Конструктор уроков по биологии

Обновлено: 23.04.2024

В данной статье собраны и кратко описаны методические приемы, позволяющие повысить познавательный интерес к предмету.

ВложениеРазмер
metodicheskie_priemy_dlya_konstruktora_urokov_biologii.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы для конструктора уроков биологии

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка». Изучение нового материала должно начинаться я яркого, красивого вступления, цель которого – привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний. Изучение нового может начинаться с эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного вопроса, с таинственной шкатулки, с необычного описания объекта изучения. Заинтриговать учащихся могут факты из серии «Правда ли, что…….», необычный рисунок, загадка, видео- или музыкальный фрагмент.

У каждого учителя в его «методической копилке» есть множество различных приемов, которые без систематизации трудно удержать в голове. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Использование конструктора снижает время на подготовку к урокам, повышает их многообразие, что повышает интерес учащихся к предмету и сказывается на качестве обучения. Взяв, как основу, форму конструктора А. Гина я разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при тематическом планировании всех разделов биологии. Для его разработки необходимо обозначить этапы урока буквами, составить список и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока.

Методические приемы, используемые в конструкторе уроков

1. «Мыслительная разминка»

Один, два несложных вопроса на размышление; угадайте, что лежит в «таинственной шкатулке»; придумайте вопрос(или угадайте вопрос учителя); поясните эпиграф; определите тему урока, исходя из интригующего вступления; закончите стихотворные строки; отгадайте загадку.

Ведущему, который загадал биологический объект, задаются несколько наводящих вопросов.

3. Удивляй! Отсроченная отгадка

В начале урока дается загадка ( удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Дополнение реальной ситуации фантастикой.

При опросе учащиеся поднимают карточки разного цвета, которые означают их готовность к ответу: красная –« я не знаю», зеленая –« знаю».

6. Щадящий опрос

Учитель задает вопросы. Ученик первого варианта выступает в роли контролирующего, а ученик второго варианта – в роли проверяющего. Затем их роли меняются.

7. Игра «Биологическая эстафета»

Класс делится на три команды по рядам. Ученик записывает на листе бумаги один признак организма и передает лист другому члену команды. Или ученики по очереди выполняют задания на доске, например, рисуют схему соцветия по описанию и названию.

8. Взаимоопрос « Ты мне, я - тебе»

Ученики опрашивают друг друга по базовым вопросам.

9. Мозговой штурм

Решение творческой задачи организуется фронтально со всем классом.

10. Игра « Горячий стул»

Ученик пишет на доске термин, относящийся к теме урока. Другой ученик садится на стул спиной к доске и отгадывает этот термин, задавая любому ученику класса вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

11. Пресс – конференция ( класс задает вопросы вызванным к доске ученикам)

12. Графический диктант

13. Минутные вопросы

14. Вырази мысль другими словами

15. Вопросы к тексту

Учащиеся составляют разные виды вопросов: репродуктивные, расширяющие, проблемные.Вопросы могут начинаться:

3. объясните, почему……..

4. какой вывод можно сделать из……..

5. какое строение имеют……..

6. правда ли, что………

Проверка данного вида работы проводится несколькими способами:

1. выборочно или у всего класса;

2. заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других;

3. организовать работу в парах или группах (результаты передают учителю);

4. провести конкурс на лучший вопрос;

5. организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам;

Оценивается качество вопросов и умение на них отвечать.

16. Найди ошибки в тексте (опрос, перед объяснением)

17. Составление плана (статьи, параграфа)

18. «Расскажи мне, расскажи» (за 1 мин надо ответить на большее число вопросов)

19. Вопросы к рисунку

  1. Как назвать рисунок?
  2. Что на нем показано?
  3. Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их.
  4. Сделайте вывод.
  1. Какие признаки показаны? Не показаны?
  2. Какую информацию о …… можно получить?
  3. Найдите информацию о ……….
  4. Разделите объекты на две группы
  5. Какими общими признаками обладают эти ….

20. Биологическое лото

22. Игра « Биологический конструктор»

С помощью картонных деталей конструктора проверяются знания учащихся о простых и сложных листьях, о видах листорасположения, о строении пестичных, тычиночных и голых цветках и т.д.

23.Игра « Что это такое?»

За 1мин один ученик объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.

24. Тестовый контроль

Выбрать один правильный ответ

25. « Правильно – неправильно»

Найти правильное утверждение.

26. «Узнай орган по таблице»

Один ученик получает список органов, которые нужно показать по таблице, второй называет эти органы. Время 1 мин.

27. Повторяем с контролем!

Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей изученной теме ( проводится на последних уроках по определенной теме).

28.Тест « Ключевое слово» (перед изучением новой темы)

За определенное время необходимо составить список ключевых слов, «утерянных» в рассказе.

30. Показательный устный ответ

Ученик демонстрирует блестящий ответ у доски на вопрос со свободным ответом, остальные слушают.

31. « Излагай кратко, логично, по существу!»

Вызванный ученик записывает на доске ответ на небольшое задание, остальные учащиеся анализируют.

33. «Мыслительный лист»

Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос или решить биологическую задачу. Ученики должны высказать любую версию. Правильный ответ оценивается +. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает оценку «5».

Учащиеся отгадывают, составляют загадки, делают подборки загадок по определенной теме.

35. Опрос по цепочке

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и право ответа передается другому.

36. Игра « Цепочка»

Класс делится на три команды по рядам. Первый член команды выбирает один из рисунков и отвечает на первый пункт плана характеристики изображенного объекта. Количество пунктов в плане соответствует числу учеников в команде.

37. « Черный ящик» ( «Таинственная шкатулка»)

Учитель беседует с одним или несколькими учениками полушепотом, остальные заняты другим делом.

39. Фактологический диктант

Проводится по 5 – 7 базовым вопросам в быстром темпе.

41. Заполнение таблицы

42. Работа с терминами

43. Демонстрация видеофильма

44. Демонстрация опытов

45. Демонстрация анимации

  1. Тренинг « Соответствие» (предсердие: сердце = желчный пузырь: ?)
  2. Тренинг «Логическая цепочка» (организм, почки, мочеточник, удаление жидких продуктов, выделительная система или ядро -? –атом - ? – вещество)
  3. Тренинг «Разделите на группы» (легкие, сердце, сосуды, кровь, трахеи, жабры)
  4. Тренинг «Сгруппируй» (почки, сердце, легкие, кишечник, артерии, мочевой пузырь, желудок, бронхи)

51.Тренинг «Определите по описанию»

(орган, систему органов, организм, систематическую единицу)

52.Тренинг «Дополните ряд. Обобщите» ( стебель, лист, корень, ……)

Укажите правильную последовательность (процессов, систематических групп, фаз развития и т.д.)

54.Тренинг «Продолжите предложение»

  1. Тренинг»Четвертый лишний»
  2. Биология в числах
  3. Биология в картинках

58. « Сочинялка» (д/з)

Написать сочинение или сказку.

Синквейн – творческая форма рефлексии, способствующая развитию критического мышления. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

60. Составление рассказов по заданным словам (д\з)

При изучении нового или повторении материала (на основе прочитанного в учебнике текста).

1.Сначала опорные слова даются в последовательности, соответствующей в учебнике (для слабых учеников);

2. Затем слова даются без определенной последовательности;

3. Вносятся « лишние» слова, которые не могут быть использованы в тексте (для сильных учеников).

Необходимо: озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос отвечают, какой вопрос к нему можно задать.

61. Составление текстов с пропущенными словами

(д\з для слабых учеников)

62. Составление рассказов с биологическими ошибками.

(д\з для сильных учеников)

А) работа с готовыми текстами;

Б) составление текстов в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествии

63. Составление тестов (д\з)

Эта работа предлагается после изучения темы. Тесты разрабатываются к параграфу или разделу.

64.Составление кроссвордов (д\з)

Можно предложить составить кроссворд с фрагментами по изученной теме (на каждое слово в кроссворде делается рисунок)

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Болотова Наталья Васильевна , учитель биологии МБОУ Лицей № 1

В настоящее время на рынке электронных образовательных ресурсов появилось достаточное количество программных продуктов, разработок, электронных приложений к учебно - методическим комплектам, позволяющих учителю качественно подготовиться к проведению современного урока. Но зачастую материалы обучающих CD -дисков «привязаны» к определённой учебной линии, строго выдерживают формат учебного пособия. Учитель, вынужден либо одновременно «открывать» все необходимые медаобъекты, и использовать их в уроке разрозненно, либо создавать свою презентацию (как правило, используя MS Office Power Point ), затрачивая дополнительные физические и временные ресурсы.

«Конструктор уроков. Биология» изд. ООО «Интерграфика», Издательство «Просвещение» - это программный продукт, включающий в себя различные медиаобъекты, позволяющий учителю быстро подобрать необходимый материал для проведения урока биологии, тут же создать свою авторскую презентацию, снабдив её необходимым текстом и сохранить данную разработку для дальнейшей работы. Созданный ресурс можно использовать и для мультимедийной презентации и для работы на интерактивной доске. «Конструктор» позволяет использовать уникальные медиатеки, соответствующие требованиям и содержанию современного образования, это - анимации, модели, видео, фотографии и рисунки, схемы, таблицы, статьи из рубрики «Это интересно», «Хрестоматия», интерактивный лабораторный практикум, система тестирования. Таким образом, это электронный

образовательный ресурс направленный как на обучение, закрепление, так и на проверку знаний учащихся.

Разработчиками данного программного ресурса - ООО «ИнтерГрафика» и Издательством «Просвещение», уже выпущено 3 CD для 6,7,8 классов.

Интерфейс продукта обеспечивает удобную и понятную навигацию. В меню находятся кнопки «Файл», «Шаблон», «Отчёт», «Примеры», которые дублируются соответствующими виджетами (рис.1) Кнопки перехода к основным разделам «Подготовка урока», «Презентация урока», «Подготовка отчёта», «Помощь» отображаются в одном и том же месте верхней части экрана.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МР Таттинский улус МБОО «Туора – Кюельская СОШ им. П.П. Кочнева»

Методические приемы для создания конструктора уроков биологии

Элякова Анна Афанасьевна

МБОО ТКСОШ им. П.П. Кочнева

Методические приемы уроков биологии………..……………………………..………………….4

Разработка конструктора уроков биологии………………………………………………………10

Идеи А.Е. Мординова о воспитании любви к природе, патриотическому воспитанию остаются исключительно актуальными и в наше время. По истине пророческими оказались его слова, высказанные еще в 1944 году в книге «Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза»: «Впервые в истории Крайнего Севера якуты преодолели гигантские трудности, не только не вымерли, но, развивались дальше,…ими положено начало освоения Арктики и Северного полюса. Все это не может не считаться величайшей заслугой нашего народа перед всем человечеством» эти слова приобретают особое звучание сегодня, в условиях значительного роста понимания важности экологической культуры для формирования личности. В связи с этим перед нами встает вопрос воспитания человека с развитым экологическим сознанием на основе традиций наших предков.

Актуальность: Для формирования экологического сознания необходима внутренняя мотивированность учащихся к изучению биологии, когда они учатся с радостью, с удовольствием погружаясь в мир знаний о живой природе. Одним из методов повышения мотивации изучении биологии являются методические приемы, используемые мною на уроках.

У каждого учителя в его «методической копилке» есть множество различных приемов, которые без систематизации трудно удержать в голове. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Использование конструктора снижает время на подготовку к урокам, повышает их многообразие, что повышает интерес учащихся к предмету и сказывается на качестве обучения.

Методы обучения тесно связаны с методическими приемами. Прием — это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Методические приемы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.

Цель: разработать методические приемы для создания конструктора уроков биологии

  1. Разбор литературных данных;
  2. Выбор наиболее эффективных методических приемов на уроках биологии;
  3. Апробация данных приемов.

Методические приемы уроков биологии

Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между собой. Все приёмы легко применимы в условиях сельской школы.

1. «Мыслительная разминка»

Один, два несложных вопроса на размышление; угадайте, что лежит в «таинственной шкатулке»; придумайте вопрос (или угадайте вопрос учителя); поясните эпиграф; определите тему урока, исходя из интригующего вступления; закончите стихотворные строки; отгадайте загадку.

Загадка: Человек может прожить без пищи около месяца, без воды - неделю, а без чего он и не проживет пять минут?

Исторический факт о Марафоне . Почти 2500 лет назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за три часа. Появившись на площади, он крикнул: ”Мы победили”- упал замертво. Произошла внезапная остановка сердца.

В чём явилась причина смерти воина?

(Сердечно – сосудистая система человека 8 класс)

Угадайте, что лежит в «таинственной шкатулке»?

— По дороге на работу я зашла в магазин и купила несколько женских гамет, которые сейчас лежат в этой шкатулке.

А почему эти клетки человек использует в пищу?

(Куриное яйцо; икра)

«Половое размножение животных»

— Ее приносили в жертву богам. Ей скрепляли священные клятвы, ее считали носителем души, соком жизни. О чем речь?

(Кровь(лягушки))

«Транспорт веществ в организме животных».

Использование эпиграфов на уроке биологии.

Эпиграф на уроке биологии – это:

цитата из научных работ ученых;

цитата из художественного произведения;

Эпиграф выполняет следующую роль:

создает сильную мотивационную установку процессу обучения, задает тон всему уроку;

выполняет психологическую функцию, обостряя внимание учащихся;

повышает работоспособность и творческий потенциал коллективной деятельности на уроке;

«Покров тайны, окутывавшей процесс возникновения, роста и структуры организмов был сорван» (Ф.Энгельс)

«Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете» (К.А. Тимирязев)

«Зеленое растение – Прометей, похитившее у богов огонь и отдавшее его людям» (К.А.Тимирязев)

« Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы ни встречались, в растении ли, в животном или в человеке, произошли через лист, произошли из веществ, выработанных листом…» (К.А.Тимирязев)

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» ( К.Г. Паустовский)

Способы размножения организмов.

«Самое прекрасное ощущение, выпадающее на долю человека, - это прикосновение к таинственному. В нем кроется источник великого подлинного искусства и науки» (Альберт Эйнштейн)

Становление генетики как науки.

« Ты такой же человек, только другого полу, про наши разногласия в человеческом теле блохе и той известно, и нечего на этом предъявлять свои претензии» (В.Распутин).

Претензии – не претензии, а интересно было бы узнать поглубже: почему получаются эти «разногласия»?

«Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует» (В. Ключевский)

Значение генетики для медицины и здравоохранения.

«Природа наша единственная и, конечно, самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает её и следует её указаниям, тот и достигает, без сомнения, наилучших результатов»

Краткая история развития биологии.

«Мне объяснить остается, и к этому ход рассуждений приводит, что мир образован из смертного тела и одновременно то, что имел он начало когда-то…» (Лукреций Кар)

«Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном, итоге самое важное из того, что существует на нашей планете» (А.И.Опарин)

Возникновение жизни на Земле.

«Будет пролит свет на происхождение человека и его историю» (Ч.Дарвин)

«О, волны, разрешите мне загадку жизни – мучительную, древнюю загадку! Скажите, волны, что есть человек? Откуда он пришел? Куда пойдет? (Г.Гейне)

«…Открыв естественный отбор и выяснив роль его в эволюции живой природы, Дарвин превратил всю биологию в точную науку»

«Как композитор находит единственно нужный звук, так селекционер в тысяче растений отыскивает те, которые дадут начало новому сорту»

Задачи современной селекции.

Ко многим темам уроков биологии в 10-11 классах могут быть следующие эпиграфы:

1. «Всматривайтесь в малое, и вы увидите великое!»

2. «Природа – единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания» (В.Гете)

3. «Во всем мне хочется дойти до самой сути….»

4. «Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдается этому делу»

2. Игра « Горячий стул»

Ученик пишет на доске термин, относящийся к теме урока. Другой ученик садится на стул спиной к доске и отгадывает этот термин, задавая любому ученику класса вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

3.Прием «Светофор»

При опросе учащиеся поднимают карточки разного цвета, которые означают их готовность к ответу: красная –«я не знаю», зеленая – «знаю».

4.Прием «Фантастическая добавка»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастической. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значения любого параметра, который обычно остается постоянным; придумать фантастическое растение (священное дерево якутов Ал лук мас) или животное и рассмотреть его в реальном мире, например, можно использовать видеофрагменты из фантастик (человек-паук; женщина-кошка; аватар) перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.

5. Прием «Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом.

2. Ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в виде домашнего задания.

6. Вопросы к тексту

Учащиеся составляют разные виды вопросов: репродуктивные, расширяющие, проблемные. Вопросы могут начинаться:

3. объясните, почему……..

4. какой вывод можно сделать из……..

5. какое строение имеют……..

6. правда ли, что………

— Проверка данного вида работы проводится несколькими способами

1. выборочно или у всего класса;

2. заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других;

3. организовать работу в парах или группах (результаты передают учителю);

4. провести конкурс на лучший вопрос;

5. организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам;

Оценивается качество вопросов и умение на них отвечать.

7. Вопросы к рисунку

— Как назвать рисунок?

— Что на нем показано?

— Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их.

— Какие признаки показаны? Не показаны?

— Какую информацию о …… можно получить?

— Найдите информацию о ……….

— Разделите объекты на две группы

— Какими общими признаками обладают эти ….

8. Игра « Биологический конструктор»

С помощью картонных деталей конструктора проверяются знания учащихся о простых и сложных листьях, о видах листорасположения, о строении пестичных, тычиночных и голых цветках и т.д.

9.Тренинг « Последовательность»

Укажите правильную последовательность (процессов, систематических групп, фаз развития и т.д.)

Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов.

1) выход вируса в окружающую среду

2) синтез белка вируса в клетке

3) внедрение ДНК в клетку

4) синтез ДНК вируса в клетке

5) прикрепление вируса к клетке

Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов.

1) выход вируса в окружающую среду

2) синтез белка вируса в клетке

3) внедрение ДНК в клетку

4) синтез ДНК вируса в клетке

5) прикрепление вируса к клетке

10. Графическая перфокарта .

Перфокарта представляет собой лист бумаги, расчерченный по горизонтали и вертикали. По горизонтали записаны вопросы, а по вертикали – ответы.

11. Прием «Шесть шляп»

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Разработка конструктора уроков биологии

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка».

Взяв, как основу, форму конструктора Анатолия Гина я разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при тематическом планировании всех разделов биологии. Для его разработки необходимо обозначить этапы урока буквами, составить список и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока. Разработан алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»:

1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.

В процессе мастера - класса идет демонстрация в увлекательной форме приемы при организации современного урока биологии. Насколько актуальны создание мотивации, актуализации или создание проблемных ситуаций с помощью неожиданных средств; игровых, художественных, музыкальных в современном образовании. Показаны разные педагогические приемы позволяющие активизировать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся, связать изучение нового материала с их эмоциональным восприятием мира, находиться в постоянном диалоге и создавать психологически-комфортные условиядля всех участников урока! Главная наша задача, неправда ли? Надеюсь что данный материал поможет учителям биологии в их педагогической деятельности.

ВложениеРазмер
konspekt_mastera-_klassa_23.10.15g.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мастер-класс «Конструктор современного урока биологии»

Всё повторится вновь?

Учитель биологии МБОУ – СОШ №8 Н.В. Жаворонкова

Прием обратной связи «Ладошки».

Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.

Учитель: Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. Что такое конструктор урока? Слайд. У каждого из нас есть своя «методическая копилка», есть множество различных приемов и методов, которые вы используете на своих уроках. Мне бы хотелось продемонстрировать вам свои приемы, которые я использую на уроке. Прошу Вас, внимание на экран! Музыка Антонио Вевальди « Времена года».

Вы, конечно же, узнали это фрагмент музыкального произведения из цикла Времен года А. Вевальди. Каждый концерт посвящен определенному времени года. Он состоит из трех этапов, который соответствует определенному месяцу. Возникают иллюзии, будто перед нами 4 возраста человека: детство, юность, зрелость, старость, будто перед нами прошёл весь миг с момента рождения до смерти человека.

Хотела бы отметить, что вопросы связанные с цикличностью смена времен года лежат не только в каких то общих понятиях, но и во всей системе мироздания. Мы как учителя биологии очень много говорим о цикличных процессах. Цикличные процессы в биологии – круговорот веществ в природе, это суточные и сезонные активность живых организмов, это цикл Кребса и цикл трикарбоновых кислот на уровне клетки. Однако же , я хотела бы сейчас поработать с более широким понятием, которое связано с цепью питания в экосистеме.

Слайд Цепи питания

1 звено – все зеленые растения, которые производят органические вещества из неорганических используя энергию солнечного света. Производителями – продуценты.

2 звено – те живые организмы, которые не могут производить органические вещества, они их потребляют в готовом виде – как источник питания. Это травоядные и хищники, являются потребителями – консументами.

3 и завершает звено цепи питания, организмы, которые являются разрушителями т.е редуцентами, которые разлагают органические вещества до неорганических. Это не просто цепь питания, это цикл потому что неорганические вещества необходимы вновь зеленым растениям для создания органических веществ при помощи света и воды вновь создаются улеводы.

Посмотрите у нас прием «синектик» срабатывает тогда, когда мы с вами сравниваем 2 объекта, которые между собой никак не связаны. Очень сложно их сравнить, не сопоставляется, но тем не менее выявляется нечто общее. Самое интересное, что прием синектик срабатывает тогда, когда нужно накидывать много идей и устанавливать взаимосвязь между изучаемым новом и опираясь на опыт изученного.

Вернемся к нашим группам, заслушиваем ответы. Был ещё один вид заданий: вы должны были все 3 объекта между собой построить в биологическую цепь.

Действительно яйцо – начало жизни, матрешка символизирует некие стадии роста и развития, то зная уже понятие цикл питания, можно смело сказать, что живой организм когда происходит его закат, то будет вырастать новые проявления жизни – цветок.

Когда вы работали с предметом по отдельности, и затем составляли новые цепочки. Вы рассматривали понятие цикл с разных сторон. Вот на уроках мне тоже импонирует рассмотреть некий объект с разных сторон. Для этого я использую такой прием, как «Куб».

Куб – фигура с шестью сторонами и на каждой стороне распложено какое – то задание. В данном случае это фразы… слайд Куб с фразами

Обыграем это прием, для этого нам нужно подкинуть куб, посмотреть какое задание тебе выпало ответить на вопрос. Мы будем работать с таким понятием, как «Жизненный цикл» слайд

Можно сравнить не просто с другими явлениями, а контрастно м.б с другими предметами. Когда мы используем такой прием. То предмет, объект, тему можно рассмотреть не только с разных сторон, но и с разных точек зрения. Т.О. идет погружение в предмет изучаемого на данном уроке.

Очень часто я в своей педагогической деятельности использую такой прием, чтобы лучше отработать или правил сказать сформулировать навыки, которые касаются описания, сравнения – визуальный раздражитель.

Посмотрите перед вами картина Л. Да Винчи «Мадонна в скалах». Слайд

Скажите, 5 сек подумайте… Какие чувства вызывает перед вами данное изображение? Верно картина может вызывать эмоциональную чувственность, но однако предмет изобразительного искусства может служить и предметом для изучения предметных знаний. Посмотрите на главном фоне картины – этапы (некоторые этапы0 жизненного цикла человека: младенчество, детство, зрелость. Видно, что есть водоем, биологи знают , что это водная экосистема: круговорот веществ; есть растения в прибрежной зоне, растительность на скалах, это говорит о том, что без сомнения есть цепи питания, если б не было бактерий – разрушителей, которые дают неорганические вещества. Растения произрастать на этой каменистой поверхности никак не могли.

Ув. коллеги! Я говорила о биологических циклах о биологических понятиях , посмотрите на картину , есть ли в картине отражение с другими школьными науками или предметами на ваш взгляд. ( туман – конденсация воды, когда идет разница температур). Это одно из звеньев круговорота воды в природе. Сами посмотрите на картину, то явно видно блики света, свет утром, днем, вечером, это игра света и тени – суточный цикл природы.

Я хотела бы сказать, что все этапы развития, конечно же отражены в законах Гегеля. Любой процесс развития по закону Гегеля происходит циклично. Причем след звено становления, это ничто иначе, как возникновение и опыт, который на предыдущих стадиях форм принимает, но при этом появляется что-то, ранее никогда не существовавшее. В этапе развития включается и процесс познания. Познание наших детей – школьников, познание нас учителей.

Вы знаете, когда мы готовимся к уроку, мы конечно структурируем материал, логически его излагаем, исследуем, готовим и затем эти знания передаем детям. Возьмут ли они их? Скажите, пожалуйста, а что можно сделать данным листом бумаги?

Так и знания детей, останутся ли они в них , в нашей памяти, в сердцах детого зависит только деятельность учителя.

Если процесс познания будет активным, с активным мышление, тогда и знания будут личностно – значимыми, а не станут какой-то абстракцией, они станут частью ребенка.

Те приемы, которые я вам сегодня рассказала. Они все способствую активному мышлению. Вокруг нас всё циклично. Когда мы рассматриваем предмет с нескольких сторон, когда мы объединяем несопоставимые вещи, тогда мы переходим на обучение метапредметного подхода. Тогда получается , что мы формируем у детей целостную картину мира и знания становятся частью ребенка. , расширяем его мировоззренческий взгляд. То, что происходило сегодня, у нас здесь, тоже цикл. Каждый раз, собираясь вместе будет происходить обобщение опыта, происходит блеск граней искусства образования.

Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).

Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

В работе представлены этапы урока биологии в системно-деятельностном подходе с описанием приёмов для каждого этапа и конкретными заданиями.

Всероссийский конкурс патриотической песни к Дню России «ДИВО ДИВНОЕ – ПЕСНЯ РУССКАЯ»

Всероссийский конкурс патриотической песни к Дню России «ДИВО ДИВНОЕ – ПЕСНЯ РУССКАЯ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «РАДУГА ЛЕТНЕГО ТВОРЧЕСТВА»

Международный конкурс детско-юношеского творчества «РАДУГА ЛЕТНЕГО ТВОРЧЕСТВА »

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ!»

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ! »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

  • Оценка знаний по биологии для 8 класса «Тест –тренажёр. Тема «Лось – великан нашего края»» Биология
  • Конспект занятия по биологии для ««Содержание и дрессировка хомячка» занятие для учащихся 7-11 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Уголок живой природы»» Биология
  • Разное по биологии для 7 класса «Тесты по зоологии» Биология
  • Планирование по биологии для 5 класса «Программа Эколята 5 класс» Биология
  • Уроки по биологии для 11 класса «Урок "Вирусы. Профилактика вирусных заболеваний"» Биология

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Адрес: 197371, Санкт-Петербург, Испытателей пр. д.39 лит.А оф.С-3-20к. ИНН 7840447816 КПП 781401001 ОГРН 1117847081153. Ограничение по возрасту: 6+

Читайте также: