Кружок по лего конструированию как назвать

Обновлено: 19.04.2024

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Содержание педагогического процесса

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

В программе представлен перспективный план работы на год с детьми 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, 20-30 минут. Программа составлена с учетом знаний и навыков детей.

ВложениеРазмер
Программа по лего конструированию 279.62 КБ

Предварительный просмотр:

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Основной идеей создания кружка « Lego », послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego конструирования.

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
  • развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Формы и режим образовательной деятельности : обучение начинается с 01 октября и заканчивается 21 мая.

В первый год обучения – 1 раз в неделю по 15 мин., во второй и третий года обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы организации детей : г рупповая, индивидуальная, подгрупповая.

Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приёмы работы:

- задание по образцу (с использованием инструкции),

- работа со схемами,

Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

ВложениеРазмер
legolendik.docx 47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план первого года обучения………………………………………….12

Содержание изучаемого курса………………………………………………….12

Учебный план второго года обучения………………………………………….22

Содержание изучаемого курса………………………………………………….22

Календарно-тематическое планирование……………………………………. 23

Программно-методические условия…………………………………………. 27

Работа с воспитателями и родителями…………………………………………28

Направленность программы : инженерно - техническая

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

  • конструирование по образцу,
  • конструирование по модели,
  • конструирование по условиям,
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
  • конструирование по замыслу,
  • конструирование по теме.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • создать условия для овладения основами конструирования;
  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Отличительные особенности и новизна программы

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

Интегрирование различных образовательных областей дополнительного образования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Адресат программы: программа ориентирована на детей 5-7 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению.

Объем и срок освоения программы : общее количество занятий – 72, срок обучения – 2 года.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединении по интересам, сформирована группа одного возраста, возможна разновозрастная группа, далее именуемая как «LEGOландия». Состав группы 25 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Занятия проводятся в соответствии с нормами СанПиН.

Общее количество занятий в год – 36; количество занятий в неделю – 1; продолжительность занятий 25-30 минут с переменками; периодичность – каждую неделю. Занятия ведутся с сентября по май (8 месяцев).

Форма занятий- групповые, подгрупповые, индивидуальные

Старшая группа 5-6 лет

В результате освоения программы ребенок может:

  • основные части и характерные детали конструкций.
  • новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги)
  • устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни
  • анализировать сделанные модели и постройки
  • создавать разнообразные постройки, конструкции, модели
  • заменять одни детали другими
  • строить по схеме, по инструкции
  • самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
  • работать коллективно.
  • о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели
  • о способах различных конструктивных решений и планировании создания собственной постройки, модели, конструкции

Подготовительная группа 6-7 лет

В результате освоения программы ребенок может:

· детали наиболее подходящие для постройки

· способы их комбинирования

· самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

· сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением

· о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении

· о различных видах наборов ЛЕГО

· о создании проектов с помощь мультимедийного контента

· планировать процесс возведения постройки

· сооружать постройки, объединенные общей темой

· создавать различные модели: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств.

Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов:

В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.

Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:

  • воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;
  • методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
  • материально-техническое и финансовое состояние.

Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок « часто » свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки « иногда », следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки « редко », процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т. д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego конструирования.

• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

• обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

• пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;

• развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).

• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Формы и режим образовательной деятельности: обучение начинается с 01 октября и заканчивается 21 мая.

В первый год обучения – 1 раз в неделю по 15 мин., во второй и третий года обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы организации детей : групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж,

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике,

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приё мы работы:

-задание по образцу (с использованием инструкции,

- работа со схемами,

Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

МАДОУ «ЦРР-Бардымский детский сад №4»

Кружок LEGO

Руководитель: ТимгановаГ. Р.

Программа рассчитана на детей старшей – подготовительной группы (5-7 лет, в период с 01.10.2018 – 18.05.2019 уч. год.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 25 – 30 минут.

Месяц Тема Цель/задачи Форма организации

Октябрь 1 неделя

«В гостях у ЛЕГО» - Повторение правил поведения в легокабинете. Техника безопасности;

-Закрепление названий деталей,

-Д/и «Разложи детали по местам»

Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO;

-Д/и «Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. Групповая

«А у нас во дворе» -Закреплять полученные навыки;

-Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки;

- Учить работать в парах создавая единый проект;

- Развивать творческую инициативность Групповая

«ЛЕГО – мозайка» - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей,

- Закреплять умение работать по схеме,

- Закреплять состав числа,

- Развивать мелкую моторику,

- Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. Подгрупповая

«Разные домики» -Познакомить с архитектурой домов в разные годы,

- Обсудить строительные материалы для постройки домов,

- Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши,

- Учить строить домики разной величины и длины,

- Развивать способность анализировать, делать выводы. Подгрупповая

Ноябрь 1 неделя

«Беседка» 1. - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).

- Учить строить беседку. Подгрупповая

Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей,

- Закреплять состав числа,

- Развивать мелкую моторику рук,

- Развивать внимание, усидчивость.

- Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. Подгрупповая

Конструирование по замыслу - Закреплять полученные навыки в прошлом году,

- Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,

- Развивать творческую инициативность и самостоятельность. Индивидуальная

«Домашние животные» (собака, кошка, овца) - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек»,

- Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей,

- Учить конструировать животных по образцу и схеме,

- Учить работать парами. Подгрупповая

Декабрь 1 неделя

Конструирование по замыслу - Закреплять полученные навыки,

- Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,

- Развивать творческую инициативность и самостоятельность. Групповая

«Ёлка новогодняя»

-Познакомить с традициями празднования Нового года в России,

- Закрепить знание о хвойных деревьях,

- Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo»,

- Создать Праздничное, предновогоднее настроение Групповая

«Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» - Продолжать знакомить с символами Нового года в России,

- Учит строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO – «Duplo»,

- Создать праздничное, предновогоднее настроение Групповая

«Водный транспорт» (катер, пароход) - Закреплять знания о водном транспорте

- Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы,

- Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части,

- Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт).

Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели). - Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. Групповая

Светофор, регулировщик - Закреплять знания о светофоре,

- Познакомить с профессией «Регулировщик»,

-Развивать творческую инициативность и самостоятельность. Групповая

Февраль 1 неделя

«Самолет» - Закреплять знания о воздушном транспорте,

- Познакомить с профессией летчика,

- Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO Подгрупповая

«Аквариум» - Познакомить с обитателями аквариума,

- Учить конструировать аквариум,

- Учить конструировать рыб из конструктора LEGO

- Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук,

- Развивать усидчивость. Подгрупповая

Лего-мозаика «Танк в подарок папе» - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля,

- Рассказать о защитниках нашего Отечества

- Воспитывать патриотизм и любовь к Родине,

- Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. Индивидуальная

Мозаика «Бабочка» - Закрепить знания о насекомых,

- Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок,

- Учить конструировать симметричный рисунок. Подгрупповая

«Цветок для мамы» - Познакомить с историей возникновения Международного женского дня,

- Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке,

- Учить конструировать по условиям. Индивидуальная

Конструирование по замыслу -Закреплять полученные навыки,

- Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание,

- Развивать творческую инициативность и самостоятельность. Индивидуальная

«Моя улица» - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;

- Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;

- Закрепить навык скрепления. Групповая

«Животные на ферме»

-Закреплять знания о домашних животных;

- Учить анализировать образец, выделять основные части животных;

- Развивать конструктивное воображение детей. Групповая

«Мы построим новый дом» - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов;

- учить самостоятельному конструированию модели дома;

-закрепить знания о строении дома;

- знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО Групповая

«Космическая ракета к взлету готова» - Познакомить с первым космонавтом нашей страны,

- Познакомить с профессией космонавта,

- Рассказать о космосе и о планетах,

- Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. Групповая

Конструирование по замыслу «Азбука безопасности» - повторить правила дорожного движения;

- закрепить умение строить разные виды городского транспорта;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность Подгрупповая

«Пожарная часть» - Рассказать о профессии пожарного,

- Учит строить пожарную машину и пожарную часть,

- Выучить телефон пожарной части,

- Проговорить правила поведения при пожаре. Групповая

Коллективный проект «Парад Победы» - Познакомить с историей праздника 9 мая,

- Учить конструировать военные машины по схеме,

- Конструирование площади для парада по условиям,

- Закреплять умение работать в команде,

- Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. Групповая

Заключительное занятие. - Подготовить легокабинет к новому учебному году

-Рассматривание альбома фотографий с постройками

- Подведение итогов за учебный год Групповая

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO) : методическое пособие /Л. Г. Комарова – М. : Линка-Пресс, 2001.

2. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. :Сфера, 2011. – 243 с.

3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : пособие для педагогов-дефектологов/ Т. В Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М. : ВЛАДОС,2003г.

4. Федеральные государственные требования дошкольного обучения

«Живые пальчики». Программа кружка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего.

Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в зоопарк» Игровая программа для детей дошкольного возраста «Экскурсия в зоопарк» старшего дошкольного возраста Составил: воспитатель Сидорова Елена.

Перспективный план кружка по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я расту для добрых дел» Сентябрь 1-2 недели Цель: воспитание у детей умения выражать внимание, доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к сверстникам.

Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №24.

Программа кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин большого мира» МБДОУ «Детский сад № 32 «Песенка» Программа кружковой работы (Бесплатного творческого объединения) по правовому воспитанию детей.

Программа кружка развивающих игр «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию,.

Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских.

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет Пояснительная записка Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Рабочая программа.

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Быковсикй детский сад №1 «Тополек» Быковского муниципального района Волгоградской.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ сегодня считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета и электроники. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию "ЛЕГО - Мастер"

Доступность изучаемого материала.

Систематичность, последовательность проведения занятий.

Эмоционально насыщенная тематика занятий.

Проблемно – ситуативный характер заданий.

Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

На первом этапе дети знакомятся с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Исследуют детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определяют с ребятами название каждой формы.

Затем в совместной деятельности детям предлагается выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, детям предлагается выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, усложняются виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в два месяца.

Исходя из проведенной работы, делается вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, развиваются у детей не только навыки конструирования, но и решаются задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

«Сказка о Снегурушке». Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Мультидетство» Дополнительная образовательная программа «Мультидетство» «Сказка и снегурушке» Цель: ознакомление с зимними природными явлениями Задачи:1).

Фотоотчет по дополнительной образовательной ИЗО деятельности с детьми

Фотоотчет по дополнительной образовательной ИЗО деятельности с детьми Вот мы взяли краски в руки, И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, Ярких красок не жалей! Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети.

Конспект итогового занятия по дополнительной образовательной программе «Весёлые мультяшки» Цель занятия: выявить знания и умения детей по теме «Мультипликация», развивать внимание, память. Задачи: Обучающие: научить детей проявлять.

ООД по реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Камертон» Конспект по реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы Художественной направленности «Камертон» по формированию.

Кружок «Лего» для детей средней группы КРУЖОК "ЛЕГО" Автор: Е. В. Мильнова, воспитатель Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Перспективный план работы кружка 3. План.

Программа организации дополнительной образовательной деятельности «Умелые ручки» Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой.

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружка «Шашки» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других.

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Русские шашки» для детей старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 11 «ПОДСНЕЖНИК» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Сценарий образовательной деятельности по лего-конструированию «Путешествие по лего-волнам» для детей средней группы

Сценарий образовательной деятельности по лего-конструированию «Путешествие по лего-волнам» для детей средней группы Цель: сформировать у дошкольников навыки конструирования корабля из лего конструктора. Задачи: • развитие детского технического творчества;.

Читайте также: