Кто главный конструктор мигов

Обновлено: 15.04.2024

5 августа исполнилось 115 лет со дня рождения известного советского авиаконструктора, одного из родоначальников реактивной авиации в нашей стране. Благодаря организаторским способностям он превратил «МиГ» в главное истребительное конструкторское бюро (КБ) СССР — на его самолетах было установлено свыше 100 мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд высоты полета. И до сих пор микояновские машины составляют основу боевой авиации многих стран мира.

Истребители разработки и производства РСК «МиГ» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации, госкорпорации «Ростех») по-прежнему остаются одними из наиболее востребованных в мире. По данным английского справочника World Air Forces 2020, изданного старейшим в мире авиационно-космическим журналом Flight International, истребители семейства МиГ-29 занимают пятое место в топ-10 самых популярных боевых самолетов в мире. Как отмечает издание, в строю находится около 800 этих машин, которые составляют около 5% от общемирового парка боевой авиации.

Именно МиГ-29 открыл новую эру в развитии легких истребителей. Впоследствии на его основе были успешно созданы палубные истребители МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии, что дало толчок появлению целого семейства унифицированных между собой модификаций. Сегодня вершиной технологического развития линейки самолетов «МиГ» является авиационный комплекс МиГ-35. Его характеристики максимально приближены к самолетам пятого поколения. Ожидается, что в ближайшем будущем им будет вооружена вся легкая истребительная авиация Воздушно-космических сил РФ. «Аэродинамическая компоновка самолета МиГ-29 доведена практически до идеала. Инновации МиГ-35 — внутри. Это принципиально новый самолет», — рассказал в одном из интервью Сергей Коротков, генеральный конструктор, заместитель генерального директора ПАО «ОАК».

МиГ-35 — это уникальный инновационный продукт как с точки зрения примененных в нем технологий, позволяющих самолету демонстрировать высокие характеристики, так и с точки зрения его эксплуатации и обслуживания. Сегодня инженеры опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им. А.И. Микояна уже работают над новыми проектами пилотируемой и беспилотной авиационной техники. Безусловно, все это говорит об успешном настоящем и большом будущем ОКБ, созданного уже более 80 лет назад великим авиаконструктором Артемом Микояном.

Илья Тарасенко, генеральный директор ПАО «Компания «Сухой», заместитель генерального директора ПАО «ОАК»

Работы по созданию легкого фронтового истребителя МиГ-29 развернули ещё в конце 1960-х в КБ, которым руководил Артем Иванович Микоян. При нем это было не просто бюро, а целая самолетная империя, уже тогда известная на весь мир.

На пути к истребительной авиации

При рождении Микоян имел имя Анушаван Ованесович. Родился 5 августа 1905 года в селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии (ныне — город Алаверди, Армения). Отец работал на медеплавильном заводе, мать — домохозяйка. Старший брат — Анастас Микоян — был известным советским государственным и политическим деятелем, «любимым наркомом Сталина».

Начальное двухклассное образование Артем получил в сельской школе. После смерти отца продолжил обучение в армянской школе в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия). В 1923 году в Ростове-на-Дону поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Красный Аксай», был учеником токаря. В 1925-м переехал в Москву, где работал токарем на заводе «Динамо».

Он вывел

Артем Микоян © Пресс-служба РСК «МиГ»

В том же году защитил дипломный проект и получил звание военного инженера-механика ВВС РККА и был назначен военным представителем на авиационный завод №1 им. Авиахима, куда в начале 1939-го было переведено ОКБ Николая Поликарпова. В марте 1939 года Артема Ивановича перевели из военной приемки в НКАП — в ОКБ Поликарпова, где его назначили начальником КБ-1 по маневренным истребителям.

8 декабря 1939 года Микоян назначен руководителем нового Особого конструкторского отдела (ОКО), организованного на том же заводе. Этот день стал днем рождения нового КБ. Там он вырастет до главного конструктора, а его заместителем станет авиаконструктор Михаил Гуревич.

Он вывел

Михаил Гуревич и Артем Микоян © Пресс-служба РСК «МиГ»

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, завод №1 эвакуировали в Куйбышев (ныне — Самара). После возвращения коллектива ОКО и опытного цеха в Москву в марте 1942-го Микоян становится директором и главным конструктором опытного завода №155 (ОКБ-155, с 1966 года — Московский машиностроительный завод «Зенит»). Впоследствии — в 1971-м — заводу присвоят имя А.И. Микояна (ныне — ОКБ им. А.И. Микояна в составе РСК «МиГ»). В декабре 1956 года Артема Ивановича назначили на должность генерального конструктора.

Под руководством Микояна и Гуревича в 1940–1945 годах было разработано 15 самолетов с высокими летно-техническими характеристиками, в том числе истребители МиГ-1 и МиГ-3 (1940), которые приняли участие в Великой Отечественной войне.

Он вывел

Самолет Миг-3, созданный конструкторским бюро А.И.Микояна и М.И.Гуревича/Фотохроника ТАСС

Наивысшие результаты в ходе испытаний показали высотный истребитель-перехватчик И-224 (1944), поднявшийся на высоту 14 100 м, истребитель И-225 (1944), показавший максимальную скорость 726 км/ч, а также И-250 (1945) с комбинированной силовой установкой, достигший с применением реактивного ускорителя скорости 820 км/ч.

Реактивная эра Микояна

В послевоенные годы совместно с Гуревичем разрабатывает скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты. Первым среди которых был истребитель МиГ-9. На его базе также построены два опытных учебно-тренировочных самолета, на одном из которых проводили испытания катапультного кресла пилота.

30 декабря 1947 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр МиГ-15, который стал первым советским серийным истребителем со стреловидным (35°) крылом. Его серийный выпуск осуществлялся на девяти авиационных заводах СССР, на которых было построено в общей сложности 12 942 самолета этого типа. Также его по лицензии выпускали в Польше и Чехословакии.

Он вывел

23 мая 1963 г. Советские реактивные истребители МиГ-15 в полете. Валентин Соболев/ТАСС

МиГ-15 был огромным успехом ОКБ Микояна. Он отличался простотой и надежностью конструкции, высокими летными и эксплуатационными качествами, а также мощным вооружением, состоящим из одной пушки калибра 37 мм и двух — калибра 23 мм. Модификация МиГ-15бис стала базой для испытаний в начале 1950-х годов первых отечественных радиолокационных станций, также проходили отработку различные образцы авиаоборудования и вооружения.

Машина удостоилась мирового признания как самолет-солдат. Именно «пятнадцатые» показали свое заметное преимущество в небе над американскими истребителями в ходе корейской войны. МиГ-15 завоевал себе право называться одним из лучших серийных истребителей начала 1950-х годов, принеся ОКБ Микояна мировую известность. За создание и освоение в серии, разработку его систем и агрегатов группе работников были присуждены Сталинские премии.

В результате совершенствования МиГ-15бис был создан истребитель МиГ-17. Стреловидность крыла у него увеличилась с 35° до 45°. На самолете удлинили фюзеляж и увеличили площадь тормозных щитков. В результате чего повысились его скоростные и маневренные качества.

Он вывел

Истребитель «МиГ-17» на взлете. Фото Ю. Кравчука /Фотохроника ТАСС/.

Созданные на его основе истребители-перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ стали первыми массовыми боевыми самолетами войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР, образованных в 1954-м. Всего было выпущено 8045 самолетов МиГ-17 всех модификаций. Также они строились в Польше, Китае и Чехословакии. Участвовали в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

Последовательное развитие МиГ-15 и МиГ-17 позволило микояновскому КБ к середине 1950-х годов подойти к созданию всепогодных истребителей, а затем и самолетов со сверхзвуковой скоростью полета. Первым советским серийным сверхзвуковым истребителем стал МиГ-19. Уже в первых испытательных полетах машина преодолела скорость звука, а затем достигла максимальной скорости — 1452 км/ч.

Он вывел

Для решения задач ПВО на базе самолета созданы перехватчики МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Также был построен целый ряд опытных и экспериментальных самолетов, на которых производилась отработка системы дозаправки топливом в полете, системы безаэродромного старта, вооружения и бортового оборудования.

Однако массовое признание получил другой сверхзвуковой микояновский самолет — МиГ-21. Он создавался как легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель с треугольным крылом и одним двигателем тягой 5100 кгс, имеющий по сравнению с двухдвигательными самолетами при сохранении высокой тяговооруженности преимущество в массе конструкции и расходе топлива на один самолето-вылет.

Москва. 9 августа 1961 г. Советский легкий сверхзвуковой истребитель МиГ-21 на взлете с Тушинского аэродрома во время воздушного парада. Сергей Преображенский, Марк Редькин/ТАСС

МиГ-21 стал одним из самых знаменитых и популярных истребителей в мире. На его модификациях было установлено 24 мировых рекорда. Он выпускался серийно более 30 лет во многих версиях, состоял на вооружении 49 стран и участвовал во многих военных конфликтах. В СССР было построено 10 616 этих самолетов.

Рекорды не побиты

В 1967 году был создан МиГ-23 — первый советский истребитель с изменяемой стреловидностью крыла. Вскоре он стал основным истребителем ВВС страны, заменив в этом качестве самолеты МиГ-21.

Он вывел

Москва. 19 августа 1989 года , в канун Дня Воздушного флота, на центральном аэродроме столицы открылась выставка «Авиатехника-89». На ней были собраны экспонаты, рассказывающие о более чем полувековой истории советской авиации. На снимке: фронтовой истребитель МиГ-23. Фото Владимира Яцины и Романа Денисова /Фотохроника ТАСС/.

С конца 1960-х параллельно с доводкой МиГ-23 разрабатывался на его базе фронтовой истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б. Затем появилась версия МиГ-23БМ с принципиально новым цифровым прицельно-навигационным комплексом и мощной шестиствольной пушкой калибра 30 мм. Впоследствии она получила название МиГ-27 и стала основой для создания ряда новых модификаций.

Он вывел

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 © Rob Schleiffert/CC BY-SA 2.0/Wikimedia Commons

МиГ-23 и МиГ-27 стали первыми отечественными фронтовыми самолетами, способными применять высокоточное оружие по наземным целям. И с середины 1970-х годов и на протяжении более 20 лет составляли основу истребительно-бомбардировочной авиации СССР Советского Союза и некоторых зарубежных стран. Общий объем выпуска превысил 6 тыс. единиц, из которых почти 1,5 тыс. пошло на экспорт. И их эксплуатация за рубежом все ещё продолжается.

В 1960-х под руководством Микояна был создан принципиально новый самолет, способный летать на высоте 20 км со скоростью 3000 км/ч. Это был высотный истребитель-перехватчик МиГ-25П. С начала 1970-х машины начали поступать в части истребительной авиации войск ПВО.

Он вывел

МиГ-25 © Николай Акимов и Валентин Кузьмин/ТАСС

Параллельно с МиГ-25П в серийное производство был запущен и высотный самолет-разведчик МиГ-25Р, а с 1970-го — созданный на его базе разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, который помимо ведения фото- и радиоразведки мог наносить бомбовые удары по наземным целям (мог принимать на борт до 5 тыс. кг бомб). Реализованная на нем концепция разведывательно-ударного комплекса на много лет опередила свое время и стала общепринятой в мировой практике создания вооружения и военной техники в конце XX века.

Всего до 1985 года было выпущено 1106 самолетов МиГ-25 всех модификаций. Часть машин была экспортирована в Алжир, Болгарию, Индию, Ирак, Ливию и Сирию.

Семь лет не дожил Микоян (скончался 9 декабря 1970 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище) до абсолютного рекорда, который вряд ли будет побит в обозримом будущем. В 1977 году МиГ-25М поднялся на высоту полета 37 650 м.

Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных самолетах МиГ-25 в период с 1965 по 1997 год было установлено 39 мировых авиационных рекордов скорости, высоты полета и времени набора высоты. И часть из них не побита до сих пор.

У истоков четвертого поколения

Еще при Микояне в конце 1960-х годов началось создание истребителя четвертого поколения — «тема 29» (так называли создание легкого истребителя). Все конструкторские инновации придали новому МиГ-29 высокую маневренность, а мощные новые двигатели — высокую тяговооруженность.

Он вывел

МиГ-29 © Вадим Савицкий/Минобороны России

В одном из интервью ТАСС летчик-испытатель РСК «МиГ» Михаил Беляев рассказывал, что, когда в конце 1980-х годов началось массовое перевооружение на МиГ-29, в сравнении с предыдущими самолетами «это была маленькая революция, и у меня в сознании, в частности».

Тяговооруженность, высокая маневренность. Когда можно было выполнять воздушный бой, допустим, парой старых истребителей МиГ-23 против одного МиГ-29, при этом на «23-м» полный форсаж, везде предельные режимы, а МиГ-29 с легкостью маневрирует и уходит от преследования, раз за разом заходя в хвост этим самолетам. Я этого не понимал, пока сам не пересел на МиГ-29.

По мнению журналистов американского издания The National Interest, МиГ-29 стал первым российским реактивным истребителем четвертого поколения, «обладавшим смертоносным видом в отличие от более ранних советских машин. Быстрый и проворный, он мог обогнать любой истребитель НАТО, при этом самолет оснащен самыми современными ракетами». Запад давно признал микояновское наследие — все те технологи и инновации, которые были заложены конструктором ещё при жизни, живут до сих пор.

Также в конце 1960-х при Микояне приступили к разработке первого в стране истребителя четвертого поколения, которым стал двухместный истребитель-перехватчик Е-155МП, принятый в 1981-м на вооружение под названием МиГ-31.

Он строился по схеме самолета МиГ-25П, но имел экипаж из двух человек — летчика и штурмана-оператора, размещавшихся тандемом. Внедрение РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) на истребитель стало большим достижением микояновского ОКБ. Другие самолетостроительные компании мира смогли приступить к аналогичным работам лишь в конце XX века.

Вооружение самолета включало ракеты большой дальности Р-33 с радиолокационными головками самонаведения. На поздних модификациях арсенал был расширен. Также установленная на нем система управления вооружением обеспечивает сопровождение и перехват до 10 целей и позволяет вести огонь сразу по нескольким целям, летящим на разных высотах с различными скоростями и курсами.

По своим скоростным и высотным характеристикам МиГ-31 уникален до сих пор. Он с легкостью может подняться на высоту более 20 км, разогнаться до 3000 км/ч и запустить гиперзвуковую ракету с малой радиолокационной заметностью и высокой маневренностью комплекса «Кинжал». О её создании стало известно совсем недавно — в 2018 году. И именно МиГ-31К стал носителем этого мощного гиперзвукового оружия.

Он вывел

Истребитель-перехватчик МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» © Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Освоение первых сверхзвуковых самолетов в серийном производстве, двигатель с форсажной камерой, установка бортовой радиолокационной станции на истребитель, преодоление теплового барьера, реализация концепции разведывательно-ударного комплекса, орбитальный самолет, радар с фазированной антенной решеткой на истребителе — это далеко не полный список научных и технологических достижений Артема Микояна, навсегда опередивших свое время.

Сегодня в РСК «МиГ» не забывают о наследии выдающегося конструктора, продолжая совершенствовать микояновскую школу самолетостроения. Так, новый легкий многофункциональный истребитель МиГ-35 может решать задачи по разведке, патрулированию, поражению наземных и надводных целей на больших расстояниях, а также способен вести действия в конфликтах высокой интенсивности.

«Это самостоятельная машина, которая в меньшей степени зависит от наземных служб и способна на эффективное сетевое взаимодействие. МиГ-35 соответствует стандартам XXI века по надежности, ремонту и обновлениям», — говорил в одном из интервью Илья Тарасенко, заместитель гендиректора ОАК. А значит, у России появился новый самолет-солдат от прославленной корпорации, достойно продолжающей дело Артема Микояна.

8 декабря 1939 года день рождения ОКБ, известного ныне всем под аббревиатурой МИГ. Именно так она выглядит на фирменном знаке, именно так ее указывали в документах. Хотя, конечно, М икоян и Г уревич, то есть буква "и" должна быть маленькая. Спорить с знатоками и грамотеями не буду, просто мой отец, всю жизнь отдавшей этой структуре, писал всегда "МИГ", так же упоминается славное имя КБ и в его грамотах и свидетельствах.

Это сокращенное наименование приобрело собственное звучание, стало практически именем нарицательным, так что не стоит поправлять автора "МиГ, а не МИГ", как говорят художники, я так вижу. Причем вижу не только я - в 1989 году Внешторгиздат отпечатал к 50-летию ОКБ имени А.И. Микояна толстый глянцевый рекламный проспект журнального формата. Процитирую это издание:

" Но сегодня МИГ - это не только начальные буквы фамилий. МИГ - в этом коротком стремительном слове заключается сегодня существо девиза ОКБ".

Для сведения критиков)) Знак "Ветеран труда" со старым советским начертанием фирменных миговских "крыльев".

Для сведения критиков)) Знак "Ветеран труда" со старым советским начертанием фирменных миговских "крыльев".

История возникновения ОКБ имени А.И. Микояна тесно связана с рождением истребителя МИГ-1, можно сказать, что проект И-200 (МИГ-1, модификацию которого позже назовут МИГ-3) послужил толчком к созданию нового конструкторского коллектива, многие сотрудники которого ранее трудились в КБ Поликарпова.

Итак, 1939 год. Перспектива войны с Германией, несмотря на все договоры и заверения, для руководства страны очевидна. Так же очевидно отстает советский авиапром - новый истребитель Мессершмитт Bf 109E превосходит наши машины по ряду показателей. Задание на разработку современных истребителей выдается разным авиаконструкторам в порядке творческого соревнования, при этом Наркомату авиационной промышленности руководством страны было настоятельно рекомендовано при необходимости создавать новые коллективы конструкторов, привлекая туда на работу молодых, талантливых специалистов.

Именно это обстоятельство послужило толчком к созданию ОКО (опытного конструкторского отдела) при заводе №1 - туда определили группу разработчиков инициативного проекта И-200, который вызвал у командования ВВС большой интерес. Все они работали в ОКБ Поликарпова на заводе №1 имени Авиахима, где А.И. Микоян был руководителем направления по серийным истребителям с 1938 года, а ранее работал военпредом, Поликарпов же был главным конструктором. Решение об организации на заводе опытного конструкторского отдела для продолжения работ над проектом И-200 (выпуск рабочих чертежей и организация производства опытного образца) принял директор завода №1 Воронин и главный инженер Дементьев в рамках своих должностных обязанностей и полномочий.

Расхожая версия о интригах в отношении Поликарпова, подчиненными которого являлись авторы проекта, не соответствует действительности. Во-первых, сам же "король истребителей" выдвинулся таким же образом из-за спины Сухого (истребители И-15, И-16). Во-вторых, никто КБ у Поликарпова не забирал - он продолжал свою деятельность, только вот МИГ-1 прошел госиспытания с первого раза и безаварийно, а гениальное творение "короля истребителей" за год до этого отправило на тот свет Валерия Чкалова, а также второго испытателя - Томаса Павловича Сузи (третий летчик-испытатель А. Прошаков сумел воспользоваться парашютом и уцелел, но самолет также разбился).

Сам же Микоян на лавры гения никогда не претендовал - его слова в виде разного рода плакатов украшали стены КБ многие годы:

"Главный конструктор сам по себе ничего не значит, если нет коллектива. Творит коллектив, надо только его направлять" .

В литературе обычно сокрушаются по поводу несчастной судьбы Поликарпова, который после выделения группы Микояна получил для работы малоподходящие площади. Так вот, ОКО Микояна, преобразованное в самостоятельный завод № 155 после возвращения из эвакуации в марте 1942 года, и вовсе получил пустырь и пару бараков с котельной.

Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро (КБ) «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР Артём Микоян — один из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил своё бюро в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.

Артем (Анушаван) Микоян родился в селе Санаин 5 августа 1895 года. Учился сначала в сельской школе, затем в Тбилиси. В 1923-м поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при заводе «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. Был учеником токаря в железнодорожных мастерских.

В 1925 году Артём Микоян переехал в Москву, где стал работать токарём на заводе «Динамо» имени С.М. Кирова и вступил в ряды КПСС. В 1927-м был направлен на партийную работу в качестве секретаря парткома Октябрьского трамвайного парка.

В 1931 году Артёма Микояна направили на учёбу в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского, которую он окончил в 1937-м, получив квалификацию «военный инженер-механик ВВС РККА». Будучи слушателем академии, он в 1936-м с группой однокурсников создал свою первую конструкцию — авиетку «Октябренок». Дипломную работу на тему «Одноместный истребитель со специальным вооружением» он защитил с отличием. По рекомендации государственной экзаменационной комиссии Артёма Микояна направили для дальнейшего прохождения службы в военное представительство ГУ ВВС КА на заводе № 1 им. Авиахима, где с 1938 года он принимал непосредственное участие в работах по внедрению в серийное производство маневренных истребителей И-15бис и И-153.

В 1939 году Артёма Микояна в числе 1000 военных специалистов, направленных на работу в НКАП, перевели в ОКБ Н.Н. Поликарпова. Там его вначале назначили начальником бригады, позднее — начальником КБ № 1 по манёвренным истребителям. В декабре 1939-го Артём Иванович возглавил особый конструкторский отдел (ОКО), созданный на заводе для разработки и постройки скоростного истребителя И-200 (МиГ-1). Заместителем стал его ближайший соратник Михаил Гуревич. В начале декабря 1940-го Артёма Микояна назначили главным конструктором завода № 1.

На базе МиГ-1 был разработан модернизированный истребитель — МиГ-3, который в 1940–1941 годах строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. Всего выпустили 100 серийных МиГ-1 и 3172 МиГ-3.

В марте 1942 года приказом наркома авиационной промышленности на основании постановления ГКО СССР ОКО преобразовали в самостоятельное ОКБ-155 с опытным заводом (№ 155) и летно-испытательной базой. Артёма Микояна назначили директором и главным конструктором, Михаила Гуревича — заместителем.

В 1941–1945 годах под руководством Артёма Микояна и Михаила Гуревича были разработаны 15 самолетов: МиГ-1 (И-200), МиГ- 3 (И-200), МиГ-7, ДИС-200, МиГ-9М-82 (И-210), И-211, МиГ-3У (И-230), И-231, И-220, И-221, И-222, И-224 (статический потолок 14 100 м), И-225 (максимальная скорость 726 км/ч), И-250 с комбинированной силовой установкой (максимальная скорость 820 км/ч) и МиГ-8 «Утка».

Опыт, полученный коллективом ОКБ при разработках самолетов в 1941–1945 годах, позволил решить задачу создания отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (И-300), причём в самые короткие сроки. 24 апреля 1946 года лётчик-испытатель А.Н. Гринчик впервые поднял И-300 в воздух. Уже первые полеты будущего МиГ-9 продемонстрировали, что он значительно превосходит по летным характеристикам серийные поршневые истребители. Его максимальная скорость составила 911 км/ч.

Истребитель МиГ-15 (1947) с крылом стреловидностью 35° принёс ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надежности в эксплуатации, а также выдающимся летно-техническим и боевым качествам, он приобрел славу «самолета-солдата». По многим показателям МиГ-15 и МиГ-15бис превосходили лучшие истребители своего времени.

МиГ-17 (1949) с крылом стреловидностью 45° стал логическим продолжением МиГ-15бис. Установка на самолете МиГ-17Ф двигателя ВК-1Ф с форсажной камерой позволила перейти к полетам со скоростью звука. На базе МиГ-17 и МиГ-17Ф также были разработаны и выпускались серийно истребители-перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ.

Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолетостроении открыл созданный в 1954 году МиГ-19 с крылом стреловидностью 55°, ставший первым серийным отечественным сверхзвуковым истребителем.

Успехи отечественной авиационной науки и техники, глубокие и обширные исследования в области аэродинамики воплотились в легком сверхзвуковом фронтовом истребителе МиГ-21, созданном в 1958 году. Впервые в практике ОКБ на самолёте применили треугольное крыло большой стреловидности (57°). Высокий технический и технологический уровень поставил МиГ-21 в ряд наиболее известных фронтовых истребителей мира. Удачно найденные конструкторские решения дали возможность создать на его базе более 20 модификаций, 16 из которых около 30 лет находились в серийном производстве и состояли на вооружении ВВС порядка 50 стран. На самолётах МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.

Истребитель МиГ-23 стал самым массовым отечественным боевым реактивным самолетом 3-го поколения. На нем впервые в отечественной авиации было применено крыло изменяемой стреловидности (диапазон изменения — от 16° до 72°). Новая аэродинамическая схема обеспечила МиГ-23 высокие несущие свойства, большое аэродинамическое качество на крейсерских режимах, полет на малых и предельно малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли. МиГ-23 может эффективно действовать и сегодня, благодаря многочисленным усовершенствованиям, внесенным в конструкцию планера, оборудования и вооружения. Самолет МиГ-23 был основным истребителем отечественных ВВС 1970–1980 гг.

МиГ-25, созданный в 1964 году, — результат разработки одного из самых впечатляющих проектов нашего времени. Это самолет, способный летать на скоростях, трехкратно превышающих скорость звука. Он превзошёл все истребители мира по максимальной скорости и высоте полета, что подтверждено целым рядом установленных мировых рекордов. Так, благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам, на опытных самолетах МиГ-25 в период с 1965 г. по 1978 г. были установлены 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе 3 абсолютных.

А.И. Микоян координировал работы многочисленных смежных предприятий и научно-исследовательских организаций, участвовавших в создании самолетов «МиГ», осуществлял взаимодействие с серийными заводами и ВВС, руководил научно-исследовательскими работами в области развития и освоения больших скоростей и высот, обеспечения управляемости и автоматизации.

Разработка более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения непосредственно связана с именем выдающегося авиаконструктора А.И. Микояна. На самолётах, разработанных под его руководством, установлено 55 мировых рекордов.

Артём Иванович Микоян обладал большой человечностью, относился с глубоким уважением и вниманием к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его острый ум, справедливость, неизменный оптимизм и чувство юмора. Был скромен, от души радовался достижениям всего коллектива. В настоящее время, несмотря на значительные трудности, созданная А.И. Микояном конструкторская школа продолжает развиваться. Заложенные Артёмом Ивановичем традиции и методы работы находят отражение в создании отечественных самолетов нового поколения. На родине Микояна в с. Санаин в Армении установлен бронзовый бюст и расположен мемориальный комплекс. Именем Микояна назван Московский машиностроительный завод.

Конструкторы и инженеры нашей знаменитой авиационной фирмы МиГ любят повторять, что их самолеты гораздо лучше той репутации, которую они имеют. Надо сказать, что и репутации МиГа могла бы позавидовать любая другая авиационная компания. Армады серийных боевых машин , огромная карта экспорта, как минимум два истребителя, входящих в десятку лучших машин этого типа в мире.

Но главное –привязанность летчиков, для которых их МиГи стали настоящим боевым собратом. С первых дней своего существования деятельность конструкторского МиГ была построена на совершенно новых, как сказали бы сейчас инновационных принципах, и это определило столь звездную судьбу большинства его изделий.

Опытно – конструкторское Бюро Микояна и Гуревича (МиГ) выросло из Опытного отдела Московского авиационного завода №1, организованного особым приказом в декабре 1939 года.

Первым его детищем стал опытный истребитель И-200, прототип одного из лучших советских истребителей начала войны МиГ-3. Начиная с МиГ-3 работа над скоростными истребителями для завоевания господства в воздухе, стала основным направлением деятельности КБ.

На первых МиГах летал наш знаменитый ас Александр Покрышкин и постигали основы мастерства многие летчики-истребители начала войны. Именно эти машины сбили в первые, самые тяжелые месяцы воздушных боев больше всех самолетов противника. Они составляли основу Московского ПВО.

Евгений Арсеньев, начальник Музея и летописец РСК МиГ: Самолет был хорошо освоен. Мнения были разные, но те, кто хорошо его освоил, те о нем хорошо отзывались. Его фронтовая жизнь была долгой. Последние МиГи были списаны по износу 30 июня тысяча девятьсот сорок пятого года.

В период Второй Мировой, МиГ пребывал несколько в тени своих прославленных коллег, Лавочкина и Яковлева. Главная слава к машинам бюро пришла после войны, в небе Кореи, где легендарные МиГи пятнадцатые лицом к лицу столкнулись с американскими Сейбрами. Это была самая жаркая воздушная схватка со времен великих сражений Второй Мировой.

Для своего времени МиГ-15 выступал настоящей примой. Стремительный, с изящными крыльями, он напоминал серебряную стрелу, безжалостно летящую к своей цели.

Один плотный залп трех его пушек способен был превратить в облако из огня и обломков знаменитую «суперкрепость», легендарный американский бомбардировщик Б-29.

Вопреки распространенному мнению, пятнадцатые не предназначались для боев с «Сейбрами». Их задачей была охота за ударной американской авиацией, обрушившей на Северную Корею миллионы тонн бомб. И сейчас самым черным днем военно-воздушных сил США считается двенадцатое апреля 1951 года, когда во время одного боя было сбито сразу десять огромных Б-29. МиГи вернулись на базу без потерь. И подобный разгром случался не единожды. В прямых столкновениях с равным по классу Ф-86 Сейбр, наш самолет так же регулярно выходил победителем. У Сейбра имелись некоторые технологические преимущества, но плотность залпа пушек "пятнадцатого" могла разом их перечеркнуть.

Евгений Арсеньев, начальник Музея и летописец РСК МиГ: Даже пилоты Сейбров говорили, что МиГ-15 неплохо себя зарекомендовал в Корее, как простой живучий самолет. Причем они порой возвращались с такими повреждениями! Уму непостижимо. Максимальное количество повреждений, которые МиГ привозил, более двухсот, двести четыре. В Корее он показал себя одним из лучших самолетов, и поистине принес славу ОКБ Микояна

Прямые потомки этой машины, семнадцатые МиГи, ещё держали в нервном напряжении американские авиационные эскадры во Вьетнаме. Любопытно, что и в войне машин другого поколения во Вьетнаме, изрядно устаревшие "семнадцатые" сбили почти полторы сотни американских самолётов. На их счету - первые уничтоженные "Фантомы" F-4B ВВС США

На "девятнадцатых", "Микоян и Гуревич" освоил сверхзвук. А в недрах микояновского бюро уже проходил испытания новый самолет, которому тоже довелось оставить след в истории реактивной истребительной авиации. В апреле 1966 года во Вьетнаме начали боевую работу МиГ-21, которого авторитетнейший журнал «Спейс энд Аэронаутик» назвал в те годы «самым выдающимся достижением Микояна».

Благодаря ему, "МиГ" стало именем нарицательным. Так называли практически все реактивные советские истребители. Об этом рекордном по достижениям и эффективности изделии фирмы "МиГ", мы расскажем в ближайшее время. Ставьте палец вверх, если материал вас заинтересовал и подписывайтесь на канал. Мы постоянно обновляемся. Спасибо.

Полет палубного истребителя МиГ-29К

70 лет назад - 8 декабря 1939 года - приказом НКАП Артем Иванович Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора завода № 1. Этот день считается днем образования КБ им. Микояна, которое сейчас входит в структуру Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", и днем рождения самолетов марки "МиГ".

РСК "МиГ" - преемник завода "Дукс", который был основан еще в 1893 году. Изначально предприятие производило велосипеды, позже перешло на дрезины, сообщается на сайте doctus.ru. В 1909 году на "Дуксе" построили первый аэроплан.

На заводе "Дукс" - предшественнике современного РСК "МиГ" - был произведен самолет "Ньюпор-IV". Он прославился благодаря военному летчику Петру Нестерову, который в 1913 году именно на нем впервые в истории выполнил "мертвую петлю".

В 20-х годах на базе завода "Дукс" создали Государственный авиационный завод №1, в котором появилось ОКБ Главного конструктора Н. Н. Поликарпова. В 1939 году из числа сотрудников ГАЗ №1 и ОКБ Поликарпова был создан опытно-конструкторский отдел под руководством Артема Ивановича Микояна.

В 1942 году отдел под руководством Микояна стал самостоятельным опытно-конструкторским бюро при заводе №155 - ОКБ-155. На основе завода ГАЗ №1 образован завод №30, который впоследствии переименуют в "Знамя труда". Этот завод позже станет подразделением РСК "МиГ" - Производственным центром им. П.А. Воронина.

Аббревиатура МиГ образована из первых букв фамилий конструкторов самолетов Артема Микояна и Михаила Гуревича.

ОКБ им. А.И. Микояна, входящее в РСК "МиГ", за время своего существования разработало более 450 проектов боевых самолетов, 170 из которых были воплощены в жизнь. 94 самолета производились серийно.

Всего на отечественных авиастроительных заводах было произведено более 45 тысяч самолетов марки "МиГ", 11 тысяч из них - на экспорт. За рубежом по лицензии построили более 14 тысяч истребителей МиГ.

В разное время в ОКБ им. А.И. Микояна, входящее в РСК "МиГ", работали такие выдающиеся конструкторы, как Артем Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Ростислав Аполлосович Беляков, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, Николай Захарович Матюк, Александр Александрович Чумаченко, Анатолий Алексеевич Белосвет, Михаил Романович Вальденберг, Григорий Александрович Седов и др.

На самолетах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов.

Первый истребитель марки МиГ - И-200 (потом МиГ-1) - появился в 1940 году. В 1941-м МиГи поступили на вооружение истребительных полков.

Последние самолеты, созданные под руководством Артема Ивановича, - истребитель МиГ-23 и истребитель-перехватчик МиГ-25.

МиГ-9 - первый советский реактивный истребитель.

МиГ-15 (по кодификации НАТО Fagot - англ. "вязанка хвороста") - самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении 40 стран мира.

МиГ-19 (по кодификации НАТО Farmer - англ. "фермер") - первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель.

МиГ-21 - самый распространенный сверхзвуковой боевой самолет в мире. МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран.

Институт разведки и специальных задач израильских спецслужб, более известный как "Моссад", трижды пытался угнать МиГ-21, сообщается на сайте gazeta.lv.

В 1964 году МиГ-21 пытался угнать летчик из египетских ВВС. Но он угнал устаревший Як. Несмотря на то что разведка помогла ему изменить внешность и обосноваться в Аргентине, египетские контрразведчики сумели напасть на его след.

Через год была предпринята еще одна операция по угону МиГа, но летчик в последний момент пошел на попятную.

В 1966 году иракский летчик, командир эскадрильи капитан Мунир Редфи угнал МиГ в Израиль.

Эта операция считается одной из самых успешных и выдающихся операций "Моссада". Она получила название "Пенициллин".

стребитель МиГ-23 (по кодификации НАТО Flogger - англ. "бичеватель") - первый в СССР с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла.

Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

В 1976 году старший лейтенант Виктор Беленко совершил на МиГ-25 побег в Японию, сообщается на сайте "Уголок неба". Самолет вернули, но сразу же после инцидента началось его глобальное усовершенствование.

МиГ-31 (по кодификации НАТО Foxhound - англ. "фоксхаунд", "лисья гончая") - первый советский боевой самолет четвертого поколения.

МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum - англ. "точка опоры") - российский фронтовой истребитель четвертого поколения, одна из самых известных экспортных моделей.

Более 1600 легких истребителей МиГ-29 состоит на вооружение ВВС России и еще 25 государств мира, сообщается на сайте Российской самолетостроительной корпорации "МиГ".

Уникальная особенность МиГ‑29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

20 мая 1989 года советский капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 в Турцию.

Перед тем, как угнать самолет, он угостил тортом, нашпигованным снотворным, всю дежурную смену вахты по приему и выпуску самолетов, пишет "Комсомольская правда".

Самолет был возвращен в СССР - турецкие власти не стали портить отношения с СССР. Пилот получил политическое убежище в США.

Читайте также: