Конструктор владимиров изобретатель кпвт

Обновлено: 17.04.2024

КПВ - три простые буквы, но сколько в них мощи! 53-х килограммовая махина, изничтожающая все на своем пути с помощью 14,5x114 патронов. Просто напомним, что такие патроны использовали противотанковые ружья ПТРД и ПТРС. Созданный в 1944 году КПВ (крупнокалиберный пулемет Владимирова) стал самым мощным советским пулеметом и держит это звание до сих пор. Просто во всем мире конкурентов немного. Работает его автоматика на принципе короткого хода ствола, с запиранием поворотом затвора. За все время он обзавелся несколькими модификациями, хотя самая распространенная это КПВТ (танковый), устанавливалась собственно на некоторые танки, но в основном на БТР и прочие легкие машины.

А вот и его создатель собственной персоной - Семен Владимирович Владимиров.

Очень именитый оружейник. Сумел создать пистолет под "Нагановский" патрон, универсальный пулеметный станок, 20-и и 12,7-мм авиационные пушку и пулемет ШВАК и много прочего.

Но судьба его сильно связала именно с КПВ. Грубо говоря Владимиров породил КПВ, но вот КПВ убил Владимирова. Как так вышло? Обратимся к конструкции пулемета.

В его основе лежат: ствольная коробка, подвижный ствол с кожухом, затвор и возвратная пружина. В ней и состоит особенность. Из-за принципа работы автоматики, стволу необходимо усилие для возврата в изначальное положение, после выстрела. Ствол очень тяжелый и чтобы его двигать, нужна мощнейшая пружина.

Так вот, 12 июля 1956 года, когда Владимиров сам разбирал свой пулемет, что-то пошло не так. В заключении позже напишут: "погиб, получив смертельную травму при разборке подпружиненных частей пулемета". Что конкретно произошло, нам неизвестно. Однако есть очевидная версия: при разборке КПВ, сначала снимается ствол, но для этого надо взвести ту самую возвратную пружину, тем самым сжав ее в крайнее положение; в конце разборки уже снимается тыльная крышка ствольной коробки. НО! Перед тем как ее снимать, нужно обязательно сделать спуск, чтобы освободить пружину. Скорее всего Семен Владимирович забыл об этом или его отвлекли и тыльная крышка, под воздействием сжатой пружины ударила его, нанеся фатальную травму.

Интересно, что люди имевшие опыт работы с КПВ в армии, утверждают что крышка и пружина не могут нанести смертельный удар. Он будет сильным, но не более. Проверять мы это конечно не будем, но отметим, что Владимирову на момент гибели был 61 год, а значит о сильном здоровье и крепости тела говорить не приходится.

В общем этот случай уникальный в оружейном мире, но при этом очень трагичный. Все-таки погибнуть от собственного изобретения, это совсем не тот конец, который представляет себе конструктор оружия.

Конечно, далеко не про всякое оружие можно сказать так. Есть оружие, которое создавалось с таким большим заделом на будущее, что каждое новое поколение воинов находило в нем что-то своё. Оружие, потенциал которого раскрывался долгие десятилетия. При этом существенных изменений в конструкции не происходило. Просто опыт боевого применения раскрывал всё новые и новые возможности. Такое оружие мы вправе называть легендарным.

Именно о таком оружии будет идти речь в данной статье. О легендарном крупнокалиберном пулемете С. В. Владимирова — КПВ. Пулемете, который для большинства читателей известен в одном из самых распространенных вариантов — КПВТ. Но мы все-таки будем называть его правильно – КПВ.

Идея автоматического стрелкового оружия крупного калибра была не нова уже тогда, когда начались первые работы в этом направлении.

Инициаторами и законодателями крупнокалиберных мод были европейские авиационные оружейники. После Первой мировой войны им зудело прикрутить в самолет нечто покрупнее калибром и поубойнее, чем обычный пулемет винтовочного калибра.

И во второй половине 30-х годов прошлого века начались полномасштабные работы по созданию оружия с одной стороны, крупного калибра, с другой – скорострельного.

В 1938 году был разработан первый образец патрона 14,5 х 114-мм для противотанкового ружья Рукавишникова. Ружье вышло громоздким и неудачным и в серию не пошло. Чего не сказать о патроне. Вот к нему-то и стали присматриваться конструкторы.

Однако в условиях подготовки к большой войне страна не могла себе позволить создавать такое оружие. ПТР, а тем более пулеметы такого калибра оказались не нужны СССР.

Но любая теория проверяется практикой. Начало Великой Отечественной войны стало той точкой, которую можно считать возрождением не только ПТР. По личному указанию Сталина работы были срочно возобновлены. Работали и над ПТР, и над новым патроном.

16 июля 1941 года на вооружение был принят патрон 14,5 мм с бронебойно-зажигательной пулей и стальным сердечником Б-32. 15 августа принят другой патрон — БС-41, с бронебойно-зажигательной пулей с твёрдосплавным металлокерамическим сердечником. А 29 августа на вооружение приняли противотанковые ружья В.А. Дегтярева и Симонова.

Эффективность этого оружия — тема других статей. А вот то, что такие ружья можно использовать и для борьбы с авиацией, важно. В 1941-42 годах было несколько случаев уничтожения самолетов именно из ПТР. Однако попасть в быстролетящую цель одним патроном было сложно. Зато если попал…

Более того, при ведении наступательного боя наши бойцы часто сталкивались с хорошо оборудованными дотами и дзотами немцев. Поразить с первого выстрела такое сооружение было тоже не просто. Уже в середине 1942 года Ставка ВГК поставила задачу создать для пехоты 14,5-мм пулемет. Однако решения этой проблемы найти не смогли.

Дело в том, что энергия выстрела пулемета больше, чем аналогичный показатель автоматической пушки. Но, по ТТХ такие пулеметы должны быть сравнимы именно с пушками небольших калибров. Потому и задача была именно в выборе концепции такого оружия.

Семен Владимирович Владимиров, конструктор авиационных пушек ШВАК и В-20, именно такой линии и придерживался. И уже в ноябре 1943 года представил пулемет на заводские испытания. Причем, испытывали именно зенитный пулемет. Требования к такому оружию были выше.

Испытания пулемет прошел успешно и после согласования в Наркомате обороны завод получил заказ на производство пулеметов (КПВ-44) и зенитной установки. Для войсковых испытаний требовалось 50 пулеметов и одна ЗУ. Испытания начались уже после окончания войны, в мае 1945 года.

В 1946 году пулемет принят на вооружение в двух вариантах. ПКП (пехотный крупнокалиберный пулемет) и зенитный КПВ. За 6 лет в войска поступило только в варианте зенитных установок до 8 тысяч таких пулеметов.

К сожалению, в истории создания этого оружейного шедевра есть и элемент мистики. Помните, довольно часто употребляемое клише о том, что творение часто забирает душу, а то и жизнь творца? Так случилось и с Семеном Владимировичем Владимировым. Он погиб 12 июля 1956 года именно при разборке подпружиненных частей пулемета собственной конструкции. Похоронен в г. Коврове Владимирской области.

Тот пулемет, который мы знаем, КПВТ, стал разрабатываться ещё при жизни конструктора. С 1952 года. Мощность оружия и его высокая выживаемость в различных условиях диктовала необходимость вооружения им бронетехники.

Достаточно привести только одну характеристику – «рабочую» убойную дальность полета пули. 7-8 километров. Конечно, прицельную стрельбу на таких расстояниях вести нельзя. Но, согласитесь, мощность поражает. Лобовую броню всех БТР и БМП вероятного противника КПВТ пробивал с легкостью швейной машинки. Кстати, до сих пор в технических заданиях на проектирование бронированной техники Запада ориентируются именно на КПВТ.

Добавьте к этому возможность быстрой замены ствола, который снимается вместе с кожухом.

Добавьте плавную автоматику за счет подвижного ствола.

Добавьте автоматические предохранители, которые не дадут произвести выстрел при неправильно присоединенном стволе.

Добавьте возможность переключения направления подачи ленты.

Добавьте автоматическую блокировку подачи ленты, если патрон из звена не был извлечен.

Достоинств, которые даже сегодня выглядят впечатляюще, множество. И все это сделано "по-советски". Нет необходимости в точной регулировке зазоров. Пулемет будет работать в различных условиях одинаково.

Минусы, конечно, тоже имелись.

Сложный процесс сборки-разборки (и опасный, как показала судьба конструктора).

Перезарядка довольно длительная — 10-12 секунд.

Небольшая емкость ленты.

При перегреве начинает утыкать патроны, все встает колом, и ленту не вытащить без помощи свыше.

Можно сказать, привередливый пулемет, но по-другому сделать нельзя. Слишком мощный патрон.

Но, наверное, самое большое достоинство КПВ в том, что изначально он все-таки был зенитным пулеметом. А значит, конструктор изначально заложил возможность использования патрона с большой мощностью, чем были имеющиеся на тот момент изделия. Под этот пулемет можно и сегодня разрабатывать боеприпасы.

Остается перечислить то, что помнят солдаты за более чем 70-летнюю историю легенды.

Одиночные (ЗПУ-1) и спаренные (ЗПУ-2 и ЗУ-2) установки для зенитчиков. Особенно известны ЗУ-2. Принята на вооружение в 1955 году. Буксируемая, с автоматическим прицелом и возможностью работы сразу двум наводчикам.

ЗПУ-4. Известная также под индексом ГАУ 56-У-562. принята на вооружение в 1949 году. Применялась в полках и дивизиях как собственное средство ПВО. Но, увы, увеличение скоростей и тактики штурмовки наземных объектов авиацией, резко понизили показатели живучести расчетов.

14,5-мм МТПУ. Морская тумбовая пулеметная установка. Предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Устанавливается на боевых катерах и других морских и речных судах. В 1999 году МТПУ "спрятали" в башню.

Спаренные пулеметные установки (от 2М-5 до 2М-7). 2М-5 (1952 год) стояли на вооружении торпедных катеров проекта 123бис и 184. Палубные турельные установки с горизонтальным расположением стволов. 2М-6 или 2М-6Т (1952 год) — вариант башенной установки для артиллерийских катеров проекта 1204. 2М-7 предназначалась для патрульных катеров проектов 1400 и 368П и тральщиков.

Жизнь пулемета Семена Владимирова продолжается. В 1989 году появился новый бронебойно-зажигательный патрон с алюминиевой рубашкой и твердосплавным сердечником. Уже в начале нашего века появились патроны с модернизированной пулей МДЗМ и модернизированной пулей БЗТ-М (с удаленным воспламенением трассера, для ночной стрельбы).

Однако сфера применения становится все меньше. Сегодня это устаревшие уже БТР-70 и БТР-80, малые патрульные катера. Да и в армиях соседей постепенно крупнокалиберные пулеметы уступают место на броне скорострельным авиационным пушкам.

И в ближайшие годы, скорее всего, мы станем свидетелями окончания эры крупнокалиберных пулеметов на бронетехнике. И, возможно, на катерах.

Сегодня крупнокалиберный пулемет (например, «Утес») – обычное дело в пехоте. Его уже можно переносить не разбирая, он «сбросил вес».

Какая судьба будет у КПВ, который рано или поздно вытеснит 30-мм автоматическая пушка? Вопрос…

Владимиров Семен Владимирович

Владимиров Семен Владимирович (1895- 1956) - конструктор стрелкового оружия, лауреат Сталинской премии СССР (1949), в Коврове жил и работал с 1934 по 1956 гг.



Владимиров Семен Владимирович

Семен Владимирович Владимиров родился 22 января (3 февраля) 1895 года в городе Клин (ныне Московская область) в семье железнодорожника.
Закончив механико-техническое училище в Иваново-Вознесенске в 1913 году, работал механиком на ткацко-прядильной фабрике в Ярославле, на заводах в Петрограде, на приисках и рудниках Сибири и Дальнего Востока в качестве слесаря, механика, техника-конструктора.
В 1918 году он переезжает в Хабаровск, где его направляют на национализацию золотых приисков в тайге.
В 1919 году Владимиров был мобилизован в партизанский отряд Рогова, оперировавший на Алтае. После соединения партизанского отряда с регулярными частями Красной Армии, освобождавшими Сибирь от белогвардейцев, Владимиров в составе войск М.В. Фрунзе попадает в Бухару. Там он заболел малярией и после выздоровления был переведён в Севастополь, заведовал крепостной прожекторной станцией.
В 1922 году в связи с сокращением РККА Владимиров демобилизуется из армии и переезжает в Тулу. На Тульском оружейном заводе он начинает работать слесарем в лекальной мастерской. Вскоре Владимирова назначают на должность старшего инженера-конструктора Центрального конструкторского бюро № 15 (ЦКБ-15).
Разработал самозарядный пистолет под патрон револьвера «Наган», на который получил авторское свидетельство, сконструировал несколько приспособлений для регулирования темпа стрельбы автоматического оружия, на которые получил патент и авторские свидетельства.
Создал новые образцы авиационного стрелково-пушечного вооружения: в 1928 г. получил авторское свидетельство на двуствольный пулемёт, а в 1933 г. - на авиационную автоматическую пушку.
В 1930 г. с целью унификации станков для пулемёта «Максим» Владимиров создал новый универсальный колесно-треножный станок, принятый на вооружение РККА под обозначением «станок образца 1931 г.».
Создал новые образцы авиационного стрелково-пушечного вооружения: в 1928 году получил авторское свидетельство на двуствольный пулемёт, а в 1933 — на авиационную автоматическую пушку.
В 1932 г. на базе 7.62-мм пулемёта ШКАС создал 12.7-мм крупнокалиберный пулемёт LUBAK, который путем замены ствола мог быть превращён в 20-мм пушку. В том же году Владимиров совместно с С.А. Ярцевым сконструировал ручку перезаряжания к авиационному пулемёту ПВ-1.

В 1934 г. в связи с организацией производства пулемётов ШВАК на Ковровском оружейно-пулемётном заводе переезжает в Ковров.
В 1939 г. им была создана одна из наиболее удачных по тому времени конструкций 14.5-мм противотанкового ружья ПТРД.
В годы Веткой Отечественной войны разрабатывает 7.62-мм станковый пулемёт СПВ и 20-мм авиационную пушку АПВ. Плодотворная деятельность Владимирова в годы Веткой Отечественной войны завершилась созданием пехотного пулемета ПКП.



КПВ-44

В 1943 году Владимиров на основе своей автоматической пушки В-20 начинает разработку крупнокалиберного пулемета под патрон калибра 14.5 для противотанкового ружья ПТРД. Созданный в 1944 году новый пулемет, получивший обозначение КПВ-44 (крупнокалиберный пулемет Владимирова образца 1944 г.), в танковой модификации КПВТ выпускается и в наши дни.

Владимиров совместно с конструктором Г.П. Марковым разработал спаренную зенитную установку.
В 1949 году присуждена Сталинская премия СССР — за создание новых образцов оружия.
Погиб 12 июля 1956 года, получив смертельную травму при разборке подпружиненных частей пулемета собственной конструкции. Похоронен в Коврове.

Награды: орден Отечественной войны I степени; орден Трудового Красного Знамени; медали.


Улица Абельмана, д. 65

В 1982 г. в Коврове на доме, в котором с 1934 по 1956 гг. жил С.В. Владимиров, установлена мемориальная доска.



Стела конструкторам-оружейникам на территории завода им. Дегтярева в гор. Коврове.
На стеле барельефы конструкторов-оружейников: Федорова Владимира Григорьевича, Дегтярева Василия Алексеевича, Шпагина Георгия Семеновича, Владимирова Семена Владимировича, Симонова Сергея Гавриловича, Горюнова Петра Максимовича, Калашникова Михаила Тимофеевича, Грязева Василия Петровича, Шипунова Аркадия Григорьевича, Рихтера Арона Абрамовича, Нудельмана Александра Эммануиловича.



Разработав в 1930 году удачный пулемет ШКАС, отечественные оружейники создали в 1932 году на основе этой конструкции крупнокалиберный пулемет ШВАК, ставший основой первой советской авиационной малокалиберной автоматической пушки калибра 20 мм – ШВАК. Конструкцию этой пушки разрабатывал Семен Владимирович Владимиров, родившийся 3 февраля 1895 года в подмосковном городе Клин.


Установка пушки ШВАК в крыло И-16

Несмотря на то, что в основе нового изделия 1935-1936 годов лежала конструкция испытанного пулемета, было непонятно, как поведет себя пушка в воздухе. Не было ясно и то, как установка ШВАК-а отразится на ЛТХ самолета. Столь ответственные испытания были поручены В.П. Чкалову на «пушечном» И-16, которые он провел с блеском. В 1936 году пушка ШВАК поступила в серийное производство.

Будущий создатель авиационного вооружения Владимиров появился на свет в семье железнодорожника. Поэтому не стоит удивляться тому, что поступил он в Иваново-Вознесенское механико-техническое училище. Рабочий путь Семена Владимировича был тесно связан с техникой: механик на ткацко-прядильной фабрике, слесарь, механик и техник-конструктор на приисках и рудниках Сибири и Дальнего Востока.

В Гражданскую войну Владимиров стал бойцом партизанского отряда на Алтае, а после соединения с частями Красной Армии присоединился к отрядам М.В. Фрунзе. Перипетии революционного противостояния забросили Семена Владимировича сначала в Среднюю Азию, а затем – в Крым, где он был назначен заведовать крепостной прожекторной станцией.

После демобилизации из рядов Красной Армии в 1922 году Владимиров переехал в Тулу, где получил должность слесаря в лекальной мастерской одного из оружейных заводов. Талантливого работника заметили, и вскоре Семен Владимирович становится старшим инженером-конструктором Центрального конструкторского бюро №15.


Находясь на этой должности, Владимиров работал над созданием автоматического пистолета, рассчитанного под использование патрона револьвера системы Нагана, устройства, регулирующего темп стрельбы автоматического оружия.

В 1930 году Семен Владимирович в рамках унификации станков для пулемета «Максим» разработал «станок образца 1931 года», представляющий собой универсальный колесно-треножный станок, прошедший все сложные периоды Великой Отечественной войны.

Им же разработаны несколько образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения, из которых лишь пулемет ШВАК-12,7 и пушка ШВАК калибра 20 мм пошли в серийное производство.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1943 году Владимиров взял за основу свою автоматическую пушку В-20 и создал крупнокалиберный пулемет, использующий для стрельбы 14,5-мм патроны противотанкового ружья ПТРД. Новый пулемет, получивший в 1944 году наименование КПВ-44, выпускался и устанавливался на отечественную бронетехнику под обозначением КПВТ и в наши дни.

За свою работу Семен Владимирович был награжден орденами и медалями, а также за создание новых образцов оружия в 1949 году стал лауреатом Сталинской премии первой степени.

Погиб Семен Владимирович Владимиров от несчастного случая 12 июля 1956 года, «получив смертельную травму при разборке подпружиненных частей пулемета собственной конструкции».

Всё чаще в военных хрониках, из разных горячих точек, мы наблюдаем картину, когда исход небольших сражений решает не первоклассная бронетехника, а обычные внедорожники, оборудованные крупнокалиберным пулеметом. Недооценка этих подвижных огневых точек не так давно обернулась для сирийской армии потерей Пальмиры, а для иракской - Мосула. Их потом пришлось отбивать большой кровью. Понятно, что в войне глобальных соперников жить такой утлой машине недолго. Но для мобильных наскоков на не слишком мотивированного врага "тачанки", "ган-траки" и прочие "джихад-мобили" выступили весьма действенным средством, способным оказывать серьезную огневую поддержку нападавшим. Их "главный калибр - мощные пулеметы, очертания которых прекрасно знакомы всем, кто служил в нашей армии.

Если представить себе историю развития крупнокалиберных пулеметов в виде многоступенчатой пирамиды, то и её вершина, да и подходы к ней в основном заняты отечественными марками. ДШК, Утёс, "Корд" разошлись огромными тиражами по всему миру. В некоторых небольших конфликтах, из которых и состояла история войн второй половины 20 века, они становились главным калибром на полях сражений. Безусловным "королём" среди такого рода стволов является крупнокалиберный пулемет Владимирова (КПВ-44, КПВТ).

Изделие талантливого конструктора Семёна Владимировича Владимирова скоро разменяет девятый десяток, но его танковая модификация, не менее знаменитый КПВТ, производится в Коврове и по сей день.

Пулемёт родился в самый разгар Великой Отечественной, и вряд ли кто-нибудь мог предположить, что с его помощью будут захватывать целые города уже в новом тысячелетии. Тогда перед конструкторами стояла куда более тривиальная задача - приспособить удачный советский патрон 14,5×114 мм 1938 года для стрельбы очередями. Согласно техническому заданию, новый пулемет должен был использоваться в качестве станкового и средства непосредственной поддержки пехоты.

Детище Владимирова вышло более громоздким, чем виделось штабным умникам, но выдавало при этом совершенно выдающиеся для пулемёта параметры. Его увесистая 60граммовая пуля насквозь пробивала броню основного немецкого бронетранспортера Sd Kfz 251 Hanomag, на расстоянии более километра и могла превратить в мешанину из земли и щепок небольшое полевое укрепление. Проблемой был вес, около 160 кг в снаряженном состоянии. Пока оружие лечили от неизбежных болезней роста и придумывали, на какую базу его установить, кончилась война. Премьера КПВ-44 произошла уже в Корее, в войне между Севером и Югом. Пулемет, в основном использовали как зенитный, на платформе армейского грузовика, но и в сухопутных сражениях он неплохо зарекомендовал себя против М-8 "Грейхаунд" и американских бронетранспортеров М-3.

Вьетнамская война стала одной из причин появления самой известной модификации "Владимирова". Руководство Северного Вьетнама всего лишь попросило облегчить конструкцию зенитных установок на базе КПВ, для использования в противосамолетных засадах. Но ковровские умельцы увлеклись так, что в срочном порядке выдали "на-гора" подлинный шедевр - неустаревающий, вновь и вновь актуальный КПВТ. Один только список мест его боевого применения занял бы пару таких материалов. Его лицензионно выпускали в Румынии и Китае. Существуют и пиратские северокорейские версии. Пулемёт засветился в армиях более сорока стран мира и применялся почти на всех видах послевоенных советских БРДМ и БТР.

В новую эру, КПВТ стал заветной мечтой всяких иррегуляров и партизан. Его монтировали на тачанки в любой автомастерской, и такие импровизированные транспортеры становились дикой головной болью даже для регулярной армии.

Читайте также: