Конструкторы танков великой отечественной войны список

Обновлено: 24.04.2024

Победу в Великой Отечественной войне ковали не только солдаты, но и труженики тыла. Именно в тылу создавались те образцы оружия, которые сегодня известны каждому и которые помогли победить фашизм. Советские конструкторы перед войной и во время войны создали множество выдающихся образцов боевой техники и оружия. Во многом это применимо к советским танкам, которые уже в 1941 году стали неприятным сюрпризом для элиты панцерваффе, и на протяжении всей войны наглядно подтверждали высокий уровень советской танковой школы, став тем оружием, которое сломило хребет сухопутным войскам вермахта.

Танки КВ («Клим Ворошилов»)

Танки серии КВ были по-настоящему выдающимися советскими тяжелыми танками начального этапа Второй мировой войны. С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков. Разнообразие вооружения — от 76-мм танковой пушки до 152-мм гаубицы, в 1941 году делало эти танки страшным противником для всей немецкой бронетехники. Зачастую они оставались неуязвимы для противника даже тогда, когда подставляли немцам свой борт.

С 1940 по 1942 годы было выпущено около 3,5 тысяч танков КВ, в основном в модификации КВ-1, вооруженной 76,2-мм пушкой. Учитывая тот факт, что на начальном этапе войны ни Германии, ни ее союзники не обладали танками хоть как-то сопоставимыми с КВ по бронированию и огневой мощи, данная машина вместе с Т-34 могла серьезным образом повлиять на исход танковых сражений первого года войны, но этого не произошло по целому ряду причин.


В конце 1930-х годов в СССР были предприняты попытки создать новый тяжелый танк с меньшими, чем у Т-35 размерами, но более толстым бронированием. При этом изначально конструкторы были не готовы отказаться от многобашенности. Они полагали, что одна пушка будет использоваться для борьбы с пехотой и подавления огневых точек, а вторая — выполнять противотанковые функции. В рамках этой концепции были созданы танки Т-100 и СМК, которые были двухбашенными и вооружались 45-мм и 76-мм пушками. Уменьшенный вариант СМК с одной башней был создан лишь в качестве эксперимента. Однако именно этот эксперимент и стал удачным. У машины с одной башней было на два опорных катка меньше, была меньше длина и масса. Это положительным образом сказалось на динамических характеристиках боевой машины. При этом КВ (так назвали этот экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый образец нового танка был построен в августе 1939 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Сначала ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем Н. Л. Духов.

Все опытные танки были приданы 20-й танковой бригаде и приняли участи в войне с Финляндией на Карельском перешейке. Свой первый бой они приняли 17 декабря 1939 года во время попытки прорвать Хоттиненский укрепрайон знаменитой линии Маннергейма. При этом дебют новой техники был смазан тем, что танк СМК подорвался на мине и был покинут экипажем. В то же время КВ в боевых условиях показал себя лучше, но быстро выяснилось, что его 76,2-мм пушка Л-11 слабовата для борьбы с дотами. Именно по этой причине началась разработка танка КВ-2, который должен был получить на вооружение 152-мм гаубицу, размещенную в башне увеличенного размера.

Сначала рассматривали возможность установки на танк 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов, но потом остановили свой выбор на 152-мм гаубице образца 1938 года М-10, которая обладала лучшими характеристиками. Установка такого мощного орудия потребовала от конструкторов создания новой башни, которая была просто огромной. Экипаж танка вырос до 6 человек (5 человек у КВ-1): механик-водитель, радист-пулеметчик, наводчик, заряжающий, замковый, закрывающий замок орудия, командир танка. Дополнительным вооружением танка были три 7,62-мм пулемета ДТ.


При этом КВ-2 получил более мощный доработанный дизельный двигатель В-2К, обладавший мощностью 600 л.с., позднее такой появился и на КВ-1. Правда, существенной прибавки характеристик танку это не дало. Из-за установки новой башни вес машины вырос на 10 тонн (боевая масса КВ-2 составляла 52 тонны), поэтому компенсировать такой прирост мощностью двигателя было трудно.

Одновременно с этим танки КВ-1 и КВ-2 отличались хорошим бронированием, которое было непреодолимым препятствием для большинства орудий ПТО тех лет. Толщина брони лобовых и бортовых листов составляла 75 мм, толщина кормы от 60 мм до 75 мм. Толщина брони сварных башен составляла 75 мм, литых — 95 мм, так как литая броня отличалась меньшей прочностью. Броня маски орудия у КВ-1 составляла 90 мм, у КВ-2 — 110 мм. В 1941 году бронирование ряда машин было увеличено еще сильнее за счет установки 25-мм броневых экранов.

Планы производства новых машин были грандиозными, но сбыться им помешала война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. Также к выпуску танков должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), но до войны там собрали считанные единицы КВ. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2.


Первые же столкновения с противником раскрыли высокую выживаемость КВ на поле боя. В некоторых случаях танки КВ-1 и КВ-2 в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев. Но при этом танк в 1941 году еще был «сырым». Сказывались поспешность внедрения машины в производство и новизна его конструкции. Очень много хлопот танкистам доставляла трансмиссия, которая часто не выдерживала нагрузок тяжелого танка. Если в открытом боестолкновении танкам КВ не было равных, то в условиях отступления многие машины приходилось уничтожать или просто бросать даже из-за небольших поломок. Чинить или эвакуировать эти танки не было никакой возможности. А во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые, более мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34, и их выпуск постепенно свернули.

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34, или легендарная тридцатьчетверка, которую можно встретить на постаменте во многих городах страны, стала самым массовым советским танком периода Великой Отечественной войны. Машина выпускалась серийно с 1940 года. Танк оставался основным в Красной Армии до первой половины 1944 года, когда ему на смену пришел Т-34-85, являющийся модификацией Т-34. Всего в годы войны было построено более 35 тысяч танков Т-34, а выпуск Т-34-85, которые производились в СССР до 1950 года, превысил 30 тысяч единиц. И это без учета огромного количества боевых машин, которые были созданы на базе тридцатьчетверки.

Средний танк Т-34 серийно выпускался в Советском Союзе с 1940 года. Легендарная машина, ставшая одним из символов Великой Отечественной войны, была создана конструкторами Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю В-2-34 (500 л.с.) авиационного типа средний танк Т-34 массой более 25 тонн отличался высокой подвижностью и был эффективен в маневренном бою. Машина отличалась хорошей максимальной скоростью — до 50 км/ч по шоссе и проходимостью. Отличным был и показатель удельной мощности — 19,5 лошадиных сил на тонну. Хорошим было и бронированием. Несмотря на сравнительно небольшую толщину брони — 45 мм, удачно выбранные углы наклона бронелистов часто приводили к непробитию и рикошету при попадании в танк.


Удачная конструкция среднего танка Т-34 позволила обеспечить машине хорошую защиту от огня противника, надежную ходовую часть и мощное вооружение. Изначально на танк ставилась 76-мм пушка Л-11 с длиной ствола 30,5 калибров. Но с февраля 1941 года наряду с этим орудием на танки начали ставить пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Начиная с конца лета 1941 года, танки Т-34 выпускались только с последним орудием. Экипаж машины состоял из 4-х человек: механика-водителя, заряжающего, стрелка-радиста и командира танка.

Средний танк Т-34 оказал очень большое влияние на исход войны и на дальнейшее развитие всего мирового танкостроения в целом. Благодаря совокупности качеств, многие специалисты признавали именно Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны. При разработке данного танка советскими конструкторами и инженерами был найден оптимальный баланс между основными боевыми, эксплуатационными, ходовыми, технологическими и тактическими характеристиками машины. Высокая технологичность среднего танка Т-34 позволила в короткие сроки наладить его серийное производство на самых разных по оснащению машиностроительных заводах страны, часто танки в тылу строили женщины и дети. Основное производство данного танка с 1942 по 1945 годы было развернуто на заводах Урала и Сибири. В годы войны танк доказал свою исключительную технологичность.

Во время Великой Отечественной войны наряду с ростом количества выпускаемых танков, успешно решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии производства боевых машин. Сложные для изготовления первоначальные образцы литой и сварной башен были заменены более простой литой башней шестигранной формы. При этом соединение бронелистов производилось методом ручной сварки, которая в ходе усовершенствования производства была заменена автоматической сваркой. С 1940 по 1945 годы объем выпуска постоянно наращивался, а стоимость и трудозатраты на выпуск одного танка сокращались. За годы войны трудоемкость изготовления одного танка удалось снизить в 2,4 раза (в том числе дизеля — в 2,5 раза, бронекорпуса — в 5 раз), а стоимость машины снизилась практически в 2 раза (с 270 тысяч рублей в 1941 году до 142 тысяч рублей в 1945 году).


Еще в годы войны на базе Т-34 разрабатывались разные машины. К примеру, танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой. На базе среднего танка Т-34 создавался огнеметный танк ОТ-34, а также знаменитые самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122.

В 1943 году в связи с массовым появлением на фронте новых моделей немецких танков, отличавшихся усиленным вооружением и бронированием, эффективность 76,2-мм танковых пушек Ф-34 стала недостаточной. Это вынудило советских конструкторов работать над повышением огневых качеств танка Т-34. После проработки ряда вариантов в серийное производство в начале 1944 года был запущен танк Т-34-85, отличавшийся более мощным 85-мм орудием С-53. Экипаж танка при этом вырос до 5 человек, танк получил новую более просторную башню на трех человек с усиленным бронированием, она была более удобной для экипажа и командира танка. Правда, и масса машины выросла до 32 тонн, что привело к незначительному падению динамических характеристик танка.


Тяжелый танк ИС-2

Советский тяжелый танк ИС-2, получивший свое название в честь Иосифа Сталина, выпускался серийно с декабря 1943 года по май 1945 года. За это время было собрано 3390 танков ИС-2. На тот момент ИС-2 был самым мощным и тяжелобронированным танком Красной Армии. Танки данного типа смогли сыграть очень важную роль в боях заключительного периода войны в 1944-1945 годах, особенно отличились данные тяжелые машины во время штурма городов. Индекс «2» в названии танка соответствует второй модели данного семейства, танки ИС-1 были очень малочисленны. Во время Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 было в ходу и обозначение ИС-122, в этом случае индекс «122» обозначал калибр используемого в танке орудия.

Тяжелые танки ИС-2 успешно применялись Красной Армией на заключительном этапе войны в оборонительных и наступательных операциях, а также в штурмовых действиях. Обладая самой мощной танковой пушкой среди всех боевых машин тех лет, ИС-2 приобрел известность, как мощное противотанковое средство и в еще большей степени как незаменимая машина для прорыва сильноукрепленных оборонительных полос немецких войск и боях в городской застройки. Даже после завершения войны танки ИС-2, прошедшие модернизацию, долгое время оставались на вооружении Советской Армии и армий других государств. К примеру, часть машин была передана Китаю и Кубе.


ИС-2 был разработан в конце 1943 года конструкторским бюро опытного завода №100, работами по созданию этой боевой машины руководил Жозеф Яковлевич Котин. Танк был создан путем наложения ствольной группы опытной 122-мм танковой пушки Д-25Т на люльку 85-мм танковой пушки Д-5 в башне предыдущей модели тяжелого танка ИС-1 (КВ-85). ИС-1 было выпущено всего 130 штук. Стимулом к перевооружению машины послужила недостаточная мощь 85-мм снарядов как против новой немецкой бронетехники, так и для уничтожения долговременных и полевых фортификационных сооружений. Экипаж танка состоял из 4-х человек: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир боевой машины. Плотная компоновка не позволяла разместить в танке пятого члена экипажа — стрелка-радиста, обязанности которого разделили между собой командир и механик-водитель. Первый отвечал за радиосвязь, а второй вел неприцельный огонь из курсового пулемета, закрепленного справа от механика-водителя. Из-за низкой эффективности огня из этого пулемет со временем от него полностью отказались.

Выбор 122-мм орудия обуславливался как очень хорошими бронебойными качествами: обеспечивалось пробитие 160-мм брони с дистанции 1000 метров, так и широкими возможностями для его промышленного производства. В годы войны конструкторы думали над тем, чтобы еще сильнее увеличить бронепробитие снарядов 122-мм пушки. Но, начиная с лета 1944 года, немцы начали испытывать проблемы с качеством брони. Она стала более уязвимой для советских снарядов, и проблема решилась сама собой. Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью.


Тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (ОГвТТП). По штату каждый такой полк состоял из 21 танка в составе 4-х рот по 5 танков в каждой плюс один танк командира полка. Обычно командир полка имел звание от подполковника до полковника. Ротами командовали офицеры в звании от старшего лейтенанта до капитана. Командирами танков были лейтенанты, а механиками-водителями — сержанты. Остальные члены экипажа согласно штатному расписанию были рядовыми. Согласно штату, численность ОГвТТП составляла 214 человек. Помимо отдельных полков, тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад трехполкового состава, численность такой бригады составляла 65 танков.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


Курс профессиональной переподготовки

Безопасность технологических процессов и производств


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


«Софрология. Упражнения для релаксации»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войныМОУ СОШ № 35 команда «Мираж»

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны
МОУ СОШ № 35
команда «Мираж»

Михаил Ильич КошкинПрославленный советский конструктор танков Михаил.

Михаил Ильич
Кошкин
Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940)
С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единст.

Т-34 - лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой
Отечественной войны .
19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34.
Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной!
Т-34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны , морально не устарел в течение всей Великой
Отечественной , более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны .
Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии.
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2.

Василий Гаврилович ГрабинВыдающимся советским конструктором бы.

Василий Гаврилович
Грабин
Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин (1899 - 1980). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. - на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественнойвойны , более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

Грабинские пушкиМало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна зна.

Грабинские пушки
Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной .
76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием второй мировой войны" и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Михаил Тимофеевич КалашниковЗначительный вклад в развитие отечественног.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал-майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

Михаил Тимофеевич КалашниковКонструктор стрелкового оружия. Михаил Тимофеевич.

Михаил Тимофеевич
Калашников
Конструктор стрелкового оружия.
Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора-самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно-исследовательских институтов.
С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

Стрелковое оружиеПервый советский автомат под промежуточный патрон образца 19.

Стрелковое оружие
Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) - автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года.
экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

Алексей Иванович СудаевШирокую известность в годы Великой Отечест.

Алексей Иванович
Судаев
Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет-пулемет А.И. Судаева (ППС).
Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации.
Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Вели.

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны . Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии.
Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия — Неман" из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Андрей Николаевич ТуполевБольшое значение в истории авиации имело создан.

Андрей Николаевич
Туполев
Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера
Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны.
Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

Павел Осипович СухойТалантливым авиаконструктором был Павел Осипови.

Павел Осипович
Сухой
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895 - 1975).
С 1925 г. он работал инженером-конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14.
Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся годы Великой
Отечественной войны.
В 1942 - 1943 гг. он создал
бронированный штурмовик Су-6.
Сухой является также одним из
основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Н.И. Тихомиров и В.А. АртемьевНеувядаемой славой в годы войны покрыли себя г.

Н.И. Тихомиров и
В.А. Артемьев
Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша"). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.

Владимир Павлович БарминВыдающимся советским конструктором пусковых ус.

Владимир Павлович
Бармин
Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.).
Под его руководством в 1941 -1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31-12 и др.

Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники.

Роль
Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы.
Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Литератураgoup32441.narod.ru/…/2004/2004-02-2.html mrk-kprf-spb.narod.ru/sko.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

КВ-1с — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. Индекс 1с означает «скороходную» модификацию первой серийной модели.
Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) в мае — июле 1942 года в связи с жалобами командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1. С целью снижения общей массы танка были несколько уменьшены его габариты и ослаблено бортовое бронирование. В результате этих мер возросли средняя и максимальная скорости движения танка, вместе с введением новой коробки передач удалось несколько повысить общую надёжность машины при её эксплуатации в войсках. По сравнению с КВ-1 вооружение осталось прежним, но эффективность его использования возросла — место командира танка стало оснащаться наблюдательной башенкой, что улучшило обзор поля боя.

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

Танки Великой Отечественной и их конструкторы запись закреплена

СУ-100 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
Показать полностью. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года[сн 2] и продолжался до начала 1948[2] года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976[2] САУ этого типа[сн 1].

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года[3], и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным[4]. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю[5].

Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

Танки Великой Отечественной и их конструкторы запись закреплена

СУ-85 создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом 1943 года. Машины этой марки выпускались на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (Уралмаш) с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков.

После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй, увеличенным боезапасом и наличием командирской башенки с пятью смотровыми щелями. Всего было построено 315 таких машин.

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

Танки Великой Отечественной и их конструкторы запись закреплена

Т-28 — трёхбашенный советский средний танк межвоенного периода. Разработан в 1930—1932 годах инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАО под общим руководством С. А. Гинзбурга. Т-28 является первым в СССР средним танком, запущенным в массовое производство. В период с 1933 по 1940 год ленинградским Кировским заводом было выпущено 503 экземпляра Т-28.
Показать полностью.

Т-28 представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. На момент своего появления Т-28 являлся сильнейшим средним танком в мире.[Л 1]

С 1933 года танки Т-28 поступали на вооружение тяжёлых танковых бригад (ттбр) РККА, выделенных с 1936 года в состав резерва Главного Командования. В составе ттбр РГК танки Т-28 использовались в Польском походе РККА и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. Однако бронезащита танков по итогам боёв на Карельском перешейке была признана недостаточной, в результате чего часть танков была подвергнута дополнительной экранировке. К середине 1941 года Т-28 морально устарел, однако по своим тактико-техническим характеристикам всё ещё превосходил практически все образцы танков, имевшиеся в распоряжении вермахта.[Л 2] В составе танковых бригад механизированных корпусов РККА Т-28 участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако в большинстве своём были потеряны за первые её месяцы, главным образом из-за технических неисправностей. Последнее боевое применение Т-28 частями РККА зафиксировано в 1944 году.

Трофейные Т-28 использовались войсками Финляндии, на вооружении которых эти танки оставались до 1951 года.

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

Танки Великой Отечественной и их конструкторы запись закреплена

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

Танки Великой Отечественной и их конструкторы запись закреплена

Конструктор танка Т-34 :

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин (21 ноября [3 декабря] 1898, село Брынчаги, Ярославская губерния[1] — 26 сентября 1940, дом отдыха Занки, Харьковская область) — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34.
Показать полностью.
Родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии[1]. Семья жила бедно, земли у семьи было мало, и отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 годы работал на кондитерской фабрике в Москве.

Танки Великой Отечественной и их конструкторы

Танки Великой Отечественной и их конструкторы запись закреплена

T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны[2][3][4].
Показать полностью.

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора авиационного типа В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Второй мировой войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, маневренности, подвижности, а также весовой резерв для модернизации с учётом накапливаемого опыта боевого применения. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день[5].

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.[источник не указан 766 дней]

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.[источник не указан 766 дней] До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Великая Отечественная Война (1941-1945)

КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной Войны. Танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года.

Лейтенант Гельмут Ритген из немецкой 6-й танковой дивизии:

…в корне изменилось само понятие ведения танковой войны, машины «КВ» ознаменовали совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса танков. Немецкие танки вмиг перешли в разряд исключительно противопехотного оружия… Отныне основной угрозой стали неприятельские танки, и необходимость борьбы с ними потребовала нового вооружения — мощных длинноствольных пушек большего калибра.

Он же о бое с танками КВ под Расейняем:

В общем, по оценкам современников, КВ-1 не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.

С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины.
К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

Великая Отечественная Война (1941-1945)

Советские лётчики, которым довелось летать на Ла-7, считали его лучшим истребителем. Скорость, манёвренность, мощь пушечного огня, надёжность и живучесть в бою позволяли чувствовать себя уверенно в схватке с любым немецким асом. Он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах.

Ла-7 стал итогом развития целой серии самолётов, которая началась еще до войны с разработки ЛаГГ-1 (1939) и ЛаГГ-3 (1940) С. Лавочкиным, В. Горбуновым и М. Гудковым.

В 1943 г . появился Ла-7. Сохранив неизменной массу машины, конструкторы поставили на неё третью пушку и, улучшив аэродинамику, довели скорость истребителя до 680 км/ч .

До конца войны на этих самолетах сражались дважды Герои Советского Союза Н.М. Скоморохов, сбивший лично 46 и в группе ещё 8 вражеских самолетов, К.А. Евстигнеев, на счету которого 53 самолёта противника.

На Ла-7, представленном на фотографии, летал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. Он сбил на нём 17 вражеских самолётов и закончил войну под Берлином. Начинал же свой боевой путь Кожедуб на Ла-5ФН и все сбитые им 62 самолета он уничтожил на истребителях Лавочкина.

Всего было выпущено:
6528 истребителей ЛаГГ, 10 000 Ла-5 разных модификаций, 5753 Ла-7.

Великая Отечественная Война (1941-1945)

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Аверьянов, Валентин Григорьевич — лётчик, Герой Советского Союза:

Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.

Пургин, Николай Иванович — лётчик, Герой Советского Союза:

…Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять… Пикировать градусов под 45-60 он мог.

Штангеев, Николай Иванович — лётчик:

Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.

Усов, Валентин Владимирович — механик, воздушный стрелок:

Великая Отечественная Война (1941-1945)

ГАЗ-АА (полуторка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка. Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.

Первый серийный ГАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского Форд модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д., а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.
В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами, иногда отсутствовала передача заднего хода.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

Двигатель: ГАЗ-АА — 3,28 л, 40 л.с. ГАЗ-ММ — 3,28 л, 50 л.с.
Длина: 5,33 м
Ширина: 2,04 м
Высота (по кабине): 1,97 м
Собственная масса: 1810 кг
Максимальная скорость: 70 км/ч
Расход топлива, контрольный: 19,5 л/100 км

На рисунке: ГАЗ-ММ-В

Великая Отечественная Война (1941-1945)

И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 30-х — 40-х годов.

Летом 1941 г. для истребителей бипланной схемы открылась последняя страница их боевой истории. К началу Великой Отечественной войны И-153 "Чайка" окончательно устарел и не мог, ввиду низкой скорости, догнать даже некоторые модификации Ju.88 и Дорнье, не говоря уже про истребители (Bf.109).
Однако, советская авиация имела двукрылых машин больше всего в мире. И-153 "Чайка", наряду с другим самолетом конструкции Николая Поликарпова И-16, составлял основу истребительной авиации ВВС РККА. В западных округах насчитывалось 1600 истребителей И-153.

На исходе самой короткой летней ночи 1941 г. немецкая авиация обрушилась на советские аэродромы. Основной удар пришелся на Западный военный округ. Здесь, на стратегическом направлении Минск — Москва начала боевые действия германская группа армий «Центр», поддерживаемая 2-м Воздушным флотом с 1680 боевыми самолетами.

Уже в первом вылете летчикам 122-го полка удалось сбить четыре вражеских машины. Первая встреча «Чаек» этого полка с противником произошла в районе населенных пунктов Черлена — Мосты — Гродно. Встретив большую группу немецких самолетов, советские пилоты уничтожили семь машин, потеряв четыре своих. В течение дня немецкая авиация группами в 10 — 30 самолетов неоднократно подвергала бомбардировке все аэродромы 11-й сад. До наступления сумерек над этим районом не прекращались воздушные бои. В результате летчики 122-го и 127-го полков сбили 35 фашистских самолетов. Командир эскадрильи 127-го иап лейтенант С. Я. Жуковский, в течение дня девять раз поднимался в воздух и в девяти воздушных боях сбил четыре неприятельские машины. Замкомэска А. А. Артемов в девяти вылетах сбил три самолета, замкомэска А. С. Данилов вступил в бой с девятью Bf 110, два из них сбил, а третий, расстреляв все патроны, таранил своей «Чайкой».

Несмотря на героические действия пилотов, потери советской авиации 22 июня 1941 г. оказались весьма значительны.
Только ВВС Западного округа (с началом войны преобразованного в Западный фронт) потеряли в этот день более 700 самолетов. Большая часть их погибла на земле, так и не успев подняться в воздух. Удары немецкой авиации по советским аэродромам продолжались и в последующие дни.

До конца месяца авиация Западного фронта, имевшая на 22 июня 1941г. 1900 самолетов, потеряла около 1200 машин. Неприятель до 5 июля 1941 г. потерял более 800 самолетов, внесли свой немалый вклад в этот боевой счет и истребители И-153.

Уже в первые дни начались вылеты на разведку, прикрытие своих частей и штурмовку наступающих немцев. 18 июля летчик 2-й эскадрильи 29-го иап младший лейтенант Юхимович вылетел на перехват Ju 88 и сбил его. Эта первая победа в полку была добыта на И-153 «Чайка». Последующие дни также отметились боевыми успехами. 28 июля пара «Чаек» командира эскадрильи капитана Тормозова и младшего лейтенанта Дудина получила задачу по прикрытию переправы на реке Ловать у деревни Севастьянове (район Великих Лук). Путь предстоял не близкий, вылетели с подвесными баками. В районе цели пару атаковала четверка Bf 109, однако в ответной атаке Николаю Дудину удалось поджечь один немецкий истребитель. Немцы в свою очередь подбили самолет Тормозова, у него загорелся левый подвесной бак. Пытаясь сбить пламя и сбросить баки, комэск в глубоком скольжении вывалился из боя. Тройка Bf 109 переключила внимание на «Чайку» Дудина. И напрасно. Тормозов, справившись с пожаром, сбросил баки и, развернувшись, сбил вторую неприятельскую машину. Еще один «мессершмитт» был уничтожен Дудиным в лобовом таране. Сам пилот приземлился на парашюте в расположение наших войск. Капитан Тормозов благополучно вернулся на свой аэродром. Так как бой проходил над своей территорией, обломки сбитых немецких машин обнаружили поблизости. Оказалось, что в этом воздушном бою были сбиты все четыре «мессера». За этот и другие воздушные бои Николая Дудина в октябре 1941 г. удостоили звания Героя Советского Союза. Кроме него еще четверо наиболее результативных летчиков полка с десятью и боле

Читайте также: