Конструктор уровней для игр

Обновлено: 22.04.2024

Что есть помимо Photoshop, FL Studio, 3ds Max, ZBrush и Unity.

Чтобы я хотел упомянуть перед тем как вы приступите читать:

  1. Данная статья является развитием моей предыдущей статьи, однако версия на Реддите получилась скудной, поэтому и не обязательной к ознакомлению.
  2. Данная статья не призывает вас пересаживаться целиком и полностью на свободное и бесплатное программное обеспечение. Глупо пропагандировать, что опенсорс - мастхэв, а проприетарщина - зло.
  3. Будьте готовы, что некоторые из этих программ сырые, недоделанные, без подробной документации и видеотуториалов.
  4. Многие программы переведены на русский язык. Если для вас это важно, то обязательно посмотрите в настройках можно ли поменять язык интерфейса.
  5. При использовании чужих ассетов не забудьте поблагодарить авторов, упомянув их имена или ники в своих играх.

Простенькая программа для создания текстовых игр и визуальных новелл. Вам почти не придётся программировать, всё создаётся в виде схемы из блоков и связей между ними. Готовая игра представляет собой страницу HTML.

Однако помимо создания игр Twine можно использовать и как удобный инструмент для наглядной визуализации своего сценария, если вы задумали множество разветвлений, выборов диалогов, концовок и т.д.

Два конструктора, специально заточенных под создание 2D-игр в жанре Квест. От вас не потребуется больших знаний в области программирования, всё создаётся в "два клика".

Конструктор №1 для создания игр в жанре "Визуальная новелла". Прост в использовании и изначально настроен для создания стандартных романов. Однако знание языка программирования Python позволит вам создавать более сложные игровые механики. Именно на Ren'Py созданы такие известные игры как Бесконечное лето и Doki-Doki Literature Club.

Конструктор помощнее для создания 2D-игр в самых различных жанрах. Вместо программирования логика игры строится на основе простых "событий" и "реакций на события". Немного напоминает другой, но проприетарный конструктор ClickTeam Fusion.

Конструктор 3D-игр, всё также без программирования позволяющий создавать свои первые творения. Появился совсем недавно, сейчас доступна альфа-версия этого продукта.

Просто хороший 2D-движок с языком Lua. Больше нечего даже добавить, всё прекрасно описано на официальном сайте.

Более молодой 2D-движок в сравнении с Defold. Китайский аналог Unity. Можно программировать как на JavaScript, так и на TypeScript. В этом году выйдет Cocos Creator 3.0 - отдельная версия для разработки 3D-игр.

Российский игровой движок для создания 2D и 3D-игр. Раньше был конструктором игр, однако разработчик пересмотрел подход и года два назад на свет выкатил полностью переделанный продукт. Летом этого года движок и вовсе стал свободным и бесплатным. Довольно симпатичный движок, но пользователи отмечают низкую производительность движка и разработанных на ней игр.

Мощный игровой движок для создания 3D-игр. Некст-ген, многозадачность, VR, все дела. Раньше назывался Xenko, а ещё раньше назывался Paradox. Из недостатков можно выделить очень слабое коммьюнити и вялое развитие движка.

Устаревшие конструкторы 2D-игр, которые уже давно не развиваются. Как и GDevelop, логика в этих конструкторах также строится легко на основе "событий" и "реакций на события". Вам остаётся лишь выбрать из списков сами события и реакции.

Устаревшие игровые движки для создания 2D и 3D-игр. Языки программирования являются расширенными версиями Basic. Если вы не горите желанием изучать сложные игровые движки, то рекомендую начать с Blitz3D. Blitz3D в отличие от DarkBasic Pro является более оптимизированным движком и позволяет формировать рельеф по картам высот.

Я собрал в одном архиве учебники и уроки по Blitz3D на русском языке, пользуйтесь и учитесь. Ещё держите статью с архивом о редакторах уровней, заточенные под Blitz3D, но они могут помочь с разработкой не только под этот движок, особенно если вы вооружитесь мощным конвертером fragMOTION.

Кстати, в этом же архиве лежат две программы, которые легко и просто генерируют 3D-модели различных растений и деревьев.

Armory 3D - это игровой движок, который интегрируется в Blender, а EasyRPG - это свободный аналог RPG Maker 2000/2003. Это две разные программы, но объединяет их одна особенность: вы можете пощупать их, но для полноценного производства игр они пока не пригодны. Можете ещё глянуть R48 вместо EasyRPG Editor.

Lazarus - это свободный аналог Delphi, в качестве языка программирования используется Object Pascal. Lazarus, от слова, вообще не предназначен для создания игр, однако вы можете глянуть GLScene или Castle Game Engine.

DevelNext - это, по сути, тот же Delphi, только красивее, с PHP и большим количеством инструментов и возможностей для создания игр.

Они не являются конструкторами игр и не являются игровыми движками. Это две среды разработки, которые предназначены для разработки самых различных приложений. Однако я всё же решил их упомянуть по двум причинам:

1. В них можно легко делать визуальные новеллы, квесты и прочие point-and-click игры. Эти среды предоставляют чрезвычайную гибкость, а потому вы можете придумать для своих игр уникальные и необычные игровые механики.

2. Эти среды умеют то, чего не умеют игровые движки. Мне, например, однажды приспичило для своей хоррор игры сделать возможность вывода документа на печать, если игрок найдёт секрет в игре и у него есть принтер. Godot Engine не умеет работать с принтерами, зато это можно реализовать в Lazarus, а в Godot написать функцию запуска стороннего приложения.

Удобный аудиоредактор, в котором вы можете нарезать звуки, как-то их совмещать, компоновать, накладывать фильтры, записывать свой (или не свой) голос. Функционал расширяется плагинами.

Однако если Audacity вам не хватает, можете воспользоваться этим редактором для профессиональной обработки звука и записи.

Редактор для создания и обработки звуков в более наглядной и увлекательной форме.

Редактор для создания ретро-звуков для своих игр, будь это звуки прыжка, удара или ещё какого эффекта. Если вы не знаете, какой конкретно звук вам нужен, то можете нажать кнопку Randomize.

Секвенсор и рабочая станция для создания музыки в самых различных жанрах. Наигрывать мелодии можно со своей midi-клавиатуры. Некоторые синтезаторы частично скопированы с FL Studio.

Секвенсор и трекер в одном флаконе от русского разработчика и музыканта. Предназначен для создания электронной музыки.

Предлагаю послушать пример, сочинённый в SunVox.

Удобные инструменты для написания ретро-музыки.

Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.

Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

И раньше я действительно порекомендовал бы вам GIMP, но Krita умеет всё, что умеет GIMP, только больше и удобнее. Тем более она тоже читает .psd, заточена ещё для художников, а разработчикам игр дали удобные инструменты для создания бесшовных текстур.

Японский графический редактор, ориентированный только на художников и завлекающий своей простотой. Это означает, что в MediBang вы не сможете, например, подретушировать фотографию, как в GIMP или Krita, для этого попросту не хватает инструментов.

Ещё мне понравилось прилипание кисти (на англ. "snap", эта фишка изображена на гифке), чтобы быстро рисовать ровные прямые линии или идеальные круги, не пытаясь выверять движения мышки или стилуса на микроскопическом уровне.

Здесь уже выходила статья с перечислением редакторов для создания пиксель-арта. Однако там не была упомянута Pixelorama, созданная в Godot Engine :) Хорошая минималистичная программа, имеются кисти разных форм, можно создавать покадровую анимацию, можно рисовать в онлайне.

В отличие от предыдущих растровых редакторов, Inkscape является векторным редактором, т.е. изображения строятся не пикселями, а математическими формулами. Это обеспечивает высокое качество изображения при любом масштабировании, однако в векторном редакторе вам будет крайне проблематично создавать изображения с огромным количеством мелких деталей и различных неравномерных цветов.

Забавный редактор, позволяющий рисовать в стиле ASCII-арт.

Самый известный и мощный свободный 3D-редактор. Если вы когда-то в прошлом воротили нос от Blender, то сейчас попробуйте дать ему второй шанс, потому что с версии 2.8 в редакторе переделали интерфейс, он стал дружелюбным к новым пользователям. Также новый рендер Eevee позволит добиться хорошей картинки куда быстрее рендера Cycles.

Функционал пополняется аддонами. Я, например, недавно узнал об интересном аддоне SSGI, добавляющий к Eevee фейковое глобальное освещение.

Интересный факт: мультфильм Следующее поколение (Next Gen) полностью создан в Blender.

Редактор, который стоит скачать только ради одной фишки - удобного создания новых мешей (можно один, а можно несколько симметричных) на поверхности других уже созданных мешей. Таким макаром очень удобно создавать всякие фрактальные штуки. Всё остальное в редакторе либо уже есть в Blender, либо сильно кастрировано и не доделано.

Редактор для быстрого и лёгкого создания 3D-моделей. Но и качество самих моделей будет заметно хуже, особенно если моделируете живых существ. Идеальная программа для быстрого создания наброска/болванки или low-poly графики.

Тоже 3D-редактор, только вместо полигонов вы строите сцену из вокселей, т.е. кубиков. Готовую сцену можно потом экспортнуть в стандартные форматы 3D-моделей. Можно использовать как инструмент прототипирования: сначала прикидываете что-нибудь в MagicaVoxel, а потом основную работу проделываете в Blender. В старых версиях есть возможность анимировать, в новых эту функцию вырезали.

Для авторетопологии. Если вы пока не могёте в ретоп или лень, а количество полигонов в модели нужно уменьшить, то этот инструмент для вас.

В Blender тоже есть скульптинг, но перед этим познакомьтесь с метасферами (metaball), они значительно облегчат ваш труд.

ZBrush на минималках. Содержит в себе минимальный набор инструментов, но этого будет достаточно, чтобы лепить модели почти любой сложности, причём как на ПК, так и на планшете. К сожалению, в июне этого года прекращена поддержка Sculptris в пользу ZBrushCoreMini, который тоже бесплатен, но уже не для коммерческого использования.

Уже не такой минималистичный, как Sculptris, но всё же мощное средство скульптинга.

Простая программа для создания PBR-текстур у спрайтов: карты рельефа, отражения и т.д. В нём же можно проверить как будет работать освещение.

Ещё один инструмент для создания PBR-текстур, только уже для 3D-моделей.

Главная фишка этого инструмента заключается в том, что можно регулировать высоту текстур: например, если в вашем материале есть различные углубления, зазоры, трещины и т.д, то там можно расположить одну текстуру, а всё что на поверхности будет иметь другую текстуру. Обладателям Unreal Engine 4 также открыт доступ к Megascans. Осторожно, Mixer требователен к ресурсам компьютера.

Свободный аналог Substance Painter от разработчика движка Armory3D. В этом редакторе текстуры рисуются прямо на модели или его развёртке. Различные фильтры и прочие функции помогут частично автоматизировать процесс. ArmorPaint может разукрашивать 3D-модель по частям, а не целиком, как в Quixel Mixer.

В отличие от Mixamo Fuse, MakeHuman предоставляет куда больше настроек внешности виртуального человека. Плюс программа любезно сделает скелет для анимации всего тела и лица.

Аддон для Блендера, всё также позволяющий генерировать людей.

Редактор для создания анимешных персонажей. Программа, кстати, сделана в Unity. Экспортировать модели можно только в формат .vrm, но это дело поправимое, если в Блендере вооружиться импортёром glTF.

Не только у 3D-моделей можно добавлять кости для анимации, но и у картинок (причём с несколькими слоями). Экспортируйте итоговый результат в форматы jpg, png и gif.

Программа от российских разработчиков для создания реалистичных анимаций, которая учитывает центры тяжести, параболические траектории и т.д. Cascadeur пока бесплатен даже для коммерческого использования, но всё может поменяться после полного релиза, так что пользоваться с осторожностью, сильно не привыкать.

Гибкий редактор эффектов и частиц на основе нодов.

Ещё один редактор, но позволяющий создавать 3D-эффекты и частицы.

Про некоторые редакторы карт я уже говорил, когда затрагивал Blitz3D.

Поддерживает создание ортогональных, изометрических и гексагонных карт.

Мощный редактор, заточенный под создание карт с видом сбоку.

Перехожу к сайтам и ассетам.

Обычно его используют школьники и студенты для конспектов, а мне пригодился, чтобы быстро создать несколько записок с рукописным текстом для игры. Нужно войти или зарегистрироваться, чтобы генерировать текст.

Как только зайдёте на сайт, наверху есть вкладка Animations, нажимайте туда и вас перебросит на огромную коллекцию готовых гуманоидных анимаций. Чтобы скачать анимацию, нужно зарегистрироваться.

Нужно зарегистрироваться, после чего можно выбрать одну игру из уже готовых и покопаться в ней. В качестве языка программирования используется microScript (вдохновлённый Lua). В этом же конструкторе можно нарисовать спрайты к игре в стиле пиксель-арт.

3D-модели, текстуры, HDRI. Текстур и HDRI уже огромная куча, а вот 3D-моделей кот наплакал.

Коллекция звуков 99Sounds. Не помню откуда качал, поэтому залил на диск.

75 ГБ. звуков Sonniss. Торрент-файлы в комментариях.

Спасибо! Только не нашёл ссылки на мотивацию, вдохновение и свободное время.

Если ты хочешь что-то делать, то делаешь. Не хочешь — не делаешь. Вдохновение и мотивация тут не играют роли. Свободное время — другой вопрос.

разве подобные формулировки имеют юридический смысл?

Что скажешь про LMMS?

Это, мягко говоря, преувеличение, из перечисленного добрая половина софта опенсорс с нормальными лицензиями

В случае с бесплатными ассетами, я бы рекомендовал быть очень внимательным, так как часто даже лицензия CC имеет множество модификаторов, и часто используется с модификаторами "доступно только для некомерческого использования" и "обязательно упомянуть автора".

Спасибо папаша за сборник-помощник синего цвета двадцать первого века

Aseprite позабыл. Идеальный редактор для пиксель арта.

Редактор то отличный, но он не бесплатный же (за исключением брошенной устарешей версии), хотя и стоит копейки, но тем не менее.

Что-то не очень понял, для чего этот инструмент?

Странно, что в разделе для музыки не было Reaper. Бесплатный и чрезвычайно функциональный софт.

Но за подборку в целом просто бесконечное количество респектов!

Кстати, а UE принципиально нет? По сути, для 99% небольших инди он бесплатный, вряд ли кто-то из них превысит отметку в лям вечнозелёных.

Я решил перечислить чисто полностью бесплатные проги. Но ты хорошо подметил, можно и UE воспользоваться, если уверен, что игра не принесёт каких-то баснословных денег.

Inkscape не пригоден для нормального использования. Абсолютно забагованное и неудобное убожество. К версии 1.0 хоть обновили дизайн интерфейса (просто обновили GTK) и обновили встроенный Python до 3 версии (при этом забыв обновить одно из встроенных расширений, которое теперь не работает). Не умеет нормально изменять размер объектов, нет нормальных слоёв, почти нет визуальных подсказок при перемещении объектов. Профессионалы найдут ещё больше проблем. Если действительно нужен векторный редактор, лучше возьмите Affinity Designer по скидке.

А из платных и мощных редакторов векторной графики, с чего новичку проще будет начать знакомство? Интересует создание 2D спрайтов с анимациями, графика a la Hollow Knight? Уже упомянутый Affinity Designer или стоит присмотреться к чему-то еще?

Закладок больше, чем лайков почти в 3 раза, класс

+ закладка
Наберу 100 закладок про геймдев,тогда и начну что-то делать. Чтобы всё и сразу выучить )
Зачем мне сейчас читать )

(Раздел про GIMP)
Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.
Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

Мои ощущения от работы с GIMP несколько лет назад:

- Грузится быстрее Фотошопа, но всё равно долго - по итогу нет разницы большой
- Без вышеуказанного плагина функционал даже близко не такой, как у Фш. С плагином хз, но чет меня сомнения терзают.
- Интерфейс просто пиздец какой странный, совсем не похож на Адобовский. Элементы организованы непривычно, отчего искать их неудобно.

До своего финального воплощения любая локация переживает десятки правок, а иногда и вовсе переделывается с нуля.

Рассказываем, какими инструментами пользуется профессиональный левел-дизайнер и как устроен процесс создания уровня. При подготовке материала использовалась информация из блога Михаила Кадикова и комментарии Дениса Куандыкова. Оба преподают на курсе по левел-дизайну «OutBlock».

Большинство уровней начинаются с прототипа, нарисованного на бумаге, а многие локации так и не переживают этот этап. Такие наброски встречаются в артбуках, дневниках разработчиках и блогах, посвящённых разработке видеоигр.Это разветвлённая цепочка блоков, стрелочек и бесконечных уточнений, которая призвана отобразить не карту планируемого уровня, а скорее схему взаимодействий игрока с ним.

Следующим инструментом пользуются не все, но именно он отличает опытного левел-дизайнера. Вместе с геймдизайнерами создатель локаций формирует метрики— правила, шаблоны, своеобразные линейки, которые позволяют проектировать уровень не «на глаз», а по заранее определённым параметрам.

Метрики — это всегда фиксированные величины. Они определяют всё, что угодно: например, ширину оврага, преодолеваемую прыжком, высоту укрытий, дальность полёта пули из конкретного оружия. Габариты элементов окружения тоже сверяют с метриками, — иначе собачья конура на уровне нечаянно может оказаться размером с дом.

Определив метрики, левел-дизайнер собирает блокауты — трёхмерные макеты уровня. Их всего два типа.

Designer block out или grey box — это макет используют для проверки геймплея. В нём есть только то, что непосредственно влияет на игровой процесс. Серые кубы, сферы, цилиндры и плоскости схематично отображают будущую локацию, хотя и создаются с учётом всех пропорций и масштабов. Неважно, насколько красиво нарисована яма с кольями — главное, чтобы игрок точно мог через неё перепрыгнуть.

В грейбоксе тестируют механики — например, можно ли здесь забраться, спрятаться. Изучают как ощущается геймплей и сложность. Если что-то не работает, проблемный элемент выкидывают или переделывают.

Пережив все правки по механикам, прототип обрастает деталями и превращается в Art block out, он же — White box. В нём художники прорабатывают визуальную часть уровня: накладывают на серый эскиз цвет и полноценные модели вместо фигур.

На этом этапе вся команда разработчиков решает, какое место конкретная локация займёт в финальной игре. Если у левел-дизайнера возникают собственные идеи касательно сценария или геймдизайна, то их обсуждают именно на этом этапе. После этого нужно продумать напряжённость уровня и его структуру.

Напряжённость событий регулирует накал эмоций на каждом этапе прохождения. На уровне нужны «слабые доли», чтобы игрок мог отдохнуть после сложного этапа, и «сильные», — чтобы он не заскучал.

Эмилия Шац, левел-дизайнер Uncharted 4:

На каждый участок уровня мы добавляем что-то, что сказывается на общих ощущениях от игры. Например, всё окружение в одной локации может намеренно быть скруглённым, будто текущим, и игроку в этом месте будет комфортно. Он почувствует, что может спокойно исследовать локацию, не рискуя быть убитым. А следующий участок, наоборот, напичкан противниками, а повсюду валяется разбитая мебель. Играть с подобными контрастами и учитывать эмоциональное состояние игрока во время прохождения уровня — это для меня бесценно.

Можно выделить три основных типа структуры уровня.

Линейная — все ответвления локации возвращают героя на основные «рельсы». Пример — Call of Duty: Modern Warfare.

Кластерная — цепочка центральных хабов, от каждого из которых отходят несколько дополнительных путей. Пример — Resident Evil 2.

«Паутина» — соединение множества кластерных уровней, по которым игрок может свободно перемещаться и проходить уровень нелинейно. Пример — Watch Dogs 2.

Когда и концепция, и структура, и напряжённость уровня сформированы, левел-дизайнер воплощает все задумки на бумаге. Он создаёт эскиз локации, обозначает на нём основные этапы игрового процесса, расставив ключевые задачи игрока. Затем он прописывает всё это в технической документации.

Михаил Кадиков, левел-дизайнер Crytek:

Техническая документация поможет описать все компоненты будущего игрового окружения и прикинуть, сколько времени понадобится на их производство. Таким образом, под занавес первого этапа мы получаем четкое видение уровня и ответы на самые главные вопросы — как он будет выглядеть, играться и что нам понадобится для его сборки.

Это тот самый «серый» блокаут. Благодаря Grey box левел-дизайнер может впервые увидеть локацию своими глазами.

Бесцветные, недетализированные геометрические формы позволяют быстро изменять структуру уровня, убирать и добавлять огромные куски локации, при необходимости стирать всё подчистую и начинать заново. Иногда на этом этапе не все геймплейные механики готовы к использованию, поэтому дизайнеру приходится внедрять их постепенно, адаптируя уровень под постоянно меняющиеся условия разработки.

На этом этапе левел-дизайнеру пригодятся созданные заранее метрики. С ними проще соблюсти пропорции и масштаб уровня и проследить, чтобы персонаж мог залезть на все нужные уступы и не бился головой о слишком низкие потолки. На одну простую комнату блокаута может потребоваться несколько десятков метрик.

Несоблюдение метрик может испортить игроку всё удовольствие от прохождения, если макушка главного героя будет предательски торчать из-за очередного стола во время перестрелки.

Михаил Кадиков, левел-дизайнер Crytek:

После того, как левел-дизайнер определился с размерами уровня и задал правильный масштаб, нужно как можно скорее сделать его играбельным. Для этого потребуется настроить весь необходимый функционал (точки появления персонажей, триггеры скриптовых событий, среда для искусственного интеллекта и т.д.).

Во время игровых сессий дизайнер наблюдает за тестировщиками и собирает отзывы, чтобы выявить самые раздражающие факторы. Новые итерации уровня тестируют до тех пор, пока не устранят наиболее критичные проблемы.

На этом этапе движок игры уже достаточно стабилен и может рассчитывать, например, работу камеры. Особенно это важно в играх от третьего лица. Левел-дизайнеры следят, чтобы стены и небольшие предметы не загораживали игроку обзор, а сама камера не упиралась в границы локации.

Или наоборот: чтобы камера во всё упиралась, заставляя игрока почувствовать клаустрофобию. Например, в той же Dark Souls регулярно встречаются узкие тоннели и катакомбы, которые давят на игрока.

К тому же, чем меньше вокруг персонажа пустого пространства, тем сложнее маневрировать. В таких местах камера превращается в ещё один невидимый элемент левел-дизайна.

Для левел-дизайнера также важны ограничения игрового движка. Иногда фантазия создателя локаций превосходит возможности технологии, которая эту локацию отрисовывает. В такие моменты дизайнеры уровни вместе с программистами прибегают к хитростям. Самая известная — приём «бутылочного горлышка», или Occlusion culling. Игроки сталкиваются с такими элементами уровня регулярно и, если «горлышки» сделаны хорошо, почти не замечают их.

Денис Куандыков, левелдизайнер VOID Interactive:

Лифты из Mass Effect, тесные улочки в The Last of Us, любой узкий лаз из перерождённой Tomb Raider — все эти места призваны замедлить прохождение игрока, чтобы движок в это время выгрузил использованные ресурсы и подгрузил новые.
В таких ситуациях Occlusion culling, то есть отсечение всего того, что не видит камера игрока, работает очень быстро, так как может сразу целыми кусками «срезать» окружение позади игрока. А одно из самых удачных применений этой технологии можно встретить в Uncharted 2, на уровне в поезде — когда игрок открывает дверь между вагонами, фоновая локация меняется.

Итог этого этапа разработки — план-схема. Когда она утверждена, планировка локации останавливается, — за исключением особых случаев. С этого момента прототип уже не изменяют, а только шлифуют.

Когда первоначальный блокаут отслужил своё, левел-дизайнеры переходят к созданию прототипа геометрии. К работе над уровнем подключаются художники по окружению и концепт-художники. От них на этом этапе зависит куда больше, чем от самого левел-дизайнера — ведь теперь, когда планировка локации утверждена, дело за визуальной проработкой.

Михаил Кадиков, левел-дизайнер Crytek:

Из временных моделей на основе геймплейного прототипа собирается «белый» уровень. Художник по окружению должен постараться не только оставить геймплей прототипа неизменным, но и использовать любые художественные средства для улучшения навигации по уровню (освещение, композиция, контраст и т.д.).
Интересный пример разницы между всеми видами блокаутов можно подсмотреть в Uncharted 4: A Thief’s End. На изображении ниже представлена локация из эпизода «The Twelve Towers», которая очень наглядно демонстрирует разницу между этапами разработки уровня: от геймплейного прототипа, собранного левел-дизайнером, к прототипу геометрии локации, нарисованного художником, и, наконец, до финальной версии уровня.

Иногда после прорисовки окружения локация перестаёт быть играбельной — к примеру, тумбочка загородит обзор, а временная грубая модель дерева перекрывает выход с уровня. Тогда уровень снова переходит в руки левел-дизайнера.

Теперь ему нужно ещё раз проверить, правильно ли работают механики, везде ли может пройти игрок и видит ли он при этом всё, что нужно. Тут вновь пригодятся метрики. После того, как «белый» блокаут подтвердит, что всё работает как задумано, на руках у левел-дизайнера окажется почти готовый уровень, собранный из временных моделей и текстур.

Это самый ответственный этап для левел-дизайнера, — ведь в его распоряжение попадает результат работы всей команды разработчиков. И именно ему предстоит собрать из всего созданного контента цельную локацию.

Тумбочки становятся похожими на тумбочки, на них ставят вазы, сквозь кроны деревьев пробивается солнечный свет.

Михаил Кадиков, левел-дизайнер Crytek:

После того, как весь финальный контент попадает в игру, необходимо сразу же произвести его «заморозку». С этого момента наполнять уровни новым содержанием строго запрещается, так как все силы бросаются на оптимизацию производительности — настраивается дистанция прорисовки геометрии уровня, меняется качество отображения моделей персонажей, спецэффектов, теней, удаляются неиспользованные ассеты и так далее.
Наконец, разработка уровня заканчивается активным тестированием финальной версии и исправлением найденных ошибок. На этом производственный цикл можно считать завершенным.

На протяжении разработки игра может сильно меняться — как в технологических аспектах, так и в геймплейных. Зачастую какие-то этапы создания игры обгоняют другие или, наоборот, отстают от них. Поэтому левел-дизайнер должен быть готов в любой момент вносить правки и исправлять ошибки. Лучше всего это делать ещё на этапе «серого» блокаута — бесцветные примитивные формы довольно просто передвинуть, изменить или вовсе убрать.

А вот правки на поздних стадиях разработки куда сложнее и дороже, — иногда из-за простого изменения маршрута необходимо будет создавать новые модели или записывать новые реплики. Поэтому ценятся левел-дизайнеры, способные как можно раньше найти на уровне проблемное место и либо «починить» его, либо вообще удалить.

Например, к началу разработки Uncharted 4 у команды разработчиков накопилось множество идей. Самой заманчивой была механика крюка-кошки — это приспособление должно было освежить перемещение по уровню, добавив окружению интерактивности.

По изначальной задумке главный герой должен преодолевать ущелья с помощью трёх отдельных действий: достать верёвку, раскрутить её и забросить на конкретный уступ. В меру сложно, в меру интересно. Механика выглядела отлично — но только на бумаге.

На практике же левел-дизайнер Эмилия Шац уже на этапе «серого» блокаута обнаружила, что процесс получился слишком громоздким и только замедляет прохождение: рано или поздно начнёт раздражать игрока. В итоге геймдиректор Uncharted 4 Брюс Стрейли принял решение упростить механику: теперь для использования крюка достаточно нажать на одну кнопку.

Брюс Стрейли, геймдиректор Uncharted 4:

Есть куча идей, которые работают на бумаге, или когда вы говорите о них за обедом: было бы здорово, если бы… Но когда вы пытаетесь проверить их в игре, они быстро разваливаются.

А вот другой пример того, как проблемный элемент локации обнаруживается в почти готовой версии уровня. На скриншоте ниже — игра, над которой работал левел-дизайнер Денис Куандыков. Серые скалы в центре локации — это так называемый «поздний» блокаут, сделанный уже после того художественного оформления уровня.

Денис Куандыков, левел-дизайнер VOID Interactive:

Это костыль, который лечит проблемы локации, сделанной, что называется, «на красоту» — то есть, она получилась совершенно нечитаемой и, к тому же, со сломанным масштабом. По сути, вышла просто огромная равнина. Но равнины не рассказывают историй, на равнинах сложно сделать интересное зонирование и подарить игроку разнообразные впечатления. Поэтому поверх изначальной локации мы добавили эти огромные блоки, нарезавшие всю равнину на зоны разной сложности.

Чтобы добавить всего несколько скал, пришлось переделывать маршруты персонажей, создавать модели и текстуры камней. Но решение оправдало себя: из-за перепада высот и перекрытой линии горизонта на локации сформировались конкретные игровые зоны. Новый элемент уровня сделал лес более выраженным, добавил вокруг себя несколько ущелий — и плоская равнина заиграла новыми красками.

Привет мой юный (а возможно и не очень) друг. Итак, ты встал на этот тернистый путь разработки игр и отовсюду то и дело, что говорят о Unity. Однако, это не единственный инструмент для создания игр, существующий в наше время.

В этой статье я расскажу только об актуальных вариантах как для новичков, так и для профессионалов со всеми плюсами и минусами оных, включая игровые движки и конструкторы, которые не требуют программирования. Надеюсь, эта статья будет полезна для вас.

Итак, начнем по порядку и будем рассматривать каждый из претендентов по нескольким параметрам - язык программирования, порог входа, платформы и многое другое.

Раз пошла такая пьянка - начнем с самого популярного игрового движка в мире - Unity. Это кросс-платформенный игровой движок для разработки 2D и 3D игр любого жанра и формата.

Данный движок выигрывает за счет своей широкой базе знаний, огромного количества примеров и шаблонов, большого коммьюнити и низкого порога входа.

Стоимость: Бесплатно и Платные тарифы для больших команд

Плюсы Unity:

Минусы Unity:

  • Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
  • Много сырых версий, огромное количество багов;
  • Отсутствие открытого кода для небольших команд разработчиков;
  • Огромный размер;
  • В приоритете разработки обновлений движка - мобильные платформы;
  • Движок создан в первую очередь для бизнеса. Поэтому его модель поддержки нацелена на бизнес, а не на удобство для разработчиков.

Следующий монструозный игровой движок - это Unreal Engine. Его история длится десятилетиями, однако сейчас - он кажется достиг своего величия. Движок разрабатывается компанией Epic Games и является передовым решением для создания крупных AAA-игр.

Язык программирования: C++, NoCode (Blueprints)

Стоимость: Бесплатно (с условиями)

Плюсы Unreal Engine:

  • Мощный редактор на все случаи жизни;
  • Гибкая архитектура игрового движка;
  • Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;
  • Готовый к AAA-проектам из коробки;
  • Кросс-платформенный;

Минусы Unreal Engine:

  • Более высокий порог входа;
  • Более закрытое и не такое многочисленное сообщество;
  • Акцент - на AAA-проекты;
  • Размер движка и его требовательность;

Близкий по духу к Unity игровой движок с открытым исходным кодом. Его разработка началась не так давно (ранее он назывался Xenko), однако он будет хорошим выбором для тех - кому важна бесплатность и открытость исходного кода.

Стоимость: Бесплатно (Open Source)

Плюсы Stride:

Минусы Stride:

  • Движок и сообщество еще молодое;
  • Не такое обилие примеров и обучающих материалов;
  • Сырость некоторых компонентов;
  • Более бедная кросс-платформа;

Мощный конструктор игр с открытым исходным кодом для создания кросс-платформенных 2D игр любой сложности без знания программирования.

Язык программирования: не требуется. На базе событий.

Стоимость: Бесплатно (Open-Source)

Плюсы GDevelop:

  • Разработка кросс-платформенных игр без программирования;
  • Гибкий и расширяемый редактор;
  • Бесплатный с открытым исходным кодом;
  • Поддержка шейдеров

Минусы GDevelop:

  • Не самое большое сообещство;
  • Мало примеров;
  • Не самый понятный интерфейс со старта;
  • Ограниченность 2D играми;

Один из набирающих популярность игровых движков для разработки 2D (и в некоторых случаев 3D) проектов. Движок бесплатен и поддерживает множество платформ.

Язык программирования: Lua (верхний уровень), C++ (нижний уровень) и другие (расширения движка).

Стоимость: Бесплатно

Плюсы Defold:

  • Бесплатный движок;
  • Кросс-платформенный;
  • Мощные инструменты;
  • Низкий порог входа и хорошая документация;

Минусы Defold:

  • Не самый приятный интерфейс, к которому нужно привыкнуть;
  • Не очень большое (пока) сообщество;
  • В первую очередь все же заточен под 2D;

Простой, удобный и гибкий конструктор игр, с поддержкой кросс-платформы, позволяющий создавать крутые 2D игры любого жанра без знаний программирования.

Язык программирования: Не требуется. На основе событий. Но поддерживает JS.

Стоимость: Бесплатно (с сильными ограничениями), полный набор от 524,99 ₽ в месяц

Плюсы Construct 3:

  • Не требует программирования, но поддерживает JS скрипты;
  • Большое количество плагинов и расширений;
  • Удобный и простой интерфейс, доступный с любого устройства из браузера;
  • Кросс-платформенный;
  • Большое сообщество, много примеров;

Минусы Construct 3:

  • Стоимость может быть велика;
  • Акцент на 2D проекты;
  • Не самая хорошая оптимизация;
  • Для полноценной работы требует подключение к интернету;

Еще один представитель конструкторов игр - Game Maker Studio 2. Включает в себя огромное количество функций, шаблонов и примеров для ваших игр.

Язык программирования: не требуется, но поддерживает скрипты.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), полный набор - от 90Р в месяц.

Плюсы Game Maker Studio:

  • Не требует программирования;
  • Мощные инструменты;
  • Большое количество шаблонов и примеров;
  • Большое сообщество;

Минусы Game Maker Studio:

  • Не самый оптимизированный вариант;
  • В некоторых моментах достаточно сыроват;

Один из древнейших представителей от российских разработчиков. Включает в себя мощные и простые для изучения инструменты, однако не обладает полноценной кросс-платформенностью.

Плюсы NeoAxis:

  • Легок в изучении;
  • Множество крутых инструментов для разработки;
  • Поддержка Visual Studio;

Минусы NeoAxis:

  • Не самое большое сообщество;
  • Кастрированная кросс-платформа;
  • Не самый удобный интерфейс;
  • Не так много примеров;

Еще один представитель динозавров среди игровых движков. Движок развивается очень давно, обладает мощным инструментарием и поддержкой кросс-платформы.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями)

Плюсы CryEngine:

  • Мощный игровой редактор-песочница;
  • Огромный потенциал для AAA-проектов;
  • Один из самых мощных рендеров;
  • Хорошая документация;

Минусы CryEngine:

  • Сильный упор на шутерную составляющую;
  • Не самый удобный для сборки инструментарий;
  • Для крутых игр требуются серьезные познания в C++;

Естественно это далеко не все представители игровых движков и конструкторов, но мы рассмотрели одни из них. Ниже я предоставил список не менее интересных претендентов с кратким описанием преимуществ.

Список интересных движков:

  • Play Canvas - JS движок с браузерным редактором. Очень мощный, кросс-платформенный движок с низким порогом входа;
  • Babylon JS - JS движок с мощным 3D рендерингом для разработки кросс-платформенных игр.
  • ThreeJS - пожалуй, одна из самых продвинутых технологий для отрисовки графики в браузере, как 2D так и 3D с кучей примеров;
  • Godot - очень интересный игровой движок, нацеленный на новичков.

Итак, мы рассмотрели основные актуальные варианты игровых движков и конструкторов игр. Надеюсь, для вас эта информация оказалось полезной.

И помните, что не так важно, какой игровой движок вы используете, чем важно то, как вы это делаете. Игровой движок - это лишь инструмент для достижения целей.

И как всегда, буду рад обсудить с вами возможности игровых движков. Возможно, у вас есть свои крутые примеры, которые вы используете в работе и можете посоветовать.

Ну а если вы хотите научиться создавать игры или же найти экспертизу, финансирование или издателя для вашей команды - приходите к нам в инкубатор. Это бесплатно:

Godot, с его 40к звездами на гитхабе, огромным растущим сообществом и общей простотой освоения лежит под катом в "другие интересные движки". Почему?

Все игровые движки представленные здесь - это актуальные и живые. Я расписал те - которые успел пощупать, а Godot я как-то не задел.

Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;

Объясните мне кто-нибудь, что значит "движок создаётся для бизнеса"?

Поясню. Unity - движется в направлении, диктуемым бизнесом, тобишь они часто покупают технологии только для того, чтобы они были и повышали капитализацию Unity. Часто они забрасывают половину технологий, которые были куплены или начинали создаваться под их крылом, растят помойку внутри своей же экосистмы. А Unreal тот же - по большей мере создается под свои проекты в первую очередь (тот же Fortnite) и это отличает их от Unity.

Когда юнити встраивает в 21 версии jobs в пакеты по умолчанию - это вот бизнес. А когда анреал выпускает наните - это для души, молниеносной разработке и для радости бабушки с дедушкой. Вот как-то так

Упомянул его, но не щупал лично, поэтому сложно про него что-то сказать.

-Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;

согласен, с этим минусом Unity
Он только кажется простым.

мне больше нравится UE, он для меня очень честный движок, оч приятный.
Но если полезешь в C++ то шишек можно набить много.
Но С++ практически не нужен, я с ним иногда играюсь ради баловства, вдруг пригодится. Считаю, что это баловство и есть.

Unreal очень дружелюбен для дизайнеров и создателей контента. Очень круто то, что условно гейм-дизайнер сможет создать что-то крутое, при условии его трудолюбия и упорства, не уходя глубоко в C++

чем сложнее игра, тем глубже погружение, логично

Unigine, Flax Engine

Забыл про легендарный Unigine, но вроде как он перепрофилировался под индастриал решения

Я, кстати говоря хоть и работаю на Unity, но то же самое могу сказать про них. Это стагнирующий движок, зарывающий сам себя в могилу. Большая часть их нововведений за последние годы - мертворожденные библиотеки, созданные только для того, чтобы повысить свою капитализацию.

Unity, UE, GameMaker. Годот четвертый, Unigine пятый, но будет 4-м

Популярный движок среди тех, кто хочет сделать свою бюджетную РПГ-игру. На ней вышло интересных инди-игр, например OMORI, To The Moon, Corpse Party и прочие. Движок обновляют и периодически перевыпускают цельным ремастером за отдельную цену.
Плюсы:
- Относительная простота использования, что в нём смогут разобраться и школьники.
- С помощью дефолтных ресурсов уже можно сделать игру.
- С помощью плагинов можно преобразить игру на любой вкус и цвет.
- Возможность создать игру без знаний языка программирования.
- JavaScript (не знаю, плюс это или минус)
- В новых ревизиях теперь возможно сделать игру под Android, и даже для браузера, благодаря поддержке HTML5.

Минусы:
- Подмоченная репутация из-за повального количества игр плохого качества.
- Движок способен лишь на сюжетно-ориентированные игры.
- Ограниченные возможности по графике.

Движок платный распространяется по типу buy-2-use. Последние две ревизии: RPG Maker MV, и RPG Maker MZ

Обе стоят примерно по 1400 рублей. Плюс куча платных DLC в виде ресурс-паков, спрайтов, текстур, звуков и музыки. Но если вы сами хоть немного умеете рисовать и сочинять музыку (или знаете источники royalty-free ресурсов) то их покупка не обязательна.

Левел-дизайнер — это человек, который создает уровни. Он использует доступные ресурсы, как конструктор: берет скрипты, музыку, модели, анимации и прочие элементы игры и собирает из них карту, ориентируясь на техническое задание. Дизайнер уровней должен уметь создавать интересный геймплей, работать с игровыми движками, обладать хорошим вкусом и находить компромисс между художественными и техническими требованиями к проекту.

Прежде чем записываться на курсы по левел-дизайну — попробуйте создать собственный уровень к своей любимой игре. Так вы обзаведетесь портфолио и поймете, насколько вам нравится профессия. Не используйте посторонних модификаций: работайте только с контентом, уже заложенном разработчиками. Насыщать свои локации авторскими наборами оружия, брони и игровых объектов считается дурным вкусом в среде разработчиков, особенно, если речь идет о портфолио. Все-таки над созданием визуальной концепции работает целый арт-отдел, а пользовательские модификации зачастую ломают общую стилистику и сказываются на производительности игры.

Как только поймете, что создание уровней — дело всей вышей жизни — осваивайте прототипирование на Unity или другом популярном движке. А пока мы подготовили список игр со встроенными редакторами карт для тех, кто хочет попробовать себя в роли левел-дизайнера.


Редактор уровней для Warcraft III, прошедший проверку временем. Он породил такие жанры, как Tower Defense и MOBA, а также стал катализатором вдохновения для начинающих разработчиков всех возрастов. Авторы особо успешных пользовательских карт получили работу в Valve и Riot Games.

Стандартные возможности редактора: работа с рельефом и геометрией уровней, создание триггеров и перераспределение статов персонажей. Некоторые умельцы научились прикручивать вид от первого лица к изометрии и создавать шутеры. Все это — в редакторе для RTS!

Программа получила второе дыхание в недавнем Warcraft III: Reforged, где совмещены возможности оригинала с обновленной графикой. Единственное "но" — игра не бесплатна.


Идейный наследник Warcraft III World Editor: бесплатный, красивый и простой в освоении. Созданные карты размещаются в отдельной вкладке меню игры и оснащаются набором тегов, следовательно — ее увидят большее количество людей. Другое отличие от предшественника — целевая аудитория. На платформе популярны фановые карты с отсылками к геймерской культуре, ориентированные на PvP-сражения.


Песочница для прирожденных гейм- и левел-дизайнеров. Создавайте что угодно: файтинги на гигантских селедках, симуляторы космических боев, гонки на крабах и даже целые РП-сервера. Устаревшая графика прямиком из 2003 и странные лицевые анимации внесут свою долю хаоса в и без того безумный процесс, а наличие знакомых мододелов поднимет уровень фана до небес. Профессиональное портфолио здесь не собрать, зато можно побегать по серверам, набраться вдохновения и покреативить от души.


Редактор уровней от Bethesda для Skyrim и Fallout 4. Изначально его создали под нужды проектов, но позже инструмент вышел на широкую аудиторию. Отсюда — сложность в его освоении и некоторая перегруженность деталями. Все объекты сгруппированы по тематикам: в одной папке хранится все необходимое для подземелий нордов, в другой — символика Азуры.

Skyrim популярен целое десятилетие в том числе благодаря гибким возможностям редактора. Рано или поздно игроки, заскучавшие на ванильной версии, открывают для себя мир модов и собирают из них собственную игру. В нем создаются не только уровни-пещеры. NPC-компаньон с собственным квестом, новая экономическая система или мирный городок с персонажами, живущими своей жизнью: все это может сделать даже начинающий левел-дизайнер без опыта.


В 2017 году разработчики песочницы Besiege выпустили крупное обновление с редактором карт и мультиплеером. С ним появилась возможность не просто конструировать новые объекты, но и менять физику и прочие игровые параметры. Мультиплеер превращает Besiege в тысячу новых игр. Среди них — гонки в стиле Безумного Макса, реконструкция осады средневековых замков и собственная версия форта "Боярд". Песочница вышла в 2015 году, но при прямых руках левел-дизайнера удивляет визуалом.


Несмотря на свой почтенный возраст, эта игровая серия популярна и по сей день. Если вы — фанат стратегии, выбирайте любимую часть и открывайте программу. Воссоздайте знаменитые сражения из игровой истории, либо оживите любимый сеттинг, создав уровень по мотивам Игры Престолов или Гарри Поттера. А если хотите усложнить себе задачу — поставьте генерацию случайной карты и подумайте, какой геймплей и сценарий подойдет для нее должным образом.


Местный редактор заточен скорее под проведение ролевых сессий, но и левел-дизайнеру есть место разгуляться. В режиме Game Master модераторы полностью контролируют созданные кампании. Они пишут сценарий для игры, выбирают карты из имеющегося списка или создают кастомные уровни, устанавливают героев для боевых и социальных взаимодействий, придумывают загадки и головоломки и даже управляют неигровыми персонажами. Еще одна особенность режима — возможность голосового взаимодействия между игроками и NPC, управляемыми мастерами.

Следующий этап — научиться работать с игровыми движками. Сделайте блокаут к карте — ранний прототип уровня, состоящий только из кубов.


Ставить кубики в Unity скучнее, чем клепать карты к любимой игре. Зато вы покажете потенциальным работодателям, что можете работать с движками и готовы сосредоточиться на самом важном — геймплее.

Создали уровень, который хочется показать друзьям или использовать в своем портфолио? Изучили принципы прототипирования? Не спешите паковать архив и устраивать массовую рассылку. Лучше дополните его YouTube-прохождением. Запишите 5-10-минутное видео, где комментируете уровень и объясняете выбор визуальных и геймплейных аспектов. В комментариях к видео укажите ссылку на файлообменник с уровнем, версию игры и список использованных модификаций.

Когда будете рассылать резюме на работу левел-дизайнера — прикрепляйте к нему ссылку на прохождение, а не на сам уровень. Заставлять вечно занятого кадровика скачивать несколько гигабайт и тратить свое время — дурной тон.

Необязательно записываться на курсы по программированию, чтобы разрабатывать игры. Легкий квест, короткую визуальную новеллу или небольшой платформер способен создать любой. Мы подобрали 7 игровых движков и конструкторов игр, которые помогут освоиться новичкам.


Один из самых популярных игровых движков на сегодня: шустрый, кроссплатформенный, дружелюбный к новичкам. На официальном сайте программы — десятки подробных туториалов: от базового до продвинутого уровня. В зависимости от сложности задач и навыков начинающего разработчика, есть выбор между двумя режимами создания игры:

  1. Визуальный скриптинг Drag'n'Drop. Составляйте игровую логику, настраивая нужные команды мышкой.
  2. Game Maker Language — упрощенный язык программирования. Если нет желания его изучать, а визуальных инструментов не хватает для реализации идеи — просто загуглите проблему, скопируйте кусок кода и вставьте его по полученной инструкции.


Бесплатный онлайн-конструктор для создания 2D-игр. Web-версия позволяет делать игры удаленно от ПК: по дороге на работу, лежа в ванной, на скучной вечеринке. Все, что нужно для этого — интернет и устройство. Конструктор работает на HTML5, потому полученный результат выгружается на любой сайт по щелчку на кнопку экспорта. Игровой движок GDevelop — некоммерческий продукт. Он поддерживается и распространяется сообществом программистов. Отсюда — множество багов и проблемы с техподдержкой.

GameGuru — движок и конструктор одновременно: все зависит от ваших навыков. Разработчики берегут свое комьюнити. Раз в неделю они проводят стримы и заливают видеоуроки на своем Youtube-канале. В зависимости от версии и наличия дополнительных фич, GameGuru стоит от 19.99 до 137$. Есть возможность протестировать игровой движок бесплатно, прежде чем покупать обычную или расширенную версию. За это время вы приноровитесь к особенностям:

  • Не поддерживается кириллица. Единственный способ добавить надписи на русском языке — прикрепить картинку.
  • Послойное наложение текстур.
  • Отсутствие подгрузки элементов. Загружается уровень — и все объекты вместе с ним. Одновременно. Если будете создавать открытый мир — приготовьтесь к падению FPS.
  • Достаточно гибкий инструмент для создания модели персонажа. Можно даже загрузить фотографию и играть за самого себя!
  • Процедурная генерация местности работает, но не идеально. Будьте готовы получить удовлетворительный результат с n-ой попытки


С Ren'Py создание игр превратится в незаметное изучение Python. В программу встроен туториал: простенькая новелла, разбирающая основные команды и способы взаимодействия с ними. Здесь не нужно навыков программирования. Если вы владеете базовым уровнем английского — программа научит обращаться с кодом за пару часов. Если вы хотите научиться программировать, но сомневаетесь и не знаете, с чего начать, Ren'Py: Visual Novel Engine — идеальный инструмент.

Игровой движок подходит только для 2D-квестов и визуальных новелл. Новую GTA на нем не сделаешь: функционал не тот.

Если замучила ностальгия по стареньким Point'n'Click квестам, попробуйте создать свой собственный. Обычно на Adventure Game Studio делают перезапуски классических квестов предыдущего тысячелетия: например, King's Quest из 80-х.

Adventure Game Studio — для настоящих ценителей жанра: устройство игрового движка не подвергалось значительным изменениям с 1997 года. Он полностью открыт для плагинов и расширений: скачайте их на гитхабе, или создайте самостоятельно на встроенном Си-подобном языке, чтобы оснастить фичами на свой вкус. Однако, это вовсе не обязательно. Для небольших проектов подойдет и базовая версия.

Еще один конструктор для казуальных 2D-игр, основанный на интуитивно-понятном механизме Drag'n'Drop с полностью закрытым исходным кодом. Расширить функционал плагинами и расширениями никак не получится: со всеми недостатками придется смириться.

Game Salad доступен для Windows и OSX. Версия для ПК достаточно багованная, более того: для Mac обновления выходят регулярнее и чаще.


Серия игровых движков и конструкторов, любимая многими инди-разработчиками за простоту, удобство и дружелюбное комьюнити. С 1988 года их вышло более 30:


Гибкая система RPG Maker подходит как для начинающих разработчиков, так и для опытных творцов. У каждого игрового проекта уже есть база данных, в которой находится все необходимое: ассеты персонажей, оружия и характеристик, список заклинаний, навыки, погодные эффекты и противники.

Игрок взаимодействует с миром благодаря ивентам. Это области пространства, которые взаимодействуют с окружением при определенных триггерах. Например:

  • Игрок становится на тайл и переносится в другую локацию.
  • Квест завершается при наличии определенного предмета.
  • После боя начинается дождь.

Все доступные варианты движка и DLC к ним находятся на официальном сайте. Ассортимент огромен: есть версии на Nintendo, на ПК, упрощенные, усложненные, для новелл и создания своего портфолио…

Итак, мы рассмотрели 7 игровых движков и конструкторов игр, которые используют начинающие геймдизайнеры. Делайте прототипы на скорую руку, креативьте и изучайте новые навыки. Когда почувствуете, что достаточно освоились — начинайте знакомиться с другими, более сложными движками!

Читайте также: