Конструкторы космических кораблей россии

Обновлено: 18.04.2024

Королёв Сергей Павлович (1906/07–1966), учёный и конструктор ракетно-космических систем.

Келдыш Мстислав Всеволодович (1911–1978), учёный, специалист в области математики и механики, организатор науки.

Бармин Владимир Павлович (1909–1993), учёный, конструктор пусковых установок и стартовых комплексов для ракетной техники.

Глушко Валентин Петрович (1908–1989), учёный и конструктор ракетно-космической техники.

Кузнецов Виктор Иванович (1913–1991), учёный, специалист в области прикладной механики и автоматического управления.

Мозжорин Юрий Александрович (1920–1998), учёный, один из организаторов и руководителей работ в области ракетно-космической науки.

Пилюгин Николай Алексеевич (1908–1982), учёный и конструктор, специалист в области систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами.

Рязанский Михаил Сергеевич (1909–1987), учёный и конструктор, создатель радиотехнических систем для ракетно-космической техники.

Тихонравов Михаил Клавдиевич (1900–1974), учёный, конструктор ракетно-космической техники.

Тюлин Георгий Александрович (1914–1990), учёный, один из организаторов и руководителей работ в области ракетно-космической науки.


Иллюстрации.
Слева: Неизвестный автор. Мстислав Всеволодович Келдыш. Фото из открытых источников.
Справа: Неизвестный автор. Сергей Павлович Королёв. Фото из открытых источников.

Георгий, может, стоит добавить в список несколько немецких фамилий? Не стоит совсем уж отрицать вклад немецких космических мечтателей в нашу космонавтику. Верно, беда в том, что их мечты растворились в ужасах национал-социализма. Но. они остались верными своей мечте о звёздных перелётах. Ведь их настольной книгой была и книга К.Э. Циолковского! Космос не имеет ни границ, ни идеологий, ни рас, ни национальностей.

Именно на основе немецких знаний о РЕАКТИВНОЙ ТЯГЕ советские учёные смогли разработать ЕЩЁ БОЛЕЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ теории проникновения в Космос.

В. фон Браун своё место в истории, конечно, заслужил, но не в нашей. А у меня весь биографический проект реализуется под названием «Герои Российской Истории». Это и на моей основной странице написано. Можно и какого-нибудь немца включить, тут дело не в национальности. Но он для этого должен что-то значимое непосредственно в СССР/России сделать.

Всех благ желаю.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сто лет назад человечество ещё мечтало о том, что когда-то совершит полёт в космос. Сейчас полетами на Марс и на Луну уже никого не удивишь. Но произошло это благодаря великим людям, которые посвятили всю свою жизнь осуществлению космической идеи!

Константин Эдуардович Циолковский

Одним из таких мечтателей был известный русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, человек, заложивший теоретические основы космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский. Представитель польского дворянского рода, Циолковский с самого раннего детства начал проявлять незаурядный интерес к изобретательству. Его детство было непростым: рано потерял мать, после тяжелой болезни почти лишился слуха и был отчислен из гимназии. Но на его желание учиться это никак не повлияло. Позже в Москве ему приходилось голодать, чтобы покупать необходимые книги, приборы и химические препараты для опытов. Его образование — это самообразование. За короткий срок Циолковский освоил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию, астрономию, механику и химию. Только третья научная статья Циолковского была посвящена космосу: в ней он изложил механизмы действия звезды на примере Солнца. С 1892 года Циолковским были написаны главные труды его жизни, посвященные космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, проект многоступенчатой ракеты с жидкостным реактивным двигателем. Во многом Циолковский опередил свое время и его идеи оказались по достоинству оценены только следующими поколениями.

О нашей Вселенной, космосе и Солнечной системе подробно вы сможете узнать из учебника «Астрономия. Базовый уровень. 10-11 класс».

Сергей Павлович Королёв

Будущему покорителю космического пространства Сергею Королёву тоже приходилось много заниматься самостоятельным образованием. Королёв с юного возраста интересовался техническими новинками той эпохи, особенно самолётами. Занимаясь в многочисленных кружках, будущий инженер сконструировал первую модель самолета уже в 17 лет! Причем проект был защищен перед комиссией и рекомендован к постройке. Поворотным моментом в жизни Королёва стала встреча с Циолковским в 1930 году: именно после общения с легендарным учёным, Королёв задумался о полётах в космос и о разработке ракетной техники. Создав инициативную группу и осуществив удачный пуск первой советской баллистической ракеты ГИРД-10, Королёв получил назначение в только что открывшийся «Реактивный научно-исследовательский институт». Казалось бы, впереди безоблачная карьера талантливого конструктора, но произошло событие, которое резко перечеркнуло всю его жизнь. Арест, шесть лет тяжелой работы в тюремных конструкторских бюро. После освобождения — десятилетия работы над ракетным вооружением Советского союза. В зените славы Сергей Павлович оказался дважды в 1957 и 1961 годах, когда под его руководством были запущены в космос первый искусственный спутник земли и первый человек — Ю.А. Гагарин.

Астрономия. 10-11 классы. Атлас.

Атлас предназначен для изучения курса астрономии в 10–11 классах. Содержание атласа соответствует учебной программе и позволяет его использовать со всеми учебниками, включенными в Федеральный перечень. Атлас отражает новейшие достижение науки, сочетая научный подход с доступностью изложения материала.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в семье потомственных украинских дворян. В 1920-е годы получил высшее образование в Харьковском механико-машиностроительном институте. Серьезно увлекаться авиацией Лозино-Лозинский начал, поступив на работу в авиационный институт, как инженер научно-испытательной станции. Здесь он создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. После начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич получил назначение в ОКБ Микояна, где в течение нескольких десятилетий занимался разработкой и производством многих турбореактивных истребителей марки «МиГ»: от первого турбореактивного самолёта МиГ-9 до современных боевых машин. Благодаря своему незаурядному инженерному дарованию, Лозино-Лозинский внес свой вклад и в развитие советской космонавтики, встав во главе научно-производственного объединения «Молния». Самым знаменитым проектом этого предприятия является многоцелевой космический корабль системы «Буран»: передовая советская космическая разработка, во многом даже опережавшая своего американского конкурента системы «Спейс Шаттл».

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Видеоэнциклопедия о советских учёных и создателях ракетно-космической техники.





Гусев


Иосифьян


Исаев


Келдыш


Козлов







Макеев


Мишин


Мясищев


Надирадзе


Пилюгин


Решетнёв


Рязанский


Северин


Тихонравов


Уткин


Цандер


Циолковский


Челомей


Черток


Янгель

Читайте также: