Конструкторы игр с мультиплеером

Обновлено: 18.05.2024

Что есть помимо Photoshop, FL Studio, 3ds Max, ZBrush и Unity.

Чтобы я хотел упомянуть перед тем как вы приступите читать:

  1. Данная статья является развитием моей предыдущей статьи, однако версия на Реддите получилась скудной, поэтому и не обязательной к ознакомлению.
  2. Данная статья не призывает вас пересаживаться целиком и полностью на свободное и бесплатное программное обеспечение. Глупо пропагандировать, что опенсорс - мастхэв, а проприетарщина - зло.
  3. Будьте готовы, что некоторые из этих программ сырые, недоделанные, без подробной документации и видеотуториалов.
  4. Многие программы переведены на русский язык. Если для вас это важно, то обязательно посмотрите в настройках можно ли поменять язык интерфейса.
  5. При использовании чужих ассетов не забудьте поблагодарить авторов, упомянув их имена или ники в своих играх.

Простенькая программа для создания текстовых игр и визуальных новелл. Вам почти не придётся программировать, всё создаётся в виде схемы из блоков и связей между ними. Готовая игра представляет собой страницу HTML.

Однако помимо создания игр Twine можно использовать и как удобный инструмент для наглядной визуализации своего сценария, если вы задумали множество разветвлений, выборов диалогов, концовок и т.д.

Два конструктора, специально заточенных под создание 2D-игр в жанре Квест. От вас не потребуется больших знаний в области программирования, всё создаётся в "два клика".

Конструктор №1 для создания игр в жанре "Визуальная новелла". Прост в использовании и изначально настроен для создания стандартных романов. Однако знание языка программирования Python позволит вам создавать более сложные игровые механики. Именно на Ren'Py созданы такие известные игры как Бесконечное лето и Doki-Doki Literature Club.

Конструктор помощнее для создания 2D-игр в самых различных жанрах. Вместо программирования логика игры строится на основе простых "событий" и "реакций на события". Немного напоминает другой, но проприетарный конструктор ClickTeam Fusion.

Конструктор 3D-игр, всё также без программирования позволяющий создавать свои первые творения. Появился совсем недавно, сейчас доступна альфа-версия этого продукта.

Просто хороший 2D-движок с языком Lua. Больше нечего даже добавить, всё прекрасно описано на официальном сайте.

Более молодой 2D-движок в сравнении с Defold. Китайский аналог Unity. Можно программировать как на JavaScript, так и на TypeScript. В этом году выйдет Cocos Creator 3.0 - отдельная версия для разработки 3D-игр.

Российский игровой движок для создания 2D и 3D-игр. Раньше был конструктором игр, однако разработчик пересмотрел подход и года два назад на свет выкатил полностью переделанный продукт. Летом этого года движок и вовсе стал свободным и бесплатным. Довольно симпатичный движок, но пользователи отмечают низкую производительность движка и разработанных на ней игр.

Мощный игровой движок для создания 3D-игр. Некст-ген, многозадачность, VR, все дела. Раньше назывался Xenko, а ещё раньше назывался Paradox. Из недостатков можно выделить очень слабое коммьюнити и вялое развитие движка.

Устаревшие конструкторы 2D-игр, которые уже давно не развиваются. Как и GDevelop, логика в этих конструкторах также строится легко на основе "событий" и "реакций на события". Вам остаётся лишь выбрать из списков сами события и реакции.

Устаревшие игровые движки для создания 2D и 3D-игр. Языки программирования являются расширенными версиями Basic. Если вы не горите желанием изучать сложные игровые движки, то рекомендую начать с Blitz3D. Blitz3D в отличие от DarkBasic Pro является более оптимизированным движком и позволяет формировать рельеф по картам высот.

Я собрал в одном архиве учебники и уроки по Blitz3D на русском языке, пользуйтесь и учитесь. Ещё держите статью с архивом о редакторах уровней, заточенные под Blitz3D, но они могут помочь с разработкой не только под этот движок, особенно если вы вооружитесь мощным конвертером fragMOTION.

Кстати, в этом же архиве лежат две программы, которые легко и просто генерируют 3D-модели различных растений и деревьев.

Armory 3D - это игровой движок, который интегрируется в Blender, а EasyRPG - это свободный аналог RPG Maker 2000/2003. Это две разные программы, но объединяет их одна особенность: вы можете пощупать их, но для полноценного производства игр они пока не пригодны. Можете ещё глянуть R48 вместо EasyRPG Editor.

Lazarus - это свободный аналог Delphi, в качестве языка программирования используется Object Pascal. Lazarus, от слова, вообще не предназначен для создания игр, однако вы можете глянуть GLScene или Castle Game Engine.

DevelNext - это, по сути, тот же Delphi, только красивее, с PHP и большим количеством инструментов и возможностей для создания игр.

Они не являются конструкторами игр и не являются игровыми движками. Это две среды разработки, которые предназначены для разработки самых различных приложений. Однако я всё же решил их упомянуть по двум причинам:

1. В них можно легко делать визуальные новеллы, квесты и прочие point-and-click игры. Эти среды предоставляют чрезвычайную гибкость, а потому вы можете придумать для своих игр уникальные и необычные игровые механики.

2. Эти среды умеют то, чего не умеют игровые движки. Мне, например, однажды приспичило для своей хоррор игры сделать возможность вывода документа на печать, если игрок найдёт секрет в игре и у него есть принтер. Godot Engine не умеет работать с принтерами, зато это можно реализовать в Lazarus, а в Godot написать функцию запуска стороннего приложения.

Удобный аудиоредактор, в котором вы можете нарезать звуки, как-то их совмещать, компоновать, накладывать фильтры, записывать свой (или не свой) голос. Функционал расширяется плагинами.

Однако если Audacity вам не хватает, можете воспользоваться этим редактором для профессиональной обработки звука и записи.

Редактор для создания и обработки звуков в более наглядной и увлекательной форме.

Редактор для создания ретро-звуков для своих игр, будь это звуки прыжка, удара или ещё какого эффекта. Если вы не знаете, какой конкретно звук вам нужен, то можете нажать кнопку Randomize.

Секвенсор и рабочая станция для создания музыки в самых различных жанрах. Наигрывать мелодии можно со своей midi-клавиатуры. Некоторые синтезаторы частично скопированы с FL Studio.

Секвенсор и трекер в одном флаконе от русского разработчика и музыканта. Предназначен для создания электронной музыки.

Предлагаю послушать пример, сочинённый в SunVox.

Удобные инструменты для написания ретро-музыки.

Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.

Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

И раньше я действительно порекомендовал бы вам GIMP, но Krita умеет всё, что умеет GIMP, только больше и удобнее. Тем более она тоже читает .psd, заточена ещё для художников, а разработчикам игр дали удобные инструменты для создания бесшовных текстур.

Японский графический редактор, ориентированный только на художников и завлекающий своей простотой. Это означает, что в MediBang вы не сможете, например, подретушировать фотографию, как в GIMP или Krita, для этого попросту не хватает инструментов.

Ещё мне понравилось прилипание кисти (на англ. "snap", эта фишка изображена на гифке), чтобы быстро рисовать ровные прямые линии или идеальные круги, не пытаясь выверять движения мышки или стилуса на микроскопическом уровне.

Здесь уже выходила статья с перечислением редакторов для создания пиксель-арта. Однако там не была упомянута Pixelorama, созданная в Godot Engine :) Хорошая минималистичная программа, имеются кисти разных форм, можно создавать покадровую анимацию, можно рисовать в онлайне.

В отличие от предыдущих растровых редакторов, Inkscape является векторным редактором, т.е. изображения строятся не пикселями, а математическими формулами. Это обеспечивает высокое качество изображения при любом масштабировании, однако в векторном редакторе вам будет крайне проблематично создавать изображения с огромным количеством мелких деталей и различных неравномерных цветов.

Забавный редактор, позволяющий рисовать в стиле ASCII-арт.

Самый известный и мощный свободный 3D-редактор. Если вы когда-то в прошлом воротили нос от Blender, то сейчас попробуйте дать ему второй шанс, потому что с версии 2.8 в редакторе переделали интерфейс, он стал дружелюбным к новым пользователям. Также новый рендер Eevee позволит добиться хорошей картинки куда быстрее рендера Cycles.

Функционал пополняется аддонами. Я, например, недавно узнал об интересном аддоне SSGI, добавляющий к Eevee фейковое глобальное освещение.

Интересный факт: мультфильм Следующее поколение (Next Gen) полностью создан в Blender.

Редактор, который стоит скачать только ради одной фишки - удобного создания новых мешей (можно один, а можно несколько симметричных) на поверхности других уже созданных мешей. Таким макаром очень удобно создавать всякие фрактальные штуки. Всё остальное в редакторе либо уже есть в Blender, либо сильно кастрировано и не доделано.

Редактор для быстрого и лёгкого создания 3D-моделей. Но и качество самих моделей будет заметно хуже, особенно если моделируете живых существ. Идеальная программа для быстрого создания наброска/болванки или low-poly графики.

Тоже 3D-редактор, только вместо полигонов вы строите сцену из вокселей, т.е. кубиков. Готовую сцену можно потом экспортнуть в стандартные форматы 3D-моделей. Можно использовать как инструмент прототипирования: сначала прикидываете что-нибудь в MagicaVoxel, а потом основную работу проделываете в Blender. В старых версиях есть возможность анимировать, в новых эту функцию вырезали.

Для авторетопологии. Если вы пока не могёте в ретоп или лень, а количество полигонов в модели нужно уменьшить, то этот инструмент для вас.

В Blender тоже есть скульптинг, но перед этим познакомьтесь с метасферами (metaball), они значительно облегчат ваш труд.

ZBrush на минималках. Содержит в себе минимальный набор инструментов, но этого будет достаточно, чтобы лепить модели почти любой сложности, причём как на ПК, так и на планшете. К сожалению, в июне этого года прекращена поддержка Sculptris в пользу ZBrushCoreMini, который тоже бесплатен, но уже не для коммерческого использования.

Уже не такой минималистичный, как Sculptris, но всё же мощное средство скульптинга.

Простая программа для создания PBR-текстур у спрайтов: карты рельефа, отражения и т.д. В нём же можно проверить как будет работать освещение.

Ещё один инструмент для создания PBR-текстур, только уже для 3D-моделей.

Главная фишка этого инструмента заключается в том, что можно регулировать высоту текстур: например, если в вашем материале есть различные углубления, зазоры, трещины и т.д, то там можно расположить одну текстуру, а всё что на поверхности будет иметь другую текстуру. Обладателям Unreal Engine 4 также открыт доступ к Megascans. Осторожно, Mixer требователен к ресурсам компьютера.

Свободный аналог Substance Painter от разработчика движка Armory3D. В этом редакторе текстуры рисуются прямо на модели или его развёртке. Различные фильтры и прочие функции помогут частично автоматизировать процесс. ArmorPaint может разукрашивать 3D-модель по частям, а не целиком, как в Quixel Mixer.

В отличие от Mixamo Fuse, MakeHuman предоставляет куда больше настроек внешности виртуального человека. Плюс программа любезно сделает скелет для анимации всего тела и лица.

Аддон для Блендера, всё также позволяющий генерировать людей.

Редактор для создания анимешных персонажей. Программа, кстати, сделана в Unity. Экспортировать модели можно только в формат .vrm, но это дело поправимое, если в Блендере вооружиться импортёром glTF.

Не только у 3D-моделей можно добавлять кости для анимации, но и у картинок (причём с несколькими слоями). Экспортируйте итоговый результат в форматы jpg, png и gif.

Программа от российских разработчиков для создания реалистичных анимаций, которая учитывает центры тяжести, параболические траектории и т.д. Cascadeur пока бесплатен даже для коммерческого использования, но всё может поменяться после полного релиза, так что пользоваться с осторожностью, сильно не привыкать.

Гибкий редактор эффектов и частиц на основе нодов.

Ещё один редактор, но позволяющий создавать 3D-эффекты и частицы.

Про некоторые редакторы карт я уже говорил, когда затрагивал Blitz3D.

Поддерживает создание ортогональных, изометрических и гексагонных карт.

Мощный редактор, заточенный под создание карт с видом сбоку.

Перехожу к сайтам и ассетам.

Обычно его используют школьники и студенты для конспектов, а мне пригодился, чтобы быстро создать несколько записок с рукописным текстом для игры. Нужно войти или зарегистрироваться, чтобы генерировать текст.

Как только зайдёте на сайт, наверху есть вкладка Animations, нажимайте туда и вас перебросит на огромную коллекцию готовых гуманоидных анимаций. Чтобы скачать анимацию, нужно зарегистрироваться.

Нужно зарегистрироваться, после чего можно выбрать одну игру из уже готовых и покопаться в ней. В качестве языка программирования используется microScript (вдохновлённый Lua). В этом же конструкторе можно нарисовать спрайты к игре в стиле пиксель-арт.

3D-модели, текстуры, HDRI. Текстур и HDRI уже огромная куча, а вот 3D-моделей кот наплакал.

Коллекция звуков 99Sounds. Не помню откуда качал, поэтому залил на диск.

75 ГБ. звуков Sonniss. Торрент-файлы в комментариях.

Спасибо! Только не нашёл ссылки на мотивацию, вдохновение и свободное время.

Если ты хочешь что-то делать, то делаешь. Не хочешь — не делаешь. Вдохновение и мотивация тут не играют роли. Свободное время — другой вопрос.

разве подобные формулировки имеют юридический смысл?

Что скажешь про LMMS?

Это, мягко говоря, преувеличение, из перечисленного добрая половина софта опенсорс с нормальными лицензиями

В случае с бесплатными ассетами, я бы рекомендовал быть очень внимательным, так как часто даже лицензия CC имеет множество модификаторов, и часто используется с модификаторами "доступно только для некомерческого использования" и "обязательно упомянуть автора".

Спасибо папаша за сборник-помощник синего цвета двадцать первого века

Aseprite позабыл. Идеальный редактор для пиксель арта.

Редактор то отличный, но он не бесплатный же (за исключением брошенной устарешей версии), хотя и стоит копейки, но тем не менее.

Что-то не очень понял, для чего этот инструмент?

Странно, что в разделе для музыки не было Reaper. Бесплатный и чрезвычайно функциональный софт.

Но за подборку в целом просто бесконечное количество респектов!

Кстати, а UE принципиально нет? По сути, для 99% небольших инди он бесплатный, вряд ли кто-то из них превысит отметку в лям вечнозелёных.

Я решил перечислить чисто полностью бесплатные проги. Но ты хорошо подметил, можно и UE воспользоваться, если уверен, что игра не принесёт каких-то баснословных денег.

Inkscape не пригоден для нормального использования. Абсолютно забагованное и неудобное убожество. К версии 1.0 хоть обновили дизайн интерфейса (просто обновили GTK) и обновили встроенный Python до 3 версии (при этом забыв обновить одно из встроенных расширений, которое теперь не работает). Не умеет нормально изменять размер объектов, нет нормальных слоёв, почти нет визуальных подсказок при перемещении объектов. Профессионалы найдут ещё больше проблем. Если действительно нужен векторный редактор, лучше возьмите Affinity Designer по скидке.

А из платных и мощных редакторов векторной графики, с чего новичку проще будет начать знакомство? Интересует создание 2D спрайтов с анимациями, графика a la Hollow Knight? Уже упомянутый Affinity Designer или стоит присмотреться к чему-то еще?

Закладок больше, чем лайков почти в 3 раза, класс

+ закладка
Наберу 100 закладок про геймдев,тогда и начну что-то делать. Чтобы всё и сразу выучить )
Зачем мне сейчас читать )

(Раздел про GIMP)
Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.
Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

Мои ощущения от работы с GIMP несколько лет назад:

- Грузится быстрее Фотошопа, но всё равно долго - по итогу нет разницы большой
- Без вышеуказанного плагина функционал даже близко не такой, как у Фш. С плагином хз, но чет меня сомнения терзают.
- Интерфейс просто пиздец какой странный, совсем не похож на Адобовский. Элементы организованы непривычно, отчего искать их неудобно.

Привет мой юный (а возможно и не очень) друг. Итак, ты встал на этот тернистый путь разработки игр и отовсюду то и дело, что говорят о Unity. Однако, это не единственный инструмент для создания игр, существующий в наше время.

В этой статье я расскажу только об актуальных вариантах как для новичков, так и для профессионалов со всеми плюсами и минусами оных, включая игровые движки и конструкторы, которые не требуют программирования. Надеюсь, эта статья будет полезна для вас.

Итак, начнем по порядку и будем рассматривать каждый из претендентов по нескольким параметрам - язык программирования, порог входа, платформы и многое другое.

Раз пошла такая пьянка - начнем с самого популярного игрового движка в мире - Unity. Это кросс-платформенный игровой движок для разработки 2D и 3D игр любого жанра и формата.

Данный движок выигрывает за счет своей широкой базе знаний, огромного количества примеров и шаблонов, большого коммьюнити и низкого порога входа.

Стоимость: Бесплатно и Платные тарифы для больших команд

Плюсы Unity:

Минусы Unity:

  • Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
  • Много сырых версий, огромное количество багов;
  • Отсутствие открытого кода для небольших команд разработчиков;
  • Огромный размер;
  • В приоритете разработки обновлений движка - мобильные платформы;
  • Движок создан в первую очередь для бизнеса. Поэтому его модель поддержки нацелена на бизнес, а не на удобство для разработчиков.

Следующий монструозный игровой движок - это Unreal Engine. Его история длится десятилетиями, однако сейчас - он кажется достиг своего величия. Движок разрабатывается компанией Epic Games и является передовым решением для создания крупных AAA-игр.

Язык программирования: C++, NoCode (Blueprints)

Стоимость: Бесплатно (с условиями)

Плюсы Unreal Engine:

  • Мощный редактор на все случаи жизни;
  • Гибкая архитектура игрового движка;
  • Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;
  • Готовый к AAA-проектам из коробки;
  • Кросс-платформенный;

Минусы Unreal Engine:

  • Более высокий порог входа;
  • Более закрытое и не такое многочисленное сообщество;
  • Акцент - на AAA-проекты;
  • Размер движка и его требовательность;

Близкий по духу к Unity игровой движок с открытым исходным кодом. Его разработка началась не так давно (ранее он назывался Xenko), однако он будет хорошим выбором для тех - кому важна бесплатность и открытость исходного кода.

Стоимость: Бесплатно (Open Source)

Плюсы Stride:

Минусы Stride:

  • Движок и сообщество еще молодое;
  • Не такое обилие примеров и обучающих материалов;
  • Сырость некоторых компонентов;
  • Более бедная кросс-платформа;

Мощный конструктор игр с открытым исходным кодом для создания кросс-платформенных 2D игр любой сложности без знания программирования.

Язык программирования: не требуется. На базе событий.

Стоимость: Бесплатно (Open-Source)

Плюсы GDevelop:

  • Разработка кросс-платформенных игр без программирования;
  • Гибкий и расширяемый редактор;
  • Бесплатный с открытым исходным кодом;
  • Поддержка шейдеров

Минусы GDevelop:

  • Не самое большое сообещство;
  • Мало примеров;
  • Не самый понятный интерфейс со старта;
  • Ограниченность 2D играми;

Один из набирающих популярность игровых движков для разработки 2D (и в некоторых случаев 3D) проектов. Движок бесплатен и поддерживает множество платформ.

Язык программирования: Lua (верхний уровень), C++ (нижний уровень) и другие (расширения движка).

Стоимость: Бесплатно

Плюсы Defold:

  • Бесплатный движок;
  • Кросс-платформенный;
  • Мощные инструменты;
  • Низкий порог входа и хорошая документация;

Минусы Defold:

  • Не самый приятный интерфейс, к которому нужно привыкнуть;
  • Не очень большое (пока) сообщество;
  • В первую очередь все же заточен под 2D;

Простой, удобный и гибкий конструктор игр, с поддержкой кросс-платформы, позволяющий создавать крутые 2D игры любого жанра без знаний программирования.

Язык программирования: Не требуется. На основе событий. Но поддерживает JS.

Стоимость: Бесплатно (с сильными ограничениями), полный набор от 524,99 ₽ в месяц

Плюсы Construct 3:

  • Не требует программирования, но поддерживает JS скрипты;
  • Большое количество плагинов и расширений;
  • Удобный и простой интерфейс, доступный с любого устройства из браузера;
  • Кросс-платформенный;
  • Большое сообщество, много примеров;

Минусы Construct 3:

  • Стоимость может быть велика;
  • Акцент на 2D проекты;
  • Не самая хорошая оптимизация;
  • Для полноценной работы требует подключение к интернету;

Еще один представитель конструкторов игр - Game Maker Studio 2. Включает в себя огромное количество функций, шаблонов и примеров для ваших игр.

Язык программирования: не требуется, но поддерживает скрипты.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), полный набор - от 90Р в месяц.

Плюсы Game Maker Studio:

  • Не требует программирования;
  • Мощные инструменты;
  • Большое количество шаблонов и примеров;
  • Большое сообщество;

Минусы Game Maker Studio:

  • Не самый оптимизированный вариант;
  • В некоторых моментах достаточно сыроват;

Один из древнейших представителей от российских разработчиков. Включает в себя мощные и простые для изучения инструменты, однако не обладает полноценной кросс-платформенностью.

Плюсы NeoAxis:

  • Легок в изучении;
  • Множество крутых инструментов для разработки;
  • Поддержка Visual Studio;

Минусы NeoAxis:

  • Не самое большое сообщество;
  • Кастрированная кросс-платформа;
  • Не самый удобный интерфейс;
  • Не так много примеров;

Еще один представитель динозавров среди игровых движков. Движок развивается очень давно, обладает мощным инструментарием и поддержкой кросс-платформы.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями)

Плюсы CryEngine:

  • Мощный игровой редактор-песочница;
  • Огромный потенциал для AAA-проектов;
  • Один из самых мощных рендеров;
  • Хорошая документация;

Минусы CryEngine:

  • Сильный упор на шутерную составляющую;
  • Не самый удобный для сборки инструментарий;
  • Для крутых игр требуются серьезные познания в C++;

Естественно это далеко не все представители игровых движков и конструкторов, но мы рассмотрели одни из них. Ниже я предоставил список не менее интересных претендентов с кратким описанием преимуществ.

Список интересных движков:

  • Play Canvas - JS движок с браузерным редактором. Очень мощный, кросс-платформенный движок с низким порогом входа;
  • Babylon JS - JS движок с мощным 3D рендерингом для разработки кросс-платформенных игр.
  • ThreeJS - пожалуй, одна из самых продвинутых технологий для отрисовки графики в браузере, как 2D так и 3D с кучей примеров;
  • Godot - очень интересный игровой движок, нацеленный на новичков.

Итак, мы рассмотрели основные актуальные варианты игровых движков и конструкторов игр. Надеюсь, для вас эта информация оказалось полезной.

И помните, что не так важно, какой игровой движок вы используете, чем важно то, как вы это делаете. Игровой движок - это лишь инструмент для достижения целей.

И как всегда, буду рад обсудить с вами возможности игровых движков. Возможно, у вас есть свои крутые примеры, которые вы используете в работе и можете посоветовать.

Ну а если вы хотите научиться создавать игры или же найти экспертизу, финансирование или издателя для вашей команды - приходите к нам в инкубатор. Это бесплатно:

Godot, с его 40к звездами на гитхабе, огромным растущим сообществом и общей простотой освоения лежит под катом в "другие интересные движки". Почему?

Все игровые движки представленные здесь - это актуальные и живые. Я расписал те - которые успел пощупать, а Godot я как-то не задел.

Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;

Объясните мне кто-нибудь, что значит "движок создаётся для бизнеса"?

Поясню. Unity - движется в направлении, диктуемым бизнесом, тобишь они часто покупают технологии только для того, чтобы они были и повышали капитализацию Unity. Часто они забрасывают половину технологий, которые были куплены или начинали создаваться под их крылом, растят помойку внутри своей же экосистмы. А Unreal тот же - по большей мере создается под свои проекты в первую очередь (тот же Fortnite) и это отличает их от Unity.

Когда юнити встраивает в 21 версии jobs в пакеты по умолчанию - это вот бизнес. А когда анреал выпускает наните - это для души, молниеносной разработке и для радости бабушки с дедушкой. Вот как-то так

Упомянул его, но не щупал лично, поэтому сложно про него что-то сказать.

-Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;

согласен, с этим минусом Unity
Он только кажется простым.

мне больше нравится UE, он для меня очень честный движок, оч приятный.
Но если полезешь в C++ то шишек можно набить много.
Но С++ практически не нужен, я с ним иногда играюсь ради баловства, вдруг пригодится. Считаю, что это баловство и есть.

Unreal очень дружелюбен для дизайнеров и создателей контента. Очень круто то, что условно гейм-дизайнер сможет создать что-то крутое, при условии его трудолюбия и упорства, не уходя глубоко в C++

чем сложнее игра, тем глубже погружение, логично

Unigine, Flax Engine

Забыл про легендарный Unigine, но вроде как он перепрофилировался под индастриал решения

Я, кстати говоря хоть и работаю на Unity, но то же самое могу сказать про них. Это стагнирующий движок, зарывающий сам себя в могилу. Большая часть их нововведений за последние годы - мертворожденные библиотеки, созданные только для того, чтобы повысить свою капитализацию.

Unity, UE, GameMaker. Годот четвертый, Unigine пятый, но будет 4-м

Популярный движок среди тех, кто хочет сделать свою бюджетную РПГ-игру. На ней вышло интересных инди-игр, например OMORI, To The Moon, Corpse Party и прочие. Движок обновляют и периодически перевыпускают цельным ремастером за отдельную цену.
Плюсы:
- Относительная простота использования, что в нём смогут разобраться и школьники.
- С помощью дефолтных ресурсов уже можно сделать игру.
- С помощью плагинов можно преобразить игру на любой вкус и цвет.
- Возможность создать игру без знаний языка программирования.
- JavaScript (не знаю, плюс это или минус)
- В новых ревизиях теперь возможно сделать игру под Android, и даже для браузера, благодаря поддержке HTML5.

Минусы:
- Подмоченная репутация из-за повального количества игр плохого качества.
- Движок способен лишь на сюжетно-ориентированные игры.
- Ограниченные возможности по графике.

Движок платный распространяется по типу buy-2-use. Последние две ревизии: RPG Maker MV, и RPG Maker MZ

Обе стоят примерно по 1400 рублей. Плюс куча платных DLC в виде ресурс-паков, спрайтов, текстур, звуков и музыки. Но если вы сами хоть немного умеете рисовать и сочинять музыку (или знаете источники royalty-free ресурсов) то их покупка не обязательна.

Обычно настольные ролевые игры подразумевают, что за одним столом собралась компания. Но, по понятным причинам, это не всегда возможно. В маленьких городах не всегда есть сформировавшиеся сообщества, порой группы друзей перестают играть, а стоит кому-то переехать, среди знакомых может не оказаться людей, которым было бы интересно попробовать. Да и во время карантина в гости толпой уже не выбраться.

Тут на помощь приходит возможность не бросать хобби, не выходя из дома. И если десять лет назад играть дистанционно можно было разве что на форумах, то теперь, с развитием виртуальных игровых столов (virtual tabletop, VTT), всё сильно упрощается. Более того, для некоторых игр хватит и голосового мессенджера. Рассказываем, как организовать партию в НРИ, не выходя из дома.

Виртуальный игровой стол — это сервис, позволяющий удалённо играть в настолки. Правила доступных в таких сервисах игр оцифрованы, что даёт возможность выполнять большинство действий в один клик: кинуть кости, сбросить ненужные карты с руки, передвинуть фишки с клетки на клетку.

Например, в Tabletop Simulator пользователи добавили правила и материалы более чем для 2000 игр: в топе соседние места занимают популярные «Колонизаторы» и «Каркассон», простые Uno и Cards Against Humanity, а на первом месте находится Arkham Horror LCG.

Более того, сейчас есть сервисы, рассчитанные именно на настольные ролевые игры. Большинство заточено под определённые системы (например, Dungeons & Dragons, Pathfinder и Call of Cthulhu). Существует ряд столов, которые позволяют с нуля добавить поддержку нужной системы. Однако для этого потребуется понимание механики игры: нужно сверстать лист персонажа, чтобы при нажатии на любое из умений персонажа кидались виртуальные кости.

Главное, с чего стоит начать — это поиск компании. Для этих целей есть База игроков в НРИ. Ей пользуются и ведущие, которые ищут игроков, и игроки, ищущие ведущих. Среди других вариантов можно отметить раздел Looking for Group на Roll20 — но только если вы готовы играть на английском.

Многие из сервисов, речь о которых пойдёт ниже, платные. Но не стоит сразу же тратить деньги: изучите все варианты, быть может, вам подойдёт набор функций из какого-нибудь бесплатного аналога. Возможность кидать кости, держать перед собой лист персонажа и двигать персонажей по карте есть в каждом из них. А платные функции могут включать в себя «туман войны», звуковые эффекты и возможность приобрести официально выпущенный контент. В бесплатных виртуальных столах обычно можно докупить такие функции или оформить подписку.

После выбора платформы стоит позаботиться о способе общения: такие платформы, как Roll20 и Tabletop Simulator, включают в себя голосовой чат (Roll20 также поддерживает и видеосвязь). Если качество связи вас не устраивает, то воспользуйтесь любым другим голосовым мессенджером: Discord, Mumble, Ventrilo или TeamSpeak. Качество связи в любом из них будет выше.

После этого ведущему потребуется настроить игру: оформить поле, добавить персонажей, проверить, что всё работает так, как должно. В процессе игры может выясниться, что у одного из персонажей при нажатии на способности персонажа возникает ошибка, а у другого по столу не двигаются фигурки.

Зачастую такие ошибки исправляются переключением какого-нибудь параметра, но сам факт остановки игры будет неприятен. Это, пожалуй, главное отличие игры онлайн: из-за множества технических нюансов на подготовку следует закладывать больше времени. В том числе и игрокам — например, проверить качество связи лучше заранее.

Самый простой способ играть, особенно, если выбранная вами система не подразумевает использования карт или сложных механик (например, Apocalypse World, Risus или Fiasco) — через Discord. Все броски обрабатываются ботом, например, RPBot или имеющим больше функций Avrae.

Листы персонажей в этом случае обычно напечатаны и лежат у игрока на столе. Таким образом, игра через Discord будет отличаться от игры вживую только способом связи.

Сегодня существует с десяток активных и развивающихся VTT. Все они выполняют одну и ту же основную функцию, но у каждого есть ряд своих особенностей. В большинстве случаев даже устанавливать ничего не нужно, достаточно только браузера; для более же старых версий требуется установка клиента. Расскажем о самых удобных для использования VTT, каждый из которых подходит даже тем, кто играет впервые.

Бесплатный (с возможностью подписки) веб-сервис, позволяющий, например, купить официальное приключение для D&D, импортировать его и получить готовую структурированную игру, которую не надо будет настраивать. У ведущего будут загружены все карты, все неигровые персонажи, все монстры, поделённая на блоки информация из книги и раздаточные материалы для игроков, которые можно выдавать им нажатием одной кнопки. Для новичков есть и бесплатные приключения, например, для D&D и Starfinder.

Roll20 официально поддерживает самые популярные на данный момент системы: D&D, Dungeon World, Starfinder, GUMSHOE и другие. Набор функций из многих других игр (к примеру, Blades in the Dark, Lancer, Shadowrun и Mutant: Year Zero) добавляется создателями этих систем и игроками. Список всех поддерживаемых ролевых систем доступен в окне создания игровой сессии. Стоит учесть, что системы, добавленные пользователями, могут работать неидеально.

Требует покупки клиента в Steam каждым участником. В первую очередь создан для обычных настолок, поэтому поддержка НРИ организована путём добавления модов в Steam Workshop. Механику игры зачастую нужно прописывать вручную с нуля. Впрочем, если вы готовы разбираться детально, то у вас есть возможность автоматизировать стол для своих игр.

Основное преимущество этого варианта в том, что это действительно стол: любые другие VTT являются скорее игровым полем. В Tabletop Simulator вы словно находитесь в одной комнате с другими игроками. К тому же, внешний вид стола можно выбрать на свой вкус.

Как и Roll20, Astral — бесплатный веб-сервис с подпиской, открывающей дополнительные функции. Из всех представленных в этом материале столов он самый красивый.

В качестве примера создания игры с помощью VTT расскажем о том, как это происходит в Roll20. Весь процесс состоит из трёх этапов: создание новой кампании, генерация персонажей и добавление различных игровых элементов (визуальных и музыкальных).

Тем, кто только знакомится с настольными ролевыми играми, рекомендуется воспользоваться готовыми игровыми модулями. Среди них есть ваншоты — игры на одну встречу с небольшим законченным сюжетом. Один из таких ваншотов — The Master’s Vault, который мы и попробуем организовать.

После того, как вы создали учётную запись, нажмите на кнопку Create New Game, находящуюся у вас в профиле. Откроется меню, в котором нужно будет указать название вашей игры, выбрать систему, по которой вы собираетесь играть, а также, в нашем случае, указать используемый модуль. Нажатие кнопки «I’m ready, Create Game!» перенесёт вас на страницу игры.

Большинство полей на странице игры необязательные (информация о выбранной системе, описание, календарь, обсуждение игры), самое основное там — это окно приглашения. Нажав на кнопку Invite Players, вы сможете разослать персональные приглашения на почту или получить ссылку, по которой присоединиться к игре сможет любой желающий.

Пока игроки добавляются, стоит ознакомиться с предлагаемыми виртуальным столом настройками. Их много, но, к счастью, большинство из них по умолчанию находятся в оптимальной позиции.

Однако есть несколько опций, на которые следует обратить особое внимание. Все они находятся в нижней половине экрана, в разделе Default Sheet Settings:

  • Roll Queries отвечает за броски с преимуществом или помехой (в рамках D&D 5-й редакции это решается броском двух двадцатигранных костей). Так как большинство бросков в игре происходит без этого, рекомендуется включить вариант Advantage Toggle, чтобы при необходимости игроки могли включать режим броска с преимуществом или помехой из листа персонажа.
  • Auto Damage Roll — это возможность совершать бросок урона вместе с броском атаки. Для того, чтобы не кликать два раза и не замедлять процесс игры, используйте вариант Auto Roll Damage & Crit.
  • Add Dex Tiebreaker to Initiative: броски инициативы (очерёдности хода) нередко бывают одинаковыми. Это опция добавляет к броскам две цифры после запятой в зависимости от параметра ловкости персонажа.

Список добавленных в игру монстров и персонажей. Синяя точка означает, что​ все игроки могут управлять любыми персонажами. В настройках персонажа это можно изменить

Если вы используете готовый игровой модуль, то у вас уже будут готовые персонажи, которых останется только раздать игрокам (герои, монстры и раздаточный материал находятся во вкладке Journal справа вверху). Ну а если же вы создаёте свою игру с нуля, то персонажей придётся делать самостоятельно. Их могут делать как ведущий, так и игроки (для этого ведущему нужно сперва добавить шаблон и дать возможность его редактировать).

Самый простой вариант, если вы играете по Dungeons & Dragons или Pathfinder — использовать встроенный в Roll20 генератор персонажей под названием Charactermancer. Он проведёт вас по всем этапам создания героя. В случае с D&D, правда, имеется ограничение: по умолчанию генератор поддерживает только бесплатно распространяемый материал, который входит в базовые правила игры.

Заполнение характеристик персонажа при помощи Charactermancer. Значения сверху — финальные, после учёта бонусов от выбранной игроком расы​

Для первой игры, даже состоящей из нескольких встреч, бесплатного материала должно хватить. В нём не указаны способы определения численных характеристик персонажа и его предыстории. Это легко обойти: в характеристиках распределите числа 15, 14, 13, 12, 10, 8, а в качестве предыстории укажите Custom и выберите два умения, один язык и один инструмент.

Ещё один вариант (например, если у вас есть физическая купленная книга) — заполнение листа героя вручную. Генерация персонажа таким образом ничем не отличается от подготовки к обычной игре.

Одно из преимуществ игры онлайн — это возможность двигать по красивой карте иконки персонажей. Если вы не используете готовый модуль или хотите его разнообразить, то это нужно будет сделать самостоятельно.

Roll20 поддерживает возможность использования личного облака для хранения игровых материалов — все они будут доступны во вкладке Art Library. Также пользователи сервиса создают множество своих работ и выкладывают их в открытый доступ — бесплатно или за небольшую сумму. Поиск в Art Library производится по крупным открытым источникам. Из окна результатов поиска материалы можно переносить прямо на карту и сразу же использовать.

Для самих карт поддерживается неограниченное количество экранов, между которыми можно переключаться. В рамках подготовки вы сможете создать несколько локаций, расставить там персонажей и врагов, и в процессе игры будет достаточно нажать одну кнопку для того, чтобы перенести игроков на другую локацию.

Также в Roll20 поддерживается возможность установки звукового сопровождения. Помимо возможности загрузки своих файлов, можно использовать доступную в сервисе музыку, подобранную специально для него. Для этого в разделе Jukebox нажмите на кнопку Manage Audio.

Раздаточные материалы (записки, подсказки, описания предметов) для игроков реализуются через опцию Handouts. Поддерживается как разметка текста, так и возможность вставить картинки.

Стоит учесть, что игра онлайн всё же отличается от игры за одним столом. Ведущему может быть сложно следить за настроением игроков, если партия происходит без веб-камеры. Каждый участник может случайно перебить другого. Сидя за компьютером, замечаешь, что фокусировать внимание на игре гораздо труднее, когда на том же экране запущены браузер и мессенджер. Поэтому стоит придерживаться нескольких правил, которые позволят всем участникам игры получать удовольствие.

Не перебивайте других людей. Этого не стоит делать и при игре вживую, но онлайн вас невозможно будет «отфильтровать», чтобы услышать того, с кем в данный момент ведётся разговор. Если вам нужно что-то сказать во время чужого разговора, воспользуйтесь текстом.

Если же проблема продолжается, ведущий вправе ввести систему мьюта, при которой он будет включать голосовую связь после того, как задал вопрос игроку или если игрок «поднял руку» в чате.

Будьте внимательны. Иногда ходы затягиваются, так что хочется на секунду отвлечься. Вживую ведущий видит, когда игроки, например, достают телефоны, и может либо пресечь это, либо отметить для себя, понимая причину. При игре онлайн это не так заметно. Поэтому факт того, что игрок отвлёкся, выясняется, когда его не могут дозваться всей партией.

Говорите чётко. Плохой микрофон или гарнитура — не редкость. Более того, качество звука может испортить и плохое соединение с интернетом. Всегда ожидайте, что вас будет слышно хуже, чем вам кажется, и говорите чётче.

Если у вас нет компании для игры вживую, это не проблема. С развитием VTT влиться в НРИ может и новичок, причём не выходя из дома. Достаточно найти единомышленников и выбрать подходящий вам вариант игры. Несмотря на то, что всё происходит онлайн, эмоции от игры будут настоящими. А это, пожалуй, главное.

Как долго я ждал такой статьи! Спасибо тебе автор!

Настолочки - это круто.
А вот реальные люди - нет.

И как оно, в настолочки одному играть?

Да неет, есть хорошенькие людишки. Но их ещё найти нужно, а в основном то да, мало приятного.

Очень годно.
Про симулятор стола в курсе. Попал на него как то с рекомендуемого с вахи.
КАК ИГРОТЬ В ВАХУ 40К В ТЕЙБЛ СИМУЛЯТОРЕ
вообще идея прикольная играть в ваху так, но не много геморно. Хотя классно тем, что можно сделать мега эпичный ростер и играть на мега эпичных картах

по поводу других игр честно сказать сложно
Некотоыре настолки в цифровом виде происходят слишком быстро, не успеваешь насладится самим процессом. Тот же рол куба в пазфайнедере - это там целая там ситуевина, целый накал страстей

а тут хоп - ну тип не заролял сорямба

Вообщем в некотоыре игры думаю стоит попробовать так

Из личного опыта: в d20-играх быстрые роллы только в плюс: длинная боёвка и "ой а чё мне прибавлять, ой а это чек или спасбросок, так, ща, падажжи" входят в баланс с тем, что всё делается нажатием кнопки (особенно если включить авторолл урона, как я указал в статье).

В, скажем, PbtA разговор немного другой, но мы просто кидаем через дискорд. Игру это не сильно замедляет, и в течение одной сессии привыкаешь к тому, что темп слегка иной. Ключевое слово — слегка.

Это как мы с друзьями недавно пробовали Fallout PnP (а то все днд да днд. )
Я так и представляю, как одному из игроков приходилось бы прокидывать очередь со своего пулемета (10d10 на попадание, потом сколько попалd8, потом снова столько d10 сколько не попал по первому противнику на пути и т.д.)

VASSAL с модулем вахи удобнее чем в тейблтопе, но частичка атмосферы теряется. Модуль этот было сложно найти, его выпиливают как пиратский контент.

Статья топ, спасибо за подробный разбор материала. Сам бы я никогда не засел во всём это разбираться

Фаундри — мощная штука, но мы решили не писать о ней в рамках этой статьи: всё же пока ориентируемся на новичков. Сам жду релиза с нетерпением. Функционала R20 с плюсовой подпиской в целом хватает.

Я не понял как его запустить, там нужно один раз его оплатить? Подписаться на патрон? Или что?

Возник вопрос, а будет ли в нём гурпс? Вожу по нему. Я ещё готов смириться с отсутствием русского языка. Но система важна

О да, я в своё время с помощью ГоВа нашёл кампанию людей, с которыми мы уже года 4 играем во все подряд)

кстати для TTS в мастерской вводите в поиске RUS и выдаст все игры на русском, их там очень много. Есть всё известные, включая Ужас аркхема карточный, обычный, древний ужас и даже глумхивен, патфайндер, 7 чудес, ярость дракулы, особняки безумия, спартак, мертвый сезон, колонизаторы, зомбицид, бэнг, сплендор, каркасон.
Вообщем все топовые игры есть на нашем.

Спасибо за статью - очень интересная! Было забавно открыть её буквально сразу после того, как мы доиграли свою партию))

Но я бы хотел отметить ещё один симулятор стола, которым пользуюсь сам - это Tabletopia. Он слабее по функциональности, чем Tabletop Simelator, но у него есть несколько ОООООЧЕНЬ жирных плюсов. Ладно, мне на ум приходят два с половиной)))
Во-первых, он бесплатный, а значит, если ваши друзья не привыкли покупать что-то - то и не нужно)
Во-вторых, его можно не устанавливать вовсе и играть из браузера - можно кидать друзьям просто ссылку на комнату, и они смогут играть, что, опять же, очень весомо, если вы не можете заставить друзей что-то установить.
В-двух с половиной - мне было удобнее создавать там свою игру) Я туповат, но в итоге в Tabletop Simelator так и не смог нормально сделать колоды и забил.

P.S.
В прикрепе пример моей настолки "Жми на газ".

P.S.S.
Tabletopia не дружит с Chrome у многих - рекомендуется Firefox, Safari или Steam, но в бесплатном приложении Steam всё равно свой внутренний браузер, а не полноценная среда.

Ух, помню свою самую первую партию.
Спонтанно пригласили участники участники одной из дискорд-групп, живущие преимущественно в англоговорящих странах.
Как я блин заморачивался. Неделю изучал гайды, смотрел видосы, расписывал бэкграунд персонажа на 3-х листах.
Но как же я растерялся, когда начали, собственно, играть через ролл20. Никогда не переживал за свой английский: без проблем общался в голосовых чатах, даже акцента особого не было.
А тут что-то запаниковал и вылез клюквенный акцент а-ля "Лондон из э кэпитал. ". Ребята поржали, успокоили по поводу понятности речи и предложили чуть изменить персонажа в сторону бандюгана из какого-нибудь дальнего королевства (один хер за роуга играл).
Было здорово и весело, благодаря хорошей компании. Чуть погодя, уже успокоился и вновь вспомнил как правильно без акцента разговаривать, но сопартийцы настояли на том, чтобы оставил 😂

С этими ребятами встречался как-то на эвенте полтора года назад, процесс игры был, ну, средним. Ничего плохого, но и ничего выдающегося не было. Насчёт того, как у них сейчас дела, не подскажу.
Ну и вообще, как мне кажется, если перечислять по одному мастеров, которых я могу порекомендовать лично, это какая-то пиар-акция уже, а не статья получается :)

Рэндомрулс, серьезно? Они же до сих пор хейтят фэйт?

Спасибо большое! Супер своевременная и классная подборка!

Для One Night Ultimate Werewolf (ака пятиминутная Мафия) есть роскошный сайт

В январе я участвовала в своем первом геймджеме — Global Game Jam 2022, в Стамбуле. На джеме все участники писали игры на движках — ибо надо быстро. Игровой движок — это физика, рендеринг, скрипты, искусственный интеллект. Создавать игру с нуля или пользоваться движком — вопрос вкуса. Вон, Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы писать на нем игру.

Я обратила внимание, что большинство студентов использовали либо Unity либо GameMaker. Сама я питаю нежные чувства к Construct, но на нем всего одна команда делала игру. Я решила поискать альтернативу для себя, заодно запилила подборку бесплатных движков для начинающих (а может и продолжающих) игроделов.

Еще я веду канал в Telegram GameDEVils (на русском) и блог на Substack (на английском), делюсь там клевыми материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр).

Популярные движки Steam и itch.io

Вот статистика, игры на каких движках выкладывают в Steam:




Топ-11 движков в Steam:

  1. Unity (27148)
  2. Unreal (6869)
  3. GameMaker: Studio (2806)
  4. RPGMaker (1938)
  5. Ren'Py (1235)
  6. XNA (572)
  7. Adobe AIR (398)
  8. Godot (384)
  9. Cocos2d (326)
  10. MonoGame (280)
  11. Construct (201)

И на каких движках чаще публикуют на itch.io:


Топ-11 движков на itch.io:

  1. Unity (82 000)
  2. Construct (18 300)
  3. GameMaker: Studio (12 100)
  4. Godot (8 640)
  5. Twine (7 800)
  6. Unreal Engine (4 800)
  7. Bitsy (4 800)
  8. RPG Maker (4 500)(не бесплатно, но есть триалка)
  9. PICO-8 (4 200)($15)
  10. Ren'Py (3 100)
  11. LÖVE (1 500)

1. Unity


На Unity разработали много игр, прям МНОГО. Вот ссылочка на Википедию. Unity поддерживается на iOS, Android, Windows Phone, Tizen и Fire OS.

Если оборот или объем привлеченных инвестиций не превышает $100 тыс. за последние 12 месяцев, то можно пользоваться бесплатной подпиской Personal.

Про Unity на Хабре:

2. Unreal


Игровой движок от компании Epic Games, тоже очень популярный, вот список игр из Википедии.

Unreal Engine бесплатный аж с 2015 года, но разработчики игр должны передавать 5% от выручки с продаж игры компании Epic Games, если ежеквартальная выручка превышает $1 000 000.

Про Unreal на Хабре:

3. GameMaker: Studio2


Интерфейс Game Maker объединяет в себе редакторы спрайтов, объектов, комнат, скриптов, а также тайм-лайнов (последовательностей действий с привязкой по времени), путей (маршрутов) движения и констант. Летом 2021 года YoYo Games сделали беплатный доступ без ограничений по времени. Изначально они выдавали триалку только на месяц, для знакомства. Правда экспортировать на бесплатной версии можно разве что на GXC.

За базовую подписку CREATOR (≈ 80 руб./мес.) появляется экспорт для Windows, macOS и Linux. За INDIE (≈ 260 руб./мес.) появляется экспорт для HTML5 и мобилки.

Проблема GameMaker, и других движков типа «наведи и щелкни» в том, что разработчики более ограничены. С другой стороны, GameMaker популярен, потому что позволяет создать игру без предварительных навыков программирования.

Про GameMaker на Хабре:

4. Godot


Про Godot на Хабре:

Cocos2d


Крос-платформенный опенсорсный фрейворк для разработки игр и приложений, преимущественно для мобилки с лицензией MIT. Cocos2d-x развертывается в iOS, Android, HTML5, Windows и Mac.

Фреймворк поддерживает создание 2D и 3D игр, предоставляет такие функции, такие как рендеринг графики, графический интерфейс, аудио, сеть, физика, пользовательский ввод и т.д. Ядро написано на C++ и поддерживает разработку на C++, Lua или JavaScript. У фрейворка есть множество ответвлений: Cocos2d-ObjC, Cocos2d-x, Cocos2d-html5 и Cocos2d-XNA.

Про Cocos2d на Хабре:

5. Construct


Ноу-код движок для создания 2D игр. Запускается в браузере, работает из десктопа офлайн. Движок не дает большой гибкости, как GameMaker, и также дружелюбен к новичкам без технического бэкграунда + на ютубе выложена куча туториалов.

Есть бесплатная версия Construct, основное ограничение — 2 слоя и максимум 25 «событий» (если авторизоваться, то 50 «событий») в проекте. За события считается любое действие / поведение объекта. Но чтобы попробовать, и даже собрать элементарный платформер — хватает. Персональная лицензия стоит около $5.

6. Twine


Платформа для интерактивного сторителлинга и визуальных новелл, бесплатная, с бесплатной публичной лицензией (GPL).


Чтобы создать простенький сторителлинг с помощью Twine, код писать не нужно. Но можно. Можно дополнить свои истории с за счет переменных, условной логики, изображений, CSS и JavaScript.

Про Twine на Хабре:

7. Adobe AIR SDK (HARMAN)

Кроссплатформенный движок (Windows, OS X, Linux, QNX, Android) от компании Adobe, которая пару лет назад передала на нее права компании HARMAN. Этот движок можно использовать бесплатно, если вы зарабатываете менее 50 тысяч долларов в год. Движок все еще популярен в Steam, от части из-за адаптаций браузерных игр на Flash.

На Хабре про AIR:

8. Ren'Py


Опенсорсный движок для создания визуальных новелл в 2D-графике с бесплатным коммерческим использованием.

Про Ren'Py на Хабре:

9. Bitsy

Крошечный онлайн редактор для мини-игр. Это какой-то супер-милый проект и милым сайтом. Разработчик выкладывает логи проекта на itch.io. И там же можно поиграть в игры, сделанные с помощью Bitsy движка.

10. LÖVE


Фреймворк для создания 2D игр на Lua. Он бесплатный, с открытым исходным кодом и работает на Windows, Mac OS X, Linux, Android и iOS. Лицензия zlib, позволяет свободное использовать движок даже в коммерческих проектах с закрытыми исходниками.

Про LÖVE на Хабре:

11/12. XNA и/или MonoGame

НЕбесплатные движки с itch.io и Steam

PICO-8

RPG Maker

Это серия движков для создания РПГ, точнее JRPG, японских ролевых игр. Для RPG Maker тоже нет бесплатной подписки, но есть пробная триалка. RPG Maker поддерживает только Windows. В Steam он лежит для разовой покупки от 500 до 3000 рублей, в зависимости от продукта, там есть несколько «комплектаций». Менять скрипты под себя можно на Ruby-подобном языке.

Больше бесплатных движков

Вот бонусом еще 11 бесплатных вариантов движков:

1. Amazon Lumberyard


Бесплатный кросс-платформенный игровой движок, разработанный Amazon. Визуальная технология Lumberyard основана на CryEngine, но команда разработчиков Amazon уже внесла в систему значительные обновления. Роялти нет, лицензионных сборов нет. Amazon зарабатывает деньги через Amazon Web Service. Естественно, у этого игрового движка прекрасная совместимости с AWS. Помимо бесшовной интеграции с AWS, Lumberyard также предлагает интеграцию с Twitch.

Про Amazon Lumberyard на Хабре:

2. Solar2D (бывший Corona SDK)

Кросплатформенный движок с открытым исходным кодом для создания мобильных 2D-игр и приложений. Поддерживает такие платформы, как Android, iOS, Kindle, macOS, Windows, Linux. Предусмотрена сборка веб-приложений (HTML5). Solar 2D использует интегрированный Lua, наложенный поверх C++ / OpenGL.

Про Solar2D на Хабре:

3. jMonkeyEngine


Движок с открытым исходным кодом, написанный на Java для создания игр и приложений для Android или iOS. Точнее jMonkeyEngine — это набор библиотек для низкоуровневой разработки, а в высокоуровневый инструментарий его превращает интегрированная среда разработки, к примеру jMonkeyEngine 3 SDK.

Про jMonkeyEngine на Хабре:

4. SpriteKit

Это движок для 2-D игр, разработанный Apple и предназначенный для устройств Apple.

Про SpriteKit на Хабре:

5. Box2D


Физический движок от разработчика из Blizzard Entertainment, написан на C++, лицензия MIT.

Про Box2D на Хабре:

6. LibGDX

Кросплатформенная среда разработки на Java, которая предоставляет унифицированный API для создания 2D- и 3D-игр. LibGDX дружит с движком Box2D (физика реального мира), можно добавить поддержку TrueType шрифтов или работать с 3D объектами.

А еще коммьюнити LibGDX проводит геймджемы раз в сезон (март, июнь, сентябрь, декабрь), вот ссылочка на подробную информацию: Game Jams.

Про LibGDX на Хабре:

7. Urho3D


Бесплатный 2D и 3D игровой движок, запускается на Windows, Linux, macOS/iOS/tvOS, Android, и даже на Raspberry Pi и в браузере. Вики Urho3D содержит всю инфу для начала работы с движком, включая практические руководства по настройке.

Про Urho3D на Хабре:

8. CryEngine


Если вы использовали версию движка 5.5+ и заработали 5000$, то придется выплачивать 5% от прибыли. Если вы используете более ранние версии, то можете подать заявку на освобождение от выплат.

Про CryEngine на Хабре:

9. Panda 3D

Движок с открытым исходным кодом для 3D-игр. Язык разработки игр — Python. Сам движок написан на C++ и использует автоматический wrapper-генератор для предоставления полной функциональности движка в интерфейсе Python. Panda 3D может работать практически на всех основных платформах.

10. Bitty


Небольшой кроссплатформенный движок и опенсорсный фреймворк для создания 2D-игр на Lua…

11. Phaser


HTML5-опенсорсный движок для тех, кому хочется писать JavaScript or TypeScript браузерные 2D игры. Для начала работы с движком создатель предлагает просто начать вносить свои правки в уже существующие общедоступные игры и смотреть, что из этого получается. Плюс есть форум, где чувачки из комьюнити активно отвечают.


Кстати, про геймджем по-турецки скоро отдельный пост запилю. Вот пока моя фотка во время джема:


(Это я в шапочке, честное слово)


Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).

Читайте также: