Лего это игрушка или нет

Обновлено: 25.04.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Только лучшее является достойным"

- лозунг, придуманный основателем LEGO - Оле Кирком.

Введение

Я выбрал эту тему, потому что она очень близка мне. Я люблю строить и конструировать. Собирать конструктор LEGO – это мое хобби, мне стало интересно узнать, как и когда появился конструктор LEGO, что же такое конструирование вообще и как мои сверстники относятся к LEGO? Увлекаются ли они им? Мне очень интересно узнать есть ли польза от этих игрушек? Ответы на эти вопросы я постараюсь раскрыть в своей работе.

Актуальность: Я считаю, что тема LEGO-конструирования в настоящее время актуальна. Так как выбор игрушек для детей очень важен, игрушки должны быть такие, которые помогали бы детям развивать фантазию, раскрывать своё творчество, мышление и логику, моторику. Кроме этого очень важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Поэтому подбор игрушек в наше время - дело серьезное и ответственное.

Сегодня, одним из самых знаменитых производителей детских конструкторов, является датская компания Lego. Ее продукция пользуется необычайной популярностью среди детей во всем мире. Подобное развлечение любят как мальчики, так и девочки. Конструкторы Lego развивают кругозор, знакомят детей с мифами, легендами и известными фильмами, развивает мелкую моторику, мышление и логику.

Цель: Выяснить, действительно ли LEGO является полезным развивающим конструктором, вызывающим интерес у детей.

Задачи:

Выяснить, интересен ли конструктор LEGO современным детям.

Познакомиться с историей LEGO.

Изготовить модели LEGO и приобщить друзей и одноклассников к конструированию.

Изучить какие способности развиваются у детей при игре в LEGO.

Гипотеза:

Систематические и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Методы:

История создания конструктора LEGO.

LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном , столяром из небольшого городка Билунд в Дании. Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством деревянной мебели

(стремянок, табуреток, гладильных досок) и деревянных игрушек.

Название компания получила в 1934-м году от словосочетания «LEg GОdt»

«играть хорошо» на датском (или увлекательная игра).

Целых 15 лет бизнес Кристиансена процветал и развивался, а деревянные игрушки LEGO радовали детишек Дании.

В 1947 году игрушки LEGO появились в пластмассовом исполнении.

А в 1949 году, появился и первый прототип пластмассовых кирпичиков LEGO. В то время эти кирпичики назывались Automatic Binding Bricks. С тех пор игрушки LEGO стали набирать популярность не только в Дании.

В 1954-м такие кубики начинают называть «кубиками LEGO».

К концу 50-х годов прошлого столетия LEGO стало самым популярным развлечением для европейских детей.

В 1956 г. в Хохенвестедте (Германия) была основана первая иностранная торговая компания Lego.

Элементы LEGO.

Кирпичики (кубики). Кубики — ключевой элемент Lego. Он используется не только в конструкторах, но и в настольных и компьютерных играх.

С 1958 года размер классического кубика Lego с восемью шипами, расположенными в два ряда не меняется, что позволяет использовать детали одного набора при сборке другого.

Человечки. Фигурки человечков впервые появились в конструкторах Lego в 1978 году, они прилагались к сериям «Город», «Замок», «Космос», «Семья . За время своего существования человечки Lego появлялись во многих образах: рыцаря, космонавта, п скелета, пирата, герои звездных воин и исследователя, дайвера, лыжника, др олицейского, гонщика, футболиста,.

Разнообразие конструктора LEGO

Конструкторы Lego — это большой и увлекательный игровой мир. Они насчитывают более 50 коллекций, включающих в себя сотни наборов. Вот некоторые из них.

Продукция для дошкольниковнаборы DUPLO — разновидность конструкторов марки LEGO , предназначенная для детей от полутора до шести лет( появился в 1969-м году). Элементы конструктора этой серии значительно крупнее стандартных и не имеют острых углов, что делает их безопасными для маленьких детей.

Строительство. К этой категории относятся стандартные наборы Lego, состоящие из кирпичиков и дополнительных элементов (окна, крыши, колёса, двери и т. п.).

Ролевые. Конструкторы этой группы выстраиваются вокруг определённой тематики (пожарная станция, гонки, полицейский участок, рыцарский замок и др.).

Коллекция Lego City — это одна из самых больших коллекций, посвященная жизни шумного и большого города на берегу моря. Пользуется большой популярностью. Она включает наборы: Городская полиция, Пожарная служба, Городской аэропорт, Строительство, Порт, Ферма и др.

Коллекция Lego Star Wars (Звездные войны) появилась в 80-е годы прошлого века, практически сразу после выхода на экраны одноименного фильма Джорджа Лукаса, быстро ставшего невероятно популярным. В конструкторах Лего Звездные Войны можно встретить всех основных персонажей фильма, выполненных в виде подвижных минифигурок. А кроме того лего звездные войны – прекрасная возможность собрать всю фантастическую технику будущего своими руками.

Коллекция Lego Technic можнопостоянно развиваться и узнавать что-то новое

в области машиностроения, изучать реальное устройство машин и оборудования, познавать мир. Здесь есть и гоночные джипы, и машины, которые выполняет самую тяжелую работу в реальном мире: бульдозеры, самосвалы, внедорожные тягачи, краны, манипуляторы, буксировщики, самолеты, погрузчики, тракторы и многое другое

Робототехника

Серия Lego Mindstorms это особое достижение компании Lego .Игрушки серии Lego Mindstorms имеют несколько двигателей, дополнительные датчики-сенсоры и цветной дисплей. Lego Роботы способны поразить воображение всех, кто с ними сталкивается впервые, ведь они ведут себя, как живые существа. Lego Mindstorms реагируют на прикосновение и звук, способны определять температуру объекта и расстояние. Они могут приходить, услышав Ваш хлопок, поднимать предметы, которые находятся рядом, и различать темноту и свет. Все это звучит довольно сложно, но практика показывает, что любой ребенок, который владеет компьютером на пользовательском уровне, может без проблем запрограммировать конструктор из серии Lego Роботы, создав своего личного робота. Отметим, что команды игрушке Lego Mindstorms можно отдавать не только с компьютера, но и с любого мобильного телефона, в котором установлен Bluetooth.

В настоящее время создано много новых серий Lego – таких как Bionicle, StarWars, Exo-Force, HarryPotter, Racers, KnightsKingdom, Dino 2010, Vikings, Batman. За каждой игрушкой Лего стоит не один год упорных исследований. На производство конкретной продукции затрачивается примерно 3-5 лет!

Все эти серии игрушек позволяют детям наиболее полно реализовать свои таланты, и дают возможность развиваться вместе с LEGO. Наборы дают детям возможность проявить свои творческие способности, занимаясь конструированием, и проявлять фантазию, придумывая собственные игры.

Интересные факты о Lego

Крупнейший в мире контруктор Lego( модель истрибителя StarWarsX-Wimg) была собрана за 17 000 часов, с использованием 5.3 млн деталей . Ее общий вес составил 23 тонны.

На заводе Lego существует секретное хранилище, где собраны по одному из каждого когда либо выпущенных наборов.

Меня очень удивило, что из кирпичиков Лего можно собрать даже оружие, которое стреляет. Это был автомат Калашникова АК_47. Не менее удивителен принтер, который подключается к компьютеру и печатает. А на волончели, собранной из кубиков Лего можно даже играть музыку!

Самым удивительным фактом для меня является существование целого города из Lego -Legoland . В настоящее время существуют четыре тематических парка Legoland в Дании, Великобритании, США, Германии. Во всех парках Legoland посетителей ждут многочисленные аттракционы, в разных тематических зонах, все элементы в парках выполнены из деталей конструктора Lego.

Выпущенных кубиков Лего хватило бы, чтобы каждый из живущих на планете получил 64 детали.

Дети всего мира проводят примерно пять миллиардов часов, играя с кубиками Лего.

Около 7 коробок Лего продается каждую секунду. Ежегодное производство кирпичиков LEGO достигает 20 миллиардов кирпичиков в год, т.е. каждую секунду производится около 600 кирпичиков ЛЕГО

Из 40 миллиардов поставленных друг на друга кубиков Лего можно собрать башню, которая дотянется до Луны.

В мире около 4 миллиардов фигурок Лего

Практическая часть

Работа 1. Я решил выяснить, популярен ли конструктор LEGO у современных детей.

Гипотеза. Конструктор LEGO популярен в современном обществе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.docx

Научно – практическая конференция

«Мир моих увлечений»

Исследовательская работа

Конструктор ЛЕГО - это

развлечение или обучение?


«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!

Обоснование

У меня дома много игрушек: машинок, солдатиков, трансформеров и других. Но первое место среди них для меня занимает конструктор Лего. Я собираю различную технику: самолёты, танки, машины, а также оружие. После сборки я начинаю игру. Конечно, бывает, что во время игры детали не выдерживают большой нагрузки и отсоединяются, но я не унываю и строю свои модели заново. Мама подолгу не может оторвать меня от игры, потому что игры всегда новые: каждый раз в голову приходят всё новые и новые идеи конструирования!

Как-то раз мама задала мне вопрос: если я так увлечён конструктором Лего, не хотел бы я узнать, как и когда оно появилось. Я задумался и согласился. Так началось моё «исследование».

Актуальность исследования: Мы считаем, что тема ЛЕГО конструктора в настоящее время актуальна. Так как выбор игрушек для детей очень важен, игрушки должны быть такие, которые помогали бы детям развивать фантазию, раскрывать своё творчество, мышление и логику. Сегодня, одним из самых знаменитых производителей детских конструкторов, является датская компания ЛЕГО . Ее продукция пользуется необычайной популярностью среди детей во всем мире. Подобное развлечение любят как мальчики, так и девочки. Конструкторы ЛЕГО развивают кругозор, знакомят детей с мифами, легендами и известными фильмами, позволяет попасть в мир любимых персонажей. Это захватывающий мир ярких красок и сильных эмоций, который, в отличие от мира компьютерных игр, не вызывает зависимости, не ограничивает ребенка в его развитии, а наоборот, позволяет развиваться и учиться в собственном темпе. Конструкторы HYPERLINK "http://www.virastayka.ru/lego/" ЛЕГО знакомят детей с повседневной жизнью, учат ориентироваться в городе, рассказывают о том, какие бывают профессии. Конструкторы ЛЕГО предназначены и для групповых, и для индивидуальных игр.

Проблема: современные дети не играют в развивающие и занимательные игры, а увлечены Интернет – играми.

Объект исследования : конструктор ЛЕГО

Предмет исследования : влияние конструктора ЛЕГО на развитие детей.

Тема: Конструктор ЛЕГО- это развлечение или обучение?

Цель: Доказать, что собирая и играя конструкторами ЛЕГО, можно многому научиться. Рассказать ребятам как это увлекательно и интересно!

Ø Собрать необходимую информацию о конструкторах ЛЕГО;

Ø Провести анкетирование среди учащихся 1 «б» класса;

Ø Показать различные модели из конструктора ЛЕГО;

Ø Узнать, чему может научить ЛЕГО

Гипотеза: я предполагаю, что увлечение конструктором «Лего» является не только развлечением, но и обучением.

Методы исследования:

Ø поиск и изучение информации,

Ø конструирование моделей.

https://tapoc.trbo.yandex.net/tapoc_secure_proxy/81fcf4d6be972fe436f16d016ff86231?url=http%3A%2F%2Fwww.matrony.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F3c11376b63ef674c146db7190574c25f.jpg

Сейчас все больше и больше времени дети проводят за компьютерными играми (телефон, планшет, компьютер). Эти игры настолько увлекают ребят, что они уже не могут без них жить. Поэтому мне хочется рассказать о своем увлечении ЛЕГО. В отличие от компьютерных игр, конструирование не вызывает зависимости, а позволяет развиваться и учиться.

«Моя любимая игра ЛЕГО»

Фирма Lego вошла в пятёрку основных мировых лидеров по производству детских игрушек. В 2008 году, она отпраздновала 50 летний юбилей мирового успеха своего конструктора Лего. Во многом рецепт успеха определен простотой в эксплуатации и неограниченностью возможностей этой чудесной игрушки. Конструкторы Lego представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков lego. Кроме того, Лего непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!

Название «ЛЕГО» произошло от двух датских слов — «leg» (игра) и «godt» (удовольствие). «Лего» означает «играй с удовольствием». Родиной этого конструктора является Дания. В 1932 году Ол Кирк Кристиансен открыл собственное производство различных изделий из дерева, в том числе и игрушек. Первые конструкторы Лего производились из дерева. Задача, которая стояла перед работниками компании (поначалу она состояла всего из 7 человек), — создать игрушки, развивающие воображение, изобретательность и творческие способности ребенка. А пластмассовый кубик, способный соединяться с другими, появился лишь в 1947 году. С этого времени завод полностью перешёл на пластмассу, но не потому, что она более удобна в производстве, а из-за пожара в цеху по производству деревянных изделий. Цех было решено не восстанавливать, а перейти на другой материал. Наряду с обычными игрушками было налажено производство конструкторов. Вначале это были наборы, состоящие из легко соединяющихся строительных элементов. Постепенно качество конструкторов улучшалось, а сама игра усложнялась. Вскоре к наборам стали прилагаться инструкции, помогающие собрать самые разнообразные модели: дома, замки, целые города, поезда и машины.

С 1963 года компания по производству Лего использует безопасную нетоксичную пластмассу, которая со временем практически не теряет цвет. Эти конструкторы предназначены для самых разных возрастных групп детей. Дети всего мира с восторгом оценили изобретение датчан, с удовольствием принявшись строить из ярких деталей Lego не только то, что предлагала инструкция, но и собственные удивительные сооружения.

Основой наборов является кирпичик LEGO — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах(приложение №1). В наборы также могут входить множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и т.д. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов.

Начиная с момента своего появления в 1949 году, элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы, созданные в 1963 году, по-прежнему стыкуются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Наборы LEGO для маленьких детей совместимы с наборами для подростков.

Все детали системы Lego изготавливаются с заданной степенью точности, которая позволяет соединять их без значительных усилий. Кроме того, после соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу.

Наборы Lego выпускает группа компаний LEGO Group, главная компания которой находится в Дании. Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия, в небольшом городке Биллунд, находится и самый большой Леголенд в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO.

Самая высокая башня из кубиков Лего в парке Legoland. Высота башни 30,5 метров.(приложение №2)

Корнева Ирина Леонидовна

Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее, мы начинаем подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет нам огромные возможности для развития. В играх мы развиваем свои естественные задатки — воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект.

Обычно мы играем всем, что предлагают нам взрослые, или просто тем, что попадает нам в руки. Тем более выбор огромен: глаза разбегаются от количества того, что мы видим в магазине или у друзей. Но мы взрослеем, с нами меняются и наши интересы: нас уже не увлекают просто машинки и просто игрушки. Мы хотим попробовать что-то из мира взрослых - создавать, творить, экспериментировать и самовыражаться! Поэтому я остановил свой выбор на конструкторе Lego, который дает мне возможность раскрыть и дисциплинировать себя.

Конструируя различные модели, я задумался, кто и когда создал такую полезную игрушку, в какой стране, и я решил найти информацию об истории возникновения конструктора LEGO.

Мне очень интересна эта игра, поэтому, я решил побольше узнать о ней, и поделиться своими знаниями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

1. Познакомиться с историей возникновения ЛЕГО.

2. Изучить устройства конструкций и механизмов, их функционирование, принцип действия.

2. Узнать, как ЛЕГО помогает развивать детей: творческие возможности, память, мышление

3. Изготовить несколько моделей из ЛЕГО, чтобы проверить свои навыки и творческий потенциал

4.Доказать, что конструктор ЛЕГО, непросто игрушка, а очень серьезное занятие.

Самая известная в мире игрушка, мечта многих маленьких мальчиков и девочек — конструктор LEGO появилась в Дании, королевстве детских сказок, на родине Ганса-Христиана Андерсена. Кажется, именно там, в стране с волшебной атмосферой, с любовью к миру детства, должен был появиться замечательный конструктор, там его смогли придумать и оценить по достоинству.

История создания ЛЕГО. История ЛЕГО началась в Дании, когда плотник Оле Кирк Кристиансен сделал для своего сына обычную деревянную игрушку, положив начало семейному бизнесу в 1932 году. Дедушка теперешнего Главы Lego Group не думал, что детские забавы будут приносить его потомкам огромные доходы.. Брэнд LEGO является сегодня самым известным в мире игрушек. Даже более известным, чем кукла Barbie. Название LEGO произошло от слов «Leg» и «Godt», что в переводе с датского означает «хорошо играть» или «увлекательная игра».

Конструктор LEGO неоднократно получал премии и награды в разных странах мира, вполне справедливо он был назван одним из самых важных изобретений 20-го века.

Форма для штамповки кирпичиков Lego. Прежде чем стать экспонатом в Legoland California в августе 2008 года, она отштамповала более 120 миллионов деталек.

Главной целью ЛЕГО является разработка отдельных элементов, которые можно сложить и разложить. Это дает нам абсолютную свободу действий. За каждой игрушкой ЛЕГО стоит не один год упорных исследований. На производство отдельной конкретной продукции затрачивается около трех – пяти лет.

Цель конструктора - научить ребенка прилежности и терпению. Особенность таких наборов заключается в том, чтобы увлечь ребенка игрой. Ребенок сам создает своего персонажа и придумывает ему имя, основываясь на своем личном опыте. Таким образом, игра становится более оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии.

Кирпичик — ключевой элемент Lego. Он используется не только в конструкторах, но и в настольных и компьютерных играх.

Фигурки человечков впервые появились в конструкторах Lego в 1978 году, они прилагались к сериям «Город», «Замок», «Космос», «Семья». Теперь они есть в каждой серии, выпускаемых конструкторов.

Разнообразие конструктора LEGO

Сегодня существует такое разнообразное ЛЕГО, что можно легко подобрать игру для детей любого возраста, для мальчиков и девочек, и даже их родителей. Такое разное ЛЕГО…

ЛЕГО для малышей

Для самых-самых маленьких у компании ЛЕГО уже есть специальные наборы из серии «Бэйби» и Наборы «Кватро» (LEGO quatro) BABY).

Для малышей постарше есть увлекательная серия «ДУПЛО» (LEGO DUPLO). В этой серии очень много разных конструкторов, но во всех наборах детали большие и яркие. Например, замечательные наборы со зверушками - «Ферма», «Конюшня», «Зоопарк».

ЛЕГО для девочек. Специально для девочек компания ЛЕГО создала серию «Бельвиль» (Belville). В этой серии собраны герои из разных сказок: «Огниво», «Золушка», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Принцесса на горошине» и многих других. С такими наборами очень легко разыграть целый спектакль или даже придумать свою сказку. Кстати, одежда для кукол и обивка у мебели сделаны из настоящей ткани.

ЛЕГО для мальчиков - это увлекательные приключения в наборах серий «Пираты», окружающий нас мир в огромной серии «Город», различные тематики, интересные не только мальчикам, но и девочкам в серии «Создатель» (CREATOR).Еще одна автомобильная серия «Гонки». Серия «Звездные войны», «Chima». Фантастическая серия «Бионикл». Ее герои - роботы живут в далекой Вселенной и ведут борьбу с силами Зла.

Фирма ЛЕГО известна не только своими увлекательными конструкторам, но еще и компьютерными программами и мультфильмами. Наиболее интересна компьютерная программа ЛЕГО ДИЗАЙНЕР, с помощью которого виртуально в режиме 3D можно создавать интересные объекты.

Есть еще и огромные парки развлечений, где практически все сделано из кирпичиков ЛЕГО. В ЛЕГОЛЭНД (так называются эти парки) можно прийти всей семьей, и здесь всем будет интересно. Потому что это настоящая страна ЛЕГО! Самый первый парк был построен на родине фирмы ЛЕГО в Дании. Позднее открылись парки в Великобритании и США. И вот самый последний и самый новый, четвертый ЛЕГОЛЭНД, несколько лет назад появился в Германии. «ЛЕГОЛЭНД Германия» расположен недалеко от города Мюнхен. Каждый день тысячи ребят самых разных национальностей вместе с родителями приходят в этот парк.

  • Выпущенных кубиков ЛЕГО хватило бы, чтобы каждый из живущих на планете получил 64 детали.
  • Дети всего мира проводят примерно пять миллионов часов в год, играя с кубиками ЛЕГО. …
  • Из шести кубиков ЛЕГО 2Х4 можно собрать 915 миллионов различных комбинаций. …
  • Около 7 коробок ЛЕГО продаётся каждую секунду. …
  • 36 000 элементов ЛЕГО производится каждую минуту. …
  • В мире находится 4 миллиарда фигурок ЛЕГО. … Из 40 миллиардов поставленных друг на друга кубиков ЛЕГО можно собрать башню, которая дотянется до Луны.

Собирать ЛЕГО – мое любимое хобби. Это занятие меня увлекает с раннего детства. Тогда я собирал модели из небольшого количества элементов, сегодня я могу сконструировать модель из нескольких сот деталей. Поверьте, это очень увлекательное и интересное занятие. Порой за сборкой ко мне присоединяются мама папа, братишка или просто друзья, и тогда игра становится веселее, потому, что можно разыграть разные сценки, узнать друг друга получше. Лего - отличный способ сближения людей.
Создатели ЛЕГО каждый раз придумывают что-то новое. Я слежу за новинками из разных серий и очень счастлив, когда мне в руки попадает новый конструктор! Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя получать удовольствие. Конструктор ЛЕГО помогает нам воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы.

Поэтому я считаю, что ЛЕГО – это не просто игрушка, а серьезное занятие, которое, несомненно, помогает мне сейчас и обязательно пригодится мне в будущем. Я играю в ЛЕГО не потому, что так надо, а потому, что это занимательно и хочу сам без помощи взрослых изобретать разные вещи. Играйте в ЛЕГО – это здорово.

Под катом мы попытались как-то обобщить и систематизировать наш опыт по выбору платформы для занятий с детьми. Если вы организуете кружок робототехники, возможно, вам это будет полезно.
К прошлой серии было много справедливых замечаний, по такому случаю я полностью переработал материал.

Введение

  1. механика;
  2. периферийная электроника;
  3. управляющий модуль;
  4. софт (среда разработки).

Сначала лирическое отступление.
В свое время я был одним из самых счастливых детей в Екатеринбурге, потому что отец привез мне из Германии целый чемодан Лего (тогда в России его еще совсем мало было). И я думаю, это очень здорово повлияло на мое умственное развитие — мелкая моторика, пространственное мышление. Однако у людей есть такое свойство: взрослея они иногда начинают нелюбить ту среду, из которой вышли, так и меня часто упрекают в предвзятости к Лего. Сейчас я все-таки попытаюсь это преодолеть.

image

image

Итак, главное достоинство леговской механики — это скорость сборки. Наверно, раз в десять выше, чем на винтах, раза в два выше, чем на заклепках. По большому счету главный соединительный элемент Lego Technic — это та же заклепка, которую не нужно зажимать, раскрывается сама за счет упругости:

image

Второй элемент — ось с крестообразным сечением:

По сути это заменитель винта, только “гайки” на ней не закручиваются, а держатся за счет продольного трения.
Плюс к этому в Лего есть специальные детали для сборки некоторых специфичных узлов, например, дифференциала. Все это позволяет быстро собирать очень сложные механизмы, и для детей это действительно здорово. Жаль только, что не навсегда мы остаемся детьми, и вот тогда возникает проблема: во взрослой жизни такие соединения нигде не используются, и плавный переход с Лего на что-то другое, насколько мне известно, еще никому не удавалось реализовать. Кроме того, возникает еще одна неприятность, с которой я сам при взрослении столкнулся: в Лего все из коробки подогнано идеально, до микронов, ребенок к этому привыкает, принимает как данность. В реальности для такой точности нужно прикладывать огромные усилия, и я этому уже в студенчестве долго учился, кажется, до сих пор толком не научился.

Управляющий модуль у Лего скучный.

image

С одной стороны, он очень прочный, почти не ломается, с другой имеет всего 8 разъемов и туда не влезает ничего, кроме кроме фирменных леговских проводов (кстати, насколько я знаю, самая ломкая часть). Разумеется, штатно с ним работают только леговские датчики и моторы.
С точки зрения преподавателя Леговская электроника самая малохлопотная: все легко подключается, почти никогда ничего не ломается, однако и простора для творчества очень мало.

Поскольку Лего — это большая компания, об инфраструктуре она позаботилась: подавляющее число соревнований по робототехнике имеют ограничение — только Лего.

image

Кроме того проводится множество разных конференций и мероприятий для преподавателей.

Резюме следующее: вещь невероятно классная, это действительно так, однако, как и для всех игрушек, чем раньше ребенок с нее соскочит, тем лучше, по нашему опыту седьмой класс — в самый раз. Так же Лего — единственный конструктор, который не требует от преподавателя серьезной технической подготовки. Ну а еще по идеологии своей он очень похож на Майкрософт, некоторые Майкрософт не любят.

Fischertechnik

По этой причине какие-то простые механизмы на Fischertechnik делать не очень удобно, но зато там есть множество специальных элементов, с которыми можно делать совершенно невероятные вещи: пневмоприводы, хемотроника, ионисторы, электрохимические суперконденсаторы и др. (подробнее см. ссылку выше). Кроме того, есть специализированные наборы, моделирующие то или иное производство.
В целом идеология Fischertechnik повторяет идеологию Лего, все-таки это игрушка, но очень технически продвинутая.

Кроссплатформенные управляющие модули

Сначала немного терминологии. Вся переферийная электроника для взрослой робототехники имеет стандартные разъемы, работает по стандартным протоколам. Fischertechnik, Лего и другие закрытые продукты создает искусственные препятствия для подключения через эти разъемы и протоколы. Продукты по-проще, например, Raspberry, хотя и не являются опенсорсными, но все стандарты поддерживают. Вообще по нашему опыту в данном случае опенсорсность железа не имеет столь большого значения: все разъемы стандартны, среды разработки тоже стандартны и, как правило, опенсорсны, и железная прокладка между ними существенной роли не играет, переход на другую железку никаких проблем не вызовет. Здесь еще можно по-рассуждать о нашей миссии по развитию опенсорсного железа, но для краткости опустим это, к теме не очень относится.

  1. Низкая цена.
  2. Быстрый старт: воткнул USB-провод, открыл среду разработки, загрузил пример, поехали. С Raspberry придется еще помучиться: образ на карточку загрузить, подключиться, настроить автозапуск скриптов и т.д.
  3. Большее удобство подключение периферии (например, на плате уже есть аналоговые входы, к Raspberry АЦП подключить сложно), большое количество разнообразных шилдов.
  4. Низкое энергопотребление.

image

По сравнению со своими аналогами Raspberry является самой распространенной и дешевой, по характеристикам последняя ее версия аналогам ничем особо не уступает, поэтому мы работаем с ней.

image

Среди ардуин мы выбрали Uno, поскольку, опять же, самая распространенная и дешевая (в Китае стоит порядка 30 юаней или ~ 300 рублей). Характеристики у нее не самые, но нам вроде хватает.

Конструкторы

image

Из других конструкторов наиболее популярен Huna (кстати, вроде бы отчасти российская разработка):

image

Трик предлагает неплохой конструктор, но, опять же, уж очень дорогой.

Общий принцип у всех конструкторов примерно один и тот же: плоские детали и уголки соединяемые винтами, по сути старый советский железный конструктор. При этом у каждого свои особенности: в Мультипло основные детали вырезаны из трехмиллиметрового пластика + маленькие алюминиевые уголки + пластиковые заклепки; в Huna плоский металл дополняется объемными пластиковыми деталями, похожими на Лего; Трик просто очень массивен.

Заключение


Наш выбор — ардуино + Raspberry + Multiplo. Цена самая низкая, простор для творчества самый большой. В то же время от преподавателя требуется очень высокая квалификация.
Вообще мы работаем с детьми с третьего класса, но это скорей исключение, все-таки до седьмого класса нужно что-то другое, типа Лего или Fischertechnik.


Lego Serious Play или, сокращённо, LSP — это необычный и пока еще не очень распространённый метод игрового моделирования (или – фасилитации). Не запутано начали? Тогда продолжим и, обещаем – ничего сложного в этом нет.

Разберёмся для начала с тем, что такое «фасилитация».
Говоря простым и понятным языком, «фасилитация» – это организация и проведение эффективных встреч, где критерием эффективности является достижение поставленной цели встречи в определённые для этой встречи сроки. Например, если мы организуем двухчасовое планирование итерации, фасилитатор следит, чтобы команда не отвлекалась на смежные темы и не уходила слишком глубоко в детализацию, чтобы через 2 часа у нас появился готовый и качественный план. Причём качество плана подразумевает вовлечённость в процесс всех участников встречи

Теперь вернёмся к тому, с чего начали – Lego Serious Play.

Основная цель данного метода – стимулировать принятие нестандартных решений, визуализации их с помощью деталей конструктора Lego в ходе сессий различной продолжительности, длительность которых зависит от сложности масштабности темы встречи и глубины её проработки.

В ScrumTrek этот метод был недавно опробован, в том числе, для выработки бизнес-стратегии на следующий календарный год (серьезная вещь), так что мы, буквально, из первых уст расскажем о том, что это за зверь, и как выглядит.


Но сначала немного истории: Йохан Рус и Барт Виктор (к моменту создания метода оба были профессорами в швейцарском «Международном Институте Управленческого Развития» – IMD) придумали концепт «серьезной игры в Lego» в середине 90-х годов с одной основной целью – стимулировать управляющий персонал к описанию, созданию и реализации собственных взглядов на стиль и стратегию ведения бизнеса.

Первый опыт применения и проверки концепции был осуществлён создателями (уже упомянутыми Русом и Виктором) с командами управляющих в таких компаниях, как Tetra Pak, Hydro Aluminium и TFL, дополнительно – в университете IMD (для трёхсот сотрудников самой Lego). Было выпущено три научных публикации: в 1998 году в научном журнале университета IMD вышла первая статья «В поисках оригинальных стратегий: как насчёт серьезной игры?», в 1999 – «Двигаясь к моделям создания стратегии на базе серьезной игры», опубликованной в «Европейском Журнале Менеджмента» и, наконец, отраслевой журнал Long-Range Planning опубликовал наиболее популярную статью Мэтта Статлера «Серьезные игры со стратегией».

Забавный факт – Къелд Кирк Кристиансен, создатель конструктора и оригинальный владелец компании Lego, поначалу отнёсся к данной идее со скепсисом, но так как Русу и Виктору удалось быстро доказать применимость модели на практике, г-н Кристиансен первым настоял на применении методов Serious Play в Lego (в самой компании, да).

Сегодня, спустя достаточно лет, Lego Serious Play – это лицензированная методика бизнес-консультации, используемая не только самой Lego, официально в его эффективности признаются Daimler Chrysler, SABMiller, Orange, Nokia, наконец, государственные организации так же берут LSP на вооружение (например, Главное патентное бюро Дании). Не так давно в Lego осознали, что развитие метода в закрытом сообществе идёт крайне медленно и лицензировала методику под Creative Commons, поэтому теперь можно говорить смело, что LSP принадлежит всем.

Закончим с историей и расскажем подробнее про сам метод, состоящий из трёх краеугольных понятий:

«Игра» – это процесс, лимитированный правилами и добровольным участием, задействующим воображение участника. Игра так же регулируется договорённостями между её участниками.

Конструкционизм

Идеи, основанные на трудах Сеймура Паперта, который утверждал что люди лучше всего учатся в процессе вовлечения в игру в процессе создания какого-то продукта, «внешнего» для них самих: замка из песка, машины или компьютерной программы.

Воображение

В течение всей истории человечества термину «воображение» давалось множество трактовок и объяснений, интерпретации которых были тесно связаны с тем языком, на котором «шла речь». В LSP «воображению» присваивается следующая роль: описывать что-либо, создавать, мотивировать к созданию.

Итак, резюмируем самые главные составляющие части Lego Serious Play.

Метод помогает структурировать: мышление, диалог и совместную выработку решений.

3-D модели из элементов конструктора Lego – это основа для: группового обсуждения, обмена знаниями и опытом, принятия решений.

Главные особенности метода:

  1. Полное вовлечение (каждый строит модели);
  2. Самовыражение (высказывается каждый);
  3. Невозможность не участвовать (что очень важно – «слиться» не получится).

Короткие сессии (3-8 часов) используются в первую очередь, для командообразования, решения конкретной проблемы, создания общего видения и раскрытия креативного мышления.

Lego Serious Play декларирует следующие пресуппозиции: каждый участник – эксперт, каждый должен высказаться и дать обратную связь другому участнику, никто не может критиковать или пытаться оценивать модели. Это самый натуральный диалог, способствующий нестандартному мышлению, где в качестве фиксирующих объектов – модели из конструктора, собираемые каждым участником по отдельности в ходе «серьезной игры».

Наш тренер – Денис Тучин, ответил на несколько вопросов касательно использования Lego Serious Play.

— Денис, что такое LSP?

Lego Serious Play, по-большому счёту, это метод фасилитации с парой прикольных моментов:
1. Стопроцентное вовлечение всех участников совещания;
2. Так как работа тактильная (руками), то фантазия работает на полную при помощи тех участков нашего головного мозга, которые не задействованы только в ходе вербальной речи.

— А можешь ли ты чуть-чуть подробнее рассказать об этом?

Во-первых, проводить LSP нельзя “как угодно” и вести серьезную игру не может “кто угодно”. Человек должен хорошо понимать, какую цель он преследует в каждой конкретной игре.

Начинается всё с упражнения, которое называется “на выработку навыка” – оно не привязано ни к какой конкретной задаче, оно лишь демонстрирует работу метода (пример ниже).

Построение модели – это построение метафоры, ни в коем случае, не полной копии. Во-первых потому, что у разных людей копии могут сильно отличаться, поэтому мы сразу же объясняем, что стремиться к идентичности реального мира не нужно – достаточно лишь понятного образа.

Приведём простой пример – «Утка». Все знают, как выглядит утка? Которая птица. Скорее всего да. Теперь представьте, что у вас есть конструктор Lego.

  1. Постройте утку из 10 деталей
  2. Объясните другим участникам, почему ваша модель – утка.
  3. А теперь уберите 5 деталей так, чтобы модель осталась уткой.


  • Если вы не можете найти нужную деталь – представьте, что она у вас есть
  • Не проводите совещание (в том числе с самим собой), ДЕЛАЙТЕ!
  • Ваша модель – ваши суждения и только вы знаете, что они означают (утка и суждения о ней)
  • Слушайте глазами – наблюдайте
  • Получайте удовольствие

— А как решаются настоящие, прикладные, задачи в LSP?

  1. Задание на сбор модели от тренера
  2. Сборка модели (индивидуально или в группе)
  3. Объяснение модели
  4. Вопросы

Так как даётся ограниченное время на создание моделей и продумать модель, а потом строить невозможно, нужно сразу делать. Участник сначала строит, а в момент объяснения – осознаёт и интерпретирует что же его правое полушарие имело в виду. Тут рождается наибольшее число инсайтов.

Впрочем, Lego Serious Play сразу же говорит, что лучше строить, чем рассуждать. То есть не нужно обдумывать, какие детали вам нужны для постройки модели – нужно брать имеющиеся и строить.

При построении личных моделей всплывает огромное количество моментов из области “психотерапии”, о чём нельзя забывать, играя, например, с коллегами.


— Чему была посвящена ваша игра с коллегами?

Мы строили модель работы компании в следующем, 2016, году.
Всё началось с модели себя самого: “Изобразить себя и свой путь в компанию”.
После этого необходимо было изобразить саму компанию “как я вижу её сегодня”.
Наконец, третья модель – групповая, ставила целью то же, что и вторая – “компания в настоящий момент”, но сама метафора строилась коллективно, параллельно двумя командами (все сотрудники нашли себе в них место).
Четвертая модель – это “компания в 2016 году”, строилась опять индивидуально. И пятая – то же самое, но в группе.

Думаю, вы можете представить себе, сколько различной информации мы вынесли из этого. В первую очередь, разница между “сегодня” и “в конце следующего года” несёт весь тот объем данных, что вам необходим для планирования работы и мотивации сотрудников.

Еще мы строили модели “препятствий”, которые могут помешать нам оказаться там, где мы хотим, в конце следующего года – это тоже безумно интересно. Одна группа построила “препятствия” на текущей модели, то есть это текущие задачи/проблемы и сложности, а другая группа – отдельно от модели, то есть это некоторые глобальные задачи и трудности, которые необходимо решать.

Мы также построили модель того, что нужно для преодоления этих препятствия (да, игра комплексная), и вот здесь произошло интересное: команды, строившие модели “в” или “отдельно” от задач компании, способы решения построили противоположно – то есть модели решения “отделённых” проблем выглядели как часть компании, а модели решения “соединённых” (с деятельностью компании) проблем, выглядели как независимые решения.

Таким образом, мы получили во-первых, первые шаги по тому, что можно начать делать для улучшения состоянии компании в 2016 году. Нельзя забывать и о том, что конкретные модели, созданные в ходе игры, должны фиксироваться (фото, видео, текстовое описание). Гуру сообщества фасилитаторов LSP говорят, что лучше всего делать фотографию модели и прямо на ней подписывать, что обозначает та или иная часть модели.


Команда ScrumTrek выражает огромную благодарность Николаю Борисову за вклад в подготовку и проведение этой сессии.

Читайте также: