Кто такой рунге конструктор

Обновлено: 16.05.2024

У творческих людей есть "проклятие славы". Их всех оценивают "по верхней планке". Считается, что если ты писатель, художник или танцор, ты должен стать знаменитым. Если ты не добился громкой славы - ты облажавшийся неудачник, и никакого следа после себя в профессии не оставил.

Мне это всегда казалось и кажется очень несправедливым, поэтому я люблю писать про незнаменитых людей.

Сегодня - как раз о таких.

Я уже рассказывал про первый взлет популярности "Буратино", случившийся перед войной. Тогда же был издан первый официальный фанфик Буратино.

Вторая волна популярности книги пришлась на середину 70-х, и началась она со второго официального фанфика, вышедшего в 1975 году.

Нет, формально была еще появившаяся в 1970 году сказка Джанни Родари, издававшаяся у нас под названием "Хитрый Буратино. Сказка, у которой три конца", но поскольку в оригинале она называлась "Pinocchio il furbo", то это нищитово.

Итак, второй полноценный фанфик вышел в 1975 году, назывался он "Вторая тайна золотого ключика" и написали его два советских писателя с несоветскими фамилиями - А. Кумма и С. Рунге.

И если Кумма был хотя бы Александр, то Рунге - вообще Сакко.

Это были двое незнаменитых сказочников, сегодня оставленные нами там, в прошлом. Вообще, все герои этой "буратинистой" серии статей - формальные неудачники, так и не ставшие звездами, и занимавшиеся всю жизнь по большей части работой по заказанным темам.

Кумма и Рунге чем-то напоминали автора первого фанфика Елену Данько. Все тот же негромкость, все та же творческая поденщина.

Александр Кумма, к примеру, по образованию был физкультурник.

Самый настоящий - он закончил отделение физкультуры и спорта Московского педагогического института им. Потемкина. Работал преподавателем физкультуры в спортивных обществах «Строитель» и «Зенит», затем перешел в Главное управление цирков драматургом. Дальше А. Кумма стал спортивным обозревателем журнала «Советская женщина», сотрудничал в журналах «Смена», «Пионер», «Веселые картинки», «Молодая гвардия» и др. Одновременно писал сценарии и книги, как правило - в соавторстве с С. В. Рунге.

Сакко Рунге же окончил Литературный институт имени А. М. Горького.

Был литературным редактором в газете «Советское искусство», сотрудничал с «Литературной газетой», работал редактором Главной редакции сатиры и юмора Государственного комитета по Телевидению и Радиовещанию СССР. И опять-таки - писал, писал, писал.

Повесть-сказка "Вторая тайна золотого ключика" - одна из немногих изданных соавторами книг. Кроме нее, у них выходила разве что пара сборников сказок. Фанфик этот, кстати, довольно неплох - я его специально перечел, когда писал этот текст.

Как выяснилось в этой сказке, у золотого ключика есть и вторая тайна - им можно открыть ЛЮБУЮ дверь! Сами понимаете, после такого известия все жулики наперегонки бегут отбирать ключик и начинается новый каскад приключений, где компанию Буратино составляет его брат Ферручино, собранный папой Карло из железок.

Написана сказка очень неплохо, с отличным чувством юмора - все-таки в Главную редакцию сатиры и юмора абы кого не брали. Но при этом событием книга не стала, и забыли ее довольно быстро.

А назвать Кумму и Рунге забытыми лузерами у меня язык не поворачивается. Почему?

Хороший писатель Андрей Васильев в рецензии на мою книгу "Жизнь примечательных людей" очень точно заметил, что мир вокруг нас " творят не одиночные личности, а тысячи людей, которых после забывают ради одного-единственного кумира ".

Соавторы "Второй тайны золотого ключика" действительно забыты, но то, что они сделали, до сих пор живет в мире, в котором мы существуем.

Александр Кумма и Сакко Рунге, среди прочего, много писали сценариев для "Союзмультфильма". В соавторстве они написали сценарии для "Шайбу-шайбу!" и "Матч-реванш",

после чего Сакко Рунге продолжил работать на этой серии мультфильмов ( "«Метеор» на ринге", "В гостях у лета", "Приходи на каток", "Снежные дорожки" и др.). А Александр Кумма ушел на другой проект - экспериментальный проект многосерийного мультфильма, каждую серию которого делали разные режиссеры. Но - по единому сценарию, написанному Александром Владимировичем по книгам такого же, как он, сочинителя фанфиков.

Проект назывался "Волшебник Изумрудного города".

Дочки мои маленькими очень этот мультфильм любили.

Другие статьи про Клуб Веселых Человечков

Если вам нравятся мои тексты об истории нашей страны, и о людях, живших когда-то в этом мире, вы можете материально поддержать автора, подписавшись на мою книгу "Жизнь примечательных людей" .

Но даже если вы меня просто лайкаете, подписываетесь на мой канал и рекомендуете меня своим друзьям - меня это тоже очень радует.

Замечательный советский актер, с непростой судьбой. Как и все предыдущие актеры из этой рубрики обладал невероятной харизмой, врожденной интеллигентностью и при этом не имел главных ролей, в основном играя персонажей второго плана или снимаясь в эпизодах.

Начал свою актерскую карьеру в 1947-м году с Московского Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), после закрытия которого, случившегося всего через два года, 12 лет служил в Московском областном государственном драматическом театре им. А.Н.Островского. Основная творческая деятельность актера связана с театром на Малой Бронной в период с 1961-го по 1990-й.

Интересно, что здание театра на Малой Бронной когда-то занимал именно театр ГОСЕТ, а позднее театр Сатиры. Григорий Лямпе просто вернулся в свой первый театр, пусть и полностью обновленный.

После отъезда в Израиль играл в театре Гешер до конца жизни.

В кино играл разноплановые роли, евреев-интеллигентов, богатых иностранцев, музыкантов и портных, учителей и людей в сложных жизненных обстоятельствах. Диапазон ролей существенно расширялся за счет виртуозного изменения внешности.

Снялся в 98 фильмах, фильмах-спектаклях и в одном из выпусков передачи "Этот фантастический мир".

Рассмотрим наиболее интересные и запоминающиеся роли актера.

Дебют Лямпе в кино состоялся в 1961-м году в фильме Леонида Лукова "Две жизни" . Актер буквально мелькнул в кадре в образе посетителя марсельского портового кабачка.

Через два года у Григория Лямпе появляется роль, занимающая существенно больше игрового времени. Фильм Юрия Егорова по сценарию Эмиля Брагинского "Если ты прав. " В картине повествуется о сложных отношениях монтера телефонных линий Алексея и Гали техника-конструктора в которую он влюблен. Когда Алексея оболгали на работе, Галя не поверила ему и они поссорились. Дедушка Гали, показывает Алексею свой рассказ про политзаключенных, нашедших на золотом прииске самородок и стоящих перед выбором сдать его государству. ведущему войну с Гитлером или спрятать, чтобы извлечь из находки выгоду. Каждый из них, как коммунист пострадал от ложного обвинения и этим случай с Алексеем пусть и отдаленно похож на их истории. Одного из таких заключенных по фамилии Гендель, того самого. что нашел самородок, и играет Григорий Лямпе. Тема войны была очень тяжелой для актера. Его собственный отец, блистательный актер, сгинул в недрах вильнюсского гетто.

В эти годы актер часто снимался в фильмах-спектаклях. Этот формат, вероятно, был Лямпе по душе, ведь фильм-спектакль максимально сближает кино и театр, а Григорий Моисеевич был в первую очередь театральным актером. В 1967-м году он играет роль Эрни Лайла в теленовелле "Коки из Бангари" режиссеров Андрея Гончарова и Алины Казьминой по рассказу австралийского писателя Фрэнка Харди. Поскольку он единственный друг главного героя Арти Макинтоша, такого же бродяги, как и он сам, то роль большая. Кроме того, само повествование ведется от лица Эрни. Приятели трудятся на картофельных полях в крохотном фермерском местечке Бангари на юге Австралии, где Арти встретил и полюбил молодую женщину Мэбел, но позже все-таки расстался с ней.

В 1970-м году у актера небольшая роль Николки- юродивого в телеспектакле "Борис Годунов. Сцены из трагедии" . Постановка трагедии Пушкина Анатолием Эфросом, работавшим в театре на Малой Бронной в качестве режиссера и конечно пригласившим в телеспектакль актеров своего театра.

Григорий Лямпе загримирован почти до неузнаваемости, что было его фирменным почерком на протяжении всей актерской карьеры. Кроме того, как сообщается знатоками кино, внешность актер менял еще и потому, чтобы не раздражать высокое телевизионное начальство частым появлением на экране. Очевидно речь идет о Сергее Лапине, председателе Гостелерадио (1970-1985), известным своим антисемитизмом.

Далее следует целая серия фильмов-спектаклей, один из которых по Артуру Конан Дойлю "Собака Баскервилей" (1971) режиссера Антонины Зиновьевой. Здесь Григорий Моисеевич неожиданно предстает перед публикой в образе лакея Берримора. Кто бы мог подумать?

Актер снова перевоплотился до неузнаваемости. Достаточно сравнить это фото с предыдущими. Берримор в этой постановке поначалу производит зловеще впечатление. У него какая-то дьявольская ухмылка и самодовольное лицо. Он как будто рад приезду гостей хотя для него это лишние хлопоты.

Видя, как он бродит по старому дому со свечой, я понял на кого он похож. Это же Гаспар Кадрусс из "Графа Монте-Кристо" , замышляет убить и ограбить остановившегося у него в трактире ювелира, Неожиданно.

Наконец, в 70-х годах у Лямпе появляется большая долгоиграющая роль, после которой он, безусловно, стал известен. Это знаменитый милицейский сериал "Следствие ведут ЗнаТоКи" . Роль ему выпала по-своему уникальная. Сергей Рудольфович Ковальский по кличке "Хирург" мошенник и аферист, сквозной персонаж, занятый сразу в трех фильмах: "Ваше подлинное имя" (1971) режиссера Вячеслава Бровкина, "Побег" (1973) Юрия Кротенко и "Подпасок с огурцом" (1979) снова Вячеслава Бровкина.

Если в первом фильме, он предстает перед нами в виде изворотливого жулика, пойманного милицией и идущего на допросах любые уловки, чтобы, если не отвертеться от очередного срока, то, крайней мере, получить поменьше. При этом он охотно помогает милиции, консультируя ее по поводу одного их своих сокамерников.

В следующем фильме он уже отбывает наказание в колонии и снова встречается со своим "крестным" инспектором Томиным, которому снова нужна его консультация, теперь уже по поводу беглеца из этой же колонии.

В третьем фильме, Сергей Рудольфович мелькает в двух эпизодах. Он уже на свободе и работает в антикварном магазине. Теперь это уже полностью исправившийся бывший заключенный, снова помогающий милицейским органам, но теперь уже на свободе.

Обратите внимание, как постепенно меняется этот персонаж от серии к серии и конечно, как уже отмечено, в положительную сторону.

Очевидно, что появление Ковальского в книге и сериале не случайно и носит сугубо воспитательную функцию. Наглядно демонстрируется, что и после тюрьмы вполне возможна нормальная жизнь, особенно, если оступившийся человек все осознал и раскаялся.

И снова целая серия фильмов-спектаклей, в том числе по произведениям классиков, например, "Будденброки" Томаса Манна или "Моби Дик" Германа Мелвилла, где Григорий Лямпе играл, как правило небольшие роли.

В 1973-м году новая роль, небольшая, но заметная. Название фильма говорит само за себя. Это знаменитый сериал Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" . Лямпе играет физика Рунге, научная работа которого быстро двигала немцев к созданию ядерной бомбы. И именно Штирлиц вывел Рунге из игры. Но все это мы узнаем заочно. Самого Рунге показывают в момент допроса в гестапо, чьи сотрудники разыгрывают известный прием злого и доброго следователя.

Как видим, Григорий Моисеевич опять изменил внешность, пусть и не так кардинально, как раньше. И хотя роль здесь небольшая и всего в одной серии, фамилия персонажа осталась на слуху, ведь нейтрализация Рунге была одной из главных задач Штирлица.

Далее, у Лямпе снова большая занятость на телевидении. Следует целая серия фильмов-спектаклей по произведениям Тургенева, Голдсмита, Бальзака,

Любопытно, что в 1976-м году Лямпе снова играет физика Рунге в фильме "Жизнь и смерть Фердинанда Люса" режиссера Анатолия Бобровского. В этом нет ничего удивительного, ведь это тоже экранизация произведения Юлиана Семенова, Продолжение истории про Штирлица.

На этот раз известный физик попал в плен к советским войскам.

В 1979-м году Лямпе снимается в приключенческом фильме "Похищение Савойи" Вениамина Дормана. Редкий случай, он играет французского полицейского по имени Робер. Власти Франции идут по следу наркомафии и Григорий Моисеевич вместе со своим персонажем тоже преследует преступников, вплоть до Бразилии.

С самого начала 80-х у актера много ролей в детективных и приключенческих фильмах и это несмотря на то, что сам он не выполнял трюки, не бегал с пистолетом и не скакал на лошади, размахивая саблей. Ему находилось другое место в таких фильмах.

Например, в популярном у зрителей детективе "Петровка, 38" (1980) Бориса Григорьева, его персонаж не милиционер, а напротив, потенциальная жертва преступления. Богатый и заслуженный скрипач Арно, уставший от тяжелых гастрольных будней и всерьез мечтающий сменить профессию на более спокойную. Один из преступников приходит к нему в квартиру, чтобы ограбить и убить, но благодаря случайности задуманное срывается.

В приключенческой картине "Шестой" Самвела Гаспарова, часто снимавшего фильмы времен Гражданской войны, для Лямпе нашлась еще одна роль, для которой ему не нужны были какие-либо серьезные изменения внешности. На этот раз он был портным. Очки, жилетка, сантиметр, висевший на шее и перед нами типичный еврейский портной из одесской анекдота, который шил брюки на заказ дольше, чем Господь потратил времени на сотворение мира.

В следующем году, Григорий Моисеевич вместе со своим героем несколько меняет род деятельности. Теперь он работает по финансовой части. Его роль это ростовщик Исаак из экранизации романа Вальтера Скотта "Айвенго" . Тот самый Исаак, который лучше других знает испанский язык и может перевести слово "Desdichado" . Фильм снял Сергей Тарасов, известный мастер исторических фильмов.

В этом же году он снимается за границей в продолжении приключений разведчика Михаила Тульева "Возвращение резидента" Вениамина Дормана. Теперь он хозяин отеля, в который приехали Тульев и Брокман и из которого им нужно срочно бежать от наемного убийцы Брайтона,

Актеру опять не надо менять внешность или входить в образ. Он готовый типаж богатого иностранца.

В четырехсерийном фильме "Иван Бабушкин" (1985) Григорий Лямпе предстает в образе члена комитета РСДРП доктора Мандельберга, выступающего за борьбу за власть политическими методами, игнорируя вооруженное восстание. Он за "мирную революцию", как сам выразился.

Фильм этот снял режиссер Георгий Кузнецов.

1987-й год. Снова экранизация и на этот раз роман братьев Вайнеров "Визит к Минотавру" . Григорий Моисеевич хорошо бы подошел на какую-нибудь роль из времен жизни Антонио Страдивари. В картине ему уделено немало времени. Но Лямпе доверяют роль эксперта-криминалиста Ноя Марковича Халецкого, который вместе со следственной бригадой кропотливо изучает место преступления в квартире известного скрипача профессора Полякова.

1

Т-34 – самый массовый советский танк, признанный символ Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что имя одного из создателей боевой машины – инженера-механика Василия Васильева – в советское время не упоминалось. Попав в плен к немцам, конструктор предпочёл не возвращаться на родину.

«Начало русского танкостроения»

Уроженец Киева, Василий Васильев после окончания ФЗУ поступил на Харьковский паровозостроительный завод, где прошёл путь от слесаря-сборщика до дипломированного инженера-конструктора. С середины 1930-х годов он участвовал в разработке танков в Конструкторском бюро Т2К под началом главного конструктора Афанасия Фирсова (впоследствии расстрелянного). Как вспоминал Василий Никитич, именно при Фирсове были заложены «основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики». Речь идёт об опытной модели А-20 (БТ-20), решения которой после доработки другими коллективами претворились в тот Т-34, который знает весь мир.

Хотя роль самого Васильева была скромной и в основном касалась дизельного двигателя В-2, ему довелось поучаствовать и в создании будущего облика танка Т-34. В рукописи «Воспоминания о танкостроителях и дизелестроителях» Васильев утверждает, что эта работа фактически стартовала ещё за год до отстранения Фирсова.

«Очень важно то, что на протяжении всего 1935 г. Миша [Михаил Таршинов] и я, урывая свободное (относительно) время от основной работы, с благословения А.О. Фирсова и Н.А. Кучеренко, но без их непосредственного участия, набрасывали уже эскизы и наносили первые линии очертания корпуса танка Т-?*, как мы тогда говорили , - писал Васильев. – Как я думаю, эта маленькая независимая группа с маленькими задачами работы дала маленький толчок в создании того, что теперь считают одним из факторов победы во Второй мировой войне» (цитируется по журналу «Отечественные архивы»).

Василий Васильев считал, что именно харьковские конструкторы «положили начало русскому танкостроению», а созданный на их наработках Т-34 стал «прототипом» для других танкостроителей по всему миру.

Репрессии 1937 года, по словам Васильева, вызвали настоящую «фобию» в КБ-190.

«Надо сказать, лично я перенёс эту фобию очень тяжело, спал и прислушивался к звукам приближения «чёрного ворона», так у нас называли в то время автомашину с небольшим, коробочной формы кузовом и с парой людей в штатской одежде, приглашающих вас в вежливой форме следовать за ними», - вспоминал инженер.

В 1941 году Васильев уже занимал в Харькове должность главного конструктора. Он работал на заводе вплоть до октября 1941 года, когда в город вошли немцы. Инженер не смог эвакуироваться в Нижний Тагил вместе с другими сотрудниками из-за тяжёлой производственной травмы.

Плен и эмиграция

По данным биографического словаря «Русские в Северной Америке», Василий Васильев «попал в плен к немцам». В лагере для остарабайтеров, несмотря на высокую квалификацию, нацисты заставили его работать полотёром. Однако положение Васильева облегчало знание немецкого языка, курсы которого в своё время организовал для сотрудников Фирсов, предчувствовавший скорую мировую войну.

Помня о репрессиях на заводе в Харькове, в 1945 году Васильев отказался репатриироваться в Советский Союз. Поначалу он жил в Бельгии. Зарабатывая на хлеб тяжёлым физическим трудом, бывший конструктор хлопотал о том, чтобы его советский диплом был признан на Западе. В 1951 году Василий Васильев перебрался в Канаду. На авиастроительном заводе Air Canada оценили рационализаторские предложения эмигранта, и он, наконец, вновь вернулся к работе инженером-конструктором. Опыт Васильева очень пригодился противникам СССР в Холодной войне.

Бывший харьковчанин работал в компаниях, производивших навигационное оборудование для самолётов ВВС США. Выйдя на пенсию в 1974 году, Василий Васильев ещё 4 года проработал инженером в Air Canada, участвуя в создании пульта управления ракеты-разведчика Drone. В 2001 году престарелый инженер передал рукопись со своими воспоминаниями российскому консулу в Канаде.
Источник

134427

Сериал «Последний бой» с необычным сюжетом был снят в 2018, содержание серий, актеры и роли, чем закончится – об этом обзор. Картина освещает события времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но при этом сюжет имеет некоторые художественные отступления. События разворачиваются на территории Бреста, который приняла на себя первый фашистский удар.

Сюжет сериала «Последний бой»

Картина снята на Украине в виде мини-сериала с четырьмя эпизодами. Режиссер Виталий Ващенко лично занимался отбором актеров и контролировал написание сценария. Команде проекта было важно найти правильную линию поведения героев, чтобы передать всю неизбежность такого события, как Великая Отечественная война.

ERYhtlkWkAMaQRd

Речь идет о создании легендарной техники, танка Т-34, который помог советским войскам переломить ход событий. В фильме рассказывается о том, что уникальный танк был создан еще в первые годы войны, был протестирован на первых немецких диверсантах, но смог стать основой вооружения армии только через несколько лет. Это художественный вымысел, который не имеет исторического подтверждения.

Содержание всех серий

Сериал «Последний бой» состоит из четырех серий. В основе картины лежит реальная история, рассказывающая о начале военных действий. По сценарию, события связаны с заводом, расположенным на территории Бреста. Группа техников-инженеров разрабатывает схему, по которой можно сконструировать танк Т-34. Рабочие трудятся над созданием танка на протяжении нескольких лет. Наконец, накануне 22 июня 1941 года машина была полностью выпущена. Для тестирования танк предстоит перегнать на отдельный полигон.

1 серия

На заводе вблизи Бреста создан танк Т-34. Конструктор, лейтенант и дезертир, который раскаялся в своих поступках, получает задание – перегнать танк с территории завода на полигон. Герои отправляются в путь, но из-за того, что едут ночью, случайно наезжают на электрический столб. Танк глохнет. Лейтенант отправляется в ближайшую деревню и приводит к танку механика-тракториста. Зритель видит, что вблизи заглохшего танка под укрытием леса на парашютах спускается отряд немцев. Это происходит накануне 2 июня 1941 года.

poslednij-boj5

2 серия

Лейтенант и его команда налаживают танк, но у них мало солярки. Кто-то из команды отправляется в деревню, чтобы найти горючее. Там он застает мирно спящее население, но будит деда Мартына и просит дать ему солярки. Внезапно над командой начинают пролетать самолеты. Они понимают, что началась война. Из леса навстречу маленькому отряду выходит команда немцев, переодетых в советскую форму.

3 серия

Сначала лейтенант с конструктором думают, что могут присоединиться к своим, но постепенно понимают, что перед ними немцы. Солдаты принимают решение дать бой, взорвать мост, но не пустить немцев дальше. Диверсанты уговаривают солдат присоединиться к их армии, но командир мини-отряда категорически отказывается. Тем не менее, некоторые члены команды думают по-другому.

maxresdefault

Танк впервые начинает работать, орудия бьют метко и мощно. Немцы, которые начали окружать танк, убегают. Командир фашистского отряда вызывает подкрепление, танк обстреливают издалека. Становится ясно, что битва будет кровопролитной.

4 серия

Фашисты превосходят советских солдат числом, они настроены скептически, но никто из них еще не знает, на что способен легендарный советский танк Т-34. Бой продолжается, но для многих из участников он будет последним.

kadr-Posledniy-boy-04

Лейтенант Платов твердо убежден, что им удастся не пустить немцев дальше, если они заложат взрывчатку под укрепления моста. Каждый из участников команды принимает решение.

Чем закончился мини-сериал украинского производства

Лейтенант и конструктор понимают, что должны сделать все, чтобы не пустить немцев дальше. Они закуривают последнюю папиросу, прощаются и подрывают себя внутри танка, когда немцы подходят слишком близко. Финальные кадры показывают, что отряд немцев несет серьезные потери, но они объезжают танк и берут направление на Брест.

kadr-Posledniy-boy-07

Немало написано о том, на какие жертвы шли советские солдаты, чтобы остановить немцев. Этот случай – один из многих, он доказывает безмерную волю и непреодолимое желание защитить Родину. Несмотря на героический подвиг обычных людей, команда проекта стремилась показать ужас неизбежно надвигающихся событий.

Актерский состав и роли

Лейтенанта Платова сыграл Михаил Хмуров. Конструктора Рунге сыграл Игорь Петрусенко.

Screenshot_2

  • Дезертир Яшка – Владимир Гориславец;
  • Алеся – Иванова Анастасия Иванова;
  • Коля – Евгений Ламах;
  • Дед Марьян – Борис Смолкин;
  • Группа диверсантов – Алексей Агеев, Андрей Новиченко, Олег Обуховский.

Помимо этого в картине задействованы актеры массовки. Режиссер сериала отмечает, что актеры блестяще справились со своими ролями. Каждый участник команды отыграл на 100 %.

Рейтинги

На портале «Кинопоиск» картине дают всего 5,7 балла. Возможно, это связано с тем, что картину посмотрело не так много пользователей. Критики ставят сериалу 6 звезд.

Советский полковник госбезопасности Всеволод Владимирович Владимиров (он же Максим Максимович Исаев, доктор Бользен, доктор Брунн), более известный как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц – персонаж вымышленный. А вот насколько ученые Третьего Рейха были близки к созданию реального «чудо-оружия» - атомной бомбе? Споры не утихают по прошествии полувека.

Штирлиц не допускал освобождения из лагеря физика Рунге, чтобы

В «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц всячески мешает освобождению физика Рунге, который попал в концлагерь из-за доносов своих коллег. Тем самым советский разведчик предотвратил создание немецкой атомной бомбы.

По мнению отечественных ученых-ядерщиков, «окончательно планы по созданию атомного оружия в Третьем рейхе были похоронены в ноябре 1944 года, когда после массированной бомбардировки союзной авиации (в авианалете принимали участие 140 «летающих крепостей» - ред. ) производство тяжелой воды на заводе близ Рьюкана (Rjukan - город в срединной части южной Норвегии, примерно в 180 км к западу от Осло – ред. ) уже невозможно было восстановить».

Большинство наших и зарубежных историков полагают, что реализации «атомного проекта» нацистам помешал целый ряд причин. При этом козни и интриги между тремя научными группами были не главными. Виной тому не только авиаудары и ошибки самих немецких ученых, но и «кадровая политика» руководства Третьего рейха - многие специалисты покинули Германию в начале тридцатых годов.

К моменту нападения на Польшу 1 сентября 1939 г., в Германии ядерными исследованиями занимались две конкурирующие между собой группы: "Объединение "Уран" (Uranverein), подчинявшееся райхсминистерству образования, и другое - под руководством канцелярии вооружений (HWA).

Любопытно, но некоторые историки ошибаются, когда перекладывают вину на Гитлера, считавшего физику "еврейской наукой", и по этой причине якобы давшего зеленый свет утечке мозгов из нацистского фатерланда. В Германии оставалось еще достаточно ученых, способных создать "оружие возмездия". Своим представлением о том, как действует атомный взрыв, фюрер обязан творениям авторов утопических романов, а не научным трактатам.

Когда во время Первой мировой войны немцы первыми применили отравляющие газы, это не привело к победе. Антанта ответила усилением морской блокады и в свою очередь тоже применила боевые отравляющие вещества. Гитлер хорошо усвоил этот урок. Он не стал рисковать, первым применяя отравляющие вещества, поскольку мог опасаться ответного сокрушительного удара авиации союзников. Возможно, что точно также он рассуждал и в отношении ядерного оружия.

Ученые испытывали трудности с отдельными материалами для проведения опытов. Например, единственный завод по производству тяжелой воды находился в Норвегии. Британские диверсанты с помощью местных подпольщиков регулярно пытались организовать там диверсии.

В результате одной из таких операций «Ганнерсайд» («Артиллерийская позиция») была уничтожена вся электролизная аппаратура. На землю вылилось до пятисот килограмм тяжелой воды. 1 марта 1943 года завод временно прекратил свою деятельность.

Через шесть месяцев, когда завод вновь начал функционировать, он подвергся атаке 155 американских бомбардировщиков. В результате авианалета 16 ноября 1943 года была разрушена электростанция, снабжавшая завод энергией, частично пострадали трубопровод и цех электролиза.

Неожиданно прекратились поставки вольфрама из Португалии. Вместо него пришлось использовать добавки урана, без которого снаряды не могли пробить броню советских танков «Т-34». К концу 1943 года на заводы Круппа было передано около 1200 тонн урана.

Отставание немцев проявлялось в отсутствии у них ускорителей элементарных частиц. Если США располагали более 30 циклотронами – или уже построенными, или находящимися в стадии строительства, - то в германском рейхе, несмотря на многочисленные амбициозные проекты, не было ни одного.

Германия пыталась спасти запасы тяжелой воды из Норвегии. В конце января 1944 года к отправке было подготовлено 14 тонн этого вещества. В результате диверсии паром с ценным грузом затонул. Немцы окончательно лишились норвежских запасов тяжелой воды.

Процесс производства тяжелой воды требует огромного количества энергии. В Норвегии много горных рек, на которых были построены гидроэлектростанции. В Германии для получения того же количества электроэнергии пришлось бы использовать возможности тепловых электростанций. А с нефтью и с углем в Третьем рейхе к 1943 году было напряженно.

Ученый из Берлина Райнер Карлш написал сенсационную книгу

Одним словом, советская разведка, которая в целом блестящеработала в те годы, работе по созданию атомного оружия не мешала.

Как мы знаем, мальчика-Штирлица – не было, а была ли все-таки бомба?

Агент советской военной разведки «Барон» (под этим именем скрывался начальник чехословацкой разведки в Лондоне Франтишек Моравец) в 1942 году сообщал резиденту в Англии «Бриону» (генерал-майор Иван Скляров), что немцы ведут переговоры в Португалии и Испании и «пытаются закупить уран для неизвестных целей».

Другой советский агент «Отто» (физик Клаус Фукс), работая над британским атомным проектом, наблюдал за деятельностью своих немецких коллег и имел доступ к материалам, добытым английской разведкой.

Третьим источником информации был знаменитый Шандор Радо , который на основании информации, полученной от швейцарского журналиста Пьера Ноэля («Пьера»), отправил в Центр следующую радиограмму:

«Через Пьера от одного физика Цюрихского университета удалось установить, что бомбардировка урана изотопа-235 нейтронами дает взрыв ядра этого атома, причем развиваются от 3 до 4 единиц энергии. Они попадают на новые ядра изотопа-235 и происходят новые взрывы. Эти последовательные взрывы называются цепной реакцией урана, которая в течение одной-двух секунд может дать так много энергии, которая способна разрушить целый город или область. Нам известно, что для получения практических результатов нужно только работать над изотопом урана-235».

Арест участников группы Шандора Радо в начале 1943 года не повлиял на информированность Кремля о германском «Урановом проекте».

Военный руководитель американского атомного проекта генерал Лесли Р. Гроувс (Leslie R.Groves) в 1943-м году создает специальную группу под кодовым названием «Alsos», которой поручено выяснить насколько далеко продвинулись в своих экспериментах немцы. Занималась этим и британская секретная служба.

В конце 1944 - начале 1945 года ГРУ предоставило в распоряжение Игоря Курчатова новые данные о германском атомном проекте. На этот раз разведка добыла описание конструкции немецкой атомной бомбы, принципа инициирования цепной реакции в урановом заряде и другие важные технические подробности.

Оценивая материалы о немецкой атомной бомбе, Игорь Курчатов 30 марта 1945 года в письме Сталину писал:

«Материал исключительно интересен. Он содержит описание конструкции немецкой атомной бомбы, предназначенной для транспортировки на ракетном двигателе «Фау».

Перевод урана-235 через критическую массу, который необходим для развития цепного атомного процесса, производится в описываемой конструкции взрывом окружающей уран-235 смеси пористого тринитротолуола и жидкого кислорода.

Запал урана осуществляется быстрыми нейтронами, генерируемыми при помощи высоковольтной разрядной трубки, питаемой от специальных генераторов. Для защиты от тепловых нейтронов футляр с ураном окружают слоем кадмия. Все эти детали конструкции вполне правдоподобны.

Надо отметить, что на основании ознакомления с материалами у меня не осталось полной уверенности, что немцы действительно делали опыты с атомной бомбой. Эффект разрушения от атомной бомбы должен быть большим, чем указано, и распространяться на несколько километров, а не сотен метров». (Архив Президента Российской Федерации. Фонд № 93. Документ дан в сокращенном виде и с сохранением пунктуации подлинника).

В 1945 году советская военная разведка была единственной в мире, которая смогла добыть сведения о том, что в Третьем рейхе производились испытания крылатых ракет в качестве носителей атомной бомбы.

«Правда.Ру» уже писала о сенсационной книге берлинского историка «Бомба Гитлера. Тайная история немецких испытаний ядерного оружия» («Hitlers Bombe. Die geheime Geschichte der deutschen Kernwaffenversuche»), изданной в Германии год назад. До сих пор она так и не переведена на русский язык.

Её автор Райнер Карлш (Rainer Karlsch) утверждает, что работавшие под контролем СС немецкие ученые в 1944-45 годах провели испытания ядерных бомб на балтийском острове Рюген и в Тюрингии. При этом погибли многие сотни военнопленных и заключенных концлагерей. Наряду с доказательствами осуществления ядерных испытаний, ученый обнаружил проект, датированного 1941-м годом, патента на создание плутониевой бомбы, а в окрестностях Берлина – первый действующий немецкий атомный реактор.

У Гитлера была бомба. Во время Второй мировой войны немецкие

Профессор истории из «Юнион Колледжа» (Union College Schenectady/ штатНью-Йорк) и автор книги «Урановая машина» Марк Уолкер (Mark Walker) подтверждает, что «у Гитлера была бомба. Во время Второй мировойвойнынемецкиеученыеразработали атомное оружие. Таков захватывающий дух результат от производящей сильное впечатление книги Райнера Карлша, написанной в результате кропотливой и трудной исследовательской работы. Этот труд знаменателен для осознания существования науки во времена Гитлера и потенциальной опасности, которая исходит от атомного оружия сегодня».

Несмотря на то, что в своей ранней книге американец уверял: ученые Третьего рейха не знали, как рассчитывать критическую массу, поэтому наугад брали обогащенный уран, окружали его обычным взрывчатым веществом и поджигали. Заряд взрывался, рассеивая частицы урана и заражая местность радиацией. Это не настоящая атомная бомба, а всего лишь «грязная», по современной терминологии.

«Бомба Гитлера – это тактическое ядерное оружие, чей разрушительный потенциал далеко уступал потенциалу обеих американских атомных бомб, была многократно и успешно опробована незадолго до окончания войны», - пишет в предисловии к своей книге Райнер Карлш. - «Её применение едва не вписало ещё одну чудовищную главу в историю Второй мировой войны».

49-летний профессор экономики Райнер Карлш – серьезный ученый. Он сотрудник кафедры экономической и социальной истории университета имени Гумбольдта, член Исторической комиссии Берлина и Свободного университета Берлина. Вместе с тележурналистом Хайко Петерманном (Heiko Petermann) он втечение четырех лет упорно изучал историю создания немецкого ядерного оружия.

Для работы были привлечены многочисленные свидетельства современников, мемуары, исследовательские документы, планы конструкторов, аэрофотоснимки, записные книжки, участвовавших в проекте ученых, шпионские донесения. Доказательства подкреплены физической экспертизой, а также анализом проб почвы.

Один из очевидцев испытания маленькой атомной бомбы (произведенного в начале марта 1945 г. в Тюрингии) рассказывал о гибели во время эксперимента заключенных: «Огонь, многие моментально погибли, исчезли с земли, их просто не стало, многие получили сильные ожоги, многие ослепли». (Из протокола допроса Хайнца Вахсмута, произведенного в 1962-м году в Совете района города Арнштадт).

Однако для скептически настроенного ученого такие свидетельства звучали не слишком убедительно и даже голословно. Известны были ему и другие свидетельства, щедро раздаваемые главарями Третьего Рейха и идущие из ближайшего окружения фюрера, о существовании «чудо-оружия». Их он также считал политическим блефом.

В разговоре с румынским диктатором Антонеску в августе 1944 г. Гитлер упомянул о разрушительной бомбе, которая «в радиусе трех-четырех километров от места падения в состоянии уничтожить всё живое». Его министр вооружений Альберт Шпеер в январе следующего года был еще более откровенен. В одной из бесед с глазу на глаз, он сказал своему собеседнику, «нам нужно выстоять всего лишь один год и тогда мы выиграем эту войну». Указывая на лежавший на столе коробок спичек, он добавил: «атомное взрывчатое вещество, размером с эту коробку, в состоянии полностью уничтожить Нью-Йорк».

В то время, когда американцы переправлялись через Рейн, а Красная Армия стояла на Одере, в 60-ти км от Берлина, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер выказывал свои надежды на атомное оружие. Личному врачу он сказал: «Мы пока еще не использовали свое последнее чудо-оружие. Хотя «Фау-1» и «Фау-2» (сокращенно от Vergeltungswaffen - "оружие возмездия") - эффективное оружие, но наше решающее чудо-оружие продемонстрирует такое действие, которое никто не может себе вообразить. Пару нажатий на кнопку – и такие города, как Нью-Йорк и Лондон, исчезнут с лица земли».

Автор книги свидетельствует, что немцы не располагали достаточным количеством обогащенного урана или плутония для производства атомных бомб такой разрушительной мощности, какие были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. «Теоретически существовала возможность использовать в качестве ядерного заряда минимум на десять процентов обогащенный уран», - пишет Карлш. – «В этом случае, разумеется, хватило бы сотни килограмм».

Уже в 1944 году ученые вермахта, кригсмарине и люфтваффе были готовы построить тактическое ядерное оружие, действующее по принципу кумулятивного заряда. Однако настоящей сенсацией явился документ из архива руководителя исследовательского отдела канцелярии министерства вооружения Эриха Шумана (Erich Schumann), в котором среди прочего

К моменту нападения на Польшу 1 сентября 1939 г., в Германии

разработана концепция создания водородной бомбы. Под влиянием коллег, посоветовавшим срочно отозвать рукопись, ученый забрал уже подготовленную к публикации разработку.

Читайте также: