Конструктор жидкостных ракетных двигателей учился в одесской музыкальной академии

Обновлено: 13.08.2022

Празднуя международный День авиации и космонавтики, мы вспоминаем героев, которые сделали нашу страну великой космической державой. Многие знают выдающихся советских космонавтов – их подвиги описаны в множестве книг, статей. В последнее время вышло несколько хороших отечественных фильмов на космическую тематику. Однако сегодня хотелось бы вспомнить человека, который своим умом и талантом сделал этот научный рывок возможным. Самые главные и самые знаменитые ракеты Советского Союза появились на свет благодаря этому гениальному ученому-конструктору, имя которого по праву стоит в ряду героев космонавтики. Это академик Валентин Петрович Глушко, создавший десятки моделей мощнейших реактивных двигателей.

Свой путь в ракетную технику Глушко начал с разработки в 1929 г. в ЛГУ дипломного проекта на тему «Гелиоракетоплан с электротермическим двигателем». Этот проект стал для В.П. Глушко путёвкой в ленинградскую Газодинамическую лабораторию. Глушко приступил к проведению научно-исследовательских работ по созданию будущих опытных ракетных моторов. Начиная с 1933 года, жидкостные реактивные двигатели, созданные гениальным конструктором, прирастали числом модификаций. Тогда же родился и знаменитый двигатель ОПМ-65, как прототип современных ракет. В 1932 году в Ленинграде состоялась историческая встреча Валентина Глушко и Сергея Королёва. Они в течение 33-х лет вместе работали в отечественной ракетно-космической отрасли. Линии их совместной производственной деятельности и конструкторской мысли часто совпадали, причудливо и тесно переплетаясь, иногда шли параллельно, а бывало, временно прерывались по независящим от их желаний причинам.

В ХХ веке сложность решаемых научно-технических задач стала не под силу учёным-одиночкам. Им на смену пришли многочисленные творческие коллективы, возглавляемые учёными-лидерами. В СССР появляется множество ОКБ во главе с генеральными конструкторами, являющимся талантливыми генераторами новых научных идей и конструкторских решений, и в то же время умелыми администраторами, способными отстаивать своё видение прогресса в избранном научном направлении. С 1946 года Глушко назначается главным конструктором ОКБ-456 в подмосковных Химках (сейчас НПО «Энергомаш» — главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей). Здесь под его руководством создаются двигатели для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5. Известно, что у Глушко было четыре продолжительные личные встречи со Сталиным, где обсуждалось отечественное ракетостроение. По результатам одной из этих встреч, Валентин Петрович был отправлен в полуторагодовую командировку в Германию для изучения фашистской программы постройки ракет.
В 1953 году Глушко избирают в Академию наук членом-корреспондентом, а в 1957-м без защиты диссертации ВАК присваивает ему докторскую степень.

Первые серьезные результаты приходят в 1954–1957 годах. Коллектив ОКБ-456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД-107, которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р-7, сконструированную коллективом ОКБ-1 под руководством Королева, так называемую «королевскую семерку». Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета — 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом — мощностью 3 мегатонны. Первый запуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960-го, по сути, окончательно поставив точку в вопросах безнаказанного силового воздействия на СССР со стороны любых стран-агрессоров.
На базе Р-7 было создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый «Восток», на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился первый космонавт Земли. Провожая в полет Юрия Гагарина, Валентин Петрович Глушко чувствовал себя новым Колумбом, прорубившим окно во Вселенную, потому что легендарный «Восток» поднимали в космос его двигатели. Модификации этой ракеты используются до сих пор.

В 1976 году СССР начинает работу над созданием космического челнока «Буран», как ответа на запуски американских многоразовых кораблей «Спэйс Шаттл». Отечественная многоразовая система «Энергия — Буран» создавалась под непосредственным руководством Валентина Глушко и по его проекту: именно он настоял на конечном облике сверхтяжелой ракеты и предложил вид двигателя первой ступени РД-170. Выводить «Буран» в космос должна была, до сих пор никем не превзойденная по мощности из летавших, ракета-носитель «Энергия». Первый запуск «Бурана» прошел в ноябре 1988 года в полностью автоматическом режиме. Это был поистине безупречный аппарат! Этот успех стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона — доктор Джон Логсдон — в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того, чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет». Джон Логсдон ошибся. И по сей день у наших геополитических «союзников» нет и не предвидится сопоставимых по мощности и спектру выполняемых задач аппаратов.

Валентин Петрович Глушко скончался 10 января 1989 года. Незадолго до смерти он попросил, чтобы его тело кремировали, а пепел, если представится возможность, отправили в космос на Марс или Венеру. Тогдашнее руководство СССР расценило это как шутку — урну с прахом великого конструктора захоронили на Новодевичьем кладбище. На гранитном надгробии изображено последнее великое творение советской космонавтики: извергающая огненные факелы ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран».

Владимир Петрович успел сделать многое, о чем мечтал, и всегда был благодарен судьбе за то, что она подсказала ему верный путь. «Счастлив тот, — писал он, — кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления. Дважды счастлив, кто нашел призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье».


Этому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций. Валентину Петровичу Глушко установлен памятник в центре родной Одессы на одноимённом проспекте, несмотря на то, что долгое время он входил в число засекреченных людей. За заслуги перед отечеством он дважды награждён званием Героя Социалистического Труда, пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, а также лауреат Государственной и Ленинской премий.

Мечты о космосе

Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. Несмотря на тяжёлое для страны время, мальчик мечтал не о службе в отрядах Красной Армии, как многие его сверстники. Его восхищали книги Жюля Верна. Прочитав в 1921 году «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», маленький Валентин решил посвятить всю свою оставшуюся жизнь осуществлению таких полётов. Он понимал, что для этого требуются хорошие знания, необходимо окончить школу, поступить в высшее учебное заведение. Он искренне верил, что будущее – за освоением космоса.

В то же время он познакомился и с работами К. Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: «Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет». Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 по 1930 годы. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грезы о полетах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой «Проблема эксплуатации планет» объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.

Академик Валентин Петрович Глушко


В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год

От теории к практике

Окончив Профтехшколу в 1924 году, Валентин Глушко поступил в Ленинградский Государственный Университет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штат Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ГДЛ Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

В январе 1934 года Валентина Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой «Ракеты их устройство и применение», параллельно читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.



ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева

Репрессии и Великая Отечественная Война

Валентин Глушко, как и многие учёные в то время, не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потому Ежову и Сталину. Текст был почти одинаков: «Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев». Конечно, на эти письма никто не отвечал.



В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г. В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован НКВД по сфабрикованному делу и освобожден только в 1944 г

Следующий адресат – Л. Берия. Глушко писал: «Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом». Он добился только замены следователя, но выиграть дело было невозможно. 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив».



Выписка из протокола с приговором

Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.


«Сквозь тернии – к звёздам»

После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 коллектив КБ из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – в НПО «Энергия». В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом «совершенно секретно». После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.



В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год

В 1968 году Валентин Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР. Всего под его руководством было создано более 50 жидкостных ракетных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет. Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

«Энергия-Буран» – последнее детище Глушко

В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании Военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой космической системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости в использовании многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна была уступать американскому «Шаттлу» ни в чём.

Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил маневр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты всего 80 км над городом, а затем повторил его ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата «Буран», и в НПО «Энергия», которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. «Буран» должен был сочетать в себе свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытания.

Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдерживать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики «Бурана» не только не уступили «Шаттлу», но по некоторым параметрам даже превзошли его.


Всего на разработку МКС «Буран» дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только к 1988 году. В 1987 году провели пробный запуск ракеты-носителя «Энергия» вместе с экспериментальным спутником «Полюс». Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

Окончательно старт МКС «Энергия-Буран» с космодрома Байконур назначили на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск все равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

Запуск МКС «Энергия-Буран» означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск «Бурана» отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё… А именем академика Глушко по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 1994 году назвали кратер на видимой стороне Луны.



Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год



Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве

Российский ученый в области ракетно-космической техники. Инженер.
Дважды Герой Социалистического Труда. Главный конструктор космических систем.

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 года в городе Одесса, Украина. В детстве проявлял способности к музыке, рисованию, изучению иностранных языков. В 1919 году зачислен в IV профтехшколу «Металл» имени Л. Д. Троцкого. Одновременно с учебой занимался в консерватории у профессора Столярского по классу скрипки, а позже переведен в Одесскую музыкальную академию. В эти же годы руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения.

В феврале 1929 года Валентин Глушко отчислен из университета за неоплату обучения. В апреле того же года сдал третью часть своего дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в отдел при Комитете по делам изобретений. В мае зачислен в штат Газодинамической лаборатории, где стал руководителем подразделения по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет.

В подразделении, руководимом Глушко, созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, которые с 1930 по 1931 год успешно выдержали испытания. Затем основное внимание сосредоточивает на разработке жидкостных ракетных двигателей. В качестве окислителя для таких двигателей он предложил использовать азотный тетроксид, жидкий кислород, азотную кислоту, а в качестве горючего - бензин, керосин, бензол.

В 1933 году Валентин Петрович и его сотрудники переехали в Москву для продолжения своих работ по жидкостным ракетным двигателям в составе Реактивного научно-исследовательского института, где назначен начальником сектора «Азотнокислотные ЖРД» отдела № 2 этого института. Параллельно читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, а в 1935 году являлся заведующим и преподавателем Реактивных курсов по переквалификации инженеров при Центральном совете Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

В феврале 1938 года Валентин Глушко исключен из инженерно-технического совета в связи с обвинениями во «вредительской деятельностью» и его связи с врагами народа Клейменовым и Лангемаком. В марте арестован и по август 1939 года пребывал под следствием. Во время следствия его неоднократно били дубинками и плетьми, сделанными из проводов со свинцовой изоляцией. В итоге вынужден подписать чистосердечное признание о том, что якобы участвовал в антисоветской организации и занимался вредительской работой в оборонной промышленности.

Осенью группу Валентина Глушко перевели на Казанское моторостроительное производственное объединение, где продолжала заниматься разработкой вспомогательных самолетных установок ЖРД с насосной подачей топлива. В 1942 году стал главным конструктором КБ-2. В июле 1944 года досрочно освобожден со снятием судимости. После освобождения остался на той же должности.

В мае 1945 года с целью подготовки инженерно-технических кадров по реактивным двигателям в Казанском авиационном институте организована первая в Советском Союзе кафедра ракетных двигателей, возглавляемая Глушко. В том же году с группой специалистов направлен в Германию для ознакомления с трофейной ракетной техникой. В 1946 году назначен главным конструктором ОКБ-456, где создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции. Практически сразу же сложился Совет главных конструкторов, в который включен как главный конструктор жидкостных ракетных двигателей.

В октябре 1953 года Валентин Петрович избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук. В 1956 году удостоен звания Героя Социалистического труда за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет. И в этом же году реабилитирован. В 1957 году за вклад в запуск первого спутника, как и другие ведущие ученые и конструкторы, удостоен Ленинской премии. В этом же году без защиты диссертации присуждена ученая степень доктора технических наук, а 20 июня 1958 года избран действительным членом Академии наук СССР по Отделению технических наук.

За вклад в обеспечение полета в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина Валентин Глушко 17 июня 1961 года второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда. В последующие годы под руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет.

С мая 1974 года Валентин Петрович являлся директором и генеральным конструктором Научно-производственного объединения «Энергия» в городе Королев. Под его непосредственным руководством созданы орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». По его проекту создана многоразовая транспортно-космическая система «Энергия-Буран». Кроме того, возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс».

Умер Валентин Петрович Глушко 10 января 1989 года от атеросклероза мозговых артерий. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Герой Социалистического Труда
Пять Орденов Ленина
Орден Октябрьской Революции
Орден Трудового Красного Знамени
Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Ленинская премия
Государственная премия СССР
Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР
Диплом имени Поля Тиссандье

Почетный гражданин городов Калуга, Одесса, Королев, Химки, Байконур, Казань, Приморск и Элиста

В 1994 году Международный астрономический союз присвоил имя Глушко кратеру на видимой стороне Луны. Также в его честь назван астероид 6357 Глушко, открытый в 1976 году Н. С. Черных
Бронзовые бюсты В. П. Глушко установлены в Одессе и Байконуре, памятники - в Москве и Химках.
Его именем названы: улица в Москве (в районе Северное Бутово), проезд в Санкт-Петербурге, проспект в Одессе, улицы в Казани, Калуге, Химках и Байконуре. Его имя присвоено предприятию НПО «Энергомаш».
В честь академика названа гимназия №72 г. Краснодар.
На доме № 10 по улице Ольгиевской в Одессе, в котором проживал будущий учёный, установлена мемориальная доска, а сам дом признан памятником архитектуры и градостроительства.
Имя В. П. Глушко с 2011 года носит самолёт компании «Аэрофлот».
Его имя присвоено также основанному в 1973 году Музею космонавтики и ракетной техники (Петропавловская крепость, Санкт-Петербург).
В 2008 году Банк России к 100-летию со дня рождения В. П. Глушко выпустил в серии «Выдающиеся личности России» серебряную памятную монету номиналом 2 рубля.
В 2018 году - в год 110-летия со дня рождения ученого - Национальный банк Украины ввел в оборот посвящённую В. П. Глушко памятную монету из нейзильбера номиналом 2 гривны, выпущенную в серии «Выдающиеся личности Украины»

Кино

Одним из персонажей художественного фильма «Укрощение огня», снятом по мотивам биографии Сергея Королёва, является соратник первого Главного конструктора ОКБ-1, фигурирующий под именем Евгений Огнев. Принято считать, что прототипом этого персонажа является Валентин Глушко.

В телесериале «Битва за космос», посвящённом соперничеству СССР и США в космической гонке, роль Валентина Глушко исполнил американский актёр российского происхождения Равиль Исьянов.

В телесериале «Кедр» пронзает небо», рассказывающем о борьбе за первенство в освоении космоса в период войны и в послевоенные годы, роль Валентина Петровича Глушко исполнил Юрий Гребельник.

Глушко является автором более 400 научных работ, статей и изобретений. Некоторые его работы:

Лангемак Г. Э., Глушко В. П. Ракеты: их устройство и применение. - М.-Л.: ОНТИ, 1935. - 118 с.
Глушко В. П. Жидкое топливо для реактивных двигателей. Ч. 1. - М.: ОНТИ, 1936.
Глушко В. П. Основы устройства реактивных двигателей на жидком топливе. - М.: Изд-во МВТУ, 1948.
Глушко В. П. Источники энергии и их использование в реактивных двигателях. - М.: Воениздат, 1955. - 452 с.
Петрович Г. В. Ракетные двигатели ГДЛ - ОКБ. 1929-1969. - М.: Наука, 1969. - 35 с. (Г. В. Петрович - псевдоним В. П. Глушко[60])
Глушко В. П. Путь в ракетной технике. Избранные труды, 1924-1946. - М.: Машиностроение, 1977. - 504 с.
Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 3-е изд. - М.: Машиностроение, 1987. - 304 с.
Избранные работы академика В. П. Глушко. Часть 3 / Составители: B. C. Судаков, В. Ф. Рахманин, Р. Н. Котельникова, А. С. Козлов, Л. Д. Пёрышкова, С. А. Колинова, Н. М. Евсюкова. - Химки: НПО «Энергомаш», 2008. - 139 с.

Отец - Петр Леонтьевич Глушко

Мать - Матрона Семеоновна

Первая жена - Сусанна Михайловна Георгиевская, позднее стала детской писательницей

Ровно 110 лет назад в Одессе родился человек, ставший после Сергея Королева главой советской космонавтики. «БИЗНЕС Online» предлагает рассказ о том, чье имя носит улица в Казани.

ПЕРЕПИСКА С ЦИОЛКОВСКИМ

Видный советский инженер и ученый, основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетно-космической техники, конструктор первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных жидкостных ракетных двигателей, Валентин Глушко слыл упрямым, целеустремленным исследователем. По воспоминаниям современников, он отличался гордостью и аристократичностью хорошо воспитанного человека.

Он посвятил бóльшую часть своей научной жизни важнейшим вопросам создания и развития реактивных двигателей. Его двигатели стоят практически на всех советских космических ракетах-носителях – от «Востоков» до «Союзов».

Глушко участвовал в создании первого спутника и ракеты, отправившей в полет на орбиту Земли первого космонавта, занимался разработкой двигателей для первой ракеты с ядерным зарядом и первых стратегических ракет.

Он состоял в переписке с Константином Циолковским. Валя Глушко решился обратиться к Циолковскому с просьбой выслать его труды. В своем первом послании он написал так:

«Глубокоуважаемый К.Э. Циолковский!

К Вам я обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже больше двух лет. »

Начатую в 1923-м переписку с основоположником современной космонавтики вел до 1930 года.

СЛЕСАРЬ ПИШЕТ КНИГУ О ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАНЕТ

По окончании профтехшколы в 1924 году он проходит практику на арматурном заводе «Электрометалл» сначала в качестве слесаря, а затем токаря, после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах «Завоевание Землей Луны», «Станция вне Земли» (1924–1926 годы) и другие.

По путевке наркомпроса Украинской ССР направляется на учебу в Ленинградский государственный университет, куда прибывает в августе 1925 года, но из-за позднего приезда не успевает сдать экзамены. В результате начальный, первый курс университета был прослушан им в качестве вольнослушателя. Но в 1926-м его зачисляют на второй курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он еще и трудится в качестве рабочего (сначала оптика, а затем – механика) в мастерских научного института им. Лесгафта, а в 1927-м – геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 года третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием «Металл как взрывчатое вещество», была сдана в отдел при комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде, и ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.

В мае 1929 года Глушко был зачислен в штат газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет, а также ракетных двигателей. Там он разработал конструкцию и начал изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя.

СТРАШНОЕ НАЧАЛО ЕГО «КАЗАНСКОЙ БИОГРАФИИ»

Чуть позже Глушко разработал и испытал профилированное сопло, теплоизоляцию камеры ракетного двигателя, двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 ОРМ-52, конструкции ракет серии РЛА.

В январе 1934 года Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ наркомата обороны СССР. Параллельно с работой в РНИИ он – заведующий и преподаватель реактивных курсов по переквалификации инженеров Осоавиахима. В декабре 1935 года вышла в свет книга «Ракеты, их устройство и применение» под его редакцией.

23 марта 1938 года, в период кульминации сталинских репрессий, Глушко был арестован и на основании сфабрикованного НКВД дела осужден в 1939 году на 8 лет лагерей. С этого момента и начинается его «казанская биография».

Глушко Валентин Петрович – главный конструктор ОКБ-456 Министерства оборонной промышленности СССР (Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике).

В 1925 году поступил на физическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета, но в феврале 1929 года был отчислен за неоплату обучения. В апреле того же года сдал третью часть своего дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в отдел при Комитете по делам изобретений. Вскоре был вызван к уполномоченному Комитета в Ленинграде Н.Я. Ильину, который предложил начать работы по реализации этой идеи.

С мая 1929 года работал начальником 2-го сектора (с 1932 года – 2-го отдела) ракет на жидком топливе Газодинамической лаборатории (ГДЛ). За это время В.П. Глушко были разработаны и испытаны жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) ОРМ-52 на азотно-кислотно-керосиновом топливе, электрический ракетный двигатель, ракеты РЛА-1, РЛА-3 и РЛА-100. Проведён огромный объём научно-исследовательской работы, результатом которой стали два курса лекций, прочитанных в 1933–1934 годах в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД».

С сентября 1933 – начальник 1-го отдела Ленинградского отделения Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), с января 1934 – начальник азотно-кислотного сектора РНИИ (с 1937 года – НИИ-3). В 1936–1938 годах – главный конструктор ЖРД. За этот период В.П. Глушко разработаны двигатели ОРМ-53 – ОРМ-101, в том числе и первый в мире двигатель, предназначенный для полёта человека (ОРМ-65).

С декабря 1944 года – главный конструктор ОКБ-СД. За этот период проведены наземные и лётные испытания ЖРД РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7Р, Як-3 и Су-6. Разработан трёхкамерный азотно-кислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 году – заведующий кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. В июле – декабре 1945 года и мае – декабре 1946 года находился в Германии, где занимался изучением трофейной немецкой ракетной техники.

С июля 1946 года по май 1974 года – главный конструктор ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш») в городе Химки Московской области. За это время под руководством В.П. Глушко были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 года Глушко Валентину Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Разработанные под руководством В.П. Глушко ракетные двигатели были установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949–1976 годах. В частности, разработаны ЖРД: РД-107 и РД-108 для межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (позже ставшей ракетой-носителем для космических кораблей «Восток» и «Союз»), РД-111 для МБР Р-9, РД-120 для тяжёлой МБР Р-36М, РД-119 и РД-214 для первой советской ракеты с термоядерным боезарядом Р-12, РД-216 и РД-251 для баллистической ракеты средней дальности Р-14 (ракета-носитель «Космос») и межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (ракета-носитель «Циклон»), РД-253 для тяжёлой МБР УР-500 (ракета-носитель «Протон»), РД-170 для ракеты-носителя «Энергия» и РД-171 для ракеты-носителя «Зенит».

За активное участие в проектировании и запуске первого космического корабля с человеком на борту, «закрытым» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Глушко Валентин Петрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

В мае 1974 – июне 1977 – директор и генеральный конструктор, а с июня 1977 – генеральный конструктор НПО «Энергия» в городе Калининград (ныне Королёв) Московской области. Под непосредственным руководством В.П. Глушко были созданы орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». По его проекту была создана многоразовая транспортно-космическая система «Энергия–Буран». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс».

Академик Академии наук СССР с 1958 года. Автор 250 печатных работ и изобретений.

Член Центрального Комитета КПСС с 1976 года. Депутат Верховного Совета СССР 7–11-го созывов (в 1966–1989 годах).

Жил в Москве. Умер 10 января 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Инженер-полковник (1945). Награждён 5 орденами Ленина (20.04.1956; 01.09.1958; 30.08.1968; 17.09.1975; 01.09.1978), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (16.09.1945), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1967; 1984, за цикл работ «Создание системы данных о термодинамических свойствах индивидуальных веществ и продуктов сгорания» (1965–1982)). Награждён Золотой медалью имени К.Э. Циолковского АН СССР (1958).

Почётный гражданин городов Калуга (1975), Казань (1987), Элиста, Приморск (Ленинградская область, 1988), Королёв и Химки (Московская область, 1979), Одесса (Украина, 1977), Байконур (Казахстан, 1983).

Бронзовые бюсты В.П. Глушко установлены в Одессе и Байконуре, памятник – в Москве и Химках. Его именем названы кратер на видимой стороне Луны, улицы в Москве, Казани, Калуге и Байконуре, а также проспект в Одессе. Его имя носит НПО «Энергомаш». Мемориальные доски установлены в Москве и Одессе на домах, в которых жил В.П. Глушко, а также в Королёве на здании, в котором он работал. В 1992–2000 годах имя «Академик Глушко» носил лесовоз Северного морского пароходства (порт приписки – Архангельск, утилизирован в 2014 году под именем «Arctic T»).

Примечание:
В документах фигурирует ошибочная дата рождения – 2 сентября 1908 года, возникшая в результате неверного перевода даты рождения на новый стиль.

Сочинения:
Проблема эксплуатации планет. 1924 (первое издание – Донецк, 2019);
Ракеты их устройство и применение. М.–Л., 1935 (совместно с Г.Э. Лангемаком);
Жидкое топливо для реактивных двигателей. Часть 1. М., 1936;
Ракетная техника. Сборник статей. Выпуски 2, 3, 4, 5, 6. М.–Л., 1937;
Источники энергии и их использование в ракетной технике. М., 1949;
Термические константы веществ (в 10 томах). М., 1966–1982 (гл. редактор);
Маленькая энциклопедия «Космонавтика». М., 1970 (гл. редактор);
Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания (в 10 томах). М. 1971–1974 (гл. редактор);
Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1973;
Ракетные двигатели ГДЛ–ОКБ. М., 1975;
Ракетные двигатели ГДЛ–ОКБ (на английском языке). М., 1975;
Ракетные двигатели ГДЛ–ОКБ (на немецком языке). М., 1975;
Путь в ракетной технике. Избранные труды (1924–1946). М., 1977;
Термодинамические свойства индивидуальных веществ (в 4-х томах). М., 1978–1982 (гл. редактор);
Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 2-е изд. М., 1981;
Энциклопедия «Космонавтика». М., 1985 (гл. редактор);
Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 3-е изд. М., 1987.

Материалы к биографии и фото Героя предоставлены
Александром Валентиновичем Глушко.

Читайте также: