Конструктор восход 2 главный

Обновлено: 19.04.2024

Дважды Герой СССР, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Архипович Леонов.

Если бы жизнь сложилась по-другому, он мог бы стать знаменитым актером. Или уникальным инженером. А, может, выдающимся художником. Или удачливым финансистом. Леонов талантлив во всем, за что берется.

Вообще, мне до сих пор непонятно - это Алексею Леонову повезло, что его отобрали в первый отряд космонавтов, или нам всем, всей стране улыбнулась удача, что военные медики отыскали в разведывательном авиаполку 24-й Воздушной армии этого двадцатишестилетнего белобрысого летчика.

Леонов – творец, Леонов – фантастический рассказчик. Как он модулирует голосом, вспоминая о Юрии Гагарине, о своих полетах, о коллегах, как травит байки из своей жизни… Заслушаешься…

Летчик-космонавт Алексей Леонов во время интервью, 2015 год.

Конечно, умение водить кистью по холсту было не главной причиной того, что именно Леонова отобрали для самого непредсказуемого и опасного полета первого космического пятилетия. Но в воспоминаниях космических начальников о событиях 1965-го года среди объяснений, почему именно Алексей безоговорочно признан самым пригодным для операции «Выход», обязательно упоминалось: а еще он - художник. Евгений Хрунов был подготовлен к полету не хуже. Но остался дублером.

А еще, добавляю от себя, он везунчик по жизни. Какая-то невидимая рука вела его, аккуратно оберегая от фатального исхода. А в сочетании с острым умом, практической сметкой и быстрой реакцией это дало потрясающий эффект.

Картина Алексея Леонова

1. «Приходи, забирай, что хочешь»

В 1937-м, когда Леше было три годика, его отца Архипа Леонова по доносу председателя местного колхоза посадили. В семье семеро детей, Леша - младший, мама беременна. Из дома в селе Листвянка Кемеровской области семью врага народа выгнали, соседи все скудное добро разобрали.

- Приходи, забирай, что хочешь. Приходили и забирали. Я остался в одной рубашке… - вспоминал потом космонавт.

Куда податься? Семьи врагов народа обычно оставались на улице, давать кров таким было запрещено.

Повезло, что старшая сестра к тому времени вышла замуж. И ее муж забрал всех к себе в 16-метровую комнату в бараке в Кемерово. Одиннадцать душ. Если бы не пошедший на риск 22-летний парень, семья бы попросту замерзла. Стояли лютые сибирские морозы.

Так Леша Леонов выжил в первый раз.

Чугуев, Украинская ССР, 1956 год. Будущий летчик-космонавт Алексей Леонов - курсант Чугуевского авиационного истребительного училища. Репродукция Фотохроники ТАСС

Чугуев, Украинская ССР, 1956 год. Будущий летчик-космонавт Алексей Леонов - курсант Чугуевского авиационного истребительного училища. Репродукция Фотохроники ТАСС

2. Аварийная посадка истребителя

Осенью 1959-го во время выполнения тренировочного полета на реактивном МиГ-15бис при посадке не вышли шасси. Приборы показывают - давление в гидросистеме ноль. Решил шасси выпускать аварийно. Летчик десятой гвардейской дивизии лейтенант Леонов зашел на посадку. И вдруг новая неприятность: загорелась лампочка «пожар двигателя». Катапультироваться на такой высоте уже нельзя. И парень повел самолет к земле. Удар. Машина покатилась по грунтовому полю…

На земле выяснилось: лопнула трубка гидросистемы. Решение летчику пришлось принимать за доли секунды. И они оказались правильными. Леонов спас и машину, и себя.

Рассказывают: потом, когда отбирали первых летчиков в отряд космонавтов, Королев, читая личное дело Леонова, обратил внимание на этот эпизод, запомнил…

3. Мог закипать азот в крови

История о том, как Алексей Леонов в последние секунды втиснулся в шлюз корабля «Восход-2» и таким образом успешно завершил выход в открытый космос, известна до мелочей. И даже витиевато приукрашена в фильме «Время первых».

Это был первый выход человека в открытый космос. И что произойдет с психикой космонавта, когда он оттолкнется от корабля и зависнет над бездной, связанный с корпусом лишь белым фалом толщиной со швартовочный канат, медики не знали.

Сейчас космонавты во время выхода на поверхность МКС страхуются минимум двумя карабинами и никому в голову не придет полетать вокруг станции. Леонов парил на высоте около 400 километров в пяти метрах от корабля. Из иллюминатора самолета, который летит на высоте 10 километров, иной раз глянуть вниз страшно. А тут высота в 40 раз больше.

Алексей Леонов всегда поддерживал прекрасную физическую форму. Фото: Валентин ЧЕРЕДИНЦЕВ/Фотохроника ТАСС

Алексей Леонов всегда поддерживал прекрасную физическую форму. Фото: Валентин ЧЕРЕДИНЦЕВ/Фотохроника ТАСС

Ходит такая байка, будто у командира «Восхода-2» Павла Беляева был пистолет, и в случае, если у Леонова поедет крыша от увиденного, он должен был застрелить напарника. Или отстрелить шлюзовую камеру вместе с Леоновым. Конечно, это полная чушь, и Алексей Архипович всегда такие байки комментирует с раздражением: «Павел без меня, конечно, не вернулся бы».

Напомню историю с выходом. Испытывали скафандр, понятно, на земле.

- В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминал космонавт. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги - из сапог.

В шлюз полагалось выходить вперед ногами. Тогда можно было закрыть крышку шлюзового отсека, наполнить его воздухом и вернуться в корабль.

Но втиснуться в шлюз в раздутом скафандре не удавалось. И тогда Леонов вдвое сбросил давление и вошел в шлюз головой, а потом внутри него развернулся. Что вообще-то больше напоминает цирковой трюк – диаметр шлюза всего метр. Попробуйте развернуться в потерявшем гибкость скафандре!

В некоторых книгах пишут, что Леонов на свой страх и риск сбросил давление в скафандре. На самом деле, на рукаве скафандра был специальный переключатель, и такой режим конструкторы предприятия «Звезда» предполагали. Другое дело, что в этой ситуации мог закипеть азот в крови – так, как бывает при слишком быстром подъеме водолазов.

- Во время полета «Восхода-2» было семь серьезных нештатных ситуаций, четыре из них могли привести к трагическим последствиям, - рассказывал мне Алексей Архипович.

История с возвращением в корабль была не самой критичной.

Номер

4. Малейшая искра…

В «Восходе» начало расти содержание кислорода. Любая искра - взрыв. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко. А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка - когда корабль будет пролетать над территорией СССР.

Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично - была небольшая щель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место - и щель закрылась.

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов в 1965 году. Фото Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/

5. Попасть в Землю

А когда нужно было возвращаться, отказала система автоматической посадки. Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.

Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Приземление в Китае, с которым тогда были отношения не лучше, чем у дворовой собаки с домашним котом, могло плохо кончиться.

Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов еще и член Союза художников. Так он изобразил свой знаменитый выход в открытый космос.

Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов еще и член Союза художников. Так он изобразил свой знаменитый выход в открытый космос.

6. Посадка в глухой тайге

Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было другого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» - все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине.

Спускаемый аппарат упал в густой тайге. Если бы он ударился о ствол – не миновать беды. Но шар, словно заговоренный, проскользнул между деревьями. Два десятка сантиметров вправо-влево - и не миновать беды. Люк космонавты не смогли бы открыть - он мог быть снаружи прижат стволом.

- У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, - вспоминает Леонов. - Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. - Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».

Эвакуировать космонавтов из тайги под Пермью удалось только на третий день.

7. Пуля просвистела у виска

22 января 1969 года Виктор Ильин, переодевшись милиционером, вышел на Красную площадь, вооруженный двумя пистолетами Макарова и четырьмя обоймами к ним. Он собирался убить тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Кортеж ехал из аэропорта Внуково, где встречали экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», совершивших первую в мире стыковку в космосе. Ильин стал стрелять по машине, в которой, по его расчетам, должен был находиться Брежнев. Но на самом деле стрелял он по машине космонавтов.

Водитель Илья Жарков был тяжело ранен (он спустя сутки умер в больнице). Космонавту Георгию Береговому посекло лицо осколками стекла. Андриану Николаеву пуля зацепила спину. Леонову пуля летела в висок. Но, как вспоминал Алексей Архипович, он в последний момент повернул голову (судьба!) – и почувствовал, как что-то просвистело перед лицом. Пуля рикошетом попала в мотоциклиста из почетного эскорта.

Лётчик-космонавт Алексей Леонов: «Ни одна страна в одиночку на Марс не полетит»

Обозреватель «КП» Александр Милкус взял эксклюзивное интервью у космонавта Алексея Леонова накануне его 80-летия

8. Улетели дублеры

Алексей Леонов и Валерий Кубасов стали в 1975 году участниками уникального советско-американского полета «Союз»-«Аполлон», во время которого два корабля состыковались на орбите. Петр Колодин так в космос и не полетел.

Июль 1975 года. Летчики космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов - участники программы совместного пилотируемого полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Фото Пушкарев Альберт/ТАСС

Июль 1975 года. Летчики космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов - участники программы совместного пилотируемого полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Фото Пушкарев Альберт/ТАСС

- Даже стыковочный узел стал вопросом политическим, - вспоминал Леонов. - У нас в кораблях стыковка построена по принципу «папа-мама» - на «Союзе» штырь, который входит в узел-«воронку» орбитальной станции. А тут - кто в кого будет «входить»: мы в американцев или они в нас? Придумали особый - бесполый - способ стыковки, чтобы никому обидно не было.

После стыковки американский командир Томас Стаффорд должен был открыть люк и пожать руку Леонову строго на границе двух кораблей. Крышка открывается. Хитрый Леонов хватает протянутую руку и, сломав все протоколы, втаскивает американца в «Союз». Встреча произошла как раз над Эльбой!

Двадцать лет назад командир американского экипажа Томас Стаффорд при содействии Алексея Леонова усыновил двух сирот из России - 10-летнего Мишу и 13-летнего Стаса.

До 1991 года Алексей Архипович служил заместителем начальника Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. Участвовал в расследовании гибели первого космонавта планеты. Выставлялся как художник (чаще вместе с художником Соколовым).

Аудио: Алексей Леонов: В моей жизни было три больших «К»: Комсомол, Космос и «Комсомольская правда»

С женой Светланой Павловной Алексей Архипович познакомился в 1957 году. Вместе они уже больше 60 лет! Фото: В. БАЗАНОВ/Фотохроника ТАСС

С женой Светланой Павловной Алексей Архипович познакомился в 1957 году. Вместе они уже больше 60 лет! Фото: В. БАЗАНОВ/Фотохроника ТАСС

Восемь жизней Алексея Леонова

Он первым в истории вышел в открытый космос. Сегодня ему 85 лет. Алексей Леонов - герой всего человечества.

ЗВОНОК ВАЛЕНТИНЕ ТЕРЕШКОВОЙ

Валентина Терешкова: Я подарю Леше корзину роз. И обязательно передам привет и поздравления от "Комсомолки"

В четверг, 30 мая, Алексею Леонову - 85 лет. Накануне мы позвонили первой в мире женщине-космонавту, которую связывают с легендарным покорителем космоса многие десятилетия. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексей Леонов: В моей жизни было три больших «К»: Комсомол, Космос и «Комсомольская правда»

Первый человек в открытом космосе, один из пионеров звездной одиссеи поздравил наших читателей с Днем космонавтики

12 апреля весь мир отмечает День космонавтики. В годовщину полета Юрия Гагарина журналисты Радио «Комсомольская правда» позвонили Алексею Леонову - первому человеку вышедшему в открытый космос. Мы хотели в праздничный день передать Алексею Архиповичу теплые слова от имени наших читателей. Но получилось так, что мы сами напросились на комплименты. Вот как это было! (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Алексей Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут и 9 секунд. Но когда стал возвращаться на корабль, выяснилось - скафандр так раздулся, что даже согнуться в нем невозможно.

6 апреля состоится премьера героической драмы «Время первых», посвященной этой, одной из самых рискованных экспедиций на орбиту.

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулезно восстановлены события полета космического корабля «Восход-2». Может быть, тем оно и интересно. Это скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года. Что ж, это право творцов киноленты. Что точно удалось создателям «Времени первых» - передать эмоции героев картины, совершивших, по сути, невозможное. Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

«Комсомолка» рассказывает о тех событиях, которые в фильм не вошли. Они дополнят картину, помогут погрузиться в то время.

Политический фон

В октябре 1964 года должности лишился первый секретарь ЦК КПСС, глава советского правительства Никита Хрущев. Самым главным в стране стал Леонид Брежнев. У Хрущева космонавтика была любимым детищем. А как будет относиться к космической программе Брежнев? Сохранит ли прежнее финансирование новый председатель Совмина Алексей Косыгин - человек прагматичный? Трудно было сравнивать возможности экономики США того времени и СССР, всего 20 лет назад вышедшего из разрушительной войны. Пока главному конструктору Сергею Королеву удавалось опережать соперников.

На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).

Зачем нужно выходить в открытый космос?

Проблема была в том, что сверхтяжелой ракеты, которая за один пуск могла бы вывести на орбиту лунный корабль, не было ни у нас, ни у США. Лунный корабль - это не капсула для околоземных экспедиций. Он должен состоять из командного модуля, в котором полетят космонавты, модуля для посадки на Луну и цистерны с запасами топлива. Пришлось бы двумя ракетами доставить на орбиту части корабля, состыковать их, переместить из одного модуля в другой космонавтов. Делать корабли с люками, которые позволяли бы внутри собранного корабля переходить из одного отсека в другой, тогда еще не научились. Выход был один - переходить «по верху», выбравшись на внешнюю поверхность корабля.

«Время первых» - скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года.

«Время первых» - скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года.

Испытание техники

В американском «Джемини» астронавт мог разгерметизировать отсек, в котором находился, и, открыв люк, выплыть наружу. Наши конструкторы считали - разгерметизировать корабль опасно: неизвестно, как поведут себя приборы в вакууме. Поэтому придумали «нахлобучить» на «Восход» шлюз, который можно было бы надуть и таким образом развернуть в космосе. Оригинальное решение, между прочим! Следующее поколение надувных космических модулей стали испытывать только спустя 50 лет!

Шлюзовую камеру и скафандр для выхода в космос доселе делают в КБ «Звезда» в подмосковном Томилине.

22 февраля 1965 года на орбиту отправился беспилотный «Восход». Нужно было проверить, как работает шлюз, «не сдувает» ли его «ветром». Шлюз открылся, все сработало отлично. А через некоторое время корабль… с радаров исчез. Противоракетная оборона даже обломков не обнаружила.

Через какое-то время выяснилось: два наблюдательных пункта - в Уссурийске и на Камчатке дали одинаковые команды закрыть шлюз. А корабль понял их как одну команду - «Спуск!», включилась тормозная двигательная установка. Автоматика вычислила, что корабль упадет за пределами территории СССР, и сработала система аварийного подрыва. Ее ставили почти на все спутники, чтобы советская техника не попала в руки врага.

Да, шлюз-то работал нормально, но на «Восходе» была и новая система автоматической посадки. Теперь было не очень понятно, как корабль станет приземляться с «нахлобучкой» в виде шлюза. По-хорошему, надо было бы еще одни испытания провести. Но времени уже не было. Риск для экипажа «Восхода-2» возрастал.

Сахарову повезло

Интересную историю рассказывает в своей книге «Ракеты и люди» один из соратников Королева Борис Черток. В день, когда должна была стартовать ракета с «Восходом-2», Королев отозвал в сторонку, подальше от площадки Мстислава Келдыша (один из разработчиков космических систем, в то время президент Академии наук СССР) и Владимира Бармина (конструктор стартовых комплексов, академик АН): «Королев что-то говорил, резко жестикулируя, что с ним бывало редко. Келдыш стоял с опущенной головой, как провинившийся мальчишка. Бармин улыбался».

Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой. Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.

Королев рассвирепел и сказал, что никакого самолета не даст. Постановка такого вопроса является позором! И попросил «теоретика космонавтики» удалиться в бункер и не отлучаться оттуда до выхода корабля на орбиту.

Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.

Зрители нового фильма смогут увидеть и прочувствовать, как на самом деле проходил полет космонавтов.

Невесомость в расчет не брали

В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо - голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли - далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.

А тогда… Выход в открытый космос Леонов начал через 1 час 35 минут после старта. Он только-только испытал сильные перегрузки во время вывода ракеты.

Никто не знал, как вообще человеческая психика отреагирует на «плавание» в космосе. Психологи вспоминали Циолковского, который считал, что космонавт, оказавшись над бездной, может сойти с ума или потерять сознание.

Вы представьте - впервые человек парит на высоте в несколько сотен километров над Землей. На случай если Леонов потеряет сознание, у Беляева были четкие инструкции - он должен был войти в шлюз и за фал втянуть напарника в корабль.

Схема корабля, на котором летели Павел Беляев и Алексей Леонов.

Скафандр раздулся

Работу Леонова снимала кинокамера. А сам он должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.

Тем не менее Леонов пять раз приближался к кораблю от отлетал от него. Проблемы возникли, когда пришла пора возвращаться в корабль. Зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял всего два сантиметра. Космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но.

«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминает Леонов. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».

Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма.

Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Но открывающийся внутрь корабля люк съедал 30% ее объема. Нужно было выходить из шлюзовой камеры в корабль только ногами вперед, чтобы забраться в кресло. Леонову пришлось в узенькой шлюзовой камере развернуться. Запись его дыхания в этот момент потом использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», чтобы передать напряжение в кульминационный момента кинокартины (фильм снят в 1968 году).

Малейшая искра…

И тут в «Восходе-2» стало расти содержание кислорода. Любая искра могла привести к взрыву. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко. А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка - когда корабль будет пролетать над территорией СССР.

Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично - была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.

Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

Не сгорели, так замерзли

А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.

Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Перелет и приземление в Китае, с которым тогда были напряженные отношения, могли плохо кончиться.

Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было никакого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» - все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине.

«Восход-2» приземлился 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд в 30 км от города Березники Пермской области.

«У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, - вспоминает Леонов. - Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. - Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».

«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки. Работает она так - из спускаемого аппарата выдвигается щуп. Как только он касается поверхности, срабатывают пороховые движки, которые смягчают удар. «Кто-то из разработчиков сказал Королеву, что щуп настолько чувствителен, что сработает даже при соприкосновении с пушистым снегом, - рассказывает журналист «КП» Ярослав Голованов в книжке «Королев: факты и мифы». - А в тайге ели сорокаметровые! Что если двигатели включатся от соприкосновения с верхушкой дерева? И шарик покатится вниз!»

Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево - и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть - он был снаружи прижат деревом.

Ярко-красный купол парашюта заметили с вертолета часа через четыре. Но как к космонавтам добраться? «На дворе» -25. В аварийном запасе порошок от акул есть, а теплой одежды нет. Собрали валежник, развели костер. С вертолетов сбрасывали теплую одежду, термосы. Одежда застревала в ветвях, термосы разбивались. С космодрома Байконур вылетели бригадир сборщиков Юрий Лыгин, инженер Владислав Волков (в 1966 году был принят в отряд космонавтов, летал на «Союзе-7», а погиб во время приземления «Союза-11») и военный испытатель Владимир Беляев.

Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата - приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа - настолько глубоким и рыхлым был снег.

Зато у Беляева и Леонова появилось теплое белье, унты и даже большой чан. Вскипятили воду, космонавты помылись. Была среди подарков и бутылка «согревательного» коньяка. К вечеру около экипажа собрались 22 человека - спасатели из разных ведомств. Весь день шло соревнование - кто доберется первым.

Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.

Экипаж «Восхода-2» можно было бы в тот день эвакуировать вертолетом - сбросить лестницу с зависшей на высоте 5 - 6 метров винтокрылой машины. Но решили не рисковать.

21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми. А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.

«Теплым вечером странно было видеть выходящих из самолета Беляева и Леонова в унтах и зимних меховых костюмах», - вспоминал Борис Черток.

Вопрос на засыпку: на фотографиях, да и в фильме космонавты в белоснежных скафандрах с красной полосой, а в музее НПП «Звезда» выставлен полетный скафандр Леонова — но он рыжего цвета! Где правда?

Вопрос на засыпку: на фотографиях, да и в фильме космонавты в белоснежных скафандрах с красной полосой, а в музее НПП «Звезда» выставлен полетный скафандр Леонова — но он рыжего цвета! Где правда? Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Ответ: Верхняя белая часть скафандра «Беркут» - это что-то вроде чехла. Она была сделана из нескольких слоев пленки с блестящей алюминиевой поверхностью. Между слоями - зазор для того, чтобы снизить передачу тепла в любую сторону. По сути верхний слой представлял собой термос. У скафандра Гагарина тоже была верхняя оболочка, только она была ярко-рыжего цвета, чтобы космонавта спасатели могли заметить издалека.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Какой ценой мы завоевывали космос

23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.

24 апреля 1967 года. Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.

30 июня 1971 года. На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.

Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:

5 апреля 1975 года. Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км. Место посадки - горы Алтая. Экипажу повезло - спускаемый аппарат попал на склон, но не покатился дальше - парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена. На орбиту ушел другой корабль с порядковым номером «Союз-18». Этот полет считается полетом «Союза-18а».

16 октября 1976 года. Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз. На месте снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.

26 сентября 1983 года. Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.

1985 год. Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать переставшую отвечать на команды станцию «Салют-7». На станции температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.

1997 год. Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).

2000 год. Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно - не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.

Возрастная категория сайта 18 +

ВПЕРВЫЕ В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ


В свободном плавании (холст, масло 1965 г.) 18 марта во время космической экспедиции космонавтов П.И. Беляева и А.А. Леонова впервые в мире был совершен выход человека в открытое космическое пространство.



«…летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать».


18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени свершилось событие, имеющее важное общецивилизационное значение: впервые в мире человек покинул пределы кабины космического аппарата и вышел в открытое космическое пространство!

Пилот корабля «Восход-2», летчик-космонавт СССР подполковник Алексей Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в открытый космос, находился в свободном плавании, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провел комплекс исследований и наблюдений и благополучно возвратился назад. Командир корабля «Восход-2», летчик-космонавт СССР полковник Павел Беляев контролировал действия пилота и был готов в любую минуту прийти на помощь своему коллеге.

Госкорпорация «Роскосмос» продолжает работу по рассекречиванию и публикации исторических свидетельств начала космической эры. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию комплект рассекреченных документов, рассказывающих о реализации программы первого в мире выхода человека в открытое космическое пространство. Документы хранят в себе зримые следы творцов отечественной ракетно-космической техники, которой в начале 1960-х годов покорился космос – подписи и пометки, сделанные руками главного конструктора ОКБ-1 (ныне – Ракетно-космическая корпорация «Энергия») Сергея Павловича Королёва, председателя Государственной комиссии (а в прошлом – директора НИИ-88 (ныне – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения)) Георгия Александровича Тюлина, представителей руководства страны и других выдающихся деятелей советской науки и промышленности.

Записка руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

Записка в адрес ЦК КПСС, подписанная заместителем председателя Совета Министров СССР по оборонным отраслям промышленности, Председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирновым и другими руководителями промышленности, поясняющая назначение проекта «Восход» как этапа «отработки ряда элементов и узлов комплекса «Союз» с наименьшими затратами». Судя по этому документу, корабль 3КД (первоначальное наименование «Выход») для выхода человека в открытый космос задумывался и разрабатывался параллельно с первым многоместным кораблем 3КВ («Восход»).

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.175, л.75-76

Проспект двухместного космического корабля-спутника «Восход-2»

Документ 1964 года, подписанный главным конструктором С.П. Королёвым и заместителями главного конструктора Б.Е. Чертоком и П.В. Цыбиным, рассказывает об устройстве и особенности корабля «Восход-2», предназначенного для «экспериментальной проверки конструктивных решений по обеспечению выхода человека из корабля в космическое пространство, отработки космических скафандров, получения экспериментальных данных для проектирования систем, обеспечивающих передвижение и действия человека вне корабля-спутника». Приводит также список основных исполнителей работ по программе.

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 294- 117
«О подготовке пилотируемых космических кораблей»

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривающее подготовку «во II-III кварталах 1964 г. четырех [трехместных] пилотируемых космических кораблей "Восход" на базе космических кораблей "Восток"… и дополнительное изготовление в 1964-1965 гг. пяти космических кораблей типа "Восток" [в варианте обеспечения выхода человека из корабля в космическое пространство].»

АП РФ, Ф.3, оп.47, д.283, л.53-54

Техническое задание на люк-лаз и механизм открытия и закрытия люка-лаза космического корабля «Восход-2»

Документ, утверждённый С.П. Королёвым 13 июня 1964 года, определяет параметры изготовления и установки нового элемента – люка-лаза для перехода из спускаемого аппарата корабля в шлюзовую камеру

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР № 475 от 22.07.1964

Документ, подписанный председателем Государственного комитета по оборонной технике СССР С.А. Зверевым 22 июля 1964 года с решением Комиссии Высшего совета народного хозяйства по военно-промышленным вопросам об утверждении плана-графика доработки, изготовления и поставки комплектующих изделий для объекта «3КД» («Восход-2»). Среди прочих решений главному конструктору ОКБ-1 т.Королеву предписывается «… в месячный срок обеспечить окончание выпуска технической документации по объектам «3КД» и до 25 июля (то есть через три дня после выхода Приказа) представить в Госкомитет по оборонной технике СССР производственный график изготовления, сборки и испытаний объектов…» Сроки работ потрясают!

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Записка группы руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

Документ, направленный в ЦК КПСС Председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирновым, председателем Государственного комитета по оборонной технике СССР С.А. Зверевым и другими руководителями промышленности с предложением осуществить «в августе-сентябре [1964 года] пуск одного или двух кораблей "Восход" с манекенами на борту (подчеркнуто синим карандашом) с целью проверки работоспособности систем и агрегатов корабля и носителя, а в сентябре-октябре [1964 года] пуск пилотируемого корабля "Восход" с тремя космонавтами на борту (подчеркнуто синим карандашом). Экипаж корабля будет состоять из командира корабля - летчика-космонавта и 2-х членов экипажа - врача и научного сотрудника».

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.199, л.23-26

Записка группы руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

График работ по теме под влиянием технических трудностей изменился. Председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирнов, председатель Государственного комитета по оборонной технике СССР С.А. Зверев и другие руководители промышленности предлагают руководству государства осуществить «в декабре 1964 г. - январе 1965 г… запуск… одного корабля [типа «Восход-2»] с манекеном на борту с целью проверки работоспособности всех систем и агрегатов корабля и носителя…, а в первом квартале 1965 г. – запуск… второго корабля [типа «Восход-2»], пилотируемого двумя летчиками-космонавтами. Во время этого полета будет осуществлен выход космонавта-экспериментатора из корабля в космос с последующим возвращением через шлюз в корабль».

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.224, л.24-27

Протокол совещания руководства ОКБ-1 от 8 января 1965 года

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Протокол заседания Технического руководства по проекту «Восход-2» от 13.01.1965г.

Документ, подписанный С.П. Королёвым 13 января 1965 года, особенно ценен перечислением фамилий основных представителей организаций, занятых в подготовке полета «Восхода-2». Отмечается, что «работы по подготовке ракет-носителей 11A57 №3 и №4 для космических кораблей ЗКД №2 и №4 и наземного стартового комплекса проводятся в соответствии с технической документацией и с положительными результатами»

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Записка группы руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

Записка в ЦК КПСС с предложениями «о составе и порядке допуска корреспондентов и кинооператоров на техническую и стартовую позиции и место приземления космонавтов, а также о создании открытого и закрытого фильмов по космическому полету этого корабля».

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.240, л.102

Записка заведующего Отделом оборонной промышленности ЦК КПСС И.Д.Сербина в ЦК КПСС

Записка заведующего Отделом оборонной промышленности ЦК КПСС И.Д. Сербина к проекту Постановления ЦК КПСС, которое определяло порядок работы журналистов при освещении полета космического корабля «Восход-2», а также предусматривало «утверждение текстов выступления командира корабля от имени экипажа перед стартом и приветствий космонавтов с борта корабля во время полета».

АП РФ, Ф.3, оп.17, д.240, л.100

Бортовой журнал космического корабля «Восход- 2»

Основной документ, которым руководствовался экипаж «Восхода-2».

Ценность представляет не только содержание, но и оформление: бортовой журнал написан от руки, карандашом и авторучкой, содержит записи, которые были сделаны А.А. Леоновым и П.И. Беляевым в полете.

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Протокол заседания Технического руководства проекта «Восход-2»

Документ, подписанный С.П. Королёвым 24 марта 1965 года. Содержит список фамилий основных исполнителей работ по системами космического корабля «Восход-2», а также представителей организаций, занимающихся подготовкой космонавтов, а также осуществлением операций по поиску и спасению экипажа после завершения полёта

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Предварительный технический отчет по итогам полета Космического корабля «Восход-2»

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Протокол заседания Технического руководства по итогам полёта космического корабля «Восход-2»

Документ, подписанный заместителем главного конструктора ОКБ-1 Е.В. Шабаровым 8 июля 1965 года.

Основное внимание на заседании уделялось вопросу поиска причин отказа системы ориентации, которые привели к отмене первоначальной программы схода с орбиты и к посадке спускаемого аппарата в нерасчётном районе

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Замечания комиссии по работе систем корабля «Восход-2» (ЗКД № 4)

Подробный (на 41 лист!) список особенностей работы отдельных систем и механизмов корабля, выявленный по итогам полета, с предложениями по устранению замечаний на следующих изделиях, утвержденный С.Королевым 8 июля 1965 г.

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Письмо главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королёва, адресованное Первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу с предложением о поощрении Ленинскими премиями основных участников работ по спутникам-разведчикам «Зенит-2» и «Зенит-4» и пилотируемым кораблям «Восход-1» и «Восход-2»

Главный конструктор ОКБ-1 отмечает, что в составе групп исполнителей, представленных к присуждению в закрытом порядке двух Ленинских премий, «включены лучшие специалисты, которые своим самоотверженным, творческим и многолетним трудом внесли значительный вклад в отечественные работы по освоению космоса».

Архив ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»

Отрывок отчёта по медико-биологическому разделу подготовки космонавтов к полету на корабле «Восход-2»

Отрывок из иллюстрированного отчета о подготовке космонавтов ЦПК по управлению шлюзованием при имитации выхода в космическое пространство и возвращения в корабль «Восход-2» в термобарокамере ТБК-60

Выписка из стенограммы заседания Государственной комиссии по итогам полета КК «Восход-2»

Выписка из отчета экипажа о выполнении полета на космическом корабле-спутнике «Восход-2»

Документ, подписанный 23 апреля 1965 года командиром корабля «Восход-2» полковников Беляевым и вторым летчиком-космонавтов Леоновым, подробно описывающий задачи и этапы полета, заостряющий внимание на эксперименте по выходу человека в открытое космическое пространство, и делающий выводы о том, что «космонавт имеет возможность проведения инспекционного контроля монтажных и демонтажных работ, а также проведения осмотра и проверки систем корабля». В отчете даны рекомендации о необходимости дальнейшего повышения удобства работы с аппаратурой на корабле и улучшению подготовки аварийно-спасательных служб по поиску и эвакуации космонавтов в различных климатогеографических зонах.

РГАНТД, Ф.1, Оп.13-1, Д.27

Основоположники космонавтики не мыслили изучение и освоение космического пространства без осуществления выхода человека в открытый космос, неизменно поднимая вопрос о целесообразности и необходимости деятельности конкретного индивида непосредственно вне герметичных обитаемых объектов. Человеческий организм, как и любое другое живое существо, формировался и развивался в условиях Земли с её гравитацией, температурными и атмосферными условиями, и не может без специальных средств и методик находиться вне этих условий. Нужно ли ему стремиться в открытый космос?

Всего за четыре года до этого события летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет на корабле «Восток». После этого на орбиту поднимались и другие жители Земли, как русские, так и американцы. Но то, что выполнил экипаж двухместного «Восхода-2», не делал до этого никто! Это был триумф, которому рукоплескал весь мир!

С тех пор в многочисленных публикациях газет, журналов, книг, на радио, телевидении и в фильмах — как документальных, так и художественных — все аспекты полёта Алексея Леонова и Павла Беляева, казалось, были обсуждены в деталях, а со временем обросли всевозможными мифами, добавившими событиям искусственного драматизма, натяжек, а порой даже истерики.

При оценке значения полета «Восхода-2» следует исходить из того, что интересующаяся публика всё это знает и понимает, что все подробности (часто излишние) добавлены в основном с целью привлечения внимания. Однако прикоснувшись к реальным документальным материалам, предваряющим и сопутствующим историческому шагу в неизвестность, понимаешь, что все потуги псевдоисториков меркнут перед колоссальным трудом, который в кратчайшие сроки пришлось проделать ученым, разработчикам, конструкторам, инженерам и техникам, а также всему огромному коллективу, помогающему осуществить эту одиссею. Документам доверять можно -- в них в советское время врать было не принято.

Съемки проходили в практически точной копии корабля «Восход-2». Фото: Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

«КП» подготовила справочник о прототипах героев, появляющихся в киноленте.

Павел Иванович БЕЛЯЕВ (Константин Хабенский)

Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Рослятинского района Северо-Двинской губернии. В 1945 году окончил Ейское авиационное училище. Участвовал в боевых действиях с Японией как летчик-истребитель.

Павел Иванович БЕЛЯЕВ (Константин Хабенский) Фото: globallookpress.com, Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Общий налет больше 500 часов. В 1959-м после окончания Военно-воздушной академии имени Жуковского стал командиром эскадрильи. В 1960-м отобран в отряд космонавтов. В 1961-м во время групповых прыжков с парашютом при сильном ветре Беляев сломал ногу - сложный перелом. Врачи посчитали: отлетался. Беляев буквально заставил кости срастись. Он занимался с гантелями, стоя на больной ноге. И вернулся в отряд.

Ему было 40 лет, когда он стал командиром корабля «Восход-2».

Скончался 10 января 1970 года от перитонита.

Сергей Павлович КОРОЛЕВ (Владимир Ильин) Фото: Фотохроника ТАСС , Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Сергей Павлович КОРОЛЕВ (Владимир Ильин) Фото: Фотохроника ТАСС , Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Сергей Павлович КОРОЛЕВ (Владимир Ильин)

Родился 12 января 1907 года в Житомире. Окончил Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. В 17 лет стал автором проекта планера К-5.

Один из создателей Реактивного научно-исследовательского института. Арестован в 1938 году по обвинению во вредительстве. Год отсидел в одиночке. Едва не умер в лагере на Колыме. С 1940 года находился в шарашке - конструкторском бюро, в котором работали заключенные. Участвовал в разработке ракетных двигателей и самолетов. В 1944-м досрочно освобожден.

В 1946-м - главный конструктор Особого конструкторского бюро-1. Отец советской космической программы.

Умер через 10 месяцев после полета «Восхода-2». Во время операции врачи не смогли сделать ему интубацию легких, поскольку из-за неправильно сросшейся челюсти, которую сломал следователь при допросе, трубку не смогли вставить в горло.

Алексей Архипович ЛЕОНОВ (Евгений Миронов) Фото: globallookpress.com , Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Алексей Архипович ЛЕОНОВ (Евгений Миронов)

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. В 1937 году отец был репрессирован, семью выгнали из дома, соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». В 1939 году отца реабилитируют. В 1947 году семья переехала по месту работы отца в Калининград.

В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка 69-й Воздушной армии. А затем - старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии.

В 1960 году отобран в отряд космонавтов. В 1965 - 1970 гг. входил в группу, готовившуюся к полетам на Луну.

В 1971 году вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным должен был лететь в составе первого экипажа на станцию «Салют». За два дня до старта основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких. Полетевшие дублеры погибли во время возвращения с орбиты.

В 1975 году - командир корабля «Союз-19», летавшего по программе «Союз» - «Аполлон». Впервые на орбите была выполнена стыковка кораблей разных стран.

Евгений Васильевич ХРУНОВ (Александр Новин) Фото: Альберт ПУШКАРЕВ/ТАСС , Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Евгений Васильевич ХРУНОВ (Александр Новин) Фото: Альберт ПУШКАРЕВ/ТАСС , Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Евгений Васильевич ХРУНОВ (Александр Новин)

Родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Тульской области. Служил летчиком-истребителем. Зачислен в первый отряд космонавтов. Вместе с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым готовился по программе «Выход». Причем мог заменить и командира корабля, и космонавта, который выходил в космос. В день старта «Восхода-2» единственный из дублеров находился в полном боевом облачении.

В январе 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле «Союз-5». На следующий день впервые в истории космонавтики вместе с Алексеем Елисеевым «по верху» перешел в корабль «Союз-4».

Борис Евсеевич ЧЕРТОК (Юрий Ицков) Фото: Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Борис Евсеевич ЧЕРТОК (Юрий Ицков)

Борис Черток (на фото слева) родился 29 февраля 1912 года в городе Лодзь. Окончил Московский энергетический институт. С 1946 года работал с С. П. Королевым. Занимался разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Преподавал в МВТУ им. Баумана и в МФТИ. Академик РАН. Ушел из жизни не дожив всего трех месяцев до своего столетия.

Николай Петрович КАМАНИН (Анатолий Котенев) Фото: Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Николай Петрович КАМАНИН (Анатолий Котенев)

Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии. В конце 20-х годов стал летчиком. В феврале 1934 года назначен командиром отряда самолетов, которые спасали затертый во льдах экипаж и пассажиров парохода «Челюскин». За мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза № 4. Принимал участие в советско-финской войне 1939 -

1940 гг. Во время Великой Отечественной войны командовал штурмовой авиационной дивизией, а затем - штурмовым авиационным корпусом.

С 1960 года руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов.

В 1966 - 1971 годах занимал должность помощника главнокомандующего ВВС по космосу.

Борис Викторович РАУШЕНБАХ (Иван Агапов) Фото: Предоставлено кинокомпанией «Базилевс»

Борис Викторович РАУШЕНБАХ (Юрий Нифонтов)

Родился 18 января 1915 года в Петрограде. Окончил Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, увлекался планеризмом. Тогда же познакомился с С. П. Королевым. До войны работал в Ракетном институте в отделе Королева.

В марте 1942-го его, как и других немцев, отправили в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле. Незадолго до этого, работая в институте, он занимался расчетами полета самонаводящегося зенитного снаряда. «Взяли меня, когда я уже выполнил две трети работы и знал, в каком направлении двигаться дальше. Решил задачу недели через две после прибытия в лагерь, и решение получилось неожиданно изящным. Послал на свою бывшую фирму: ведь люди ждут. Авиаконструктор Виктор Федорович Болховитинов договорился с НКВД, чтобы использовать меня как некую расчетную силу. И НКВД «сдало» меня ему «в аренду».

С 1948 года возобновил работу в Ракетном институте. В 1955-м перешел на работу к Королеву. Занимался ориентацией космических аппаратов и их движением в невесомости. Отвечал за разработку автоматического и ручного управления пилотируемыми космическими кораблями. Академик РАН.

Возрастная категория сайта 18 +



55 лет назад, 22 февраля 1965 года, с площадки № 31 космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восход» с беспилотным прототипом космического корабля «Восход-2» по программе технологической подготовки первого в мире выхода человека в открытый космос.

После триумфального полета пилотируемого трехместного корабля «Восход» в октябре 1964 года Главный конструктор Сергей Королёв поставил перед коллективом ОКБ-1 (сейчас — ракетно-космическая корпорация «Энергия», входит в Госкорпорацию «Роскосмос») задачу по разработке модифицированного корабля с возможностью безопасного выхода космонавта и его обратного возвращения. Новый двухместный «Восход-2» дополнительно оснащался отделяемой шлюзовой камерой, а также системой жизнеобеспечения экипажа, облаченного в специально созданные для внекорабельной деятельности скафандры «Беркут».

Беспилотный «Космос-57» был выведен на расчетную орбиту для экспериментального выполнения всей программы будущего пилотируемого «Восхода-2», включая развертывание и отстрел шлюзовой камеры, проверку бортовых систем и приземление спускаемого аппарата. В ходе полета «Космос-57» штатно раскрыл надувной шлюз и передал на Землю его телевизионное изображение.

Однако уже на втором витке наземные измерительные средства потеряли связь с кораблем, который перешел в нерасчетный режим спуска и самоликвидировался в атмосфере из-за ошибочного прохождения управляющих радиокоманд. Благодаря оперативному устранению выявленных замечаний программа летно-конструкторских испытаний была завершена беспилотным «Космос-59», подтвердившим правильность использованных инженерно-технических решений ОКБ-1.

Итог испытательных миссий «Космос-57» и «Космос-59» — полет пилотируемого «Восхода-2», который увенчался историческим выходом в открытый космос космонавта Алексея Архиповича Леонова 18 марта 1965 года.

Читайте также: