Конструкторы рефлекторы центристы определить тест

Обновлено: 01.05.2024

Что если определяете проблемы, ставите цели, выбираете инструменты управления не вы, а те программы, которые заложены в мозг? Можно ли как-то это изменить или хотя бы улучшить работу программ?

Изучая закономерности управления, все больше специалистов отмечает необходимость учитывать особенности руководителей при постановке целей, принятии решений и выборе способов управления [1]. В этом направлении представляет интерес работа Андрея Курпатова, выделившего три типа мышления, оказывающих влияние в процессе выполнения любых задач (вопрос правки интеллектуальных объектов и работы с факт-картами рассмотрен в другой заметке). Учитывая эти типы, агенты перемен получают возможность разрешать вызванные различиями конфликты и повышать управляемость. И, если А.Курпатов больше о психофизиологии, то схожий вопрос в менеджменте рассмотрел И.Адизес, выделив четыре роли\функции, выполняемые сотрудниками компании: делатель, администратор, предприниматель, интегратор (о чем в конце статьи) [2]. Тем не менее, мне, как автору модели Три_Ф [10], интересен тринитарный взгляд Андрея, т.к. он коррелирует и подтверждает мои идеи.

Ниже в статье даются ответы на вопросы почему:

  • необходимо бороться с иллюзией, что человек может добиться результатов опираясь только на собственное сознание, личность, ЭГО…
  • внутри нас думает сложный нейрофизиологический комплекс, созданный для того, чтобы думать про других людей, окружающих человека. Деятельность этого механизма отличается у разных людей. И при решении любых других задач каждый человек использует этот свой механизм.
  • можно научить работать мозг под задачи, который ставит человек, а не постоянно пережевывать умственную жвачку. Для этого необходимо разобраться в том, как работает механизм мышления у других людей, расширив возможности своей программы мышления, заложенной изначально.

Три способа мышления

И.П. Павлов, создавая теорию высшей нервной деятельности, определил, что живые организмы осуществляют взаимоотношения с миром через сигналы, поступающие в нервную систему. Различные предметы и явления приобретают значение условных сигналов. Иван Петрович выделил две сигнальных системы:

  • первая — человек реагирует физиологично, эмоциями, формируя условные рефлексы по отношению к конкретным предметам.
  • вторая — результат воспитания человека и является словесным описание сигналов, мысленно произносимых и выступающих такими же раздражителями, как и физические.

Основываясь на вышесказанном, И.П.Павлов выделял два типа людей:

  • истерики (художественный тип) — люди, прежде всего реагирующие эмоционально, а потом включающие мыслительные процессы;
  • шизоиды (мыслительный тип) — люди, у которых области мозга, отвечающие за вторую сигнальную систему, являются ведущими в процессе мышления и принятия решения (они способны так увязнуть в своих размышлениях, что перестают слышать собственные желания).

Т.к. И.П.Павлов был увлечен физиологией, он учел зависимость поведения животных от внутренних структур мозга, но при этом не уделил внимание социальному поведению. Люди являются стадными животными и одно из проявлений инстинкта самосохранения связано с деятельностью «в стае».

Для выживания каждый человек использует все три типа мышления (радикала):

  • истероидный — опирается на свои потребности, интересуется тем, во что может быть вовлечен, с чем имеет отношение и стремится добиться личных выгод. При этом он создает ценности, оценивая что хорошо или плохо…
  • шизоидный — работает с информацией, сравнивает все, встраивая в свою систему миропонимания. Вовлекается в те обстоятельства, которые позволяют усложнять имеющуюся систему.
  • невротический — смотрит на мир с учетом социальных обстоятельств (как между людьми движется информация, кто к кому как относится). Старается улучшить мир для всех, основываясь на своих представлениях о том, что есть хорошо.

Картина реальности

Человек принимает решения не имея реальной картины, а лишь на основе абстрактных знаний. Мышление — это способность формировать представление о реальности [4].

Если говорить не о разных психотипах, а способах работы с информацией, то программы мышления определяют то, каким способом будет происходить сборка интеллектуальных объектов, составляющих карту воспринимаемой нами реальности. Такими объектами являются любые продукты работы психики (визуальные образы, ощущения, звуки, эмоции, привычки, слова, модели и т.д.), в том числе представления о той социальной стае, в которой человек живет. Такие стаи — это не настоящие люди, а образы людей, создаваемые мозгом.

Когда человек представляет некую область знания (например, менеджмент, организация и пр. ), старается разобраться в своем проекте, управляет организацией — он делает это на основании тех принципов, которые запрограммированы в его дефолт системе. Т.е. оказавшись в какой-то ситуации люди могут повести себя по-разному, так как в зависимости от радикала человек существует в одном из трех миров:

  • шизоидный — в абстрактных закономерностях… Сначала рационализирует события, а потом полученные абстракции использует для конструирования модели реальности.
  • истероидный — в индивидуальных потребностях… Соотносит происходящее с собой и рефлекторно отражает мир.
  • невротический — в социальных отношениях… Рисует картину отношений относительно некого выбранного в качестве центра предмета, явления.

«Слово вроде бы одно, а представление за ним у каждого своё собственное, и вы не знаете, что на самом деле воображает человек, когда использует то или иное слово.» (А.Курпатов)

Нельзя по каким-то признакам человека определить, какой радикал им движет. Только в процессе деятельности, по реакции на реальные события можно понять это.

Мир в котором живет человек

Люди живут в разных условиях, выполняют отличные функции на своем уровне социальной иерархии. И это не результат случайного стечения обстоятельств, а следствие работы мозга [3].

«Воздействовать на реальность, производить в ней изменения — в этом конечная цель и смысл нашего мышления.» (А.Курпатов)

Люди имеют врожденные качества, которые определяют их мыслительные процессы. Психические радикалы определяют выборы, которые делает человек. Глядя на то, как устроена жизнь человека, можно предположить какие радикалы движут им.

С другой стороны, каждое время, жизненная ситуая востребуют людей определенного типа, предоставляя им больше или меньше шансов реализоваться.

«нет ни IQ, ни воли, а лишь наше умение собирать (и, при необходимости, пересобирать) интеллектуальные объекты, относящиеся к делу — восприятие ситуации как таковой и себя в ней.» (А.Курпатов)

Три психотипа

Мозги запрограммированы таким образом, чтобы люди могли думать о мире по-разному. С учетом рассмотренных психических радикалов, как способов создания внутренних интеллектуальных объекта, несложно выделить три психотипа человека:

  • конструктор — рациональный человек, хорошо владеющий языком, определяющий признаки и создающий логические структуры. Строит категориальные связи между абстрактными объектами, но отсутствуют фактические реальные связи между элементами, помогающие понять, что происходит на самом деле.
  • центрист — человек с ведущим невротическим радикалом, уделяющий внимание реальным отношениям, которые есть в системе между элементами, стремящийся понять, что происходит на самом деле.
  • рефлектор — воспринимает мир рефлекторно, через отношение к себе, понимание того какие возможности и риски его ожидают. Этот художественный тип входит внутрь «стаи», системы и опирается на то, как все субъекты относятся лично к нему.

«В каждом из нас есть по толике от каждого из типов, но какой-то один всегда вырывается вперёд и диктует остальным свои правила.» (А.Курпатов)

Люди используют разные типы мышления, но стремятся первичность отдавать одному из них. Отнесение человека к одному из типов свидетельствует не о силе выраженности например, эмоции или мышления, а о первичности в принятии решения.

Сбор модели реальности

В общении люди с разными типами с трудом понимают друг друга — пользуясь одними понятиями, люди говорят о разном.

Если человек знает свой тип мышления и понимает каким образом можно собирать интеллектуальные объекты другим способом, то появляется возможность собрать максимально сложную модель реальности.

Использование разных радикалов в процессе мышления позволяет человеку создавать наиболее сложные мыслительные конструкции. Талантливые, гениальные люди умудряются быть одновременно центристами, рефлекторами, конструкторами.

Когда в человеке сочетание радикалов значительно отличается от большинства его сородичей, он с одной стороны, способен решать неожиданным способом самые нетривиальные задачи, с другой — быть не понятым и оказаться изгоем.

Неосознаваемый процесс мышления

В наших представлениях о реальности больше нас самих, чем реальности, т.к. они отражают наше отношение, комфортности, механизмы мышления. Для создания интеллектуальных объектов используются разные области коры мозга.

«За восприятие информации в нашем мозгу отвечает «сеть выявления значимости» (СВЗ), за переработку информации — «центральная исполнительская сеть» (ЦИС), а за мышление
(в самом, так сказать, высоком и главном смысле этого слова) — «дефолт-система мозга» (ДСМ).» (А.Курпатов)

В то время, когда человеку кажется, что он «витает в облаках» огромную работу совершает его дефолт-система мозга. Она создана эволюцией для работы с виртуальными образами, поэтому люди способны думать об объектах даже когда их нет рядом. Т.о. вступая во взаимодействие с чем-то мы воспринимаем больше, чем ощущаем, привносим информацию из мозга.

Дефолт-система, режимы работа мозга в клиповом управленческом консалтинге

Сознательные ресурсы организма крайне ограничены:

  • немногозадачность работы [5];
  • учитывает не более трех аспектов ситуации;
  • продолжительность сознательной мысли 3 сек..

В отличие от сознания возможности дефолт-системы значительны. Так, она может обрабатывать от 150 до 230 элементов и связей между ними. И когда человек мыслит, он заставляет разные интеллектуальные объекты «функционально сталкиваться в нашей дефолт-системе друг с другом». Например, при возникновении идеи происходит объединение объектов. Если задачу не удается решить, то испытывая внутреннее напряжение, «закидываем этот вопрос куда-нибудь на дальнюю полку» и переключаемся на другое.

Обучение мышлению

Мыслительные способности ограничивают возможности человека. Поэтому так важно развивать свое мышление.

В мозге происходит разработка программ мышления для взаимодействия с другими людьми. Выработав их в социуме, человек эти же программы использует для решения любых других задач. Т.о. развить собственное мышление человек может только общаясь с другими людьми.

«возможно, главная загвоздка мышления: оно, вроде бы, наше, происходит исключительно внутри нас, но для того, чтобы оно продвигалось, нужно, чтобы с нами кто-то разговаривал — какой-то другой человек.» (А.Курпатов)

Научиться мыслить широко невозможно с помощью разума, сознания. Необходимо научить дефолт систему пользоваться разными видениями мира. Ее навыки формируются в процессе долгих изнурительных тренировок.

Самостоятельно это невозможно сделать — необходимы отношения с другими людьми, которые помогали бы увидеть, что наш способ видения мира частный, ограниченный. Когда человек учится видеть других людей с учетом их особенностей, то как они строят свои картины мира — это помогает существенно раздвигать границы собственного мышления, не оказываться в заложника того программного кода, который дан от природы дефолт системой.

А.Курпатов в качестве причины сущего рассматривает мозг. В отсутствие у меня базового психиатрического образования я не могу быть столь уверенным в этом, а когнитивисты страшно возмущаются утверждению «сознание — производная ствола мозга». Но в остальном идеи автора нахожу интересными…

Люди отличаются друг от друга и их мыслительные особенности влияют на восприятие мира и управление им. А.Курпатов убедительно, основываясь на научных исследованиях обосновал предложенную им типологию. Но, нам остается согласиться с Н.М.Карамзиным — «ничто не ново под луною» и, например, вернуться к типологии И.Адизеса, в которой заложены схожие идеи:

  • люди отличаются друг от друга и это приводит к конфликтам и непониманию;
  • отличия людей оказываются полезны для решения разных задач и вместе они позволяют решать сложные проблемы.

Но если вспомнить о типологии темпераментов Гиппократа — Галена, то все это представляется крайне банальным. Но с одной стороны «повторение — мать учения», а с другой — каждая из типологий привносит новизну, затрагивает новую грань жизнедеятельности человека.

В отличие от рассмотренной выше типологии, И.Адизес выделяет четвертый тип — интегратора, как человека способного понять различие между людьми и помочь им объединить свои усилия [2]. По мнению же А.Курпатова, каждый может стать интегратором, для чего необходимо развивать способности мышления.

Р.Хайнце [6] скорее соглашается с И.Адизесем. По его мнению некоторые люди испытывают серьезные трудности в понимании того, что другие мыслят иначе и строят иные мыслительные конструкции, имеют другие представления об организации. Предполагаю, что психоневрологи и под этот взгляд смогли подвести научную базу, обосновывающую тип негибких людей.

Несмотря на сказанное, я посчитал важным разместить Библиотеке подходов по управлению изменениями информацию о типологии А.Курпатова, т.к. акцентирует наше внимание на том, что не только рациональный, сознательный способ мышления способствует решению сложных, комплексных задач [7]. В нашем сегодняшнем, в т.ч. научном сообществе превалируют мышление в плоскости сознание-материя. Иногда мы опираемся на то, что первична материя, иногда отдаем первенство сознанию, но упускаем другие аспекты [8].

Выбранные А.Курпатовым три крайних психотипа, уводят нас из плоскости однобоких дуальных рассуждений, открывая многомерный целостный мир [9].

Идея первичности, которую мы видим в философских концепциях нашла отражение и в рассмотренных выше психотипах — каждый из трех радикалов начинает процесс мышления.

Мыслит образами, всё пропускает через себя.
Способен видеть мир в объеме, широко.
Тонко чувствует людей.

Всегда ухватывает существо дела.
Хорошо чувствует связи и отношения.
Знает, что на самом деле движет людьми.

Мыслит структурно, анализирует детали.
Действует системно, четко и осмысленно.
Испытывая интерес, глубоко погружается в вопрос.

Тип мышления влияет на то, как вы думаете, общаетесь с другими людьми и принимаете решения. Если вы знаете свой тип, вы знаете и свои ограничения, а значит — можете действовать более эффективно.

Тесты основаны на самых современных
исследованиях в области работы мозга
и позволяют дать максимально подробный
анализ вашему нейробиологическому типу.

Определит ваш способ думать и воспринимать реальность.

Поможет понять, какова внутренняя мотивация ваших поступков.

Поможет увидеть, каким потенциалом активности вы обладаете.

Определит вашу индивидуальную систему отношений.


О проекте

Проект разработан и реализован под руководством президента Высшей школы методологии Андрея Курпатова.

Данная система тестов основана на самых современных исследованиях в области работы мозга и позволит дать максимально подробный анализ вашего нейробиологического типа.

Вы узнаете ваши сильные и слабые стороны, то, как вы думаете и реагируете на различные события. Вы получите подробные рекомендации, как улучшить отношения с другими людьми, мотивировать себя, справляться со стрессом и чувством дискомфорта, выдерживать удары судьбы и добиваться успеха.

Каждый тест направлен на определение разных аспектов вашей личности.

Выявит механику вашего мышления — то, как вы думаете, каким образом принимаете решения и какие интеллектуальные стратегии используете ( Мысли ).

Выявляет ваш индивидуальный психобиологический тип, определяющий ваши эмоциональные реакции, переживания и мотивацию ( Чувства ).

Выявляет ваш уровень психической энергии и то, как вы ее используете. Это позволяет определить вашу индивидуальную стратегию на пути к успеху ( Успех ).

Определяет вашу индивидуальную систему отношений — то, что является для вас важным, приоритетным. Вы получите подробные рекомендации, которые позволят вам избежать проблем в отношениях с другими людьми, и узнаете, как использовать ресурсы вашего психологического типа ( Отношения ).

Каждый из нас имеет свою индивидуальную комбинацию интеллектуальных стратегий, способов эмоционального реагирования и стандартов поведения. Данный комплекс тестов сконструирован таким образом, чтобы максимально полно реконструировать ваш индивидуальный внутренний мир, выявить его нейрофизиологические основы и дать набор рекомендаций, который будет полезен именно вам.

По всем предложениям и жалобам вы можете обратиться на
3mind@intellect.academy

В случае возникновения ошибки просьба указывать следующие данные:
1. Сценарий возникновения ошибки;
2. Ваши регистрационные данные (ФИО, телефон, почту, на которую вы регистрировали аккаунт);
3. По возможности прикрепить скриншот ошибки.

Команда поддержки сайта постарается максимально оперативно обработать ваш запрос.

Благодарим за внимание к проекту!

Мы знаем о существовании трех типов мышления: конструктор, центрист и рефлектор.

У каждого из типов мышления базовая потребность проявлена по-разному:

• Конструктор движим «инстинктом самосохранения». Он может быть как и чрезмерно любопытен и игнорировать угрозу, так и наоборот тревожиться за свою безопасность. Конструктор работает с голыми фактами, он рационален, определяет признаки и закономерности в структуре.

• Центрист — самый социальный тип, его ведущая потребность — иерархическая. Он все видит через отношения между людьми. Для центриста важно, кто является источником информации, кто какое место в социальной лестнице занимает.

• Рефлектор — воспринимает мир через отношение к себе. Окружающую реальность он ощущает через те элементы, которые могут непосредственно на него повлиять. Это самый творческий тип. Ему нужно восхищать и восхищаться. Решения принимает исходя из выгоды для себя.

Как каждый из типов мышления может нам помочь?

Вы оказались на новой работе. У вас очень ответственная должность, необходимо быстро встроиться в коллектив, чтобы начать действовать.

Перед вашими глазами вроде бы обычная рабочая иерархия: самый главный начальник, ему подчиняются начальники поменьше, которые в свою очередь руководят своими отделами.

Спросите конструктора , как он видит происходящее. Он в тонкостях может рассказать, какую функцию здесь выполняет каждый сотрудник, какая у них зона ответственности, к кому можно обратиться при решении тех или иных рабочих вопросов.

А теперь обратитесь к центристу. Он расскажет, кто здесь серый кардинал, кто на самом деле формальный руководитель, кто дружит, а кто конфликтует. У кого можно попросить помощи или поддержку.

Рефлектор же обрисует вам, кто какими навыками обладает, кто здесь максимально эффективен при выполнении своей работы, а к кому вообще не стоит обращаться.

Однако для того, чтобы быстро и правильно определять тип мышления, и как следствие эффективно взаимодействовать с ними, необходимо быть наблюдательным. Тип мышления проявляется именно в реакциях других людей на ситуации.

Нет смысла просто определить тип мышления, нужно понимать, как с каждым из них максимально эффективно взаимодействовать, только так вы реально можете рассчитывать на помощь от них.

На курсе «Троица» в Академии Смысла мы учимся эффективно взаимодействовать с разными типами мышления!


Для эффективного обучения и выстраивания личной траектории развития необходимо знать свои особенности восприятия информации, понимать, как проходят мыслительные процессы. Составили тест, который поможет определить, какой тип мышления у вас преобладает.


Один раз послушать или прочитать, а затем обсудить с кем-то полученную информацию и постараться применить знания на практике Составить конспект, письменно зафиксировать тезисы, несколько раз переслушать или перечитать И почитать, и послушать в зависимости от моего состояния и настроения, личной заинтересованности


Нахожусь в полной тишине, меня отвлекают внешние звуки Иногда включаю музыку. Однако если мне нужно полностью погрузиться в работу — занимаюсь в тишине Ставлю музыку на фон или какой-нибудь подкаст


Я переживаю очень редко и стараюсь как можно быстрее найти пути решения В первую очередь я реагирую эмоционально, но могу контролировать свою реакцию и быстро перехожу к решению проблемы Я очень остро воспринимаю любые проблемы


Импровизирую, рисую что в голову придет Опираюсь на готовые изображения, чаще копирую Мне нравится и импровизировать, и копировать


Я стараюсь слушать внутренний голос, опираюсь на ощущения, интуицию Тщательно взвешиваю все за и против Взвешиваю плюсы и минусы, но в то же время опираюсь и на собственные ощущения


Предпочитаю со специалистом Предпочитаю с друзьями, близкими людьми Могу и с друзьями, и со специалистом


Я часто рефлексирую и обдумываю прочитанное Я в процессе самого чтения периодически анализирую прочитанное У меня возникают сильные эмоции, я переживаю за персонажей почти всегда


Мне больше нравится мечтать, представлять идеальную жизнь, чем конкретизировать и расписывать план действий на ближайшее будущее

Да, это так. Я очень часто представляю красочное будущее и идеальную жизнь Не могу сказать, что мечтаю чаще. Мне нравится и четкое планирование, и представление своего будущего Чаще строю план, расписываю все на месяц, год, несколько лет вперед и стараюсь следовать этим пунктам


Мне важны и эмоции во время выступления, и правильно изложенные идеи Я последовательно излагаю основные тезисы, ответить на вопросы могу в конце выступления Я не скрываю собственные эмоции, мне нравится задавать вопросы аудитории, обсуждать


Я расставлю в определенной последовательности — по серии, жанрам или хронологии Я сначала сгруппирую по определенному критерию, а потом постараюсь расставить их так, чтобы они смотрелись стильно В первую очередь я буду опираться на то, как корешки сочетаются между собой


Мне относительно легко концентрироваться, редко отвлекаюсь Это зависит от моего состояния и самой задачи. Если она очень важна для меня, я не буду отвлекаться ни на что долгое время Да, я очень часто отвлекаюсь, даже если выполняю важную работу


Мне нравится хаос, мне так комфортнее работать и учиться Не могу сказать, что все. Однако многие вещи стараюсь упорядочить Да, в моем гардеробе все разложено по полочкам, порядок на рабочем столе всегда, прописываю дела на день


Придумывать идеи Я могу и придумать идею, и действовать по готовой схеме Работать с готовыми решениями


Предпочитаю слушать и наблюдать Я много болтаю, обсуждаю, спорю Больше слушаю и наблюдаю, но если очень интересно, могу поспорить, обсудить, выразить собственное мнение


«Теории и практики» — это сайт о современных знаниях. Использование материалов T&P разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.

Наше представление о мире – это не сам мир. Высшая нервная деятельность формирует мировосприятие, мироощущение и мировоззрение человека. Зачем нужно вникать в чужие способы мышления? Преобладающий тип мышления - это не характер, это отражение индивидуальной физиологии, которое показывает, какие структуры мозга более активны.

Центрист, конструктор или рефлектор? Знаете ли вы свой тип мышления

Люди любят типологии. Ведь в 1-2 словах зашифровано сразу несколько характеристик. Например, определив свой психотип (по Юнгу), пишешь в резюме «я – экстраверт» и потенциальный работодатель понимает «вот, кто потянет работу с людьми». Зная свой хронотип, говоришь «я – жаворонок» и сразу всем понятно «а с этим парнем можно сходить на утреннюю рыбалку».

Типология людей по способу мышления

Не менее красноречиво о человеке скажет правильно определенный тип темперамента. Еще шире раскроет личность правильно определенный тип мышления – на нем и остановимся для более детального пояснения.

Забегая наперед, озвучу, что здесь будем в большей мере употреблять термины «центрист», «конструктор» и «рефлектор», которые для обозначения трех способов мышления использует доктор Андрей Курпатов. С его помощью будет проще выяснить свой тип и разобраться, как подобрать «ключик» к двум другим.

Карта – не территория, мое представление о мире – не сам мир

Для многих типология по способу мышления – это что-то новенькое. Однако ей, как говорится, уже сто лет в обед, ведь фундамент был заложен еще ученым-физиологом Иваном Павловым. Он оказывается не только рефлексы изучал и эксперименты над собаками проводил (помните, о выделении слюны при включении лампочки?), а еще и увлеченно исследовал высшую нервную деятельность человека, психофизиологию темпераментов, от чего зависят различия в нашем восприятии мира и, следовательно, поведении.

Еще тогда, в начале ХХ века ученый определил, что живые существа взаимодействуют с миром посредством сигналов, поступающих в нервную систему. На основе 2 ключевых сигнальных систем Павлов выделил 2 поведенческих полюса, где люди ведут себя, как:

  • Художники. Ими управляет «первая» сигнальная система, у них более активны подкорковые зоны мозга. Такие люди сначала реагируют «физиологично», эмоциями, их поведение – прежде всего результат сигналов от органов чувств, для них крайне важно удовлетворение своих потребностей.
  • Мыслители – те, у кого ведущими в процессе мышления и принятия решения являются корковые области мозга, отвечающие за «вторую» сигнальную систему. Такие люди первично реагируют «умом», словами, их поведение – результат воспитания, они могут так увязнуть в своих размышлениях, что перестают слышать собственные потребности.

Разумеется, эту парочку дополняет третий – «смешанный», нечто среднее между полюсами.

Психиатрический язык называет их, соответственно, истероидами, шизоидами, и невротиками (не путайте с людьми, страдающими истерией, шизофренией или неврастенией).

Сейчас же, спустя сотню лет, эту троицу выделяют и нейрофизиологические исследования, давая каждому детальную многоуровневую характеристику. Один из уровней особо любопытен – то, как функционирует мышление каждого из вышеозначенных типов, то, как по-разному люди рисуют в своей голове карту реальности. А ведь «карта – не территория»! К сожалению, мы часто забываем о столь простой истине и потому движемся по общей реальности-территории, ограничиваясь только своей куцей картой-мышлением. Зато, как только вспоминаем, движение это становится более осмысленным и продуктивным.

Центрист, конструктор или рефлектор? Знаете ли вы свой тип мышления

Зачем вникать в чужие способы мышления

«Между тем, что я думаю,

тем, что я хочу сказать,

тем, что я, как мне кажется, говорю,

тем, что я по факту говорю,

и тем, что вы хотите услышать,

тем, что, как вам кажется, вы слышите,

тем, что вы по факту слышите,

тем, что вы хотите понять,

и тем, что вы понимаете,

стоит 10 вариантов возникновения непонимания. Но все-таки давайте попробуем…»

Недопонимание между людьми – одна из самых коварных шуток природы. Страшно даже подумать, сколько из-за него происходит личных и социальных бед. В то же время, это настолько неотъемлемая часть человеческих отношений, что возникновение хоть какого-то взаимопонимания кажется чудом. Вот почему, попытка понять собеседника, попытка поставить себя на его место, искренние эмпатия и сочувствие – это огромный труд и, в первую очередь, труд для личностного роста, саморазвития.

Зато если научитесь идентифицировать типы мышления, ориентироваться в чужих картах реальности и взаимодействовать с ними, то будете значительно меньше страдать от проблемы отсутствия взаимопонимания. Так вы сможете доступнее доносить окружающим мысли, пожелания, требования. В то же время повысите свою значимость для окружающих, сможете понять их чаяния, потребности и ценности. Ведь мы – социальные существа, а потому качество жизни по большей части зависит от того, как налажены отношения с тем или иным человеком, той или иной группой людей.

От шизоида, истероида и невротика к конструктору, рефлектору и центристу

Итак, по Павлову, мы имеем 2 «полюса». Сразу обозначим, что по способу мышления истероиды относятся к рефлекторскому типу, а шизоиды – к конструкторскому. Соответственно, невротик – между «полюсами» –– к центристскому.

Частично мы их уже описали выше, добавим еще несколько пояснений, чтобы было легче уяснить особенности. Примеряйте на себя характеристики, постарайтесь понять, кого в вас больше (обычно один из типов преобладает, а остальные два проявляются в меньшей мере).

  • Истероид относится к окружению, «фильтруя» его через себя, свои чувства, эмоции и ощущения. Он из тех, кто часто витает в облаках, а спускаясь на землю, первоочередно опирается на свои потребности, личные выгоды. Интересуется тем, с чем может активно эмоционально взаимодействовать.
  • Шизоид пользуется «фильтром» рациональности, логики, систематизации. Он старается все классифицировать и разложить по полочкам, встроить в свою систему миропонимания. Опирается на “объективные” признаки (а не собственные ощущения или чье-то мнение). Интересуется тем, что сложно и непонятно, но имеет перспективу увеличить количество “полочек”, упорядочить систему миропонимания для дальнейшего конструирования модели реальности.
  • Невротик пропускает окружающую действительность через “фильтр” социальных связей и морали. Смотрит на мир с учетом того, как между людьми движется информация, кто к кому как относится и как встроиться в социум. Ему важно чужое мнение и в то же время он повсюду привносит частичку себя. Интересуется тем, что дает ему возможность повлиять на социальные связи, найти свое комфортное место в них, улучшить мир (на основе субъективных представлений “хорошо-плохо”).

Ну как, узнали себя или кого-то из своих близких? А знаете, что самое интересное: преобладающий тип - не какой-то там скверный или ангельский характер, который можно изменить в один щелчок. Это отражение индивидуальной физиологии, показывающее, какие структуры мозга более активны.

Есть еще любопытная версия, что эти типы выкристаллизовалась в процессе эволюции человечества и что каждый из нас их проходит в процессе взросления. Так, первобытный сапиенс, как и малыши, ближе к животным, больше руководствуется инстинктами, потребностями своей физиологии, больше сосредоточен на выживании и сигналах органов чувств - привет, истероид. Следующий виток: появление культурного пласта и морали, осознание что Я и Мир - не такое уж единое целое, а потому для выживания нужно еще и в стаю встроиться, теперь кроме физического нужен еще и психологический комфорт - привет невротик. Пройдя “подростковый” этап, сапиенс берется за ум, понимает, что для улучшения качества жизни пора бы еще больше прокачать интеллект и подходить к решению вопросов безучастно, с холодной головой - привет, шизоид.

Центрист, конструктор или рефлектор? Знаете ли вы свой тип мышления

Как мы думаем

Подытожим: наша высшая нервная деятельность формирует наше мировосприятие, мироощущение и мировоззрение. Нам кажется, что другие люди думают так же, как мы - это огромное заблуждение, особенно когда речь доходит до таких абстракций, как “любовь”, “дружба”, “долг”, “грех”, “счастье-горе”, “добро-зло”.

От столь индивидуальной особенности зависит то, в какой форме разные люди приспосабливаются к жизни, а потому она кажется чуть ли не едино-правильной, а остальные, иные - не верными. Например, шизоиду-конструктору кажется, что истероиды-рефлекторы выпендрежники, но на самом деле удерживать на себе внимание других людей - это их природная потребность (они часто я-кают). И в то время, как рефлектор “замкнут на самом себе”, конструктор “замкнут в самом себе”. Чувственному типу конструктор кажется толстокожим, равнодушным и эгоистичным, но но на самом деле игнорирование Я - это его природа, он о себе особо не думает, а потому он и о других не умеет думать, не умеет видеть их внутренний мир.

Если же мы отведем взгляд от своей картины мира, абстрагируемся и постараемся посмотреть шире - станем более осведомленными и более развитыми за счет понимания способов мышления разных типов. К слову о том, как мы думаем, пора обратить внимание и на эту типологию.

Как воспринимаем информацию:

  • Рефлектору важно соотносить всю информацию с собой. Интересно ли мне, нравится ли мне, впечатляет меня это или, может, с его помощью я могу впечатлить других? Вовлекается в то, что посчитает важным лично для него.
  • Конструктору важна достоверность информации, ее логическая обоснованность. Новую он сверяет с уже имеющейся и если новая вписывается в его логику, он принимает ее. Вовлекается только, если она позволяет ему “ломать” голову.
  • Центристу важно, кто является источником информации. Он доверяет более старшим, опытным, мудрым, в нем силен эволюционный механизм передачи опыта от отца сыну, от учителя или мастера ученику. Вовлекается, если есть социум и польза для отношений.

Как характеризуем людей:

  • Р.: сначала опирается на свои ощущения (комфортно ему с человеком или нет, вызывает симпатию или нет), а только потом оценивает. Причем эта оценка не столько вербальная, сколько эмоциональная - в ней мало характеристик и много междометий.
  • К.: сначала расставляет знаки, сканирует регалии человека, соотносит его характеристики со своей субъективной классификацией, а потом дает оценку. Его оценка - констатация фактов, четкая, структурированная, заключенная в термины.
  • Ц.: сначала соотносит то, что знает о человеке со своей системой ценностей, а потом на основе этого вносит в характеристику определенные сущности (свойства). Его оценка - наделение теми или иными моральными качествами, например, хороший, злой, дружелюбный, страшный…

Автор Рудницкая Евгения

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Читайте также: