Лего концлагерь варшавский музей

Обновлено: 11.05.2024

Варшавский Музей современного искусства приобрел "Концлагерь" Збигнева Либеры

Приобретение современное искусство

Музей современного искусства в Варшаве объявил, что приобрел у норвежского коллекционера за €55 тыс. скандально известную работу польского художника Збигнева Либеры "Лего. Концлагерь". Комментирует КИРА ДОЛИНИНА.

Даже сегодня, по прошествии 15 лет с момента создания этой работы, узнающие о ней впервые содрогаются: семь наборов с блоками конструктора "Лего", из которых согласно инструкции и картинкам на роскошных упаковках можно легко построить свой маленький концлагерь. В нем будут бараки, крематорий с тремя трубами, обнесенная решеткой территория, виселица, нацисты в черной форме c дубинками, убийцы в белых халатах и их инструментарий, скелетообразные узники. Степень узнаваемости мрачного сюжета при абсолютной достоверности принадлежащего светлому миру детства "оборудования" — высочайшая. "Этого не может быть",— восклицает зритель. Не волнуйтесь, этого и нет на самом деле: наши дети никогда не получат от Деда Мороза в подарок такой набор, фирма "Лего" никогда не выпускала такую серию, а однажды добровольно выдав не слишком именитому поляку свои фирменные "кубики" для создания художественного произведения, много лет не знала, как отмыться от этого кошмара.

Этот "фэйк" — всего лишь работа одного из самых радикальных художников Польши Збигнева Либеры (родился в 1959 году). И даже для него самого она сначала была лишь одной из частей серии "Корректирующие устройства", в которой он работал с предметами массового потребления, выявляя скрытые в них воспитательные функции: пупсы, у которых, где надо, гладко, а где надо — шерсть; куклы, которые "любят быть обнаженными" — вплоть до обнажения внутренних органов; "тетушки Кена", затянутые в корректирующее белье; мозаика из пластиковых "капель крови"; бодибилдинговый тренажер с картонными гирями для мальчиков и многое другое. Логика исследования образовательного потенциала банальных игрушек и вещей привела его к "Лего", но, вступив на территорию холокоста, он оказался вне затеянной им игры. При том что к этому времени ставящий свободу творчества и слова превыше всего Либера уже отлично знал, что такое работать с политикой или интимными переживаниями (он отсидел свое по политической статье в тюрьме за печать листовок, боролся с институциями, создавал художественные коммуны, работал в психиатрической клинике, снял на видео откровеннейший фильм о любви и смерти, показав сцены общения через уход за своей умирающей бабушкой), тема оказалась еще более запретной, чем все прошлые, вместе взятые.

Сам художник сегодня объясняет это в интервью Екатерине Деготь так: "Согласно традиционной доктрине, холокост "неописуем" и "невообразим", что означает, что никому не дозволяется его описывать и воображать. Особенно в картинках. Изображения очень часто воспринимаются как часть преступления. Большинство фотодокументации того периода сделано убийцами. Это, к сожалению, замораживает эту тему вообще". С незамедлительной реакцией на приоткрывание этого ящика Пандоры ему пришлось столкнуться: крик стоял на весь мир, одни проклинали, другие защищали, наиболее прагматичные галеристы тут же купили скандальные наборы, фирма "Лего" призвала юристов, чтобы снять свой логотип "оказавшей поддержку проекту фирмы" с треклятых коробок. Апофеоза скандал достиг в 1997-м, когда куратор польского павильона на Венецианской биеннале отменил участие работы Либеры в своей выставке. Либера уехал из Польши на целых восемь лет.

С ним самим да и с этой его работой все было потом хорошо. Он активно работает, в основном в Праге и в основном все так же радикально. Работа "Лего. Концлагерь" хранится в модных собраниях и была окончательно легитимирована Еврейским музеем Нью-Йорка, допустившим ее на выставку "Отражая в зеркале зло" (Mirroring Evil, 2002). Об этой работе написано несколько очень весомых статей, в которых она трактуется то с позиций фуконианской "власти над жизнью", то в разрезе очистительной десакрализации прежде запретной темы. Времена очень изменились — взрослые говорят об этом уже не столько сладковато-гладким тоном Спилберга, сколько трэшевым анекдотом Тарантино, воплотившего мечту еврейского подсознания о неподчинившемся народе в "Бесславных ублюдках". Вполне возможно, что и с детьми стоит говорить об этом иначе, чем нам представлялось до сих пор. Либера показал, что террор состоит из обыденных вещей, которые, стоит их только "правильно" расположить, превращаются в машину смерти. Сегодня мы готовы его хотя бы услышать. Последней оказалась к этому готова Польша, в которой комплексы национализма, антисемитизма и раны, зияющие на месте столь обильно покрывавших Польшу концлагерей, сильны до сих пор. В таких случаях первыми готовы лечить свою страну художники. Одним из первых был Либера. Но есть и последователи: недаром художественный проект израильтянки Яэль Бартаны под абсурдно для понимающих звучащим названием "Движение еврейского возрождения в Польше" нашел свое политическое отражение именно в Польше, где и возрождать-то уже некому. Но зато есть кому сходить в музей, в котором есть теперь "Концлагерь" Либеры.

В следующем году компании LEGO Group исполнится 90 лет, а их конструктор до сих пор захватывает воображение детей и взрослых создавая широкий ассортимент продукции по сей день. Знаменитый конструктор изначально задумывался, как игрушка с большим количеством возможностей, а главным фокусом LEGO было создание чего-то, с чем дети могут играть снова и снова, воплощая самые смелые идеи. Несмотря на то, что компания сосредоточилась на творческом продукте для детей, существует ряд инцидентов, которые оставили темные пятна на имени LEGO.

Нацистский лагерь смерти

В 1996 году художник из Польши по имени Збигнев Либера ( Zbigniew Libera ) попросил детали у LEGO Group для создания своего творения. Надеясь, по-видимому, на внимание со стороны общественности, LEGO согласилась и предоставила их, не зная, для чего они предназначены. К всеобщему удивлению, из полученных кирпичей был построен концлагерь , очень похожий на печально известный Освенцим.

Работа включает в себя изображения крематориев и казарм, созданные при помощи конструктора LEGO, а также сцены, изображающие избиение заключенных-скелетов охранниками. В материале The Times за 1997 год говорилось, что творение были настолько тревожными, что Lego Group пыталась убедить Либеру убрать их логотип (в конце концов компания отказалась от своих требований).

«Я понимаю, что LEGO должна защищать свое доброе имя, но этот продукт не продается в магазине», - сказала Либера The Times.

После нескольких лет попыток цензуры и общественного контроля работы Либеры теперь можно увидеть в Музее современного искусства в Варшаве, Польша.

Затонувший контейнер с деталями LEGO

В 1997 году контейнеровоз Tokio Express, направлявшийся в Нью-Йорк, попал в шторм. В тот момент он находился в 30 километрах от берега графства Корнуолл в Великобритании. Во время шторма за борт выпали 62 контейнера, в одном из которых находились детали конструктора LEGO. Потерянные детали до сих пор находят на берегу, а ирония во всей история такова, что часть деталей было на морскую тематику.

Вот что сказал пресс-секретарь LEGO Эмма Оуэн, по поводу инцидента с Tokio Express:

«Конечно это очень неприятная история, но она не имеет ничего общего с деятельностью Lego Group. Мы разделяем общую заботу об окружающей среде и очень сосредоточены на экологических вопросах на наших производственных площадках, чтобы минимизировать отходы, которые потенциально могут стать проблемой загрязнения моря».

Поиски деталей Lego на побережье были так популярны, что волонтеры создала в твиттере аккаунт , где публикуют и обсуждают найденные элементы конструктора и другие вещи.

Проблема этой истории в том, что ABC пластик крайне долговечен, а элементы конструктора будут разлагаться в воде от 100 до 1300 лет.

Машина для убийств

Набор под номером 42113 LEGO Technic V-22 Osprey был отменен не за долго до старта продаж. Это лицензированная модель самолета Bell Boeing V-22 Osprey с наклонным винтом, используемый ВМС США, морской пехотой, ВВС и японскими силами самообороны.

В своем официальном обращении LEGO заявили :

"LEGO Technic Bell Boeing V-22 Osprey был разработан, чтобы подчеркнуть важную роль самолета в поисково-спасательных работах. В то время как набор показывает, как может выглядеть спасательная версия самолета, самолет использовался и в военных целях. У нас есть давняя политика не создавать наборы, в которых представлены реальные военные машины, поэтому было решено не приступать к запуску этого продукта. Мы понимаем, что некоторые поклонники, которые с нетерпением ждали этот набора, могут быть разочарованы, но мы считаем, что важно обеспечить соблюдение наших ценностей бренда."

Тем не менее большое количество наборов успело просочиться в магазины, к блогерам и специалистам LEGO. Многие авторитетные издания утверждают , что истинной причиной снятия этого набора с продажи стали серьезные конструктивный недостатки.

Мы никогда не узнаем, был ли набор отменен из-за внешнего давления или из-за дефекта, однако внешнее давление обеспечило компании возможность сохранить лицо и выглядеть так, как будто она делает правильные вещи, сохраняя при этом реальную причину в тайне.

Захватывающе путешествие

Есть большое количество приключенческих серий в линейке LEGO , космос, океан, другая вселенная, но порой персонажи и предметы конструктора отправляются в самое неожиданное путешествие по организму. Как бы LEGO не писало на своих упаковках возрастные ограничения, ежегодно фиксируется большое количество случаев проглатывания LEGO. Если вы думали, что детали видно на рентгене то я вас огорчу , но и расстраиваться сильно не стоит. В этом исследовании говорится, что мелкие детали выходит из организма через пару дней, но лучше не ждать и обратиться к врачу.

А совсем недавно главный фармацевт больницы Грейт Ормонд стрит (Great Ormond Street Hospital's) заявил :

«Жидкое лекарство для маленьких детей обычно имеет ужасный вкус, когда как многие таблетки вообще не имеют вкуса. Поэтому почему бы нам не попробовать давать детям таблетки? Двух и трехлетние дети вполне могут проглотить кусочек LEGO, поэтому мы знаем, что они могут проглотить таблетки.

Вряд ли LEGO запишет это к себе в достижения.

Say no to racism

Давным-давно на далеком-далеком кирпичном заводе было принято решение выпускать все минифигурки в одном цвете. Этот цвет был желтым. В течение нескольких десятилетий наборы LEGO включали ярко-желтые лица на каждой фигуре до тех пор, пока они не столкнулись с Лэндо Калриссианом .

Видите ли, когда LEGO получила права на создание наборов по вселенной Звездные войны, с желтолицыми персонажами все было в порядке, за исключением того, что Лэндо вообще не получил своего прототипа в лице минифигурки. Когда LEGO не показала никаких признаков создания знаменитого персонажа, публика потребовала расового равенства между минифигурками и LEGO наконец-то пришлось учитывать тот факт, что если сделать каждую фигуру желтой, это исключит представителей рас с более темным оттенком кожи. С тех пор LEGO добавили телесные тона, которые не только изображают настоящие расы, но и демонстрируют более широкий спектр цветов.

Для вас – настоящая виртуальная экскурсия по основным экспонатам прекрасного и самобытного музей «Полекон», который находится в славном городе Ленинград. Поехав на чемпионат Европы по футболу летом 2021 года, я решил посетить музей и познакомиться с его владельцами, и получил просто массу удовольствия, чем хочу поделиться и с вами!

Музей находится по адресу: Санкт-Петербург, Загородный проспект, д. 42. Созвонившись с администрацией музея и убедившись, что он работает мы, с супругой сели в метро и доехали до станции «Звенигородская». Кстати, посетить музей мне посоветовал мой добрый друг Алекс, проживающий как раз в Санкт-Петербурге.

Найти музей оказалось не очень простой задачей. В Питере борются с рекламой на исторических зданиях, и вообще фасадах (очень правильное решение!) и поэтому билборд всего один, и не с той стороны с которой мы вышли из метро. Но знание точного адреса и обладание смартфоном с картой очень облегчает задачу. Музей расположен во дворе, в подвальном помещении.

Уже прямо с порога мы попадаем в очень уютную комнату, в которой нас ждёт касса, книга отзывов (довольно увесистая!), игровая комната, гардероб и вообще все желаемые удобства. До того, как войти в зал с экспонатами, я познакомился с владельцем этого райского уголка для любого леголюба - Вадимом и его очаровательной супругой Мариной. Добрейшие и приветливейшие люди, которые с улыбкой приняли незнакомого меня, ни разу не читали мой блог, и все равно отнеслись с такой теплотой, что стало понятно – тут очень домашняя обстановка и рады каждому гостю.

Сразу после входа в основную экспозицию представлены несколько необычных фигурок и любопытных экспонатов. Это редкие старые человечки серий "Бельвиль" (для девочек), "Техник" и даже "Фабуленд" (серия из конца 70-х годов прошлого века!), а также "Биониклов" и конструктора для маленьких "Дупло".

Если немного повернутся в другую сторону, можно обнаружить целую стену из благодарственных писем и разных грамот. Директор музея участвует в разных городских конкурсах и проводит экскурсии для детских домов. Очень уважаю такое отношение к делу!

Как оказалось у стен есть глаза сразу на нескольких стенах скрываются любопытные пасхальные яйца, знаковые для музея. Первая гласит так: 1 миллион деталей, 3000 минифигурок и 120 единиц колесной техники. Далее мы убеждаемся, что в разработке участвуют только оригинальные детали Лего, никаких аналогов или доработанных элементов. И наконец видим дату основания: 10.12.2015.

Основная, и любимая тема в музее – средневековые замки. Их тут действительно много. Все постройки Вадим собирает сам, вручную, без инструкций и без помощников. Уже 12 лет он собирает свои самоделки. На один замок в среднем уходит год работы. Все из оригинальных деталей, и у каждого замка существует своя история.

Обязательным элементом каждого строения являются его жители, минифигурки. Причем публика действительно разношерстная - волшебники, викинги, короли, и даже Симпсоны! Музей очень хорошо ориентирован на детскую аудиторию. Экскурсоводы увлекательно рассказывают, чем занимается Барт в своей комнате замка или почему привидение прячется на башне. Любому ребенку будет интересно понаблюдать за идеями и мыслями экспонатов.

В работах Вадима скрывается много интересного символизма – например перевернутая гора, яркий замок любви, который понравится девочкам и очень интересный гигант с тремя башнями под названием «Вчера, сегодня, завтра». Сложно сейчас пытаться передать словами, все те эмоции, которые я испытывал, когда Вадим показывал и рассказывал мне о своих работах. Это нужно видеть собственными глазами!

На фотографиях отлично ощущается яркая любовь директора именно к замкам. Тут даже свадебный замок есть! И все так красиво укладывается в экскурсию, где каждый замок не похож на другой. Но все же это замки. Уже 15 замков готово, и в процессе подготовки находится следующий. На мой взгляд музею немного не хватает разнообразия. Быть может деревянная деревня викингов, крупный пиратский остров или невообразимая космическая база смогла бы разнообразить эту средневековую экспозицию? Я знаю, что Вадим стал моим читателем и обязательно прочтёт и прокомментирует эту статью. Но должен сознаться, я бы с удовольствием посмотрел и на еще один замок!

Помимо крупных замков в музее есть множество и небольшие экспонаты: тут есть жилые улицы, и «машина, которая перевозит машину, которая перевозит машину, которая перевозит машину». Есть космонавт с пиратским флагом верхом на динозавре, морские корабли, военная техника и карета. И даже одна из самых дорогих и желанных фигурок Лего – мистер Голд с оригинальным паспортом. Как же он прекрасен!

Помимо основной экспозиции есть отдельная комната с своим собственным названием: «Город будущего»! В ней скрывается великое множество разнообразных моментов – всевозможные технологичные средства передвижения, футуристичные небоскрёбы, спортивная площадка, концертный зал, инопланетная тусовка и множество других веселых вещей.

На первой фото ваш покорный слуга Владислав Малефик вместе с Вадимом Новиченковым, директором "Polekon". На втором забавный автопортрет Вадима с супругой Мариной в качестве экспоната.

На первой фото ваш покорный слуга Владислав Малефик вместе с Вадимом Новиченковым, директором "Polekon". На втором забавный автопортрет Вадима с супругой Мариной в качестве экспоната.

В одной статье невозможно показать все, и рассказать обо всём – например есть там замок, который светится в темноте, поезд на радиоуправлении, который проходит от начала до конца вдоль стены прямо под замками.

Рекомендую посмотреть своими глазами, детям будет интересно послушать о сюжетах, взрослым любителям понравится масштаб. Вы сможете оценить размеры, колоссальную работу, взглянуть на интересные ходы и технические решения. А еще расскажите Вадиму и Марине, что прочитали о музее в «Малефик Брикс» и решили прийти лично!

На днях мы с моим 12-летним крестником Денисом сходили в очень интересное место - музей Лего «Полекон». Все экспонаты - а иначе чем экспонатами всю эту красоту не назовёшь, 5 лет назад создал своими руками Вадим Новиченков.

Экскурсия для детей по музею занимает примерно час - программа полностью рассчитана на маленьких посетителей, которые от увиденного раскрывают рты и вытягивают шеи, чтобы разглядеть каждый объект поближе.

В первом зале примерно с десяток разных замков на любой архитектурный вкус и цвет. И у каждого из них своя история и особенности. Например, есть отдельные замки для короля и королевы, для принца и принцессы, замки для жизни и замки как оборонительные сооружения вокруг которые идут военные действия.

Все это Вадим придумывал сам, используя лишь свою фантазию и руки - без всяких эскизов или чертежей Лего. От Лего здесь только детали конструктора , а все сюжеты авторские.

Замки - это не просто «декорации» - внутри есть музеи, игровые комнаты, в них живут привидения. В музее специально выключают свет во время экскурсии, чтобы показать как привидения, созданные из специальных материалов, светятся. Дети буквально пищат от эмоций:)

Во второй комнате из деталей Лего сделаны разные транспортные средства - и это необычные автомобили. Внедорожник президента города будущего, лимузин, машина охраны президента и даже бэтмобиль и марсоход имени Илона Маска.

И третий зал посвящён разным массовым событиям - концертам, футбольным матчам и просто каким-то сценкам с интересными персонажами.

Ну а «вишенка на торте» - бесплатная возможность для детей пособирать Лего в отдельной комнате. Причём собирать их можно хоть до закрытия музея - мой Денис провёл около 1,5 часов.

В процессе посещения музея мне удалось пообщаться с Вадимом Новиченковым. Обычно он сам водит экскурсии по своему детищу. Он рассказал много интересного.

Интересные факты о музее Лего «Полекон»

  1. Его создатель раньше занимался проведением сантехнических работ на больших городских объектах. Например, в Эрмитаже.
  2. Конструкторами Вадим увлёкся уже после 40 лет - когда у него родился второй ребёнок.
  3. Первые детали он взял из конструктора корабля, причём это не был набор Лего. Все детали серого цвета пошли на замок.
  4. Уже 5 лет музей Лего - это единственный бизнес мужчины, который он развивает вместе со своей женой Мариной.
  5. Абсолютно все экспонаты, даже с самыми сложными конструкциями, сделаны только из деталей Лего.
  6. Корпорация Лего не имеет к музею никакого отношения.
  7. На музей потрачено 1 млн деталей Лего, которые Вадим закупает на сайте Ни один экспонат музея невозможно скопировать - т.е. собрать такой же. Все чертежи находятся в голове у его создателя.
  8. Первое название музея PoLEGOn. Но головной офис компании Лего из Дании обвинил музей в нарушении авторских прав, и пришлось его изменить на созвучное.

После того как дети заканчивают свои творческие эксперименты с конструированием, каждому из них дарят конфеты и светоотражающий браслет. А взрослые могут вытянуть записку с предсказанием. Ещё в музее Лего можно выпить кофе за 100 рублей или получить его бесплатно, оставив отзыв на Яндексе.

Посещение «Полекона» стоит 400 рублей для взрослых и 300 рублей для детей. Он находится на Загородном проспекте, 42. Ближайшая станция метро «Звенигородская».

Конструктор Лего. Концентрационный лагерь - инсталляция польского художника Збигнева Либера из кубиков Lego , изображающая немецкий нацистский концлагерь после сборки . Произведение, относящееся к направлению критического искусства , создано в 1996 году . Впервые экспонируется в Центре современного искусства в Варшаве [1] . Считается одним из важнейших произведений польского современного искусства [2] [3] .

Збигнев Либера изначально планировал построить советский ГУЛАГ , но изменил концепцию на нацистский концлагерь , объяснив это следующим образом: немецкий террор был организованным, рациональным, советским - абсолютно хаотичным. Мое намерение состояло в том, чтобы поразмышлять о рационализме и образовании [4] . Польский филиал компании Lego сотрудничал с художником, пожертвовав необходимые кирпичики [4] ; они пришли из разных наборов (заключенные - призраки из набора « Пираты» , охранники из полицейского участка и т. д.). Отсюда и надпись « Эта работа Збигнева Либеры спонсируется компанией Lego» на коробке . Некоторые блоки были немного изменены Liber [5] . Было создано три набора, каждый из которых состоит из семи коробок разного размера.

В 1997 году Либера сообщил о своем намерении участвовать в Венецианской биеннале , но куратор польского павильона Ян Станислав Войцеховский не позволил этой работе оправдать свое решение следующим образом: « Стратегии экспрессивного художника не движутся к глубоким размышлениям о самых мрачных страницах ХХ века». или критика подлого акта массовой культуры, однако они начинают опасно пересекаться с рекламными стратегиями, с играми коммерческого рынка [6] . После объявления этого решения Либера отказалась от участия в биеннале. Его инсталляцию не поняли и другие искусствоведы. о глупости, беспечности, свободном обращении с болезненной темой [7] .

После начала скандала, связанного с выставкой работ Либеры в Венеции, штаб-квартира компании Lego подала на художника иск, который, однако, через некоторое время был отозван [4] . Один набор был приобретен Еврейским музеем Нью-Йорка , другой отправился в Дом истории Федеративной Республики Германии в Бонне [3] . Третий набор принадлежал норвежскому коллекционеру; у него Музей современного искусства в Варшаве купил инсталляцию в конце 2011 года за 245 тысяч злотых. Зл (55 тыс. Евро) [8] , из которых более 153 тыс. Евро . Его пожертвовало Общество друзей современного искусства (103 000 злотых поступило от общественного сбора средств, а 50 000 злотых - из собственных средств организации) [2] .

Читайте также: