Лего для слепых детей

Обновлено: 06.05.2024

Датская фирма Lego представила комплекты конструктора, сделанные специально для незрячих детей. На каждую деталь в наборе будет нанесен шрифт Брайля. В продажу Lego Braille Bricks должны поступить в 2020 году. В источнике

Подробнее о событии

Скончавшийся Шатунов оставил семье особняк в Мюнхене стоимостью 10 млн долларов

В общей сложности стоимость недвижимости Шатунова превышает 13 млн долларов. Деньги он хранил в иностранных банках.

Глава МВФ Георгиева заявила, что экономика США в 2023 году замедлится, но избежит рецессии

Экономика США в 2023-2024 годах замедлится, но избежит рецессии. Однако добиться этого будет все сложнее.

Госсекретарь США Блинкен заявил, что россияне почувствуют эффект санкций в повседневности

«Думаю, вы увидите, что россияне не смогут купить то, что могли раньше, когда Россия была открыта миру», — подчеркнул Блинкен.

EarthSky: комета с пылевым хвостом размером с Юпитер пролетит рядом с Землей

Комета, чей размер ученые сопоставляют с астероидом Чиксулуб (его падение привело к смерти динозавров), пролетит рядом с Землей в июле 2022 года.

Сдавшиеся в плен боевики ВСУ плачут, звоня родным во время брифинга в ЛНР

Военные Вооруженных сил Украины сложили оружие и сдались в плен группировке ВС РФ «Отважные» в Горско-Золотом котле.

Мария Захарова ответила вице-канцлеру ФРГ Хабеку, ставшему реже мыться ради экономии

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram-канале ответила вице-канцлеру Германии Роберту Хабеку, заявившему, что он стал реже мыться ради экономии энергии в условиях возможного кризиса.

Минобороны России сообщило о блокировании Лисичанска с юга группировкой войск «Центр»

Группировки войск "Центр", прорвав хорошо подготовленную оборону ВСУ, разгромили противника и блокировали Лисичанск с юга, заявил официальный представитель Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

Певец Пьер Нарцисс умер в Москве в возрасте 45 лет

Пьер Нарцисс, российский певец камерунского происхождения, скончался в Москве. Об этом в среду, 22 июня, сообщил Telegram-канал Baza.

Сведения об авторах: Бабенцева Татьяна Викторовна, учитель-дефектолог в ГБОУ ШОР №1. Борейша Анна Станиславовна, учитель-дефектолог в ГБОУ ШОР №1. Данилова Светлана Валерьевна, учитель начальных классов в ГБОУ ШОР №1, г. Москва.

Авторы: Бабенцева Татьяна Викторовна, Борейша Анна Станиславовна, Данилова Светлана Валерьевна.

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителей-дефектологов и учителей начальных классов, работающих с незрячими детьми младшего школьного возраста по системе лего - конструирования. С помощью конструктора «Лего» решаются образовательные, воспитательные и – самое главное – коррекционные задачи, в ходе которых происходит коррекция познавательной деятельности школьника с глубокими нарушениями зрения.

Ключевые слова: конструктор «Лего», младшие школьники с глубокими нарушениями зрения, развитие познавательной деятельности.

Отечественные ученые, такие как Д.Б. Эльконин и Л.А. Венгер в своих трудах особое место уделяли обучению ребенка навыкам конструирования и моделирования. Эти навыки способствуют полноценному развитию познавательной сферы.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности ребенка, направленный на построение того или иного предмета из деталей конструктора.

Выделяют два типа конструирования: художественное и техническое. Художественное конструирование производится из бумаги и природных материалов. К техническому типу относятся: конструирование из деталей конструктора, из строительных материалов (детали геометрической формы), из модульных блоков и т.п. В техническом конструировании в основном отображается реально существующие объекты, в свою очередь это способствует развитию воображения, пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Конструктор «Лего» - набор деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Это одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира в предметно-игровой среде обучения.

Несмотря на блестящую память незрячих детей, у многих младших школьников возникают трудности в той области усвоения знаний, где необходим зрительный образ. Для успешного развития ребенка с глубокими нарушениями зрения в процессе обучения широко используется конструктор «Лего» со специальным полотном квадратной формы (квадратное плато) для закрепления деталей среднего размера. Для учащихся с остаточным зрением важно наличие деталей разной цветовой окраски.

Цель использования данного конструктора на занятиях: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора; овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение абстрактных понятий.

Задачи:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • создать условия для овладения основами конструирования;
  • способствовать формированию знаний и умений ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать коррекции и развитию внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать коррекции мыслительных операций: анализа и синтеза;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

Лучшим способом помощи незрячему ребенку в усвоении знаний всегда является предметно-практическая деятельность при систематизации и детализации сложного представления из совокупности ряда более простых. В особенности это касается детей с нарушениями интеллектуального развития.

Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для формирования представлений по учебным предметам: окружающему миру, чтению, письму, математике.

Представления о временах года и месяцах.

Учащийся, который не видит картинку, но различает с помощью остаточного зрения различные цвета, видит кубики и кирпичики «Лего» в четырех красках, изображающих времена года. Например: зима – синий, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый. Незрячий ребенок ориентируется на тактильное восприятие схемы. Вначале на квадратном плато закрепляем удлиненный кирпичик и называем его «Зима». Рядом с ним, с интервалом, располагаем три кубика: декабрь, январь, февраль. На следующей строке (или чуть ниже) выстраиваем цепочку кубиков «Весна»: март, апрель, май. Так все последующие. Слабому ученику легче запомнить четыре по три, так как на помощь приходят кинестетические ощущения, а не только вербальный способ восприятия информации.

Слоговая структура слова и буквенный анализ.

В работе над анализом и синтезом, составляющем у ребенка представления о закономерностях образования слов, требуются три вида деталей конструктора: длинный кирпичик, простой кирпичик и кубик. Длинный кирпичик символизирует слово. Простой – слог. Кубик – букву. На первую строку прикрепляем слово (в центре поля). На вторую, в левого края и достаточными промежутками закрепляем слоги. Буквы расставляем на третьей строке отдельно друг от друга (не сплошной линией) но четко под тем слогом, которому они принадлежат.

Не следует вначале употреблять для разбора слова, имеющие йотированные гласные. Начинаем с односложных слов. Затем берем двусложные с открытым слогом и постепенно переходим к словам со стечением согласных. Далее к словам, имеющим четыре и более слогов. Можно менять последовательность работы над многосложными словами и словами со стечением согласных в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Стоит отметить, что эти сложные и абстрактные для детей сведения, превращаются в увлекательную игру, когда ребенка просим показать на собранной схеме тот или иной слог, ту или иную букву (в разбивку). Иногда наоборот: показывая элемент схемы, просим назвать слог или букву. Анализируя опыт работы по данному виду деятельности, отчетливо заметен положительный результат даже у учащихся вспомогательных классов, т.е. у детей с интеллектуальными нарушениями. При периодическом (устном, уже без кубиков) повторении являлся профилактическим средством при дисграфии. Для учеников с остаточным зрением используем кубики красного цвета для гласных и синие для согласных. Мягкость и твердость можно обозначить зеленым, но это после того, как ребенок усвоит слоговую структуру слова, научится самостоятельно определять ритм.

В дальнейшем, подобным образом, можно проводить анализ предложения. Длинная деталь – предложение, простые кирпичики – слова, кубики – знаки препинания.

Сравнение чисел.

Для учащихся, которым сложно сравнивать два числа и определять какое из них больше, а какое меньше, кроме всех возможных способов можно предложить и этот: на первой строчке выставляем количество кубиков, равное одному числу. На второй – второму. Между кубиками оставляем промежутки, но кубики первой и второй строки должны быть четко друг под другом. Сразу видно, какой ряд длиннее и, следовательно, какое число больше.

Сложение и вычитание.

Для выполнения простых арифметических действий ничего не усложняем. На закрепленных в пространстве плато кубиках считать легче, так как они не могут быть неосторожно сдвинуты с места и снова сосчитаны. Ученик выставляет в ряд первое слагаемое (количество кубиков, соответствующее числу), дальше второе слагаемое и пересчитывая все, называет сумму. При вычитании – удаляет кубики равные вычитаемому и получает остаток. При сложении лучше, когда каждое число выкладывается на разных строчках, чтобы ребенок понимал, как из двух чисел получается новое число, и не ошибся со вторым слагаемым.

При наличии остаточного зрения различные компоненты можно взять разного цвета.

Увеличение числа и уменьшение чисел на несколько единиц.

Ребенок, испытывающий затруднения в увеличении и уменьшении числа, очень быстро начинает понимать происходящий в этом действии принцип. Выкладываем кубики данного числа на первой строчке. На второй выкладываем (и проговариваем) столько же. А затем добавляем то количество кубиков (большего размера) на вторую строку и получаем нужное число. Хорошо еще раз сравнить: что было и что стало. По такому же принципу проводим работу на уменьшение.

Подобное игровое упражнение хорошо помогает и зрячим детям, особенно дошкольникам, в понимании увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц. Если те кубики, на которые мы увеличиваем, брать другого цвета, то ребенку становится все понятно быстрее.

Работа над задачей.

Наиболее частое обращение за помощью к дефектологу, вызывает проблема с решением задач. В подобных случаях, у незрячих школьников не всегда имеет место нарушение интеллекта. Иной раз достаточно в течение некоторого времени предлагать ученику создать конструкцию происходящего условия в задаче. Впоследствии ученик будет воссоздавать заданные условия в своем воображении без участия педагога.

ЗАДАЧА: Доярка надоила молоко и разлила его в 8 бидонов, по 30 л в каждый, и 4 бидона по 40 л. Сколько всего молока надоила доярка.

Ученик отсчитывает длинные кирпичики, символизирующие бидоны и выкладывает их в столбик. Рядом с каждым «бидоном» ставим маленькие кубики, обозначающие литры. Для этого, предварительно переводим число 30 в 3 десятка. Вначале разбираемся с бидонами, в которых по 30 л, затем с теми, в которых по 40 л.

В ходе работы определяем количество действий. Закладываем умение видеть этапы, в результате которых мы двигаемся к главному вопросу задачи. Развиваем навык внимательного отношения к деталям.

Для задачи любого типа можно придумать схематичное изображение – подсказку, которая облегчит незрячему ученику восприятие информации и представление о последовательности работы над ее решением.

Помимо упражнений по учебным предметам, конструктор «Лего» используется и на коррекционных занятиях с дефектологом. Каждое из предложенных ниже упражнений способствует развитию познавательной сферы незрячего младшего школьника.

Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия:

Помимо формирования пространственных представлений, данное упражнение способствует развитию слуховой памяти и увеличению объёма произвольного слухового внимания. Сначала ребёнок должен научиться показывать, какие детали конструктора располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают незрячим детям отработать и закрепить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Далее по словесной инструкции отрабатываются понятия: «правый верхний/нижний угол», «левый верхний/нижний угол». Собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Данные упражнения необходимы для успешной учебной деятельности незрячего ребенка.

Развитие предметных представлений:

Конструирование при закреплении каких-либо представлений о предметах, в частности о животных, помогает детям с глубокими нарушениями зрения лучше запомнить отдельные части целого. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий.

Развитие памяти:

1) Показываем ребенку определить на ощупь модель из 3-4 деталей и запомнить ее. Затем закрываем модель и меняем в ней положение 1-2 деталей. Далее опять показываем модель, просим ребенка рассказать, что изменилось.

2) Показываем на полотне последовательность деталей в ряд (кирпичики, кубики и др.) в течение некоторого времени для запоминания. Далее ребенок по памяти повторяет ту же самую последовательность и сравнивает по образцу. Количество деталей конструктора зависит от уровня развития ребенка.

Развитие внимания и мышления:

1) Ребенку предлагается выбрать из корзины некоторое количество деталей конструктора определенной формы (например: 8 кубиков «Лего») и выложить их в один ровный ряд на полотне. Для усложнения: выложить в ряд 4 кирпичика и 3 кубика, чередуя между собой.

2) Выкладываем первую половину узора, а ребенок, соблюдая симметрию, выкладывает вторую половину узора. Например: «Дострой квадратную рамочку», «Дострой лесенку, ведущую вниз». Для более подготовленных детей с глубокими нарушениями зрения, а также для детей с остаточным зрением предлагаются узоры в виде бабочки, машинки, домика, цветка и т.д.

3) Показываем ребенку ряд деталей и просим определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

4) Упражнения на продолжение ряда. Показываем последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, ребенок продолжает ряд.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

5) Сравнение фигур. Показываем ребенку две фигуры, состоящие из трех-четырех деталей. Ребенок тактильно сравнивает и определяет, какими элементами отличаются между собой фигуры.

Список литературы:

1. Блехер Ф. «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста».

2. Разенкова Ю. «От игры в кубики к конструированию».

3. Книга для учителя и сборник проектов. Индустрия развлечений. ПервоРобот. LEGO Group, перевод ИНТ.

4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.

Незрячие дети с помощью набора LEGO смогут научиться читать и считать

Компания-производитель детских игровых наборов LEGO разработала уникальный конструктор, на поверхности которого шрифтом Брайля написаны буквы и цифры. Создатели надеются, что их разработка поможет незрячим и слабовидящим детям быстрее освоить алфавит и научиться считать.

Конструкторы — одна из самых любимых детских игрушек, которая способствует развитию воображения, пространственного мышления, логики, мелкой моторики. В них играют и ребята с пониженным зрением и слепотой. Именно для таких детей, чья зрительная система функционирует с определенными ограничениями, компания LEGO создала уникальный набор. С виду он похож на привычный конструктор, но выпуклые элементы деталей располагаются необычным образом. Они выполняют роль рельефно-точечного шрифта и образуют соответствующие ему буквы или цифры.

Таким образом, конструируя машинки, замки, самолеты, незрячий или слабовидящий ребенок параллельно сможет освоить алфавит, научиться читать по шрифту Брайля.
На пластиковых деталях точечное изображение букв и цифр дополнено их стандартным написанием — для того, чтобы родители или другие взрослые с нормальным зрением могли помочь ребенку в обучении.

Производитель отмечает, что идея создания конструктора для слепых появилась много лет назад, и только сегодня при содействии благотворительных организаций удалось ее реализовать.

Первые наборы будут выпускаться на датском, английском, норвежском, португальском языках. В планах у разработчика расширить серию наборами для детей, говорящих по-немецки, французски, испански. Будет ли выпущен такой же конструктор, адаптированный для русскоговорящих детей, производитель пока не сообщает.

Статистические данные ВОЗ показывают, что свыше миллиона детей в мире являются незрячими, почти 20 миллионов страдают от различных зрительных патологий. При такой статистике весьма вероятно, что обучающий конструктор для незрячих будет пользоваться высоким спросом.

В Сан-Паулу, Бразилия, силами одной благотворительной организации, был запущен проект "Braille Bricks", направленный на помощь слепым детям в освоении навыков чтения через игры. Кирпичики, похожие на известные по всему миру Lego, сделаны так, что каждый блок означает отдельную букву алфавита Брайля. Пока что произведено 300 таких наборов, однако организаторы хотят развить свою идею повсеместно, используя лицензии Creative Commons. По задумке руководителей проекта, лицензия должна стать абсолютно бесплатной для любых действий с исходным продуктом - копирования, внесения конструктивных изменений и прочего. С одним условием - конечный продукт должен выпускаться под такой же лицензией, что и оригинал.

Лего для слепых Слепые, Дети, Игрушки, LEGO, Длиннопост

Лего для слепых Слепые, Дети, Игрушки, LEGO, Длиннопост

Лего для слепых Слепые, Дети, Игрушки, LEGO, Длиннопост

Лего для слепых Слепые, Дети, Игрушки, LEGO, Длиннопост

Лего для слепых Слепые, Дети, Игрушки, LEGO, Длиннопост

Лего для слепых Слепые, Дети, Игрушки, LEGO, Длиннопост

А теперь представим, что кирпичик повернулся

Очень хорошо, что цветное. Так незрячим будет легче ориентироваться, да? :/

Слышала что-то об этом. Отличный проект, главное чтобы подделки были качественные на предмет размещения точек

я возможно чего-то не понимаю.
но чем отличаются зелёный от красного в первой картинке?
вопрос для слепых:)
да и вообще зачем вам цвета?

о, здорово, теперь у слепых будет своя "досочка".

з.ы. я попаду за это в ад.

З.Ы.Ы. И наконец появится записная книжка.


Игрушка для ребенка)⁠ ⁠

Блокпост⁠ ⁠

Когда дети завалили твою комнату игрушками, и ты им говоришь прибраться, потому что надо пропылесосить. Уходишь за пылесосом, возвращаешься. А на входе в комнату:

Блокпост Дети, Игрушки

Ответ на пост «Как я не стал известным Барби-Модельером двора или как одна фраза отца может отбить желание заниматься любимым делом»⁠ ⁠

У нас в детстве такое было. Играли в семью в песочнице, заманили мальчика, чтобы он играл папой, то есть Кеном. Пришёл его старший брат, сказал, что тот пацан играет в девчачьи игры, и что он девка. Наш "папа" кинул Кена в песок с криком "Я не девка" и удалился. Так кукольная семья осталась без отца, потому что девочки тоже не хотели играть Кеном.

Другой случай, я где-то читала, но смысл примерно такой: пацан играл своими супер-героями, и ему нужна была принцесса, которую нужно спасать. Он взял куклу сестры и продолжил бои уже за спасение дамы. Пришёл отец, забрал куклу и наговорил пацану много гадостей и усомнился в его ориентации.

И вот этого я не понимаю. Куклы - это инструмент, не более. С их помощью ребёнок воображает, анализирует ситуации, примеряет на себя какую-то роль. Ну не уже ли сложно уточнить у ребёнка какая эта роль? Неужели плохо, чтобы мальчик играл папу в кукольной семье? Или чтобы спасал принцессу? Это же прям максимально традиционные роли, которые никак не указывают на то, что у ребёнка какая-то особенная ориентация, или что он ассоциирует себя с другим полом.

Просто зажатые взрослые развешивают свои комплексы и на мелких, и будто боятся, что ребёнок не примет и не понесёт на себе этот груз. А люди несут. Женщины мёрзнут в юбках в минус 40, ведь они девочки, а мальчики не носят розовые футболки, ведь розовый это девчачий цвет.
П.С. Ещё знакомая бабушка запретила внучке одеться на утренник медвежонком, потому что медвежонок - это мальчик, а на праздник надо что-то для девочки. Ну, шедевр же.

Датская фирма Lego представила комплекты конструктора, сделанные специально для незрячих детей. На каждую деталь в наборе будет нанесен шрифт Брайля. В продажу Lego Braille Bricks должны поступить в 2020 году. В источнике

Подробнее о событии

Скончавшийся Шатунов оставил семье особняк в Мюнхене стоимостью 10 млн долларов

В общей сложности стоимость недвижимости Шатунова превышает 13 млн долларов. Деньги он хранил в иностранных банках.

Глава МВФ Георгиева заявила, что экономика США в 2023 году замедлится, но избежит рецессии

Экономика США в 2023-2024 годах замедлится, но избежит рецессии. Однако добиться этого будет все сложнее.

Госсекретарь США Блинкен заявил, что россияне почувствуют эффект санкций в повседневности

«Думаю, вы увидите, что россияне не смогут купить то, что могли раньше, когда Россия была открыта миру», — подчеркнул Блинкен.

EarthSky: комета с пылевым хвостом размером с Юпитер пролетит рядом с Землей

Комета, чей размер ученые сопоставляют с астероидом Чиксулуб (его падение привело к смерти динозавров), пролетит рядом с Землей в июле 2022 года.

Сдавшиеся в плен боевики ВСУ плачут, звоня родным во время брифинга в ЛНР

Военные Вооруженных сил Украины сложили оружие и сдались в плен группировке ВС РФ «Отважные» в Горско-Золотом котле.

Мария Захарова ответила вице-канцлеру ФРГ Хабеку, ставшему реже мыться ради экономии

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram-канале ответила вице-канцлеру Германии Роберту Хабеку, заявившему, что он стал реже мыться ради экономии энергии в условиях возможного кризиса.

Минобороны России сообщило о блокировании Лисичанска с юга группировкой войск «Центр»

Группировки войск "Центр", прорвав хорошо подготовленную оборону ВСУ, разгромили противника и блокировали Лисичанск с юга, заявил официальный представитель Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

Певец Пьер Нарцисс умер в Москве в возрасте 45 лет

Пьер Нарцисс, российский певец камерунского происхождения, скончался в Москве. Об этом в среду, 22 июня, сообщил Telegram-канал Baza.

Читайте также: