Кто отправил гагарина в космос фамилия конструктора

Обновлено: 17.05.2024

Итогом этого процесса можно считать высказывания такого эксперта по всему, как Юрий Лоза (автор и исполнитель песни про плот): «Вы понимаете, в чем дело. Гагарин был первым. Гагарин ничего не сделал, он лежал. Он первый самый главный космонавт. The Beatles были первыми, кто попал в нужное место в нужное время».

Надо ли говорить, что идея о простоте работы первого космонавта основана на банальном незнании и непонимании процессов. Не интересующиеся космонавтикой люди даже не знают, что, в отличие от современных «союзов», в космических кораблях «Восток» космонавт не приземлялся вместе с кораблём. Необорудованные системами мягкой посадки «востоки» могли сильно повредить человека при приземлении.

На высоте 7-10 километров космонавт вручную катапультировался на специальном кресле из спускающегося к Земле корабля и приземлялся на парашюте. Поэтому все первые космонавты обязаны были иметь превосходную парашютную подготовку, чтобы после выполнения полёта катапультироваться и безопасно приземлиться.

Гагарин или Титов: почему именно Юрий Гагарин стал первым космонавтом?

(Фото: Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» после приземления)

Кроме прочего, «востоки», несмотря на реализацию автоматического манёвра возвращения, требовали от космонавта умения совершить этот манёвр в ручном режиме, для чего требовалось высчитать примерное время начала манёвра торможения, а также правильно ориентировать корабль при помощи ручного управления и оптического ориентатора «Взор», установленного на полу кабины. И все это на глаз — исключительно по меткам на «Взоре» и положению Солнца и Земли.

Также не стоит забывать серьёзнейшие риски. Это сейчас безопасность космических полётов очень сильно повысилась. Первые старты с точки зрения рисков для космонавта были очень и очень опасными. Вот что вспоминает о старте гагаринского корабля «Восток-1» конструктор Борис Черток: «Если бы сейчас положили на полигоне корабль „Восток“ и все современные главные сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадёжный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня всё в порядке, гарантирую безопасность полёта. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали».

Гагарин или Титов

И всё-таки — почему именно Гагарин? Понятно, что не из-за своей исключительности. В первой шестёрке подготовленных космонавтов — Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Попович и Быковский (в космосе были все кроме Нелюбова) — слабых и недостаточно обученных не было. Для их поиска была проведена серьёзнейшая работа, рассмотрены тысячи дел, проведена всеобъемлющая проверка здоровья. Кроме прочего, все первые космонавты имели очень жёсткое ограничение на рост. Человек большого роста просто не влез бы в кресло «Востока».

Гагарин или Титов: почему именно Юрий Гагарин стал первым космонавтом?

(Фото: Группа подготовки космонавтов знакомится с космической техникой)

Наверное, ответ стоит искать у тех, кто занимался подготовкой первых космонавтов. Вот, что об этом пишет 17 января 1961 года в своих дневниках генерал-полковник Николай Каманин — руководитель подготовки первых космонавтов:

«Рассмотрев личные дела, характеристики, медицинские книжки и оценки слушателей по учебным дисциплинам, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: „Экзаменуемые подготовлены для полёта на космическом корабле ‚Восток-3А‘, комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович“. После окончания экзаменов в присутствии членов комиссии я объявил результаты экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учёбе и в космических полётах.

Каманин неоднократно в своих дневниках возвращается к этому вопросу. Кто же станет первым? Видно, что он сомневается. Но так уж получилось, что первая тройка определилась практически сразу. Уже 17 марта у Каманина есть запись о том, что «космонавты высказали единственное замечание в адрес Главного конструктора Алексеева С. М., который не выполнил своё обещание. Вместо шести индивидуальных скафандров он сделал только три: для Гагарина, Титова и Нелюбова. Многие тренировки и парашютные прыжки в скафандрах сорваны из-за их отсутствия».

Гагарин или Титов: почему именно Юрий Гагарин стал первым космонавтом?

(Фото: Титов и Гагарин)

Мы знаем, что до полёта остаётся уже меньше месяца, поэтому Николаев, Быковский и Попович выпадают из возможных кандидатов. И, хотя первым кандидатом по-прежнему остаётся Гагарин, Каманин всё ещё сомневается, какой выбор ему сделать: «Итак, кто же — Гагарин или Титов? У меня есть ещё несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2–3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».

Пятого апреля Каманин всё больше склоняется в пользу Гагарина как первого космонавта, и в то же время делает очень странную ремарку: ему кажется, что у Титова более сильный характер, а это может оказаться важнее в следующих, более сложных полётах. «Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова — это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полёт. Второй полёт на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полёта».

Как показала история, Каманин был не совсем прав. Гагарин показал более серьёзный характер и с честью прошёл испытание славой. Титову пришлось гораздо сложнее — были и пьянки, и срывы, и езда в нетрезвом состоянии, которая привела к гибели случайной пассажирки. Впрочем, Титов смог пересилить себя и вернулся к работе над космическими проектами.

Исторический выбор

Уже буквально через пять дней государственная комиссия окончательно утверждает первым космонавтом Гагарина, а его дублёром Титова. Впрочем, с самого начала подготовки предполагалось именно такое решение, так что для обоих космонавтов в этом решении не было ничего удивительного. Вопрос скорее в другом — а мог ли бы Каманин сделать выбор в пользу Титова и убедить госкомиссию в этом? Скорее всего да, на тот момент он обладал очень большим весом в вопросах подготовки космонавтов, и его твёрдое мнение стало бы решающим.

Зачем Гагарин перед знаменитым «Поехали!» произнёс фамилию главного конструктора воронежского КБХА?

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Все знают знаменитое гагаринское «Поехали!». Но мало кто знает, что первым словом, произнесённым Гагариным в космосе, стала фамилия главного конструктора и основателя ОКБ-154 (ныне воронежского КБХА) Семёна Косберга.

Сейчас это звучит как легенда, да и проверить это нельзя, ведь в официальную стенограмму общения Гагарина с Землёй, засекреченную до недавнего времени, попало только «Поехали!». Но основания произнести в космосе фамилию Косберга у Гагарина были. Сегодня, в День космонавтики, «МОЁ! Online» вспоминает легендарного воронежского конструктора.

Заветная вторая космическая

Начнём с того, что главным препятствием для первого полёта в космос было отсутствие двигателя, способного развивать вторую космическую скорость (11,2 км/с), позволяющую преодолеть притяжение Земли. Первый искусственный спутник Земли, запущенный 4 октября 1957 года, был выведен на орбиту двухступенчатым ракетоносителем. Но для того, чтобы выйти за пределы орбиты, требовалась третья ступень, способная развивать ту самую вторую космическую скорость. Над созданием третьей ступени и ломал голову легендарный Сергей Королёв, бывший в то время генеральным конструктором ракетно-космической промышленности СССР. Ни одно конструкторское бюро не решалось взять на себя столь трудную задачу.

И тут взор Королёва пал на воронежское ОКБ-154, которое возглавлял Семён Косберг. Справедливости ради, Косберг не специализировался на космической отрасли. Его стихией были авиационные двигатели. Ещё до войны он разработал прорывную по тем временам технологию непосредственного впрыска топлива, которая позволила существенно повысить мощность, экономичность и эксплуатационные характеристики авиационных двигателей. Интуиция Королёва подсказывала ему, что незаурядный ум и изобретательность 54-летнего конструктора воронежского ОКБ помогут в создании заветной третьей ступени.

Вагон французского шампанского за освоение Луны

Встреча Королёва с Косбергом состоялась 10 февраля 1958 года. Никто не знает, как Королёву удалось «соблазнить» воронежского коллегу взяться за сложнейшую и в некотором смысле авантюрную задачу. Есть мнение, что Косберг не устоял перед аргументом: «Семён Ариевич, на Луну ведь полетим без вас». И Косберг взялся. Двигатель третьей ступени ОКБ-154 совместно с королёвским ОКБ-1 (москвичи делали камеру сгорания) воплотило в жизнь всего за шесть месяцев.

Косберговский двигатель РД-0105 2 января 1959 года впервые в мире был запущен в космосе (до этого ракетные двигатели запускались только на Земле). С помощью этого двигателя советские ракеты впервые достигли поверхности Луны и сфотографировали её обратную сторону.

За вклад в освоение Луны Косбергу присудили учёную степень доктора наук. Он стал лауреатом Ленинской премии. А на обратной стороне Луны его именем назвали кратер площадью 58 квадратных километров.

Косберг (в светлом пальто в центре) с Королёвым (крайний слева) и Гагариным (второй справа) на космодроме Байконур, 1964 год

Получил Косберг и ещё один подарок. Один французский винодел поклялся выделить тысячу бутылок шампанского тому, кто первым увидит обратную сторону Луны. И своё обещание сдержал, прислав вагон с шампанским в Москву. Три ящика достались воронежскому ОКБ-154.

Как вспоминал потом в беседе с корреспондентом «МОЁ!» свидетель тех событий, ныне покойный советник генерального директора КБХА Анатолий Сысоев, один из ящиков распили прямо на работе, а два других разобрали сотрудники. Несколько бутылок досталось Косбергу, который потом по особым случаям угощал этим изысканным шампанским гостей.

«Косберг сработал!» — «Качать Косберга!»

Сразу после освоения Луны Косберг взялся за разработку нового двигателя для первого полёта человека в космос. Гагаринский РД-0109 создавался уже целиком в Воронеже. На его разработку ушёл год и три месяца. 12 апреля 1961 года этот двигатель вывел в космос ракету «Восток» с Гагариным на борту. В центре управления полётами в момент старта повисло тревожное ожидание. Сработала первая ступень, вторая…

«Главный конструктор двигателей последней ступени ракеты — Косберг, вот такой, маленький ростом, в ту минуту будто стал ещё меньше, — описывал те события журнал «Техника молодёжи». — Показалось, что он врос в землю. На площадке много людей, и все с немым вопросом смотрят на него. И вдруг весёлый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг сработал!» Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше своего роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!» А он стоит, улыбается такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может»…

По другой версии, Гагарин перед знаменитым «Поехали» произнёс: «Косберг включился». К слову сказать, после этого первый космонавт получил нагоняй от партийного руководства.

Брежнев вручает Косбергу звезду Героя Социалистического Труда за гагаринский полёт, 1961 год

Имена конструкторов были строго засекречены. Шутка ли — звание Героя Социалистического Труда за гагаринский полёт Косбергу вручали закрытым указом Президиума Верховного Совета СССР. Естественно, упоминание Косберга не попало и в официальную стенограмму переговоров с Гагариным.


В книжке, опубликованной под руководством НАСА, я находил такую информацию, что американцы прослушивали трансляцию с взлёта Гагарина практически сразу. И, соответственно, когда была произнесена эта фраза «Косберг сработал!», они стали судорожно искать, что же это за такой аппарат, почему он называется «Косбергом», и как же он сработал. Станислав Зайдес Правнук Семёна Ариевича Косберга

Первый автограф Гагарина

Эта газета до сих пор хранится в краеведческом музее города Слуцка. Именно в этом небольшом городишке под Минском в 1903 году в семье кузнеца-кустаря и родился Семён Ариевич Косберг. В Воронеж Семён Ариевич перебрался в 1946 году, когда после войны сюда из эвакуации в городе Бердске перевели ОКБ, которое он возглавлял.

Сандуны с Королёвым

Несмотря на свой громадный вклад в освоение космоса, Косберг мало известен в широких кругах. В отличие от того же Королёва. Первой официальной публикацией с упоминанием фамилии Косберга стал… его некролог, вышедший в газете «Правда» 5 января 1965 года. Даже когда в 1972 году вышел в свет том Большой советской энциклопедии, статью о Семёне Косберге включили в него лишь в последний момент. В КГБ долго решали, стоит ли упоминать фамилию засекреченного конструктора даже спустя 7 лет после его смерти.

Семён Косберг на отдыхе с друзьями в посёлке Рыбачий

При жизни Косберг и Королёв были не просто коллегами, но и настоящими друзьями.

Трудоголик был самый настоящий! Но и отдыхать со вкусом любил. В баньку хаживал в компании с Королёвым. Бабушка ужасно злилась, даже через многие годы, когда об этом вспоминала. Потому что Королёв был известным бабником, и бабушка ревновала ужасно — всё-то ей казалось, что в тех баньках они хулиганят. Имеется у нас телеграмма от Королёва: «Сёмчик зпт встречаемся в сандунах зпт всё с собой». И поперёк бабушкиной рукой надпись: «Не пущу!» Галина Косберг Внучка Семёна Ариевича Косберга

«Ну и упрямый же ты еврей»

Еврейские корни Семёна Косберга, бывало, становились причиной конфликтов. Академик Борис Черток в своей книге «Ракеты и люди» описывает конфликт, случившийся у Косберга с конструктором Василием Мишиным, с которым они работали над двигателем РД-0105: «Для первого «лунника» Мишин настаивал на разделении работы: мы брали на себя камеру сгорания, а Косберг — турбонасос, газогенератор и арматуру. Так бы и договорились полюбовно, но при каком-то дележе обязанностей и ответственности Мишин вспылил и неосторожно сказал Косбергу: «Ну и упрямый же ты еврей».

Тот вспыхнул, выскочил из кабинета Мишина и влетел к Королёву, в кабинет напротив. Королёву Косберг заявил, что с антисемитом он работать не будет, и, выбежав из кабинета, скомандовал своему заместителю Конопатову: «Уезжаем!»

Королёв вызвал к себе Мишина. Какой уж был между ними разговор, не знаю. Но Косберга по команде Королёва перехватили и вернули. Последовали объяснения, после которых мир был восстановлен».

Трагический конец

Семён Косберг скончался на 62-м году жизни, 3 января 1965 года. Под Новый год случилась трагедия. После очередной командировки в Москву Семён Ариевич вернулся в Воронеж. Его самолёт приземлился на взлётно-посадочной полосе авиазавода. Косберг сел в автомобиль и поехал домой.

На обледенелой дороге попал в аварию. С тяжёлыми травмами Косберга доставили в больницу, где через несколько дней он скончался.

Но даже на больничной койке Семён Ариевич не переставал думать о работе. Когда пришёл в сознание, первым делом потребовал к себе всех своих заместителей и прямо в палате устроил совещание. Как оказалось, последнее совещание в своей жизни.

Прощание с Семёном Косбергом в ДК Воронежского механического завода, январь 1965 года

Как человека государственного масштаба Семёна Косберга похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Через год не стало и Королёва.

Сколько ещё мог создать Косберг, одному богу известно. Но даже то, что он сделал всего за 7 лет работы в ракетно-космической отрасли, сложно переоценить. Уже то, что двигатели, разработанные ещё при Косберге, до сих пор поднимают ракеты в небо, говорит о многом.


В апреле 1961 года за первым полетом человека в космос с волнением следили не только советские граждане, но и американцы, прослушивавшие трансляцию с первых секунд. Знаменитое «Поехали!», известное всему миру, ознаменовало старт корабля, после которого Гагарин продолжил комментировать самочувствие и обстановку на борту. Когда корабль преодолел притяжение Земли, американцы вдруг услышали озорной голос Гагарина: «Косберг сработал!» Это, между прочим, были первые слова человека в космосе. Ну, а американцы принялись судорожно искать, что же это за аппарат такой, «косберг», и как он работает.

В большой еврейской семье Шолом – так звали будущего конструктора родные – был старшим сыном и помогал отцу, известному на всю округу кузнецу. Так что любовь к металлу, трудолюбие и целеустремленность были привиты Шолому с детства. Радовал родителей он не только помощью в деле, но и успехами в учебе. Закончив Слуцкую гимназию, он поступил в местное коммерческое училище, учеба в котором была прервана в связи в революционными событиями. Шолом полностью сосредоточился на помощи отцу в кузнице, но когда вокруг все поуспокоилось – записался на вечерние курсы и таки получил полное среднее образование.

В 1925 году Косберг был призван в Красную армию. После демобилизации он проработал два месяца слесарем на фабрике, а потом поступил в Ленинградский политехнический институт. Однако почти сразу же Косберг осознал, что больше всего хочет конструировать летательные аппараты – так что перевелся в Московский авиационный институт и закончил его в 1930 году. По распределению выпускника отправили в Центральный институт авиационного моторостроения. Там Косберг довольно быстро прошел путь от инженера-конструктора до начальника исследовательского отдела, а все потому, что создал целый ряд изобретений для авиационных моторов.

В 1940 году Косберг стал заместителем главного конструктора, а всего через год – начальником крупного конструкторского бюро наркомата авиационной промышленности: он возглавил проектирование и производство агрегатов непосредственного впрыска в городе Бердск вблизи Новосибирска. Сконструированный им в первый военный год агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН позволил существенно улучшить лётные характеристики советских воздушных истребителей по сравнению с немецкими машинами. К 1943 году на всех истребителях конструктора Семёна Лавочкина и бомбардировщиках Андрея Туполева стали устанавливать агрегаты непосредственного впрыска, разработанные Косбергом.

После войны авиация переходила на турбореактивные двигатели. Особое конструкторское бюро Косберга было переведено в Воронеж, где в условиях чрезвычайной секретности сотрудничало с ОКБ Микояна, Яковлева, Челомея и Сухого. Коллектив, подобранный Косбергом, выполнял сверхсложные задачи быстро и слаженно. Во многом потому, что вся команда души не чаяла в своем требовательном, но справедливом руководителе. К примеру, во время борьбы с космополитизмом Косбергу представили список исследователей, которых нужно было уволить «по пятому пункту». Косберг в начале этого списка дописал свою фамилию и предложил начать увольнения с него, тем самым полностью сохранив коллектив.

Меж тем человечество уже грезило полетами на Луну – в октябре 1957-го двухступенчатая ракета-носитель Королева успешно вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Но для полета в космос нужна была третья ступень, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости и вывела бы его за земную орбиту. Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королёв долго ломал голову над этим вопросом, ведь ни одно конструкторское бюро, специализировавшееся на космической отрасли, не бралось за решение этой задачи. И тут взор Королёва пал на воронежское ОКБ-154, которое возглавлял Семён Косберг.

«Непрофильность» конструктора, стихией которого были авиационные двигатели, не смутила Королёва, и с февраля 1958 года началась совместная работа королёвского ОКБ-1, занимавшегося камерой сгорания, и косбергского 154-го. Уже в январе 1959-го их совместное детище – двигатель РД-0105 – был успешно запущен в космосе. Это был первый в мире жидкостно-реактивный двигатель, позволивший межпланетной станции достичь второй космической скорости. И первый в мире двигатель, который запускался в космическом пространстве – он позволил советским ракетам достигнуть поверхности Луны, облететь и сфотографировать ее обратную сторону. После этого на обратной стороне Луны появился кратер имени Косберга, а у самого конструктора появилась Ленинская премия и докторская степень.

Следующим этапом стала разработка двигателя для первого полёта человека в космос. Вся работа по его созданию целиком была возложена на ОКБ Косберга. На разработку двигателя РД-0109 ушёл год и три месяца, после чего 12 апреля 1961 года этот двигатель и вывел в космос ракету «Восток» с Гагариным на борту. Один из присутствовавших при старте так вспоминал этот день: «Оставались считанные минуты до старта Гагарина. Все в ожидании замерли. Ракета медленно поднялась и пошла. Пошла! Отрабатывали ступени ракеты, Гагарин о каждой передавал на Землю. Конструкторы-разработчики поздравляли друг друга. Нарастало напряжение в ожидании включения последней ступени ракеты. Работает ли она в безвоздушном пространстве, от ее включения зависит, выйдет корабль на орбиту или нет. Десятки людей смотрят на Косберга – главного конструктора. Косберг, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше… И вдруг озорной голос Гагарина с борта космического корабля: “Косберг сработал!” Что тут было! Косберг подпрыгнул, улыбаясь такой уставшей улыбкой».

Звание Героя Социалистического Труда Семён Ариевич получал вместе с Королёвым. Вслед за этим последовали новые разработки и еще более мощные двигатели, создаваемые ОКБ Косберга. Многое было запланировано и обсуждалось с Королёвым уже на перспективу. Но в конце декабря 1964 года Семён Ариевич попал в автомобильную катастрофу. Он возвращался из Москвы в Воронеж на самолете – везший его из военного аэропорта водитель не справился с управлением на заледенелой дороге, и автомобиль на большой скорости опрокинулся в кювет. Сам водитель не пострадал, а Косберга доставили в областную больницу. Есть данные, что первоначально обследовавший Косберга специалист не выявил ничего, кроме ушибов и сотрясения головного мозга. Прилетевшие на следующий день из Москвы врачи продолжили лечить ученого по первоначальному диагнозу «сотрясение головного мозга». Но 1 января 1965 года состояние Семёна Ариевича, находившегося все это время в больнице, резко ухудшилось. Через два дня он скончался – по некоторым данным, от нераспознанного разрыва кишечника.

В вышедшем после смерти некрологе его представили как главного конструктора авиационных двигателей. Та же надпись была выбита и на его надгробной плите. Впрочем, и звание Героя Социалистического Труда за гагаринский полёт Косбергу вручали закрытым указом, как и убрали его фамилию из официальной стенограммы разговора Гагарина. Долгое время после этого Косберга не включали в официальные списки тех, кто в числе первых способствовал освоению космоса.

При жизни этого человека знали только несколько десятков таких же, как он сам, засекреченных ученых, крупных политиков и военных. Сегодня он неизменно входит в десятку величайших людей ХХ века — по всем российским социологическим опросам. Сама его судьба напоминает роман, то ли фантастический, то ли приключенческий. 12 января, в день 115-й годовщины со дня рождения Сергея Павловича Королёва, «Известия» вспоминают великого ученого, благодаря которому человечество вышло в космос.

Рекорд парения


Сергей Королёв родился 12 января 1907 года в Житомире, в семье учителя русской литературы. В пять лет он впервые увидел аэроплан, которым управлял легендарный летчик Сергей Уточкин. Этот день определил судьбу мальчишки. Он много читал о полетах, о летательных аппаратах, а потом стал и сам их создавать, подружившись с летчиками одесского гидроотряда.

В Бауманском училище, которое Королёв окончил в 1926-м, его уже считали талантливым авиаконструктором. Но после знакомства с трудами Константина Циолковского (есть легенда, что Королёву удалось и лично встретиться с великим калужским отшельником) его мечтой стал космос. В сентябре 1929 года Сергей Королёв и Сергей Люшин представили на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле необычный планер — тяжелый, как танк. Королёв сам поднял в небо машину и установил рекорд парения, больше двух часов продержавшись в воздухе.

В голодные 1920-е годы он мечтал о межпланетных путешествиях. А рядом уже тогда были люди, без которых прорыв в космос оказался бы невозможным. И прежде всего — Валентин Глушко, будущий академик и создатель двигателей, которые вывели королёвские ракеты на орбиту.

123

Вернувшийся с Колымы


Создание двойников советских ракет, кораблей и спутников поможет вырваться вперед в космической гонке

В 1933 году Королёва назначили заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института. Там создавались ракетные системы для Красной армии, курировал их «красный маршал» Михаил Тухачевский. Королёв израсходовал часть выделенных средств на незапланированные эксперименты, не давшие результата. Это, по канонам того времени, расценили как вредительство, как политическую диверсию.

Летом 1938 года 31-летнего конструктора арестовали. Началось хождение по мукам: Бутырская тюрьма, потом — золотой прииск на Колыме, общие работы. Только в 1940 году Королева перевели в спецтюрьму НКВД, «шарашку» ЦКБ-29. Там крупные ученые под руководством авиаконструктора Андрея Туполева (тоже арестованного), работали на оборонную промышленность. Все они юридически находились в заключении, но — в сносных условиях.

123

В 1943 году Королев стал главным конструктором реактивных установок в казанской «шарашке». На свободу он вышел только в 1944-м, а год спустя уже руководил разработкой первой советской баллистической ракеты Р-1. Американцам удалось захватить создававшего для Гитлера «оружие возмездие» ракетчика Вернера фон Брауна. Именно он и стал, по сути, творцом американской ракетной программы. Королёву пришлось работать самому, в качестве трофеев СССР достались лишь немногие немецкие наработки по снарядам «Фау». Но уже в начале 1950-х Королёв на полшага опережал американцев.


Самый первый

Покорением космоса мы обязаны требованиями обороны страны: необходимо было создать средство доставки ядерного заряда на территорию предполагаемого противника. Таким средством стала «семерка» — уникальная разработка Королёва и его соратников, которая на несколько лет обеспечила мировой приоритет советской космонавтики. Первая в мире межконтинентальная ракета Р-7, превосходившая американские аналоги по дальности полета и, что не менее важно, по надежности. Ее испытания прошли летом 1957 года. А уже 4 октября на орбиту вышел первый в истории искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра.

Королёв, как мало кто из ученых, умел общаться с управленцами, с полководцами, с руководителями крупнейшим советских ведомств. Это непростое искусство. Но он находил общий язык и с Дмитрием Устиновым, и с Алексеем Косыгиным, и с Никитой Хрущевым, и с Леонидом Брежневым. Главным представителем армии и государства в окружении Королёва стал легендарный летчик, один из первых Героев Советского Союза, генерал-полковник Николай Каманин, которого первые космонавты называли своим лётным папой. Они нередко спорили и даже конфликтовали, но взаимопонимания не теряли.

123

Королев никогда не робел в высоких кабинетах — и за это его уважали. Но, конечно, не только в этом секрет академика. Главное — характер, целеустремленность, умение вовремя рискнуть и вовремя пойти на компромисс. Молодые коллеги предлагали воспользоваться шансом — и оснастить первый спутник сложной техникой. Но Королёв понимал: важнее всего сделать первый шаг без срывов. 4 октября в космос вышел простейший космический аппарат с радиопередатчиком, который прозвучал на весь мир.


Куда и какие можно подселить микроорганизмы, которые сделают состав почвы и атмосферы более пригодными для жизни

Еще накануне запуска спутника Королёв иногда выступал под своей фамилией на конференциях. После прорыва в космос такое стало невозможным. Зарубежные коллеги могли только догадываться, кто стал отцом мировой космонавтики.

Прагматичный романтик

Главный конструктор — так именовали его в газетах. Коллеги за глаза называли его СП — это в кругах ракетчиков считалось высшей степенью уважения. Регалии не были для Королёва приоритетом. Он не принял статус «генерального», не мечтал о Нобелевской премии, которую не мог получить, поскольку оставался засекреченным. Главного конструктора вполне устраивало собственное небольшое «королевство» — в подмосковных Подлипках, где обосновались ракетчики от крупнейших ученых до рабочих. Там расположился научно-производственный центр, в котором слово Королёва ценилось на вес золота. Ученые — люди амбициозные, в их среде непросто стать бесспорным лидером. А о Королёве ходили легенды. И о том, как он поставил горниста на старт первого спутника, и о том, как разрешил спор о поверхности Луны — твердая она или как подушка. Точных сведений тогда не было. И главный конструктор взял лист бумаги и крупно написал: «Лунная поверхность — твердая. Королёв». На свой страх и риск.

123

Космонавт и ученый Константин Феоктистов так писал о главном конструкторе: «Самая характерная черта Королёва — громадная энергия. Этой энергией он умел заражать окружающих. Он был человеком очень решительным, часто довольно суровым. Королёв — это сплав рационализма и мечтательности». О суровом нраве Главного вспоминают многие: бывало, что и бумаги разлетались по его кабинету. Но, когда речь шла о важнейших решениях, он терпеливо выслушивал все мнения.


Человек в космическом корабле

С легкой руки Королёва мир узнал несколько новых русских слов — начиная со «спутника». Однажды, в конце 1960 года, академик собрал своих сотрудников на секретное совещание: устроил конкурс на лучшее название пилотируемого космического аппарата. Посыпались варианты: «ракетолет», «звездолет», «космоаппарат». А Королёв сказал: «Назовем кабину «космический корабль». Все засмеялись — разве эта посудина похожа на корабль? Но потом все признали: Королёв оказался прав. Это слово напоминало о Земле, о великих путешествиях по морям и рекам. Сегодня нам кажется, что это понятие существовало всегда. Космический корабль — что может быть естественнее?

123

Последние напутствия главного конструктора Сергея Королёва Юрию Гагарину перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года


Он мечтал и стать первым межпланетным путешественником. Риска он не боялся, готов был даже остаться на орбите навсегда — лишь бы выполнить этот рывок. Не довелось. Когда пришло время готовить первый пилотируемый космический полет, Королёв счел, что для этой роли нужно подбирать молодых асов авиации. В США Вернер фон Браун сделал ставку на опыт будущих астронавтов, а в Советском Союзе победила молодость. В первый отряд космонавтов подбирали самых бесстрашных и крепких младших офицеров. Наш космонавт № 2 Герман Титов до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе.

Перед стартом 12 апреля 1961 года Королёв по радиосвязи говорил Гагарину: «Будь спокоен за всё. До встречи в Москве». Их диалог стал ниточкой, за которую первый космонавт держался и во время взлета, и в самые тяжелые минуты спуска. Никто тогда не мог в точности определить силу космических перегрузок. Они сделали шаг в неизвестность — и победили.

123

Главный конструктор называл космонавтов орёликами, при этом Гагарина неизменно по имени-отчеству, хотя был на 27 лет старше. Кстати, удивительное совпадение: 9 марта 1934 года, в день, когда в деревне Клушино Смоленской области родился Юрий Гагарин, Королёв писал доклад, посвященный ракетному полету человека в стратосферу, ставший основой его первой печатной работы.

Врачебная ошибка

Королёв и на шестом десятке верил, что через 5–10 лет наступят времена, когда медицинские требования к космонавтам не будут такими жесткими и он сможет полететь к своей мечте. Стариком он себя не считал, всерьез думать о здоровье просто не успевал.

12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. Но до сих пор вызывает удивление, как в разоренном войной СССР сумели накопить научный и промышленный потенциал для такого прорыва. О том, без чего был бы невозможен полет Гагарина, вспоминали «Известия».

Племянница и крестница Юрия Гагарина Тамара Филатова — о том, каким ей запомнился первый космонавт планеты

С чего всё начиналось?

22 июля 1951-го в космос слетали честные дворняги Дезик и Цыган — и стали первыми млекопитающими, вернувшимися обратно живыми. Геофизическая ракета В-1В с ними на борту поднялась на высоту 101 км, преодолев линию Кармана, условную границу, отделяющую атмосферу Земли от просторов космоса. А потом контейнер с первыми космическими псами приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки, в Капустином Яре. Они вернулись живыми и даже радостно лаяли! Правда, Цыган слегка порезался во время приземления. Королев обнимал и целовал их.

Не стоит скрывать очевидного: так же как и американцам, нашим конструкторам помогла немецкая трофейная «Фау-2». Ее модификацией была первая советская баллистическая ракета Р-1. А затем в КБ Сергея Королева создали Р-1В, ракету исследовательскую, предназначенную в том числе для запуска живых организмов. Она была оснащена парашютной системой спасения полезного груза. Двигатель РД-100 был создан в ОКБ Валентина Глушко.



Отбор среди собак шел основательный. Вес: 6–7 кг, рост: не выше 35 см, возраст: от 2 до 6 лет, без болезней и физических отклонений. Дезик и Цыган тренировались на центрифуге и в барокамере, как настоящие космонавты-люди. Дезик через неделю после полета погиб при очередном опыте, а Цыган благополучно прожил еще 10 лет.

Об этом эксперименте не сообщали газеты, всё происходило под плотной пеленой секретности. Широкая публика узнала о подвиге дворняг лишь в 1991 году. Покорение космоса считалось делом военным, стратегически важным, напрямую связанным с обороной страны.

«Семерка»

А потом появилась ракета, которая перевернула отношение ученых к исследованию космоса. Это была Р-7 — легендарная «семерка», самая надежная ракета в истории космонавтики, снабженная двигателями конструкции Валентина Глушко РД-107 и РД-108. Именно эта техника и открыла космическую эру.

123


Р-7 проектировалась для военных целей и стала первой успешной межконтинентальной баллистической ракетой. Впервые наша армия получила средство доставки ядерного боеприпаса в любую точку мира. Как удалось Королеву и Глушко убедить военное и политическое руководство на одной из ракет заменить боеголовку на искусственный спутник — великая тайна. Но они получили ракету-носитель для космического аппарата. А после триумфа первого спутника в 1957 году государство больше не жалело средств на космос.

Громкие победы следовали одна за другой — Лайка, оставшаяся на орбите, Белка и Стрелка, благополучно вернувшиеся на Землю. Но большинство ученых мира были уверены, что первого полета человека в космос нам придется ждать еще десятилетия.

После космических собак настало время Ивана Ивановича. Так называли манекен, который посылали в испытательные полеты. С помощью магнитофона и приемника отлаживали систему космической связи — и радиолюбители на Земле улавливали разговоры с неким Иваном Ивановичем. Может быть, отсюда пошла легенда, что в СССР до Гагарина было несколько неудачных управляемых полетов, в которых космонавты погибли? А официальная пропаганда, мол, об этих трагедиях умалчивала.

123

Манекен по прозвищу Иван Иванович, который побывал в космосе на борту космического корабля, 9 марта 1961 года


Командир корабля «Союз» Сергей Залетин — о развитии технологий, зарплатах космонавтов и летающих женщинах

Приводят и такое доказательство: в Харькове похоронен человек по фамилии Бондаренко, который якобы летал до Гагарина. Действительно, был такой летчик в первой группе космонавтов — Валентин Бондаренко. Но он погиб во время тренировки, потому что в сурдокамеру с атмосферой, насыщенной кислородом, взял с собой электрическую плитку, зная, что две недели придется питаться холодной пищей. Там он брал у себя анализ крови, обмотал палец, а потом уронил эту тряпочку на плитку. Начался пожар, и Бондаренко сильно обгорел. Так что в космос, к сожалению, он не летал. Погиб на земле 23 марта 1961 года.

Почему Гагарин?

Стать космическими первопроходцами мечтали многие. И, быть может, больше всех — сам главный конструктор Сергей Королев. Но ни он, ни Валентин Глушко уже не могли взяться за эту миссию — просто по возрасту.

Когда-то мечтал о «межпланетном рейсе» неукротимый Валерий Чкалов, погибший при испытании нового истребителя в декабре 1938 года. Был у него такой принцип: «Если быть — то быть первым». И он знал о мечтаниях Константина Циолковского. Неудивительно, что такой летчик надеялся, что ему удастся стать первым космическим путешественником. Хотя тогда, в предвоенные годы, всё это казалось научной фантастикой.

Рассчитывал на первый космический полет и великий — без преувеличений — летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. На нем живого места не было, а он хотел первым вывести на орбиту космический аппарат. И Королев обещал ему космический полет — правда, не первый. В итоге Анохин стал заниматься летной подготовкой будущих «штатских» космонавтов — инженеров, врачей.

Кожедуб

Дважды Герой Советского Союза, летчик-ас Иван Кожедуб


В начале 1960-х всерьез собирался записаться в отряд космонавтов и легендарный Иван Кожедуб. Лучший ас-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза, живой символ победы в Великой Отечественной войне. В то время ему было немного за сорок. Зная о перегрузках при подготовке к космическому полету, он даже бросил курить, хотя «смолил» с юности и даже на знаменитых фотографиях военного времени изображен с папиросой в зубах.

Генерал авиации Николай Каманин, курировавший космическое направление от Министерства обороны, одобрил стремление Кожедуба. Он считал, что в космос должны летать не только «мальчишки». Но главком маршал Константин Вершинин только замахал руками: мы не можем рисковать жизнью величайшего аса Великой Отечественной войны!

В итоге и Королев, и Глушко сделали ставку на совсем молодых летчиков, которым легче было выдержать непредсказуемые перегрузки первых космических полетов. Американцы пошли по другой системе — запускали в космос достаточно опытных пилотов. До сих пор самым молодым человеком, побывавшим на орбите, остается космонавт номер два Герман Титов (ему было неполных 26).

Гагарин и Титов

Летчики Герман Титов (в центре слева) и Юрий Гагарин (в центре второй слева) среди членов группы подготовки космонавтов знакомятся с космической техникой

Хрущев вызвал академика Валентина Глушко. Оставалось три кандидатуры — Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов.


Глава государства изложил проблему примерно так: вот три прекрасных парня, три хорошо подготовленных летчика. Но у одного фамилия некрасивая — Нелюбов. Второй уж слишком интеллигентен — Пушкина с Лермонтовым едва ли не полностью наизусть знает. А третий — был на оккупированной территории. И это, по тогдашним меркам, было серьезным «пятном на мундире».

Первый секретарь ЦК КПСС ждал экспертной оценки Глушко.

Валентин Петрович ответил, как всегда, аргументированно:

Если для дела — то лучше остановить выбор на Титове. А если иметь в виду политическую составляющую — на Гагарине. Посмотрите на его улыбку. Одна его улыбка сделает больше, чем все наши дипломаты, вместе взятые.

— Но как быть с пребыванием на оккупированной территории?

— А как быть с тем, что он — совсем еще мальчишка — впился в горло немцу, который обидел его сестру? — И он рассказал еще несколько эпизодов героического поведения мальчишки в селе Клушине под гитлеровцами.

123

Юрий Гагарин и дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур, 12 апреля 1961 года


Хрущеву оставалось только согласиться.

Готовили первых космонавтов жестко — с запасом прочности. В первую очередь это испытания вестибулярного аппарата на грани человеческих возможностей. И после каждого теста будущих космонавтов ждали медицинские обследования. Для полета был нужен почти идеальный организм. В зимнем летном обмундировании требовалось как минимум 75 минут просидеть в термокамере при температуре плюс 90 градусов.

Георгий Гречко, космонавт и ученый, участвовавший в подготовке первых космических запусков, вспоминал: «Если за это время температура тела не повысилась на два градуса, то заставляют сидеть еще. Врачам важно было узнать, как твое тело сопротивляется нагреву — на случай, если в полете откажет система терморегулирования и температура значительно повысится».

Дата старта


Шла острая конкуренция с американцами. Все понимали: приоритет упускать нельзя. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Один корабль исчез в космосе, другой потерпел аварию во время спуска. Приближался апрель. Многие считали, что стоит еще разок подстраховаться, запустить Ивана Ивановича, испытать корабль. Но наши главные конструкторы уже приняли твердое решение, в котором доля риска сочеталась с пониманием продуманной программы.

Почему исторический полет состоялся именно 12 апреля? Первый спутник, ставший точкой отсчета космической эры, запустили 4 октября 1957 года, незадолго до 40-летия Октябрьской революции. Это имело значение. А чем была знаменательна апрельская дата 1961 года?

Всё было готово к 10 апреля. Обсуждались два варианта — 10 или 12 апреля. Многие склонялись к 10-му — спешили, наверное.

123

Решать предстояло Королеву и Глушко. Глушко предложил:

— Конечно, 10 апреля. Ведь это день рождения твоей дочери.

— Но 12 апреля родилась твоя любимая женщина — Лидия Дмитриевна. Если полет состоится 12-го — это будет подарок сразу двоим. А заранее дарить подарки не принято.

Так решилась судьба будущего Дня космонавтики.

Так она и полетит

До 12 апреля 1961 года ни в русском языке, ни в каком-либо другом не существовало такого понятия, для нас вполне привычного, — «космический корабль».

Когда запускали собак — рассказывали, что в космос запущен новый аппарат или искусственный спутник Земли с животным на борту. Но все понимали, что конструкции, в которой первому космонавту предстояло облететь вокруг Земли, надо дать новое имя. Сначала хотели назвать просто — «космический или орбитальный аппарат» с пилотом на борту. Но потом — как принято считать, с подачи Королева — родился термин, который вошел во все языки мира: космический корабль!

В этом термине ощущалась вера в будущее космонавтики, в то, что очень скоро исследователи космоса будут «бороздить» галактики на просторных и красивых кораблях. А первую модель назвали «Восток». Название оказалось счастливым.

Приземление

Юрий Гагарин после приземления, 12 апреля 1961 года

К старту Гагарин и Титов ехали в одном автобусе. Но, когда Гагарина снимали для кинохроники, если в кадр попадал и Титов, то специальный офицер вставал и перекрывал Титова, чтобы дублера не было видно. Его час не пришел. Гагарин так говорил о дублере: «Он лучше, поэтому его сохранили для более трудного и долгого полета».

Первые полеты были испытательными. Исследователи только присматривались к космосу, пытались понять роль человека в его освоении. И на удивление быстро перешли к серьезным научным экспериментам. Ведь освоение космоса — это не политическая игра, оно необходимо для расширения наших знаний о вселенной, о себе самих.

В последнее время космические полеты — даже самые результативные — увы, редко оказываются в центре общественного внимания. Чтобы вернулись времена первооткрывателей, наверное, необходимо такое громкое достижение, как экспедиция на Марс. Но мы по-прежнему называем космический транспорт кораблями. И дело, начавшееся 12 апреля 1961 года, продолжается.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»


15 июля 1975 года начался первый совместный космический полет СССР и США, который завершился встречей двух экипажей на орбите

Читайте также: