Лего а зори здесь тихие

Обновлено: 28.04.2024

Нет ничего страшней войны и ничего более противоестественного, чем воюющая женщина. Об этом повествует трагическая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Вся беспощадность военного времени отражается в истории о пяти молоденьких зенитчицах, не доживших до великого Дня Победы.

Очень краткий пересказ повести «А зори здесь тихие»

Весна 1942 год. Великая Отечественная война. В русской деревушке несёт службу одно из множеств военных подразделений. Его комендант Федот Васков получает под своё командование группу девушек. Молодые зенитчицы оживляют тихое местечко: ночью ведут обстрел вражеских авиационных войск, а днём заняты обычными женскими делами: стирают, поют, мечтают о будущем. В начале лета одна из девушек, тайком бегающая в город к малолетнему сынишке, замечает пару фашистских разведчиков. Чтобы узнать, что задумал враг, Васков набирает для разведческой вылазки группу из пяти бойцов: Риты Осяниной, Галины Четвертак, Евгении Комельковой, Софии Гурвич и Елизаветы Бричкиной.

В лесу Васков обнаруживает, что немцев намного больше, чем он ожидал, а путь их лежит в сторону Кировской железной дороги. Чтобы не допустить подрыв важного объекта, командир скромного войска отправляет одну из своих подчиненных назад, в деревню, за подмогой через болото, где девушка погибает. Остальные «бойцы в юбках» героически гибнут в сражении с немцами. В живых остаётся лишь сам комендант, он берёт в плен «недобитых» фрицев и ведёт их в подразделение. После войны Васков усыновляет сына Риты Осяниной.

Главные герои и их характеристика:

Главные персонажи повести — пять юных девушек и их командир. Каждая из зенитчиц — это целый мир, отдельная история с печальным концом.

  • Галочка Четвертак — выпускница детского дома, круглая сирота. Мечтательная особа, постоянно пребывающая в мире собственных фантазий. Прозвище «четвертак» получила за малый рост ещё в детдоме. Училась на библиотекаря, любила стихи. Погибла нелепо: выскочила в процессе разведки из укрытия прямо навстречу автоматной очереди.
  • Евгения Комелькова — Женя обладала завидной красотой, была артистична, жизнерадостна и умела дружить. До приезда на разъезд крутила роман с женатым офицером. В бою вела себя по-геройски: спасла Васкова, убив немца, и отвела от раненой Риты врага на себя. На войну пошла, чтобы отомстить за расстрелянную семью. Погибла в 19 лет.
  • Лиза Бричкина — деревенская девушка, дочка лесника. Всегда верила в завтрашний день. Для неё он не наступил раньше всех — Лиза утонула в болоте, торопясь на разъезд за подмогой.
  • Рита Осянина — Рита из всех героинь была самой серьёзной и строгой. На войну пошла, оставив маленького сына с мамой. Она хотела одного — отомстить за мужа, капитана Осянина, погибшего на второй день войны. Рита дружила с Женей и Галей. Погибла последней, застрелилась, не желая быть обузой командиру. Перед смертью девушка попросила Васкова отыскать сына Альберта и позаботиться о нём.
  • Соня Гурвич — Соня еврейка родом из Минска. Училась в Московском университете, влюбилась в соседа по лекции. Паренёк ушел добровольцем на войну. Соня стала зенитчицей, хорошо знала немецкий язык. Девушка погибла от ножа в грудь, когда отправилась на поиски потерянного старшиной кисета.
  • Федот Евграфыч Васков — комендант 171-го разъезда. Окончил всего 4 класса. Федота бросила жена, сына он забрал, но его убили немцы. Васкову всего 32 года, но на фоне пережитого он чувствует себя стариком. Смерти девочек-бойцов стали для него тяжёлым испытанием. После войны он остался инвалидом и сдержал своё обещание, данное Рите Осяниной, нашёл и воспитал её сына Альберта.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Алексей Лужин — женатый возлюбленный Жени Комельковой.
  • Кирьянова — старшая командующая девушками-зенитчицами.
  • Макарыч — местный почтальон.
  • Мария Никифоровна — хозяйка дома Васкова.
  • Третий — командир Васкова.

Краткое содержание повести «А зори здесь тихие» подробно по главам

Писатель Борис Васильев

Автор: Борис Львович Васильев

Глава 1. Необычное пополнение

Май 42-го, 171-й железнодорожный разъезд. Вокруг идут бои, но в самом разъезде есть уцелевшие дома и царит относительная тишина. На случай нападения вражеской авиации здесь оставлены две зенитные установки. Ввиду отсутствия трудных боёв, бойцы расслабились и загуляли. Их командир старшина Васков попросил вышестоящее начальство заменить «опухших» от пьянства бойцов на непьющее пополнение. Что просил, то и получил — новенькие зенитчики оказались совершенно равнодушны к алкоголю. Беда была в другом: прибывшие бойцы все были совсем юными девушками. Все умненькие с образованием, в отличие от их бравого командира, окончившего лишь 4 класса. Девчонки подшучивали над старшиной, устраивали банные дни и постирушки, любили спеть и посмеяться, часто нарушали устав.

Глава 2. Рита и Женя

Командир «женского» отделения Рита Осянина замкнута и нелюдима. В самом начале войны погиб её муж. Вместо убитой подносчицы на разъезд присылают Комелькову Женю, потерявшую всю свою семью. В отличии от угрюмой Риты, Женя хохотушка и к тому же редкая красавица. Её открытость и доброжелательность помогают «оттаять» и Осяниной. Девушки дружат между собой и опекают робкую Галю, ещё одного бойца в юбке. В городе совсем неподалёку живёт мама Риты Осяниной и её крошечный сын. По ночам, нарушая устав и все законы осторожности, девушка-командир бегает через лес на свидания с родными.

Глава 3. Доклад Осяниной

Возвращаясь из очередной ночной самоволки, Рита замечает двух немцев в экипировке разведчиков. Девушка спешить доложить об увиденном старшине Васкову. Командир решает идти наперехват противника и собирает группу из пяти девчонок: Осяниной, Четвертак, Комельковой, Бричкиной и Гурвич. Понимая, что его «бойцы» напуганы, Васков всячески их подбадривает и настраивает. По плану старшины им нужно срезать путь и, опередив немцев, задержать их уже на месте.

Глава 4. Короткий путь

Васков и его бойцы по известной лишь местным жителям тропке переходят болото и добираются до озера намного раньше немцев. Старшина и девушки устроились в засаде. Командир просит девчат быть потише, звук разлетается в этих местах особенно далеко. «А зори здесь тихие…,» — говорит Федот Евграфыч.

Глава 5. Неприятная неожиданность

Галя Четвертак, потерявшая в болоте сапог, простудилась. Ждать немцев пришлось до утра, а когда они, наконец, стали выходить из леса — старшина Васков впал в оцепенение. Не двое оказалось немцев, а целых шестнадцать человек.

Глава 6. Рискованный спектакль

И Васков, и девчата под его командованием прекрасно понимают, что их силы не равны. Тягаться с таким количеством немцев просто бессмысленное самоубийство. А вот потянуть время будет полезно. Ведь если команда Васкова сейчас уйдёт, немцы успеют добраться до пункта назначения и совершить диверсию. Федот Евграфыч отправляет Лизу Бричкину обратно на разъезд через болото для запроса подкрепления.

Оставшиеся устраивают для фашистов инсценировку: палят костры, перекрикиваются и валят деревья. Таким образом, им удаётся заставить осторожных немцев пойти в обход короткого пути, чтобы не быть замеченными.

Глава 7. Гибель Лизы Бричкиной

Молодой, не знавшей ещё любви, Лизе приглянулся 32-х летний старшина Васков. Очень лично приняла она его приказ. Очень торопилась выполнить. Летела, как на крыльях, и свернула с узкой тропки, оступилась в топь. Неслышно никому было её криков о помощи. Утонула Лиза Бричкина и вместе с ней надежда Васкова на подкрепление.

Глава 8. Гибель Сони Гурвич

Федот Евграфыч отправляется с Осяниной на разведку. Они находят место расположения врага. Рита приводит остальных девушек. Васков обнаруживает пропажу памятного кисета. Соня Гурвич бежит забрать дорогую сердцу старшины вещицу, несмотря на возражения командира. Вдалеке слышится слабый, как вздох крик. Старшина чувствует неладное и, взяв с собой Женю, отправляется на поиски Гурвич. Страшной находкой для обоих становится убитая немцами Соня.

Глава 9. Месть

Васкова охватила ярость. Он напал на диверсантов, погубивших Соню. Немцев было двое. Одного старшина убил, а второй его чуть не зарезал. К счастью, вмешалась Женя. Это было первое убийство девушки. Понимая, как тяжело ей приходится, Федот Евграфыч объяснил, что фашист — это не человек и даже не животное, так как он преступил все законы человеческие.

Глава 10. Проверка боем

После скромных похорон Сони, осиротевший отряд продолжил движение и вскоре встретился с немцами лоб в лоб. Девушки смело ринулись в бой и заставили фашистов отступить. Только Галочка Четвертак, испугавшись, бросила оружие и упала ниц на землю. После боя девушки хотели судить Галю, но старшина отменил собрание по этому поводу и объяснил поведение бойца простой неопытностью. Собравшись в разведку, Васков берёт Четвертак с собой.

Глава 11. Гибель Гали Четвертак

Галя тихо шла вслед за старшиной. При виде мёртвой Сони девушка осознала реальность происходящей войны и теперь никак не могла прийти в себя. Разведчики обнаружили трупы добитых раненых немцев. Оставалось ещё 12 фашистов. Галя и Васков устроились в засаде. Федот решил отстреливать немцев по мере появления, но неожиданно им наперерез выскочила боец Четвертак и была убита автоматной очередью. Чтобы фашисты не нашли двух оставшихся девушек, старшина уводил их за собой в лес до самой ночи. Раненому в руку ему удалось укрыться на болоте. Когда рассвело, Васков выбрался из укрытия и увидел шест с узелком одежды Лизы Бричкиной. Старшина понял, что девушка погибла, не добравшись до своих. Помощь ждать бессмысленно.

Глава 12. Радостная встреча

С тяжёлым сердцем, живой лишь надеждой, что Рита и Женя уцелели, отправляется Васков на поиски немецких диверсантов. Он натыкается на избушку, где обосновались фашисты, видит, как прячут взрывчатку. Большая часть фашистов уходит на разведку, одного из оставшихся Васков убивает и забирает его оружие.

Добравшись до берега речки, где совсем недавно разыгрывал спектакль с девчонками, Васков встретил Риту и Женю. Обливаясь слезами радости, обнимались они, не веря, что снова встретились на этом свете.

Глава 13. Последний бой команды Васкова

Появились немцы. Это был последний бой, в котором нельзя было уступать. Держать до последнего. Васкову показалось в те минуты, что он один остался на защиту всей Родины. И самым главным стало — не дать перейти врагу на этот берег. Рите достался осколок гранаты. Это было тяжёлое ранение в живот. Улыбчивая красавица Женя взяла на себя немцев и повела их прочь от раненой подруги. Не сразу девушка осознала, что и её ранили. Пока не закончились патроны, она стреляла. Фашисты добили Комелькову в упор и после ещё долго рассматривали её прекрасное и гордое лицо.

Глава 14. Прощайте, девочки!

Рита совсем плоха. Она рассказывает старшине о маленьком сыне Альберте, который остался без отца, а вот-вот и маму потеряет. Осянина просит позаботиться о ребёнке Васкова. Старшина исповедуется перед последней из своих девчонок, он сомневается, что дорога эта стоила их жизней. Рита же уверена, что девочки пали, защищая Родину, а не отдельную дорогу или канал.

Привалив Риту ветками, Васков уходит навстречу врагу. Он слышит выстрел, возвращается и видит мёртвую Осянину. Рита застрелилась, чтоб не мучиться и не стать обузой старшине.

После похорон Жени и Риты раненый и обессиливший Васков бредёт к избушке, где укрылись остатки фашистов. Ведомый праведной яростью за погибших девчат старшина убивает ещё одного диверсанта, а четверых ведёт под дулом пистолета. Увидев бегущих навстречу советских солдат, Федот Евграфыч теряет сознание.

Эпилог. Письмо туриста

Много лет спустя. Туристы отдыхали в тех самых местах и видели, как на небольшую могилку приехали молодой капитан и седой безрукий старик. Капитан — сын Риты Осяниной, а старик — старшина Васков, оставшийся инвалидом после войны.

Заключение

Печальная и героическая судьба пяти девушек, погибших в бою «на местах» много лет бередит сердца читателей. Повесть «А зори здесь тихие…» памятник жертвам и героям Великой Отечественной Войны. Пересказ этого литературного произведения поможет разобраться в сюжетной линии трагической истории, но, чтобы вникнуть в психологические тонкости рассказа Бориса Васильева, желательно не пожалеть времени на прочтение полного текста произведения. По книге «А зори здесь тихие…» в 1972 году снят одноимённый фильм, признанный шедевром отечественного кинематографа.

О фильме (описание скорректировал, потому что предыдущее было не совсем корректным):

В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…

На случай блокировки выложено еще и в VK:


Реставраторы

88 постов 638 подписчиков

Правила сообщества

Запрещены: мат, клубничка, ругань, политика, просмотр работ с лупой -

Сначала предупреждение, потом бан пожизненно.

Извини, бро. Но ЭТОТ фильм я пересматривать не буду. Он меня в истерику вгоняет хуже чем "В бой идут одни старики"

В какую разведку? Кем отрезаны от своих?? Что вы несёте.

Ставлю автору данного поста минус. Так как человек сделал отличный AI UPSCALE фильма, но при этом выкладывает фильм на ГОВНО-РЕСУРС vk (при этом убивается битрейт видео, т.е. качество) в место того, чтобы сюда выкладывать трейлер своей работы и ссылку на торрент, где можно скачать не пережатую в говно его работу.

Очень сильный фильм, как и многие военные фильмы тех лет. Фильмы снятые о людях в назидание будущим поколениям. После просмотра понимаешь, насколько ужасной была та война и какие ужасы вынуждены были пережить люди, защищая свою родину от фашистских гадов. И насколько аморальны те, кто пытается предать забвению великий подвиг советского народа. Сейчас так снимать не умеют. Большая часть современных военных фильмов - какая-то блевотина с кучей спецэффектов и компьютерной графики, не вызывающая никаких чувств, кроме омерзения.

А по ссылке на торрент - пусто.

Наши любимые песни из детских фильмов⁠ ⁠


Закат в Севастополе⁠ ⁠

Восстановление старой лестницы⁠ ⁠

В этом году я организовала субботник в лесопарке Уктуса, город Екатеринбург. Одной из точек уборки стала живописная лестница, ведущая от реки Патрушихи на вершину Преображенской горки. Лестница красивая, высоченная! Сколько в ней ступенек я затрудняюсь ответить, потому что всегда сбиваюсь со счета. Кто-то написал, что 319, принимаю на веру.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Как видно, лестница отличается красотой и заброшенностью. Никто её не убирал, места облюбовали закладчики (которые где-то в глубине души зожники и ценители прекрасного, иначе как объяснить их желание разложить закладки на вершине горы, это ж попотеть надо!).

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

На субботник я прихватила метлу (дал дворник) и лопату (взяла у соседа).

Пришли мы туда и пока я бегала по склону, собирая мусор, ребята взяли лопату с метлой и очистили от листвы и земли верхние ступени.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

После такого визуального «ого!», мы не смогли остаться равнодушными к судьбе лестницы. И решили прибрать её полностью.

Божечки, это оказалось очень трудно! За 3 часа в лучшем случае удавалось убрать два пролёта и одну-две площадки между ними.

Под слоем грязи оказалось, что лестница разрушается и требует реставрации.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Чем дальше в лес, тем толще слой грязи. Но мы скребём и метём. Обычно нас четверо - трое из нас приходят каждый раз, четвёртый всегда какой-то новенький :) инструмента немного, желания людей в свой выходной чистить сомнительную лестницу тоже. Однажды я не нашла четвёртого. Но проходивший мимо мужчина храбро взял лопату и раскидал грязь с нескольких пролётов.

На вчерашней «сходке уборщиков» мы дошли до большого разрушенного участка. Водоканал или кто-то делал трубы и забыл восстановить благоустройство. Зато дирекция лесных парков на мой запрос подлатали особо крупные трещины.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Тут ещё немного подрезали кизильник и сирень.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

А вот и громадная щель. Мы вообще не ожидали, что кто-то кроме нас будет ею заниматься и сначала даже не заметили. Очень радостно было. Это сохранит лестнице жизнь.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Есть в этом какой-то кайф - шкрябаешь эту землю, а под ней цивилизация. Не знаю как объяснить. Мне до сих пор нравится обдирать лак с ногтей. Так это вызывает похожие чувства)

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

По моим наблюдениям самые большие разрушения природой в местах, где земли так много, что она выше бортика. Вымывается вниз на лестницу, потом там разрастается жизнь, проникая корешками в самые мелкие трещинки бетона и разрывая камни. Где земли мало, там живёт мох. Он вроде не так сильно разрушает и красив.

Восстановление старой лестницы Строительство, Субботник, Лесопарк, Уктус, Лес, Реставрация, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Будем ещё заканчивать чистку, потом рыть канавы вокруг бортиков для отвода воды.

И вот, хорошие мои, среди вас всегда есть конструктивные ребята. Что же делать мне с ней, как восстановить?

Давайте предположим, что спонсоров я найду, но не шибко богатых. Поэтому восстановление нужно из разряда просто и недорого. А то мне тут предлагают опалубку делать, но елки, 319 ступеней!

Обращаю внимание, углы ступеней усилены железяками. Похоже, что восстанавливать когда-то пытались, но теперь это отслаивается кусками. Поэтому нужно обеспечить хорошее сцепление. И как-то хорошо подготовить основание.

Администрации уже писала, ступени восстанавливать не планируют. Но место-то какое, эх) надо делать, посоны. Не спрашивайте только зачем :)

Няньки 1994 4К (AI Реставрация)⁠ ⁠

Ультра 4K естественно не выйдет, но погасил многие шумы, сгладил контуры и добавил немного деталей. Не кидайтесь тапкамми) Понять и простить)

Синьор Робинзон 4К (AI Реставрация)⁠ ⁠


Иди и смотри (1985) | 4K (исправленный звук)⁠ ⁠

В прошлой записи был очень некачественный звук, исправленная версия:


Реставрация тисков производства СССР⁠ ⁠

Как вам результат?

Реставрация тисков производства СССР Своими руками, Реставрация, Ремонт, СССР, Сделано в СССР, Видео ВК, Видео, Рукоделие с процессом


Иди и смотри (1985) | 4K⁠ ⁠

«Иди и смотри» (белор. Iдзi i глядзi) — советский двухсерийный художественный фильм, поставленный режиссёром Элемом Климовым в жанре военной драмы по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем. Производство киностудий «Мосфильм» и «Беларусьфильм». Действие разворачивается на территории Белоруссии в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.

Вышедший в прокат в 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 млн зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.

Приятно удивляющий и выгодно выделяющийся на фоне других «переделок» классики ремейк легендарного и не нуждающегося в представлении фильма. Главные роли исполнили звезды современного отечественного кино: Петр Федоров, Кристина Асмус, Агния Кузнецова, Екатерина Вилкова, Дарья Мороз. Современной экранизацией повести Бориса Васильева режиссер Ренат Давлетьяров («Пацаны», «Стальная бабочка») пересказал до слез знакомый старшему поколению сюжет, чтобы дать молодой поросли мало читающих зрителей возможность познакомиться с красивой и трагичной военной историей о девушках, совершивших настоящий подвиг во имя Родины. У каждой из героинь война забрала настоящее, оставив лишь воспоминания и робкую надежду на то, что все еще может быть хорошо. Не позволяя себе раскисать и падать духом, летом 1942 года пять девушек-новобранцев и старшина без надежды на подкрепление обороняют важный транспортный узел от немецкой диверсионной группы. К процессу съемок группа подошла очень ответственно: кинематографисты не только разыскали настоящие зенитные установки 1939 года, но и построили целую деревню, принципиально не использовав ни одной новой доски. На аутентичные декорации приезжали посмотреть жители соседних деревень. Мы приглашаем вас проникнуться душевной военной драмой «А зори здесь тихие. »

Приглашаем посмотреть фильм «А зори здесь тихие. » в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

С фильмом А зори здесь тихие. смотрят

Актёры и создатели

Трейлеры и доп. материалы


Фильм в подборках

Сюжет

Действие фильма разворачивается в мае 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Достаточно далеко от линии фронта, неподалеку от живописных лесов Карелии находятся два отделения взвода зенитчиков, командует которыми бывший разведчик и ветеран Финской войны - старшина Федот Васкин. Под его командованием служит много юных девушек, которые добровольцами отправились на войну сразу после окончания школы. У каждой из них своя история и своя трагедия. Рыжеволосая красавица Женя Комелькова лишилась всей семьи: немцы расстреляли на ее глазах маму, сестру и брата. Она отправилась на фронт за своим возлюбленным, который не мог ответить ей взаимностью, потому что был женат.

Рита Осянина одна из первых записалась в добровольцы, после того как ее мужа лейтенанта убили во время контратаки 1941 года. У Риты есть сын, о котором не знает никто, кроме старшины, однако он не мешает ей отчаянно сражаться за родину.

Простая деревенская девушка Лиза Бричкина на войне оказывается случайно. Влюбившись в заезжавшего к ним в хозяйство охотника, девушка следует за ним в город, где поступает в техникум. Однако начать обучение ей так и не удается из-за начавшейся войны. Низенькая, робкая и нежная Галина Четвертак выросла в детском доме и совсем не приспособлена к военной жизни, но вместе с другими девушками готова на подвиг.

Еврейка Соня Гурвич знает немецкий и могла бы пойти в переводчицы, но их много, а зенитчиц мало, поэтому ее направили сюда. В определенный момент Васков узнает, что неподалеку от их базы высадился специальный отряд немецких диверсантов. По сведениям разведки они собираются пробраться на Кировскую железную дорогу и устроить диверсию на жизненно важной транспортной артерии. Старшина понимает, что надо любой ценой остановить противника. Он берет пять лучших зенитчиц и отправляется на операцию, в ходе которой выясняется, что немцев не шесть, как Васков думал, а шестнадцать. Неопытным, только приехавшим из тыла девушкам приходится вступить в неравным бой с элитой войск СС.

Если коротко, то все они, кроме командира, как и в повести (и в одноименном фильме Станислава Ростоцкого), погибли. Только главный военный у прототипов героинь был вовсе не старшиной. Да и павшие в неравном сражении бойцы оказались представителями противоположного пола.

Все не так, не с теми и не там

Борис Васильев, вдохновившись опытом своих коллег писателей-фронтовиков, хотел, как он сам признавался в интервью, написать что-то свое. Произведение, в котором была бы отражена именно его война, «лесная». Война без тылов и передовых, артиллерийской и авиационной поддержки. Война, где один на один с противником, в лесу, и отряд (группа, подразделение) самостоятельно должен решать, как действовать в схватке с врагом, выстраивать стратегию и тактику, не надеясь на скорую помощь со стороны. Писатель вспоминал, что долго вынашивал «туманный» (его формулировка) замысел будущего произведения, пока не прочел маленькую заметку в газете «Известия» об обороне узловой железнодорожной станции на направлении Петрозаводск-Мурманск. Сам Петрозаводск был оккупирован финскими подразделениями. В заметке говорилось, что немецкие диверсионные группы стремились взорвать рокаду, используемую советскими войсками для переброски живой силы, техники и боеприпасов. Большую часть диверсантов наши спецподразделения уничтожили, но одному отряду все же удалось просочиться. По стечению обстоятельств это случилось на участке обороны того самого сержанта. Силы были определенно неравны, эта история чем-то походила на сюжет «9 роты» Бондарчука, только реальность оказалась пожестче – у наших в наличии семеро раненых бойцов, включая сержанта, и только один пулемет. Сержант единственный остался в живых, его, отстреливавшегося из пулемета, всего изрешетило пулями и осколками. Но до подхода подкрепления малочисленная группа советских бойцов фрицев к ж/д полотну не подпустила. Заметка в «Известиях», судя по интервью Бориса Васильева, вышла уже после войны. В ней коротко сообщалось, что сержант, чье имя писатель так и не вспомнил, выжил и даже был удостоен медали «За боевые заслуги». К слову, весьма почетной в солдатской среде – за «бэ зэ» на той войне «за просто так» не награждали.

Причем тут женское подразделение

«Вот сюжет!» – подумал будущий автор замечательной повести Борис Васильев, и начал работать с темой. Одну страницу написал, две, три, семь – не идет повествование. И все хорошо, да что-то нехорошо – частная история, никакой новизны. Очерк – пошел бы, а для художественного произведения не хватает чего-то главного, что могло бы сыграть на пронзительности образов героев повести. И Борис Васильев придумал, что героинями его произведения должны стать молоденькие девушки, воюющие под началом опытного, обстрелянного старшины. Дальше написание текста пошло как по маслу. На самом же деле истории, легшей в основу повести и фильма, в жизни никогда не происходило. Было много других с участием женщин на фронте, не менее жестоких и суровых – сотни тысяч представительниц слабого пола в том или ином качестве воевали на фронтах Великой Отечественной, и им было определенно труднее, чем мужчинам. И никто, за редким исключением, их судьбы не описывал.

А были ли диверсанты в тех местах?

Были, и вели они себя довольно активно. В фильме С. Ростоцкого упоминается, что диверсионная группа немцев пыталась взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала, чтобы застопорить судоходность этой стратегически важной водной артерии. Действительно, прямо с первого дня войны с территории Финляндии началась переброска диверсионных финских (не немецких!) групп на территорию СССР. Правда, они не чувствовали себя так свободно, как это показано в фильме Станислава Ростоцкого, зори для финнов там были отнюдь не тихими: диверсантов на первых же этапах десантирования засекали спецвойска НКВД, опергруппы обнаруживали их резиновые лодки, спрятанные боеприпасы и продовольствие. За лазутчиками охотились и весьма результативно. Подобные вылазки с финской стороны были многочисленными, но всегда встречали организованное сопротивление со стороны Красной Армии. Существенных диверсий финнам осуществить на нашей территории так и не удалось.

В 1969 году Борис Васильев опубликовал пьесу «А зори здесь тихие» в журнале «Юность». Она мгновенно приобрела интерес публики и вскоре перекочевала на сцену театров. Уже спустя несколько лет на экраны вышел одноименный фильм Станислава Ростоцкого. Он сам прошел фронт и хотел сделать картину максимально реалистичной. После выхода фильм показали на Венецианском кинофестивале и даже номинировали на «Оскар» как лучшую картину на иностранном языке. Правда, статуэтку получила французская лента «Скромное обаяние буржуазии». Картина шла в советских кинотеатрах целый месяц и собрала рекордную прибыль в 1972 году.

Сюжет фильма таков. В отряд старшины Федота Васкова, недовольного поведением своих солдат, присылают девушек-добровольцев. Многие из них только окончили школу. Васкову эта идея не нравится, но постепенно он проникается к девушкам симпатией, старается их оберегать. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват гитлеровцев, из леса выходят 16 диверсантов, начинается неравный бой. Смотрите двухсерийный фильм «А зори здесь тихие» на телеканале «МИР» 20 июня в 10:10.

«На фронте ничего существенного не произошло. »

Режиссер Станислав Ростоцкий, будучи на фронте, был сильно ранен и лишился ноги. Жизнь ему спасла медсестра, которая вытащила его с поля боя и выходила. Именно этот эпизод повлиял на желание Ростоцкого экранизировать книгу. «Фильм – благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну», – признавался позже режиссер.

Несмотря на то, что картина стала настоящим хитом и вошла в топ лучших фильмов о войне в мире, оказалось, что немногие поняли главную идею фильма.

«И все же, когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло. », – рассказывал Ростоцкий.

Именно эту фразу часто слышали советские граждане по радио во время войны. Режиссер обращает внимание, что ничего существенного в масштабе всей войны, может быть, и не произошло, но были разрушены судьбы и погибли прекрасные люди.

Фото: кадр из фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.

«Какой из него старшина?»

Изначально роль старшины Федота должна была достаться Вячеславу Тихонову, но его на тот момент уже утвердили в картине «Семнадцать мгновений весны». Тогда было принято решение пригласить на съемки неизвестных актеров, к которым зритель еще не привык.

Главная мужская роль досталась Андрею Мартынову, которому на момент съемок было всего 26 лет. Ему предстояло сыграть сорокалетнего Федота Васкова. Когда Мартынова привели на съемочную площадку, Ростоцкий был недоволен. Мужчина выглядел значительно моложе своего персонажа, к тому же был очень худым. «Какой из него старшина?» – возмущался режиссер. Кроме того, Мартынов не очень понравился автору пьесы Борису Васильеву.

«Я взял рукопись, открыл наугад, начал читать, увлекся и в какой-то момент расплакался. Так сильно пробрало! Поднимаю глаза, а у Ростоцкого тоже слезы блестят. Потом мы записали несколько проб с разными девочками. Я очень волновался, поскольку до того никогда не был на киностудии, понятия не имел, как вести себя перед камерой. В конце концов меня утвердили», – вспоминает актер.

Было принято решение провести анонимное голосование. На съемочной площадке в качестве экспертов присутствовали ветераны, все они единогласно проголосовал за кандидатуру Мартынова. Актеру пришлось отрастить усы, общаться с несвойственным ему говором и весь съемочный процесс носить накладки на плечи, чтобы скрыть худобу.

Съемочный процесс для Мартынова был нервным: Ростоцкий постоянно переживал за успех будущей картины и даже перестал разговаривать с некоторыми актерами.

«Несколькими годами ранее Станислав Иосифович снял картину «Герой нашего времени», пригласив на роль Печорина Володю Ивашова. Тот уже сыграл в «Балладе о солдате», был народным любимцем, но новая работа, что называется, не пошла. «Герой нашего времени» провалился в прокате, Ростоцкий уговорил Славу Тихонова озвучить Ивашова, чтобы хоть как-то вытянуть роль. Вот Станислав Иосифович и боялся еще одной осечки, делал бесконечное количество дублей, злился на нас. К счастью, люди, чьему мнению он доверял, постарались успокоить его, убедить, что все идет нормально», – рассказал журналистам Андрей Мартынов.

«Ой, пигалица какая! Разве это Женя?»

На роль девушек-фронтовиков отбирали и вовсе студенток театральных училищ. Например, на роль Лизы Бричкиной пробовались 16 актрис, в том числе уже известная Нина Русланова. Однако досталось роль Елене Драпеко, которая на тот момент почти не умела играть. Сама актриса до конца была не уверена, что подходит под типаж своей героини. Играть деревенскую девушку было сложно, так как сама Драпеко родилась в интеллигентной семье. Девушка научилась волгоградскому говору, ей перекрасили волосы и загримировали.

Сержанта Кирьянову сыграла Людмила Зайцева. Она сама пришла на киностудию имени Горького и попросила дать ей хоть какую-то роль. Актрисе до этого не везло в карьере, поэтому приходилось перебиваться ролями в массовке.

Ирина Шевчук изначально хотела сыграть Женьку Комелькову, пришла на пробы, но сразу услышала в свой адрес резкую критику: «Ой, пигалица какая! Разве это Женя?». Шевчук предложили поехать в Карелию и сняться в массовке, но она расстроилась и отказалась. В результате спустя некоторое время оператор Вячеслав Шумской убедил Ростоцкого дать Шевчук роль Риты Осяниной.

Лишь Ольге Остроумовой, которая ранее снималась в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника», предложили выбрать для себя роль из сценария самостоятельно. Актриса хотела сыграть Риту Осянину или Женю Комелькову, в итоге ей досталась роль Жени. Ей перекрасили волосы в рыжий, сделали химическую завивку, нарисовали веснушки и создали специальный грим для носа. От которого позже, правда, отказались: он слишком сильно портил внешние данные актрисы.

Фото: кадр и фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.

«Красивым, молодым женщинам вместо того, чтобы рожать, приходится воевать»

Откровенная сцена в фильме далась всей съемочной команде с большим трудом. Речь идет об эпизоде в бане, где все героини обнажены. Актрисы долго отказывались от сцены, считали ее неоправданной. Режиссера уговорили пойти на компромисс и пригласить дублерш. Для этого на съемочную площадку позвали натурщиц из художественной школы, но в результате сцена режиссеру не понравилась. Натурщицы не были похожи на девушек с фронта. Ростоцкий принялся уговаривать актрис, и спустя четыре часа ему удалось добиться их согласия. Девушки поставили лишь одно условие: на площадке должны быть только женщины, за исключением режиссера и оператора.

Репетировали в купальниках, и лишь для финального дубля актрисы обнажились. Позже оказалось, что мужчины все равно подсматривали за девушками. Например, за сценой стояла специальная установка для выпуска пара. Работник, который ее регулировал, засмотрелся на обнаженных девушек, и дымовая машина взорвалась. К счастью, никто не пострадал. Режиссер позже объяснил, что сцена в бане несет серьезную смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что красивым, молодым женщинам вместо того, чтобы рожать, приходится воевать.

«Выныривала из болота вся в грязи и тине»

В финале фильма выжил лишь Васков, все девушки погибли. Писатель Васильев объяснил это так: если бы в живых осталась хоть одна девушка, произведение получилось бы нереалистичным. Борис Васильев сам был на фронте в 1942 году и знал, что от немцев тогда воевали лучшие солдаты – одолеть их девушкам в меньшинстве было невозможно.

Съемки гибели стали для актрис настоящим испытанием. Режиссер хотел добиться правдоподобности, поэтому сцены были расписаны до мелочей.

«Съемки гибели каждой из нас были настолько натуральными, что члены съемочной группы плакали. Когда мою героиню убивали, рану мне мазали бычьей кровью. Представляете: жара, мухи кружат над окровавленным телом, полное ощущение смерти. Девчонки, которые не видели, как меня гримировали, когда посмотрели на меня, лежащую, испугались. Настолько все выглядело натурально», – описывает сцену гибели своей героини Сони Гуревич Ирина Долганова.

«Для съемок этой сцены пиротехник подложил мне заряд под гимнастерку на спине. Но, видимо, не рассчитал, много зарядил. Когда я побежала и заряды стали рваться, гимнастерка – в лохмотья, а меня с силой толкнуло. Я упала по-настоящему. Думала – сейчас погибну на самом деле. От ранения спасла дощечка, которую подложили на спине под заряд», – вспоминает гибель своей героини Гали Четвертак Екатерина Маркова.

Самой тяжелой оказалась смерть Лизы Бричкиной. Специально для съемок в болоте взорвали динамит, чтобы в образовавшуюся воронку стекала болотная жижа. Туда актриса Елена Драпеко должна была прыгать и погружаться с головой.

«Я уходила под воду с головой несколько дублей. И страшно было, и противно. Выныривала из болота вся в грязи и тине. А рядом стоял художник и поливал меня из чайника, чтобы смыть все это. И тут же делали следующий дубль», – вспоминает Драпеко.

Три месяца картина пролежала на полке в Госкино: председатель Алексей Романов отказывался ее показывать. И лишь после того, как фильм увидел Брежнев, было принято решение выпустить его в широкий прокат.

Читайте также: