Кто конструктор космического корабля восток

Обновлено: 25.04.2024

В этом году Россия , а вместе с ней и весь остальной мир, отмечает 60 годовщину первого полета человека в космос – 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым в мире отправился на земную орбиту, позволив человечеству покорить казавшееся ранее недоступным космическое пространство. «ПолитРоссия» запускает специальный проект в честь юбилея этого замечательного события и открывает его материалом об истории создания первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток».

Подготовка к космическому прыжку

Работа над созданием корабля-спутника для выполнения полета человека в космос официально была начата 22 мая 1959 года – в этот день вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. Однако в действительности к проектированию приступили еще в 1957 году специалисты опытно-конструкторского бюро ОКБ-1. Ныне это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, и привязка к имени выдающегося советского конструктора неслучайна. Именно Королев был начальником отдела № 3 Специального конструкторского бюро СКБ-88, на базе которого и было создано ОКБ-1. Королев же оказался и главным ответственным за создание корабля «Восток-1».

Для проведения всех работ по созданию первых искусственных спутников Земли на базе ОКБ создали специальный отдел № 9, который возглавил советский инженер Михаил Тихонравов . Одним из основных разработчиков корабля был назначен начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов , систему управления корабля разработали под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока , система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым .

Безусловно, работа не велась с нуля. К маю 1959 года Советский Союз имел в своем активе сразу несколько важнейших космических достижений. Так, в 1954 году была начата разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая 21 августа 1957 года первой в мире доставила боеголовку на межконтинентальную дальность. Она была разработана во все том же ОКБ-1. Параллельно с этим, в 1956 году, начались работы по созданию «Объекта Д» – спутника массой 1000-1400 килограммов, оснащенного аппаратурой для научных исследований. Предполагалось, что он станет первым объектом, запущенным в космос. Впоследствии от этой затеи пришлось отказаться и заменить «Объект Д» на простейший спутник, получивший название «Спутник-1» или ПС-1.

Именно ПС-1 4 октября 1957 года был запущен в космос на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе Р-7. А уже через месяц, 3 ноября 1957 года, Советский Союз первым в мире осуществил запуск спутника с живым существом на борту – на советском корабле «Спутник-2» земную орбиту отправилась покорять собака-космонавт Лайка. В дальнейшем СССР добился еще нескольких важных космических достижений. Так, 14 сентября 1959 года межпланетная станция «Луна-2» первой в мире совершила посадку на внеземное тело, а станция «Луна-3» 7 октября 1959 года впервые смогла сделать фотографии обратной стороны Луны. Таким образом, к осуществлению первого пилотируемого полета в космос СССР подошел в абсолютной готовности совершить еще один внеземной прорыв.

Проект «Восток»

«На момент запуска, скажем так, лишней информации о корабле не разглашалось. Сообщалось, что это просто корабль-спутник, аналогичный тем, что Советский Союз запускал с 1957 года. Но в действительности это был тот самый первый шаг, необходимый для запуска Гагарина в космос. Конечно, корабль 1КП являлся упрощенной версией "Востока-1" – это был его прототип, у которого отсутствовали теплозащита и системы жизнеобеспечения и посадки. Но этот пуск позволил понять, что мы движемся в нужном направлении. Это обычная практика при решении столь серьезных задач», – объясняет эксперт.

Помимо этого, было предусмотрено создание упрощенного корабля «Восток-1» (1К) для отработки систем и штатного «Восток-3» (3К), а также фоторазведывательного спутника «Восток-2» (2К), позже переименованного в «Зенит-2». По словам Александра Железнякова , такое обилие модификаций позволило конструкторам определиться с окончательной комплектацией будущего корабля, который постепенно обрастал всеми необходимыми системами.

Стоит также отметить, что такая оперативная работа была обусловлена необходимостью постоянно оглядываться на США . Параллельно с разработкой в СССР «Востока-1» в США велись работы по созданию пилотируемого корабля Mercury. Главное отличие от советской программы заключалась в так называемой двухступенчатости. Изначально Штаты собирались совершить суборбитальный полет – то есть полет по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической. Для этой цели должна была использоваться баллистическая ракета Redstone. Затем же Америка хотела выйти и на саму орбиту Земли, и в этом кораблю Mercury должна была помочь первая произведенная в США межконтинентальная баллистическая ракета Atlas. Сергей Королев , в свою очередь, отказался от идеи суборбитального полета и, возможно, именно за счет этого выиграл для СССР столь необходимое в космической гонке время – первый пилотируемый суборбитальный полет на корабле Mercury-Redstone 3 американские астронавты произвели лишь 5 мая 1961 года, спустя три недели после полета Юрия Гагарина .

Ракета, ставшая легендой

Помимо разработки самого корабля, советские конструкторы занимались созданием и ракеты-носителя, также получившей название «Восток». Старт ее проекту был дан 20 марта 1958 года, именно тогда было принято решение создать ракету космического назначения на базе все той же двухступенчатой МБР Р-7. Впрочем, несмотря на это, задача перед конструкторами все равно стояла серьезная: по замыслу Сергея Королева , «Востоку» необходимо было добавить блок третьей ступени, непосредственно на которую и устанавливался сам космический корабль.

«Это была действительно боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая имела очень большую мощность, так что сомнений в том, что она сможет доставить корабль на орбиту, не было. Впрочем, также было очевидно, что для этой задачи ее придется дорабатывать – как минимум нужно было увеличивать полезную нагрузку. Для этого и нужен был третий блок – блок Е. И как раз это добавление и позволило выводить на орбиту космические корабли», – объясняет Александр Железняков .

Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ее длина составляла 38,2 метра, диаметр – 10,3 метра. Вес «Востока» насчитывал около 287 тонн. Выводить же в космос ракета могла до 4725 килограммов полезного груза. В качестве топлива двигатели всех ступеней использовали керосин и жидкий кислород.

Благодаря характерной компоновке ракеты Р-7, обладающей центральным блоком и 4 подвесными сбрасываемыми блоками, ракета-носитель«Восток» оказалась исключительно устойчивой на стартовом столе пусковой площадки. Первая и вторая ступени состояли из пят блоков: центрального (длиной 28,75 метра, наибольший диаметр 2,95 метра) и четырех боковых (19,8 и 2,68 метра соответственно). Боковые блоки имели коническую форму и могли отделяться от центрального в полете перед окончанием работы двигателей. Что же касается третьей ступени, то она была установлена на центральном блоке и соединена с ним стержнем. Центральный блок ракеты обладал жидкостным ракетным двигателем (ЖДР), развивающим тягу в 941 килоньютон. ЖРД каждого бокового блока имел тягу в один меганьютон, двигатель третьей ступени – 54,5 килоньютона. При этом основные и рулевые камеры каждого ЖРД имели общий турбонасосный агрегат.

Впервые ракета-носитель «Восток» стартовала 23 сентября 1958 года, однако этот полет, как и следующие два старта, закончился аварией. Зато четвертый пуск увенчался успехом – 2 января 1959 года ракет вывела в космос автоматическую межпланетную станцию «Луна-1», которая хоть и не добралась до самой Луны, но смогла развить вторую космическую скорость, а также стать искусственным спутником Солнца. Также благодаря «Востоку» благополучно были выведены в космос и станции «Луна-2» и «Луна-3».

«На тот момент уже было понятно, что дело сделано – ракета, которая сможет вывести корабль на орбиту, у нас есть. Так оно в дальнейшем и произошло. Более того, Советский Союз в принципе получил надежную ракету-носитель на несколько лет вперед, которая также послужила отправной точкой для разработки следующих серий – "Восток-2", "Восток-2М" и так далее. Они прослужили нам более 30 лет. Более того, те "Союзы", которые летают сегодня, – это тоже модификация "семерки". Так что Р-7 – это действительно настоящая легенда», – рассказывает Александр Железняков .

Впоследствии ракета-носитель трижды отправляла в космос собак на кораблях-спутниках, в том числе и знаменитых Белку и Стрелку, а также осуществила два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов – 9 и 25 марта 1961 года собаки Чернушка и Звездочка поочередно совершили взлет, один виток вокруг Земли и посадку. То есть проделали путь, который через два месяца на корабле «Восток-1» повторит Юрий Гагарин .

Характеристики корабля

Корабль «Восток», без сомнений являвшийся для своего времени передовым словом в инженерно-конструкторской мысли, все-таки существенно отличается от современных аппаратов. Главное отличие – он представлял собой корабль-спутник, то есть не мог выполнять орбитальные маневры. Длина корабля составляла 4,3 метра, максимальный диаметр – 2,43 метра, стартовая масса – все те же 4725 килограммов, на которые и была рассчитана ракета-носитель.

Корабль вмещал всего одного члена экипажа и мог совершить полет продолжительностью до 10 суток. Состоял «Восток» из двух отсеков: спускаемого аппарата сферической формы, предназначенного для размещения космонавта, и конического приборно-агрегатного отсека, в котором находились аппаратура и оборудование основных систем корабля, а также тормозная двигательная установка. За пилотирование отвечали системы автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной – на Землю; за контроль состояния человека и систем корабля – специальная радиотелеметрическая аппаратура.

Внутри кабины корабля также были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Связь с Землей осуществлялась через двустороннюю радиотелефонную связь посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Помимо этого, важная роль была отведена и системам жизнеобеспечения и терморегулирования.

Герметичный спускаемый аппарат имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта. В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 километров. При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления спускаемого аппарата без катапультирования, с космонавтом на борту.

К сожалению, в условиях космической гонки конструкторы не успели создать вовремя некоторые компоненты. Так, пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200-километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошел бы с нее вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. И, отмечает Александр Железняков , в этой ситуации конструкторы были вынуждены пойти на серьезный риск.

«Это было рискованно. Как признавали впоследствии сами конструкторы, такие меры повысили риски на 50 %. Хотя последующий анализ всех технических средств, которые применялись, давал более высокий уровень вероятности успешного полета – примерно 70 %. Но риск все равно был. С другой стороны, корабль был отработан достаточно хорошо с учетом того времени, которое отводилось на его создание», – объясняет историк.

По его словам, в плане тестирования всех элементов было сделано все возможное. Да, над разработчиками довлела необходимость завоевания приоритета в гонке с США , и это отразилось на итоговом результате. Но это был абсолютно летающий корабль, эффективность которого была определена несколькими пробными запусками. В общей сложности было совершено пять пусков кораблей «Восток-1». Самый известный из них был запущен под названием «Спутник-5» – на нем 19 августа 1960 года в сопровождении мышей и крыс отправились в космос и благополучно вернулись обратно знаменитые собаки-космонавты Белка и Стрелка. До первого пилотируемого полета в исполнении человека оставался буквально один шаг.


Полёт по околоземной орбите космического корабля "Восток" с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов.

С.П.Королёв, И.В.Курчатов, М.В.Келдыш

С.П. Королёв, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш

В работах над созданием космического корабля и ракеты-носителя, подготовкой к запуску и обеспечением полёта корабля с человеком на борту принимали участие коллективы более 100 организаций.

Среди них – возглавляемые Главным теоретиком отечественной космонавтики академиком М.В. Келдышем, академиками В.П. Глушко, В.П. Барминым, Н.А. Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, членом-корреспондентом АН СССР М.С. Рязанским.

Программа «Восток» стала точкой отсчёта для разработки и совершенствования новых космических технологий и систем, выполнения всё более сложных программ пилотируемых космических полётов с целью обеспечения продолжительной работы человека в космосе, проведения космических исследований и экспериментов в интересах фундаментальных наук и решения прикладных задач.

Совет главных конструкторов

Совет главных конструкторов

Накопленный за полвека мощный научно-технический потенциал и развитая наземная инфраструктура средств подготовки, пуска и управления космическими полётами сегодня нацелены на формирование межпланетной инфраструктуры и переход к участию человека в исследованиях космического пространства за пределами низких околоземных орбит.

Подготовка и осуществление первого космического полета человека

Создание и развитие отечественных ракетных технологий, и прежде всего первой ракеты космического назначения на базе ракеты Р-7, обеспеченное ОКБ-1 (в н.вр. РКК «Энергия»), позволили преодолеть земное притяжение и, достигнув первой и второй космической скорости, приступить к разработке и совершенствованию технологий космических полётов.

Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты.

Постановлением Правительства от 22 мая 1959 г. была поставлена задача разработки и запуска корабля-спутника для выполнения такого полёта. Головным исполнителем по кораблю было утверждено ОКБ-1.

Эскизный проект корабля, представленный в апреле 1960 г., содержал материалы по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1", предназначенному для отработки основных систем и конструкции двух новых космических изделий - спутника "Восток-2" (задача - наблюдение Земли из космоса) и корабля-спутника "Восток-3" (задача - полёт человека).

Группа разработчиков проекта создания корабля-спутника Восток

Группа разработчиков проекта создания корабля-спутника "Восток"

В разработке проекта корабля-спутника и ракеты-носителя принимали участие сотрудники ОКБ-1 К.Д. Бушуев, М.К. Тихонравов, Е.Ф. Рязанов, К.П. Феоктистов, И.В. Лавров, П.И. Ермолаев, В.В. Молодцов, А.В. Афанасьев, К.С. Шустин, Е.Н. Церерин, Л.Н. Солдатова, Б.Г. Супрун, В.Н. Дудников, Б.Н. Николаев, В.И. Бодриков, Б.П. Сотсков, В.И. Фрумсон, В.П. Кураев, В.А. Яздовский, О.Г. Макаров, В.Е. Любинский, Н.М. Терешенкова, Л.А. Волгин и др.

Одним из основных разработчиков проекта корабля был К.П. Феоктистов - начальник сектора проектного отдела. Система управления корабля разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Б.Е. Чертока, система ориентации - Б.В. Раушенбаха и В.П. Легостаева. Постановлением Правительства от 11 октября 1960 г. было предписано осуществить подготовку и запуск корабля-спутника "Восток" 3КА с человеком на борту и считать это задачей особой важности.

С.П. Королев и Ю.А. Гагарин

С.П. Королев и Ю.А. Гагарин

Корабль состоял из спускаемого аппарата сферической формы массой 2,4 т и приборного отсека массой 2,3 т, в котором располагалась тормозная двигательная установка с двигателем тягой 1600 кгс. После полёта по орбите спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. Космонавт в специальном скафандре во время старта и полёта размещался в катапультируемом кресле, установленном в гермокабине этого аппарата. Скафандр был рассчитан на пребывание человека в разгерметизированной кабине в течение четырёх часов и обеспечивал его защиту при катапультировании кресла на высотах до 10 км.


Запуск экспериментального корабля 1КП (без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления) состоялся 15 мая 1960 г. В непилотируемом орбитальном полёте были проверена работа его основных систем.


19 августа 1960 г. совершил орбитальный полёт корабль с подопытными животными - собаками Белкой и Стрелкой, которые были возвращены с орбиты на Землю.


Корабль 3КА № 1 стартовал 9 марта 1961 г., укомплектованный всеми бортовыми системами. В его спускаемом аппарате были размещены собака Чернушка и манекен человека. Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, спускаемый аппарат с собакой нормально приземлился, а манекен был штатно катапультирован.

Запуск корабля 3КА № 2 в той же комплектации осуществили 25 марта 1961 г. В спускаемом аппарате была размещена собака Звёздочка. Программа полёта также была выполнена. Пуск завершил лётную экспериментальную отработку кораблей "Восток".

Ю.А. Гагарин
12 апреля 1961 г. свершилось долгожданное событие:

в 9 ч 06 мин 59,7 с стартовал корабль "Восток" № 3 массой 4725 кг
с лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

Корабль был выведен на орбиту высотой в перигее 181 км и апогее 327 км.

Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Внутренний вид кабины космонавта корабля-спутника Восток-1

15 мая 2015 года исполняется 55 лет с запуска первого космического корабля "Восток-1П" (1КП) на орбиту спутника Земли (1960).

15 мая 1960 года боевым расчетом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (ныне космодром "Байконур") была запущена ракета-носитель "Восток" с космическим кораблем "Восток-1П" (1КП). Это был первый беспилотный вариант корабля-спутника "Восток", созданный с целью летной отработки конструкции и систем корабля для полета человека.

Космический корабль "Восток" — первый в мире пилотируемый космический корабль, разрабатывался с 1958 года в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Королева. "Восток" предназначался для полета одного космонавта по орбите Земли.

Работа по созданию первого в мире спутника для полета человека была официально узаконена секретным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года № 569-264. В постановлении была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полета человека.

Еще до официального утверждения проекта в правительстве чертежи на производство корпуса космического корабля уже были направлены на Опытный завод. К концу 1959 года появился первый технологический корабль для наземной комплексной отработки его электронной аппаратуры и оборудования. Зимой 1959-1960 года велись интенсивные испытания спускаемого аппарата для отработки автоматики приземления и катапультирования кресла космонавта с манекеном путем его сброса с самолетов.

Всего в создании корабля участвовало 123 организации, включая 36 заводов.

В апреле 1960 года Королев утвердил эскизный проект "Востока-1", в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику "Восток-1" (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика "Восток-2" (объект 2К, позже "Зенит-2" — для маршрутной съемки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника "Восток-3" (заводской индекс 3К) — для полета человека.

К этому времени технологический корабль-спутник (1КП) фактически уже был готов к летно-конструкторским испытаниям. 15 мая 1960 года в 03.00.06 по московскому времени с 1-й пусковой установки 1-й площадки полигона "Заря" (Тюратам, Байконур) был произведен пуск ракеты-носителя 8К72К "Восток", которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник массой 4540 килограмм. Главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем.

Ракета-носитель 8К72К была создана на базе стандартной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 путем добавления третьей ступени. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой.

На его борту была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составлял 1477 килограмм. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины весом около 2,5 тонн не предусматривалось.

Предполагалось, что кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы. На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик "Сигнал", работающий на частоте 19,995 мегагерц, как в телеграфном, так и в телефонном режимах передачи. Помимо передатчика, на корабле-спутнике были размещены специальные радиоустройства для передачи на Землю данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществлялось с помощью химических источников тока и солнечных батарей.

Корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой, после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя.

19 мая в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметической кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Сергей Королев даже нашел в данной ситуации положительный момент, расценив как первый маневр на орбите. Полет посчитали успешным и второй такой аппарат запускать, как было запланировано, не стали.

Корабль 1КП затормозился и сгорел в атмосфере 5 сентября 1962 года, а герметичная кабина — 15 октября 1965 года.

Полученные данные по первому полету корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании пилотируемого космического корабля.

Читайте также: