Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель

Обновлено: 16.04.2024

I. 1. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. 2.Лёня рос круглой сиротой. 3. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? 4. Катя научила меня танцевать старинный танго. 5. На Кавказе много глубоких ущельев. 6.В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. 7. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 8.Участковый врач Носкова принимал больных по записям. 9. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. 11.Окно занавешено красивой тюлью. 12. Мы наблюдали за ярким пламенем костра. 13.Дежурным было поручено наблюдать порядок на перемене. 14. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга.

II. 1.Данные факты говорят за невозможность эффективного использования ресурсов. 2. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 3. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 4. Детвора с утра резвились во дворе. 5. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. 6. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 7.Артист был удостоен высокой наградой. 8.Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 9.Устав после занятий, мне не читалось. 10. Он был прекрасным капитаном своему кораблю. 11.Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту» . 12.В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 13.Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 14. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 15. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 16. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? 17. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 18.В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. 19. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу. 20. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног.
III. 1. Спортсмен понял о том, что тактику поединка нужно менять. 2. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. достоверно. Педагогами разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сроку — это для них самая наисложнейшая проблема. б. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель.

Многа букафф . сделайте стилистическую правку.

Авторитетное
Круглым
Времени
Старинное.. .

А почему бы вам сразу весь учебник не выложить?
Может, всё-таки сами поучите и напишите?

1. Авторитетное
2 круглым
3. времени или который час
4. старинное
5. ущелий
7. бальная, не давала
8. Носков

дальше, уж будьте любезны, сами) )

I. 1. Авторитетное жюри признало работу этого актёра самой яркой.
2.Лёня рос ка круглый сирота.
3. Не подскажете, который сейчас час?
4. Катя научила меня танцевать старинное танго.
5. На Кавказе имеется множество глубоких ущелий.
6. В нашем дворе дети обожают играть в "казаки-разбойники".
7. Больная мозоль не давал мне покоя весь день.
8.Участковый врач Носкова принимала больных по записи.
9. Недра нашей земли богаты полезными ископаемыми.
11.Окно занавешено красивым тюлем.
12. Мы смотрели на яркое пламя костра.
13.Дежурным было поручено наблюдать за порядком на перемене.
14. В книге хорошо написано про окрестности города Петербург.

. 1. Авторитетное жюри признало работу этого актёра самой яркой. 2.Лёня рос круглым сиротой. 3. Не знаете ли вы, сколько сейчас времени? 4. Катя научила меня танцевать старинное танго. 5. На Кавказе много глубоких ущелий. 6.В нашем дворе дети обожают играть в казаки-разбойники. 7. Больная мозоль не давала мне покоя весь день. 8.Участковый врач Носкова принимала больных по записи. 9. Недра нашей земли богаты полезными ископаемыми. 11.Окно занавешено красивым тюлем. 12. Мы наблюдали яркое пламя костра. 13.Дежурным было поручено наблюдать за порядком на перемене. 14. В книге хорошо описаны окрестности города Петербурга.

II. 1.Данные факты говорят о невозможности эффективного использования ресурсов. 2. Лекция о новых достижениях в медицине, прочитанная студентам, вызвала большой интерес. 3.Когда я готовил домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 4. Детвора с утра резвилась во дворе. 5. Благодаря стараниям родителей сын получил прекрасное образование. 6. Приведенные примеры говорят о возможности широкого использования этого изобретения. 7.Артист был удостоен высокой награды. 8.Промотав свое состояние, он ничего не оставил своим детям. 9.Из-за усталости после занятий мне не читалось. 10. Он был прекрасным капитаном своего корабля. 11.Наш преподаватель организовал кружок «Химия в быту» и руководит им. 12.В своих заметках автор детально описывает путешествие на Кавказ. 13.Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и притягивавшему его. 14. Когда он проснулся, ему сказали, что завтрак уже подан. 15. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко. 16. Мыслимо ли равнодушие родителей к судьбе своих детей? 17. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и издававшие волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 18.В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и спасавшиеся на крышах домов. 19. Исходя из набранного количества баллов, решали вопрос о принятии претендента на работу. 20. В результате аварии гонщик получил перелом правой ноги и сильно ушиб левую .
III. 1. Спортсмен понял, что тактику поединка нужно менять. 2. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института возможно. Педагогами разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию подопечных. 5. Подготовить проект к сроку — это для них самая сложная проблема. б. Конструкторы установили сверхмощный двигатель.

Цель занятия: совершенствование работы с орфоэпическим словарем, закрепление знаний орфоэпических норм, совершенствование навыков составления письменных высказываний, применяя основные виды аргументов, используемых в публичной речи и в дискуссии, правила речевого этикета, отработка навыков создания и редактирования текстов; закрепление навыков образования форм слов, совершенствование навыков составления высказываний; обучение стилистической правке предложений, анализу текста, редактированию, использованию речевых средств в коммуникации, закрепление норм современного русского литературного языка, основных видов речевых, стилистических и грамматических ошибок, анализ особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, принципы построения текстов разных стилей.

Выполните задания и прикрепите ответы в электронном виде. Допустимо выполнение задания письменно (от руки), при этом прикрепляется фото выполненного письменного задания.

Задание 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а) верование, вечеря, визави, гене­зис, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, изыск, каталог, квартал, кулинария, ломота, крашение, маркетинг, немота, обеспечение, озвучение, столяр, украинец, при­даное, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, флюорография, щавель;

б) валовой, грошовый, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, преми­рованный;

в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, искони, исконно;

г) баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копи­ровать, начать, обезуметь, облегчить, плесневеть, под­бодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, черпать.

Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.

языковая школа- языковая колбаса, характерный актер – характерный звук, морщить лоб – морщить ткань.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.

Образец: линейка (.линия)

Выбр…сил, упл…тнить сроки, выд…лил, упл…тить деньги , отст…вал, зат…ить обиду, пол…вал, ед…ница, л..нейка, обл..ниться, посп…вал, ул..чённый во лжи, обл..чённый властью, см…тение в умах, с..деть на стуле, с..деть от горя, скр…петь, раск…лённая решётка, кр…чать, захл…бнуться, пром..лькнуть, собл..зниться, осл..пительный, л..пучий, неизгл..димый, в…зить, огл…ситься, оч…рование, предв…щало, ум..лять о пощаде, он ум..ляет его заслуги.

Выбросил(выбросить), уплотнить сроки (плотный) , выделил (делит) , уплатить деньги (оплата) , отставал (отстать) , затаить обиду (тайна) , поливал (лить) , единица (один) , линейка (линия) , облениться (лень) , поспевал (спелый) , уличённый во лжи (улика) , обличенный властью (обезличенный) , смятение в умах (это словарное слово) , сидеть на стуле (сидя) , седеть от горя (седая) , скрипеть (скрип) , раскалённая решётка (накал) , кричать (крик) , захлебнуться (взахлёб) , промелькнуть (мельком) , соблазниться (соблазн) , ослепительный (слепнуть) , липучий (липкий) , неизгладимый (гладить) , возить (возит) , огласиться(разгласитель) , очарование (чары) , предвещало (весть) , умолять о пощаде (молиться) , он умаляет его заслуги (малый) .

Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами

Образец: адресат — адресант.

Удачливый, одеть, подозревать, опровергать, представить, подразумевать, отвергать, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, предоставить, надеть, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, удачный, крепостник.


Выходец из СССР, живущий в США, вместе с сыном изобрел, запатентовал и испытал самый мощный и эффективный в мире двигатель внутреннего сгорания. Новый мотор будет в разы превосходить существующие по КПД и уступать по массе.

В 1975 году вскоре после окончания Киевского политехнического института молодой физик Николай Школьник уехал в США, где получил научную степень и стал физиком-теоретиком — его интересовали приложения, связанные с общей и специальной теорией относительности. Поработав в области ядерной физики, молодой ученый открыл в США две компании: одну — занимающуюся программным обеспечением, вторую – разрабатывающую шагающие роботы. Позже он на десять лет занялся консультированием проблемных компаний, занимающихся техническими инновациями.

Однако как инженера Школьника постоянно волновал один вопрос — почему современные автомобильные моторы такие неэкономичные?

И действительно, несмотря на то что поршневой двигатель внутреннего сгорания человечество совершенствует уже полтора века,

КПД бензиновых моторов сегодня не превышает 25%, дизельных — порядка 40%.

Между тем сын Школьника Александр поступил в MIT и получил степень доктора в области компьютерных наук, стал специалистом в области оптимизации систем. Думая над увеличением КПД двигателя, Николай Школьник разработал собственный термодинамический цикл работы двигателя HEHC (High-efficiency hybrid cycle), который стал ключевым этапом в реализации его мечты.

Изобретатели остановились на роторном двигателе, принцип которого был предложен в середине XX века немецким изобретателем Феликсом Ванкелем. Идея роторного двигателя проста. В отличие от обычных поршневых моторов, в которых много вращающихся и движущихся частей, снижающих КПД, роторный двигатель Ванкеля имеет овальную камеру и вращающийся внутри нее треугольный ротор, который своим движением образует в камере различные участки, где происходит впуск, сжатие, сгорание и выпуск топлива.


Плюсы двигателя — мощность, компактность, отсутствие вибраций. Однако, несмотря на более высокий КПД и высокие динамические характеристики, роторные двигатели за полвека не нашли широкого применения в технике. Одним из немногих примеров серийной установки стало их использование на автомобилях Mazda RX.

Слабыми местами таких моторов являлись ненадежность, связанная с низкой износостойкостью уплотнителей, благодаря которым ротор плотно примыкает к стенкам камеры, и низкая экологичность.

Уже работая в фирме LiquidPiston, основателями которой они стали, Школьники создали свою, абсолютно новую реинкарнацию идеи роторных моторов. Принципиальным в ней было то, что в двигателе Школьников не камера,

а ротор напоминает по форме орех, который вращается в треугольной камере.

Это позволило решить ряд непреодолимых проблем двигателя Ванкеля. Например, пресловутые уплотнители теперь можно делать из железа и крепить их неподвижно к стенкам камеры. При этом масло подводится прямо к ним, в то время как раньше оно добавлялось в сам воздух и, сгорая, создавало грязный выхлоп, а смазывало плохо.

Кроме того, при работе двигателя Школьников происходит так называемое изохорное горение топлива, то есть горение при постоянном объеме, что увеличивает КПД мотора.

Изобретатели создали один за другим пять моделей принципиально нового мотора, последняя из которых в июне была впервые протестирована — ее поставили на спортивный карт. Испытания оправдали все ожидания.

Миниатюрный двигатель размером со смартфон, массой менее 2 кг имеет мощность всего 3 л.с. Двигатель высокооборотистый, работает на частоте 10 тыс. об./мин., но может достигать и 14 тыс. КПД мотора составляет 20%. Это много, учитывая, что обычный поршневой мотор такого же объема в 23 «кубика» имел бы КПД лишь 12%, а поршневой мотор такой же массы дал бы всего 1 л.с.

Но главное, КПД таких моторов резко растет при увеличении их объемов.

Так, следующий двигатель Школьников будет дизельным мотором мощностью 40 л.с., при этом его КПД составит уже 45%, а это выше, чем эффективность лучших дизелей современных грузовиков.

Весить он будет всего 13 кг, притом что его поршневые аналоги такой же мощности сегодня весят под 200 кг.

Этот мотор уже планируется ставить на генератор, который будет вращать колеса дизель-электрического автомобиля. «Если же мы построим еще больший двигатель, мы можем достичь КПД в 60%», — поясняет Школьник.

В перспективе компактные, оборотистые и мощные моторы Школьников планируется использовать там, где эти свойства особенно важны — при конструировании легких дронов, ручных бензопил, газонокосилок и электрогенераторов.

Пока мотор гоняли 15 часов, однако по нормативам, чтобы пойти в производство, он должен отработать непрерывно 50 часов. При этом для автомобильной промышленности требуется надежность мотора на 100 тыс. миль пробега, что пока остается мечтой, признают конструкторы.

«Это самый экономичный, мощный двигатель не только среди роторных, но и всех двигателей внутреннего сгорания.

Это показывают наши измерения, а то, что мы получим на более крупных моторах, мы уже смоделировали на компьютерах», — радуется Школьник-младший.

То, что озвученные цифры — не фантазии изобретателей, подтверждает серьезность намерений инвесторов. Сегодня в стартап уже вложено $18 млн венчурных инвестиций, $1 млн которых дало американское агентство передовых разработок DARPA.

Интерес военных тут понятен. Дело в том, что военными США в авиации применяется в основном топливо JP-8. И военные хотят, чтобы вообще вся армейская техника работала на этом виде топлива, на котором, кстати, могут работать и дизельные моторы.

Но современные дизельные двигатели громоздки, поэтому DARPA так активно присматривается к разработке Школьников.

Александр считает, что создать столь революционный двигатель помогло отчасти образование, которое получил его отец еще в СССР. «Он думает по-другому, не так, как обычный инженер в США. Его фантазия ограничена только физикой. Если физика говорит — что-то возможно, то он верит, что это так, и лишь думает, как это можно сделать», — добавил Александр.

Сам Николай Школьник по-своему рассказывает об истории своего успеха и преимуществах советского образования.

«В США я переживал, что, имея специальность «машиностроение», я не буду иметь достаточного бэкграунда по физике и, особенно, математике.

Эти опасения оказались напрасными благодаря превосходной подготовке, которую я получил в советской школе.

Эта солидная образовательная подготовка до сих пор помогает мне здесь в нашей работе с новым роторным двигателем. С моей точки зрения, есть два больших отличия между американскими инженерами и получившими образование в России. Во-первых, американские инженеры невероятно эффективны в том, что они делают. Обычно требуется два-три русских инженера, чтобы заменить одного американского. Однако русские имеют более широкий взгляд на вещи (связанный с образованием, по крайней мере в мое время) и способность достигать целей с минимумом ресурсов, что называется, на коленке», — поделился размышлениями Николай Школьник.





К игре

Это, если хотите, фундамент двигателя. Именно к этому узлу так или иначе крепятся все остальные агрегаты. Выбор блока — пожалуй, самый важный и ответственный этап: от того, сколько у вас цилиндров и какой рабочий объем, напрямую зависит стратегия дальнейшей форсировки. И не забывайте, что ваш «бюджет» ограничен!

А заодно и коленчатый вал. Подвижная часть кривошипно-шатунного механизма состоит из поршней с кольцами, коленвала, поршневых пальцев — именно благодаря этому механизму возвратно-поступательное движение переходит во вращение. Этот узел один из самых критичных с точки зрения нагрузки — учитывайте это при создании двигателя.

Основные детали — это распределительный вал (один или несколько), клапаны и передаточные звенья: толкатели, штанги, коромысла и т.д. От газораспределительного механизма зависит, сколько топливно-воздушной смеси поступит в цилиндры, и в какой момент это произойдет.

Регулирование газораспределения зависит от формы распределительных валов. Изменяя форму профиля кулачков, можно влиять на характеристики газораспределения в широких пределах.

Чтобы увеличить мощность, необходимо увеличить количество топливо-воздушной смеси, которая поступает в цилиндры. И если подать в двигатель больше топлива относительно просто, то с воздухом уже сложнее. Наддув в помощь!

Громкие глушители придумали не затем, чтобы стритрейсеры и мотоциклисты мешали вам спать по ночам. У таких систем меньше сопротивление потоку отработанных газов, что положительно сказывается на мощности двигателя. Но учтите, что одним только "прямотоком" мощность поднять сложно — для оптимального результата неплохо установить более производительную впускную систему и топливный насос.

Большой объем и качество подающегося на впуск воздуха — необходимое условие для создания мощного мотора. Впускной коллектор и воздушный фильтр должны обладать минимальным сопротивлением во всем диапазоне оборотов двигателя.

Важно не только загнать в цилиндр побольше "горючего" — также нужно, чтобы воздушно-топливная смесь оптимально заполнила цилиндры. Существуют различные системы смесеобразования: от старого доброго карбюратора до впрыска топлива, который бывает нескольких типов: центральный, распределенный, непосредственный.

Блок двигателя обычно изготавливается либо из чугуна, либо из алюминиевого сплава, однако некоторые компании используют и более хитроумные материалы: например, сочетание алюминиевого и магниевого сплавов.

Главное, что требуется от блока цилиндров — прочность. Чтобы сгорание топливной смеси не разрушило двигатель, в цилиндры обычно помещаются прочные гильзы.

На поршневую группу действуют огромные нагрузки: ведь именно она превращает возвратно-поступательное движение во вращение.

От формы камеры сгорания также зависит эффективность сгорания топливно-воздушной смеси — а значит, и мощность мотора.

Распредвалы регулируют фазы газораспределения: по-простому, это означает — те моменты, в которые открываются и закрываются клапаны.

"Закачать" в мотор больше воздуха можно разными способами: при помощи турбины, которая приводится в действие энергией выхлопных газов или, например, приводным нагнетателем, шнеки которого вращаются коленвалом.

Чтобы двигатель развивал максимальную мощность, впускного воздуха должно быть много — значит, необходимо сделать его максимально плотным. Поэтому чем он холоднее, тем лучше.

Так называемый воздушный фильтр нулевого сопротивления — в действительности это обычный фильтр, но с лучшей пропускной способностью.

В случае с моновпрыском применяется одна форсунка на весь двигатель, в многоточечном уже используется по форсунке на цилиндр, а в системе непосредственного впрыска топливо поступает не во впускной коллектор, а непосредственно в камеру сгорания.


Двигатель внутреннего сгорания — сложная штука. Прежде чем почувствовать себя инженерами, давайте вспомним, из чего он состоит


Собери двигатель





Такой тип двигателя — классика среди машин малого и среднего класса: он компактный и достаточно экономичный. Однако поверьте, потенциал его форсировки очень велик!

Шесть цилиндров — популярное решение для спорткаров и автомобилей бизнес-класса. Больше цилиндров — больше объем. И если на такой мотор поставить наддув…

V8 — это икона, особенно в Америке. Восьмицилиндровые двигатели при достаточно компактных габаритах отличаются высокой мощностью и практически безграничными возможностями для доработок.

Двигатель, в котором ход поршня равен его диаметру. При такой конфигурации достигается оптимальное соотношение между мощностью и крутящим моментом.

Двигатель, в котором ход поршня больше его диаметра. При такой конфигурации достигается высокий крутящий момент, однако без должных настроек максимальная мощность будет невелика.

Двигатель, в котором ход поршня меньше его диаметра. При такой конфигурации мотор легко набирает высокие обороты — и, следовательно, отличается высокой мощностью. Расплата за это — небольшой крутящий момент.

Одна из самых простых схем. На каждый ряд цилиндров предусмотрен только один распредвал, и на каждый цилиндр — по два клапана: один работает на впуск, другой на выпуск. Подобный механизм не лучший с точки зрения эффективности сгорания топливно-воздушной смеси, зато отличается высокой надежностью.

В этом варианте по-прежнему по два клапана на цилиндр (один на впуск, другой на выпуск) — однако они управляются индивидуально: каждый своим распределительным валом. Это позволяет достичь куда большей эффективности сгорания.

Наиболее распространенная современная схема. По два клапана на впуск и выпуск, где каждая пара управляется своим распределительным валом. Подобный механизм оптимален с точки зрения эффективности: он обеспечивает высокую мощность во всем диапазоне оборотов.

Ну, может, не для низких, а для не очень высоких. Распределительные валы с кулачками среднего профиля неплохо подойдут для моторов, которые обладают высоким крутящим моментом в среднем диапазоне оборотов.

Это самый «злой» вариант: распределительные валы с кулачками высокого профиля обеспечивают максимальные мощностные характеристики на высоких оборотах. Если ваш мотор способен развить такие обороты, это — оптимальный вариант.

Один из самых распространенных способов форсировки мотора. Турбокомпрессор, который приводит в действие отработавшие газы, нагнетает в цилиндры дополнительный воздух.

Такой компрессор приводится в действие засчет вращения коленвала. С одной стороны, это отнимает мощность, с другой — большое количество воздуха позволяет “восполнить” потери и получить еще сверху.

Такая система стоит на “гражданских” автомобилях: она обеспечивает приемлемые показатели шумности, но не рассчитана на использование совместно с форсированным мотором.

Система с прямоточным глушителем не только громко звучит, но и обладает пониженным внутренним сопротивлением.

Со стандартным фильтром и воздухозаборником, как на обычных дорожных автомобилях. Большой мощности с такой не добиться.

Самый предпочтительный вариант с точки зрения увеличения мощности: воздух на впуске холоднее, а значит, и плотнее. Максимальное наполнение цилиндров!

Самый простой вариант впрыска топлива, который в свое время пришел на смену карбюратору. В таком варианте используется всего одна форсунка, которая впрыскивает топливо сразу во все цилиндры. Главные недостатки такого механизма — низкая экологичность и эффективность.

В этом варианте в двигателе установлено по отдельной форсунке на каждый цилиндр. Такая механика обеспечивает более широкие возможности по регулировке состава топливно-воздушной смеси, и в то же время остается простой и надежной.

В данном случае топливная смесь подается непосредственно (а откуда, вы думали, название?) в камеру сгорания. Это обеспечивает наибольшую эффективность — как по мощности, так и по экологичности.

«Вечные двигатели» и их создатели. Николай Кузнецов

Авиационные двигатели часто называют именами их создателей. Так, ПС-90А, лучший двигатель в России для дальнемагистральной авиации, назван в честь Павла Соловьева, технический бестселлер ХХ века АЛ-31 носит имя легендарного Архипа Люльки, «Ночные охотники» в небо поднимают двигатели ВК-2500 с инициалами Владимира Климова, а самый мощный серийный турбовинтовой двигатель в мире НК-12 носит имя Николая Кузнецова.

23 июня исполняется 108 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова, выдающегося конструктора двигателей, академика Российской академии наук, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, доктора технических наук, почетного гражданина города Самары, создателя Самарского научно-технического комплекса (входит в ОДК ).

Начало пути

Под руководством Николая Кузнецова с 1949 по 1994 год на самарском предприятии, которое теперь носит его имя, было создано 57 модификаций двигателей марки НК. Практически вся стратегическая и грузовая отечественная авиация летает на самолетах с двигателями Кузнецова. Более трети газоперекачивающих агрегатов страны работают на двигателях НК. Разработки коллектива Николая Кузнецова в области ракетных двигателей до сих пор остаются актуальными и востребованными.

Николай родился в 1911 году в городе Актюбинске в Казахстане, куда его отец, член компартии и участник крестьянских восстаний, бежал от преследования властей. С ранних лет Николай проявил интерес к кузнечному делу, подтверждая профессиональную принадлежность фамилии. В школе с удовольствием занимался точными науками. В 15 лет вместе с друзьями по журнальным чертежам, раздобыв автомобильный двигатель и винт от самолета, Николай собрал аэросани. С этого момента, по всей видимости, начинается увлечение Кузнецова авиацией.

В 1930 году 19-летний юноша поступает в Московский авиационный техникум. Чтобы получить место в общежитии, Кузнецову приходится совмещать учебу с работой на авиамоторном заводе №24 им. М.В. Фрунзе. По удивительному стечению обстоятельств на этом заводе через много лет будут выпускаться двигатели, спроектированные самим Кузнецовым. В 1932 году будущего конструктора, как одного из лучших комсомольцев, отправляют учиться на авиамоторный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского.

54e23c0acecd63a433bd31c0ac71f244077ab4e9_712.jpg

Н.Д. Кузнецов в годы Великой Отечественной войны

Николай мечтает стать летчиком-испытателем, для этого занимается на летных курсах, нарабатывая опыт полетов и прыжков с парашютом. Но этой мечте не суждено было сбыться – отличника академии рекомендуют на кафедру конструкции авиадвигателей, где он в апреле 1941 года с успехом защищает кандидатскую диссертацию.

Дальнейшей научной деятельности помешала война. С ее началом Кузнецов подает рапорт об отправке на фронт. Не с первого раза, но ценного сотрудника отпускают в армию ввиду того, что Кузнецов был не только инженером, но и летчиком. На фронте он пробыл недолго – в октябре 1942 года указом секретаря ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкова Кузнецова назначают парторгом в ОКБ В.Я. Климова на Уфимский авиационный завод №26. Основная задача Кузнецова на новом месте − обеспечить скорейшее создание, доводку и запуск в серийное производство нового мощного поршневого двигателя ВК-107А, в котором очень нуждалась авиация. Со временем В.Я. Климов оценил профессиональные знания и опыт Кузнецова и ходатайствовал о его переводе с партийной работы на должность своего первого заместителя. Климов, более сосредоточенный на углубленной индивидуальной работе, и Кузнецов, активно обсуждавший задачи с коллективом, удачно дополняли друг друга.

… именно коллектив – сотни конструкторов и тысячи рабочих нашего завода – именно они, а не я, решают успех дела. Современный двигатель очень сложен, а завтра будет еще сложнее. И никакой генеральный конструктор никогда лично ничего не сделает, если не будет опираться на коллектив.

Первые успехи конструктора

После войны Климов возглавляет новое ОКБ в Ленинграде по разработке реактивных двигателей, а его заместитель Кузнецов становится главным конструктором ОКБ в Уфе. На его плечи ложится освоение немецкого реактивного двигателя ЮМО-004. Уже в 1947 году на Дне авиации в Тушино были показаны реактивные истребители Як-15 с серийным двигателем РД-10, разработанным коллективом Кузнецова. В том же году Уфимское ОКБ переводится в разряд серийных (СКБ) для сопровождения производства уже разработанных двигателей. Кузнецов же хочет продолжить создание новых устройств.

i_036.jpg

Первый советский реактивный истребитель Як-15 с двигателем РД-10. 1947 год

В 1949 году его назначают главным конструктором куйбышевского завода №2, ОКБ которого было сформировано из вывезенных из Германии специалистов заводов «БМВ» и «Юнкерс» и молодых советских ученых. С собой Кузнецов привлек команду опытных инженеров из Уфы. Проанализировав обстановку и находящиеся в работе модели двигателей, Николай Дмитриевич принимает ключевое решение, определившее специфику работу завода на долгие годы – предприятие будет создавать мощные турбовинтовые двигатели для бомбардировочной и транспортной авиации.

Кузнецов, благодаря своему энтузиазму, блестящему знанию дела и вере в коллектив, смог увлечь сотрудников вверенного ему ОКБ и добиться революционных результатов в проектировании турбин. В 1951 году двигатель ТВ-2 прошел испытания и продемонстрировал сверхнизкие показатели расхода топлива, которые ранее считались недостижимыми.

НК-12: прорыв в турбовинтовых двигателях

Уже в 1950 году Николай Дмитриевич, проявив свойственную ему дальновидность, инициировал разработку проекта турбовинтового двигателя мощностью 10 000 л. с. Именно такой двигатель позволил бы тяжелому бомбардировщику в условиях нараставшей холодной войны донести до США «полезный груз» и вернуться обратно. Создавался новый двигатель под дальний стратегический бомбардировщик Ту-95, работу над которым вело ОКБ А.Н. Туполева. Разработка двигателя ТВ-12 шла непросто, и только в 1954 году первый экземпляр машины прошел испытания. Серийный двигатель стал называться НК-12 – по имени и фамилии руководителя завода.

tu95-1.jpg

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 с двигателями НК-12

НК-12 благодаря мощности в 15 000 л. с. стал самым мощным в мире авиационным турбовинтовым двигателем. Его модификации эксплуатируются уже более 50 лет. Двигателем НК-12 в различных вариациях оснащались самолеты Ту-95, Ту-126, Ту-142, Ту-114, Ту-95МС, Ан-22 «Антей» и экраноплан «Орленок». Разработанная коллективом Николая Кузнецова методика расчетов газовых турбин позволила создать турбовинтовой двигатель с низким удельным расходом топлива для полета без посадки и заправки топливом на дальность до 15 000 км.

Создание НК-12 вывело коллектив ОКБ Кузнецова в число передовых двигателестроительных предприятий, а самого Николая Дмитриевича поставило в один ряд с другими выдающимися конструкторами.

Двигатели Кузнецова: наземные, атомные, сверхзвуковые, космические

Далее была работа над турбовинтовым двигателем НК-4 для гражданской авиации и турбовентиляторным двухконтурным двигателем НК-6 для военных, которые так и не пошли в серию. Несмотря на это, коллектив ОКБ Кузнецова получил большой опыт, который пригодился в последующих разработках. В 1958 году Николай Дмитриевич по своей инициативе создает в составе ОКБ отдел по наземному использованию авиадвигателей, в которых остро нуждалась нефтегазовая промышленность. Однако правительство эту идею не поддержало, и отдел был закрыт.

В 1955 году в обстановке строжайшей секретности в ОКБ совместно с другими организациями была начата работа по созданию атомного двигателя. Для летающей лаборатории на самолете Ту-95 был создан экспериментальный водно-водяной реактор мощностью 100 кВт – ЛАЛ-ВВР (летающая атомная лаборатория – водно-водяной реактор). Несмотря на то что в 1961 году работы был свернуты, результаты исследований были уникальными и продвинули изучение атомной энергии далеко вперед.

original.jpg

Трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер Ту-154 с двигателями НК-8

В начале 1960-х коллектив ОКБ вступил в международное соперничество по созданию двигателя для сверхзвукового пассажирского самолета. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет самолета Ту-144 с двигателями НК-144, который почти на два месяца опередил первый полет англо-французского «Конкорда». Двигатель Кузнецова позволил впервые в мире в два раза превысить скорость звука в гражданской авиации.

Параллельно с работами по авиационной, атомной и наземной тематикам в 1959 году ОКБ под руководством Кузнецова начало трудиться над жидкостно-ракетными двигателями (ЖРД). Генеральный конструктор принял решение разрабатывать ЖРД по замкнутой схеме, его поддержал С.П. Королев, для ракет которого создавались эти двигатели. В стране и в мире подобного опыта еще не было. Кислородно-керосиновые двигатели НК-33, НК-39, НК-43, НК-31 до сих пор остаются непревзойденными по параметрам и надежности, а наработки команды Кузнецова в создании ЖРД замкнутой схемы потом применялись многими конструкторами космической техники.

47.jpg

Стендовое испытание двигателя НК-33 на испытательном комплексе «Винтай» в Самаре

В области разработки авиадвигателей, работающих на криогенном топливе, ОКБ Кузнецова опередило западных конструкторов на несколько лет. Двигатели НК-88 и НК-89, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе, использовались на самолетах Ту-155 с конца 1980-х. Разработка двигателей на альтернативном топливе была очень актуальной ввиду общемировой озабоченности проблемами экологии.

Прирожденный генеральный конструктор

В последние годы жизни Кузнецов был председателем научного Совета по надежности АН СССР, занимался созданием и внедрением в практику проектирования различных моделей и методов конструирования. Можно сказать, что Николай Дмитриевич создал целую конструкторскую школу со своими принципами и методиками. После его ухода в 1995 году остался большой задел для новых двигателей.

Твоя главная задача – в каждом крупном техническом вопросе выработать принципиальную линию и выдерживать генеральное направление, и в соответствии с ними решать ежедневно возникающие затруднения.

Из принципов работы Н.Д. Кузнецова

По воспоминаниям его современников, главным личностным качеством Николая Дмитриевича было умение устанавливать деловые и дружеские отношения с подчиненными, несмотря на ранги и заслуги. Кузнецов с чрезвычайным вниманием прислушивался к чужому мнению, выстраивая и воспитывая коллектив. Личным примером он показывал, с какой самоотверженностью и погруженностью можно работать даже в сложных условиях. Николай Дмитриевич обладал уникальными мыслительными способностями, высокой скоростью и вариативностью мышления. Глубокие знания во всех отраслях науки и техники позволяли ему видеть картину целиком, чувствовать взаимосвязи и прогнозировать изменения. Он с легкостью увлекался новыми идеями и увлекал других, брался за все новое и неизведанное в конструировании, выбирая самые сложные вопросы. И коллектив доверял ему, с уважением называя Кузнецова «наш генерал».

3.jpg

Несмотря на огромную загрузку основной работой, Николай Дмитриевич был еще и крупным государственным и общественным деятелем. В течение 30 лет он являлся депутатом Верховного Совета РСФСР и членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Сегодня предприятие, объединившее конструкторское бюро, опытное и серийное производство, носит его имя − «Кузнецов».

Читайте также: