Конструкторы подводных лодок россии

Обновлено: 06.05.2024

Первый прототип подводной лодки в России был создан талантливым военным инженером Карлом Шильдером, также работавшим над созданием противопехотных мин, картечных фугасов, переправочных конструкций.

На первой подводной лодке не было двигателя, в движение она приводилась при помощи мускульной силы. Лодку оснащали своеобразными «ластами», чтобы они отталкивались от воды, и объект приводился в движение. Первоначально предполагалось, что подводный корабль будет незаметно приближаться к противнику и поражать его пороховой миной с электрическим взрывателем. Лодка могла находиться под водой в течение трех часов, количество членов экипажа – 12 человек плюс два командира.

Первым же конструктором серийных подводных лодок стал инженер Степан Джевецкий. На одесском заводе Гулье Бланшара за счет средств купца Феодора Родоконаки была построена первая серийная подводная лодка. Подлодка Джевецкого, испытанная в 1880 году, приводилась в движение педальным приводом на гребной винт. Будущий император Александр III следил за процессом испытания, после чего распорядился выделить средства из государственной казны на производство 50 подводных лодок. На вооружении стояли две мины и служили подлодки для обороны морских крепостей. В 1886 году их начали выводить из эксплуатации, однако несколько таких подводных лодок после глубокой модернизации прослужили до 1908 года.

В 1866 году инженер Иван Александровский выпустил 350-тонную подводную лодку, рабочим телом которой являлся сжатый воздух. Лодку построили на Балтийском заводе. В движение лодка приводилась поршневыми механизмами и сжатым воздухом, который поставлялся из 200 чугунных баллонов. Первые испытания новой подлодки прошли успешно, в том же 1866 году лодку внедрили в состав минного отряда. Число членов экипажа – 15 матросов, пять унтер-офицеров и один офицер.

Подлодку Александровского неоднократно модернизировали. Спустя год после введения в эксплуатацию антимагнитную обшивку носовой части заменили с латунной на медную. 18 февраля 1868 года император Александр II распорядился поставить подлодку к I рангу кораблей, куда также относили тяжелые крейсеры и броненосцы.

В 1868 году установили новые цистерны. После ряда перестроек и исправлений подлодка в Кронштадте могла погружаться на глубину девять метров с 22 членами экипажа. ТТХ (тактико-технические характеристики) подлодки Александровского:

Длина лодки — 33 метра; Ширина в наибольшем месте — 4 метра (3,66 метра); Максимальная высота — 5,5 метра; Глубина в трюме (высота) — 3,66 метра; Водоизмещение — 352 (надводное) или 362 (подводное) тонны; Толщина стальной обшивки — от 9 до 12 мм; Балластная цистерна всплытия-погружения — 11 м3, давление продувки до 10 кг/см; Запас сжатого воздуха (для пневматической силовой установки и дыхания экипажа) — 200 баллонов диаметром по 14 дюймов, по 6 норм. м3 каждый под давлением 60—100 атм.; Мощность силовой установки (два пневматических двигателя) — 234 (2 х 117) л. с. (400 л. с.); Запас подводного хода — 30 морских миль или 8 часов; Команда — шесть офицеров и 15 матросов, (22 человека: командир, пять офицеров, один врач и 15 унтер-офицеров и нижних чинов); Подводная скорость — до 3,5 узлов (до 10 верст в час).

В подводной лодке Александровского также использовался поплавковый цилиндр, который стал прообразом современных уравнительных цистерн. На лодке устанавливались два горизонтальных и один вертикальный руль, магнитный компас, водолазная камера и самоспасательные кожаные понтоны. На вооружении стояла связка из двух мин: подлодка должна была подходить под вражеское судно, отдавать трос, после чего мины всплывали с двух сторон от корабля и удерживались под водой тросом под днищем. Подлодка отходила на безопасное расстояние, а экипаж подрывал вражеский корабль при помощи гальванического взрывателя.

Создание подводного флота Российской империи

Первая боевая русская подводная лодка России, которую официально зачислили в списки подводных кораблей, была создана в 1903-1904 годах по проекту ученого по фамилии Бубнов. Лодка получила название «Дельфин», ее оснастили бензиновым мотором и электродвигателем. Подлодка являлась однокорпусной, для ее погружения под воду служили в качестве главного балласта служили три цистерны. В систему осушения входили электрическая поршневая трюмная помпа и малая ручная помпа. Дифферентовка осуществлялась путем работы двух дифферентных цистерн, перекачивание воды проводили при помощи двух насосов. Цистерны продували сжатым воздухом, всего на борту было шесть баллонов, два из которых предназначались для пуска торпед. Запасы воздуха пополнялись электрическим компрессором, который справлялся за четыре часа.

Двигатель – шестицилиндровый однорядный мощностью 300 л.с. при 600 оборотах в минуту. Топливо хранили в цистернах, располагавшихся около двигателя, общий запас бензина составлял 5,3 тонны. Для подводного хода использовался гребной электромотор мощностью 120 лошадиных сил при 300 оборотах в минуту (сегодня такие устанавливают на дешевые автомобили). С бензиновым мотором он соединялся при помощи кулачковой муфты. В носовой части разместили электрические батареи – всего 64 элемента емкостью 3 600 Ач. Зарядка батарей осуществлялась при помощи электросети при напряжении 120-140 вольт током 300-500 ампер, время зарядки – десять часов.

На вооружении у «Дельфина» состояли два наружных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого с двумя торпедами Уайтхеда образца 1898 года калибра 380 мм и дальностью хода 8 кабельтовых (примерно полтора километра). Управление аппаратами осуществлялось изнутри лодки при помощи специальных приводов.

Во время учений в 1904 году лодка затонула в Балтийском море, погибли 24 человека. Однако ее удалось поднять, и она активно использовалась в боях во время Русско-японской войны.

В 1912 году Балтийский судостроительный завод построил дизельную подводную лодку типа «Барс». Ее скорость равнялась 11,5 узла (21,3 километра в час), при глубине погружения на 90 метров – 8,5 узла (15,7 км/ч). С 1915 по 1916 годы на вооружении у Балтийского флота стояли подводные лодки «Американский Голланд», которые купили в США и собрали в России. Англия также направила России десять подлодок типа «Е» и «С». Все они принимали участие в Первой мировой войне, уничтожили два крейсера и 16 транспортных судов противника, совершив при этом 78 боевых выходов.

Подводный флот СССР

Первыми советскими подлодками стали корабли I серии типа «Декабрист». От «Барсов» они отличались наличием двух корпусов, разработка и строительство велось под руководством Бориса Малинина – разработчика лодок «Ленинец» и «Щука», лауреата Сталинской премии первой степени. Лодку также помогал собирать Ксенофонт Руберовский.

В 1933 году подводному флоту поставили подводные корабли II серии типа «Л» (вышеупомянутый «Ленинец»), на которых впервые появились трубы для постановки якорных мин заграждения. К 1941 году было выпущено 84 лодки проекта «Щ» («Щука»), а с 1934 года начали строить самые массовые подлодки СССР – проект «М» или «Малютка». Советские инженеры также принялись проектировать подлодки типа «К» (крейсерные), которые впоследствии использовали для создания океанских подлодок. На вооружении состояло десять торпедных аппаратов, два пулемета и два орудия, скорость движения в подводном и надводном положении – 10,3 и 21,1 узла (19 и 39 км/ч), дальность плавания – 176 миль (326 километров), численность экипажа – 62 человека.

Атомный подводный флот СССР и России

Новой вехой в развитии подводного флота стали советские атомные подводные лодки. С учетом опыта Второй мировой войны появилась потребность в изменениях. За шесть лет после окончания войны была построена первая атомная советская подлодка К-3, которую позднее назвали «Ленинский комсомол». В 1962 году лодка прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и два раза пересекла точку Северного полюса, где подводники установили флаг СССР. В сентябре 1963 года та же подлодка проплыла подо льдами и всплыла точно на географическом Северном полюсе.

«Ленинский комсомол» стал третьим в мире атомным подводным судном. Ее заложили в 1955 году в Северодвинске, а 12 марта 1959 года лодка уже вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске. В 1973 году на вооружение приняли подлодку проекта 670 «Ёрш», которую оснащали ракетным комплексом «Аметист» с подводным стартом восьми крылатых ракет.

С 1980-х годов в СССР заложили строительство подводных лодок проекта 941 «Тайфун». На вооружении состояли баллистические ракеты, которые имели дальность полета до 10 тысяч километров. В 1985 году Военно-морской флот принял на вооружение подлодки проекта 971 «Акула», которые предназначались для поиска, обнаружения, слежения и уничтожения подводных и надводных целей, в том числе и нанесения ударов по объектам, расположенным на берегу.

«Святые 90-е» и дальнейшее развитие подводного флота

Многие из передовых советских атомных подводных лодок были распилены на металлолом в рамках договора о разоружении. Несмотря на все трудности постсоветского периода, в Северодвинске в 1996 году заложили строительство подлодки проекта 995 «Борей». В 2008 году первую подлодку выпустили с конвейера, ее назвали «Юрий Долгорукий». В 2010 и 2011 годах службу начали нести подлодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

18 марта 2016 года на воду была спущена подлодка проекта 636.3 «Варшавянка» Б-268 «Великий Новгород». Это – дизель-электрическое судно, которое уже применили в бою. 14 сентября 2017 года лодка «Великий Новгород» вместе с однотипной подводной лодкой Б-271 «Колпино» нанесла удар по объектам ИГ (террористическая организация запрещена в России) в Сирии крылатыми ракетами «Калибр». Пуск был осуществлен из акватория Средиземного моря. Все вражеские объекты были успешно ликвидированы.

22 сентября того же года «Великий Новгород» из подводного положения выпустил «Калибры» по объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена в России) в провинции Идлиб.

5 октября 2017 года подлодка «Колпино» ударила десятью ракетами «Калибр» по объектам ИГ в провинции Дэйр-эз-Зор. 31 октября снова был нанесен удар по террористам в Сирии из Средиземного моря. Все цели, поставленные военным руководством России, были достигнуты.

Будущее атомных подводных лодок России

В России создаются сразу несколько новых проектов: субмарины «Хаски», новые «Бореи» и «Ясени». Сегодня в составе ВМФ есть 12 подлодок проекта 955 «Борей», вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава». Их мореходность не ограничена.

ВМФ России также имеет субмарины четвертого поколения проекта 885 «Ясень», известные под названием К-560 «Северодвинск». Всего же на вооружении состоит 29 атомных многоцелевых подводных лодок. В период с 2009 по 2017 годы на заводе «Севмаш» заложили шесть субмарин: «Казань», «Новосибирск», Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». «Проекты 885/885М являются прорывными для российского ВМФ. Подобные корабли сегодня отсутствуют во всех флотах мира, кроме нашего», – говорил в 2018 году генеральный директор морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.

Многоцелевая подлодка пятого поколения «Хаски» существует на бумаге. Подводное водоизмещение субмарины составит около 12-13 тысяч тонн, экипаж составит 90 человек. Противолодочный вариант будет оснащаться ракетами «Калибр», которые смогут уничтожить ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Колумбия» и «Вэнгард» (США и Великобритания соответственно). Второй вариант «Хаски» оснастят гиперзвуковыми ракетами «Циркон», чтобы уничтожать атомные ударные авианосцы, крейсеры, эсминцы, универсальные десантные корабли и другие надводные цели. «Хаски» в будущем должна заменить подводные лодки проекта 949А «Антей», «Щука-Б» проекта 971 нескольких модификаций, лодки типа «Щука» проекта 671РТМ (К), «Кондор» проекта 945А и «Барракуда» проекта 945.

Подлодки пятого поколения должны получить новую главную энергетическую установку вместо водо-водяного реактора. Не исключается, что в будущем начнут устанавливать реакторы, которые имеются на подлодках проекта 705 (705К) «Лира». Их главной энергетической установкой являлся однореакторно-паропроизводительная конструкция с жидкометаллическим теплоносителем, которая представляла собой сплав свинца и висмута. Вместе с ней должна работать блочная одновальная паротурбинная установка, о чем говорил замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко в комментарии «Газете.ру».

Подобная конструкция позволяет в два раза увеличить маневренность, в 1,5-2,5 раза улучшить энергонасыщенность, в 1,3-1,5 раза – удельные массовые показатели. Пока что есть проблемы с поддержанием паропроизводящей установки в горячем состоянии, что ведет к расходу ресурсов и энергозапаса активных зон. Судно оснастят энергетической одновальной однореакторной паротурбинной установкой на повышенных параметрах пара. Если при строительстве «Хаски» инженеры используют модульно-агрегатный метод, то овладение этим методом станет очередной вехой в развитии российского подводного кораблестроения.

Потаенные корабли с атомными реакторами:

как строили подлодки в России

300 лет назад крестьянин Ефим Никонов обратился к Петру I с идеей построить военную подводную лодку. Свой проект Никонов описывал так: «Судно, что под водою ходит потаенно, которым на море в тихое время можно из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать – смотря по тому, сколько на нем будет пушек».

Царь велел всячески содействовать работе Никонова, помогать с материалами и рабочей силой, при этом сам уверенно правил чертежи мастера. Например, он убрал из проекта пушки, так как использовать их под водой в то время было невозможно. Первый пробный пуск состоялся в марте 1721 года. Макет лодки погрузился в Неву на глазах царя и толпы петербуржцев, а потом всплыл неподалеку. К сожалению, после нескольких погружений корпус не выдержал и дал течь, но Петр был впечатлен.

«Потаенное судно» Е. П. Никонова

Макет потаенного судна в Сестрорецке

Спустя три года подлодка была готова. На этот раз даже первое погружение прошло неудачно: судно слишком быстро опустилось, ударилось о дно и потонуло.

В архивах не сохранилось чертежей подводной лодки Никонова, поэтому о ее характеристиках можно только догадываться. Историки, изучавшие строительные сметы крестьянина, предполагают, что она была похожа на бочку длиной около 6 метров и шириной до 2 метров, в движение ее приводили сильные руки гребцов.

Следующий российский проект подлодки был значительно более сложным, но и реализован он был спустя только 150 лет одним целеустремленным фотографом.

Гребные суда в середине XIX века постепенно вытеснялись кораблями с паровыми двигателями: они были эффективнее, быстрее и в целом соответствовали эпохе индустриализации. Фотограф, в прошлом художник Иван Александровский, побывав в командировке в Британии, удивился мощности королевского флота и понял, что противопоставить России в случае войны будет нечего. Тогда он начал чертить проект первой отечественной подводной лодки. Бизнес приносил Александровскому немалые доходы, поэтому он мог позволить себе отвлечься на создание субмарины.

Фотограф получил ссуду и, добавив все свои накопления, передал проект на судостроительный завод, где за несколько лет была построена 33-метровая субмарина.

Александровский установил на лодку современные устройства. Например, на носу исправно работал магнитный компас, давление на судне нагнеталось специально разработанным компрессором, в движение его приводила двухвальная машинная установка. Вооружение представляло собой две связанные мины, которые при всплытии должны были «обнять» корпус противника снизу и подорваться после получения электрического сигнала.

Подводная лодка Александровского

Во время одного из испытаний чиновники Морского министерства поручили погрузиться на экстремальную глубину 30 метров, к чему корпус судна был не готов. Испытания проходили без экипажа, поэтому человеческих жертв удалось избежать, однако и поднять субмарину удалось лишь через несколько лет.

Тем не менее проект Александровского оказался прорывным для флотов крупнейших морских держав. Некоторые технические решения, например продувка водяного балласта сжатым воздухом, эволюционировали и сейчас применяются на современных атомных подводных лодках.

Подлодка у парадного «Астории»

В XX веке конструкторы научились не только строить прочные герметичные корпуса подводных лодок, но и устанавливать на них мощные двигатели. Сначала это были дизель-электрические и электрические установки, потом – парогазотурбинные, но современные субмарины оснащаются атомными двигателями, что дает им колоссальные преимущества в скорости, дальности и автономности плавания, а также делает их почти невидимыми.

Первая подлодка с атомной энергетической установкой «Ленинский комсомол», или К-3 (проект 627), была построена в 1958 году. Одновременно 350 конструкторских бюро, научных институтов и предприятий Советского Союза работали над созданием двигателя и корпуса. Это судно открыло эру атомного подводного флота.

Строить субмарину поручили специалистам завода №402 Министерства судостроительной промышленности СССР, известного сегодня как АО «ПО “Севмаш”».

Главный конструктор Владимир Перегудов интересным способом решил проблему компоновки оборудования такого гигантского корабля. Он отдал команду создать деревянные макеты всех отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) в натуральную величину, однако ни в одном здании объемная конструкция длиной больше 100 метров не помещалась, поэтому ее разделили на пять частей и установили в разных местах в обстановке строжайшей секретности. Например, два носовых отсека собирали в центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория».

Лодка проекта 627 получила китообразную форму носа, тогда как все предыдущие подводные суда имели носовую оконечность корабельного типа, ведь большую часть времени они проводили в надводном положении.

«Каждая каюта атомохода была покрашена в свой цвет, краски использовались матовые для удобства экипажа. Мебель изготавливали по специальному заказу: например, стол для кают-компании был изготовлен из лимонного дерева и в случае необходимости легко превращался в операционный. Его стоимость можно было сравнить с легковым автомобилем», – сообщили в пресс-службе АО «ПО “Севмаш”».

В 1962 году К-3 устроили суровое испытание: проплыть подо льдами Северного Ледовитого океана и, дважды пройдя точку Северного полюса, подняться на поверхность и установить флаг СССР. Команда не с первого раза смогла найти в полынье место для всплытия, но справилась с задачей. Весь экипаж судна получил ордена и медали, а руководящий состав – высокие звания.

Пока верфь спешно сдавала флоту субмарины, проектировщики старались повысить надежность оборудования, улучшить тактико-технические характеристики и усовершенствовать технологии постройки. Они добились успеха, значительно сократив срок сборки кораблей и снизив трудозатраты. За шесть лет флот получил 12 подлодок проекта 627А, которые совершили более 90 автономных походов.

Подводная лодка, проект 627А

Для следующей серии субмарин использовали силовую установку АПЛ проекта 627. Эти суда решали важную стратегическую проблему — доставить к берегам потенциального противника ракеты с ядерными боеголовками. Одна из лодок (К-19) в 1964 году первой из атомных ракетоносцев запустила ракету из-под воды.

Из поколения в поколение

Следующие АПЛ принято называть вторым поколением, потому что конструкторы стали разрабатывать для них новые реакторные установки. В этот период появился новый класс подводных кораблей – крейсерские атомные подводные лодки (проект 667). Для них создали корпус из титанового сплава и реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 705К). Тогда же был построен глубоководный рекордсмен — судно проекта 685, оно погрузилось на 1027 метров, что казалось невозможным.

Подводная лодка, проект 667А

Подводная лодка, проект 705К

В 1970 году «Севмаш» установил рекорд, сдав ВМФ в течение года сразу шесть кораблей проекта 667А.

Ввод в строй этих АПЛ позволил СССР установить ядерный паритет с США, к тому моменту в советском флоте насчитывалось 34 субмарины, вооруженные баллистическими ракетами.

В декабре 1968 года завод спустил на воду «золотую рыбку» – так чиновники назвали АПЛ К-162 из-за дороговизны строительства. Ее корпус был сделан из титанового сплава, а на вооружении стоял противокорабельный ракетный комплекс подводного старта «Аметист». Во время опытной эксплуатации атомоход показал скорость полного подводного хода в 44,7 узла, что стало рекордом, который до сих пор не превзойден ни одной субмариной в мире.

Подлодке «Комсомолец» проекта 685, переданной флоту в 1983 году, принадлежит рекорд погружения – 1027 метров. На такой глубине судно невозможно атаковать даже глубоководным оружием, тогда как команда «Комсомольца» могла запускать торпеды. Судно успешно эксплуатировалось несколько лет, но затонуло после пожара в Норвежском море в 1989 году.

Подводная лодка, проект 685

Подлодки третьего поколения помимо нового атомного реактора были оборудованы современной системой амортизации приборов и механизмов, что значительно снизило уровень шума. Конструкторы позаботились и об экипаже: на кораблях построили сауну, бассейн и комнату отдыха.

«На “Севмаше” строились многоцелевые подводные крейсеры проекта 971, предназначенные для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей и судов противника; многоцелевые подводные крейсеры проектов 949 и 949А, основной задачей которых было уничтожение авианосных группировок противника; тяжелые атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, вооруженные баллистическими ракетами – самые большие атомные подводные лодки в мире», – рассказали в пресс-службе предприятия.

2 ноября 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 "Юрий Долгорукий", головного корабля проекта 955 "Борей" — первой серии атомных субмарин, которые строятся в России после распада СССР.

В настоящее время в составе флота три подлодки этого проекта. Всего до 2021 года запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них — модернизированного проекта 955А. В декабре на "Севмаше" будет заложена восьмая субмарина этого проекта.

"Бореи" должны стать основой морской составляющей ядерной триады России и в будущем полностью заменить "стратегов" предыдущего поколения — 667БДР "Кальмар" на Тихоокеанском флоте и 667БДРМ "Дельфин" на Северном.

О том, как в составе российского флота появились стратегические субмарины проекта 955 и на что они способны, — в материале ТАСС.

Подъем с глубины

В 1985 году появилось постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, согласно которому в ЦКБ "Рубин" начались проектные изыскания по двум вариантам атомного подводного крейсера четвертого поколения — проекту 955 (шифр "Борей-I") и проекту 935 ("Борей-II"). Руководил работами генеральный конструктор С.Н. Ковалев.


Первые субмарины 955-го проекта — дети "лихих 90-х". Головной корабль серии "Юрий Долгорукий" был заложен на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1996 году тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым и главой РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом. Лодке прочили быструю постройку, однако до спуска на воду прошло более 10 лет.

Корабль модернизировался дважды. Сначала из-за неудачи в испытании главного ракетного комплекса "Барк" субмарина потеряла в "весе" — было решено, что вместо 100-тонных ракет на лодке будут размещены 36-тонные ракеты "Булава". Это потребовало изменения проекта ракетного отсека лодки.
Чтобы сэкономить средства, решили использовать при постройке первых кораблей имевшийся на "Севмаше" задел по корпусным конструкциям недостроенных подлодок "Рысь" и "Кугуар" проекта 971.


Корабли 955-го проекта с ракетой "Барк" должны были быть размером с самые большие и мощные лодки в мире проекта 941 "Тайфун". С "Булавой" они оказались меньше.

В 2000-е годы обвальное сокращение гособоронзаказа вызвало трудности с выплатой заработной платы работникам "Севмаша", где строили лодку. Однако новое руководство страны во главе с президентом РФ Владимиром Путиным стало уделять должное внимание вопросам национальной безопасности и поддержке "оборонки". Судостроители получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, не опасаясь закрытия своих предприятий по финансово-экономическим причинам.

Строительство "Юрия Долгорукого" возобновилось, формирование его корпуса завершили в 2004 году.

Тактико-технические характеристики "Борея"


Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится "легкий" корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подлодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения — до 400 м; надводная скорость — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В — 190 МВт.

Швартовные испытания подводного крейсера начались 17 марта 2009-го, с 19 июня по 10 июля корабль прошел первый этап ходовых испытаний. Второй этап стартовал в августе того же года.

"Булава" для "подводного князя"


На субмарине установлен ракетный комплекс Д-30 (16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет "Булава") и торпедные аппараты калибра 533 мм. Первоначально лодки проекта 955 должны были быть вооружены ракетами Р-39УТТХ "Барк", разработанными в Государственном ракетном центре им. В.П. Макеева.

Принятие на вооружение комплекса Д-30 с "Булавой" намечалось на 2004-2005 годы, однако серия неудачных пусков заставила пересмотреть программу, и по срокам она сдвинулась. Оказалось, что унификация с наземным комплексом затруднительна, и, хотя наработки по последнему нашли широкое применение в "Булаве", все-таки пришлось проектировать ракету заново.

Для испытаний новой ракеты доработали головную лодку проекта 941. С борта ТК-208 "Дмитрий Донской" 23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Затем в период с 27 сентября 2005 по 9 декабря 2009 года "Дмитрий Донской" осуществил 11 пусков, из них три удачных и два частично удачных.

В октябре 2010-го "Дмитрий Донской" выполнил пару удачных пусков "Булавы". 28 июня 2011 года ракета успешно стартовала с "Юрия Долгорукого". В рамках программы совместных государственных испытаний пуски "Булавы" с головного "Борея" выполнили в августе и октябре 2011-го. А 28 декабря был осуществлен залп двумя ракетами.

Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, "Борей" прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав "Бореев" и "Ясеней", мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации
Дмитрий Рогозин

"Борей" может запустить "Булаву" из-под толщи арктического льда. Лодкам старых проектов типа "Кальмар" и "Дельфин" для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

"Бореи" могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря "старому" проекту лодки с ракетным комплексом "Барк". На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

Будущие "князья"


О том, что России необходимо иметь группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвертого поколения, Владимир Путин заявил в ноябре 2011 года. Тогда Минобороны РФ и ОСК подписали очередной контракт по разработке проекта 955А, исполнителем работ по которому выступает ЦКБ "Рубин".

Как подчеркивал глава государства, "речь не идет о милитаризации российского бюджета". "По сути, средства, которые мы выделяем, — это "плата по счетам" за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои "военные мускулы", — отметил президент.

В настоящее время сданы флоту три субмарины:

К-535 "Юрий Долгорукий" (заводской номер 201, шифр проекта 09550). Заложен 2 ноября 1996 года. Из-за недостатка финансирования и необходимости переоборудования под ракеты "Булава" формирование прочного корпуса было завершено лишь спустя 10 лет. Спущен на воду 13 февраля 2008 года и передан ВМФ РФ 10 января 2013-го.

К-550 "Александр Невский" (заводской номер 202, построен по модернизированному проекту 09551). Заложен 19 марта 2004 года, спущен на воду 6 декабря 2010 года, передан ВМФ 23 декабря 2013-го.

К-551 "Владимир Мономах" (заводской номер 203, проект 09551). Заложен 19 марта 2006-го, спущен на воду 18 января 2013 года, передан флоту 10 декабря 2014 года.

Следующие ракетоносцы строятся по проекту 09552 "Борей-А". Они отличаются лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.

Четыре субмарины находятся в стадии строительства:

"Князь Владимир" (заводской номер 204) заложен 30 июля 2012 года.

"Князь Олег" (заводской номер 205) заложен 27 июля 2014 года.

"Генералиссимус Суворов" (заводской номер 206) заложен 26 декабря 2014 года.

"Император Александр III" (заводской номер 207) заложен 18 декабря 2015 года.

Восьмой подводный ракетоносец (заводской номер 208, субмарина получит имя "Князь Пожарский") планируется к закладке 23 декабря 2016 года. Ожидается, что подводная лодка "Князь Владимир", первая из строящихся по улучшенному проекту "Борей-А", войдет в состав ВМФ России через два года.

"Борей-А" — корабль с улучшенными характеристиками, речь идет о модернизации проекта с учетом самых последних научно-технических достижений. Таким образом, проекты "Борей" и "Борей-А" обеспечивают дальнейшее совершенствование и развитие отечественного подводного ракетоносного флота на ближайшие десятилетия
Игорь Вильнит

"Это не мое "политическое завещание" и не "наказ", которому должны следовать мои преемники, - предваряет автор разговор по существу. - Эта статья - размышление человека, прожившего большую, интересную и, в основном, творческую жизнь. И другим могут быть полезны опыт и мысли человека, который имеет свою точку зрения на многие аспекты нашей жизни и который готов отстаивать свои взгляды, а если нужно - спорить и сражаться за свои идеи во благо России".

Две трети моей жизни, с 1950 года, связаны с подводными лодками и Центральным конструкторским бюро морской техники "Рубин" - старейшем в России КБ по их проектированию. Здесь я стал конструктором, потом - заместителем главного конструктора, главным инженером и 33 года проработал в должности генерального конструктора - начальника бюро.

В "Рубине" еще помнят те времена, когда главным инструментом конструктора был не компьютер, а кульман. Фото: Максима Блохина /Фотохроника ТАСС/

Главным направлением деятельности бюро, в котором прошла почти вся моя трудовая жизнь, всегда было и остается создание подводных лодок для Военно-Морского флота России. Среди технических сооружений, создаваемых человеком, подводные лодки имеют один из самых высоких уровней сложности - в их состав входят миллионы деталей, узлов и сложнейших технических средств, в обеспечение их постройки разрабатывается несколько десятков тысяч чертежей, а в их создании участвуют сотни предприятий и тысячи специалистов.

Однако ценность подводных лодок для страны заключается не в этих показателях, а в той роли, которую они играют в системе обороны России. Например, ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛ СН), вооруженные баллистическими ракетами межконтинентальной дальности, решают задачу ядерного сдерживания вероятного противника. Ответный ракетный удар даже одного подводного ракетоносца способен нанести противнику неприемлемый ущерб как в плане экономического потенциала, так и в плане остальных потерь.

Можно не сомневаться, что стратегические подводные ракетоносцы еще не одно десятилетие будут оставаться важнейшей составляющей ядерного оборонного потенциала России.

Фото: инфографика: Леонид Кулешов, Александр Емельяненков

Еще в 60-х-70-х годах прошлого века специалистам стало ясно, что как в военном, так и в экономическом отношении стратегические подводные лодки являются незаменимым видом оружия. Это самая "живучая" составляющая стратегических сил нашей страны - при первом ударе, нанесенном противником по нашей стране, обязательно уцелеет достаточное количество ракетных подлодок и ответный ракетный удар не оставит противнику шанса на продолжение нормального функционирования. Звучит это не очень красиво, но однозначно можно заявить, что для нашей страны это наиболее правильное решение по сдерживанию противника от подобных действий.

Различные средства противоракетной обороны противника в полной мере эту задачу решить не смогут, так как для преодоления современной ПРО уже есть решения, а также вследствие того, что удар может быть нанесен подводной лодкой практически из любой точки Мирового океана. С учетом этого, не удивляет, что европейские ядерные державы (Великобритания и Франция) фактически отказались от триады ядерных сил и совершенствуют только морскую ядерную составляющую.

В британском флоте – свои церемонии. Фото: YPS-Hamburg/HDW

В Великобритании ведется работа по программе "Dreadnought" (подводные лодки, которые должны заменить лодки типа "Vanguard"), а во Франции начаты работы над стратегической лодкой третьего поколения (SNLE3G). Пока сохраняют стратегическую триаду только США, но и там отчетливо прослеживается тенденция к возрастанию роли морских "стратегов" (программа ПЛАРБ типа "Columbia").

Со времен "холодной войны" и биполярного мира ситуация для России изменилась радикально: она стала более сложной и менее предсказуемой

Многоцелевые атомные подводные лодки, в том числе вооруженные крылатыми ракетами, в значительной степени можно считать универсальным инструментом военного воздействия. Они, в отличие от неатомных подводных лодок, способны решать задачи глобального уровня, практически в любой точке нашей планеты.

Неатомные подводные лодки реализуются как разумное дополнение к многоцелевым АПЛ. Неатомные ПЛ выполняют функцию сдерживания в тех районах, где применение атомных невозможно или не оправдано экономически (в окраинных и замкнутых морях).

Такие дизель-электрические подводные лодки строят на Адмиралтейских верфях в Петербурге. Фото: ЦКБ "Рубин"

Развитие подводных сил России в обозримой перспективе предельно понятно: постройка и совершенствование РПЛ СН типа "Юрий Долгорукий", многоцелевых АПЛ типов "Северодвинск" и "Казань", неатомных подводных лодок типа "Санкт-Петербург". Эти планы уже находятся в состоянии реализации и нет сомнений в том, что они будут выполнены. А что дальше?

Как всегда, вектор развития подводных сил России (да и системы обороны страны в целом) формируется двумя факторами: прогнозируемой военно-политической обстановкой и развитием технических средств, применяемых на этих военных объектах.

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д.Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. Фото: архив ЦКБ "Рубин". Фото: ЦКБ "Рубин"

По моему мнению, со времен "холодной войны" и биполярного мира ситуация для России изменилась радикально, и я не могу сказать, что в настоящее время военно-политическая ситуация лучше или хуже предыдущей. Ясно одно - она стала более сложной и менее предсказуемой. Из этого вытекает только один вывод - "всегда будь ко всему готов". Это непросто. Это означает, что на смену узкоспециализированным средствам вооруженной борьбы должны прийти универсальные средства. В части перспективных подводных лодок целесообразно рассмотреть концепцию "монотипа" - лодки, которая сможет решать, как стратегические, так и оперативно-тактические задачи. Разумеется, принятие решения о продолжении работ над "монотипом" не требует спешки, но и откладывать этот вопрос в "долгий ящик" нельзя, ибо по совокупности эта технология может дать заметную финансовую экономию.

Макет перспективной ПЛ "Сервал" с анаэробной (воздухонезависимой) энергоустановкой. Фото: ЦКБ "Рубин"

Еще один фактор, который с каждым годом проявляется все более отчетливо, - это усиление роли науки и ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса. Слово "научно-технический" не зря пишется не раздельно, а через дефис - высокое качество подводных лодок может быть обеспечено только при неразрывной связи науки и техники. Более того, достижения науки должны играть роль буксира, увлекающего за собой технику и технологию.

Знаю, что в постперестроечные времена отечественная прикладная наука оказалась в тяжелом положении и до настоящего времени еще не вернула себе передовые позиции. Если нам удастся помочь отечественной кораблестроительной науке, то в ней обязательно появятся такие выдающиеся ученые, как академик Валентин Михайлович Пашин, многие годы возглавлявший ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (в настоящее время - Крыловский государственный научный центр). Как академик Игорь Васильевич Горынин, руководивший ЦНИИ КМ "Прометей" (сейчас в составе НИЦ "Курчатовский институт"). С этими замечательными учеными меня долгие годы связывала не только работа, но и настоящая дружба, построенная на взаимном уважении и доверии.

С коллегами-академиками в рабочем кабинете генерального конструктора и начальника ЦКБ "Рубин". Фото: ЦКБ "Рубин"

Хочу поделиться еще одним важным наблюдением. Мне, как выпускнику Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского, всегда были близки и понятны требования ВМФ к проектируемым подводным лодкам. Это понимание безусловно помогает создавать корабли, на которых моряки будут служить с готовностью. В советский период подводного кораблестроения корабль всегда создавался командой единомышленников - проектантов и представителей ВМФ. Не зря рядом с фамилией главного конструктора проекта всегда писалась фамилия главного наблюдающего по проекту - человека, который безусловно был соавтором главного конструктора.

На подводной лодке "Санкт-Петербург". В центре: Ю.Н. Кормилицин, И.Д. Спасский, С.Б. Иванов, А.Ф. Шлемов. Фото: ЦКБ "Рубин"

Однако здесь допустимо высказать еще одну мысль, созвучную известному афоризму военного теоретика Карла Клаузевица: "Война есть продолжение политики, только иными средствами". Подводная лодка - инструмент ведения войны, и ее проект является продолжением объективных требований политики. Реализация этих требований - это во многом субъективный процесс, в котором большую роль играет воля руководителей, встроенных в "вертикаль власти" - от президента Российской Федерации до главного конструктора проекта.

Командир подводного ракетоносца "Александр Невский" встречает на борту президента России и Верховного главнокомандующего. Фото: "Севмаш"

У меня была возможность наблюдать за работой как наших, так и иностранных специалистов, сравнивать их методы. Должен сказать, что подготовка наших специалистов не хуже иностранных, а работают наши иногда даже с большей изобретательностью. Но что у нас "хромает", так это организация.

В 90-х годах хроническое недофинансирование работ было нормой - предприятия оборонки соглашались выполнять работы за те деньги, которые им могло выделить государство. Чтобы получить финансирование в необходимом объеме, руководству предприятий приходилось проявлять высший класс изворотливости.

Сейчас беда в другом - работа предприятий, выполняющих гособоронзаказ, столь формализирована с дублирующими друг друга уровнями контроля, что уже не остается времени и сил на выполнение собственно технических работ. Конечно, я преувеличиваю, но бюрократия сильно вредит реальной работе.

Коллеги. И.Д. Спасский и В.Л. Александров, возглавлявший долгое время Адмиралтейские верфи. Фото: ЦКБ "Рубин"

Сравнивая наши методы работы с методами, принятыми за рубежом, невольно вспоминаешь про масштабные усилия, которые объединяются словом "импортозамещение". Справедливости ради надо сказать, что на подводных лодках зарубежные изделия практически не применялись. Исключением были изделия, которые производились в республиках бывшего СССР, а потом - в странах СНГ. При проектировании подводных лодок, которые в настоящее время строятся на наших судостроительных заводах, использование изделий зарубежного производства резко сокращено с задачей полной замены на изделия российского производства. К сожалению, такое решение продиктовано вынужденной страховкой.

И все же в "импортозамещении" есть какая-то неестественность. Оно несколько противоречит логике развития техногенной цивилизации, в которой действуют законы разделения труда и кооперации. Безусловно, можно довести "импортозамещение" до абсурда, до натурального хозяйства, построенного внутри страны. Но кому от этого будет лучше?

АПЛ на плаву – значит, выход найдется… Фото: Александр Емельяненко/РГ

Я вспоминаю операцию по подъему затонувшего атомного подводного крейсера "Курск", проведенную в 2001 году. В ней принимала участие международная команда, в которую, кроме российских предприятий и организаций, в том числе, таких известных как ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, завод "Севмаш", входили голландские компании Mammoet и Smit, норвежская Hulliburton, а также специалисты из других фирм.

Могла ли Россия выполнить подъем "Курска" без зарубежного участия? Безусловно, могла. Но на это потребовалось бы больше времени и больше денег.

Возвращаясь к истории с "Курском", могу сказать, что и проект подъема, и сама операция имели значение не только для России. Это был важнейший международный проект. Проект, сплотивший всех участвовавших в нем специалистов. Проект, который в техническом смысле обогатил все участвующие стороны и судоподъем в целом. Проект, который продемонстрировал возможность совместных работ стран НАТО и России на общее благо.

Скажу больше: помимо всего, что связано в подъемом АПК "Курск", российские кораблестроители активно взаимодействовали с компаниями ряда стран НАТО (Италия, Германия, Франция) по линии военно-технического сотрудничества. В частности, совместно с итальянской Fincantieri был разработан проект неатомной подводной лодки S1000.

В Баренцевом море во время подготовки к подъему "Курска". Фото: ЦКБ Рубин

Мне в составе ряда делегаций довелось побывать во многих странах Европы, а также в США. Везде мы ощущали живой интерес к российскому судостроению и стремление к сотрудничеству, хотя и чувствовали, что представители зарубежных компаний испытывают опасения в отношении конкуренции со стороны российских компаний. Сейчас экономические санкции, направленные против России, больно бьют и по многим европейским компаниям, которые имели тесные деловые отношения с российскими фирмами. Нарушается логика экономических отношений, которую постоянно пропагандирует политическое руководство США - "экономическая свобода, не знающая межгосударственных границ". Оказывается, эта свобода распространяется только на США.

Столь же активно развивались отношения с зарубежными партнерами про другим направлениям деятельности нашего предприятия. В первую очередь это касается программ и планов освоения шельфа. Думаю, что совместные проекты в этой сфере несут обоюдную выгоду, и задача политиков состоит в том, чтобы обеспечить развитие международных отношений на принципах добрососедства и сотрудничества.

Пока я не могу себе представить, что в обозримом будущем в международных делах может произойти полный отказ от использования силовых методов. Чтобы застраховать Россию от этого, ей, безусловно, нужны сильные вооруженные силы, включая сильный Военно-морской флот. Но безопасность страны не может обеспечиваться только военными мускулами. Сильная Россия - это, прежде всего, сильная наука и экономика, построенная не на добыче сырья, а на его глубокой переработке, а также на интеллектуальных, наукоемких технологиях.

Именно высокий технологический уровень страны может обеспечить ее населению высокий уровень жизни, сгладить имеющиеся острые углы в межнациональных отношениях, поднять рождаемость, высвободить ресурсы для охраны окружающей среды, развития искусства и т.д.

Чтобы добиться этого, нет нужды запускать "с нуля" все новые проекты типа Сколково. В России есть много предприятий и организаций, которые могут (конечно, если им не мешать) обеспечить поступательное и надежное развитие экономики. Эти крепкие предприятия - своего рода фундамент, на котором может строиться устойчивое будущее России.

АПЛ и заводские буксиры выполняют швартовные операции на акватории "Севмаша". Фото: "Севмаш"

В последние годы руководство страны старается оградить малые предприятия от "излишней опеки" со стороны проверяющих госструктур. Это, безусловно, правильно, но львиную долю финансовых поступлений в казну страны обеспечивают налоги не малых, а крупных предприятий. И представляется логичным обеспечить именно этим предприятиям наиболее благоприятные условия для работы, упростить структуры управления компаниями, 100% акций которых принадлежит государству.

Построенная на Адмиралтейских верфях ДЭПЛ «Кронштадт» покидает верфь в плавучем доке. Фото: ЦКБ "Рубин"

Руководители любого уровня не могут обойтись без коллектива единомышленников. Могу констатировать, что и сегодня "Рубин" является ключевым бюро в системе глобального сдерживания, твердо и неуклонно выполняющим поставленные Верховным Главнокомандующим задачи.

Академик И.Д. Спасский и генеральный директор ЦКБ "Рубин" И.В. Вильнит на Военно-морском салоне в Петербурге. Фото: Александр Емельяненков/РГ

Академик Игорь Дмитриевич Спасский (1926) - российский (советский) конструктор, инженер, академик РАН, признанный специалист в области проектирования подводных лодок и глубоководной техники специального назначения. Более 30 лет возглавлял в качестве начальника (директора) и генерального конструктора ЦКБ МТ "Рубин" (Санкт-Петербург), куда пришел на работу в 1950 году. Герой Социалистического Труда (1978), доктор технических наук, профессор. В 2001 году под его руководством был подготовлен и осуществлен подъем АПЛ "Курск", которая погибла вместе с экипажем на учениях в Баренцевом море.

В 2002 году И.Д. Спасский удостоен звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга", в 2007-м стал лауреатом Государственной премии за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев. В 2018 году, в возрасте 92 лет, ему присвоено звание Герой Российской Федерации.

По данным из открытых источников, подводный ракетоносец типа "Борей" и "Борей-А" (проекты 09550, 09551, 09552) состоит из 1 миллиона 300 тысяч узлов и механизмов. Для строительства такой подлодки требуется 17 тысяч тонн металла. Общая протяженность трубопроводов и кабельных трасс, соответственно, 109 и 600 километров. Внешний корпус покрывают 10 тысяч резиновых пластин, состыкованных вместе и посаженных на специальный клей.

PS. В оформлении использованы фото и видеоматериалы из архива ЦКБ МТ "Рубин", ПО "Севмаш" и портала Минобороны РФ. Авторы отдельных сюжетов: Максим Воркунков, Александр Емельяненков, Сергей Кундывус, Олег Кулешов, Юрий Миропольский, Ирина Огородникова, Сергей Поздняков.

Асафов Алексей Николаевич. Создатель подводных лодок

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения конструктора первых советских подводных лодок, Алексея Николаевича Асафова. Его имя в течение долгих лет предавалось забвению, а потому оно почти неизвестно даже многим подводникам. Между тем, он оставил значительный след в нашем военном судостроении. Асафов, по свидетельствам современников, в том числе и известного кораблестроителя профессора С.А. Базилевского, был изобретателем-самоучкой. А.Н. Асафов не имел должного специального образования по конструированию подводных судов, однако это не помешало ему создать знаменитые подводные лодки типа «М» («малютка»), верой и правдой служившие в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Родился А.Н. Асафов 18 марта 1886 года в Кронштадте в семье квалифицированного рабочего судостроительного завода. Трудовую деятельность Алексей начал учеником на одном из судоремонтных предприятий, мечтая стать морским инженером. С этой целью он поступил в Петербургский политехнический институт, который и окончил в 1911 г.

Получив диплом инженера, Асафов начал работать на Адмиралтейском заводе, участвуя в постройке линкора «Гангут». Здесь молодой инженер познакомился с конструктором этого корабля - выдающимся русским кораблестроителем И.Г. Бубновым, с которым в дальнейшем неоднократно встречался, многому у него научившись. На следующий год он перешел на Балтийский судостроительный завод, сначала производителем работ, а в дальнейшем заведующим бюро подводных лодок. Так начался его путь в подводном кораблестроении.

В то время серийная постройка подлодок типа "Барс" (тоже конструкции Бубнова), осуществлялась на верфи "Ноблесснер" в Ревеле (Таллин), куда в очередной раз перешел Асафов и где с 1913 года пять лет проработал на строительстве субмарин. В 1918 году, после известного Ледового похода кораблей Балтфлота из Ревеля, Гельсингфорса и других мест базирования в Кронштадт, Алексей Николаевич вернулся в Петроград, где возглавил ремонт подводных судов на Адмиралтейском и Балтийском заводах. В условиях острой нехватки запасных частей, инструмента, электроэнергии и рабочей силы, Асафов смог организовать ремонт ряда ПЛ ("Касатка", "Макрель", "Минога", "Окунь" и "Пантера"), за что Петросовет наградил его именными часами. Однако, вскоре в кораблестроительной деятельности Асафова наступил длительный перерыв.

В 1924 году Алексея Николаевича назначили начальником Севзапвоенпрома, а через пару лет - главным инженером старейшего в России Сестрорецкого оружейного завода. Еще через два года, Асафов был обвинен в причастности к делу "Промпартии" и осужден. Несмотря на то, что он в течение последних лет занимался "сухопутными" проблемами, за ним сохранялась репутация зрелого и грамотного военного судостроителя, прошедшего выучку у самого Бубнова. Вероятно, это обстоятельство и послужило причиной определения Асафова, в числе других репрессированных кораблестроителей, в коллектив Особого технического бюро, находившегося в подчинении ОГПУ и работавшего по перспективным направлениям военной тематики. Здесь Асафов вскоре выдвинул заманчивую идею создания эскадренного подводного корабля, для ведения боевых действий в составе соединений надводных сил флота, эскизный проект которого, самостоятельно разработал к 1930 году.

Существует мнение, что в качестве прототипа Асафов использовал, незавершенный в свое время Бубновым, проект 950-тонной подводной лодки. Вполне вероятно, что, так оно и было, но при этом проект Асафова отличался целым рядом собственных оригинальных технических решений. Правда, не все технические новинки, заложенные им в проект, были удачными и до конца продуманными. Тем не менее, эскизный проект корабля получил положительную оценку начальника Морских Сил РККА Р.А. Муклевича и по его указанию был представлен на рассмотрение Реввоенсовета СССР. Там уже, 23 ноября 1930 г. специальным постановлением «О проекте эскадренной подводной лодки, разработанной под наблюдением ОГПУ», проект был одобрен без серьезных замечаний, а "Союзверфи", дано указание "в срочном порядке при содействии ОГПУ развернуть работы по составлению общего проекта, подготовке стапелей и закладке трех подводных лодок этого проекта на Балтийском судостроительном заводе". Любопытно, что на заседание РВС был допущен и даже выступил с докладом, все еще осужденный, Асафов.

В Техбюро №4, которому поручили разработку общего (технического) проекта новой лодки, ее конструкция и ряд тактико-технических элементов подверглись основательной критике. Но Алексей Николаевич с помощью Муклевича сумел убедить ответственных работников Совнаркома в добротности и перспективности своего проекта. В итоге, 21 мая 1931 г. на Балтийском заводе была заложена головная подводная лодка IV серии, названной в честь центральной партийной газеты "Правдой" (П-1). В конце того же года заложили еще две однотипные ПЛ - "Звезда" (П-2) и "Искра" (П-3).


Учитывая, что отдельные решения, предложенные Асафовым, нуждались в уточнении и экспериментальной проверке, строительство лодок IV серии продвигалось медленно. И хотя в ходе постройки удалось значительно улучшить тактико-технические элементы этих подлодок, однако полностью выйти на проектные их значения не смогли. Причем мешали этому не только конструкторские промахи Асафова, но и серьезные неточности в некоторых расчетах, выполненных в бюро.

"Ввиду невозможности построить подлодки "Правда" в точном соответствии с установленными РВС от 23.11.30 года тактико-техническими элементами благодаря ряду ошибок, допущенных ЦКБС-2 в расчетах прочности корпуса подлодки и ее нагрузки. ", 10 июня 1933 г. Реввоенсовет СССР утвердил новые, откорректированные тактико-технические элементы (ТТЭ) подводной лодки "Правда": водоизмещение 942 т, полная скорость надводного хода 21 уз, подводного - 9,2 уз, глубина погружения 50 м, дальность плавания под дизелями экономической скоростью 11 уз - 6800 миль, состав вооружения - два 100-мм и одно 45-мм орудия, 6 торпедных аппаратов с запасом из 10 торпед. По сравнению с первоначально принятыми, вновь утвержденные ТТЭ подводной лодки "Правда", явились шагом назад, особенно в скорости хода, но они были более реальными и устраивали судостроителей, чего нельзя было сказать про подводников.


Летом 1936 года после испытаний все три субмарины вступили в строй и вошли в состав Балтфлота. Как и следовало ожидать, они оказались непригодными для действий в составе отрядов боевых надводных кораблей, и прежде всего из-за недостаточной скорости, хотя формально продолжали числиться эскадренными. К тому же они уступали иностранным субмаринам своего подкласса по ряду важных тактических показателей. Однако назначенный в 1934 году начальником Главморпрома Наркомата тяжелой промышленности Муклевич, отстаивал иную точку зрения. В январе 1937 г. в докладе Сталину он писал, что ПЛ типа "Правда" показала на сдаточных испытаниях достаточно высокие данные, в том числе маневренность и мореходность. Однако это была явно завышенная оценка, которую не разделяли не только руководители ВМС РККА, но и работники Совнаркома, признавшего ". подлодки типа "Правда" не удовлетворяющими требованиям в качестве эскадренных подлодок". Больше ПЛ этого проекта не строились.


Анализируя причины неудачи этого прогрессивного в своей основе замысла Асафова, известный конструктор-подводник контр-адмирал М.А. Рудницкий, в 1970 г. в своей рукописи писал, что Асафов не принимал участия в начальном периоде проектирования подводных лодок, не изучил с доскональной полнотой опыт первой мировой войны и последние достижения в теории подводных лодок и, поэтому, допустил ряд ошибок при проектировании. Кроме того, понадеявшись на собственные силы, Асафов не воспользовался коллективным опытом подводников, конструкторов и строителей ПЛ, не всегда прислушивался к их мнению, что явилось и другой, не менее важной, причиной просчетов талантливого конструктора.

Следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны ПЛ IV серии в основном занимались перевозкой боеприпасов, топлива и продовольствия из Кронштадта в блокированный Ленинград и осажденную военно-морскую базу Ханко, а также принимали участие в артиллерийской обороне города на Неве. К концу войны уцелела лишь подводная лодка "Искра" (П-3), которая затем использовалась в учебных целях.


Однако с именем А.Н. Асафова связана еще одна страница истории отечественного подводного кораблестроения. В 1932 году, когда началось формирование Морских Сил Дальнего Востока, правительство приняло решение о создании и срочном запуске в серийное производство субмарин малого тоннажа, позволяющем в собранном виде их доставлять на Тихий океан по железной дороге, без создания помех встречному движению. Эта задача была поставлена Асафову, который к этому времени был уже официально освобожден и назначен главным инженером Техбюро № 4.


20 марта 1932 года технический проект первой советской малой подводной лодки, получившей наименование "Малютка" VI серии, был утвержден с условием внесения в него некоторых улучшений, и 29 августа того же года на николаевском судостроительном заводе была заложена головная подлодка М-2 этой серии. До конца же года, там заложили еще шесть однотипных лодок.

Нужно сказать, что Асафов оценил преимущества электросварки и, одним из первых в отечественном подводном судостроении, настаивал на переходе от традиционно клепаных к сварным корпусам кораблей. Однако николаевские судостроители, ссылаясь на неподготовленность производства, приступили к выпуску "малюток" с клепаными корпусами. И только благодаря вмешательству и поддержке побывавшей в 1933 году в Николаеве комиссии, под председательством Начальника ВМС РККА В.М. Орлова, в которую входили П.Ф. Папкович, Ю.А. Шиманский и В.П. Вологдин, а также настойчивости других сторонников внедрения сварки в судостроение, завод все-таки приступил к постройке сварных подводных лодок VI серии.


Эти небольшие корабли оказались удачными и вполне боеспособными, хотя плавать и воевать на них, особенно в условиях тихоокеанских штормов и циклонов, было очень тяжело. 3 сентября 1934 года, докладывая Орлову о результатах испытаний первых 18 подводных лодок данной серии, председатель Постоянной комиссии по приемке кораблей А.К. Векман отмечал, что сварка полностью себя оправдала, и корпуса показали исключительную прочность и надежность на глубинах до 60 м. Лодки для своего водоизмещения обладали хорошей мореходностью, управляемостью и поворотливостью, а также мощным для своих размеров торпедным вооружением.

"Любили мы свои "малютки", - вспоминал в конце восьмидесятых годов бывший командир подводной лодки М-1, первой вступившей в строй, адмирал Н.И. Виноградов. - Несмотря ни на что, считали их самыми лучшими лодками. И с сожалением расставались с ними". В общей сложности было построено 30 "малюток" VI серии, из которых 28 вошли в состав Тихоокеанского флота, а две (М-51 и М-52) остались на Черном море. В годы войны они принимали непосредственное участие в боевых действиях на обоих - морском и океанском - ТВД.


Однако, завершив разработку проектов указанных подводных лодок и включившись в процесс их постройки и доводки, А.Н. Асафов начатое дело до конца довести не успел. Зимой 1933 года, возвращаясь на пароходе из служебной командировки в Германию, он серьезно заболел и 21 февраля 1933-го в возрасте 48 лет скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Ленинграде, где покоятся многие видные деятели российского флота, известные ученые и инженеры. На могиле Алексея Николаевича стоит небольшой обелиск, на котором высечена подводная лодка и надпись: "Асафов Алексей Николаевич. 1886 -1933 гг. Конструктор подводных лодок "Малютка" и "Правда".


Читайте также: