Лего иван васильевич меняет профессию

Обновлено: 12.05.2024

Когда научные эксперименты срываются – начинается самое интересное! Комедийная фантазия режиссера и сценариста Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам пьесы Михаила Булгакова начнется именно с неприятного происшествия – запуск машины времени, сконструированной изобретателем Шуриком в непредусмотренных для этого условиях, приведет к взрыву и перегоранию пробок во всем многоквартирном доме. Смотреть онлайн историю «Иван Васильевич меняет профессию», собравшую в 1973 году свыше 60 миллионов зрителей, можно в нашем интернет-кинотеатре в свободном доступе. Вас ждет невероятный коктейль: в веселую суматоху затянет любопытного управдома с супругой, жену социально-опасного изобретателя и ее ухажера-кинорежиссера, зубного врача, бригаду «Скорой помощи», сотрудников славной милиции, вора-рецидивиста, стрельцов, опричников, дьяка, иностранных послов, бояр, самого Ивана Грозного с царицей и говорящего черного кота. Что случилось на самом деле, а что привиделось, зрителям предстоит выяснять вместе с самим горе-экспериментатором.

Приглашаем посмотреть фильм «Иван Васильевич меняет профессию» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

С фильмом Иван Васильевич меняет профессию смотрят

Актёры и создатели

Трейлеры и доп. материалы


Фильм в подборках

Сюжет

Изобретатель Александр Тимофеев превратил свою квартиру в лабораторию. Испытывая машину времени, ученый теряет сознание. Далее действие развивается в воображении Шурика. Его жена возвращается домой и заявляет, что бросает его ради карьеры киноактрисы. Возмущенные соседи требуют от Шурика прекратить безобразия и он, демонстрируя возможности своей машины в присутствии управдома Бунши, заставляет исчезнуть стену, отделяющую его квартиру от соседской, в которой в это самое время орудует вор Жорж. Домушник входит в квартиру Шурика и высказывает заинтересованность устройством. Польщенный Шурик крутит ручки на машине и открывает портал в прошлое.

Перед изумленным взором присутствующих предстает сидящий на троне Иван Грозный и его дьяк, которые тоже шокированы происходящим. В результате переполоха Грозный попадает в квартиру Шурика, а Бунша и Жорж в царские палаты. Стрелец, прибежавший на зов дьяка, бросает в «демонов» бердыш и попадает в машину времени. Портал тут же закрывается, оставив царя в нашем времени, а вора и управдома в древней Руси. Пока Шурик чинит машину времени и знакомит Ивана Грозного с реалиями современной действительности, Бунша и Жорж носятся по палатам и коридорам, спасаясь от вооруженных стражников. Заметив, что Бунша похож на царя, Жорж заставляет его притвориться Иваном Грозным, а сам переодевается в князя. Натворив в прошлом немало дел, самозванцы возвращаются домой через вновь открывшийся портал, и настоящий царь затевает с Буншей драку.

Подоспевшие милиционеры предпочитают передать разбушевавшихся граждан в надежные руки психиатрической бригады, но Грозному удается сбежать и вернуться в квартиру Шурика, который возвращает царя в его время. Открытие портала вновь лишает изобретателя сознания и, придя в себя, он не понимает, что случилось. Домой возвращается жена Шурика. Он ехидно интересуется, как поживает режиссер Якин, ради которого она его бросила, но скоро понимает, что ему все привиделось. Однако тут же замечает лежащую в углу царскую шапку.

Самый грубый ляп фильма

Кинокомедию "Иван Васильевич меняет профессию" заслуженно считают вершиной творчества Леонида Гайдая. Вольная фантастическо-комедийная фантазия на тему пьесы Булгакова по сути стала одной из самых любимых в народе комедий. Его все уже давно знают наизусть, но всё равно с удовольствием пересматривают. А некоторые пытаются найти ляпы, которые допустил режиссёр во время работы над фильмом

Что они находят? Ну вот к примеру, когда Милославский вскрывает тайник в квартите Шпака, он держит в руках пачку облигаций

Самый грубый ляп фильма

А когда произносит знаменитую фразу "Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Конечно если они у вас есть", то в руках у него уже три пачки с купюрами

Самый грубый ляп фильма

Ну а что тут такого? Неужели Жорж не мог в этот момент положить облигации и взять в руки деньги?

Или вот ещё. Жорж пришёл в квартиру Шпака в своей одежде

Самый грубый ляп фильма

А у изобретателя Тимофеева он оказался полностью переодетым в вещи Шпака, взяв с собой из своих старых вещей только куртку

Самый грубый ляп фильма

А брюки с рубашкой успешно бросив на месте преступления

Самый грубый ляп фильма

Непрофессионально, согласен. Но тут надо учесть, что в квартире Тимофеева он оказался случайно, и у него не было времени упаковывать свои шмотки, что вызвало бы кучу дополнительных вопросов и подозрений у Бунши

Что ещё. Магнитофон. Точнее одна из его бобин. В квартире Шпака в аппарат заряжены две бобины одного цвета

Самый грубый ляп фильма

А позже, когда Грозный слушает Высоцкого, бобина заменена на красную

Самый грубый ляп фильма

Опять же объяснимо. Возможно это сделал Милославский, ещё когда находился в квартите Шпака. Но надо отметить, что царь очень быстро научился пользоваться современной техникой, потому как позже, когда он слушал "Песенку про зайцев", красной бобины в магнитофоне уже нет. А так как за это время в квартиру никто не входил, выходит, что Иван Грозный нашёл у Шурика другие записи и поменял ленту в аппарате

Самый грубый ляп фильма

Ещё одним ляпом называют вот этот момент. Шурик водку пить не стал, поставив на стол полную рюмку

Самый грубый ляп фильма

А позже царь подходит и наливает себе водочки именно в рюмку Шурика, которая к тому времени была уже пустой

Самый грубый ляп фильма

Опять объяснимо. Что мешало царю выпить эту рюмку чуть раньше. Нам же не показывали каждый его шаг

В сцене погони в царских палатах отмечают, что Бунша залез в сундук головой в одну сторону

Самый грубый ляп фильма

а позже, когда он вылез из него, голова была в другой стороне.

Самый грубый ляп фильма

Ну так сундук просторный, мог и повернуться там, если было не сильно удобно

Сложнее объяснить, почему когда Бунша с Милославским выбегают разжившись царской одеждой, шлем одних из рыцарских доспехов валяется на полу,

Самый грубый ляп фильма

а при смене кадра он уже надет на латы

Самый грубый ляп фильма

Но, возможно, в момент смены кадра Милославский успел его поставить на место

Тут обращают внимание на разные цвета воды в аквариуме и жидкости в одной из колб машины времени в соседних кадрах

Самый грубый ляп фильма

Самый грубый ляп фильма

Ну не знаю, жидкость в колбе изменила цвет в результате какой-нибудь химической реакции, а в аквариуме просто по разному падал цвет из за занавесок

Скорая помощь. Ехал один экипаж, с номером 31-64,

Самый грубый ляп фильма

а приехал другой, с номером 31-15

Самый грубый ляп фильма

Тут просто экипаж скорой 31-15 был ближе

А милиция вообще приехала на автомобиле ГАИ

Самый грубый ляп фильма

Ну какая была свободная машина, на той наряд и примчался

Во время допроса пропадает со стола царский кинжал

Самый грубый ляп фильма

Самый грубый ляп фильма

Может кто из милиционеров взял, видя агрессивный характер подозреваемого (царя)

Но это всё мелочи и придирки. Главный ляп фильма допущен, в небрежном обращении со временем и историческими фактами

В сцене допроса Иван Грозный годом своего рождения называет 1533 год от Рождества Христова. Но летоисчислением от Рождества Христва в России стали пользоваться только с 1700 года. Царь должен был сказать что-то типа "Лето 7038 от сотворения мира". Кстати и он себя ещё и на три года омолодил - Иван IV, если считать от Рождества, родился в 1530 году

Самый грубый ляп фильма

Приврал он и на том допросе, что брал Ревель. Ревель был не взят

Самый грубый ляп фильма

И последний исторический момент. Марфа Васильевна была женой Ивана Грозного всего 15 дней - с 28 октября по 12 ноября 1571 года (ну если, всё же, от Рождества Христова)

Самый грубый ляп фильма

Но никак не похоже, что действие происходит в ноябре.

Так что осторожнее надо быть с историческими деталями, хотя, если быть честным, все эти мелочи не делают эту замечательную комедию хуже

Однако, сколько у людей свободного времени бывает!

Он и сказал, что "Ревель брал", а то, что "взял" не говорил. Тут никакого ляпа нету.

@alexxela24, еще бы пруф на первоисточник добавить, если автор - не Вы.

И вообще если Шурик хотел открыть временной портал в той же пространственной точке, то попал бы не в древнюю Москву, а скорее всего в далёкий космос, поскольку за 450 лет планета, солнечная система, галактика, и сама вселенная продвинулись на несколько световых лет

Вот бы вам всё придираться.

Вот он вернулся из будущего, да и укокошил неверную Марфу Васильевну. А так бы жили и жили. :)

Сразу концовка вспоминается, как Бунша впадает в бешнство после вопроса Шурика "вас уже выпустили из сумачшедшего дома?"

Получается, что в действительности этого ничего не было, и весь фильм - изложение галлюцинаций Шурика. Но стойте, действие же разворачивается параллельно в двух локациях - в "наши дни" ( ну, вернее, во времена создания фильма) и в шестнадцатом веке. Каким образом Шурик мог видеть это одновременно? Понятно, что галлюцинация на то и есть, привидеться может всякое. Но когда Шурик приходит в себя, он заедается вопросом "привиделось мне это или вправду было?" То есть, гениальный инженер, находясь на тот момент уже в здравом уме, не заметил явного алогизма происхешдшего, явно делающего все события просто невозможными в реальном мире?

Вроде был ещё один ляп. Когда у посла пропал медальон, то Бунша говорит: "меня терзают смутные сомнения. У Шпака магнитофон, у посла медальон". Но на тот момент они уже были в прошлом и не могли знать, что Шпака обокрали.

Пора вытянуть этот пост в горячее!

самый грубый ляп - машина времени невозможна

Советский управдом с помощью криминалитета захватывает власть в стране⁠ ⁠

Советский управдом с помощью криминалитета захватывает власть в стране

Талант режиссёра и заключается в том, чтобы подобрать правильных актеров⁠ ⁠

Талант режиссёра и заключается в том, чтобы подобрать правильных актеров Леонид Куравлев, Вячеслав Невинный, Андрей Миронов, Фильмы, Иван Васильевич меняет профессию, Черно-белое фото, Сделано в СССР, Актеры и актрисы

Мне кажется у Куравлёва редкое сочетание: интеллегентность и придурковатость (в хорошем смысле слова)) )


Действительно⁠ ⁠

Действительно

Алло, Тринити? Ты сейчас умрёшь!⁠ ⁠

Алло, Тринити? Ты сейчас умрёшь! Юмор, Фильмы, Матрица, Иван Васильевич меняет профессию, Картинки, Коллаж, Photoshop

Леонид Куравлёв⁠ ⁠

Одна из множества великолепных и запоминающихся ролей, что довелось сыграть Леониду Куравлёву – роль жулика Милославского в «Иван Васильевич меняет профессию».

Интересно, что изначально эта роль была немного длиннее. В фильме нам так и не показали, чем завершилась история ловкого вора. А ведь эти кадры были отсняты! И они весьма забавны!

Узнав печальную новость, я решил заново оцифровать и выложить киноплёнку. В прошлый раз качество было крайне невысоким (да и в этот раз не стало намного лучше), но лучше так, чем никак.

Пусть это совсем маленький кусочек творчества Леонида Вячеславовича. Но это незаслуженно малоизвестный кусочек.

Давайте посмотрим и вспомним.

И скажем Леониду Куравлёву огромное спасибо за все прекрасные роли, которые он для нас сыграл.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Еще в конце 60-х, сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей», Гайдай собирался перенести на экран прозу Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич». Ее сюжет вращался вокруг того, как несколько столичных жителей, с помощью машины времени, изобретенной талантливым мастером-самоучкой, перенеслись в эпоху Ивана Грозного, а сам царь оказался в веке XX.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

В конце лета 1971 года Владлен Бахнов и Леонид Гайдай подали заявку на сценарий, которая была тут же принята. Осенью сценарий был уже написан и принят сценарно-редакционной коллегией. В начале декабря Гайдай и Бахнов засели за режиссерский сценарий. Эта работа продолжалась до января 1972 года, после чего сценарий был отправлен в Комитет по кинематографии. 3 февраля оттуда пришел ответ, что сценарий в целом принимается, но в него необходимо внести некоторые поправки.

В частности, от авторов требовалось, чтобы они перенесли место действия из московского Кремля на другую территорию. Кроме этого, в отзыве говорилось следующее: "Экскурс в прошлое не должен иметь конкретно-исторический характер; сюжет не следует адресовать определенным историческим лицам.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

В соответствии с замыслом и жанром произведения эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны приобрести более условные, приблизительные черты, не относящиеся прямо к Ивану Грозному и его эпохе. Это будет вполне совпадать с поставленной художественной задачей; прошлое возникает не как точный исторический эпизод, а является фантазией изобретателя «машины времени».

8 марта с авторами сценария был подписан договор, 21 марта — сценарий запущен в режиссерскую разработку, 24 мая — утвержден. После этого началось комплектование съемочной группы, строительство декораций, подбор актеров и т. д.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Кстати, незадолго до этого к Гайдаю обратился Эльдар Рязанов с предложением взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (История создания фильма). Этот фильм должен был сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов никогда раньше не делал. Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но Леонид Иович отказался от лестного предложения (в случае согласия ему светила поездка в Италию) и предпочел продолжить работу над «Иван Васильевичем…»

В качестве своих помощников в работе над фильмом Гайдай выбрал людей, с которыми работал еще над «12 стульями». Оператором взял Сергея Полуянова (вторым оператором был новичок в группе — Виталий Абрамов), художником Евгения Куманькова, звукооператором — Раису Маргачеву, композитором Александра Зацепина, директором — А. Ашкинази.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

С актерами была похожая ситуация: Гайдай намеревался работать с теми, кого давно знал. Но планы пришлось подкорректировать. Например, на главную роль — царя Ивана Грозного и Бунши — он собирался пригласить Юрия Никулина. Однако у того был слишком плотный график гастролей в цирке и добиться разрешения у «Союзгосцирка», чтобы его освободили, так и не удалось.

Гайдай очень сильно переживал по этому поводу, но поделать ничего не мог пришлось искать другого исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, с которым до этого Гайдай никогда еще не работал (он выиграл спор у Евгения Лебедева). На роль Жоржа Милославского было два главных претендента — уже знакомый Гайдаю Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с которым режиссеру работать до этого не доводилось.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

В споре победил Куравлев. Другие актеры, ни разу до этого не снимавшиеся у Гайдая и успешно прошедшие пробы: Наталья Кустинская (пассия Якина), Нина Маслова (царица; она выиграла спор у Натальи Гундаревой), А. Подшивалов (лейтенант милиции Кольцов), Н. Гурзо (медсестра) и др.

Тех актеров, кому уже доводилось работать с корифеем комедии, было большинство. Среди них: Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев), Михаил Пуговкин (режиссер Якин), Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Наталья Селезнева (жена Тимофеева, Зина), Наталья Белогорцева-Крачковская (жена Бунши, Ульяна Андреевна), Владимир Этуш (Шпак), Сергей Филиппов (посол), Владимир Уральский (милиционер), Эдуард Бредун (спекулянт в магазине).

6 июня 1972 года худсовет ЭТО утвердил пробы актеров на главные роли. 21 июня начался подготовительный период, который продолжался до конца августа.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.

Как вспоминал позднее Л. Гайдай: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом»…»

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу в «ЗИС-110» (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.

17 сентября натурные съемки были завершены, и группа в течение почти двух недель находилась в вынужденном простое — ждала, когда будут готовы павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов дополнительных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном павильоне целый комплекс, в который должно было войти сразу 16 объектов — 10 «современных» и 6 «палат Ивана Грозного».

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Назовем лишь некоторые из этих объектов: квартира Шурика (комната, где стояла «машина времени», зал и кухня), квартира Шпака, лестничная площадка (кстати, ее в эти же дни использовали для съемок еще одной кинокомедии — «Большая перемена» (История создания фильма), стоматологический кабинет, площадка подъезда на первом этаже, лифт (в нем должен был застрять Иван Грозный), царская зала, трапезная, зал для приемов и т. д. Весь этот комплекс разместился на площади в 1428 квадратных метров.

Павильонные съемки начались 2 октября с эпизодов «в квартире Шурика». Съемки шли весьма успешно, и в октябре было всего лишь два дня простоя: 5 октября на съемочную площадку не явился Александр Демьяненко, 12 октября заболел Юрий Яковлев. В ноябре простоев не было, в декабре вновь два — 6 и 8 декабря был болен Юрий Яковлев.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

1973 год начался неудачно — 4 января Гайдай заболел. К счастью, недуг продлился всего лишь два дня, и уже 6 января съемки «Ивана Васильевича…» возобновились. За неделю удалось отснять последние эпизоды, и с 15 января начался монтаж фильма. Правда, в двадцатых числах марта один эпизод фильма пришлось доснимать из-за брака пленки — когда Зина на берегу моря поет песню «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга…»). Эпизод снимался 22 — 23 марта в Ялте.

12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей.

«Иван Васильевич меняет профессию» — советская кинокомедия. Производство киностудии «Мосфильм», 1973. Экранизация пьесы М. А. Булгакова «Иван Васильевич».

Лидер проката 1973 года — свыше 60 млн зрителей.

Содержание

Сюжет

Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создаёт машину времени и открывает портал во времена Ивана Грозного («…пронзить пространство, проникнуть во время», по его собственному выражению). Однако, из-за поломки, вызванной воткнувшимся в неё бердышом, царь Иван Грозный и необычайно похожий на него управдом Иван Васильевич Бунша, вместе с вором из нашего времени Жоржем Милославским, меняются местами.

Царю Ивану Грозному предстоит освоиться в современном мире. А Бунше и Милославскому уцелеть во времена Ивана Грозного.

В ролях



    медсестра ШпакаАлександр Сергеевич Тимофеев (Шурик)
  • Лариса Ерёмина — девушка на пиру
  • Иван Жеваго — врач
  • Алексей Калабулин — стрелец с дёргавшимся ухомдьяк ФеофанУльяна Андреевна БуншаЖорж Милославский[1] — любовница ЯкинаМарфа Васильевналейтенант милициирежиссёр Якин
  • Андрей Рабинович — стрелецЗинастаршинашведский посолмузыкант, играющий на балалайке«Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий!»Антон Семёнович ШпакИоанн Васильевич Грозный и Иван Васильевич Бунша

Кинопробы

  • Иваном Васильевичем могли бы стать: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
  • Милославским могли бы стать: Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Гайдай, Леонид Иович
  • Композитор: Зацепин, Александр Сергеевич
  • Текст песен: Дербенёв, Леонид Петрович
  • Художник: Куманьков, Евгений Иванович
  • Операторы:
    • Полуянов, Сергей Сергеевич
    • Виталий Абрамов

    Интересные факты

    Киноляпы

    • В сцене ограбления квартиры Шпака, Миловславский сначала держит облигации Госзайма, а в следующем кадре, показывает зрителям уже пачки денежных банкнот.
    • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», хотя Иван Грозный родился 25 августа1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира». и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке. приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
    • Одна из машин Скорой Помощи начинает свой путь от центрального входа телецентра Останкино.
    • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 годаправославные крестились двумя перстами.
    • На допросе Иван Василиевич говорит, что брал Ревель, однако это исторически неверно: около двух месяцев Ревель был под осадой армии Ивана Грозного, но так и не был взят.
    • Когда войско отправляется на войну, мы видим безбородых и безусых солдат, хотя в те времена растительность на лице сбривать простолюдину запрещалось.
    • В начале фильма видно, что аквариум в квартире инженера Тимофеева не работает, в нем мутная вода и нет рыбок. В середине фильма мы видим тот же аквариум с чистой водой и плавающими рыбками, хотя ни Шурику, ни его жене было не до этого.
    • Квартира Шурика находилась на Новокузнецкой улице, однако Иван Грозный, выйдя на балкон его квартиры, сказал «Лепотааа!», обозревая Новый Арбат (тогда еще Калининский проспект) и здание СЭВа с высотки дома № 26 (раньше там был магазин «Мелодия»).
    • «Икра заморская, баклажанная» была завезена в Россию в 17 веке из Ирана, т.е позже описываемых событий. Интересно, что на царском столе лежала не баклажанная икра, а кабачковая икра.
    • Когда Бунша на троне тихо расспрашивает Феофана, за кадром шведский посол заново проговаривает свой текст.

    Озвучивание

    • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах:
    1. Во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «Кто оплачивать будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка».
    2. Сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
    3. Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».
    4. Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу: «Гитлер капут», но по губам читается: «Мир, дружба».
    • На песню «С любовью встретиться» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма. В результате её спела Нина Бродская. поёт песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).
    • Борис Кузнецов и Лев Полосин поют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»). озвучила Жоржа Милославского в сцене разговора по телефону со Шпаком якобы женским голосом.
    • В один из моментов фильма зрителю может показаться, что был допущен брак озвучивания. Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает: «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно, похожи).

    Расхождения с пьесой

    Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая («Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком. Была изменена причина поломки машины времени и процедура её ремонта. В пьесе Милославский и Бунша отправляются в прошлое, захватив с собой ключ от машины, и Тимофеев отправляется к слесарю, чтобы сделать новый ключ, в тот время как в фильме причиной поломки является попадание в машину времени бердыша и перегоревшие транзисторы. Наконец, в финале пьесы выясняется, что квартиру Шпака действительно обокрали, в то время как в фильме это остаётся частью сна.

    В пьесе после шведского посла царь (Бунша) принял патриарха, у которого Милославский украл панагию и который впоследствии и подбил войско на мятеж, сообщив, что царь ненастоящий. В фильме этого эпизода нет — «царь» не принял патриарха, так как Милославский объявил обеденный перерыв. (У Булгакова патриарх является анахронизмом, поскольку патриаршество в России было введено только в 1589 году, через пять лет после смерти Ивана Грозного, а при Иване церковь возглавляли московские митрополиты).

    В пьесе Кемскую волость решает отдать шведам Милославский, а не Бунша, как в фильме. Бунша в диалог не вмешивается, и в результате волость была отдана шведам. В фильме именно Милославский против отдачи волости шведам.

    Но, не считая этих и некоторых других незначительных расхождений, фильм выдержан строго по пьесе. В том числе и многие, ставшие крылатыми выражения, были придуманы Булгаковым и впервые появились именно в пьесе, а не в фильме.


    А знаете ли вы, какое рабочее название фильма было у кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"? Оно было гораздо длиннее и состояло из двух частей. Леонид Гайдай собирался снимать "Иван Васильевич меняет профессию, или совершенно новые приключения Шурика"

    Я всегда считал, что Гайдай, берясь за постановку пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич", изначально не думал делать продолжение истории про студента Шурика, пока мне не попался на глаза вот этот документ


    Как вы можете видеть, Леонид Иович не собирался ставить точку в приключениях Шурика на "Кавказской пленнице", и имя изобретателя Машины Времени из булгаковской пьесы были изменены намеренно, под продолжение полюбившимся в народе фильмам

    Тем не менее, если судить по фотопробам, замену Демьяненко Гайдай присматривал


    К сожалению всех имён, пробовавшихся на роль изобретателя мне найти не удалось, я смог найти фотопробы только двух актёров - Олега Видова


    и Валерия Погорельцева


    Но, как можно заметить по этим снимкам, Гайдай изначально видел в Тимофееве повзрослевшего студента из своих первых комедий. И конкуренцию Демьяненко эти актёры не могли составить

    А что же с другими персонажами?

    Думаю, вы все знаете, что в роли царя Ивана Грозного и управдома Бунши Гайдай изначально видел Юрия Никулина. И только когда тот отказался от этой роли (точнее от этих ролей), режиссёр стал искать других актёров.

    Попробовал заменить Никулина Вициным. И если Бунша у Георгия Михайловича был вполне себе ничего


    То царь Вицина не убедил худсовет


    Обратная ситуация случилась с Евгением Лебедевым. У него вышел очень убедительный Грозный



    Но вот управдом, похожий на царя


    не понравился ни Гайдаю, ни худсовету


    Самые убедительные пробы были у Евгения Евстигнеева. И царь


    И его замена из будущего



    Гайдай на этом хотел остановиться

    Но случилось недоразумение. Гайдай Евстигнееву сказал реплику из сценария "Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите". Но Евстигнеев со сценарием знаком ещё не был, и принял эту фразу на своё имя. В общем в итоге Евстигнеев ушёл, а Гайдай снова остался без актёра.

    И тогда ему предложили попробовать Юрия Яковлева, с которым режиссёр прежде не работал. Гайдаю пробы понравились, а у Юрия Яковлева это стала чуть ли не самая яркая роль в кино


    Перейдём к Милославскому. Изначально роль предназначалась Андрею Миронову. Гайдай хотел продолжить актёрский дуэт Никулин-Миронов из "Бриллиантовой руки"


    Но после того, как Буншей стал Яковлев, стало ясно - придётся искать нового Жоржа, дуэт не сложился. Худсовет решил, что Миронов на фоне Яковлева смотрится слишком уж "артистичным и излишне утонченным". И начались поиски. Посмотрите на это созвездие актёров, пытавшихся сыграть очаровательного домушника






    Но Гайдай выбрал Леонида Куравлёва


    Куравлёв вспоминает съёмки в "Иване Васильевиче" с большой ностальгией. Он тогда снимался у Говорухина в "Робинзоне Крузо", когда пришла телеграмма, приглашающая на фотопробы. И когда Гайдай его выбрал, то по словам самого Куравлёва, он был счастлив


    Во многих источниках написано, что на роль Зиночки было всего три кандидатуры, три Натальи - Гундарева, Гвоздикова, Селезнёва. Но это далеко не так. Гайдай немало намучился, выбирая актрису на эту роль. Интересно, что исполнителей главных мужских ролей Гайдай искал только из известных актёров, а вот на женские он хотел сначала сделать "открытие", подарить зрителям новую комедийную звезду (что он делал в предыдущих фильмах "Операции "Ы" и "Кавказской пленнице")

    Вот взгляните, сколько красивых женщин мечтало стать супругой изобретателя Машины Времени









    Буду благодарен, если вы мне поможете опознать этих актрис. Я смог определить только последних троих - Наталью Воробьёву, Наталью Богунову, Екатерину Маркову

    Ну и пробы уже упомянутых Натальи Гвоздиковой



    и Натальи Селезнёвой


    Открыть "звезду" не удалось - в кастинге одержала победу Наталья Селезнёва. Но тут не было никакого "блата". Она участвовала "в конкурсе" на общих условиях


    Интересно, что многие из актрис пробовались сразу на две женские роли - Зиночки, супруги изобретателя, и царицы Марфы Васильевны, супруги Ивана Грозного. Вот, к примеру, пробы на роль царицы Натальи Гундаревой и Натальи Селезнёвой


    Между ними вклинилась ещё одна претендентка на роль царицы - Светлана Светличная. Вот только эта проба, если не ошибаюсь, к другому фильму - "Сказка о царе Салтане". А проба Светличной на Марфу Васильевну была такой


    Ещё одной претенденткой была Любовь Малышева


    А стала Марфой Васильевной Нина Маслова


    И вот ещё интересный момент, некоторые из фотопроб Селезнёвой были потом использованы Гайдаем для оформления квартиры изобретателя и актрисы


    Что ещё из фотопроб вам показать. К этому фильму в моей коллекции их осталось мало. Ну вот например проба Савелия Крамарова на роль дьяка

    Читайте также: