Лего и обучение грамоте

Обновлено: 26.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД №80 КОМБИНОРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

Использование Лего – конструктора

в разных видах деятельности

в работе с дошкольниками

Практическое пособие

(Сборник дидактических игр по грамоте)

Учитель-логопед: Тискович Виктория Александровна

«Заведи мотор»

Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Р»; развивать мышление, воображение, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Впоследствии дети делают самые разнообразные постройки и придумывают свои сказочные истории на автоматизируемый звук.

«Доплыви до острова» (-Л-)

«Накорми щенка» (-Рь-)

Цель : развитие фонематического слуха при различении гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО красного, синего и зеленого цвета.

Ход игры.

Взрослый называет ряд разных звуков. Ребенок строит башню из кирпичиков в соответствии с названным звуком. Красный кирпичик- гласный звук, синий- согласный твердый, зеленый-согласный мягкий звук.

Цель : развитие фонематического слуха при различении гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО красного, синего и зеленого цвета, коврик из цветного картона.

Ход игры.

1 вариант – изолированное произношение звуков.

Взрослый называет ряд разных звуков. Ребенок выкладывает кирпичик ЛЕГО на коврик в соответствии с названным звуком. Красный кирпичик- гласный звук, синий- согласный твердый, зеленый-согласный мягкий звук.

2 вариант - выделение звуков в начале или в конце слова.

Взрослый называет ряд разных слов. Ребенок выделяет только первый или последний звук в слове, дает характеристику звуку и выкладывает кирпичик ЛЕГО на коврик в соответствии с выделенным звуком. Красный кирпичик- гласный звук, синий- согласный твердый, зеленый-согласный мягкий звук.

«ЛЕГО – КОВРИК» ( выдели звук в начале слова: Арбуз, Вилка, Утка, Слива, Бочка,

Игла, Автобус, Кит и т.д.)

«Слоговая лесенка 1»

Цель : закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО . Сконструированная лестница из конструктора ЛЕГО.

Ход игры.

Взрослый называет слово, ребенок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребенка, столько и слогов в заданном слове.

«Слоговая лесенка 2»

Цель : закрепить умения чтения прямых и обратных слогов; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО , лего-человечек.

Ход игры. Для лесенки используется конструктор ЛЕГО. На отдельном кубике приклеивается согласная буква. Сверху этого кубика прикрепляется лего-человечек. Это Букваренок. Ребенок ставит Букваренка на каждую ступеньку лесенки и называет слог-песенку (АМ ОМ УМ ЫМ ЭМ – обратные слоги). Затем Букваренок спускается с другой стороны лесенки и поет другие слоги-песенки (МА МО МУ МЫ МЭ – прямые слоги).

Цель: закрепить правильное произношение звуков в словах; развивать фонематическое восприятие; зрительную память; мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик, яблоки из фетра.

В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО, и общий ящик с «яблоками». Дети по очереди бросают кубик, берут из пачки картинку и произносят слово столько раз сколько выпало на кубике. Если игрок четко проговаривает название предмета, то он вешает яблоко на свое дерево. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, фонематического восприятия.

Материал: конструктор ЛЕГО, игральный кубик, карта поиска с картинками на автоматизируемый звук или дифференцируемые звуки.

Ход игры.

На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО. Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» называя столько слов с карты поиска со звуком «С», сколько выпало на кубике и выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» беря столько кирпичиков ЛЕГО, сколько выпало на кубике.

Выигрывает команда , которая быстрее построила свою букву.

Цель: закрепление правильного произношения звука «Л» в словах; дифференциация звуков «Л» «Р» в словах; развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы, игрушка кукла.

Ход игры.

1 вариант «Построй домик для Лолы»

Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л». Из них он строит домик для куклы Лолы.

2 вариант «Построй домики для Лолы и Раи»

Игрок строит домик для куклы Лолы выбирая «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л», а для куклы Раи «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Р».

3 вариант «Домики для Лолы и Лили» (без предметных картинок)

Взрослый называет слова со звуками «Л» и «Ль». Первый игрок строит дом для Лолы из синих кирпичиков. Второй игрок строит дом для Лили из зеленых кирпичиков.

Цель:развитие фонематического слуха при различении согласных звуков; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего.

Педагог называет ряд разных согласных звуков. Ребенок строит башню из кирпичиков, если услышит заданный звук.

Картотека игр по подготовке к обучению грамоте дошкольников с использованием Лего-конструктора

2."Звуковые лесенки"

Цель: развитие фонематического слуха; закрепление правильного произношения и дифференциация твердых и мягких звуков изолированных, в слогах и словах; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего синего и зеленого цвета, Звуковички.

Ребёнок строит лесенки из конструктора Лего синего и/или зелёного цвета. На верхнюю ступень ставится Звуковичок. Ребёнок «шагает» пальчиками по синей или зелёной лесенке, произнося твердый или мягкий звук соответственно.

Можно закреплять звуки в слогах и словах.


3. "Посели животных в домики"

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С, Сь в словах; развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, фонематического восприятия.

Материал: конструктор Лего, предметные картинки: собака, свинья, слон, лось, гусь, снегири.

Ребёнок строит домики из кирпичиков синего и зелёного цвета. Затем берёт картинку, называет её, определяет, какой слышится звук (твёрдый или мягкий согласный) и кладёт картинку к синему или зелёному домику соответственно.


4. "Определи место звука в слове"

Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, определять место звука Р в словах. развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: детали конструктора Лего, предметные картинки: рак, воробей, тигр.

Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец) и строит из Лего схему.


5. "Выложи схему"

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа слов; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, предметные картинки.

Педагог показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из деталей Лего схему слова.



6. "Слоги"

Цель: автоматизировать звук Ш в словах, закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: детали конструктора Лего, предметные картинки: шапка, машина.

Ребёнок называет картинку, определяет количество слогов и выкладывает нужное количество деталей конструктора.


7. "Сколько слогов?"

Цель: автоматизировать звук С в словах, закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: детали конструктора Лего, предметные картинки: стул, санки, сапоги.

Ребёнок называет картинку, определяет количество слогов и выкладывает нужное количество деталей конструктора.


8. "Паровоз"

Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Ч»; развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор Лего.

Ребенок конструирует Лего-паровоз. После того, как ребенок сконструировал паровоз, педагог предлагает прокатить его по столу и, прокатывая, произносить звук «Ч»: «ч-ч-ч-ч».


9. "Пароход"

Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Л»; развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор Лего.

Ребенок конструирует Лего-пароход. После того, как ребенок сконструировал пароход, педагог предлагает прокатить его по импровизированной реке и произнести длительно, на выдохе звук «Л»: л-л-л-л.


Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными»

Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными» Заключительным этапом проекта «Учимся быть внимательными» было проведение занятий учителем-дефектологом и воспитателями на «Школе для.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Коррекционно-образовательные: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.

Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конструктора ЛЕГО.

Учить выделять звуки м, мь из состава слова.

Коррекционно-развивающие: Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Методы и приемы: проблемная ситуация, словесный, наглядный, игровой.

Оборудование: Лего-конструктор, кубики с буквами, зеркала, картинки, в названии которых есть звук М, звуковые домики, лего-кирпичики зеленого и синего цвета, робот-паровозик, лего-человечки, бейджики с буквами по количеству детей, цветные закладки для книг. Интерактивная панель «Колибри». Презентация.

1. Организованный момент

Ребята, отгадайте загадку.

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят.

2. Ход занятия

(экран, на нем буквы вперемешку)

П: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? - дети подходят к экрану

П: Ребята, вот видео - письмо. от кого же оно?

Дети смотрят и слушают видео – письмо от принцессы Грамоты.

П: Ребята, здравствуйте! Я –принцесса Грамота. В моем царстве Азбуки произошла беда. Злая колдунья Клякса украла букву М. Помогите нам вернуть букву!

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты»

П:Дети, поможем принцессе Грамоте?- да!

П: А вы знаете кто живет в царстве азбуки?

Д: В этом царстве живут звуки и буквы, слоги и слова.

П: Заклинание: «Раз, два, три, кружитесь – и все в буквы превратитесь!»

П. надевает детям бейджики с буквами.

П:Дети, как вы думаете, почему вы превратились в эти буквы?

Д: С этих букв начинаются наши имена.

П: Дети, а как нам попасть в Царство Азбуки?

П: Помогут нам в нашем путешествии лего-человечки. Они отвезут нас на паровозике в царство азбуки.

(вкл. паровозик, на котором едут лего-человечки синего и зеленого цвета)


Дети садятся за круглый стол, паровозик едет по кругу)

П:Пока паровозик наш едет, мы выполним с вами дыхательную гимнастику Воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щеки не надуваем.

П: Вот мы и в царстве Азбуки.

П: Чтобы нам найти букву М, нужно отгадать загадку.

Всем детям молоко дает.

П:Как мычит корова?

П:Какой первый звук мы слышим?

Д:Мы слышим звук «М. мм»

П: В царстве Азбуки есть зеркала. Давайте выполним артикуляционную гимнастику.

Дети смотрят на экран, называют упражнение и показывают его перед зеркалом.

- «Месим тесто»

П: Молодцы, ребята!


П:Давайте произнесем звук М и определим какой это звук, гласный или согласный?

Д: Когда мы произносим этот звук, нам помогают губы.

П: Да, верно. Зубы вместе с губами смыкаются и размыкаются. Язык лежит спокойно, за нижними зубами. Воздушная струя теплая, имеет преграду. Голосовые связки работают, звук согласный, звонкий, обозначается синим цветом.

П:А сейчас я предлагаю вам назвать слова со звуком м.

Дети называют слова (малина, машина, ромашка, дом.) выделяя голосом звук м.

П: У звука М есть младший брат, звук мь, который обозначается зеленым цветом.

П: Ребята, смотрите, здесь лежат кубики с буквами. Злая Клякса специально их перепутала. Давайте составим из них слоги и построим башенки для звуков м, мь. Будьте внимательны! А помогут нам в этом лего -человечки. Слоги с твердым звуком м ставьте к синему человечку, а с мягким звуком мь, к зеленому.

Дети расставляют кубки. Читают слоги.


П: Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

Физкультминука. Чударики. «Самолет»


П: А сейчас встаньте парами и возьмитесь за руки.

«Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали.»

П: Ребята, посмотрите, здесь, на столе, картинки и звуковые домики. Нужно найти место звука м или мь в словах. Необходимо назвать картинку, определить, где находится звук М – в начале, середине или в конце слова (мост гном, лимон)

(звуковые домики, лего-кирпичики синего, зеленого цвета)

П: А сейчас я предлагаю построить из лего-конструктора букву М.

У этой буквы 4 элемента.

Дети подходят к столу и строят из лего-конструктора букву М.

П: Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем,

Получилась буква М.




П: молодцы, ребята! Посмотрите на экран.

(Голос и портрет принцессы Грамоты)

Принцесса: Ребята, спасибо! Вы все хорошо и правильно выполняли задания, и буква М вернулась в царство Грамоты! А злая Клякса исчезла навсегда.

За это мы дарим вам закладки для книг. Ждем с вами встречи на страницах букваря!

П и Д: Спасибо, принцесса Грамота.

П: А нам пор возвращаться.

П: «Буквы, снова покружитесь, в наших деток превратитесь!»

Дети садятся в круг. Лего-паровозик и лего- человечки «везут» детей в детский сад.

П: Дети, что вам понравилось в нашем путешествии?

Какую букву мы вернули в царство Азбуки?

«Путешествие в Царство Снежной Королевы». Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Программные задачи: - Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, деление слов на слоги (анализ односложных и двусложных слов).

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в царство звуков» ТЕМА: «Путешествие в царство звуков» Методика дошкольного образования (образовательная область): Подготовка к обучению грамоте. Интеграция.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звук [л]-[л’]. Буква Л» Тема: «Звук Л, Ль. Буква Л». Цель:выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;.

«Путешествие по знакомым мультфильмам». Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Путешествие по знакомым мультфильмам» Задачи образовательные: • развивать фонематический слух; закрепить навыки слов звуковой культуры.

Конспект занятия по грамоте для старшей группе «Путешествие в страну Грамоты» Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов, определять наличие заданного звука и его место в слове, упражнять в.

Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей подготовительной группы Тема: «Создание условий для слогового чтения у старших дошкольников посредством использования игр В. В. Воскобовича Конспект занятия по.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие с Петей» Задачи: Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Закрепить знания детей о гласных и согласных.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима» для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима» для детей подготовительной группы Задачи: Образовательные: • Актуализировать.

Конспект занятия с использованием лего-конструктора в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Программное содержание: 1. Расширять общее представление о зонах Африки: пустыня, саванна, тропический лес. 2. Систематизировать знания.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


1 сл. «Использование приёмов Lego – технологии

при подготовке детей к обучению грамоте »

2сл. Главной задачей в своей работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха. Успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. Ребёнок вырастет и пойдет в школу, он должен обладать определёнными компетенциями в учебной деятельности. Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего - конструктору, и не зря! С Лего дети учатся играя . Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми Лего - конструктора позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании . Лего – конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью

3 сл. Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается память, внимание, мышление. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи.
Эта технология позволяет строить занятия по обучению грамоте с учётом ведущей деятельности, которая в дошкольном детстве называется игра. Включая в образовательную деятельность элементы игры с конструктором Lego, можно придумывать сюжеты рассказов, сказок, обыгрывать истории самими детьми, помогать им в запоминании простых текстов и пересказе их близко по содержанию, моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании навыков звукового анализа и синтеза, развивать воображение и мелкую моторику.

4сл. Работу по включению кирпичиков Lego в образовательную деятельность с детьми начинаю с введения термина «звук». С этой целью используются лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки красного цвета изображают гласные звуки. Человечки в синих и зелёных костюмах обозначают согласные звуки. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Цветовая гамма помогает усвоить их твёрдость и мягкость. Для уточнения предлагаю детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках соответственно живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей.

5сл. Далее перед собой ставлю задачу – научить ребят выделять звуки в речи. Для этого использую игры «Lego – башня», «Lego – гусеница», «Заборчик». При работе с гласным звуком применяем детали конструктора красного и жёлтого цвета. Красный кирпичик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой звук. Например, играя со звуком А, детям необходимо построить башню, гусеницу, пирамиду и т. д. Ставлю перед ними задачу: «Если услышите звук А – возьмите красный кирпичик, если любой другой звук – жёлтый». Сначала сооружение собираем вместе, далее ребята выполняют работу самостоятельно.

6 сл. Как только ребёнок научился различать гласные звуки, мы переходим к знакомству с согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками. Для этого нам

понадобятся синие кирпичики для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков. Объясняю ребёнку, что у твёрдого звука М есть мягкая пара – Мь. Звук М мы обозначим синим кирпичиком, а звук МЬ – зелёным. После этого даю ребёнку инструкцию: «Если услышишь звук М – возьмёшь синий кирпичик, если звук Мь – зелёный. Когда возьмёшь синий кирпичик? (Когда услышу звук М). Когда нужно взять зелёный кирпичик? (Когда услышу звук Мь). Первый раз мы помогаю ребёнку и собираем пирамиду вместе.
7сл. В следующий раз ребёнок самостоятельно собирает пирамидку. Высота пирамидки может быть разной. Используя такую игру, я учу ребёнка различать парные согласные по твёрдости и мягкости. Когда ребёнок успешно справился с этой работой, усложняю задание. Для этого берём кирпичики красного, синего и зелёного цветов. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие. Но перед этим обязательно обговариваем с ребёнком условия игры. «Если услышишь гласный звук – какой возьмёшь кирпичик? (Красный) Если согласный твёрдый? (Синий) А когда прозвучит согласный мягкий, то возьмёшь какой кирпичик? (Зелёный) Здесь возможны варианты. Можете вы произносить звуки, а ребёнок строить пирамиду или наоборот. Можете построить пирамиду, а потом «прочитать» пирамиду.
8сл. Звуковому анализу мы учимся, выкладывая из кирпичиков звуковую схему слова, обозначающего название какого-либо предмета. Формируя данное умение, мы иногда «превращаемся» в сыщиков и по заданным моделям находим карточки или предметы. Это очень забавляет детей и делает процесс обучения более продуктивным. Игра с лего-человечками очень нравится детям, они включают их в различные игровые ситуации. Например, знакомясь с каким-либо согласным парным звуком, мы создаем ролевую игру – у лего-человечков день рождения, мы готовим им подарки. Синему человечку дарим предметы, названия которых начинаются на заданный твердый звук, зеленому – мягкий звук. Подобные игры позволяют научить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

9 сл Lego-технология также помогает при обучении детей слоговому анализу слова. В данном направлении использую метод слоговой лесенки. При разборе слова по слогам, ребёнок, произнося его, шагает пальчиками по ступенькам. Каждая ступенька – это слог. На какой по счету останавливается палец, столько и слогов в заданном слове.

10 сл. Такую же задачу можно решать через игровую ситуацию «В гости к другу», где лего-человечки, носящие названия заданных звуков ходят друг к другу в гости.

11сл. Считаю, что работа с применением ЛЕГО делает процесс более результативным.

12сл. Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО , образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.

Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике.

ВложениеРазмер
lego_suslikova_l.s.docx 50.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование ЛЕГО конструктора при подготовке к обучению грамоте»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что:

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.

Появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;

Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала предложенным школьной программой;

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;

Представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ по использованию лего конструктора при обучении грамоте;

Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование лего конструкторапри подготовке детей к обучению грамоте.

Одним из таких методов является леготехнология, о ней поговорим чуть позже…

А сейчас, послушайте, что я сейчас произнесу: -А-. Правильно, звук.

Посмотрите на экран и скажите, что изображено на экране? Слайд

Скажите, чем звуки отличаются от букв?

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем. Слайд

Скажите, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Давайте вспомним, каким цветом обозначаем звуки?

Коллеги, с какими звуками мы знакомим детей сначала? (с гласными)

Правильно. Сначала мы знакомим детей с гласными звуками и учим различать их.

Сейчас мы все вместе попробуем выделить гласный звук -А- из ряда других звуков хлопками. Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить гласные звуки, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук -А-.

Итак, мы вспомнили азы грамматики. Эта игра или подобные игры и упражнения проводятся в работе с любым звуком. Далее задача усложняется и ребенку предлагается выделить звук (хлопком) из ряда слогов, слов, фраз…

В процессе такой работы, кроме развития звукового анализа, у ребенка формируется фонематический слух, что имеет большое значение при правописании.

С октября 2018 года в ДОУ функционирует кружок Юный ЛЕГОконструктор, который ведет Е.В. Бышева. Посещают этот кружок дети логопедических групп, в основном это дети нашей группы. Дети с удовольствием занимаются конструирование разных фигур и сооружений.

Увлеченность детей лего-конструктором навела нас на мысль о том, что его можно использовать на занятиях при обучении детей грамоте.Так же он помогает развивать память, внимание, воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Сейчас я предлагаю поиграть с лего-конструктором, используя его как средство для овладения элементами грамоты.

Дидактическая игра «Цветная пирамидка»

Для этой игры нам будут нужны красные и желтые кирпичики. Мы будем закреплять навык различать гласные звуки (простой звуковой анализ). Будем выделять гласный звук -А- из ряда других гласных.

Перед вами кирпичики, сейчас я буду произноситьразные гласные звуки, а вы будите строить из них пирамидку.

- Когда услышите звук -А- поставьте красный кирпичик, если услышите любой другой гласный звук - желтый кирпичик.

- Итак, начинаем игру: О, У, А, И, А, Ы, Э. Дети собирают пирамиду из красных и желтых кирпичиков.

- Всем понятно задание?

- Сколько кирпичиков у нашей пирамидки? (7)

- Сколько из них красных кирпичиков?(2)

- Какой звук мы обозначили красным кирпичиком? (А)

- Какой звук произнесете на желтый кирпичик? (любой гласный)

А теперь прочтите пирамидку: вместо желтых кирпичиков можете называть любой гласный звук (кроме «А»), а вот красный кирпичик – это только звук «А», поэтому вместо него нельзя произносить другой звук.

А сейчас я предлагаю вам провести эту игру с коллегами.

Помните, что перед тем как начать игру нужно удостовериться, поняли дети инструкцию или нет?

Спросите их: «Когда ты возьмешь красный кирпичик? А когда возьмешь желтый?»

Когда пирамидка будет построена, можно посчитать количество кирпичиков, при этом, закрепляя прямой и обратный счет.

Важно. Дети строят пирамидку самостоятельно, но взрослый должен контролировать процесс.

Дидактическая игра «Заборчик»

Для различения твердых и мягких согласных звуков предлагаю следующую игру «Заборчик». Для этой игры нам понадобятся кирпичики синего и зеленого цвета (5+5).

Сначала даем понятие о парных согласных звуках, например «П и Пь». П-согласный твердый и его мы будем обозначать синим кирпичиком, а звук Пь- согласный мягкий и его мы обозначим зеленым кирпичиком.

- Постройте забор, чередуя синий кирпичик с зеленым.

- Назовите по-порядку каждый кирпичик, указывая на него пальчиком и называя звук «П или Пь».

Затем можно предложить построить забор, чередуя два синих кирпичика с одним зеленым и т.д. Аналогично предыдущему, дети проводят воспроизведение звуков.

Попробуйте провести эту игру, в этом чередовании. Педагог проводит с коллегами игру «Заборчик».

Итак, мы научились различать парные твердые и мягкие согласные.

Подобно тому, как мы проводили игру «Цветная пирамидка», можно строить пирамиду, в которую будут включены твердые и мягкие согласные.

Попробуйте дать детям инструкцию для работы.

- Если я произнесу любой согласный твердый звук,поставьте синий кирпичик, а если услышите любой мягкий звук, поставьте зеленый.

- Строим пирамидку: С,Сь, Мь. Л, Р,Гь, Т.(синий, зеленый, зеленый, синий, синий, зеленый, синий)

После построения пирамидки нужно назвать звуки. Необязательно называть звуки, которые были произнесены изначально. Можно называть любые звуки, опираясь на цвет кирпичика.

- Назовите звуки-кирпичики в соответствии с их характеристикой , например - С, Пь, Мь. Н, Д, Гь, К.

Параллельно, при изучении звука можно датьзадания составлять из ЛЕГО буквы.

После того как мы научились различать звуки, используем конструктор для того, чтобы провести звуковой анализ слогов ислов. Для этого используем кирпичики разных цветов.

Пример.Сначала произношу слог (АП)

- Что я произнесла? Слог.

- Произнесите слог все вместе.

- Какой звук мы произнесли сначала?

- Какой звук произнесли потом?

- Сколько всего звуков в этом слоге?

- Назовите 1й звук в слоге АП? (А) Какой он? (гласный) Кирпичиком какого цвета обозначается гласный звук?

- Назовите 2й звук в слоге АП. Какой он? (согласный) Кирпичиком какого цвета обозначается согласный звук?

- Предложите одному ребенку провести полный анализ слога.

Можно напомнить детям из чего состоят слова, предложить назвать слова. Пояснить, что они могут обозначать (предметы, которые нас окружают; действия этих предметов, а также их признаки)

- Сегодня попробуем составить схему слова, используякирпичики из легоконструктора. А вот к какому слову мы будем составлять схему, вы узнаете, если отгадаете загадку

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Слайд. Посмотрите, что изображено на экране?( СОМ)

Самостоятельно постройте схему этого слова. Каждый ребенок работает со своим комплектом лего.

- Сколько гласных звуков в этом слове?

- Назовите первый звук.

- Назовите третий звук.

- Перед вами картинки-слова и схема к одному из этих слов. Воспитатель обязательно называет все слова, изображенные на картинках.Дети повторяют слова.

- Подумайте, проанализируйте и скажите, какое слово подходит к этой схеме? (ластик)

- Выложите схему словаЛАСТИК из лего.

- Разделите слово ЛАСТИК на слоги. Дети делят кирпичики на две части (слоги).

- Проведите устный анализ первого слога.

Легоконструктор можно использовать также и при работе с предложением. Для этогоможноиспользовать кирпичики одного цвета, но разных размеров. Это способствует усвоению в речи предлогов (маленьких словечек).

Слайд «Мальчик ловит рыбу»

- Посмотрите на экран, расскажите о том, что делает мальчик? (Мальчик ловит рыбу)

- Что у вас получилось?

- У вас получилось предложение!Предложения состоят из слов. Любое предложение имеет какой-то смысл. В предложении всегда о чем-то говорится.Из предложения мы всегда о чем-то узнаем.В предложении слова объединены по смыслу.

- Чтобы определить, сколько слов в предложении, хлопнитепри произнесении каждого слова в ладоши.

- Сколько слов в этом предложении? (3)

- Назовите первое слово (второе, третье).

- Выложите из кирпичиков схему предложения.

Предложение можно обозначить графической записью, она на экране.

Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:

  1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы
  2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, отдельно.
  3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.

- Проведите анализ предложения по графической записи.

Предложение «Мальчик ловит рыбу.» состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой - заглавной буквы; второе слово «ловит»; третье слово «рыбу», в конце ставится точка.

Слайд«По дороге едет машина»

- Посмотрите на экран, составьте предложение по картинке.

- Самостоятельно составьте схему предложения из легоконструктора.

- Проведите анализ предложения с предлогом.

- Сделайте на листочках графическую запись предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: «Содержание НОД по подготовке к обучению грамоте в разных возрастных группах»

Тема: Содержание НОД по подготовке к обучению грамотев разных возрастных группах.Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи:- о.


Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн.

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

"Детская типография" руками детей, как элемент "говорящей среды". Использование "Детской типографии" в подготовке к обучению грамоте.

Использование набора «Детская типография» в подготовке к обучению грамоте. "Детская типография" руками детей. Коллеги, хочу познако.


Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте.

Читайте также: