Лего конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Обновлено: 24.04.2024

Автор: Аллямова Инна Валерьевна

Организация: МБДОУ Большереченский детский сад

Населенный пункт: Омская область, р.п. Большеречье

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которые только появляются в нашем обществе, использовать новейшие технологии и решать задачи, о которых можно только догадываться. Начинать готовить будущих инженеров, людей с развитой технической пытливостью, с аналитическим умом, можно и нужно уже в дошкольном возрасте.

Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Цель: Способствовать всестороннему развитию представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством занимательной игры с LEGO – конструктором.

Задачи:

  • Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление.
  • Формировать умение рассуждать, анализировать и сравнивать, строить логическую цепочку умозаключений.
  • Развивать мелкую моторику за счет работы с мелкими деталями конструктора.
  • Развивать сенсорные представления.
  • Формировать элементарные математические представления.
  • Формировать способность сотрудничать, договариваться.
  • Развивать устную речь, пополнять словарный запас.
  • Развивать навыки конструирования.

Я считаю, что тема актуальна, так как LEGO-технологии:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

«Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать»

В своей работе я использую с воспитанниками набор серии Lego Duplо. Главная особенность наборов, входящих в эту серию, заключается в размере кубиков, которые в 8 раз больше стандартных (что исключает возможность их проглатывания и попадание в дыхательные пути). Кубики легко скрепляются, а собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры.

Lego City. В наборах Lego City все элементы, которые ребенок видит в повседневной жизни, воспроизведены в реалистичных моделях, что вдохновит на создание города, полного движения. Главная особенность серии — многочисленные темы: полиция, пожарная служба, стройплощадка, научно-исследовательские станции, железнодорожный вокзал, аэропорт, гоночный трек, космодром, и т.д. Лего Сити предлагает на выбор огромное количество профессий и сфер занятости: пожарные, полицейские, врачи, спасатели, строители, торговцы, фермеры и многие другие.

Lego Friends. Серия Friends создавалась специально для девочек с учетом особенностей мышления, пристрастий и интересов юных принцесс. Конструкторы Френдс — игрушка 2 в 1: строительство и игра в куклы одновременно.

Работу в данном направлении начинала уже со второй младшей группы. Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы я изучила методическую литературу по использованию лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС. Постаралась усовершенствовать развивающую предметно- пространственную образовательную среду в группе. Был создан «Лего-центр» и регулярно я стала поплнять его : картотекой игр, лего - раскраски, сборник «лего-сказок», новым лего – конструктором. Разработала систему конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий, наглядный материал (схемы, модели).

С детьми начала работу со знакомства с Лего-центром и легоконструктором.

Мы начали свою работу с изготовления простейших предметов. Нашей целью было научить детей скреплять детали на практике. Увидеть результат своих действий, обыграть постройку.

Конструктор ЛЕГО можно применять практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т. д.

На втором этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с лего-конструктором, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС.

«Познавательное развитие»

  • «Найди кирпичик, как у меня» Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник). И м.д.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • «По грибы, по ягоды». Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета.. И м.д.

«Речевое развитие»

Использую эффективный прием «Ситуация письменной речи» «письменной речи», когда ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Проговаривая высказывание, ребёнок замедляет темп речи, что позволяет ему заранее продумывать своё высказывание, подбирать наиболее точные слова, вносить исправления. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

  • «Расскажи сказку» Оборудование: конструктор LEGO. Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, развивать воображение и словесное творчество детей. И м.д.

«Художественно-эстетическое развитие.

  • «Выложи вторую половину узора». Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.

Попробовала использовать лего-детали в аппликации, получились объемные интересные работы. Использовала и лего в лепке на тему «Новые Lego-герои», рисовали с детьми деталями деревья используя прием ««Lego- печать».

«Физическое развитие»

  • «Собери кирпичики LEGO». Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту движений.
  • «Лего на голове». Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке. И м.д.

Чем дети становились старше, а сейчас мы уже старшая группа, тем задания услажнялись, а интерес детей повышался.

Заметила, что дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т. к эмоционально вовлечены.

Помощниками в моей работе являются родители воспитанников.

Работу с родителями организовала таким образом :

  • Беседы с родителями: «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
  • Консультации для родителей: «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; Lego-конструирование - как средство развития речи детей дошкольного возраста».
  • Памятка для родителей «Играем в Лего дома».
  • Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО».

Работу с коллегами организовала по следующим направлениям.

2. Индивидуальные беседы.

3. Мастер – класс для коллег «Использование Лего – конструирования в образовательной работе с дошкольниками».

Это лишь малая часть вариантов использования лего в образовательной деятельности ДОО.

На основании вышеизложенного, я делаю вывод, что поставленные задачи в основном выполнены.

Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей. Даёт возможность развивать разносторонние, интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились.

В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать леготехнологии с учетом современных требований. И конечно же очень надеюсь, что в дальнейшем в нашем саду мы сможем применять в работе не только лего-технологию, но и робототехнику. Современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть. Проблема с развитием речи может возникнуть из-за неразвитой мелкой моторики рук. Важность развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук отмечала известный исследователь детской речи М. М. Кольцова. Она говорила, что кисти руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы

В процессе занятий с детьми по лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.

Работа направлена на обновление форм и методов речевого развития дошкольников по обогащению и активизации словаря по лексическим темам, совершенствования монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования) и диалогового общения.

8. ЛЕГО конструирование является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, дошкольного возраста. Конструктор ЛЕГО мы используем в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, математике, развитии речи, в совместной с детьми, и для организации их самостоятельной деятельности.

9. Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

для более младшего возраста, подходит конструктор лего дупло

Чем старше ребёнок тем меньше детали.

12. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология. Сегодня лего- конструкторы повсеместно используют в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые лего-комнаты

Основными видами занятий по обучению дошкольников лего – конструированию являются:

1) лего- конструирование по образцу – детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного конструктора и показывают способы их воспроизведения. Обеспечивает переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. (можно использовать в младшем дошкольном возрасте)

2) лего – конструирование по модели - детям в качестве образца прилагают модель, в которой очертание отдельных составляющих элементов. Лего – конструирование по модели является усложнённой разновидностью лего – конструирования по образцу. Этот вид занятий способствует активации мышления дошкольников.

3) лего – конструирование по чертежам и наглядным схемам в результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. (в средней группе)

4)лего – конструирование по условиям - не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определят лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Лего – конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

(в старшем дошкольном возрасте)

5)Лего – конструирование по замыслу – дети сами решают, что и как они будут конструировать. Этот вид позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Лего – конструирование по замыслу лучше остальных развивает творческие способности. (так же можно применять в младшем возрасте)

Лего – конструирование по теме - детям предлагают общую тематику конструкций, замыслы ограничиваются темой. (в подготовительной группе)

В процессе лего – конструирования развивается речь - усвоение названий форм деталей, цветов, пространственные обозначения, составление предложений и рассказов.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющий запас знаний. Работа с разными по форме предметами требует их сопоставления и установление различий.

Алгоритм выполнения модели из конструктора лего представлены на слайде

Используются лего – элементы и в дидактических играх. ЛЕГО-игры помогают находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, развивают способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, развивают умение находить ошибки и недостатки, а также способность предвидеть результаты своих действий.

На данном слайде вы видите перспективу работы на следующий год в направлении лего конструировании

ЛЕГО – технология является эффективным развивающим коррекционным средством, при этом речь детей становится более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети начинают правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания.

СТЕНДОВЫЙ ДОК ЛАД, который был представлен мною на ГОРОДСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛУЧШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК для педагогов дошкольных образовательных учреждений города Искитима «Всё начинается в детском саду»

Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.

Л. С. Выготский отмечал, что: "Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Так же проблема с развитием речи может возникнуть из-за неразвитой мелкой моторики. Важность развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук отмечала известный исследователь детской речи М. М. Кольцова. Она говорила, что кисти руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В процессе занятий с детьми по лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является использование системно-деятельностного подхода, предполагающего чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, играя обучаться в игре. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей.

Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях по конструированию, математике, развитии речи, в совместной с детьми, и для организации их самостоятельной деятельности.

Новизна моего педагогического опыта заключается:

В создании условий для развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии лего-конструирования.

Опыт направлен на обновление форм и методов речевого развития дошкольников по обогащению и активизации словаря по лексическим темам, совершенствования монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования) и диалогового общения.

Практическая значимость: конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Одно из направлений применения лего-конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:

Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)

Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Материал: емкость с фасолью, детали лего.

Педагог читает стихотворение:

Сюда насыпали фасоль

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали лего (5-10 штук).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать, сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.

Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча. Я уверена, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для речевого и психического развития ребенка.

Деятельность по лего-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы (д, л, п; а, л; р и я;, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего?- без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», в которой соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Игра «Изучаем предлоги»

Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая,

например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т. д.

Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

Работа по развитию речи с применением лего-коструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.

Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Конструирование — как средство развития речи Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста «Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Кинезиологические упражнения как средство развития речи для детей дошкольного возраста Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные.

Лего-конструирование как способ математического развития детей В современных условиях развития дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений является появление.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Методическая разработка \"Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста\" Методическая разработка Фольклор как средство.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит.

Автор: Коростелева Людмила Александровна

Организация: МБОУ «ЦО № 7 им.Героя Советского Союза С.Н. Судейского»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова и др.)

В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих предметах в реальные модели этих предметов.

Ни для кого не секрет, что конструирование играет существенную роль во всестороннем развитии ребенка.

Сегодня я расскажу о способах развития речи дошкольников на занятиях по Lego-конструированию, о возможностях различных Lego-наборов, и о том, как я реализую эти возможности на своих занятиях.

Но начать бы я хотела с истории возникновения знаменитого конструктора.

Lego (Leg Godt – с дат. – «играй хорошо») – серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования различных предметов. Наборы Lego выпускает группа компаний Lego Group, головной офис которой находится в Дании. Эта компания была основана в 1932 году. Ее основатель – датчанин Оле Кирк Кристианесен, в то время являющийся бригадиром команды плотников и столяров. Первая фирма датчанина была необычайно далека от детских конструкторов. Оле Кирк занимался изготовлением гладильных досок, лестниц, а также прочих изделий из дерева. Постепенно профиль деятельности компании изменяется. Акцент смещается в сторону детских игрушек. Появляются деревянные машинки, мебель для кукол. Так выглядит первая игрушка компании Lego.

В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек. Примечательно, что, начиная с момента своего появления, элементы Lego во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными сейчас, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы.

В 2014 году компания Lego Group стала мировым лидером по производству игрушек. Разработчики Lego видят свою миссию в том, чтобы «вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня». Их главный девиз – невозможно играть, не получая знаний, как и невозможно учиться без игры. Так выглядит компания Lego Group сейчас.

Поэтому, разрабатывая свою продукцию, компания стремится к тому, чтобы помочь детям реализовать их право на игру и развитие.

В этом, наверно, и таится главный секрет нескончаемой популярности, востребованности конструктора Lego.

В разных странах мира игровые наборы Lego Education используют для изучения широкого спектра школьных предметов: от математики и родного языка до физики и робототехники.

Существуют серии наборов Lego Education и для дошкольных образовательных организаций – Lego Duplo, Lego System.

Кроме традиционных кирпичиков и строительных пластин эти наборы включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это дает детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железнодорожные станции, пожарные части, зоопарки и т.д. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, как сказочные, так и вполне реалистичные.

Работа с кубиками Lego: проговаривание процесса, описание результата – способствует речевому развитию, формированию мелкой мускулатуры рук, мелкой моторики.

Большинство наборов представляют собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включены элементы конструирования (детской площадки, фермы, автотранспорта различного назначения), атрибуты для сюжетно-ролевых игр по темам «Профессии», «Семья». Все эти наборы представлены на слайде.

В процессе конструирования мы проговариваем названия элементов конструктора, их назначение, называем цвет кирпичиков, форму, их размер, используем в речи слова, обозначающие пространственные отношения – «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т.п.

На занятиях я стремлюсь как можно больше проговаривать, описывать и сам процесс конструирования: это может быть проигрывание в прогностическом варианте: «сначала построю дом, потом двор, во дворе машину», или констатация сделанного: «… сделал автобус, посадил водителя, построил остановку…» и т.д. И то и другое способствует озвучиванию алгоритма конструирования и развития сюжета.

Очень интересен в работе по развитию речи набор «Моя первая история». Он представляет собой атрибуты для творческой игры, которые позволяют придумывать различные рассказы, истории, сказки, объединять сюжеты. В набор входят основания и крепления для декораций, а также 5 фоновых двусторонних карточек с различными сюжетами.

Я предлагаю детям построить свою историю из Lego. Если им трудно, для начала нужно помочь составить план. Потом предлагаю детям составить рассказ (историю, сказку), который можно начать по-разному: «Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было зимой…», «В некотором царстве. ». Вначале нужно помогать словами связками «И вот тогда…», «Вдруг…», «А в это время…», «Потом…», со временем дети сами строят рассказ.

Получается своеобразный театр, дети с удовольствием строят свою историю, фантазируют, рассказывают сказку друзьям. Они учатся описывать предметы и события; понимать структуру и элементы, лежащие в основе повествования; пересказывать и разыгрывать в лицах события, описанные в рассказах, песнях, стихах; выражать свои мысли, идеи и мнения.

Вообще сказку и историю можно построить и разыграть, используя любой из наборов Lego, привлечь другой конструктор. Полет фантазии не ограничен. Абсолютно на каждом занятии после выполнения основного задания я предоставляю детям время для игры с построенными моделями. По своему желанию ребенок может играть один, объединяться в пару или играть группой.

К счастью, наши постройки, наши игры мы можем продемонстрировать широкой публике.

Уже стало ежегодной традицией участвовать во Всероссийских конкурсах детского технического творчества – «Икаренок с пеленок», «Лего Бум». На эти конкурсы мы представляем видеоролики с рассказами детей о своих собственных постройках. Это уникальный опыт для ребят – они не только развивают свое техническое творчество, но и речь (умение рассказать с выражением, объяснить, обыграть, делать выводы и озвучивать мораль сказки).

Кроме всего перечисленного, наборы Lego Education уникальны тем, что позволяют детям получить базовые представления о современной науке, обогащают словарный запас ребенка техническими терминами – болт, ось, вал, шестеренка, рычаг, блок, втулка, мотор, коммутатор, датчик. Со всеми перечисленными элементами конструктора мы работает постоянно, и волей-неволей дети запоминают эти сложные, казалось бы, слова.

При обогащении представлений детей старшего дошкольного возраста о звуке, слоге, слове также целесообразно использовать конструктор Lego. Детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», можно использовать Lego, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твёрдые, зеленые – согласные мягкие. Можно предложить ребенку сосчитать количество звуков в построенной схеме.

Увлекательно и весело строить буквы из конструктора, составлять слова.

Ну а теперь, предлагаю вам окунуться в мир Lego и увидеть, как конструктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Предлагаю примеры дидактических игр по развитию речи.

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

  • куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).
  • посади кошку на крышу;
  • посади кошку около дерева;
  • посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Ход игры: у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Ход игры: Посмотрите, какой красивая собачка (собачка без хвоста), расскажите о ней, опишите ее. Чего не хватает собачке? Скажите правильно: «У собачки нет хвоста». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Ход игры: Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом»…

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены Lego-предметы в определенной последовательности. Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось.

Все-таки возможности конструктора Lego безграничны! Сегодня я постаралась продемонстрировать некоторые из них. Надеюсь, мой опыт будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №.

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО


Курс повышения квалификации

Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации


Курс повышения квалификации

ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей


«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 379 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г.Казани Муниципальный этап Республиканского конкурса среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений “ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА-2017”

Варламова Кристина Вячеславовна Воспитатель МАДОУ “Детский сад №379” г. Казан.

Варламова Кристина Вячеславовна Воспитатель МАДОУ “Детский сад №379” г. Казань Районный конкурс «Воспитатель года- 2017»

Дата рождения: 12 апреля 1996 года Образование: Среднее-профессиональное КПК.

Дата рождения: 12 апреля 1996 года Образование: Среднее-профессиональное КПК, 2016 год; Специальность: “Дошкольное образование” Педагогический стаж : 1 год Мое педагогическое кредр Районный конкурс «Воспитатель года- 2017»

Мое педагогическое кредо : «ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

Мое педагогическое кредо : «ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

Тема самообразования: «Лего- конструирование, как средство развития речи дет.

Тема самообразования: «Лего- конструирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность: Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования обр.

Актуальность: Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, являются: Образные средства сенсорные эталоны; Развитие речи; Различные символы и знания . Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием и развитием речи: это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы ЛЕГО. Любая образовательная деятельность немыслима без развития сенсорного воспитания и развития речи детей. Стоит отметить, что в силу своей образовательной универсальности лего- конструирование имеет немаловажное значение для развития сенсорных эталонов. Усваивая сенсорные эталоны, ребёнок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает : Точность и произвольность сенсорно –перспективных процессов; Зрительная координация; что в свою очередь способствует развитию речи дошкольника; Совершенствуется точность цвето- восприятия, тактильных качеств; Восприятие формы и размеров объекта, пространства. Так же происходит развитие мышления, потому что при выполнении построек ребёнок учится анализировать, сопоставлять и представлять. Важно учитывать то, что если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.

Цель: Развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посред.

Цель: Развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством лего-конструирования Задачи: Учить создавать модели различными способами, решая конструктивные задачи; Расширять представления об окружающем на основе сенсорных эталонов, через создание конструктивных моделей; Закреплять знания детей по сенсорному развитию посредством игровой совместной деятельности с Лего-конструктором; Активизация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи; Внедрение родителей в единое образовательное пространство детского развития.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное; Речевое ; Познавательное;.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное; Речевое ; Познавательное; Физическое; Художественно- эстетическое.

Основные принципы организации занятий кружка по лего- конструированию Доступ.

Основные принципы организации занятий кружка по лего- конструированию Доступность изучаемого материала Систематичность, последовательность проведения занятий Эмоционально насыщенная тематика занятий Проблемно- ситуативный характер заданий Вариативно- дифференцированное содержание заданий Предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы

«ЛЕГО» - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности.

«ЛЕГО» - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Именно конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Виды Лего- конструирования Конструирование по модели Конструирование по замы.

Виды Лего- конструирования Конструирование по модели Конструирование по замыслу Конструирование по чертежам и наглядным схемам Конструирование по теме Конструирование по образцу Конструирование по условиям - требованиям

Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских обра.

Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений, в нашем дошкольном учреждении имеется ЛЕГО- кабинет. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, использование ЛЕГО имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе.

 Флеш игра « Помогатор фиксика»

Флеш игра « Помогатор фиксика»

 Привет дружок тебя ждет увлекательное путешествие в страну лего.

Привет дружок тебя ждет увлекательное путешествие в страну лего.

Кружок «Лего- мастер» Самостоятельная конструкция деятельности Работа с роди.

Кружок «Лего- мастер» Самостоятельная конструкция деятельности Работа с родителями Участие в конкурсах Трансляция педагогического опыта

Взаимодействие с педагогами: Консультации для воспитателей; Семинары по исп.

Взаимодействие с педагогами: Консультации для воспитателей; Семинары по использованию лего- конструирования в образовательной деятельности; Круглый стол; Оформление материала по данной теме на стенде, в буклете; Игротеки. Взаимодействие с родителями: Мастер-классы «Учимся вместе»; Открытые мероприятия; Выставки совместных работ; Пополнение ЛЕГО- уголков в группах; Участие в интернет- конкурсах. ЛЕГО

Средняя группа- формирование способности воспринимать внешние свойства п.

Средняя группа- формирование способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе Освоение разнообразных способов конструирования; Умение удерживать замысел будущей постройки; Использование графических моделей; Формирование самостоятельности ; Развитие гибкости мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. Подготовительная к школе группа Элементы экспериментирования; Условия свободного выбора; Стратегии работы; Проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

«Лего- конструирование как средство развития сенсорных эталонов и развития р.

«Лего- конструирование как средство развития сенсорных эталонов и развития речи детей дошкольного возраста»- даёт возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также познавательную деятельность детей»

Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего: Создание проблемной ситуации.

Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего: Создание проблемной ситуации Наблюдение натуральных объектов Демонстрация вариативных соединений Объяснение последовательности выполнения Демонстрация и рассматривание картинок Сенсорное обследование деталей Изучение при необходимости схем и чертежей Анализ и оценка

Игры с лего- конструктором на развитие сенсорных эталонов и развития речи: «.

Игры с лего- конструктором на развитие сенсорных эталонов и развития речи: «Чудесный мешочек»; «Найди такую же деталь» «По дорожке» «Собери кирпичики» «Подбери одинаковую деталь» «Что изменилось» «Змейка» «Вспомни и собери» «Мостик через речку»

Тематическое планирование Период Лексическая тема Тема поЛего-конструированию.

Тематическое планирование Период Лексическая тема Тема поЛего-конструированию Задачи Образовательная деятельность в режимных моментах (формы и задачи) Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи) Сентябрь Здравствуй, детский сад! Конструированиепозамыслу -активизироватьконструктивное воображение детей; -стимулироватьсоздание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны; -закреплятьзнание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. «Что лишнее?» - развивать внимание и память. «Построй, не открывая глаз» -учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку. «Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку» -формироватьумение передаватьспомощьюобразных средств языка, эмоциональные состояния; -развивать коммуникативные навыки.

Сад (фрукты и овощи) Конструирование фруктов - продолжать знакомить детей с к.

Сад (фрукты и овощи) Конструирование фруктов - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.); - формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; - развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. « Овощи и фрукты» -учить детей различать фрукты и овощи на ощупь; - называть и группировать их, после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. «Таинственный мешочек» -учить отгадывать детали конструктора на ощупь. «Что купили на базаре?» -расширять представления детей о фруктах, месте их произрастания, существенных признаках.

 Список используемой литературы:

Список используемой литературы:

В результате систематической работы по лего-конструированию в речевом развити.

В результате систематической работы по лего-конструированию в речевом развитии были достигнуты значительные успехи.

Читайте также: