Лего конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников

Обновлено: 18.04.2024

Выступление на Методическом Объединении для воспитателей старших групп Г.Реутов.

ВложениеРазмер
razvitie_rebenka_cherez_lego.docx 17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад комбинированного вида №4 «Ивушка»

Доклад на тему : Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Тамразова Ирина Николаевна

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество .

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

В то же время педагог, должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов мы считаем совместную (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование. Лего – уникальный конструктор: из его деталей можно построить как башню, высота которой будет отмечена в Книге рекордов Гиннесса, так и робота, способного производить замеры освещенности и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по соответствующим корзинам.

Компанией «LEGO Group» разработаны серии конструкторов для развлечения и досуга детей. Но нас больше интересуют обучающие конструкторы «LEGO Education», созданные не только для строительства различных моделей, но и для развития умственных способностей детей. Их немало: конструкторы для детей от 3 лет, дающие возможность строить не только модели, с помощью которых можно обыгрывать бытовые сюжеты.

В дошкольном учреждении требования к лего - конструированию достаточно просты. Мы учим детей создавать конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.
Наглядные модели создаются детьми в ходе разных видов деятельности. Это рисование, конструирование, сюжетно - ролевая игра и др. Программа включает такие виды занятий, как «Ознакомление с пространственными отношениями», «Конструирование», «Логика», «Математика», обеспечивающие развитие способностей к конструированию.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной. Такая деятельность связана с созданием нового, открытием нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей, а это сильный и действенный стимул к занятиям по лего - конструированию, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей.

Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего - конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО


Курс повышения квалификации

Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации


Курс повышения квалификации

ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей


«Как приручить маленького командира (инструкция для родителей)»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»
Лего-конструирование,
как средство развития творческой
личности ребенка старшего дошкольного возраста

Разработала: Кузнецова И.С., воспитатель

Актуальность:Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Станда.

Актуальность:
Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов
Конструктор Лего обладает огромной популярностью у детей во всем мире
Лего-технология - объединяет элементы игры с экспериментированием

Лего-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески

Теоретическое обоснование:- Необходимость использования лего-конструирования.

Теоретическое обоснование:
- Необходимость использования лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста обоснована в трудах многих ученых. То, что дети обучаются «играючи», доказали отечественные психологи и педагоги Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др. Ими доказано, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Лего-конструирование может быть рассмотрено и как вид творческой деятельности, ибо, по определению, творчество есть процесс, в результате которого создается нечто новое.
Различные вопросы творческого развития ребенка рассмотрены в трудах Б.М. Теплова, Л.C. Выготского, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской и других ученых.

- Возникновение и разработка различных направлений творческой деятельности детей рассматриваются в работах В.А. Левина, Б.М. Йеменского, Н.А. Ветлугиной, Е.Ю. Сазонова, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной и других.

- В настоящее время можно выделить ряд диссертационных работ, в корорых исследуется проблема творческой активности детей (В.А. Одинцова, Нгуен Тхи Ким Ань, О.В. Цаплина, Ю.Н. Рюмина, Н.И. Щередина, А.Н. Шипилов). В этих работах авторы дают определение понятию «творческая активность», раскрывают ее особенности и структуру.

- По утверждению многих ученых (C.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, М.Н. Скаткин) развитие детской творческой активности происходит в процессе какой-либо деятельности при овладении ее общественно выработанными средствами. Однако наиболее эффективно это происходит в процессе практической детской деятельности, в том числе непосредственной образовательной деятельности по конструированию
(Н.М. Конышева, Е.Я. Беляева, Д.В. Сергеева, Л.B. Пантелеева, Л.B. Куцакова и др.).

Цель – создание условий для развития творческих способностей, конструкторских.

Цель – создание условий для развития творческих способностей, конструкторских умений и навыков посредством Лего-технологии.

Задачи:
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развивать операции логического мышления,
Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
Вовлечь родителей (законных представителей) как равноправных партнеров в совместную творческую деятельность посредством технологии Лего-конструирование.

Критерии оценки: Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме Ум.

Критерии оценки:
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий (сформирован)
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практичесаки без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга
Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.
Средний (стадия формирования)
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.
Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий (не сформирован)
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.
Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Диагностика (сентябрь 2020г.)

Диагностика уровня знаний и умений
по лего-конструированию
(методика Т.В. Федоровой)
Диагностика творческих способностей
Субтест «Эскизы»
(методика Е. Туник)

Развивающая предметно-пространственная среда: игра «Бродилка Лего» Картотека.

Развивающая предметно-пространственная среда:

игра «Бродилка Лего»
Картотека игр «Лего-конструирование»;
Лего-игры для развития речи;
Собери по образцу
Lego Classik, Lego Friends
«Факты о том, как Лего влияет на развитие детей»;
«Как влияет конструирование на развитие
ребенка дошкольного возраста»
Альбом «Совместное творчество с родителями»
Lego большой

Д/Игра «лего- математика» Д/Игра «догони»Игра «Попади»

Д/Игра «лего- математика»
Д/Игра «догони»
Игра «Попади»

Созданные условия для успешного развития детей:1 конструктивно-игровую деятел.

Созданные условия для успешного развития детей:
1

конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать способом
«от простого к сложному»

2
обеспечение успеха в начале работы по конструированию
3
доступность и достаточность количества комплектов конструктора для всех детей;
– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно
4
равноправное общение детей со взрослыми
5
личностно-ориентированный подход педагога к ребенку
6
создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности
7
процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие

По образцуПо карточкам с моделямиПо собственному замыслуЗадание дает воспита.

По образцу
По карточкам
с моделями
По собственному замыслу
Задание дает воспитатель,
выполняют дети
Задания формулируются ребенком и выполняются детьми и воспитателем
Задания дают дети друг другу
Задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком
В процессе деятельности
с ЛЕГО использовались
разнообразные
формы заданий:

Для успешного проведения занятий с конструктором ЛЕГО необходимы определенные.

Для успешного проведения занятий с конструктором ЛЕГО необходимы определенные условия:
Оптимальное количество 6-8 человек.
Детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты.
Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали.
Подробное знакомство детей
с образцом.
Сохранность постройки на некоторое время.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание до.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание дошкольников уделяется самому процессу, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового.
Этапы технического творчества:

постановка технической задачи
сбор и изучение нужной информации

поиск конкретного решения задачи
материальное осуществление творческого замысла
1
2
3
4

Используемые технологии:Лего-конструированиеЛего-сказкаЛего-мультфильмИгра-фа.

Фрагмент перспективного плана работы по лего-конструированию:

Фрагмент перспективного плана работы по лего-конструированию:

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Критерии оценки: Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме Ум.

Критерии оценки:
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий (сформирован)
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практичесаки без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга
Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.
Средний (стадия формирования)
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.
Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий (не сформирован)
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.
Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Диагностика (апрель 2021г.)

Диагностика уровня знаний и умений
по лего-конструированию
(методика Т.В. Федоровой)
Диагностика творческих способностей
Субтест «Эскизы»
(методика Е. Туник)

Результаты работы. Достигнутые эффекты:Дети: Развит устойчивый интерес к моде.

Результаты работы. Достигнутые эффекты:
Дети:
Развит устойчивый интерес к моделированию и конструированию.
Положительная динамика в формировании пространственного мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Сформировано умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Активизирована познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива
Развита мелкая моторику, диалогическая и монологическая речь, расширен словарный запас.
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Родители (законные представители:)
Стали равноправными партнерами в совместной творческо-технической деятельности посредством технологии Лего-конструирование.

Педагог:
Повысил профессиональные компетенции по вопросу «Лего-конструирование, как средство развития творческой личности дошкольника».

Диапазон личного вклада:Разработано: Картотека игр «Лего-конструирование»; Ле.

Диапазон личного вклада:
Разработано:
Картотека игр «Лего-конструирование»; Лего-игры для развития речи; Собери по образцу; игра «Бродилка Лего»; Д/Игра «Попади», Д/Игра «лего-математика»; Игра «Догони»
Приобретение Lego Classik, Lego Friends,
Консультации для родителей: «Факты о том, как Лего влияет на развитие детей»; «Как влияет конструирование на развитие ребенка дошкольного возраста» Альбом «Совместное творчество с родителями»
Перспективный план по конструированию.

«LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности трёхмерные модели.

Конструктивная деятельность-это процесс сооружения построек из имеющихся элементов (Г. В. Кирия, В. Г. Нечаева, Е. Шаламон).

В поле этой деятельности создаются отличные условия для развития у детей воображения (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, В. В. Давыдов) и интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская, экспериментирования с материалом (Е. А. Флёрина, возникновения ярких и «умных» эмоций (А. В. Запорожец, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития дошкольников.

Детям нравится ЛЕГО-конструктор, их привлекают яркие детали, они с удовольствием строят, созидают свой мир, мир конструктивных идей и моделей. Во время игры у них развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, конструктивные навыки и умения, дети взаимодействуют друг с другом.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Используя ЛЕГО- конструкторы, можно создать игровые ситуации, которые позволят проявить детям творчество, знания и свои способности.

У данного вида конструктора много преимуществ:

-ЛЕГО-конструктор безопасный;

-можно экспериментировать, сцепляя разные детали, подбирая их по цвету, размеру. В процессе экспериментирования дети могут создать свой вариант машины, корабля, моста. В этом проявится их индивидуальность и творчество. И будет почва для создания ситуации успеха;

-полученные в процессе деятельности конструкции дети могут обыгрывать. Они мобильны. Их можно переносить, передвигать, трансформировать, перестраивать;

-играть можно, как за столом, так и на полу, расположившись на ковре.

Для обыгрывания построенных конструкций можно использовать машинки, мелкие игрушки. Постройки детей можно сфотографировать и создать альбом.

В работе с детьми можно использовать разные формы организации обучения детей конструированию:

1. Конструирование по образцу

Это важный этап обучения дошкольников способам конструирования, когда воспитатель даёт готовые знания, дети узнают о свойствах деталей, учатся соединять их, строить постройки.

2. Конструирование по модели

На данном этапе ребёнок находит самостоятельно способ построения конструкции. Благодаря таким заданиям у детей происходит активизация мышления.

3. Конструирование по условиям

Задачи конструирования носят проблемный характер, способов решения воспитатель не даёт. Дети самостоятельно находят пути создания конструкций.

4. Конструирование по простейшим чертежам и схемам

На данном этапе создаются условия для развития у детей образного мышления, познавательных способностей.

5. Конструирование по заданной теме и замыслу.

Дети имеют возможность самостоятельно выбрать материал для создания построек. Полученные конструкции в процессе деятельности можно объединить в общий сюжет и обыграть. Во время конструктивной деятельности на данном этапе у детей развиваются творческие способности, воображение, они проявляют самостоятельность и инициативу.

Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников

Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье описывается как происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством Лего;.

Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников

Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников» «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности.

Проект «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников»

Проект «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников» Проект «Пластилинография - как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников". Назначение: украшение интерьера,.

Проект «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» Вид проекта: долгосрочный (2016-2017г. ,­творческий, ролевой – игровой Участники проекта:­ дети второй младшей группы и родители воспитанников­.

Самоанализ «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Самоанализ «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается.

Комментированное Лего-конструирование как средство развития речевой деятельности старших дошкольников Комментированное ЛЕГО – конструирование как средство развития речевой деятельности старших дошкольников В настоящее время дети живут в эпоху.

Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания.

Театрализованная деятельность как успешное средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр.

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.

ВложениеРазмер
Лего-конструирование 37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка через Лего.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Интеграция гармонично

объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

В то же время педагог, должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов мы считаем совместную (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование. Лего – уникальный конструктор: из его деталей можно построить как башню, высота которой будет отмечена в Книге рекордов Гиннесса,

так и робота, способного производить замеры освещенности и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по соответствующим корзинам.

Компанией «LEGO Group» разработаны серии конструкторов для развлечения и досуга детей. Но нас больше интересуют обучающие конструкторы «LEGO Education», созданные не только для строительства различных моделей, но и для развития умственных способностей детей. Их немало: конструкторы для детей от 3 лет, дающие возможность строить не только модели, с помощью которых можно обыгрывать бытовые сюжеты.

В дошкольном учреждении требования к лего - конструированию достаточно просты. Мы учим детей создавать конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.
Наглядные модели создаются детьми в ходе разных видов деятельности. Это рисование, конструирование, сюжетно - ролевая игра и др. Программа включает такие виды занятий, как «Ознакомление с пространственными отношениями», «Конструирование», «Логика», «Математика», обеспечивающие развитие способностей к конструированию.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной. Такая деятельность связана с созданием нового, открытием нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей , а это сильный и действенный стимул к занятиям по лего - конструированию, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей.

Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся

подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего - конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают. Это развивает

коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.

В настоящее время остро испытывается нехватка людей специалистов, которые могут творчески мыслить, творить, применять свои идеи на практике, быть лидерами и изобретать новые нестандартные творческие теории и идеи.

Необходимо понимать, что учить этому человека следует с раннего возраста и прививать ему тягу к творчеству с первой ступени образования – с детского сада.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Поэтому, одним из приоритетных направлений современной педагогики, является развитие творческого потенциала личности каждого ребенка ФГОС.

Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и воплощении этого замысла, в умении пользоваться своими знаниями и умениями в реализации замысла. Многие возможности ребёнка, которые от природы заложены в нем, могут не проявиться сами собой, они требуют некой помощи в виде воспитательного воздействия специально организованной деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении образовательной процесс имеет системно-деятельностный подход, который представляет собой чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в систематической работе с элементами LEGO, так как она вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового, стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового.

Работая с детьми я заметила, что именно LEGO конструкторы, привлекают внимание детей, помогают им изобретать что то новое, не похожее и не стандартное, помогающее развить игровой замысел, привлечь других детей к игре, с последующим додумыванием и доконструированием своих идей.

Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Конструкторы LEGO воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

LEGO конструкторы могут использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в организованной образовательной деятельности в дошкольной организации.

По требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий, LEGO-конструирование введено в образовательный процесс ДОО и определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, а также способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи, что соответствует задачам развивающего обучения определенных в ФГОС ДО.

Так как в детском саду образовательные области не существуют в «чистом виде», всегда происходит их интеграция, то используя LEGO-конструирование есть возможность интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Также художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в LEGO - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

Для более эффективной работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста целесообразно так же применять нетрадиционное использование конструктора LEGO в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, например:

1) рамка из LEGO – применяется в оформлении поделок, рисунков детей.

2) штамп из LEGO – детали конструктора применяют в качестве штампа при создании рисунков.

3) обыгрывание рисунков – детали (постройки)LEGO выступают в качестве 3д моделей.

4) Театр с моделями LEGO конструктора – любая постановка заиграет по новому с ярким красочными посторойками и героями, которых самостоятельно собрали из деталей конструктора.

5)Моделирование музыки – воссоздавать сюжет услышанной музыки с помощью конструирования из деталей LEGO и многое другое.

У каждого ребенка с рождения имеются конструкторские, изобретательские и исследовательские задатки, которые проецируют в ребенке живую фантазию, живое воображение. Но для того, что бы заложенные природой задачи реализовались в полной мере, необходима системная работа - дети, педагоги, родители.

1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.

2. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»

4.Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.

Читайте также: