Конструктором самолетов в годы великой отечественной войны был полное освобождение ленинграда

Обновлено: 27.03.2024

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-авиаконструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Сегодняшняя статья посвящена Сергею Владимировичу Ильюшину. Этот выдающийся авиатор не нуждается в специальном представлении. Трижды Герой Социалистического Труда, кавалер практически всех высших государственных, правительственных и боевых наград нашей страны, лауреат многочисленных премий, обладатель высоких ученых степеней. И это далеко не полный послужной список прославленного авиатора С. В. Ильюшина.

Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта (по новому стилю)1894 года в деревне Дилялево [1] в многодетной бедной крестьянской семье, состоявшей из 13 человек (родители и 11 детей). После окончания начальной земской школы 15-летний подросток в 1909 году отправился на заработки в город.

За пять лет интенсивной трудовой деятельности он сменил множество профессий и специальностей. Сергей был чернорабочим на заводах и фабриках Вологды, Костромы и Иваново-Вознесенска. Он работал извозчиком молочных изделий, трудился смазчиком и помощником машиниста на одной из железнодорожных станций и на Балтийском судоремонтном заводе Ревеля (сегодня Таллинн).

Осенью 1914 года Ильюшина призвали в армию. Первоначально он служил писарем при штабе учебной пехотной команды, расквартированной в Вологде. Затем по собственной просьбе Сергей был зачислен в специальную авиационную команду, которая обслуживала столичный Комендантский аэродром.

Первоначально Сергей был простым землекопом в составе «аграрной команды», которая выравнивала лётные поля и взлётные полосы. Затем Ильюшина назначили младшим авиационным мотористом. В 1916 году он дослужился до должности старшего моториста, входившего в состав аэродромной команды, занимавшейся приёмкой, проверкой и под готовкой к полётам самолетов, поступавших с авиационных заводов.

Летом 1917 года Ильюшин успешно сдал экзамены по пилотированию самолётов на базе Всероссийского императорского аэроклуба, став полноправным военным лётчиком. С началом Гражданской войны и распадом русской императорской армии Петроградскую аэродромную команду расформировали.

Сергей Владимирович вернулся на родину. Он перебрался в Вологду, где устроился заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В его обязанности входило налаживание работы местных национализированных лесопильных предприятий, мельниц и маслобойных заводов, на которых применялись механические двигатели.

В мае 1919 года Ильюшина призвали в Красную армию. Его в должности авиамеханика направили в 6-ой авиаремонтный поезд 6-ой армии Северного флота. С весны 1920 года Сергей Владимирович в должности старшего механика и комиссара служил в составе авиационного парка Кавказского фронта. Как и в годы Первой мировой войны в его задачу входили ремонт, восстановление и испытание самолётов перед отправкой в район боевых действий.

Гражданскую войну Ильюшин завершил в должности командира 15-го авиационного поезда 9-ой Кубанской армии. В сентябре 1921 года по направлению командования Сергей Владимирович поступает в Институт инженеров Красного воздушного флота (будущая Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского).

Ещё в процессе обучения Ильюшин создали и испытал свои первые летательные аппараты – учебные планеры собственной конструкции. Они получили характерные для той эпохи названия – «Мастяжарт» (мастерские тяжелой артиллерии), «Рабфаковец», «Москва». На престижных авиационных соревнованиях, проходивших в Германии, планер «Москва» стал победителем в номинации самого длительного по времени полёта.

Весной 1926 года Сергей Владимирович окончил Академию, успешно защитив дипломный проект, посвящённый разработке самолёта-истребителя. Вместе с дипломом ему было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота СССР. В июне того же года Ильюшина назначили председателем самолётной секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии.

На своей новой должности он отвечал за разработку тактико-технических требований к новым самолётам. Он также следил за соответствием технических заданий стандартам, заданным конструкторским бюро, выпускавших опытные образцы. Вопросы стандартизации новых проектов КБ интересовали Ильюшина, гораздо меньше, чем возможность самому заняться проектированием собственных самолётов. Но стать инженером-конструктором Сергею Владимировичу удалось не сразу. Сначала ему пришлось освоить специальность инженера-испытателя.

В 1930 году он стал инженером на научно-испытательном аэродроме ВВС, а затем его перевели в Центральную аэрогидродинамическую лабораторию. В ноябре 1931 года Сергей Владимирович возглавил конструкторское бюро ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), непосредственно приступив к проектированию самолётов.

В январе 1933 года после реорганизации КБ ЦАГИ Ильюшин возглавил Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода № 39 имени В. Р. Менжинского, занимавшегося проектированием лёгких самолётов. С августа 1936 года Ильюшин стал главным конструктором конструкторского бюро при авиационном заводе №39 имени В. Р. Менжинского. Через несколько месяцев коллектив, возглавляемый Ильюшиным, создал экспериментальный дальний бомбардировщик ЦКБ-26.

На этой машине был установлен мировой рекорд по подъёму груза на максимальную высоту. На базе ЦКБ-26 был создан серийный дальний бомбардировщик ЦКБ-30 (ДБ-3), запущенный в производство в августе 1936 года. Выпуск ДБ-3 был прекращён накануне Второй мировой войны. Однако данные бомбардировщики (всего их выпустили 1528 штук) приняли самое активное участие во всех боевых действиях, которые вела Красная армия с 1939 по 1946 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит вопросы по истории основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов (вопрос № 8) для подготовки к ЕГЭ. В презентации 25 слайдов.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Знание основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов»

Задание 8 ВОВ. Знание основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов Подготовка к ЕГЭ по истории.

Задание 8 ВОВ. Знание основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов

Подготовка к ЕГЭ по истории.

А) Конструктором самолётов в годы Великой Отечественной войны был Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в г. В) К 1943 году относится . Пропущенные элементы: 1) 1943 2) А.С. Яковлев 3) битва за Днепр 4) М.И. Кошкин 5) 1944 6) операция советских войск «Багратион» Ответ 253

А) Конструктором самолётов в годы Великой Отечественной войны был

Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в г.

В) К 1943 году относится .

Пропущенные элементы:

1) 1943

2) А.С. Яковлев

3) битва за Днепр

4) М.И. Кошкин

5) 1944

6) операция советских войск «Багратион»

A) Участником подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей в годы Великой Отечественной войны в городе Краснодоне, был . Б) В 1945 г. от фашистов был освобождён город г. B) Частичный прорыв блокады Ленинграда был осуществлён в г. Пропущенные элементы: 1) ноябре 1942 г. 2) Л.М. Доватор 3) О.В. Кошевой 4) Варшава 5) январь 1943 г. 6) Минск Ответ 345

A) Участником подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей в годы Великой Отечественной войны в городе Краснодоне, был .

Б) В 1945 г. от фашистов был освобождён город г.

B) Частичный прорыв блокады Ленинграда был осуществлён в г.

Пропущенные элементы:

1) ноябре 1942 г.

2) Л.М. Доватор

3) О.В. Кошевой

4) Варшава

5) январь 1943 г.

6) Минск

A) Операция «Багратион» была проведена Красной армией в г. Б) В водружении Знамени Победы над рейхстагом участвовал B) В 1941 г. от фашистов был освобождён город Пропущенные элементы: 1) М.В. Кантария 2) 1944 3) Клин 4) Смоленск 5) 1943 6) М.С. Шумилов Ответ 213

A) Операция «Багратион» была проведена Красной армией в г.

Б) В водружении Знамени Победы над рейхстагом участвовал

B) В 1941 г. от фашистов был освобождён город

Пропущенные элементы:

1) М.В. Кантария

2) 1944

3) Клин

4) Смоленск

5) 1943

6) М.С. Шумилов

A) В 1945 г. Состоялась _______ конференция Большой тройки. Б) Пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза — . B) Совет по эвакуации был создан в _____ 1941 г. Пропущенные элементы: 1) В.А. Котик 2) декабрь 3) Тегеранская 4) Д.Г. Павлов 5) июнь 6) Ялтинская Ответ 615

A) В 1945 г. Состоялась _______ конференция Большой тройки.

Б) Пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза — .

B) Совет по эвакуации был создан в _____ 1941 г.

Пропущенные элементы:

1) В.А. Котик

2) декабрь

3) Тегеранская

4) Д.Г. Павлов

5) июнь

6) Ялтинская

А) В бою у разъезда Дубосеково участвовал _________ Б) Начало Коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны относится к ______ году. В) В 1944 г. от фашистов был освобождён город _______ Пропущенные элементы: 1) 1942 2) В.Г. Клочков 3) Б.М. Шапошников 4) Прага 5) Минск 6) 1943 Ответ 265

А) В бою у разъезда Дубосеково участвовал _________

Б) Начало Коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны относится к ______ году.

В) В 1944 г. от фашистов был освобождён город _______

Пропущенные элементы:

1) 1942

2) В.Г. Клочков

3) Б.М. Шапошников

4) Прага

5) Минск

6) 1943

А) Битва за Берлин началась в ___________ 1945 г. Б) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в боях за Сталинград, ________________ В) В 1941 г. от фашистов был освобождён город _________ Пропущенные элементы: 1) Д.М. Карбышев 2) В.И. Чуйков 3) Клин 4) январь 5) Смоленск 6) апрель Ответ 623

А) Битва за Берлин началась в ___________ 1945 г.

Б) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в боях за Сталинград, ________________

В) В 1941 г. от фашистов был освобождён город _________

Пропущенные элементы:

1) Д.М. Карбышев

2) В.И. Чуйков

3) Клин

4) январь

5) Смоленск

6) апрель

А) Битва за Кавказ началась в Б) Командующий Западным фронтом в начальный период Великой Отечественной войны — В) В 1945 г. от фашистов был освобождён город Пропущенные элементы: 1) Минск 2) 1942 3) Вена 4) К.Е. Ворошилов 5) Д.Г. Павлов 6) 1943 Ответ 253

А) Битва за Кавказ началась в

Б) Командующий Западным фронтом в начальный период Великой Отечественной войны —

В) В 1945 г. от фашистов был освобождён город

Пропущенные элементы:

1) Минск

2) 1942

3) Вена

4) К.Е. Ворошилов

5) Д.Г. Павлов

6) 1943

А) Города Орёл и Белгород были освобождены в ________________ Б) Знаменитый «Дом Павлова» находится в _________ В) Французский авиационный полк, воевавший во время Второй мировой войны против фашистов на советско-германском фронте, назывался «______ ». Пропущенные элементы: «Оверлорд» Сталинград Курск 1944 «Нормандия-Неман» 1943 Ответ 625

А) Города Орёл и Белгород были освобождены в ________________

Б) Знаменитый «Дом Павлова» находится в _________

В) Французский авиационный полк, воевавший во время Второй мировой войны против фашистов на советско-германском фронте, назывался «______ ».

Пропущенные элементы:

А) Висло-Одерская операция была проведена Красной армией в_______ году. Б) Командующий 64-й армией, героически сражавшейся под Сталинградом — В) В мае 1945 года Красная армия взяла город Пропущенные элементы: 1) 1945 2) Париж 3) Берлин 4) 1944 5) И.В. Панфилов 6) М.С. Шумилов Ответ 163

А) Висло-Одерская операция была проведена Красной армией в_______ году.

Б) Командующий 64-й армией, героически сражавшейся под Сталинградом —

В) В мае 1945 года Красная армия взяла город

Пропущенные элементы:

1) 1945

2) Париж

3) Берлин

4) 1944

5) И.В. Панфилов

6) М.С. Шумилов

A)Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны — Б) Город Харьков был окончательно освобождён от фашистов в году. B)Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, создававший в годы Великой Отечественной войны плакаты и миниатюры назывался Пропущенные элементы: 1)1942 2)И.Н. Кожедуб 3)«Мир искусства» 4)1943 5)М.В. Кантария 6)«Кукрыниксы» Ответ 246

A)Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны —

Б) Город Харьков был окончательно освобождён от фашистов в году.

B)Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, создававший в годы Великой Отечественной войны плакаты и миниатюры назывался

Пропущенные элементы:

2)И.Н. Кожедуб

3)«Мир искусства»

5)М.В. Кантария

6)«Кукрыниксы»

) Сталинградская битва завершилась в ____ 1943 г. Б) Татарский советский поэт, казнённый фашистами в 1944 г., Герой Советского Союза — _________ В) 30 сентября 1941 г. началась битва за _________ Пропущенные элементы: 1) ноябрь 2) М. Казей 3) Смоленск 4) М. Джалиль 5) Москва 6) февраль Ответ

) Сталинградская битва завершилась в ____ 1943 г.

Б) Татарский советский поэт, казнённый фашистами в 1944 г., Герой Советского Союза — _________

В) 30 сентября 1941 г. началась битва за _________

Пропущенные элементы:

1) ноябрь

2) М. Казей

3) Смоленск

4) М. Джалиль

5) Москва

6) февраль

A)В августе 1944 г. Красная армия вступила в город Б) Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся в______ 1945 г. B)Советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза —_______ Пропущенные элементы: 1)апрель 2)А.И. Покрышкин 3)июнь 4)О.В. Кошевой 5)Бухарест 6)Варшава Ответ

A)В августе 1944 г. Красная армия вступила в город

Б) Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся в______ 1945 г.

B)Советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза —_______

А) Сражение под Прохоровной произошло в ходе ________ битвы. Б) Легендарный лётчик, Герой Советского Союза, прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» — ________ В) Битва за Днепр произошла в ________ году. Пропущенные элементы: 1) А.П. Маресьев 2) Я.Ф. Павлов 3) Сталинградская 4) 1944 5) 1943 6) Курская Ответ

А) Сражение под Прохоровной произошло в ходе ________ битвы.

Б) Легендарный лётчик, Герой Советского Союза, прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» — ________

В) Битва за Днепр произошла в ________ году.

А) В июне 1941 г. началась оборона _______________ Б) Советский конструктор стрелкового оружия, которое стояло на вооружении Красной армии в годы Великой Отечественной войны —___________ В) Красная армия перешла в контрнаступление под Сталинградом в___-_______ г. Пропущенные элементы: 1) В.А. Дегтярёв 2) 1943 3) Севастополь 4) 1942 5) С.В. Ильюшин 6) Брестская крепость Ответ

А) В июне 1941 г. началась оборона _______________

Б) Советский конструктор стрелкового оружия, которое стояло на вооружении Красной армии в годы Великой Отечественной войны —___________

В) Красная армия перешла в контрнаступление под Сталинградом в___-_______ г.

Пропущенные элементы:

1) В.А. Дегтярёв

2) 1943

3) Севастополь

4) 1942

5) С.В. Ильюшин

6) Брестская крепость

A) Центральный штаб партизанского движения был образован в ____________ г. Б) 4-11 февраля 1945 г. состоялась конференция «Большой тройки» в ___________ B) Донским фронтом, разгромившим окружённую в Сталинграде группировку генерала Ф. Паулюса, командовал ___________ Пропущенные элементы: 1) К.Е. Ворошилов 2) 1941 3) Тегеран 4) Ялта 5) К.К. Рокоссовский 6) 1942 Ответ 645

A) Центральный штаб партизанского движения был образован в ____________ г.

Б) 4-11 февраля 1945 г. состоялась конференция «Большой тройки» в ___________

B) Донским фронтом, разгромившим окружённую в Сталинграде группировку генерала Ф. Паулюса, командовал ___________

Пропущенные элементы:

1) К.Е. Ворошилов

2) 1941

3) Тегеран

4) Ялта

5) К.К. Рокоссовский

6) 1942

А) Местами проведения конференций глав стран-союзниц по антигитлеровской коа­лиции были Б) Многие советские самолёты-истребители, стоявшие на вооружении Красной ар­мии в годы Великой Отечественной войны были созданы под руководством советского авиаконструктора _________ В) Контрнаступление частей Красной армии под Москвой началось в_______ Пропущенные элементы: Москва и Вашингтон М.И. Кошкин ноябрь 1942 г. Тегеран и Ялта декабрь 1941 г. А.С. Яковлев Ответ 465

А) Местами проведения конференций глав стран-союзниц по антигитлеровской коа­лиции были

Б) Многие советские самолёты-истребители, стоявшие на вооружении Красной ар­мии в годы Великой Отечественной войны были созданы под руководством советского авиаконструктора _________

30 марта 1894 года родился выдающийся советский авиационный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Герой был одиннадцатым ребенком в небогатой крестьянской семье. Ильюшину пришлось заниматься физическим трудом. Работая землекопом, Сергей Владимирович впервые познакомился с авиацией в 1910 году в ходе переоборудования ипподрома в аэродром под Санкт-Петербургом.

Фотография с воздушного праздника 8 сентября 1910. Это тот самый аэродром, который был переделан из ипподрома

Фотография с воздушного праздника 8 сентября 1910. Это тот самый аэродром, который был переделан из ипподрома

В дальнейшем всю свою жизнь Ильюшин связал с авиацией. В годы Первой мировой по мобилизации в 1916 году призван в армию. Добился службы в аэродромной команде, а в 1917 поступил в летную школу. После революции вступает в партию большевиков, проходит Гражданскую войну, а затем получает высшее образование.

Создание самолетов

В 1935 Ильюшин становится главным конструктором опытного КБ и начинает разрабатывать самолеты, первым из которых стал дальний бомбардировщик ДБ-3.

Дальнейшим развитием ДБ-3 становится бомбардировщик Ил-4. Именно эти самолеты в 1941 бомбили Берлин. Ил-4 выпускались в течение всей войны и принимали участие во всех важнейших операциях Великой Отечественной.

Главной разработкой КБ Ильюшина стал штурмовик Ил-2. Основным преимуществом этого самолета был его бронированный корпус, органично сочетавшийся с летными характеристиками и огневой мощью. Илы обрушивались на немецкие позиции, колонны и всей своей мощью атаковали врага, вызывая в его рядах панику.

Действовать приходилось на малых высотах и нередко штурмовик получал серьезные повреждения от огня с земли, но тем не менее Ил-2 был способен вернуться домой.

О его прочности часто вспоминали летчики, например, Федор Алексеевич Борисов писал в письме Ильюшину следующее:

«Мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, так как самолёт был над целью подбит противником. Бесконечно благодарен Вам за Ваш Ил-2, благодаря которому обязан Вам жизнью. Случись это на другом самолёте, безусловно, мне не пришлось бы писать эти строки».

Ил-2 за свои характеристики имел много прозвищ, одним из которых было «Летающий танк». Кроме того, легендарный штурмовик стал самым массовым самолетом в истории – всего выпущено 36 163 единицы .

Сергей Владимирович Ильюшин создал немало по-настоящему культовых самолетов, например, транспортник Ил-76 производится и сейчас! А в годы Великой Отечественной войны конструктор внес неоценимый вклад в разгром врага.

В экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа» вы сможете узнать больше о деятельности советских людей в тылу, как они трудились на заводах и помогали фронту.

Всё ближе знаменательная дата75-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-авиаконструкторов. Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Сегодняшняя статья посвящена Андрею Николаевичу Туполеву. Этот авиатор внёс выдающийся вклад в развитие советского военного и гражданского самолётостроения. Трижды Герой Социалистического Труда, кавалер нескольких десятков высших военных и государственных отечественных и зарубежных наград, автор-разработчик сотен проектов различных летательных аппаратов, узник «сталинской шарашки». Всё это и многое другое навечно вписано в объёмные и вместительный послужной список А. Н. Туполева.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по новому стилю) 1888 года в усадьбе Пустомазово (сегодня её не существует) Корчевского уезда Тверской губернии. В 1908 году после успешного окончания гимназии Андрей поступил в Императорское Московское техническое училище (будущее МВТУ).

В процессе обучения Туполев серьёзно увлёкся аэродинамикой, вступив в кружок любителей воздухоплавания. Свой первый полёт он совершил в 22-летнем возрасте на планере, в постройке которого принимал самое активное участие. Училище Андрей Николаевич окончил лишь в 1918 году. Дело в том, что более трёх лет он провёл на своей родине под надзором полиции, будучи отчисленным за участие в студенческих забастовках и акциях протеста.

Несмотря на отстранение от учёбы, Туполев ещё с 1916 года являлся членом первого в истории России авиационного расчётного бюро. Андрей Николаевич участвовал в разработке и конструировании аэродинамических труб. В 1918 году Туполев совместно с другим известным инженером-авиатором Н. Е. Жуковским стал одним из главных учредителей ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

Вскоре молодой авиатор стал заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. С 1922 года Андрей Николаевич возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. Именно Туполев опытным путём доказал многочисленные преимущества использования в самолётостроении дюраля, а не тяжёлого и дорого железа или дешёвого, но крайне непрочного дерева.

Вскоре Андрей Николаевич стал главным конструктором опытного КБ, занимавшегося проектированием цельнометаллических самолётов различных типов и классов. 21 октября 1923 года совершил свой первый полёт одноместный опытный самолёт АНТ-1 (свободнонесущий моноплан смешанной конструкции), спроектированный Туполевым.

Спустя семь месяцев в небо поднялся АНТ-2. Этот самолёт мог развивать максимальную скорость свыше 200 км/ч, подниматься на высоту более 3 км и перевозить двух пассажиров. Лишь нехватка материалов и дефицит авиационных двигателей не позволили запустить самолёт в серийное производство.

В июле 1925 года КБ, возглавляемое Туполевым, закончило работы по выпуску опытного образца самолёта АНТ-3, представлявшего собой двухместный одностоечный полутораплан. Этот самолёт стал первой серийной машиной Туполева и К0, в военной авиации он использовался в качестве разведчика и получил наименование Р-3.

В том же 1925 году Андрей Николаевич закончил работы по проектированию и созданию опытного образца АНТ-4. Этот самолёт стал в последствие первым в мире серийным цельнометаллическим тяжёлым двухмоторным бомбардировщиком под индексом ТБ-1. В гражданской авиации он применялся в качестве грузоперевозчика под индексом Г-1.

В 1930 году Андрей Николаевич стал главным конструктором ЦАГИ. В 1932 году он занял пост начальника конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. К тому моменту коллектив конструкторов во главе с Туполевым создали целую серию новых серийных и опытных самолётов.

В их числе были машины успешно применявшиеся в годы ВОВ, в частности ТБ-3 – тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, способный нести 5000 кг бомбовой нагрузки. Стоит так отметить Р-6 – многоцелевой самолёт, применявшийся в качестве разведчика, истребителя дальнего сопровождения и лёгкого бомбардировщика. Заслуживает упоминания и СБ (скоростной фронтовой бомбардировщик) – самый массовый среди серийных машин КБ ЦАГИ.

В 1936 году Туполев был назначен первым заместителем начальника и главным инженером Главного авиационного управления Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Кроме того, Туполев возглавил завод опытных конструкций (авиационный завод № 156), выделенный из системы ЦАГИ.

21 октября 1937 года Андрей Николаевич был арестован сотрудниками НКВД по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации и умышленном вредительстве. Вместе с Туполевым было арестовано большинство ведущих специалистов ЦАГИ и авиационного завода № 156.

Вскоре Туполеву и другому прославленному авиаконструктору В. М. Петлякову было предъявлено наспех сфабрикованное нелепое и чудовищное обвинение в создании подпольной «русско-фашистской партии». Ему также инкриминировался промышленный шпионаж в пользу Франции.

Сам Сталин в приватных беседах со своим ближним кругом подчёркивал, что не верит в виновность Туполева. Несмотря на позицию вождя, в конце мая 1940 года Верховная Коллегия Верховного Суда СССР по многочисленным пунктам статьи № 58 УК РСФСР приговорила Туполева к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Инженер сроком на 5 лет ограничивался в гражданских правах. Спустя семь месяцев Андрея Николаевича специальным указом лишили всех государственных наград, залуженных им ранее.

Скорее всего, Туполева постигла бы незавидная участь тысяч выдающихся и талантливых ученых, сгинувших в заведениях ГУЛАГа. Однако Советский Союз стоял на пороге большой войны, для которой требовалось много боевых самолётов самых различных модификаций. По этой причине Андрея Николаевича и многих его арестованных коллег направили не в лагерь, а в «особое закрытое техническое бюро НКВД СССР». Вскоре оно получило наименование ЦКБ-29 (в народе это бюро называли «Туполевская шарага»).

Первым известным детищем ЦКБ-29 стал АНТ-58 или «самолёт 103». Он получил свою широчайшую известность как Ту-2 – двухмоторный высокоскоростной дневной пикирующий бомбардировщик. С началом Великой Отечественной войны «Туполевская шарага» была эвакуирована в Омск. Там Андрей Николаевич стал главным конструктором завода № 166.

19 июля 1941 года Туполев был частично реабилитирован. Он был освобождён от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. 28 ноября ему вернули прежние государственные награды. Однако окончательная реабилитация великого авиаконструктора состоялась лишь спустя четырнадцать лет – 9 апреля 1955 года.

В первую половину ВОВ главной задачей завода № 166 был серийный выпуск в максимальном объёме бомбардировщиков Ту-2. Необходимо заметить, что советскую авиацию до самой Победы представляли сразу шесть бомбардировщиков, разработанных Туполевым – ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7, СБ, МТБ-2 и Ту-2, а также разведчик Р-6.

Во второй половине 1943 года Андрей Николаевич был возвращён в Москву с назначением на должность главного конструктора и ответственного руководителя завода № 156. Чуть позже за постоянное превышение главных показателей изначально максимально высоких объёмов производства, установленного суровыми планами ГКО, Туполев был удостоен Сталинской премии.

19 августа 1944 года Андрею Николаевичу было присвоено звание генерал-майора авиационно-инженерной службы, а также вручён полководческий орден Суворова 2-ой степени. Это награждение было абсолютно оправданным и логичным. Ни одна оборонительная, наступательная или иная стратегическая операция не обходилась без масштабного участия самолётов, разработанных КБ Туполева или выпущенных заводами, которыми он руководил лично.

16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Туполеву А. Н. «за выдающиеся заслуги в области производства самолётов, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов техники и обеспечения ими Красной армии и ВМФ в годы Великой Отечественной войны» было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Серп и Молот», а также ордена Ленина.

Главный конструктор ОКБ завода № 156 генерал-майор авиационно-технической службы Герой Социалистического Труда Туполев Андрей Николаевич. Осень 1945 года.

Главный конструктор ОКБ завода № 156 генерал-майор авиационно-технической службы Герой Социалистического Труда Туполев Андрей Николаевич. Осень 1945 года.

В первые годы «холодной войны» конструкторский гений Туполева по-прежнему оставался востребованным. В 1947 году усилиями Андрея Николаевича и соавторов были созданы опытные образцы двух новейших самолётов. Боевой авиапарк страны усилили стратегический поршневой бомбардировщик Ту-4 и первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12.

За эти достижения авиаконструктору в третий раз вручили орден Ленина. 8 августа 1947 года Туполеву было присвоено звание генерал-лейтенанта авиационно-инженерной службы [1] . В 1948, 1949 и 1952 гг. Андрей Николаевич получил свои очередные Сталинские премии 1-ой степени. Помимо главных премий страны, Туполев получил три очередных ордена Ленина. Дважды его наградили в 1949 году, а затем уже в пятый раз поощрили этим орденом в 1953-м.

К середине 50-х гг. ХХ века авиаторский талант и конструкторский гений Туполева достиг своего апогея. В 1956 году Андрей Николаевич стал Генеральным конструктором всей авиационной промышленности СССР. К тому моменту при его самом непосредственном участии были созданы три новейших стратегических бомбардировщика – Ту-16 (он развивал скорость свыше 1000 км/ч), Ту-85 и Ту-95.

Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР генерал-лейтенант инженерно-технической службы Герой Социалистического Труда Туполев Андрей Николаевич. 1956 год.

Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР генерал-лейтенант инженерно-технической службы Герой Социалистического Труда Туполев Андрей Николаевич. 1956 год.

Кроме того, КБ Туполева уже тогда активно занималась разработкой беспилотных летательных аппаратов, ракетопланов, планирующих гиперзвуковых летательных аппаратов, бомбардировщиков с ядерной силовой установкой, сверхзвуковых бомбардировщиков. Конструкторское бюро Туполева разработало крылатые ракеты «121», «123» и «131», а также беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб».


Андрей Туполев позже вспоминал: «Жили мы скромно. У меня были старшие братья Сергей и Николай, а также сестры Наталья, Татьяна, Вера и Мария. Мать отдавала нам все свои силы, всю свою душу. Наша семья была очень большая и дружная. Не патриархальная, но, несомненно, передовая».

О первых годах в Москве Андрей Николаевич вспоминал: «Денег постоянно не хватало. Один раз стало совсем худо, и тогда я решил заложить свое плохонькое пальто в ломбард. Я искал ломбард, и мне казалось, что все смотрят на меня, на пальто под мышкой. Я так и не смог найти ломбард и вернулся в тот день голодный. К счастью, на следующий день, пришли три рубля из дома».

В октябре 1909-го года лекции по воздухоплаванию в ИМТУ стал читать Н.Е. Жуковский, который также возглавил Воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. В декабре этого же года в кружок пришел Туполев, для которого знакомство с Николаем Егоровичем оказала судьбоносное значение. Сам же он говорил, что «с этого мгновения началась моя авиационная жизнь». Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных участников кружка. Выполненные им работы – плоская аэродинамическая труба и модель самолета – привлекали внимание людей на состоявшейся воздухоплавательной выставке.

После окончания выставки студенты приступили к испытаниям созданного ими балансирного планера. А средства, собранные от продаж билетов, в совокупности с рядом частных пожертвований сделали возможным начать в кружке разработку собственного аэроплана. Однако весной 1911-го года учеба Андрея была неожиданно прервана. Получив из неизвестного источника сведения о политической неблагонадежности Туполева, в его комнате произвели обыск, а его самого задержали. Одним из первых попытался выручить будущего конструктора Жуковский, который заявлял о занятости своего студента в кружке и отсутствии времени на «посторонние» дела. Попытку освободить Туполева из-под стражи предпринимал и директор ИМТУ Гавриленко. Несмотря на все ходатайства, Андрея Николаевича освободили только в апреле по причине смерти отца. Также ему запретили жить ровно один год в любых городах, имеющих высшие учебные заведения.

Около двух с половиной лет Туполев провел в родной деревне, занимаясь далекими от авиации делами. Он писал: «Когда я вернулся домой, мне выпала трудная обязанность хоронить отца. Дела нашей семьи шли плохо. Но я был молодым и сильным. Хорошо обработав землю, я совершил посадку овощей. Постепенно дела стали улучшаться».

6 февраля 1913-го года полицейский надзор за А.Н. Туполевым был отменен, и осенью этого года он сумел восстановиться в ИТУ, продолжив работу в аэродинамической лаборатории, построенной на базе старого кружка. За следующий год он быстро стал одним из активнейших учеников Жуковского, проявляя способности как научного исследователя, так и конструктора.

После начала Первой мировой войны военное ведомство обратилось к Николаю Егоровичу по вопросам продувки и исследования деталей находившихся на вооружении самолетов. Резкое увеличение объема работ позволило при поддержке военных организовать летом 1916-го года первое Российское авиационное Расчетно-испытательное бюро. Возглавил его профессор Жуковский, а Туполев стал одним из его помощников в должности заведующего лабораторными установками. Параллельно с исследовательской работой Андрей Николаевич успевал заниматься аэродинамическими расчетами. За 1916-ый год он провел расчет аэроплана «Анатра» и истребителя братьев Косяненко. По рекомендации Жуковского студент Андрей Туполев был привлечен к работе в комиссии, разрабатывающей нормы прочности аэропланов, в которой помимо его присутствовали профессора А.П. Фан-дер-Флит, Г.А. Ботезат, С.П. Тимошенко.

В 1916-ом году Андрей Николаевич кое-какое время руководил проектированием гидроплана на заводе «Дукс». Вот, что он сам писал по этому поводу: «Опыт у меня был мизерный, но очень уж хотелось попробовать. Создали конструкторское бюро, начали создавать гидросамолет. Но технический директор завода, вернувшись из Франции, привез патент на строительство французской модели. Меня не вызывали, просто через людей сообщили, что будут строить заграничный самолет, а не спроектированный мною. Я в то время был молодой, обидевшись, забрал чертежи и ушел». Однако позже чертежи все-таки пригодились, став основой диплома Туполева.

В жизни Андрея Николаевича появилась цель – создать целую новую отрасль, авиационную промышленность, способную массово разрабатывать и производить самолеты. В 1924-ом году, благодаря предложению Туполева, высшим руководством страны принято было решение создать металлургическую базу для самолетостроения, позволившую производить в большом количестве специальные авиационные материалы. По настоянию Туполева в 30-ых годах были разработаны легкие магниевые сплавы, а в конце 40-ых – высокопрочные алюминиевые для скоростных самолетов. В конце 60-ых годов появились новые теплостойкие сплавы на основе алюминия для сверхзвуковых самолетов. Именно Туполев первым стал использовать высокопрочную сталь хромансиль, стеклотекстолит и некоторые другие неметаллические материалы. Для создания и исследования их была организована специальная лаборатория.

В 1923-ем году Туполев создал цельнометаллические высоконадежные аэросани АНТ-П, приобретенный опыт в дальнейшем позволил ему разработать новые конструкции глиссеров и морских торпедных катеров, серийно выпускавшихся в годы Великой Отечественной войны. А в 1924-ом закончились успехом летные испытания первого цельнометаллического самолет АНТ-2.

Андрей Николаевич Туполев. Великий авиаконструктор России

Шаг за шагом, на примере зарубежных моделей и собственного опыта, формировался в ЦАГИ производственный и конструкторский коллективы, расширялись производственные помещения и мастерские, строились новые здания. Став в 1936-ом году главным инженером Главного управления авиационной промышленности, А.Н. Туполев начинает перестраивать старые и строить новые авиационные заводы для массового производства самолетов. Для этого он широко использует передовое импортное оборудование, а также следует принципам, использующимся в автомобильной промышленности США, которые он имел возможность изучить в ходе ряда командировок. Благодаря Андрею Николаевичу были внедрены разработанные за рубежом технологические процессы, включая плакирование и анодирование. Эти мероприятия помогли в годы войны организовать массовое производство самолетов. Также Туполев одним из первых понял необходимость использования ЭВМ для улучшения расчетных методик и увеличения количества учитываемых факторов, создав один из первых вычислительных центров.

Каждый новый самолет Туполева был событием в технике. Опираясь на полученный опыт, он включал в каждый проект только самый минимальный объем нового, используя путь последовательного строения летательных аппаратов. Например, самолеты «77», «73» и «82» послужили этапами для создания реактивного двухмоторного бомбардировщика Ту-16. Среди созданных Туполевым самолетов были не выпускавшиеся серийно модели, но не было недоделанных, неспособных летать.


После окончания войны Туполев развернул строительство новых лабораторных и производственных корпусов, специализированных цехов и филиалов, основал летно-доводочную базу. Не забывая про своих сотрудников, он добивался сооружения для них новых домов и баз отдыха, садовых кооперативов и детских садов.

Туполев является автором многих уникальных технических решений, таких как метод макетирования, способный решать задачи пространственной компоновки на деревянных макетах, или создание целых летающих лабораторий для испытаний двигателей и других систем самолетов. Очевидцы рассказывали, что где бы Андрей Николаевич не находился, чтобы он не делал, его голова постоянно думала – что из прочитанного, услышанного или увиденного можно применить для развития самолетостроения.

Великий конструктор всегда умел верно истолковывать поставленные перед будущим самолетом задачи. При разработке в 1932-ом году АНТ-31 Туполев первым понял основную задачу истребителей нового поколения – догнать противника. К началу войны монопланная схема стала эталоном для всех истребителей мира. А в 1950-ом году он осознал преимущество тяжелых реактивных бомбардировщиков над самолетами с поршневыми двигателями, начав проектировать Ту-16, поразивший позже многих специалистов.

Туполев любил хорошо, детально изображенные предварительные компоновки. Он говорил: «Чем больше деталей нарисовали, тем о большем числе проблем подумали». О небрежных компоновках отзывался: «Намазали, не поразмыслив». Также Туполев не терпел умозрительных заключений. Где бы, на каком бы уровне ни проходило совещание, он принимал решения только на основе экспериментальных результатов или полученных в ходе тщательных расчетов.

Для устранения дефектов, выявленных на этапе летных испытаний, Туполев организовал широкий технический процесс с участием специалистов из различных отраслей. Много времени он уделял работе с экипажами самолетов, способствуя совершенствованию их теоретической и практической подготовки. Для этого были созданы пилотажные тренировочные стенды для летчиков. Перед первым вылетом Туполев подолгу беседовал с пилотами, рассказывал им о создании самолета, внушая, тем самым, свою уверенность в аппарате. А после полета просил подробных рассказов о том, что летчики узнали и почувствовали. Конечно, конструктору приходилось быть свидетелем катастроф и аварий его тестовых и серийных самолетов. Гибли люди, и, чувствуя свою ответственность перед их родными, Андрей Николаевич использовал весь свой авторитет и влияние, чтобы помочь семьям погибших, добиваясь пенсий и пособий. Кроме этого он проводил тщательный поиск причин случившегося, устранял все дефекты и отстаивал в спорах с руководством необходимость продолжения испытаний данной модели. Как правило, его аргументы принимали, а самолет потом долго и успешно эксплуатировали (например, так было с Ту-134). Позже Туполев придумал службу эксплуатации массово производимых самолетов. На основе собранных ею данных принимались решения о дальнейшей модернизации самолета.



Туполев, трезво оценивая значимость денег, всегда заявлял: «Создание маленького самолета требует мало денег и много труда. Большой самолет – это много труда, да еще и много денег».

Андрей Николаевич был известным государственным и общественным деятелем – депутатом Верховного Совета СССР и Моссовета, членом ВЦИК. Его выступления всегда отличались эмоциональностью и широтой суждений, выражали надежды на светлое будущее человечества. Туполев являлся трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом многих Государственных премий, обладателем многочисленных орденов и медалей. Что особенно любопытно знаменитый ученый был удостоен премии Леонардо да Винчи и золотой медали общества основоположников авиации Франции. Его избрали в свои почетные члены Королевское общество аэронавтики Великобритании и Американский институт аэронавтики и астронавтики.

По рассказам очевидцев, Туполев обладал почти сверхъестественной способностью точно угадывать место отрыва самолета от земли при разгоне и место окончания пробега летательного аппарата после посадки. Подобный дар Туполев проявлял не раз и не два, даже в нестандартных ситуациях вроде взлета предельно перегруженного самолета.

Являясь талантливейшим ученым и конструктором, руководителем громадного, многотысячного коллектива инженеров, технологов, летчиков-испытателей, техников и рабочих Андрей Николаевич всегда оставался очень простым и дружелюбным человеком, обожал свою семью, природу, компанию друзей, вкусную еду. В быту Туполев отличался крайней консервативностью, предпочитая носить старые, но удобные куртки, брюки, туфли. Заставить его купить новую вещь удавалось с большим трудом. Со своей женой Андрей Туполев познакомился еще будучи студентом и всю жизнь любил только ее одну. Юлия Николаевна сопровождала его всюду, где только было возможно: в командировках за границу, на научных конференциях, торжественных и дружеских открытых приемах. Зачастую в большой компании она была единственной женщиной. Хорошо зная иностранные языки, Юлия Николаевна помогала Туполеву в переговорах с иностранцами.

Известен тот факт, что Андрей Николаевич привлекал свою супругу к оформлению пассажирских салонов самолетов Ту-70 и Ту-104. Юлия Николаевна с увлечением выбирала расцветку материала для салона и кресел, оснащение интерьера и кухни, являясь сторонницей русского традиционного стиля. Можно с уверенностью сказать, что она входила в число первых дизайнеров ОКБ.

У Андрея Николаевича была одна привычка. Он всегда приносил из гостей или с официального приема домой что-нибудь вкусное: пирожное, яблоко, пирожок. Многие коллеги, зная это, специально завертывали Туполеву угощение «для дома».

Когда появились внуки – сначала Юля, а позднее Андрюша и Таня – все свободное время Андрей Николаевич стал проводить с ними. Зачастую Туполев брал в руки столярные инструменты и вырезал для внуков игрушки из дерева

К сожалению, у Юлии Николаевны было слабое здоровье, и в послевоенные годы в многочисленных разъездах Андрея Николаевича сопровождала его дочь, Юлия Андреевна. После смерть жены в 1962-ом году Туполев похудел, стал более замкнутым и задумчивым, но меньше работать не стал. Дочь находилась с ним дома практически все время. Туполев высоко ценил ее врачебный опыт, не принимая ни одно лекарство или медицинскую процедуру без одобрения дочери.

Андрей Николаевич поддерживал дружеские отношения с И.В. Курчатовым, А.П. Виноградовым, А.Т. Твардовским, М.В. Келдышем, П.Л. Капицей и многими другими выдающимися людьми того времени. К нему часто приезжал побеседовать С.П. Королев, который позже говорил, что учился у Андрея Николаевича стилю работы. Под руководством Туполева Королев сделал свой дипломный проект, а также немного поработал в его сборочном цеху.

До последних дней своей жизни Туполев сохранял твердую память и ясное сознание, всем интересовался и участвовал в важнейших делах своего ОКБ. Беседуя в больнице МГТС 22 декабря 1972-го года с навестившими его сыном и дочерью, восьмидесятичетырехлетний Андрей Николаевич Туполев смеялся и шутил, строил планы о поездке в Крым. Когда поздно вечером они ушли, он заснул и больше не проснулся.


Читайте также: