Лего конструирование консультация для педагогов

Обновлено: 12.05.2024

В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вн овь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.

ВложениеРазмер
publikatsiya_10.docx 26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

LEGO-конструирование с детьми дошкольного возраста

Что такое конструктор LEGO- для ребенка?

Это буря эмоций, восторг, сменяющийся любопытством. Что ждет его в этой загадочной коробочке? Он еще не знает, но уверен, что наверняка что-нибудь удивительное.

Целые города с добродушными жителями, аэропорты, военные корабли, железные дороги, замки с отважными рыцарями и прекрасными принцессами, милые уютные домики с настоящим семейство и многое-многое другое. Только ребенок получает все это не сразу, а кропотливо собирает из мельчайших деталей, ощущая себя настоящим создателем. LEGO — это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Причем играть в него могут даже самые маленькие крохи, которым едва исполнилось полтора годика. Но только не маленькими детальками, а кубиками побольше. И для подростков найдется немало интереснейших конструкторов для экспериментирования, в том числе радиоуправляемых игрушек, которыми нередко увлекаются даже взрослые, мечтая снова окунуться в сладкие объятья детства.

А еще LEGO вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового. Каждый набор — это своя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования. Сегодня ты властелин фантастического звездолета, завтра — мирный фермер или хозяин зоопарка. С помощью конструкторских наборов малыши постигают окружающий мир в изумительно ярких красках, свойственных цветным кубикам LEGO. С ними можно забыть про унылые дома, перемежающиеся серыми росчерками асфальтовых дорог, про ненастную погоду за окном, грязь и слякоть. Можно отрешиться от взрослого, не всегда понятного мира, и построить свой, красочный и необыкновенный, ощущая гордость за собственные творения

  • «Развитие познавательных способностей с помощью LEGO - конструирования»

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Для детей в возрасте от трех до семи лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.

Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, конструктор LEGO даёт им возможность для экспериментирования и

В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.

LEGO - конструкторы появились на свет уже более 50 лет назад. Поэтому может возникнуть вопрос: "Смогут ли они все также заинтересовать современного ребенка, который идѐт в ногу со временем и увлекается компьютерными играми?".

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки малыша.

Конструкторы LEGO представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Кроме того, LEGO - непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!

Играя в LEGO дети:

• Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии

• Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

  • "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.
Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании.
В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи
Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:
1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.
2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.
4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.
5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.
Основные принципы использования LEGO-технологий:
- доступность и наглядность материала;
- систематичность и последовательность обучения и воспитания;
- работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.
- личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Прежние принципы дошкольного образования подвергаются сегодня кардинальным изменениям. Следует отметить появление современных игр и развлечений в системе дошкольного воспитания детей. Классические наглядные средства менее эффективны, так как дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства. Широкий спектр образовательного процесса включает в себя такую важную составляющую, как формирование личностных качеств дошкольника, а именно: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Внимание детей сложно удерживать абстрактными понятиями и практически невозможно заставить их изучать материал, при условии, если им непонятна цель данного процесса. Педагогу, при использовании различных приемов и методик в работе, необходимо брать в расчет, что современных детей окружают компьютеры, смартфоны, интернет и прочие средства электроники. Дети желают использовать привычные устройства в их образовательной деятельности. Таким современным методом считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из наиболее распространенных на данный момент педагогических систем, которая применяет трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду в обучении и развитии дошкольника.

Каждый ребенок от природы конструктор, изобретатель и исследователь. Конструирование особенно эффективно оттачивают и реализуют вышеуказанные навыки, так как дети ограничены только своей фантазией в процессе создания конструкций, построек, используя сообразительность, любознательность, учувствовать в творческом процессе.

Дети на собственном опыте узнают конструктивные особенности деталей, варианты их соединения, комбинирования. В данном творческом процессе ребенок познает законы гармонии и красоты.

ЛЕГО - конструирование формирует в детях активное стремление к созидательной деятельности, воображение, желание изобретать, развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и тренирует память. Все вышеуказанное составляет основу интеллектуального развития ребенка и выступает показателем готовности к школе.

Таким образом, все ранее перечисленное можно отнести к задачам, которые реализуются посредством ЛЕГО-конструирования.

Остановимся подробнее непосредственно на Лего-конструкторах. Кроме известных серий конструкторов компании «LEGO Group», для строительства различных моделей, существуют наборы, разработанные непосредственно с целью развития умственных способностей детей.

Удобно классифицировать виды ЛЕГО-конструкторов следующим образом.

По возрастным категориям.

Наиболее подходящий для детей возраста от 1 года до 3 лет является набор Лего сери Дупло. В таком тематическом наборе кроме деталей, предназначенных для строительства домиков или конструирования машинок, имеются крупные цельные фигурки животных или известных персонажей.

Для детей 3-6 лет предпочтительны наборы Лего серии Даста. Наборы данной серии представлены в широком ассортименте - от отдельных наборов для конструирования транспортных средств и строений до тематических комплектов – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц и др.).

Наборы для детей старше 6-7 лет состоят, как правило, из большего количества компонентов и отличаются сложностью сборки.

По половому различию.

Широкий ассортимент конструкторов позволяет сделать игру увлекательной, как для мальчиков, так и для девочек. Именно «стиль» игры определяет состав набора, в котором могут быть компоненты для сборки домов, магазинов, салонов, либо тематические конструкторы о принцессах, куклы, животные, другие сказочные и вымышленные герои для девочек, или машины, самолеты, роботы для мальчиков.

В большинстве своем каждый набор посвящен конкретной тематике: о природе и растениях, животный мир, строительной тематики, конструктор может быть для сборки дорог и машин.

Следует добавить, что кроме тематических конструкторов, существуют и базовые наборы, расширяющие ассортимент деталей.

По виду материала.

Заключительным видом наборов является вид материала. Среди игрушек Лего имеются твердые и мягкие детали, кроме этого существуют детали для развития тактильных ощущений у детей с характерной шершавостью на их поверхностях.

Залогом эффективной работы с Лего-конструктором является выполнение следующих условий:

*организовать группы детей по 8 человек;

*предоставлять свободный доступ к конструктору, для возможности выбора детьми нужных им деталей;

*ознакомить детей с образцом набора (схемой, темой и т. д.);

*обеспечивать сохранность постройки на некоторое время.

В процессе работы с Лего-конструктором в ДОУ применяются различные виды лего-конструирования, такие как:

*Конструирование по образцу;

*Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

*Конструирование по условиям – на основе анализа условий строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

*Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

*Конструирование по замыслу.

*Конструирование по теме - форма очень близка с конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Важной формой работы по лего-конструированию является взаимодействие с родителями.

При этом используются следующие формы взаимодествия:

*выставки совместных работ;

*участие в интернет-конкурсах;

*оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах;

*консультации;

*пополнение ЛЕГО-уголков в группах.

Говоря о трудностях, которые возникают в работе по ЛЕГО – конструированию у педагогов, можно назвать следующее:

* Отсутствие необходимого количества конструкторов.

* Фактически отсутствие научно-методических пособий для педагогов по ЛЕГО-конструированию.

* Требуется проведение обучающих семинаров для педагогов.

Соответственно, актуальность использования Лего-технологии имеет особенное значение при внедрении ФГОС, так как:

- представляет собой великолепный способ для интеллектуального совершенствования дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;

- помогает педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- способствует познавательной активности, воспитывает социально-активную личность, развивает навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, позволяет ребенку экспериментировать и созидать свой собственный безграничный мир.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Консультация для воспитателей «Лего-конструирование в ДОУ»






«Автомобильный парк». Конструирование из лего. Фотоотчет

«Автомобильный парк». Конструирование из лего. Фотоотчет У меня конструктор Лего С ним могу я не скучать! Строю я дома, машины И Вам советую играть! Артур Давтян Несмотря на то, что сейчас карантин,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лего-конструирование в средней группе

Лего-конструирование в средней группе "Лего-конструирование" в средней группе. В нашем детском саду прошел конкурс на тему "Лего-конструирование", во всех возрастных группах.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция»

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция» Комплексное исследование и решения на основе исследования Людей всегда интересовал космос. Луна, находясь ближе всего к нашей планете,.

Составила воспитатель Сокова С. Н. МДОУ «Детский сад 215» г. Ярославль 2021г.

LEGO - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Детей увлекающихся LEGO - конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать, у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Что такое конструктор LEGO- для ребенка?

Это буря эмоций, восторг, сменяющийся любопытством. Что ждет его в этой загадочной коробочке? Целые города с добродушными жителями, аэропорты, военные корабли, железные дороги, замки с отважными рыцарями и прекрасными принцессами, милые уютные домики с настоящим семейство и многое-многое другое.

LEGO — это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Причем играть в него могут даже самые маленькие крохи, которым едва исполнилось полтора годика. И для подростков найдется немало интереснейших конструкторов для экспериментирования, которыми нередко увлекаются даже взрослые, мечтая снова окунуться в сладкие объятья детства.

А еще LEGO вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования. Сегодня ты властелин фантастического звездолета, завтра — мирный фермер или хозяин зоопарка. С помощью конструкторских наборов малыши постигают окружающий мир в изумительно ярких красках, свойственных цветным кубикам LEGO.

«Развитие познавательных способностей с помощью LEGO - конструирования»

Конструирование теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз». Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Для детей в возрасте от трех до семи лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.

Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, конструктор LEGO даёт им возможность для экспериментирования и самовыражения.

Конструкторы LEGO представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Кроме того, LEGO - непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!

Играя в LEGO дети :

* Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности

*Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

*Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии

* Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте

*Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

*Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

*Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

*Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Основные принципы использования LEGO-технологий :

* доступность и наглядность материала

* систематичность и последовательность обучения и воспитания

* работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных особенностей детей

* личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)

Игры LEGO выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы.

Этапы развития способностей к LEGO конструированию :

* Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

* Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

*Самостоятельно конструировать.

* Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

*Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Виды LEGO -конструктора можно классифицировать следующим образом.

По возрастным категориям.

1. Для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет идеальным конструктором будет Lego Duplo. Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

2. Для детей 3-6 лет конструкторы Lego Dаsta представлены в самом большом ассортименте – для конструирования транспортных средств и сооружений домов, тематических наборов – специальная техника

(пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.)

3. LEGO Friends - серия "Подружки" разработана специально для девочек. Героини серии - 5 подружек, которые живут веселой и насыщенной жизнью, включая игровые фигурки, что позволяет проигрывать различные сценарии.

4. LEGO City позволит ребенку построить города своей мечты, познакомиться с различными профессиями. Городские профессии, самые популярные это полицейские и пожарные, элементы городской инфраструктуры, здания и игровые фигурки.

5. LEGO Ninjago Наборы LEGO Ninjago разработаны для деток постарше от 6 лет, в основе лежат события сериала «Ниндзяго: Мастера Кружитцу». В составе имеются элементы классического конструктора, так и коллекционные фигурки ниндзя.

По половому различию.

- Наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях

- Наборы для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы.

Большинство LEGO наборов посвящено определенной тематике: например транспортной, для собирания дорог и машин, а также строительной, о растениях, о животных.

Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.

По виду материала.

В серии наборов LEGO есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений для детей.

Для успешного проведения деятельности с LEGO конструктором необходимо соблюдать некоторые условия:

- формировать группы детей не более 8 человек

- организовывать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали

- подробно знакомить детей с образцом (схемой, темой и т. д.)

- обеспечивать сохранность постройки на некоторое время

В процессе деятельности с LEGO -конструктором в ДОУ используются разнообразные виды LEGO -конструирования, такие как:

- конструирование по образцу.

- конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

- конструирование по условиям – на основе анализа условий строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

-конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

- конструирование по замыслу.

Нельзя не упомянуть такую форму работы по LEGO - конструированию, как взаимодействие с родителями.

Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

- выставки совместных работ

- участие в интернет-конкурсах

- оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах

- консультации

-пополнение LEGO -уголков в группах.

1. Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС.» Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. М. Издательско-полиграфический центр «Москва» 2013г.

2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г.

3. Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

4. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» М. Издательский дом «Карапуз», 1999г

5. Ромашова Е. А. «Развитие способностей дошкольников в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «LEGO». Схемы, образцы к программе» Миасс 2012г., 2015г

6. Фешина Е. В. «LEGO – конструирование в детском саду». Пособие для педагогов. М. Издательство «Сфера» 2011г.

Конструирование из бумаги с детьми младшего дошкольного возраста «Белоснежные деревья»

Конструирование из бумаги с детьми младшего дошкольного возраста «Белоснежные деревья» Творчески мыслить, фантазировать, а также отражать свои впечатления от увиденного в творческой художественной деятельности, этому учит.

Плоскостное конструирование с детьми дошкольного возраста

Плоскостное конструирование с детьми дошкольного возраста Плоскостное конструирование с детьми дошкольного возраста Современные дети настоящие изобретатели, в них заложено природой задатки, которые.

Бумажное конструирование. Дидактическая игра «Собери транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста

Бумажное конструирование. Дидактическая игра «Собери транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста «Задачи: Образовательные: 1. научить приему накладывания деталей; 2. познакомить с деталями — круг (колесо, квадрат (окно). Развивающие:.

Консультация для педагогов и родителей «Новогодняя открытка своими руками» с детьми дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей «Новогодняя открытка своими руками» с детьми дошкольного возраста Совсем скоро наступит долгожданный праздник Новый год. Всем приятно в эти дни получать подарки. Самый лучший подарок - это подарок, сделанный.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.

Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста»

Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не.

НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа)

НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа) Цель: Обобщить знания детей о строительных профессиях, развивать интерес к творческому конструированию из деталей лего. Задачи: - Закреплять.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти и интеллекта у детей.

(слайд 2.)Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, конструктор LEGO даёт им возможность для экспериментирования и самовыражения.

LEGO - конструкторы появились на свет уже более 50 лет назад. Поэтому может возникнуть вопрос: "Смогут ли они все также заинтересовать современного ребенка, который идѐт в ногу со временем и увлекается компьютерными играми?". В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.

(слайд 3)Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки малыша. Конструкторы LEGO представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Кроме того, LEGO - непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО" - комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным.

Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора. Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет). Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач. Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения Лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием, речевым и физическим. Посредством использования Лего-конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи.Рассмотрим некоторые из вариантов применения Лего - конструирования в различных образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие. (слайд 5)

Одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе, создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Познавательное развитие(слайд 6 )

В процессе лего-конструированияу дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: Происходит знакомство с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричност. Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.

Речевое развитие. (слайд 7 )

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Можно применять Лего и в процессе подготовки к обучению грамоте.(слайд 8 )

-предложить составить образ буквы из кирпичиков Лего;

-построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;

-выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении;

-подобрать схему к слову;

Художественно-эстетическое развитие( слайд 9)

Лего - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их.

Физическое развитие (слайд 10)

Помимо мелкой моторики обеих рук – LEGO конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.Проведение физической культуры с использованием LEGO – деталей.ходьба/бег змейкой между деталями конструктора, челночный бег, удержание равновесия упражнения на развитие координации движений

упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из LEGO — конструктора. Используя такой коврик будет массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей LEGO, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ.

Итак,играя в LEGO дети:

• Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии

• Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Вывод: Использование ЛЕГО – технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности.

В современном мире мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы обучения и воспитания, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – LEGO - конструирование.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_legodocx.docx 67.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5





hello_html_540e5de0.jpg

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности , изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Ребенок – прирожденный конструктор , изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей , возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Детей увлекающихся ЛЕГО- конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Все сказанное выше относится к тем задачам, которые мы реализуем через ЛЕГО-конструирование.

Теперь немного поговорим о Лего-конструкторах. Компанией «LEGO Group» разработаны серии конструкторов не только для строительства различных моделей, но и для развития умственных способностей детей.

Виды ЛЕГО-конструктора можно классифицировать следующим образом .

По возрастным категориям.

Для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет идеальным конструктором будет Лего сери Дупло . Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

Для детей 3-6 лет конструкторы Лего серии Даста представлены в самом большом ассортименте – от одниночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов – специальная техника ( пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.).

Конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки.

По половому различию.

Разнообразие наборов Лего определяет «стиль» игры, что позволяет сделать её интересной, как для мальчиков, так и для девочек. Таким образом,

  • наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы.

Большинство наборов Лего посвящено определенной тематике: напримкр транспортной, для собирания дорог и машин, а также строительной, о растениях, о животных.

Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.

По виду материала .

  • последнее отличие среди наборов – это вид материала. В сери игрушек Лего есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений для детей.

Для успешного проведения деятельности с Лего-конструктором необходимо соблюдать некоторые условия:

  • формировать группы детей по 8 человек;
  • организовывать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
  • подробно знакомить детей с образцом (схемой, темой и т. д.); обеспечивать сохранность постройки на некоторое время.

процессе деятельности с Лего-конструктором в ДОУ используются разнообразные виды лего-конструирования, такие как:

*конструирование по образцу.

*конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

*конструирование по условиям – на основе анализа условий строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

*конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

*конструирование по замыслу.

*конструирование по теме - форма очень близка с конструирование по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Нельзя не упомянуть такую форму работы по легоконструированию, как взаимодействие с родителями .

Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

*выставки совместных работ;

*участие в интернет-конкурсах;

*оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах;

*пополнение ЛЕГО-уголков в группах.

Какие трудности возникают у педагогов в работе по ЛЕГО - конструированию:

  • Недостаточное количество конструкторов.
  • Очень мало, можно сказать практически нет,.научно-методических пособий для педагогов по ЛЕГО-конструированию.
  • Необходимо проведение обучающих семинаров для педагогов.
  • сейчас мы поговорим о том, чего у нас нет, но возможно скоро будет….

РОБОТЕХНИКА в ДОУ.

  • настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает робототехника. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время образовательная робототехника в детском саду приобретает все большую значимость и актуальность. Занятия по робототехнике знакомят детей с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность.

Условно робототехнику можно разделить на два модуля.

Это готовые мини-роботы и роботы собираемые из ЛЕГО.

Комплект мини-роботов «Умная пчелка». Такой прибор, как робот bee bot, относится к классу образовательной робототехники. Электронный, с возможностью программирования, прибор отлично подойдет для использования у детей дошкольного возраста. Дети играют с удовольствием, благодаря привлекательному дизайну и интуитивно понятному управлению.

Электронный механизм позволяет детям эффективно постигать азы программирования. Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему график передвижения и других манипуляций, что помогает в развитии воображения и учит планированию.

Собираемые роботы из ЛЕГО представлены моделью ПЕРВОРОБОТ ЛЕГО WeDo(что в переводе означает «мы делаем»). Данный конструктор позволяет строить модели машин и животных, программировать их действия и поведение.

Таким образом, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей "Лего-конструирование в саду и дома"

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де.


Консультация для педагогов "Лего-конструирование и робототехника в ДОО"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций по использованию лего-конструирования и робототехники в работе с детьми дошкольного возраста.


Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня.


Консультация для воспитателей «Лего – конструирование в детском саду».

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование в детском саду». Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей по ЛЕГО - конструированию в про.


Консультация для воспитателей «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конст.

Консультация для воспитателей "Лего конструирование в ДОУ"

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В систете образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения.


Консультация для воспитателей " Лего - конструирование в ДОУ"

Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.Цель педагога- это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех .

Читайте также: