

Изменения в учетную политику из-за ФСБУ 5/2019 организации вносили в 2020 году, меняя учет в 2021 году.

Перечисленные стандарты обязательны к применению почти всеми коммерческими организациями с некоторыми оговорками и нюансами, поэтому мы пишем, что учетную политику меняют все. И если даже допустить, что основные средства, аренда и капитальные вложения могут быть не у всех, то под новый стандарт запасов меняем учетную политику мы все, так как запасы присутствуют у каждой фирмы.

Итак, основная причина изменения учетной политики с 2022 года — это изменение требований законодательства.

Какие изменения внести в учетную политику в связи с применением каждого нового ФСБУ

Далее рассмотрим, что есть нового в учетной политике на 2022 год в разрезе каждого введенного стандарта.

Запасы

В отношении условий применения этого стандарта в учетную политику вносят следующие пункты:


Основные средства

С 2022 года все организации должны применять новый ФСБУ 6/2020 "Основные средства".

Посмотрите, какие изменения в учетную политику из-за ФСБУ 6/2020 "Основные средства" придется внести:


В КонсультантПлюс есть подробный материал о внесении изменений в учетную политику в связи с новым ФСБУ 6/2020 "Основные средства". Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.

Аренда

Новый стандарт «Аренда» внес самые большие изменения в порядок учета. И если прочие новые стандарты заменили старые стандарты, то аналогов арендному ФСБУ не было. Здесь приближение изменений учетной политики к МСФО максимально.

Арендатор в своей УП отражает следующее:


Арендодатель отражает в УП:


Не уверены, что знаете, как перейти на учет аренды по-новому с 2022 года? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с пошаговым алгоритмом действий по началу применения ФСБУ 25/2018.

Капвложения

В учетной политике в отношении применения ФСБУ 26/2020 отражаем:

  • ретроспективный или перспективный порядок перехода на новый стандарт применяется организацией;
  • организации, имеющие право на ведение упрощенного бухучета, применяют стандарт полностью или также в упрощенном виде.

Подробнее о ФСБУ 26/2020 мы писали в статье.

Для внесения изменений в учетную политику необходимо составить приказ. Образец для изменений учетной политики из-за ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020 и прочих стандартов вы сможете скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Помните, что с 2022 года применяется еще один новый ФСБУ 27/2021, о котором мы подробно писали в статье «Как работать по новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

Корректировки в УП вносят только в определенных случаях. Например, при изменении законодательства. С 2022 года становятся обязательными к применению четыре новых ФСБУ. Этот факт организациям следует отразить в УП.

Распространенные вопросы

Какие положения изменить в разделе налогового учета учетной политики?

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:

по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры - обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры, которые разработаны Минфином, можно дополнять. Подробнее о налоговых рестрах читайте здесь.

Как внести изменения и дополнения в учетную политику?

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Дополнить учетную политику нужно, если вы начали вести новую деятельность. В этом случае в учетную политику нужно включить принципы и порядок учета новых операций. Такие дополнения можно внести в течение года (Письма Минфина России от 26.02.2021 № 03-03-06/1/13447, от 08.04.2020 № 03-03-07/27947).

Чтобы внести изменения и (или) дополнения в учетную политику, нужно утвердить их приказом (распоряжением) руководителя организации. В таком приказе нужно определить дату начала применения изменений (дополнений), также рекомендуем вам указать, в связи с чем вносятся изменения.

Нужно ли сдавать учетную политику в ФНС?

Представлять учетную политику обязательно только по требованию налогового органа, которое предъявлено в рамках налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ). Такое требование на практике может быть заявлено во время выездной проверки, т.к. при камеральной перечень запрашиваемых бумаг сильно огранчен.

Предоставить документ налоговикам нужно не позднее 10 дней после получения запроса, иначе на организацию может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).

Кроме того, штраф может быть наложен и на должностных лиц организации. Размер штрафа в этом случае составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Учетная политика НКО на 2022 год - образец для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте - документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО. Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом — в статье.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации). , т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2022 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательным к примению станет новый федеральный стандарт 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.

Порядок оформления и образец заполнения приказа об утверждении учетной политики вы найдете в этой статье.

Бланк учетной политики можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2022 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.

Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 - эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:


Образцы учетной политики подготовили и эксперты КонсультантПлюс. Образец УП для целей налогообложения НКО на ОСНО - см. в этой публикации. А образец УП для целей бухучета можно скачать в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: