Конструктор задач по химии

Обновлено: 28.04.2024

Среди школьных предметов химия занимает особое место. Для того чтобы преуспеть в ее изучении, нужно помнить формулы, знать различные типы химических реакций и уметь решать сложные задачи. Для тех, кто хотел бы улучшить успеваемость и быстро подготовиться к контрольной работе или итоговому экзамену, мы разработали интерактивный тренажер по химии, который включает задания по всем разделам школьной программы с 8 по 11 класс.

Для того чтобы оценить уровень собственной подготовки, рекомендуем пройти входное тестирование по химии, выбрав соответствующий раздел: органическую или неорганическую химию, вопросы, включенные в итоговый экзамен ОГЭ или ЕГЭ для выпускников старших классов. Все задачи по химии сгруппированы по темам в полном соответствии со школьной программой. Прохождение одного теста занимает от 2 до 10 минут, а общее рекомендованное время занятий в день – не более 30-40 минут. Согласитесь, каждый может найти полчаса, чтобы хорошо подготовиться по предмету.

Разнообразные тесты по химии с ответами позволяют быстро повторить школьную программу за несколько лет и эффективно подготовиться к итоговым экзаменам – ОГЭ и ЕГЭ. Мы предлагаем пройти пробное итоговое тестирование по химии, чтобы проверить уровень вашей подготовки и вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Интеллектуальная платформа будет предлагать для решения именно те задачи, которые вызвали у вас наибольшие затруднения – в этом и заключается индивидуальный подход к каждому ученику.

Для того чтобы иметь возможность заниматься на тренажере в удобное время, рекомендуем зарегистрироваться на сайте и оплатить доступ к образовательной платформе Skills4u сроком на месяц, полугодие или полный учебный год. Выбор зависит от ваших целей и уровня подготовки, выявленного на пробном тестировании. В дальнейшем вам будут доступны все предметы, в том числе химия – онлайн-тренажер позволяет выполнять задания по разным темам без ограничений.

Воспользуйтесь уникальной возможностью повысить свой уровень подготовки без репетиторов. С интерактивным тренажером на базе образовательной платформы Skills4u вы быстро добьетесь успеха и сможете прокачать учебные навыки по химии и не только.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструирование учебно-практических и учебно-познавательных задач

с использованием методического конструктора ситуационных задач

Л.С. Илюшина в начальной школе

Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована такая компетентность может быть и в процессе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .

Поэтому одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

· Системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

· Умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

· Обобщенных способов деятельности;

· Коммуникативных и информационных умений.

Актуальность применения задач:

1.Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход к обучению и максимально помогают реализовать требования ФГОС НОО.

2.Такие задачи носят метапредметный характер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметными видами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.

3.Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

4.Учебно-практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания

5.Учебно-познавательные задачи – это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности)Учиться находить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачи для каждого урока – первоочередная задача учителя.

Для подготовки и составления учебно-познавательных и учебно-практических задач может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина.

Так как знания формируются не до, а в процессе применения их на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании.

В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами.

Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Конструктор позволяет учителю формулировать разнообразные типы задач.

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться им извне.

Автор: Купцова Анна Викторовна, библиотекарь, учитель химии
МОУ «СОШ № 14» г. Подольска.
Описание: конструктор для разработки частично-поисковых заданий, позволяющих эффективно формировать у учащихся как предметные знания (так как каждое задание имеет определённое учебное содержание), так и метапредметные знания и умения (каждое задание целенаправленно способствует формированию определённого универсального учебного действия).
Задачи:
1) рассмотреть понятия «репродуктивные задания», «частично-поисковые задания», «творческие задания»;
2) проанализировать возможности перечисленных выше типов заданий для формирования универсальных учебных действий (УУД);
3) познакомить с конструктором частично-поисковых заданий.

В обучении применяется различные задания. Однако многие из них направлены на воспроизведение материала, т. е. являются репродуктивными. При их использовании формируются умения действовать по алгоритму, мобилизовать полученные знания. Однако в них отсутствует элемент поиска. Они не эффективны для формирования УУД.
В последние десятилетия по многим предметам используются творческие задания, направленные на применение знаний в нестандартных ситуациях. Однако они не пригодны для целенаправленного формирования многих УУД, так как для большинства творческих заданий полностью раскрыть ход мысли при отыскании решения хотя и можно, но явно нереально для всех учащихся. К тому же на выполнение творческих заданий, как правило, необходимо затрачивать много времени.
В школьной практике используется очень мало частично-поисковых заданий – заданий, способ решения которых построен на определённом универсальном учебном действии. Такие задания создают оптимальные условия для целенаправленного формирования у учащихся УУД, обеспечивая переход учащихся от выполнения заданий на репродукцию к творческим заданиям.
Предлагаемый конструктор частично-поисковых заданий может быть использован для их разработки на материале любого учебного предмета. Это достигается тем, что описание каждого задания содержит:
1) указание на исходные данные, относительно которых должно быть совершено определённое действие;
2) предписание совершить некоторое действие для достижения определённого результата.
Каждое описание задания проиллюстрировано примерами заданий, разработанных на материале курса химии.
Данный материал включает описания заданий, способ решения которых способствует целенаправленному формированию у учащихся умений проводить анализ и синтез.



Допишите символы химических элементов, прочитайте их и дайте название химических элементов, которые они обозначают.
Пример 2 (тема «Основные классы неорганических соединений: состав и номенклатура»).
Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ.



Составьте формулы соединений и назовите их.
Пример 3 (тема «Основные классы неорганических соединений: состав и номенклатура»).
Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ.



Составьте возможные формулы соединений и назовите их.
Задание 2
Исходные данные: часть изображения какого-либо предмета: геометрическая фигура или линия.
Предписание: дорисуйте предметы (на основе исходного изображения).
Пример 4 (тема «Ознакомление с лабораторным оборудованием»)
Внимательно просмотрите фрагменты рисунков, изображающих лабораторное оборудование.



Дорисуйте недостающие части лабораторного оборудования и назовите его. Постарайтесь нарисовать как можно больше предметов на основе одного фрагмента.

Задание 3
Исходные данные: изображение предмета или явления, в котором не хватает каких-либо элементов.
Предписание: дорисуйте на рисунке и назовите то, что забыл изобразить художник.
Пример 5 (тема «Лабораторное оборудование»).
Дорисуйте на рисунке то, что забыл изобразить художник.


Задание 4
Исходные данные: один или несколько признаков предмета (явления);
Предписание: назовите как можно больше объектов (явлений), обладающих указанным(ыми) признаком(ами).
Рекомендации. Увеличение числа предлагаемых признаков объекта приводит к усложнению задания, так как при этом сужается круг объектов, которые могут назвать учащиеся.
Пример 6 (тема «Физические свойства веществ»).
Назовите как можно больше веществ, которые соответствуют описанию: газообразные, без цвета.
Пример 7 (тема «Металлы и неметаллы – простые вещества»).
Назовите как можно больше веществ, имеющих перечисленные признаки:
а) проводит электрический ток, металлический блеск;
б) пластичное, твёрдое.
Какие из перечисленных веществ обладают признаками, перечисленными и в пункте «а», и в пункте «б»? Как их можно назвать одним словом?
Пример 8 (тема «Химические свойства неорганических веществ»).
Назовите как можно больше веществ, соответствующих следующим признакам: взаимодействует с кислотами, соответствует формуле ЭО (Э – элемент).
Перечислите ещё несколько признаков, которые характерны для названных вами веществ. Могут ли у названных веществ быть признаки, отличающие их одно от другого? Какие?
Задание 5
Исходные данные: одно или несколько названий или обозначений физических величин.
Предписание: назовите как можно больше формул, включающих данную(ые) физическую(ие) величину(ы).
Пример 9 (тема «Количественные отношения в химии»).
Назовите как можно больше формул, включающих физическую величину: а) массу; б) объём.
Задание 6
Исходные данные: «текст», в котором буквы, знаки, слова, формулы записаны без пробелов между ними.
Предписание: просмотрите «текст», найдите в тексте и подчеркните определенные объекты (буквы, знаки, слова, формулы).
Пример 10 (тема «Оксиды»).
Просмотрите «текст».


Подчеркните формулы оксидов. Выпишите формулы оксидов и назовите их.
Пример 11 (тема «Щелочные металлы и их соединения»).
Просмотрите «текст».



Подчеркните формулы бинарных соединений, образованных щелочными металлами. Выпишите формулы и назовите вещества.
Запишите уравнения реакций образования бинарных соединений, формулы которых вы подчеркнули, из простых веществ. Укажите условия протекания реакций?

Задание 7
Исходные данные: объект, состоящий из нескольких частей.
Предписание: составьте различные объекты, используя части заданного предмета.
Примечание. «Части» объекта можно «использовать» сколько угодно раз.
Рекомендации: необходимо предложить учащимся разработать план, который поможет более полно выполнить задание.
Пример 12 (тема «Основные классы неорганических веществ»).
Составьте формулы различных неорганических веществ, используя «атомы» из заданной формулы:
а)



Задание 10
Исходные данные: любой предмет (явление).
Предписание: представьте ситуацию, в которой хорошо знакомый объект обладает свойствами, которые для него не характерны, и опишите последствия этого.
Пример 16 (тема «Кислород»).
Представьте, что кислород хорошо растворяется в воде. К чему это приведёт?
Пример 17 (тема «Азот»).
Представьте, что на корнях всех растений на Земле живут клубеньковые бактерии. К чему это приведёт?

Автор: Купцова Анна Викторовна, библиотекарь, учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. Подольска.
Описание: конструктор для разработки частично-поисковых заданий, позволяющих эффективно формировать у учащихся как предметные знания (так как каждое задание имеет определённое учебное содержание), так и метапредметные знания и умения (каждое задание целенаправленно способствует формированию определённого универсального учебного действия).
Задачи:
1) познакомить с конструктором частично-поисковых заданий на сравнение;
2) показать многообразие заданий на сравнение;
3) проиллюстрировать возможности заданий на сравнение для формирования таких метапредметных умений, как поиск аналогов и закономерностей, составление и заполнение таблиц (перевод информации из текстовой формы в графическую).


Задание 2
Исходные данные: предметы или явления.
Предписание: заполните таблицу, указав как можно больше признаков сходства и (или) различия объектов.



Рекомендации
. В задании используют какой-то один вид таблиц, в зависимости от вида сравнения, который нужно провести.
Пример 2 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)
Заполните таблицу.



Задание 3
Исходные данные: объект (предмет, явление, слово, формула и др.).
Предписание: 1) найдите (запишите) как можно больше аналогов, т. е. других объектов, сходных с указанным по различным существенным признакам; 2) систематизируйте эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного объекта они подбирались.
Пример 4 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)
Назовите как можно больше аналогов, сходных с приведёнными веществами по различным существенным признакам.
а) кальций;
б) оксид кальция;
в) гидроксид кальция;
г) карбонат кальция.
Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учётом какого признака заданного вещества они подбирались.
Пример 5 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)
Назовите как можно больше аналогов, сходных с приведенными уравнениями реакций по различным существенным признакам.



Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учётом какого признака заданного вещества они подбирались.

Задание 4
Исходные данные: объект (предмет, явление, слово и др.).
Предписание: 1) найдите (запишите) как можно больше объектов, противоположных указанным по различным существенным признакам; 2) систематизируйте перечисленные объекты по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного объекта они подбирались.
Пример 6 (тема «Предмет химии. Вещества»)
Напишите как можно больше веществ, обладающих свойствами противоположными свойствам указанных в задании веществ:
а) стекло; б) вода.
Систематизируйте эти вещества с противоположными свойствами по группам.

Задание 5
Исходные данные: 1) пара слов (слово и обозначение, слово и словосочетание) между которыми существует определенная смысловая связь; 2) первое слово второй пары; 3) три слова (обозначения, словосочетания), между одним из которых и первым словом второй пары существует такая же смысловая связь как в первой паре.
Предписание: 1) объясните, в чем заключается смысловая связь между словами (словом и обозначением, словом и словосочетанием) в первой паре; 2) подберите из трех слов (обозначений, словосочетаний) так, чтобы между словами во второй паре была бы такая же смысловая связь, как в первой.
Пример 7 (приведены варианты заданий для разных тем)
В каждом задании имеется две пары слов. Между словами первой и второй пар существует одинаковая смысловая связь. Составьте вторую пару слов (слов и обозначений), выбрав второе слово (обозначение) из тех, которые записаны в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую.
а) кислород — озон
сера — (самородная сера, сульфидная сера, пластическая сера);
б) алюминий — провод
гипс — (алебастр, вещество, гипсовая повязка);
в) вода — испарение
сера — (демеркуризация, растворение, горение);
г) кислород — фотосинтез
сероводород — (горение, гниение, растворение).
Пример 8 (тема «Строение электронных оболочек атомов»)
Подберите к первому слову второй пары обозначение из скобок так, чтобы между словами и обозначениями в обоих парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.



Пример 9 (тема «Генетическая взаимосвязь веществ»)
Подберите к первой формуле второй пары формулу из скобок так, чтобы между формулами в обоих парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.



Задание 6
Исходные данные: 1) пара слов (слово и обозначение, слово и словосочетание), между которыми существует определенная смысловая связь; 2) первое слово второй пары (второе слово (обозначение, словосочетание) неизвестно).
Предписание: 1) объясните, в чем заключается смысловая связь между словами в первой паре; 2) самостоятельно подберите слово (обозначений, словосочетаний) так, чтобы между словами во второй паре была бы такая же смысловая связь как в первой.
Пример 10 (тема «Соединения углерода»)
Подберите слово (обозначение) к первому слову второй пары так, чтобы между словами (обозначениями) и в той, и в другой парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.
а) кислород — фотосинтез
углекислый газ — (?);
б) кислород — тлеющая лучина
углекислый газ — (?);
в) оксид серы (IV) — кислотные дожди
углекислый газ — (?).

Задание 7
Исходные данные: несколько объектов, расположенных в ряд согласно какой-либо закономерности.
Предписание: определите закономерность, согласно которой составлен предложенный ряд и продолжите его.
Пример 11 (тема «Закономерности изменения свойств элементов в периодической системе Д. И. Менделеева»)
Дан ряд формул, который составлен по определённому правилу. Догадайтесь, в чём состоит это правило, и допишите недостающие формулы.

Ребусы
Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или цело-го предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д.,
Рассказы-загадки
Рассказы-загадки — это задачи и, если хотите, беллетристика. В сюжет рассказа вплетены определенные вопросы, проблемы, ситуации или задания, которые должен выполнить или решить герой, а вместе с ним и ученик. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания.
следовательно, ребус — головоломка, требующая для разгадки сообрази-тельности, фантазии и работы мысли.
Дом, который построил М.
Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., жившего в XIX веке. Соб-ственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором прожива-ют друзья, коллеги и просто знакомые.
Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и покладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стремится избежать этой друж-бы; некоторых водой не разольешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее, все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.
На первом этаже — большой холл и всего три жилые комнаты. В од-ной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.
Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвертом и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две. Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.
Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома — яркая индивидуальность. Правда, чле-ны двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близ-нецы, однако следует присмотреться внимательней, и станет видно, какие они разные.
Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спирали. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лестнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.
Глубоко продумано в доме расположение квартир по этажам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямым и боковым линиям могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.
Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выделили этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, другой — на седьмом этаже.
Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографические изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.
Вопросы:
Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и каковы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит заселить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем проекте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?
Ответ: Дом, о котором говорится в рассказе, — это периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).
Для всех элементов положение в системе определено однозначно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю группы периодической системы.
Первые три периода называют малыми, а следующие — большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благородным газом с порядковым номером 118.
Два семейства химических элементов — лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флигеля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.
В истории химии было много «открытий» мнимых элементов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились химические элементы с названиями — ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец).
Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элементов. Однако Д. И. Менделеев гениально предсказал существование еще многих неоткрытых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (свободные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.
Родичи по прямой и боковой линиям — это химические элементы в пределах определенной группы.
Шарады.
Шарады — это загадки, ответы на которые разгадываются по ча-стям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК.
Анаграммы — это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв.
Слова БОКАЛ и КОЛБА, например, могут составлять анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.
В ярком пламени рождаясь.
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить,
Гибким стеблем стану я.
Ответ: зола — лоза.
Логогрифы.
Логогрифы— это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв, или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получи-лось новое слово. К примеру, слова ЛОТО и ЗОЛОТО могут составить логогриф.
В свободном виде он всех убивает.
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
То дружно со всеми песню споем.
Ответ: в этой загадке задумано слово ХЛОР. Зачеркнув в нем букву Л, получим слово ХОР, соответствующее смыслу второй части логогрифа.
Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи ребят.
Список литературы:
1. Галичкина О.В. Занимательная химия, тематические кроссворды. В помощь преподавателю – Волгоград: Учитель, 2005г
2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – Москва: Высшая школа, 1992 г
3. Кургранский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – Москва, 2006г
4. Степин Б.Д, Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффект-ные опыты по химии. – Москва: Дрофа, 2002г
5. Штремплер Г.И. Химия на досуге – Москва: Просвещение, 1993 г

Читайте также: