Конструкторы оружия в советском союзе и россии

Обновлено: 27.03.2024

Вооружение и военная техника известны с древнейших времен. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов оружия - от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.

Одним из первых оружейников, имя которого дошло до наших дней, являлся Андрей Чохов (дата рождения неизвестна, умер в 1629 г.). Он был мастером по изготовлению пушек и колоколов. Им было создано большое количество тяжелых бронзовых гладкоствольных артиллерийских орудий. Обычно каждому орудию Чохов давал название, например, «Лисица» (1575 г.), «Волк» (1576 г.), «Царь-пушка» (1586 г.), «Лев» (1590 г.), «Царь Ахиллес» (1617 г.) и др.

Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внес Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Он сам окончил Петербургскую артиллерийскую школу, в которой затем преподавал артиллерию, участвовал в устройстве фейерверков и иллюминаций на придворных празднествах, с 1756 г.

конструировал артиллерийские орудия. Им было изобретено 3-х фунтовое орудие с двумя стволами, названными «близнятами». В 1757 - 1759 гг. Данилов совместно с другими изобретателями разработал несколько образцов гаубиц, известных под названием единороги, превосходивших по своим тактико-техническим данным все типы орудий того времени. Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.

Выдающимся изобретателем артиллерийского вооружения являлся Владимир Степанович Барановский (1846 - 1879). Он с юности приобщился к изобретательской деятельности, стал мастером, затем инженером на петербургских механических заводах, где занимался изобретением и конструированием различных видов артиллерийского вооружения. В 1872 г. Барановский переделал 10-ствольную картечницу американского конструктора Р. Д. Гатлинга в 6-ствольную пушку, увеличив ее скорострельность с 300 до 600 выстрелов в минуту; предложил конструкцию казназарядной винтовки и др. Он является изобретателем первых отечественных систем скорострельной артиллерии. В 1872 -1875 гг. им были созданы скорострельные пушки калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма, из которых последняя с унитарным патроном была одобрена морским и сухопутным ведомствами. Аналогичные пушки в других странах появились лишь в конце XIX века. В артиллерийских орудиях конструкции Барановского впервые нашли применение почти все составные части современного орудия: безоткатный лафет с пружин
но-гидравлическими противооткатными устройствами; поршневой затвор с самовзводящимися при откате пружинным ударником и предохранителем; унитарный патрон; подъемный и поворотный механизмы; оптический (телескопический) прицел и др. Для сборки унитарного патрона им же был создан станок, применявшийся затем многие десятилетия.

Выдающимся конструктором стрелкового оружия является Сергей Иванович Мосин (1849 -1902). Он окончил Михайловское артиллерийское училище, затем Михайловскую артиллеристскую академию, был направлен на Тульский оружейный завод, где в течение многих лет работал начальником инструментальной мастерской. С 1894 г. и до конца жизни Мосин являлся начальником Сестрорецкого оружейного завода.

В 1890 г. им создана 7,62-мм магазинная пятизарядная винтовка, которая в 1891 г. была принята на вооружение русской армии с наименованием «трехлинейная винтовка образца 1891 года». Она предназначалась для вооружения пехоты и имела ряд преимуществ перед иностранными образцами. Вскоре после принятия винтовки на вооружение были разработаны ее модификации, предназначенные для драгун и казаков, что вызывалось особенностями кавалерийской службы. Простота в обращении, безотказность в действии, высокие баллистические характеристики винтовки обеспечили ей завидную долговечность. Около 60 лет она находилась на вооружении и применялась в русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах, а в последующем, с небольшими усовершенствованиями, и в Великую Отечественную войну. Только в послевоенное время в результате появления самозарядных карабинов и автоматов трехлинейка окончательно уступила им свое место.

Совершенствование вооружения привело к созданию принципиально нового вида военной техники - танка. Отечественное танкостроение обязано труду и таланту блистательных конструкторов Н.Л. Духова, Ж.Я. Котина, М.И. Кошкина, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозова и др.

Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) был активным участником Гражданской войны. С 1934 г. работал конструктором и заместителем начальника конструкторского бюро на Ленинградском опытном машиностроительном заводе имени СМ. Кирова. С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость. Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны.

Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны. Мало кто знал его имя тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В.

Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). В 1946 г. он разработал образец стрелкового оружия, на основе которого был создан автомат, принятый на вооружение в Советской армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.» (АК). Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемета (ПК) под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал на базе АК и ПК ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемет (РПК) и их разновидности. В 1974 г. созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 под 5, 45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, вы
сокой надежностью и эффективностью.

Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. O.K. Антонов, А.А. Архангельский, РЛ. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, СВ. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.

К этой замечательной плеяде относится и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972). Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе для спасения экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4 (1934), беспосадочные перелеты из СССР в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25 (1937), на Северный полюс на АНТ-6 (1937) для высадки научной экспедиции и другие важные задания.

Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький» (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.

Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов. Он разработал основы аэродинамического расчета самолета, теорию расчета на прочность и другие. Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других. За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Президиум АН СССР учредил золотую медаль имени А.Н. Туполева.

Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 г. под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880 - 1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал «Русский витязь».

За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912 -1914 гг. под руководством Сикорского были созданы также самолеты «Гранд» и «Илья Муромец», отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975). С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14. Был конструктором и начальником конструкторской бригады при разработке самолета РД (АНТ-25), работал главным конструктором самолета «Родина» (АНТ-37). С 1939 г. главный конструктор опытного конструкторского бюро, а с 1955 г. генеральный конструктор ОКБ. Под его руководством было создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942 - 1943 гг. он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955 - 1956 гг. - сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугол
ьным крылом (Су-76 и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 г. и 1962 г.) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 г. и 1962 г.).

Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916 - 1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа «Горностай» (1954 - 1958 гг.), первых в советском Военно-Морском Флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962 - 1967 гг.), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров «Киров» (1968 - 1982 гг.) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.

Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 г. он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро «Рубин». Ковалев - автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром «Янки», «Дельта» и «Тайфун». Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.). В предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др., начиная с 1947 г. - стартовые комплексы для баллистических ракет ср
едней и малой дальности, ракеты «Протон» и универсальной космической системы «Энергия» - «Буран» (1987 - 1988 гг.).

FISHKINET

Выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР (1968 г.), дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии (1962 г.).

Михаил Ильич Кошкин - создатель танка Т-34 (второй слева)

Михаил Ильич Кошкин - создатель танка Т-34 (второй слева)

Юлий Борисович Харитон — главный конструктор первой советской ядерной бомбы, один из разработчиков Царь-Бомбы с мамой и сестрами

Юлий Борисович Харитон — главный конструктор первой советской ядерной бомбы, один из разработчиков Царь-Бомбы с мамой и сестрами

Игорь Васильевич Курчатов с братом

Игорь Васильевич Курчатов с братом

Руководитель советского ядерного проекта, создатель первых в Европе циклотрона, атомного реактора и ядерной бомбы; создатель первой в мире АЭС

Игорь Яковлевич Стечкин с отцом на рыбалке

Игорь Яковлевич Стечкин с отцом на рыбалке

Разработчик пистолета Стечкина — оружия советских офицеров, а затем милиции и специальных подразделений (один из лучших пистолетов в мире)

Николай Федорович Макаров (верхний ряд слева) с семьей

Николай Федорович Макаров (верхний ряд слева) с семьей

Николай Макаров — разработчик пистолета Макарова — личного оружия в советских и постсоветских ВС и правоохранительных органах, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий СССР и премии им. И.С. Мосина, награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.

Сергей Павлович Королев с мамой и няней

Сергей Павлович Королев с мамой и няней

Сергей Королёв — создатель первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 «Семерка», запустил в космос первый спутник и первого космонавта

Михаил Тимофеевич Калашников - молодой конструктор

Михаил Тимофеевич Калашников - молодой конструктор

Михаил Калашников — разработчик самого распространенного стрелкового оружия в мире — автомата Калашникова (АК, АКМ, АК-74)

Юрий Николаевич Кормилицин (слева) на мостике лодки проекта 877

Юрий Николаевич Кормилицин (слева) на мостике лодки проекта 877

Юрий Кормилицин — разработчик проектов более чем 70 подводных лодок и аппаратов, в том числе подлодки «Комсомолец», поставившей мировой рекорд погружения среди подлодок (1027 м)

Липгарт Андрей Александрович (справа)

Липгарт Андрей Александрович (справа)

Андрей Липгарт — главный конструктор ГАЗа в 1933-1951 гг., создатель 27 моделей автомобилей, в том числе культового советского легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа»

Лихачёв Иван Алексеевич (в центре) с родителями и братом

Лихачёв Иван Алексеевич (в центре) с родителями и братом

Иван Лихачёв - советский государственный деятель, один из организаторов советской автомобильной промышленности. Директор Московского автомобильного завода (ныне Завода имени И. А. Лихачёва). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—5 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1939—1941), кандидат в члены ЦК КПСС (1956).

Виталий Андреевич Грачёв на испытаниях

Виталий Андреевич Грачёв на испытаниях

Виталий Андреевич Грачёв — советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники. Лауреат двух Сталинских премий третьей степени. Первым полнопрводником Грачёва и его команды стал ГАЗ 61 – уникальная по меркам мирового автопрома машина. Фактически, в СССР создали первый в мире люксовый внедорожник для командного состава Красной армии. Затем Грачёв сконструировал первые утилитраные армейские «джипы» ГАЗ 64 и ГАЗ 67. Их конструкторские решения до сих пор можно обнаружить, например, в UAZ Patriot.

После войны Грачёв ушел к Лихачеву на ЗИС, где создал ЗИЛ 157 – советский грузовик с колесной формулой 6х6, на базе которого позднее создали тот самый «Урал»

Игорь Иванович Сикорский

Игорь Иванович Сикорский

Игорь Сикорский создатель первого в мире пассажирского самолёта (с салоном) и бомбардировщика (с бомболюком) «Илья Муромец», строитель первых серийных одновинтовых вертолётов

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Туполев — основал КБ Туполева и советскую школу самолётостроения, создал свыше 100 типов самолётов, включая крупнейший самолёт 1930-х АНТ-20 и первые советские реактивные лайнеры

Александр Сергеевич Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев

Александр Яковлев — основатель КБ Яковлева, по его проектам во время ВОВ построено около 40 000 самолётов; создатель первого в мире регионального авиалайнера Як-40

Сергей Владимирович Ильюшин

Сергей Владимирович Ильюшин

Сергей Ильюшин — основатель КБ Ильюшина, конструктор множества самолётов серии Ил, в том числе самого массового в истории боевого самолёта Ил-2 («летающий танк»)

Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

Николай Базенков — создатель стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 — самого быстрого в мире винтового самолёта, разработчик Ту-114



С 2011 года 19 сентября в России ежегодно празднуется день оружейного конструктора. Несмотря на то, что наша страна больше славится тяжелой военной техникой, в прошлом веке русские оружейники успели создать не один десяток культовых стрелковых орудий. «АК-47» или «Тульский Токарева» — об этом автомате и пистолете знают даже люди далекие от военной истории.

1. Сергей Мосин, 1849 — 1902 год

Сергей Мосин. | Фото: Википедия.


В 1889 русский генерал Сергей Мосин предложил на рассмотрение свою винтовку калибра 7,62 мм. Оружие получило название «русская 3-линейка» из-за того, что в царской России в качестве меры измерения длины использовались, так называемые, линии. В винтовке был установлен магазин на пять патронов, а прицельная дальность стрельбы составляла порядка 2000 метров.

Легендарная «русская 3-линейка». | Фото: Популярная механика.


Винтовка Мосина была принята на вооружение Императорской армией в 1891 году. Оружие обрело настолько большую популярность, что активно использовалось во время русско-японской войны, Первой мировой войны и даже в период Великой Отечественной войны. Всего было выпущено порядка 37 миллионов экземпляров «трехлинейки», что делает ее самым популярным стрелковым оружием после АК-47.

2. Федор Токарев, 1871 — 1968 год

Федор Токарев. | Фото: Экспресс-газета.

Российский и советский конструктор Федор Васильевич Токарев по праву считается одним из самых продуктивных оружейных мастеров за всю историю. За годы жизни Токарев разработал более 150 прототипов стрелкового оружия. Еще в 1907 году конструктор собрал автоматическую винтовку на базе «трехлинейки» Мосина. В дальнейшем он усовершенствовал оружие, и оно поступило на вооружение российской армии.

Пистолет ТТ. | Фото: YouTube.


Пулеметы и пистолеты, сконструированные Токаревым, выпускались миллионными тиражами не только в СССР, но и в десятках других стран. К самым известным разработкам Токарева можно отнести: ручной пулемет МТ 1925 года (сделанный на базе пулемета Максим), пистолет-пулемет Токарева 1927 года, пистолет ТТ 1930 год и самозарядную винтовку СВТ 1938 года.

3. Василий Дегтярев, 1880 — 1949 год

Василий Дегтярев. | Фото: anaga.ru.

Василий Алексеевич Дегтярев с детства увлекался стрелковым оружием. С 1918 года он работал на Ковровском пулеметном заводе (позже названный в его честь), где стал начальником конструкторского бюро. Первым большим прорывом в карьере Дегтярева стало создание ручного пулемета ДП (Дегтярева, пехотный) в 1927 году.

Противотанковое ружье ПТРД. | Фото: e-wiki.org.


Двумя годами позже он сконструировал легендарный танковый пулемет ДТ, который эксплуатировался до 1954 года. Во время Великой Отечественной войны конструкторское бюро Дегтярева выпустило противотанковое ружье ПТРД, которое стал одним из главных орудий Красной Армии в борьбе с бронированной немецкой техникой.

4. Георгий Шпагин, 1897 — 1952 год

Георгий Шпагин (Слева) и Федор Токарев. | Фото: Знаменитые оружейники.

В 1920 году Шпагин устроился на работу в Ковровский оружейный завод, где познакомился с Василием Дегтяревым и Владимиром Федоровым. В 1924 году Шпагину удалось упростить пулемет Иванова-Федорова, за что он стал высоко цениться среди коллег по цеху.

Пистолет-пулемет Шпагина. | Фото: Википедия.

5. Николай Макаров, 1914 — 1988 год

Николай Макаров. | Фото: LiveJournal.

В годы Великой отечественной войны Макаров был вынужденно отослан с преддипломной практики на оружейный завод. Макарову досрочно присвоили должность инженера. В 1944 конструктор все-таки окончил институт с отличием и начал самостоятельно заниматься разработкой оружия.

Пистолет Макарова. | Фото: АиФ.


К наиболее значимым творениям Макарова можно отнести одноименный 9 мм пистолет, принятый на вооружение в 1951 году и советскую авиационную пушку АМ-23, разработанную совместно с Николаем Афанасьевым. Макаров также известен как разработчик устройства для ручной закатки крышек для консервирования.

6. Евгений Драгунов, 1920 — 1991 год

Евгений Драгунов. | Фото: Известия Удмуртской Республики.

Евгений Федорович Драгунов вырос в семье потомственных оружейников, поэтому не удивительно, что у мальчика с детства развилась любовь к оружию. Во время Великой Отечественной войны Драгунов был старшим оружейным мастером на нескольких заводах. В 1946 году стал работать на Ижевском заводе. Свою карьеру Драгунов начал с модернизации настоящего ветерана — винтовки Мосина 1889 года.

снайперская винтовка СВД. | Фото: Last Day Club.


Так, в 1949 году на базе «трехлинейки» была выпущена первая серийная спортивная винтовка С-49. За годы жизни Дегтярев успел разработать, по крайней мере, 27 прототипов стрелкового оружия таких как: самозарядная снайперская винтовка СВД, противотанковая винтовка С-49, пистолет-пулемет «Кедр» и много других.

7. Михаил Калашников 1919 — 2013 год

Думаем, разработчик легендарного АК-47 в представлении не нуждается. Автомат «Калашникова» стал самым массовым стрелковым оружием за всю историю. Оружие было принято на вооружение в 55 странах мира, а за семьдесят лет в общей сложности было произведено более 100 миллионов экземпляров «Калаша» в разных модификациях.

АК-47. | Фото: Drive2.

Первые АК поступили на вооружение Красной Армии в 1949 году. В 2009 году Калашников объяснил колоссальный успех своего оружия. Он коротко и емко объяснил, что солдат сделал оружие для солдата. Помимо автоматов Калашников также занимался разработкой охотничьих ружей.

Обзор стрелкового оружия Дегтярева


2 января 1880 родился советский конструктор стрелкового оружия Василий Алексеевич Дегтярев . Мы подготовили обзор, посвященный его всемирно известным моделям оружия.

Ручной пулемет ДП

Ручной пулемет Дягтерева

Ручной пулемет, разработанный В. А. Дягтеревым, стоит на вооружении с 1928 года. 7,62-мм оружие имеет прицельную дальность стрельбы около 1500 метров и скорострельность до 500-600 выстрелов в минуту. Существует несколько модификаций с повышенной мощностью и надежностью для ведения огня в особых условиях.

Пистолет-пулемёт Дегтярёва

Пистолет-пулемет Дегтярева

ППД стоял на вооружении Советской армии в 1934—1942 годах. Он обладал прицельной дальностью до 300 м и скорострельностью около 1000 выстрелов/мин. Изначально, пистолеты-пулеметы были исключительно полицейским оружием и использовались армией довольно редко, однако в середине 30-х годов они стали основным видом вооружения некоторых видов войск.

Пулемёт ДК

Крупнокалиберный пулемет Дягтерева

Крупнокалиберный станковый пулемет Дягтерева, основанный на конструкции немецкого пулемёта Дрейзе, был принят на вооружение в 1931 году. Он устанавливался, в основном, на бронеавтомобили и корабли. Пулемет стрелял патронами 12,7×108 мм со скоростью до 450 выстрелов в минуту.

Противотанковое ружьё Дегтярёва

Противотанковое ружье Дегтярева (сверху)

ПТРД, использовавшееся с 1941 по 1945 годы, было способно подбивать средние танки, огневые точки и самолеты на расстоянии до 500 м. Однозарядное ружье использовало патрон 14,5 мм.

Ручной пулемёт Дегтярёва

Ручной пулемет Дягтерева

Ручной пулемет системы Дягтерева стоял на вооружении Советской армии в 1944-1959 годах. Он стрелял патронами 7,62 мм со скорострельностью до 750 выстрелов/мин. Оружие оснащалось ленточным магазином на 100 патронов. Максимальная эффективная дальность составляла 800 м.

Станковый пулемет Дягтерева

Станковый пулемет Дягтерева пришел на смену устаревшему к тому времени легендарному "Максиму". ДС-39 стоял на вооружении с 1939 по 1945 год. Он использовал классический 7,62 мм патрон. Максимальная прицельная дальность стрельбы достигала трех километров. Однако оружие не отличалось высокой надежностью и позже было заменено на пулемет Горюнова.

Танковый пулемет Дягтерева

Танковый пулемет Дягтерева, стоявший на вооружении в 1929-1959, являлся одной из модификаций пулемета ДП 1927-го года. Он устанавливался на многие танки, среди которых были Т-26 и Т-34. Он использовал все те же 7,62-мм патроны и имел дальность стрельбы до 800 метров. В 44-м году была разработана усовершенствованная модель ДТМ.

+ Бонус: известные модификации оружия Дегтярева

Станковый пулемет ДШК

Пулемет Дегтярева-Шпагина, модификация пулемета ДК, стоит на вооружении с 1938 года. Модели ДШК И ДШКМ использовались более, чем в 40 различных странах.

Ручной пулемет РП-46


Модификация ДПМ под названием РП-46 стояла на вооружении Советской армии с 1946 года. По сравнению со своим предшественником, РП имел большую огневую мощь, сохранив при этом ту же мобильность.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Читайте также: