Конструктор zx spectrum 128

Обновлено: 23.04.2024

image


Первая часть здесь

Все изображения кликабельны.

Прошло больше года c того момента как я написал статью про сборку клона ZX Spectrum «Ленинград». И за это время его возможности существенно расширились. Не думал что я буду писать ее продолжение, но все таки статей по ретрокомпьютерам не так уж и много, поэтому решился.

Порт расширения


Компьютер к которому ничего нельзя подключить очень ограничен в возможностях и я решился припаять к нему порт расширения. Кроме 40 pin IDE на плату больше ничего не влезало, но подсчитав количество нужных мне контактов вышло что хватит и этого. Минус один контакт на ключ, 2 контакта на +5в, 2 контакта на землю.


Клавиатуру в корпус

Ранее я использовал внешнюю клавиатуру, но хотелось более аутентичного форм-фактора. На момент сборки мне подогнали клаву от спектрума из 90х с наклейками. Порты для синклер джойстиков и кнопку РЕСЕТ прикрутил к ней же. Дело нехитрое, вырезаем прямоугольник в корпусе и крепим к плате на стойки. Заднюю часть тоже пришлось немного попилить.


Игры без загрузок

Картриджи для спектрума у нас популярны не были, если только не считать игровую приставку АЛЬФ. Не то что бы они были популярны и в европе, так как требовали недешевого устройства ZX Interface 2. Официально было выпущено всего 10 игр. Картридж это всего лишь ПЗУ с предзаписанной игрой на плате с набором контактов, так что сделать это устройство совсем несложно. Я давно хотел попробовать вытравить плату и сейчас как раз тот случай. Но сначала ее надо еще и развести, для этого использовал программу sprint layout.


На самой плате ленинграда только впаял резистор подтяжки на 20 контакт ПЗУ и сам контакт вывел на порт расширения. При подключении картриджа на него будет подаваться +5в и отключит ПЗУ компьютера. Ну и контакт /RDROM тоже на порт расширения вывел. Что ж, плата разведена, выпиливаем из куска советского текстолита квадратик.


Засовываем в принтер страницу из глянцевого журнала, печатаем и включаем утюг.


Плата двусторонняя, делаем конвертик из страниц при помощи степлера.


Получилось как то так, надо было конечно некоторые участки закрасить получше маркером.


Для травления выбрал хлорное железо, хотя знаю что полно других новомодных способов.


Получилось так себе.


И тут люто накосячил, перепутал слои при распечатке, заметил только после того как плата была вытравлена. Новый кусок текстолита вырезать было лень и отчаявшись я сделал переходные отверстия. Зря я стал лудить дорожки так как иногда оставались куски фольги на жале паяльника, без МГТФ и тут не обошлось. ПЗУ для картриджа так же как и для самого ленинграда выбрал EEPROM W27C512. Для выбора игр (4 штуки по 16кб) использовал счетчик 74HC393, чтобы при нажатии кнопки РЕСЕТ они бы переключались как в сборниках на ДЕНДИ. Но это было плохой идеей и в итоге счетчик я выпаял и сделал переключение двумя дип свичами. Заливаем термоклеем для жесткости место пайки 40 пинового контакта.



Программатор на тот момент я уже приобрел свой. Заливаем все хиты от Ultimate Play The Game включая Jetpac. Конечно я потом попробовал и другие, в том числе так и не вышедшие игры, такие как Gyruss и Star Wars.



Подключаем дисковод

Я решил быть реалистом и схему на 15 микросхем я разведу наверное только к следующему столетию, поэтому собирать стал на макетке. Ну и очень хотелось поместить плату в компактный корпус. Сердцем отечественных контроллеров дисковода была микросхема КР1818ВГ93. Недостаток у нее довольно существенный, она требовала 12 вольт и надежностью не отличалась. Поэтому я заказал микросхему аналог MB8877, которая прекрасно работает и от пяти. Не знаю китайцы мне прислали оригинал или подделку, но она работает и это замечательно. Выбрав схему КНГМД С-48, которая и создана была для подключения к ленинградам и балтикам, столкнулся с неприятной деталью, на узле чтения логика ФАПЧ была реализована на микросхеме ППЗУ К556РТ4, про которую мой китайский программатор не знал. Попробовал вместо нее поставить использованную ранее W27C512, но то ли я что то накосячил, то ли в самой EEPROM были проблемы, но флоппик не заработал, хотя в TR-DOS я уже смог войти. Пересобрал потом узел чтения по схеме пентагон-128 без ФАПЧ и как результат дисковод смог отформатировать дискету. Кстати стандартным дискетам повышенной плотности нужно заклеивать отверстия в уголке, дабы они виделись в приводе как дискеты двойной плотности.



Какое же облегчение пользоваться дискетами, после загрузок, даже ускоренных с ленты/телефона. Схема КНГМД у меня упрощенная и работать может только с двумя дисководами (в том же пентагоне и многих других клонах до 4), хотя и этого хватит за глаза. Наигравшись с 3,5" дисководом я захотел приобрести 5,25" и он заработал без проблем, к слову я впервые потрогал пятидюймовые дискеты, они такие гибкие гибкие, в общем кайф. Для удобства прошил вместо BASIC-128 Quick commander, он умеет и музыку играть и изображения смотреть и всякие операции с файлами.


Для записи образа дискет TR-DOS на PC я использую програмку ZX Studio, а для сборки собственного образа ZX Spectrum Navigator.



Смотрим демки

Демосцена у нас развивалась преимущественно под клон спектрума пентагон-128, а он в силу особенностей схемотехники имел 71680 тактов на прорисовку одного кадра, когда как фирменный zx spectrum 69888 тактов, а ленинград всего 65184 тактов из за задержек ответа от памяти. Для большинства игр и других программ это не имело особого значения, но только не для демок. Отрезаем сигнал /WAIT и сажаем его на +5в. на ножку 9D5 подаем землю вместо сигнала /БК. Но спектрумовские мультиколоры могут не заработать с пентагоновскими таймингами, поэтому сделаем джампер спектрум/пентагон. C КМОП версией процессора (Z84) такой вариант не заработал, но с U880 проблем нет. 100% совместимости с пентагоном компьютер не получил, но демки, написанные под пентагон теперь не тормозят. Мне очень понравилась REFRESH, разработанная в далеком 1998 году.


Работаем в СР/М-80



Немного непривычно видеть СР/М с серым фоном и черными буквами, но те кто портировали ее видимо хотели схожести с родным BASIC-48. По дефолту ОС имеет 48кб ОЗУ и RAM диск на 160кб, запускается с 64 символами в строке(3 пикселя в ширину+пробел), что не шибко хорошо читается но терпимо. Утилитой mode, можно поменять на 32 ,40,48 и требуемых для большинства программ 80 (3 пикселя в ширину без пробелов, нечитаемое месево) символов. Некоторые клоны имели режимы повышенного разрешения, например Байт-01 с режимом 512х192 что делало его вполне пригодным для работы с СР/М. Но у фирменного spectrum +3, скорпиона 256, и большинства других клонов такого счастья не было, что возможно и послужило причиной непопулярности данной ОС на спектрумах. О самой СР/М-80, а точнее ее версии 2.2 от 1979 года можно писать отдельную статью, я всего лишь пробегусь по софту.

Текстовый редактор WORDSTAR, очень функционален для редактирования текста, один из прародителей MS WORD.


Электронные таблицы Варитаб, советско-болгарская разработка, очень-очень напоминающая SuperCalc, была ли это переведенная на великий и могучий западная программа, или сделанная по образу и подобию, ну или было какое то лицензирование, надеюсь в комментариях подскажут. Существует еще Варитаб-86 для МС-ДОС, ей возможно многие пользовались. Еще одна электронная таблица Multiplan от MicroSoft у меня нормально запустится не смогла, возможно ей требовалось 25 строк вместо 24.


Программирование

На СР/М просто рай для программистов, тут и Turbo Pascal и компилятор Си, компилятор Фортран, компилятор языка ADA, язык ФОРТ-83, ассемблер, MS BASIC, транслятор языка PL/1 и многое другое.

Да, на СР/М были игры, в основном это текстовые квесты, такие как трилогия ZORK, к сожалению с моим уровнем английского оценить их я не смогу.


Так же были популярны шахматы, такие как SARGON.


Но были и экшны, например Ladder, вполне играбельный платформер.



И как же без его величества ТЕТРИС.


Эпилог


По итогу получилось довольно функциональная машинка для ретро и не очень гейминга, просмотра демок, прослушивания чиптюна и других развлечений. Аппетит приходит во время еды и возникают мысли собрать контроллер мыши, контроллер жесткого диска, COVOX, вывести наконец кемпстон джойстик по стандарту zx spectrum next, разогнать компьютер до 7 Мгц… но стоит ли оно того?

Посмотрев свежие серии «Холивара», мы решили продолжить рассказ о первых шагах рунета и первых компьютерах, пришедших в дома советских граждан, по-своему, не погружаясь в пучину политики.

В предыдущей статье немалый раздел был посвящен ZX Spectrum и его клонам, которые буквально наводнили СССР и не сдавали позиции вплоть до середины 90-х, когда IBM-совместимые компьютеры стали доступны рядовому покупателю. В этот раз мы постараемся рассмотреть историю этого компьютера более серьезно, в том числе и с точки зрения становления рунета.

Собери компьютер сам



Перед вами вырезка из журнала «Радио» от 1986 года, выпуск №4. В нем впервые была опубликована статья, посвященная сборке домашнего компьютера «Радио-86РК». Настоятельно рекомендуем прочитать хотя бы предисловие к статье от редакции.

Совершенно ничтожные по современным меркам частоты. При этом компьютер был псевдографическим — для отображения игр использовались комбинации из текстовых символов.

Оперативная память составляла всего 16 КБ с потолком увеличения до 32 КБ «вторым этажом» микросхем. Прошивка умещалась в ПЗУ объемом 2 КБ (с возможностью расширения до 4 КБ).

Если вам интересны все возможности и доработки оригинального «Радио-86РК», вы можете почитать о нем здесь и подкрепить теорию многочисленными видео на YouTube, где энтузиасты демонстрируют реальную работу компьютера.

Но какова связь между советским любительским компьютером и Speccy? Об этом мы поговорим чуть позже, пройдясь по истории оригинального ZX Spectrum.

Sinclair Research и его роль в советской компьютерной революции

Оригинальная машина появилась в Великобритании на 4 года раньше, в апреле 1982 года и буквально сразу же завоевала внимание потребителей по всей Европе.

Как известно, невозможно создать что-то бюджетное из высококлассных материалов и компонентов. Клайва Синклера, основателя компании Sinclair Research, это совершенно не пугало. Он изначально не хотел создавать мощный компьютер для повседневных задач. Правда, чуть позже все-таки выпустил Sinclair QL, баги и плохой софт для которого заинтересовали в программировании юного Линуса Торвальдса.

Спектрум позиционировался чуть ли не в качестве учебной машины для детей от 12 лет. Отсюда и основные маркетинговые преимущества: дешевизна, компактность, минимальная комплектация и возможность расширить функционал за счет дополнительных устройств. В ПЗУ Спектрума размером 16 КБ была записана прошивка, включавшая в себя диалект бейсика (Sinclair basic) и предоставлявшая простой пользовательский интерфейс, функционал которого мог варьироваться в зависимости от версии компьютера.

Спектрум выпускался компанией Sinclair Research с 1982 по 1986 годы. Затем права были переданы компании Amstrad, но это уже совсем другая история в современном комьюнити любителей Спектрума эти модели считаются наименее «каноничными» и их тщательное рассмотрение займет неоправданно много времени.

Вернемся к продукту от Sinclair Research. Первые модели, самые дешевые и простые, представляли из себя прямоугольную коробочку черного цвета. На верхней грани находилась резиновая клавиатура, на задней — аудио и видео разъемы, гнездо питания и слоты для подключения периферии.



/ В такой коробке и поставлялся сабж

Отдельного внимания заслуживает клавиатура Спектрума: каждая из 40 кнопок в зависимости от режима ввода может выполнять разные функции. Пользователь мог включить нужный режим ввода с помощью нажатия на клавиши-модификаторы Symbol Shift и Caps Shift. В зависимости от выбранного режима курсор мог изменяться на латинские буквы L, C, K, E и G, которые, в свою очередь, означали следующее:

  • L — ввод строчных букв
  • C — ввод заглавных букв
  • K — ввод ключевых слов BASIC
  • E — ввод дополнительных ключевых слов и операторов
  • G — ввод псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем (UDG).

Ввод данных в компьютер мог осуществляться через магнитофон, с помощью подключения внешних дисководов для магнитных дисков, а также с помощью устройства ZX Microdrive.
Таким образом, имея достаточно скромные возможности (к середине 80-х на рынок вышли Amiga 1000 и Atari ST), Спектрум обрел популярность и, без преувеличения, армию фанатов и поклонников по всему миру. Самой «продвинутой» моделью классической линейки можно считать ZX Spectrum 128 “Toastrack” 1986 года, обладавший, как и следует из названия, 128 КБ оперативной памяти, музыкальным сопроцессором AY и массой других преимуществ.

ZX Spectrum приходит в СССР

Всего через несколько лет после выхода ZX Spectrum удалось успешно клонировать. И, в отличие от овечки Долли, многие клоны оказались не только жизнеспособны, но и на порядок мощнее своего родителя.

Коммьюнити спектрумистов делится на два лагеря: одни «топят» за оригиналы от Синклера, называя всё остальное «кустарными поделками», другие в равной степени хорошо относятся и к оригиналам, и к клонам, предпочитая пользоваться последними. Тем не менее, заводских Спектрумов в СССР было ничтожно мало по сравнению со «всем остальным». И в объективе сегодняшней статьи как раз находится «всё остальное».

Спустя 30 лет уже невозможно узнать, как именно ZX Spectrum попал в нашу страну. Предположительно, Спектрумы был привезены из Польши, так как некоторая документация и первый софт были именно на польском языке.

Разумеется, инженеры и программисты сразу же захотели создать свою версию Спектрума, чтобы каждый желающий мог собрать его на доступной в СССР элементной базе. Тем не менее, с клонированием возникло сразу две проблемы:

Так, в практически каждом «технически подкованном» городе СССР существовал свой клон. Самым популярным и более-менее простым в сборке оказался «Ленинград».

Теперь время вспомнить то, с чего мы начали статью: вполне логично, что вслед за вопросом «как черно-белый Радио-РК86 может тягаться с таким могучим зверем?» возник следующий вопрос: «а почему, раз я смог сделать РК, у меня еще нет Спектрума?».

Для неизбалованного компьютерной техникой советского человека Спектрум выглядел как откровение: шикарная музыка на чипе AY, сотни игр на кассетах, модель подключения «просто добавь телевизор» и многое другое в считанные месяцы сделали ZX Spectrum по-настоящему массовым домашним компьютером страны.

Качественное видео с процессом сборки, отладки и даже некоторой модернизации «Ленинграда» можно посмотреть здесь.

Чуть позже производство клонов освоили кооператоры, а затем и государственные заводы. Советский рынок был в прямом смысле наводнен клонами ZX Spectrum разной степени качества, наделенных разными возможностями.

Как писал старина Толкиен (а у него позаимствовал Стивен Кинг), одна дорога ведет ко многим другим, а одна история цепляет за собой целый ворох других историй.
Рассказывая о таком большом явлении как ZX Spectrum, сложно написать абсолютно обо всем. Какие-то вещи (программы, игры, версии клонов и их особенности) обязательно будут упущены, и мы просим вас отнестись к этому снисходительно и рассказать о том, что мы забыли, в комментариях к статье.

Эволюция ZX Spectrum в СССР и на постсоветском пространстве

Пожалуй, именно на постсоветском пространстве появилась мания сделать из ZX Spectrum ультимативный домашний компьютер, который был бы «не хуже, чем ваши IBMы и Амиги». Говорить о развитых клонах Спектрума имеет смысл в двух направлениях:

  • разработка новых «железных» решений;
  • разработка софта и игр, выжимающих из компьютера все соки.

Спектрум-совместимые компьютеры

В начале 90-х появилось великое множество продвинутых спектрумов. Рассмотреть все машины не представляется возможным, так как от многих осталось только воспоминание и пара-тройка «живых» плат, а некоторые были настолько специфичны или дороги в производстве, что практически не получили распространения. Остановимся на четырех (субъективно) наиболее интересных моделях.

Компьютеры Scorpion разрабатывались и выпускались одноименной санкт-петербургской фирмой, чьим лицом на ZX Spectrum-сцене был Сергей Зонов, автор одного из ранних клонов ZX Spectrum — схемы «Ленинград».

Компьютеры фирмы производились в виде печатных плат, которые могли устанавливаться пользователями в любые подходящие корпуса — например, в корпуса MiniTower от IBM PC-совместимых компьютеров, в подобном же виде компьютеры выпускались и самой фирмой. Здесь следует обозначить ключевые характеристики компьютера:

  • процессор Z80B (3,5 / 7,0 МГц);
  • включение турбо-режима как программно, так кнопкой;
  • теневой Сервис Монитор от Андрея Ларченко;
  • музыкальный процессор AY-3-8910/12;
  • системная шина ZX Bus на 2 слота (+3 через расширитель).
  • расширение оперативной памяти вплоть до 4 МБ;
  • возможность подключить Covox;
  • несколько дополнительных видеорежимов и мультиколор;
  • возможность подключения жесткого диска через IDE-контроллер Nemo
  • турбо-режим.

ATM Turbo 1 и 2

Один из знаковых спектрум-совместимых компьютеров. Является прямым наследником клона «Пентагон», созданным тем же коллективом разработчиков. Выпущен в 1991 году. Первая модель компьютера содержала ряд ошибок и была несовместима с некоторым более ранним софтом. Особой любви и популярности по этой причине не получила.

Новая версия ATM Turbo 2 (и версия 2+, выпущенная чуть позже) имела ряд усовершенствований и нововведений. Говорить о каждой версии в отдельности вряд ли имеет смысл, поэтому перечислим наиболее интересные и значимые возможности ATM Turbo 2:

  • турборежим процессора до 7 МГц;
  • ОЗУ до 1 МБ;
  • поддержка ОС CP/M (встроено в ПЗУ);
  • полная совместимость с оригинальными ZX Spectrum;
  • палитра 64 цвета (до 16 одновременно);
  • модем (убран в версии 2+);
  • поддержка IDE-устройств (HDD, CD-ROM).

На сегодняшний день ATM Turbo 2+ является наиболее поддерживаемым энтузиастами клоном ZX Spectrum. Рекомендуем ознакомиться с этим сайтом, где собрана огромная коллекция программ, ОС и схем для ATM Turbo.



/ Скриншот игры “Конек-Горбунок” для ATM

Profi и Profi Plus
Разработан в 1991 году в Москве фирмой «Кондор». Имел полную совместимость с оригинальным спектрумом (переключение режимов «Профи» и «Спектрум» специальным тумблером). Один из наиболее продвинутых отечественных клонов. Имел следующие особенности (в версии 5.02 и выше):

  • режим турбо 7 МГц;
  • ОЗУ до 1 Мб (использовалась в качестве электронного диска);
  • работа в ОС CP/M в расширенном графическом режиме 512х240px;
  • палитра 256 цветов (до 16 одновременно);
  • аппаратный мультиколор;
  • собственный контроллер IDE для работы с жесткими дисками;
  • ПЗУ 64 КБ;
  • Covox;
  • LPT-порт и порт программатора;
  • возможность подключать модем (в частности, использовался для выхода в Фидонет и для организации локальной сети).


Софт и игры

В некотором смысле всё, что делали со спектрумом в России, напоминает натягивание совы на глобус. Разумеется, крайне романтичное и по-своему прекрасное.

Одним из самых распространенных жанров в играх для ZX Spectrum были платформеры и изометрические бродилки с перспективой «с высоты птичьего полета». В 2014 году специально для создания простеньких платформеров был выпущен игровой движок Arcade Game Designer. Предполагалось, что с его помощью прямо на Спектруме или в эмуляторе начинающий программист сможет создать собственную игру, а затем сохранить её в формате tap на компьютер или кассету.




/ Скриншоты AGD-игр из эмулятора

В девяностые, как, в общем-то, и сейчас, чтобы создать игру, необходимо было уметь программировать. Самые простые игры писались либо на встроенном бейсике, либо на Laser Basic. Для более-менее сложных и интересных проектов вариант был только один — его величество Ассемблер. И здесь наши программисты разыгрались не на шутку.

Copper Feet

Наверняка многие из тех, кто застал Спектрум в 90-е, вспомнят «Приключения Буратино» или «Черного ворона», загрузочные экраны которых украшала эмблема Copperfeet.



/ Логотип Сopper Feet, фото из группы Copper Feet в Facebook

Под этим «брендом» разрабатывал игры всего один человек — Вячеслав Медноногов.



/ Вячеслав Медноногов в 2005 году, speccy.info

Его «перу» принадлежат без преувеличения шедевры игростроения для ZX Spectrum: Black Raven, портированные версии игр UFO и UFO 2, а также некоторые другие проекты.
Понять и оценить объем работы программиста возможно только запустив в эмуляторе (или на реальной машине) любую из этих игр. Тем не менее, далее мы приведем несколько скриншотов и ссылок на видео геймплея.


UFO:


Black Raven:

«Фирменный» софт и игры

Как правило, они поставлялись разработчиками «продвинутых» клонов на фирменных дискетах.
Кроме игр, существовало огромное количество прикладного программного обеспечения: словари, текстовые редакторы, базы данных, системные утилиты, копировщики и прочее, что было необходимо иметь пользователю, единственным компьютером которого был клон ZX Spectrum. Найти и “пощупать” фирменный софт сейчас можно на сайтах поддержки конкретных клонов. Ниже мы приведем несколько собственных скриншотов для Profi.



/ Фирменный текстовый редактор для Profi. Имел возможность настройки цвета бумаги/чернил/меню и опции для простого форматирования текста.



/ Оболочка Dos Navigator для ОС CP/M Profi.



/ Логотип группы Jokers, специализировавшейся на разработке игр для Profi.

Интернет на ZX Spectrum: миф или реальность?


Приведем выдержку из письма читателя в газету «Абзац» от 14.10.2004, орфография и пунктуация автора сохранена.

«Меня удивляет то, что все говорят в один голос, что все это реально — ICQ, IRC и даже браузеры. Уже существует TCP/IP стек, звонилка ppp, но этого не хватает для полноценного доступа к глобальной сети.

На мой взгляд, на данный момент вполне можно написать хотябы ICQ и IRC клиенты — это более чем реально. Вы спросите зачем все это надо? Ответ напрашивается сам собой… Я более чем уверен, что есть немало людей, для которых Спектрум до сих пор является единственной доступной платформой — об этом говорит хотябы ZXNET, которая до сих пор существует. Если когда-то все вышесказанное будет реализовано, то это позволит оперативно общаться между собой спектрумистам не прибегая к помощи других платформ. И возможно отчасти остановит отток людей с нашей платформы.»

На самом деле, нельзя с полной уверенностью говорить об отсутствии “интернета” на Спектруме. Да, безусловно, платформа не самая подходящая: сказывается и маломощность процессора, и сложности в создании «прослойки совместимости» между компьютером и большим интернетом. Тем не менее, имеются сведения, что еще 25 лет назад владельцы «продвинутых» клонов могли, пускай и с ограничениями, выходить в сеть со своих машин.

Цитата из «Группы поддержки компьютера Profi», пользователь Алексей Тарасов:
«На Профи есть весь необходимый софт для выхода в Фидо. Собственно со своего Профика я первый раз и вышел в сеть. К сожалению нет нормального редактора почты. Но опять же, Write3 выручал во многих вопросах. Имеющийся пакет заточен на модемную связь через компорт 9600. Что в настоящее время вызывает значительные затруднения.»

Помимо этого, в демонстрационных залах «Кондора» в Москве на Саянской улице стояли компьютеры Profi, объединенные в локальную сеть.

Прочитать о ZXNet подробнее вы можете здесь.
Если у вас есть какая-либо информация о программном обеспечении для ZX Spectrum, существовавшем в 90-е годы и обеспечивающем доступ в сеть, будем рады увидеть ваш комментарий.

Через тернии к онлайну

Конец 80-х и первую половину 90-х годов в нашей стране и на постсоветском пространстве можно охарактеризовать примерно так: мы хотим мощные компьютеры, общаться и развиваться, и мы сделаем это из Спектрума.

Что-то получилось. Что-то — нет.

Тем не менее, основной посыл Джоэла Шаца — общаться свободно — был услышан. Спектрумисты со всех концов страны общались, обменивались опытом, собирались вместе для просмотра свежих демосцен любой ценой, даже если для того, чтобы договориться о встрече, приходилось пользоваться IBM PC.

Выходили печатные и электронные версии журналов. На всех радио рынках страны стояли продавцы пиратских кассет с играми и софтом.

Самые отчаянные инженеры и программисты объединялись в небольшие фирмы и продавали пользователям клоны Спектрумов.

Люди с паяльником находили людей с микросхемами, чтобы вместе искать тех, кто сможет сделать платы на «военном» текстолите.

Даже если принять за аксиому, что настоящего интернета на Спектруме не было, свою миссию по объединению людей, находившихся в поисках онлайна, он выполнил.

Что происходит в 2019 году?

Если вы никогда ранее не сталкивались со Спектрумом или видели его только в детстве, вы можете не знать о том, что сейчас происходит в его коммьюнити.

Оно все еще живо и многочисленно. В качестве хобби тысячи людей продолжают пользоваться Спектрумами: кто-то пересел на оригинальные британские машинки, кто-то отряхивает пыль с клона своей юности. Кто-то и вовсе покупает «новоделы».

Ежегодно выходит пара-тройка десятков игр. Большая часть из них, конечно, смотрится однотипно, но попадаются и бриллианты.

Кто-то разрабатывает новые технические решения.

Всё это в сумме не дает ZX Spectrum’у забыться. Люди продолжают общаться, а компьютер – жить.

Напоследок, в качестве небольшого дополнения к статье приведем небольшой список ссылок на интересные проекты из вселенной ZX Spectrum.

image

Чтобы этот процесс был еще круче и интереснее я не стал искать готовую плату, заказал себе макетку довольно компактных размеров 12*18. Так же пришлось заказать микросхем и другой мелочевки с алиэкспресса и ЧИПиДИПа. Память и процессор пришлось выпаять из неработающего клона, который я недавно получил от одного спектрумиста. Что это за клон до сих пор не знаю, схемы на него нет, и я просто его выпаял из него микросхемы.


Все микросхемы решил поставить на панельки для быстрой замены если что то пойдет не так. Но ведь Спектрум содержит ПЗУ, а его еще надо прошить, программатора у меня не было, но мир не без добрых людей. Вместо двух EPROM решил поставить одну EEPROM W27C512, в который зашил 48к бейсик, 128к бейсик, ТР-ДОС и тест памяти для 48к, также неплохо иметь возможность переключать банки памяти перемычками. Но вот все мои детали пришли, заранее продумав где какая панелька будет стоять, начал их припаивать. Ну и прилепил наклейки на плату с надписями где какая микросхема и номера ножек, что очень облегчило мне жизнь в дальнейшем.



Уделяя пару-тройку часиков в день за две с половиной недели все таки собрал. Не терпелось сразу его подключить. И после включения я увидел белый экран, что же уже неплохо подумал я. После перепроверки всей платы, убрав пару косяков ситуация лучше не стала. Я долго не мог понять в чем дело но потом узнал что не стоит мешать КМОП и ТТЛ микросхемы. Да, я тот еще радиолюбитель. Пришлось опять заказывать детали и ждать. После замены всех КМОП микросхем на ТТЛ все таки появилась заветная надпись, но изображение плыло.


И вот наконец то картинка нормальная, никаких подергиваний, запускаем тест памяти.


Но ведь для спектрума нужна еще и клавиатура. Тут я выкрутился довольно оригинально, взял старую клавиатуру, вытащил из нее пленку с контактами, порезал гетинакс на кусочки, напаял на него контакты, обработал их напильником и приклеил термоклеем к клаве, ну и спаял их по схеме. Получилась довольно громоздкая внешняя клава. Ну и порты для синклер джойстиков прямо в клавиатуру встроил. Подходят джойстики от сега мастер систем или атари, ну или как в моем случае перепаяный внутри сеговский джойстик, для которого я вывел клавишу пробел(а именно она почти всегда используется как дополнительная ) на кнопку А, ну и при нажатии кнопки С дублируется нажатие вверх, что удобно в платформерах.




Один раз как то проснувшись утром я призадумался, а правильные ли я впаял конденсаторы… и ОМГ, вместо 47 нанофарад я впаял 47 пикофарад, а еще хотел чтоб что то работало. Еще раз заказываем недостающие детали, ждем. После глобальной перепайки конденсаторов наконец то можно нормально поиграть, больше ничего не виснет. Приходилось себя успокаивать, что все равно большинство игр на спектруме монохромные и я не так уж много теряю, что в в конце 80х далеко не у всех были цветные телики и многие играли в него с ч\б картинкой. Но как то не шибко помогало, знаете ли.


А на моем LCD мониторе кадры все равно бегали. В итоге я все таки решился впаять дополнительную микросхему для укорочения строчного синхроимпульса, которую я хотел поставить еще в начале сборки но почему то решил сэкономить. В итоге наконец то получил хорошую цветную картинку.


Изображение правда немного двоит. Проверил на LCD телевизоре, двоения не видно. Картинка отличная. Супер! Но на моей плате еще есть свободное место и глупо было бы его не использовать. Сделать расширение памяти до 128к и поиграть в кастлванию 2015 года было бы здорово. Для этого поменяем наши К565РУ5 на К565РУ7 или аналог MN41256-08, который без проблем можно купить на алиэкспресс. Добавив еще 7 микросхем, включая звуковой чип YM2149F плату заполнил полностью. Проблем никаких с апгрейдом памяти не возникло. Расширял память до 256к по этой схеме, но все же использую ее в режиме 128к.


В итоге получилось вот это




Изначально юзать плату на столе я не собирался и для этого подобрал корпус от старой ТВ-приставки, теоретически туда можно поставить и дополнительную плату контроллера дисковода вторым этажом, но я пока не хочу этим заморачиваться.




Игры на спекки оказались лютым хардкором, мне удалось пройти только недавно вышедший Mighty Final Fight.


Так много ли я потерял из за отсутствия этого компьютера в детстве? В плане игр вряд ли, хотя возможность переписывать игры с кассеты на кассету могла бы мне очень прийтись по душе. В плане программирования на бейсике, вряд ли бы в то время меня это заинтересовало.

Веста ИК-30

Веста ИК-30 - бытовой ZX Spectrum совместимый компьютер производился серийно в начале 90-x на радиозаводе "Сигнал" г.Ставрополь.

Веста ИК-30 является аналогом компьютера Ленинград, то есть схемотехнически они практически одинаковы, за исключением нескольких моментов. По сравнению с оригиналом в этом компьютере в узле формирования сигнала мерцания вместо счетчика К561ИЕ10 был применен счетчик К555ИЕ10. В узле формирования цвета были убраны транзисторные сборки, хотя на некоторых платах навесным монтажем все таки транзисторы устанавливали. В узле ввода информации с магнитофона вместо связки операционного усилителя К140УД601 и компаратора К521СА стоит только один компаратор К554СА3. Кроме того введены дополнительные пассивные элементы (резисторы, конденсаторы и диоды) для улучшения функциональных возможностей компьютера. Печатная плата тоже претерпела некоторые изменения. Кроме того что изменились размеры самой платы, было убрано монтажное поле, добавились некоторые дорожки вследствии внесеных изменений. Но в целом рисунок разводки остался прежним.

Ленинград 1

Ленинград 1

Самый распространенный клон компьютера ZX Spectrum на территории бывшего СССР. Разработан в 1987 году Сергеем Зоновым. Популярность была связана с простотой сборки и доступностью комплектующих.

Ленинград (Leningrad) — отечественный клон ZX Spectrum, разработанный в 1987 году Сергеем Зоновым. Один из самых популярных клонов на территории СССР. Своё название получил при распространении за пределами города Ленинграда, в самом городе именовался "Зоновский вариант". Один из самых простых и дешёвых в сборке и настройке клонов ZX Spectrum.

Возможно приобретение как чистой платы, так и набора для самостоятельной сборки. В набор входит печатная плата, а также все элементы необходимые для сборки модуля. ПЗУ устройства поставляется в прошитом виде. Схему устройства и рекомендации по сборке можно скачать в разделе технической информации.

Ленинград 2

Ленинград 2

Как и предшественник этот компьютер отличался от своих конкурентов того времени простой схемотехникой, простотой сборки и настройки. Но увы, он не стал таким массовым как свой старший собрат и причина была скорее всего в том, что в то же самое время стали появлятся модели компьютеров с 128Кб ОЗУ и встроенным контроллером дисковода, как например Пентагон-128. И тем не менее своих покупателей он нашел, о чем говорит то, что встречаются различные варианты печатных плат, которые отличаются в основном незначительными изменениями трассировки и расположением деталей. Кроме того появление на плате системного разъема дало некторый импульс по расширению возможностей компьютера в целом. Вскоре появился специально разработанный контроллер дисковода, который подключался к системному разъему, а также стали появлятся схемы увеличения памяти до 128Кб ОЗУ и т.д.

Из конструктивных отличий от Ленинград следует отметить, что изменилась схема сброса кадровых счетчиков, теперь сброс происходил по 312 строке, что является стандартом для ZX Spectrum машин. Продолжительность сигнала прерывания теперь задается не RC цепочкой, а фиксированно по сигналу счетчика строчной развертки. Кроме того введен дешифратор для разделения обращения процессора к ПЗУ и ОЗУ. В видеоформирователе была заменена связка К555ИР9 и К555ИР16 на три микросхемы К555ИР16, в выходном каскаде цвета вместо транзисторов используются логические элементы с открытым коллекотором К555ЛН2. Также был изменен и магнитофонный интерфейс, вместо компаратора К512СА3, узел был собран на микросхеме К561ЛН2. Кроме того на плате появились разъемы ОНЦ-КГ-4-5/16Р, которые позволяли обходится без кучи проводов, при подключения внешних устройств делая саму плату более аккуратной и ремонтопригодной. Но главным нововведением, на мой взгляд, является добавление системного разъема, который давал возможность подключать внешние устройства, как например контроллер дисковода.

Эмулятор ZX Spectrum и sharp MZ800

Эмулятор компьютера SHARP MZ800 и ZX Spectrum 48к или 128к, построен на базе ARM STM32F405. Автор проекта из Чехии. Полное описание конструкции можно найти на странице автора, ссылка ниже.

DIY-A586

DIY-A586

DIY A586 интересный эмулятор, поддерживает многие игровые консоли 90х, к сожалению крайне мало информации на русском языке. Ниже ссылка на видео и описание конструкции автора.

Эмулятор имеет:
- FPGA Spartan - 6 XC6SLX9
- 8 МБ 16-битной памяти SDRAM
- 16 МБ флэш-памяти для ядра и ПЗУ
- Выход HDMI
-Аналоговый аудиовыход + вход кассетного магнитофона

-SD-разъем
-RS232
-2 * Разъем джойстика
- 2 * PS/2
-A500 -Разъем для клавиатуры

-Порты для флоппи-дисковода
- 2 кнопки (меню и сброс)
- 2 светодиода
-Розетка USB-C 5
В-Размеры 100x100 мм

Вмещает до 30 конфигураций, которые можно загрузить в FPGA.

SIZIF 512

SIZIF 512

AEON Lite

AEON Lite

Speccy 2010

Speccy 2010

Speccy 2010 - это платформа на fpga, представляющая широкие возможности для реализации различных игровых компьютеров (в первую очередь ZX Spectrum).

Speccy2010 - это платформа на fpga, представляющая широкие возможности для реализации различных игровых компьютеров (в первую очередь ZX Spectrum).

Основные характеристики:
- FPGA: EP2C8Q208C8N
- uC: STR755FV2T6 (или STR750FV2T6)
- память: SDRAM 16 Mb K4S281632J-UC75 (или 32 Mb K4S561632J-UC75)
- часики: DS1338Z-33+
- слот для SD/MMC
- 2 PS/2 порта (клавиатура, мышка)
- 2 порта для джойстиков (обычные или от сеги)
- USB - virtual com для отладки и программирования микроконтроллера
- видео 3 R-2R матрицы, по 8 бит (разъемы: RGB, Composite, S-Video, VGA)
- аудио TDA1543 или 2 R-2R матрицы, по 8 бит
- питание 5В, 1А

Прошивка для ARM загружается по USB virtual com.
Прошивка для fpga загружается прямо с SD/MMC карточки.

Cостояние софта : эмуляция Spectrum 48к, Pentagon 48k, 128k, 1024k, Scorpion 256к, эмулятор betadiskа, AY, загрузка tap/tzx/sna, выгрузка sna

кроме этого
- правильные времянки фирменного ZX Spectrum 48 и пентагона (все мультикололры и бордереффекты идут четко)
- выход на TV - RGB, s-video, composit
- выход на монитор - VGA в режиме скандаблера (с частотой 50, 60 или 75 Гц)
- более правильная и быстрая работа со sna (теперь ни один байт дампа не портиться)
- турбо (7, 14 и 28 MHz)
- расширение памяти до 1МБ (стандарт пентагона)
- безвейтовая клавиатура
- эмуляция нескольких типов джойстиков
- эмуляция kempston mouse
- эмуляция gluk rtc (только чтение)

Читайте также: