Кто был генеральным директором и главным конструктором систем управления для ракетных комплексов

Обновлено: 28.04.2024

В ракетно-космической промышленности есть имена, с которыми связаны основные вехи ее создания и развития. Одно из них – Александр Александрович Леонтенков, бывший генеральный директор – генеральный конструктор ведущего предприятия отрасли – ФГУП «Центральное конструкторское бюро тяжелого машиностроения (ЦКБ ТМ)». В настоящее время – открытое акционерное общество «Корпорация «Стратегические пункты управления» (ОАО «Корпорация «СПУ – ЦКБ ТМ»). Его 54-летняя трудовая биография вместила столько событий и свершений, что их хватило бы на десяток жизней. Он принял активное участие в разработке и испытании установщиков и агрегатов наземного оборудования для первых баллистических ракет, а также для космических программ как национальных – «Протон», «Салют», «Восток», «Союз», «Мир», «Энергия» – «Буран», так и международных проектов – «Интеркосмос», «Союз» – «Аполлон», «Морской старт».

20 июня Александру Александровичу Леонтенкову исполнилось 80 лет. Родился он в Москве. Окончил Московский энергетический институт по специальности «Гидравлические турбины и другие гидравлические машины». Трудовую деятельность конструктора начал в ЦКБ ТМ в 1960 году, куда был направлен по распределению после окончания института.

ЦКБ ТМ в те годы являлось основным участником создания установщиков, заправочно-дренажных устройств, агрегатов обслуживания, лифтов и спецподъемников, антенно-мачтовых устройств, спецкранов для боевых ракетных комплексов и космических стартовых комплексов.

Придя в прославленный коллектив ЦКБ ТМ, Леонтенков принимал участие в разработке агрегатов наземного оборудования для первой твердотопливной ракеты и в их испытаниях на полигоне Капустин Яр, в создании установщика для лунной ракеты Н-1, являлся техническим руководителем в процессе монтажа и испытаний установщика и летно-конструкторских испытаний комплекса Н-1 на полигоне Байконур.

С 1970 года ЦКБ ТМ – головное предприятие по созданию командных пунктов (КП) ракетных комплексов различных видов базирования и рангов. Предприятием создан целый ряд высокозащищенных КП для стационарных боевых ракетных комплексов, а также для боевого железнодорожного комплекса.

Александр Леонтенков участвовал в создании первого унифицированного командного пункта шахтного типа и его испытаниях на полигоне. Первый контейнер опускался в шахту, монтировался и проходил испытания под его техническим руководством. Также под его началом были проведены первые испытания выдвижных антенн, отработаны режимы функционирования КП и проведены первые комплексные испытания. Как только первый КП шахтного типа успешно прошел государственные испытания, сразу в ЦКБ ТМ была создана служба по строительству, авторскому надзору и контролю за эксплуатацией серийных КП, которую Александр Александрович возглавил.

В 1988 году конференция трудового коллектива ЦКБ ТМ избрала Леонтенкова начальником и главным конструктором. И с этого же года он возглавил работы по созданию системы командных пунктов для управления стратегическими силами, которая лежит в основе обеспечения ядерной безопасности страны. Сегодня вопросы надежной эксплуатации стоящих на вооружении многие годы ракетных комплексов и командных пунктов актуальны, как никогда. Система позволяет эффективно контролировать состояние важных стратегических объектов, вырабатывать научно обоснованные рекомендации по модернизации и продлению сроков эксплуатации командных пунктов.

Красный директор

Приказом руководителя Российского космического агентства в 1997 году Александр Леонтенков был назначен генеральным директором и генеральным конструктором ЦКБ ТМ. Являлся председателем научного центра при ЦКБ ТМ Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского и научно-производственного центра кафедры «Транспортные установки» Московского автомобильно-дорожного института. Автор многих научных трудов и ряда изобретений. Заслуженный машиностроитель РФ (1994). Лауреат Государственной премии РФ (2002). Ветеран космонавтики России (2002). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), а также почетным знаком «За выдающиеся заслуги в космонавтике» и медалью «Создателю БЖРК». Действительный член Академии военных наук и Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Кризис 90-х ощутимо ударил по предприятиям «оборонки». Необходимо было искать новые подходы, чтобы ЦКБ ТМ не только, образно говоря, осталось на плаву, но и продолжило развиваться. Александр Александрович сумел организовать эффективную работу предприятия в условиях рыночной экономики, сохранив его коллектив, научный и производственный потенциал. Во главу угла всегда ставилось безусловное выполнение государственного оборонного заказа. Под руководством Леонтенкова ЦКБ ТМ в составе мощной кооперации НИИ, предприятий и организаций ОПК, в тесном взаимодействии с Минобороны РФ вносило весомый вклад в разработку ряда НИР и системных проектов, направленных на укрепление оборонного могущества страны. В сложные перестроечные годы Александр Александрович приложил немало усилий для перестройки сознания заказчиков, своих заместителей и руководителей подразделений в новых и порой непонятных условиях перехода к рыночной экономике.

Благодаря Леонтенкову ЦКБ ТМ в этих непростых условиях получало заказы Министерства обороны и других ведомств, что позволило сохранить трудовой коллектив предприятия.

В январе 2008 года Леонтенков передал управление ЦКБ ТМ доктору технических наук профессору Владимиру Ивановичу Полянскому, который приумножает славные традиции предприятия, увеличивающего из года в год объемы выполняемых работ и являющегося одним из передовых в отрасли.

Перейдя в советники генерального директора, Александр Александрович принимал активное участие в разработке системного проекта по преобразованию предприятия из ФГУПа в ОАО, в частности проводил консультации с директорами будущих дочерних обществ, руководством Роскосмоса по созданию интегрированной структуры ОАО «Корпорация «Стратегические пункты управления».

Сейчас он принимает активное участие в работе научно-технического совета общества, вносит достойный вклад в разработку и реализацию перспективных планов развития общества, активно ведет наставническую работу как с молодыми конструкторами, так и с руководителями конструкторских подразделений.

Участвует в работе Российской академии космонавтики, Академии военных наук, регулярно выступает с деловыми предложениями.

Занимает активную позицию и вносит конструктивные предложения на совещаниях, проводимых генеральным директором, а также генеральным конструктором общества.

Ведет работу по созданию музея по истории предприятия и организации пунктов управления РВСН.

Вносит предложения по совершенствованию структуры управления обществом и внедрению новых механизмов хозяйствования в современных экономических условиях.

Федеральное космическое агентство и коллектив ОАО «Корпорация «Стратегические пункты управления» сердечно поздравляют Александра Александровича Леонтенкова с юбилеем, желают ему крепкого здоровья и успехов в его наставнической деятельности и со своей стороны не сомневаются, что решение важных задач обеспечения обороноспособности нашего государства, богатые традиции предприятия, заложенные Леонтенковым, будут продолжены сотрудниками.

Редакция газеты «Военно-промышленный курьер» присоединяется к поздравлениям коллег и желает

у творческого долголетия, продолжения и развития его дел, начинаний, проектов единомышленниками и учениками.

Имя этого человека многие годы не подлежало огласке по причине особой секретности того дела, которому он посвятил свою жизнь, и долгое время оставалось под запретом.

Но в истории ХХ в. его имя стоит в одном ряду с именами великих конструкторов: М. К. Янгеля, В. Ф. Уткина, В. Н. Челомея. Работая бок о бок, они создавали ракетно-ядерный щит Советского Союза — межконтинентальные баллистические ракеты.

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана, ракетно-ядерный щит, межконтинентальные баллистические ракеты

Владимир Григорьевич Сергеев (1914–2009). Главный конструктор систем управления. Академик АН Украины, дважды Герой Социалистического Труда

И главный конструктор КБ электроприборостроения, начальник предприятия, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук, Академик АН УССР Владимир Григорьевич Сергеев заслуженно, а не просто по должности, занимает не последнее место в ряду создателей ракетно-космических комплексов.

Только создание под его руководством системы, имеющей шифр 15Л860, должно было бы обеспечить известность ему. Но она ограничивалась только узким кругом специалистов, а под этим шифром, ничего не говорящим обычному человеку, скрывается система управления известной всему миру ракеты под прозвищем, данным ей натовскими стратегами, Satan («Сатана»), что означает имя начальника злых духов и губителя душ человеческих.

Впервые я увидел Владимира Григорьевича на митинге, посвященном 50-летию Октябрьской революции. Детали митинга давно выветрились из памяти, но врезалось в нее, как на блиц-трибуну под открытым небом поднялся коренастый человек с золотой звездой Героя Социалистического Труда на груди и произнес небольшую речь хрипловатым баритоном.

Следует отметить, что в те годы уважение к людям с Золотыми Звездами было безгранично. Через годы оно немного поубавилось: звезды стали падать на грудь недостойным этого. Позже я убедился, что Сергееву она была вручена заслуженно.

Его звездный час в ноябре 1988 г. «бурно праздновали» другие, без него, забыв о нем.

Скорее, делали вид.

Можно ли было им забыть четверть века постоянного напряжения, исходящего от этого человека, твердой рукой державшего бразды правления предприятием, созданным в обеспечение разработок ОКБ главного конструктора Михаила Янгеля, того ОКБ, где создан боевой ракетный комплекс Р-36М2 «Воевода» с межконтинентальным носителем термоядерного заряда 15А18М.

Родился Владимир Григорьевич Сергеев 5 марта 1914 г. в Москве. Его отец Григорий Ксенофонтович был слесарем-водопроводчиком и умер, когда Володе было 12 лет. Мать Анна Ефимовна Андронова (по фамилии отчима) — швея.

В 1930 г. Владимир Сергеев окончил семь классов и поступил в ФЗУ электрозавода в Москве, где был учеником с сентября 1930 г. по февраль 1932 г. После чего работал слесарем на фабрике «Москвашвей». В сентябре 1934 г. стал студентом Московского института инженеров связи, окончил его в августе 1940 г. и получил диплом инженера-электрика проводной связи.

В период ноябрь 1939 г. – август 1940 г. работал старшим техником «Проектсвязьстроя» Дворца Советов. С сентября 1940-го по июнь 1941 г. он – инженер конторы связи в городе Бологое.

В начале Великой Отечественной войны в качестве работника связи не подлежал призыву в Красную Армию, но в июле 1941 г. добровольцем ушел на фронт.

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана, ракетно-ядерный щит, межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты

Победу капитан Владимир Сергеев встретил в Восточной Пруссии, но война для него не закончилась — в июне 1945 г. его батальон был переброшен на Дальний Восток и в рядах войск Забайкальского фронта участвовал в Маньчжурской наступательной операции.

В марте 1947 г. Сергеев, награжденный За Мужество и Отвагу четырьмя боевыми орденами, был демобилизован и в июне того же года поступил на работу инженером в НИИ-885 Министерства промышленности средств связи, где и работал в течение девяти лет под руководством Н. А. Пилюгина и М. С. Рязанского, трудился над разработкой «умного железа» для первых советских баллистических ракет.

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана, ракетно-ядерный щит, межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты, пилюгин

Его несколько изобретений были реализованы при создании ракеты-носителя первого в мире искусственного спутника Земли, и Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1957 года Сергееву Владимиру Григорьевичу присвоено звание лауреата Ленинской премии. Через год с небольшим решением Высшей аттестационной комиссии ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук.

Одна из самых трагических катастроф в истории ракетной техники, случившаяся 24 октября 1960 г. на стартовой площадке полигона «На Юге», когда в числе погибших оказался главный конструктор харьковского ОКБ-692 Б. М. Коноплев, резко изменила жизненный путь Владимира Сергеева.

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана, межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты

Тогда трагическое происшествие заставило определенных людей задуматься о полноте наземной отработки приборов аппаратуры системы управления, ее надежности. Эти задачи невозможно было решить без руководителя, способного вывести коллектив ОКБ-692 из шокового состояния. Среди московских специалистов было много как желающих, так и не желающих ехать работать в Харьков на место Коноплева. Владимир Сергеев принадлежал как раз к числу последних. Во-первых, он до этого всю свою жизнь (за исключением фронта) прожил в Москве, вовторых, он совсем недавно с женой Марией и двумя сыновьями получили, наконец, квартиру. Но почти сразу после новоселья Сергеева вызвали в ЦК, где он получил предложение, от которого отказаться было невозможно, и приказом председателя ГКРЭ СМ СССР В. Д. Калмыкова № 104/3-326-к от 16 ноября 1960 г. Сергеев Владимир Григорьевич был назначен начальником и главным конструктором ОКБ-692 (предприятие а/я 67).

Под его руководством документация на систему управления «трагичной» ракеты 8К64 была существенно и тщательно переработана в части повышения надежности. В феврале 1961 г. ракета была доведена до стадии летных испытаний. В том же году В. Г. Сергеев, организовав мощное приборное производство, продолжил линию по созданию автономных инерциальных систем управления полетом ракет. Главным направлением его деятельности стало создание совершенных систем управления для межконтинентальных баллистических ракет разработки ОКБ-586 главного конструктора М. К. Янгеля и, несколько позже, ОКБ-52 Генерального конструктора В. Н. Челомея. Их ракетные комплексы составили основу ракетно-ядерных сил стратегического назначения.

В успехе советской науки и техники по запуску первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту была весомая доля Владимира Сергеева. Вскоре после этого великого события «закрытым» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 г. Сергееву Владимиру Григорьевичу «За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство» присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана, гагарин, первый человек в космосе, межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты

Под руководством В. Г. Сергеева были созданы уникальные, высоконадежные с нетрадиционными качествами системы управления боевых ракетных комплексов. Революционным шагом явилось использование бортовых электронных вычислительных машин (БЦВМ), обеспечивающих функционирование ракетного комплекса при наземных проверках и в условиях полета ракеты при существенном повышении точности стрельбы.

Люди, причастные к созданию различных систем управления с применением вычислительной техники, представляют, что значит разработать безотказно функционирующую в весьма жестких условиях БЦВМ, и сумеют оценить напряженный труд, успехи, неудачи, радости и переживания, которые сопровождали Владимира Григорьевича Сергеева.

Из Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР (1976 г.):

«За выдающиеся заслуги в области создания специальной техники наградить орденом Ленина и второй Золотой Медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда Сергеева Владимира Григорьевича — начальника и главного конструктора Конструкторского бюро «Электроприборостроения».

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана,межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты, медаль серп и молот

Уходил Владимир Григорьевич с должности генерального директора и главного конструктора НПО «Электроприбор» в разгар отработки систем управления боевого ракетного комплекса Р-36М2 и ракеты-носителя 11К25 «Энергия». Практически вся материальная часть была готова, шла отработка математического обеспечения.

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана,межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты

В дни триумфа ракеты-носителя «Энергия» руководитель создания ее комплекса автоматического управления Владимир Григорьевич Сергеев, начавший свой трудовой путь слесарем швейной фабрики и закончивший его Генералом сложнейшего производства, был на «заслуженном отдыхе», занимая «почетное место свадебного генерала» — должность главного консультанта в фактически им созданном НПО «Электроприбор».

Сейчас много можно найти в сети Интернет рассказов и воспоминаний о жизни и работе Владимира Григорьевича Сергеева, но никто из авторов не вспомнил, что только 5 марта 1996 г. впервые о нем появилась интересная статья в газете «Вечерний Харьков». Ее автор — Николай Соловьев, редактор и учредитель газеты.

Владимир Григорьевич Сергеев, ракета сатана,межконтинентальные баллистические ракеты, советские ракеты, Мемориальная доска В. Г. Сергееву

Почетному гражданину г. Харькова (1999 г.) на стене дома № 36/38 по улице Сумской 21 августа 2009 г. установлена мемориальная доска. В этом доме Владимир Григорьевич Сергеев жил с 1960 по 1997 гг.

Остается привести слова заслуженного журналиста Украины Юрия Грота: «Жертвуя порой абсолютно всем, этот сложный, интереснейший, талантливый человек очень многое сделал не только для Харькова, но и для страны, ее международного имиджа, чести, славы, безопасности».

Для выпускаемых в СССР ракет и космических кораблей требовались системы управления, включающие вычислительные средства. Вначале они были аналоговыми, затем произошел переход на цифровые средства – бортовые компьютеры. Эта задача была решена усилиями многих научных и производственных коллективов. Были созданы системы управления с бортовыми ЭВМ, в том числе, самой мощной ракеты, которую на Западе прозвали “Сатана”, а также для первого советского космического корабля многоразового использования “Буран”.

Биография:

Vasilenko

Sergeev

Использование вычислительной техники в ракетно-космической промышленности началось с сотрудничества киевского Института кибернетики АН УССР с Южным машиностроительным заводом (ЮМЗ), причем по не по вопросу создания бортовых компьютеров, а совсем другому поводу. В середине 60-х годов ЮМЗ обратился в киевский Институт кибернетики с просьбой помочь автоматизировать процесс съема и обработки данных при испытании ракетных двигателей на уникальном испытательном стенде. В это время Киевский завод вычислительных и управляющих машин только начал выпуск первых в Советском Союзе управляющих машин "Днепр", разработанных в Вычислительном Центре АН УССР. Институт кибернетики согласился помочь ЮМЗ, рассчитывая использовать только что созданную машину. Появившись на объекте, где намечалась установка системы, ученые увидели высокий, похожий на гигантский опрокинутый стакан, бункер из бетона и стали.

Внутри, на специальной площадке надежно устанавливался для испытаний только что изготовленный ракетный двигатель. На нем были различные датчики, характеризующие работу двигателя. Рядом с бункером находилось помещение с измерительными приборами, подсоединенными к датчикам на двигателе.

Когда в этом помещении появилась машина "Днепр", то вместо десятков измерительных приборов стала использоваться всего одна машина. После проведения испытания двигателя машина за считанные минуты (вместо многих часов ранее) выдавала (печатала) результаты экспресс-анализа о качестве двигателя.

В конце 60-х годов началась совместная работа Института с одной закрытой подмосковной организацией по созданию уникальной компьютеризированной системы, имитирующей космос, на которой должен был проходить проверку космический корабль «Буран» и другие космические объекты.

На этот раз перед учеными стояла значительно более сложная задача: помимо измерений и обработки данных, получаемых на стенде, нужно было осуществлять управление искусственным «солнцем», положением испытуемого объекта на стенде и другими «частями космоса». Стенд размещался в железобетонном корпусе высотой примерно в 10 этажей, внутри которого не было перекрытий. Компьютеры, входящие в систему для имитации космоса, устанавливались на некоем подобии балконов, имеющихся в башне. Разработка системы, к которой подключилось Специальное Конструкторское Бюро (СКБ) Института кибернетики, заняла несколько лет. На тот момент аналогичный испытательный стэнд был только в США.

В 1971 году на стенде было проведено успешное испытание созданной на ЮМЗ ракеты с использованием бортовой ЭВМ, разработанной в НПО “Хартрон”. Успешный запуск ракеты на полигоне положил конец недоверию к цифровой вычислительной технике. Стало понятно, что пора запускать первые бортовые ЭВМ в серийное производство. Для этого был привлечен «Киевский радиозавод». Последующая слаженная работа ЮМЗ, НПО “Хартрон” и “Киевского радиозавода” позволила создать ракетно-космические комплексы, которые стали единственными в своем роде в СССР.

Днепропетровский Южный машиностроительный завод (ЮМЗ или ЮЖМАШ) изначально создавался как автомобильный завод, но начавшаяся «холодная война» внесла коррективы – его перепрофилировали на выпуск ракет. Коллектив ЮМЗ создал 4 поколения ракетных комплексов. Почти четверть века (1961-1986 годы) директором завода оставался Александр Максимович Макаров. Затем его сменил будущий президент Украины Леонид Данилович Кучма.

При заводе работало свое конструкторское бюро (КБ) «Южное» во главе с главным конструктором М.К. Янгелем, а позднее - В.Ф. Уткиным. Коллектив КБ занимался разработкой двигателей межконтинентальных баллистических ракет, космических ракет-носителей и космических аппаратов.

Ведущим разработчиком систем управления, бортовых и наземных вычислительных комплексов, сложного электронного оборудования для различных типов ракет и космических аппаратов, которые создавались на ЮМЗ, было харьковское научно-производственное объединение «Хартрон», созданное в 1959 году.

Первым руководителем созданного в 1962 году комплекса по разработке бортовых компьютеров был А.Н.Шестопал. С 1966 г. по 1992 г. это подразделение возглавлял А.И.Кривоносов. Генеральным директором и Главным конструктором систем управления для ракетных комплексов в научно-производственном объединении «Хартрон» с 1960 по 1986 год был Владимир Григорьевич Сергеев.

На “Хартроне” впервые в СССР была разработана новая технология отработки программно-математического обеспечения, включающая так называемый "электронный пуск", при котором на специальном комплексе, включающем ЭВМ БЭСМ-6 и изготовленные блоки системы управления ракетой, моделировался полёт ракеты и реакция системы управления на воздействие основных возмущающих факторов. Эта технология обеспечила также эффективный и полный контроль полётных заданий.

Дальнейшее совершенствование управления межконтинентальными баллистическими ракетами требовало резкого увеличения объемов информации, обрабатываемой на борту ракеты в режиме реального времени. Для этого было создано подразделение по определению требований к архитектуре и вычислительным характеристикам бортовых ЭВМ и разработке программного обеспечения. Потребовалось разработать новую технологию проектирования технических средств, включая моделирующие стенды, систему автоматизированного производства программ и т.д.

В 1968 году на «Хартроне» был испытан первый экспериментальный образец бортовой ЭВМ на гибридных модулях. Через 6 месяцев появилась ее трехканальная модификация на монолитных интегральных схемах. В 1971 году, впервые в СССР, был произведен запуск новой ракеты 15А14 с системой управления, в которую входила новая бортовая ЭВМ. Ее характеристики: разрядность 16, объем ОЗУ 512-1024 слов, объем ПЗУ 16К слов, быстродействие 100 тыс. опер/сек., микроэлектронная база. Эта бортовая ЭВМ прослужила около 25 лет. Ее несколько модернизированный вариант и в настоящее время находится в эксплуатации на боевом дежурстве.

В последующие годы были созданы ещё 4 поколения бортовых ЭВМ, имеющих одни из лучших в мире вычислительные и эксплуатационные характеристики и эффективную технологию разработки программного обеспечения. Важной составляющей программного обеспечения была оригинальная система динамической коррекции программ, которая обеспечивала возможность оперативного внесения необходимых изменений в программное обеспечение на всех этапах работ от предстартовых испытаний до работы на орбите.

В 1984-1988 гг. была создана и отработана система управления для уникальной супермощной ракеты СС18, известной на Западе как "Сатана". В этой разработке были успешно внедрены все лучшие технические решения, а также целый ряд принципиально новых идей, таких как обеспечение работоспособности после воздействия ядерного взрыва в полёте, высокоточное индивидуальное разведение боевых блоков, "прямой" метод наведения, не требующий ранее подготовленного полётного задания, обеспечение дистанционного нацеливания.

Решение этих задач обеспечивалось новым мощным бортовым вычислительным комплексом с использованием полупроводникового "пережигаемого" постоянного запоминающего устройства и электронных оперативных запоминающих устройств.

Ракетный комплекс «Сатана» составлял главную мощь Ракетных войск стратегического назначения СССР. По своим характеристикам он не имел аналогов в практике мирового боевого ракетостроения. Эта ракета, используемая до сих пор, практически неуязвима для всех видов противоракетной обороны, и ее не может остановить даже взрыв термоядерной бомбы. Когда одну из ракет пытались утилизировать, то разрезать ее специальное “черное” радиационнозащитное покрытие не смогли даже алмазными резцами. Считается, что именно его создание поставило последнюю точку в истории «холодной войны», и подтолкнуло противостоящие стороны к подписанию договора об ограничении стратегических вооружений.

«Сатана» представляла собой двухступенчатую ракету массой 210 тонн и длинной 34,3 метра. Главной особенностью «Сатаны» были ее боевые качества. Первая модификация ракеты могла закинуть термоядерный заряд мощностью 8 мегатонн на расстояние 16 тыс. км, а тяжелую боеголовку на 25 мегатонн – на 11,2 тыс. км. И в первом, и во втором случае «Сатана» могла поразить любую точку на территории вероятного противника. По мощности ядерного заряда «Сатана» в 77 раз превышала бомбу, сброшенную на Хиросиму.

Одной из самых сложных задач для коллектива «Хартрона» стало создание бортового многомашинного вычислительного комплекса для ракеты-носителя «Энергия». Именно он решал сложнейшие задачи стабилизации, выведения (с учетом нештатных ситуаций управления многочисленными двигательными установками) и аварийной защиты двигателей, а также обеспечивал мягкую посадку спускаемых разгонных ступеней.

Примечательно, что по состоянию на 2011 год, «Энергия» остается единственной советской ракетно-космической системой, которая принципиально могла использовать в качестве топлива жидкий водород на всех этапах выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.

Серийный выпуск ЭВМ для ракетно-космической отрасли осуществляло ПО «Киевский радиозавод». Наиболее плодотворным для завода был период, когда предприятием руководили Д.Г.Топчий, Б.Е.Василенко и А.И.Гудименко.

В состав ПО «Киевский радиозавод» входило собственное конструкторское бюро, коллектив которого помогал организациям-разработчикам сложных систем в кратчайшие сроки освоить и наладить производство новых образцов ракетно-космической техники. Так ПО «Киевский радиозавод» сотрудничало с КБ «Южное», «Хартроном», Свердловским НИИ автоматики, НИИ точных приборов, центральным КБ машиностроения, московским Научно-производственным объединением «Элас».

На ПО «Киевский радиозавод» происходило освоение и внедрение в серийное производство систем управления для целого ряда ракетно-космических комплексов, начиная с ракеты Р-12 и заканчивая самой совершенной стратегической ракетой Р-36М2 («Сатана»).

В 1966 году ПО «Киевский радиозавод» приступил к выпуску уникального комплекса бортовой аппаратуры «Игла», предназначенной для поиска, взаимного ориентирования, сближения и стыковки космических объектов. Именно эта аппаратура обеспечила первую в мире автоматическую стыковку беспилотных и пилотированных космических кораблей, а также их стыковку с орбитальными станциями. В 1985 году на смену аппаратуре «Игла» пришла более современная высоконадежная аппаратура «Курс».

В 80-е годы на объединении «Киевский радиозавод» были изготовлены экспериментальные и штатные комплекты системы управления сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Благодаря этим разработкам в 1987 году был успешно запущен ракетоноситель «Энергия» с космическим кораблем «Скиф», а год спустя и с космическим кораблем «Буран», который и по сей день является одним из двух реализованных в мире орбитальных кораблей Многоразовой транспортной космической системы. В 1988 году он совершил свой первый (и, к сожалению, единственный) беспилотный полет.

К началу 80-х годов ПО «Киевский радиозавод» параллельно с “Хартроном” вел освоение нескольких уникальных комплексов: системы управления ракеты «Сатана», аппаратуры стыковки «Курс» и бортового вычислительного комплекса «Салют 5Б» для станции «Мир», ряда блоков системы управления ракеты-носителя «Энергия», системы управления ракетного комплекса морского базирования, а также навигационной системы для железнодорожного ракетного комплекса.

Системы управления, которые осваивал и серийно выпускал ПО «Киевский радиозавод», разрабатывались в НПО «Хартрон» и поставлялись Южному машиностроительному заводу. Сотрудничество этих предприятий с КБ «Южное» привело к созданию в Украине одного из самых мощных центров ракетно-космической отрасли в СССР.

Интервью генерального конструктора ОАО

Ответственные задачи в рамках Государственной программы вооружений решает одно из ведущих предприятий российской ракетной промышленности - ОАО "Государственный ракетный центр (ГРЦ) Макеева" (Миасс, Челябинская область). Об основных его разработках в области стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами морского и наземного базирования в интересах ВМФ и РВСН, а также ракетно-космических комплексов "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева", член-корреспондент РАН Владимир ДЕГТЯРЬ.

- Владимир Григорьевич, не так давно осуществлён очередной успешный пуск стратегической ракеты морского базирования "Синева" разработки и производства ГРЦ Макеева. Какие задачи ставились во время этого пуска?

- 5 ноября 2014 года в 9:30 мск из акватории Баренцева моря с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Тула" из подводного положения был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева". Пуск был выполнен по планам учебно-боевой подготовки и совмещен с выполнением других работ в интересах министерства обороны. Все задачи, поставленные перед ОАО "ГРЦ Макеева", выполнены, и это, бесспорно, очередной заслуженный успех кооперации предприятий промышленности и ВМФ.

- Ранее сообщалось, что принятая на вооружение в 2007 году морская ракета "Синева" обладает большим модернизационным потенциалом. Ведутся ли работы по развитию этого носителя?

- Действительно, модернизационный потенциал у морской ракеты "Синева" большой, что и показала проведенная в ГРЦ разработка и комплекса новой морской ракеты "Лайнер", выполненная в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает (в условиях СНВ-3) американскому "Трайденту-2".
Ракета "Лайнер" может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности. В январе 2014 года распоряжением президента РФ комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 "Лайнер" принят на вооружение.


Ракета "Лайнер", обладая наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет, имеет ряд новых качеств. Это увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления. Предусмотрено несколько вариантов боевого оснащения российской ракеты "Лайнер": десять боевых блоков малого класса мощности со средствами противодействия ПРО; восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективными средствами противодействия ПРО; четыре боевых блока среднего класса мощности со средствами противодействия ПРО. Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы противоракетной обороны или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- В 2008 году "Синева" установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет - свыше 11,5 тыс. км. Планируется ли в будущем улучшить этот показатель?

- Модернизационный потенциал и высокие энергетические возможности ракеты и комплекса "Синева" были продемонстрированы в 2008 году в ходе проведения президентских стрельб пуском на дальность более 11 тыс. км по акватории в Тихом океане. Цель пусков морских ракет в мирное время обусловлена решением определенных задач. Во-первых, это контрольно-серийные отстрелы, во-вторых, отработка новых технических решений, в-третьих, обучение личного состава подводных лодок. Что же касается установления "мировых рекордов", то это, скорее, приятное дополнение к суровым будням подводников.
Если же говорить шире о совокупном результате пусков ракет, то это, разумеется, не только доставка боевых блоков в заданный район. Это и подтверждение значимости научного и производственно-технологического потенциала ГРЦ и предприятий кооперации, отечественной ракетно-космической отрасли в целом; убедительное доказательство нашей способности реализовать любые задачи по развитию стратегических вооружений и обеспечению, тем самым, надежной защиты нашей Родины в далеко непростой современной военно-политической обстановке.
Возвращаясь к вашему вопросу, могу ответить так: технические возможности обновления "мирового рекорда" у морских ракет "Синева" и "Лайнер" имеются.

- Ведётся ли работа по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов РСМ-52 и РСМ-54? До какого года могут они находиться на боевом дежурстве в составе ВМФ России?

- В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя - в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.

- ГРЦ Макеева определено головным разработчиком перспективной тяжёлой жидкостной ракеты наземного базирования, которая должна заменить в группировке РВСН ракеты РС-20В "Воевода". На каком этапе находится эта работа?

- В соответствии с договором между министерством обороны РФ и ОАО "ГРЦ Макеева" выполняется опытно-конструкторская работа по созданию стратегического ракетного комплекса наземного шахтного базирования. Выполнен первый этап работ - разработка и защита эскизного проекта. Ведется разработка конструкторской и технологической документации, идет изготовление материальной части опытных образцов и проведение экспериментальной отработки.
Головным заводом-изготовителем ракеты выбран ОАО "Красмаш", к традиционной кооперации ОАО "ГРЦ Макеева" добавился ряд новых исполнителей. Финансирование опытно-конструкторской работы идет в полном объеме в соответствии с договором.
То, что новая задача по формированию облика стратегических ядерных сил сдерживания, связанная с разработкой перспективной тяжёлой ракеты наземного базирования, поручена руководством страны Государственному ракетному центру, является подтверждением высокого научно-технического потенциала предприятия, его авторитета крупнейшего научно-конструкторского центра России по разработке ракетно-космической техники.

- С вводом в боевой состав ВМФ РФ перспективных подводных лодок "Борей" основу ударной группировки АПЛ составят твердотопливные ракеты "Булава" разработки Московского института теплотехники. Означает ли это, что ГРЦ Макеева не будет больше заниматься работами по прежней своей основной тематике - баллистическим ракетам морского базирования?

- Ракету "Булава" для подводных лодок "Борей" разрабатывал Московский институт теплотехники, ОАО "ГРЦ Макеева" является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.


Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска "Булавы", в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.
В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты "Булава"; арматура с однопозиционными органами управления.


В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта "Борей" ОАО "ГРЦ Макеева" с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта "Борей-А".

Создание нового комплекса - процесс длительный и затратный, который требует осознания военно-политическим руководством страны необходимости разработки такого комплекса, включения работ по его разработке в Государственную программу вооружения, выдачу министерству обороны технического задания на его конкурсную разработку, проведение конкурса и определение победителя. В настоящее время в заинтересованных органах ведется обсуждение по включению работ по перспективному морскому комплексу в Государственную программу вооружения.

- Ранее ГРЦ Макеева активно занимался дооборудованием существующих баллистических ракет подводных лодок в космические носители. В частности, ракеты Р-29Р и Р-29РМ дооборудовались в космические ракеты "Штиль" и "Волна". Продолжается ли этот проект?

- Государственным ракетным центром с 2001 года проводятся запуски экспериментальных аппаратов для отработки в условиях реального космического полета перспективных технологий. Совместно с ВМФ было проведено более десяти запусков исследовательских космических аппаратов дооборудованными ракетами в конце сроков их эксплуатации. И сегодня возможно выполнение таких задач с помощью ракет Р-29РМ ("Штиль") и Р-29Р ("Волна").
Это является следствием высокой адаптивности наших ракет, которая позволяет проводить разнообразные эксперименты в космическом пространстве. У нас есть предложения от иностранных и отечественных фирм на проведение научно-исследовательских запусков. Уверен, что с приходом в министерство обороны новой команды, а также благодаря прошедшим за последнее время реорганизациям в ракетно-космической отрасли, такие запуски будут продолжены.

- Продолжаются ли работы по реализации проекта авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт", который был в свое время поддержан научно-техническим советом Роскосмоса?

- Продолжаются. Надо отметить, что создание такого комплекса обеспечило бы поддержание многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос в целях национальной безопасности и расширило возможности представления услуг на мировом рынке. Закономерно, что инвесторы, которые готовы участвовать в проекте, поднимают вопрос о подтверждении его технической реализации.
Учитывая, что одной из сложнейших технических задач является десантирование стотонной ракеты с самолета, для исключения технического риска и расширения возможностей по привлечению инвесторов на начальной фазе реализации программы проводятся проектно-конструкторские работы по отработке основной инновационной составляющей проекта - новой технологии высотного десантирования ракеты ("Демонстратор технологии"). Планируется обеспечить в натурных условиях сброс с самолета габаритно-массового макета ракеты, что при положительном результате будет убедительным аргументом в пользу реализации проекта. А выполнить этот этап мы бы хотели в рамках частно-государственного партнерства, о котором сейчас много говорится, но конкретных результатов, к сожалению, мало.
Оптимизма мы не теряем, и работа с потенциальными заказчиками пусковых услуг авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" нами проводится. Подписаны меморандумы о намерениях с компанией SSTL (Великобритания), ОНВ-Systems (ФРГ), японскими фирмами "Мицубиси электрик", "Ай Эйч Ай Корпорейшн" о запуске полезных нагрузок. Также подписаны двухсторонние протоколы о возможности базирования авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" на авиабазах острова Биак (Индонезия) и Камрань (Вьетнам), максимально приближенных к экватору, что увеличивает возможности по выводу космических аппаратов на геостационарную орбиту.

- Ведется ли разработка ракеты-носителя тяжелого класса "Россиянка" с многоразовой первой ступенью?

- Для решения задач снижения удельной стоимости выведения и уменьшения количества зон падения, предусмотренных ФКП на 2006-2015 годы, ГРЦ Макеева в 2007 году были разработаны материалы по ракете космического назначения "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Отличительной особенностью предлагаемого варианта ракеты космического назначения является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени путем повторного запуска штатных жидкостных ракетных двигателей ступени (ракетная схема многоразовости), для чего в баках предусматривается необходимый запас топлива. Впоследствии такое техническое решение подтверждено созданием и отработкой многоразовой первой ступени ракеты космического назначения "Falсon" в США.
ОАО "ГРЦ Макеева" продолжило работы в этом направлении.

В 2013 году при разработке проекта "Облик - ГРЦ" была предложена модернизация одноразовой первой ступени ракеты космического назначения тяжелого класса в многоразовую путем установки на ступени дополнительных узлов и агрегатов, обеспечивающих ее многоразовое применение. В 2014 году при разработке материалов "Облик-ЛК-ГРЦ" по рассмотрению вариантов ракеты космического назначения легкого и сверхлегкого классов предложен, в том числе, вариант ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью по схеме космической ракеты "Россиянка". Одновременно предусматривается выполнение такой ступенью роли демонстратора ключевых технологий, предшествуя разработке ракеты космического назначения тяжелого и сверхтяжелого классов с многоразовой первой ступенью.

- В ГРЦ Макеева в свое время была разработана универсальная малогабаритная космическая платформа, на базе которой созданы космические аппараты "Компас" и "Компас-2", предназначенные для краткосрочных прогнозов землетрясений с использованием космических средств. Продолжаются ли работы по этой теме?

- Государственный ракетный центр принимает участие в различных конкурсах по созданию спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, используя полученный опыт создания космического аппарата "Компас". В свое время были выпущены системные проекты в интересах Узбекистана, Южной Кореи, по заказу Федерального космического агентства. Практического продолжения эти работы не получили, но мы готовы участвовать в таких проектах, как по предоставлению средств выведения космических аппаратов (ракеты-носители семейства "Штиль", создаваемые путем дооборудования серийно используемых БРПЛ РСМ-54), так и в создании космических аппаратов различного назначения на базе платформы "Компас", либо ее модификации.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

В том, что с Россией сейчас считаются в мире, во многом заслуга этого человека.

Юрий Соломонов помог сохранить ракетно-ядерный щит России.

Юрий Соломонов помог сохранить ракетно-ядерный щит России.

Как и во времена Сергея Королёва, главные творцы наших успехов в космической и оборонной сферах широким массам, увы, неизвестны. А ведь они и есть настоящие герои страны. Это Юрий Соломонов , конструктор ракетной техники военного назначения. Разработчик «Тополя», «Булавы» и десятков других твёрдотопливных ракет.

Он спас отрасль

В 1971 г. инженер Соломонов пришёл работать в Московский институт теплотехники, а в 1997 г. возглавил его. Именно этот НИИ занимался (и продолжает заниматься) разработкой и производством наших боевых ракет. Сейчас это корпорация, насчитывающая более 800 предприятий. А ведь в 1990-е гг., когда из 80 тыс. российских ракетчиков было предложено уволить 60 тыс., существование отрасли вообще оказалось под угрозой.

«По оценке американцев, к 2000 г. наш ракетно-ядерный щит должен был превратиться в решето. Исходя из этого, США могли бы уже диктовать нам свою волю так, как считали необходимым, — говорит Иосиф Дискин, член Общественной палаты. — И академик Соломонов, несмотря на всё сопротивление тогдашних властей, фактически спас отрасль, он сохранил ракетно-ядерный щит России».

Тополь-м

Телеведущий Андрей Караулов вспоминает, как в 1995 г. Юрий Соломонов, которого не допускали на личный приём к Ельцину , приехал на съёмки программы и прямо с телеэкрана обратился к президенту: «Если не будет в этом году срочнейших мер, то в следующем году серийное производство ракет „Тополь-М“ в нашем государстве будет невозможно. То же самое касается и перспективной ракеты „Булава“. Пройдёт 10-15 лет, и мы будем голыми». И что сделал Ельцин? Порвал уже готовый указ о присвоении Соломонову звания Героя России. Почётное звание Героя Труда РФ «за особые трудовые заслуги перед государством и народом» академику присвоили лишь в этом году, то есть спустя 20 лет! «За державу обидно»

Все, кто знает Юрия Соломонова лично, называют его человеком мужественным и способным на сильные гражданские поступки. Когда в 2011 г. развернулась дискуссия о разработке новой тяжёлой жидкостной ракеты взамен устаревшей РС-20, Соломонов открыто критиковал тогдашнее руководство военного ведомства. «Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег», — заявил он тогда на созванной пресс-конференции.

Когда случилась полоса неудач с пусками «Булавы», Юрий Соломонов подал в отставку с поста директора Московского института теплотехники. Его поступок СМИ называли «первым за последние годы в России случаем, когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя». Сам конструктор рассказывал, что в стране просто нет необходимых материалов для такой ракеты, а чипы закупаются у Китая, и для этого изделия они, конечно, не предназначены.

Эксперты твердили, что «Булава» — проект бесперспективный. Однако в 2011-2012 гг. ракета полетела, да ещё как! Запущенная с европейской территории России (как с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий», так и с сухопутной установки), она поразила цели на камчатском полигоне Кура.

А нынешние успехи ракетной отрасли потрясают ещё больше. Ракета РС-26 (комплекс «Рубеж») после запуска разделяется на несколько других, и каждая из них летит по ломаной траектории, так что сбить их просто невозможно.

«Я уверен, что в том, что с нами сейчас считаются в мире, во многом заслуга академика Юрия Соломонова», — утверждает Владимир Енишерлов, главный редактор альманаха «Наше наследие».

Создатель щита. Советский конструктор академик Юрий Соломонов

И к этому нечего добавить. Генеральный конструктор Юрий Соломонов известен как один из самых опытных и ярких специалистов в своей области. На сегодняшний день он работает в Московском институте теплотехники.

Ранние годы

Будущий инженер Юрий Соломонов родился в Москве 3 ноября 1945 года. Высшее образование он получил в столичном авиационном институте. После этого началась военная служба в качестве лейтенанта Ракетных войск стратегического назначения. В 1971 году Юрий Соломонов отправился работать в Московский институт теплотехники. Молодой специалист был многообещающим инженером. Институт принадлежал Министерству обороны СССР. В стенах этого заведения проходила разработка межконтинентальных баллистических ракет и комплексов, необходимых для их эксплуатации.

Карьера в МИТ

Благодаря своим талантам и трудолюбию Юрий Соломонов уверенно продвигался по служебной лестнице. Он проделал долгий путь от рядового инженера до главного конструктора предприятия. В 1997 году специалист возглавил Московский институт теплотехники (МИТ). В 90-е Соломонов сделал многое для того, чтобы ядерный щит России сохранился, даже несмотря на экономические и политические потрясения.

Под руководством доктора наук его подчиненные стали получать большое количество заказов от различных силовых структур. В МИТ работали ведущие разработчики ракет, предназначенных для сухопутных частей. Военно-морской флот поручал предприятию создание противолодочных комплексов «Медведка», «Ливень» и «Вихрь». Соломонов руководил такими сложными проектами, как «Тополь» и «Пионер». Эти комплексы отправились в Ракетные войска стратегического назначения.

МИТ развивался и преображался благодаря деятельности его главного конструктора, которым был Юрий Соломонов. Биография специалиста также известна благодаря его инициативам по проведению научных и исследовательских работ по переоснащению ракет космического и баллистического назначения.

юрий соломонов биография

«Булава»

Важным проектом МИТ было создание межконтинентальной ракеты «Булава», предназначенной для морского базирования. Конструкторская биография Юрия Соломонова полна такими важными работами государственного масштаба. Заказ на «Булаву» был получен в 1998 году. Специально для нее был модернизирован подводный ракетоносец «Борей», а также подводный ракетный крейсер «Дмитрий Донской». Эти АПЛ простаивали без «Булавы». Армия не могла взять их на вооружение.

Испытания ракеты «Булава» были впервые проведены в 2004 году в Удмуртии. Производство этих снарядов планировалось начать в течение нескольких лет после того, как заказ был принят в МИТ. Однако, несмотря на усилия коллектива предприятия и лично Юрия Соломонова, первые несколько пусков были неудачными. Сказывались технические ошибки и конструктивные недочеты. Только два запуска из одиннадцати были признаны частично штатными.

Неудачи заставили главного конструктора подать в отставку с должности руководителя института. Последней каплей стал провал запуска на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря. Случилось это в июле 2009 года. В СМИ отметили, что этот случай стал первым в своем роде, когда главный конструктор взял личную ответственность за провал многолетней работы. Это было самое сложное решение, которое когда-либо принимал Соломонов Юрий Семенович. Родители, семья и близкие поддержали его в этот сложный момент. Конструктору удалось признать поражение с высокоподнятой головой.

Временные неудачи

В Роскосмосе быстро отреагировали на отставку Соломонова. В ведомстве отметили, что, несмотря на то, что он покинул должность руководителя института, Юрий Семенович остался в МИТ генеральным конструктором. Инженер продолжил работать над проектами морских и наземных ракетных комплексов. Должность же директора института досталось Сергею Никулину. Он выиграл это место на конкурсе, проведенном Роскосмосом.

Главной причиной неудачи с «Булавой» стали проблемы, возникшие на этапе сборки. Процесс создания ракеты осложнялся недостатком необходимых комплектующих. Несмотря на фиаско, «Булава» в качестве проекта сохранилась. Ее разработкой на некоторое время занялись другие люди.

юрий соломонов конструктор

Принятие «Булавы» на вооружение

В сентябре 2010 года была учреждена должность генерального конструктора, ответственного за создание ракетного комплекса «Тополь-М». Ее занял Юрий Соломонов. Конструктор пообещал, что разработка закончится в 2011 году. Тогда же под его руководством возобновились работы над завершением многострадальной «Булавы». В Министерстве Обороны требовали как можно быстрее закончить работу. За несколько месяцев было произведено четыре успешных пуска «Булавы». Ракета предназначалась для атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий». 28 июня 2011 года с этого носителя был произведен важный успешный пуск.

Через несколько месяцев министр обороны Анатолий Сердюков заявил о том, что ракета прошла все необходимые испытания. Вскоре она была принята на вооружение.

семья соломонова юрия семеновича

Споры с Министерством обороны

В 2011 голу разразился скандал в военных кругах, в центре которого оказался Юрий Соломонов. Конструктор раскритиковал Министерство обороны за планы разработки нового вида жидкостной тяжелой ракеты. Главным оппонентом известного конструктора стал Владимир Поповкин. Это был заместитель министра обороны, который выступал за продолжение разработок в данном ключе.

Соломонов был не согласен с Поповкиным. Он собрал пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс». Конструктор назвал решение Минобороны продолжать программу разработки ракет надуманным и вредным. Соломонов объявил эти снаряды неподходящими для использования вместе с современной техникой. В конце пресс-конференции генеральный конструктор МИТ также добавил, что считает данный проект Минобороны «пустой тратой денежных средств».

соломонов юрий семенович родители

Наземный аналог «Булавы»

24 мая 2012 года на стратегически важном космодроме в Плесецке был произведен пуск новой ракеты. В Минобороны не уточняли, что это за разработка. Фактически оказалось, что это был первый наземный аналог «Булавы» Соломонова, которую до этого запускали с атомных подводных лодок. Известный конструктор был одним из главных действующих лиц по ходу развития данного секретного проекта. Целью нового вооружения позже было названо противопоставление комплекса американской системе ПРО, дислоцированной в Европе.

Ракеты получили улучшенные характеристики по сравнению с аналогичными «Ярса» и «Тополь-М». От первой версии «Булавы» этот комплекс получил твердый вид топлива. Его разработали специально для того, чтобы двигатели стали еще эффективнее. Этот проект был крайне полезным для всего военно-промышленного комплекса страны. У специалистов МИТ появился новый конструкторский, научный и исследовательский опыт.

юрий соломонов национальность

Сотрудничество с Лужковым

На протяжении более десяти лет Соломонов много сотрудничал с Юрием Лужковым, бывшим до 2010 года мэром Москвы. Конструктор возглавил инициативную группу, выдвинувшую градоначальника на повторный срок в 1999-м. Соломонов на профессиональном уровне поддерживал проекты Лужкова, которые тот инициировал в столице.

Например, в МИТ специально для мэрии разработали московский монорельс. Лужков и Соломонов совместно регистрировали патенты на изобретения в области городской инфраструктуры. Их сотрудничество закончилось, когда градоначальник был уволен Дмитрием Медведевым, бывшим тогда президентом России.

Научная и писательская деятельность

В Российской академии наук есть множество членов-корреспондентов технического профиля, связанных с армией. Среди них выделяется Юрий Соломонов. Национальность академика и инженера – русский. Доктор технических наук стал изобретателем еще в советское время, получив за свою профессиональную деятельность Государственную премию СССР.

Соломонов написал девять монографий, шесть учебных пособий и около трехсот научных трудов. Ему принадлежит патенты на 17 изобретений. В связи с интересом общественности к «Булаве» генеральный конструктор МИТ написал документально-художественную книгу «Ядерная вертикаль». Новинка пользовалась популярностью у широкой читающей аудитории. 28 апреля 2015 года академик стал одним из первых граждан России, награжденных званием Героя Труда.

Семья Соломонова Юрия Семеновича проживает вместе с ним в Москве. В настоящее время конструктор продолжает работать в МИТ и руководить исследовательскими проектами в области ракетостроения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: