Лего конструирование развивает у детей следующие знания и практические умения

Обновлено: 18.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«LEGO конструирование, как средство развития технического творчества детей».

Новое поколение – это поколение, направленное на успех. Но сегодня успех воспринимается по другому. Раньше мы считали успех – рост по карьерной лестнице. Рост всегда был вертикальным. Сегодня это уже не актуально. Сегодня карьерный рост будет идти по горизонтали. Он будет определяться тем, что я умею и, что умеют другие. Если мне конкуренции нет - я лидер.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как LEGO конструирование и образовательная робототехника. Главная цель работы – это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков у детей 6-7 лет в процессе LEGO конструирования.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями:

- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.

-сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.

В нашем дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. В начале учебного года у нас возникла идея сделать LEGO конструирование процессом направляемым, а не спонтанным. Изучив теоретические и практические материалы, мы пришли к выводу, что посредством использования LEGO конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду общеобразовательной программы. Для эффективной организации занятий по LEGO конструированию в групповой комнате организована предметно-развивающая среда, где проводятся занятия с детьми.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование LEGO имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе.

Дошкольный период это один из важных периодов в развитии человека. Это самый благодатный период, когда мы формируем и образность, и предметно-преобразовательную деятельность, развиваем речь, память, внимание, мелкую моторику, коммуникабельность и др., учим работать в команде, быстро перестраивать свою деятельность.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Робототехника в образовании

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Актуальность внедрения легоконструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

Образовательная робототехника – новое направление обучения, позволяющее вовлечь в процесс научно-технического творчества обучающихся разного возраста. Она предоставляет возможность организовать опережающее обучение и направлена на развитие мышления, навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.

Внедрение робототехники позволяет решить тот социальный заказ, который ставит общество.

Современная образовательная среда позволяет нам использовать разные конструкторы. Это и магнитные, и металлические и лего конструкторы, которые соединяются и имеют определенное крепление. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Возраст 3-4 года

  • Формирование технической культуры деятельности. Введение в конструирование.

Конечная цель: Знакомство с деталями лего, способы крепления деталей. Формировать умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Конечная цель: Освоение умений работать по плану. Определять этапы будущей конструкции. Экспериментировать со строительным материалом.

Конечная цель: Развитие конструктивного творчества, инженерного мышления, логики через создание конструкций по образцу, схеме. Начальное знакомство с робототехникой. Ранняя профориентация.

  • Начальная робототехника
  • Пропедевтика технологической подготовки.

Конечная цель: Формирование логики и инженерного мышления. Развитие интеллекта, творческих технических способностей.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Таким образом, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по конструированию и робототехнике имеет огромное значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Робототехнические модули формируют умения детей сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, с другими постройками, а также с реальными объектами. Образовательные робототехнические модули наглядно демонстрируют различные основы начальной робототехники, механики и информационных систем, способствует развитию инженерного мышления.

Выявление, развитие талантливых детей на ранних стадиях развития ребенка и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных организациях составляют важнейшую задачу нынешнего образования . Динамичность жизни, информационные и чувственные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом .

В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить талантливых детей, поддержать их творческий потенциал, развить их творческие способности. Одним из таких средств является лего-конструирование.

Под детским конструированием принято понимать формирование разных конструкций и моделей из строительного материала и элементов конструкторов, других материалов. Парамонова Л. А. выделяет два типа конструирования: техническое и художественное. «В техническом конструировании дети отображают реальные объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Этот тип включает в себя конструирование из деталей конструктора. В художественном конструировании дети отображают не столько структуру объекта, сколько выражают отношение к ним, передают их характер, используя разные приемы (например, нарушение пропорций)» .К данному типу автор относит компьютерное конструирование.

Конструирование в периоде дошкольного возраста связано с игрой - основным видом деятельности детей 6-7 лет. В раннем возрасте конструирование у детей неразрывно связано с игрой, далее игра становится побудителем к конструированию, а конструирование приобретает самостоятельную значимость для ребенка. В старшем дошкольном возрасте конструирование становится стимулом для развития сюжета игры, а иногда само носит сюжетный характер.

Необходимость использования лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста обоснована в трудах многих ученых. То, что дети обучаются «играючи», доказали отечественные психологи и педагоги Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др. Ими доказано, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Лего-конструирование может быть рассмотрено и как вид творческой деятельности, ибо, по определению, творчество есть првероникаоцесс, в результате которого создается нечто новое.

Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования должны быть созданы условия:

– процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие;

– конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать способом «от простого к сложному»;

– обеспечение успеха в начале работы по конструированию;

– доступность и достаточность количества комплектов конструктора для всех детей;

– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно;

– равноправное общение детей со взрослыми;

– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;

– общение должно носить познавательный характер;

– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности.

Лего-конструирование стимулирует принимать и активно устанавливать познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и итогах деятельности, применять различные методы контроля (эксперимент, рассуждения), без помощи других совершать маленькие открытия.

Педагог, готовясь к введению лего-конструирования в деятельность детей, не должен забывать о педагогических возможностях иных технологий, современных технических средств, которые можно применять в процессе лего-конструирования. К примеру, лего-конструирование допускает использование интерактивного комплекса (доска, ноутбук, проектор), программ «SmartNoteBook» и «StoryVisualizer», позволяющих создавать увлекательные объекты, сконструированные из легодеталей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо применять несколько технологий, позволяющих эффективно совершенствовать творческие и познавательные способностей детей. Это лего-конструирование, мини-технологии «Лего-сказка» и «Легомультфильм», технология «Игра-фантазирование» с использованием построек из лего-конструктора.

Проанализируем данные педагогические технологии. Лего-конструирование как педагогическая методика подразумевает соответствующую предметно-развивающую среду, прежде всего, лего-конструкторы и уже готовые лего-постройки. Такого рода аспект дает возможность ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: последующее продолжение игровой деятельности с сооружением и создание новой лего-конструкции. Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и выражают творческие способности, как только отступают от готового комплекта и установленных инструкций. На данной стадии важно не сдерживать свободу детского творчества, в таком случае это будет способствовать формированию творческих способностей ребенка, развитию творческого мышления.

Мини-технология «Лего-сказка» ориентирована на создание, конструирование детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с последующим применением их в игре. Данная технология содействует развитию творческого воображения ребенка, как одного из структурных компонентов детской одаренности. Мини-технология «Лего-мультфильм (Лего-комикс)». При создании лего-мультфильмов дети знакомятся с новейшими для них видами творчества: конструирование иллюстрации мультипликационного фильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. У детей появляется большая возможность для творческого самовыражения, что также способствует развитию их творческих способностей.

Взаимосвязь лего-конструирования с иными технологиями и средствами способствует тому, что конструирование становится творческим видом деятельности, а конструктор лего – средством развития творческих способностей детей. Конструирование как вид деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает детям создавать и фантазировать, увлеченно трудиться, воплощая задуманное, воображаемое, что, безусловно, способствует развитию творческих способностей детей.

Детей, увлечённых роботами, родители часто отдают на кружки по лего-конструированию. Там юные инженеры не только учатся собирать роботов, но и программировать их. «О!» узнал, какие навыки можно получить на этих занятиях.

Степан Плохотнов, генеральный директор федерального оператора детского образования «Образ»

На кружках по лего-конструированию дети развивают творческое и пространственное мышление, логику, навыки программирования и работы в коллективе. Занятия помогают увидеть то, как законы математики и физики могут воплотиться на практике. Но нужно учитывать, что количество опыта будет отличаться в зависимости от возраста учеников.

Инженерные навыки

Детей учат разбираться в том, как работает червячная передача или для чего нужна зубчатая шестерня. Особенно детально это изучается с малышами дошкольного возраста. А ребята чуть постарше уже начинают изучать программирование. Они узнают, как пишутся программы, что такое синтаксис языка программирования.

Развитие логики и воображения

На занятиях по лего-конструированию дети учатся и логике, и воображению. С одной стороны, они представляют то, как будет выглядеть результат, а с другой — следуют чёткой последовательности. Поэтому словосочетание «инженерное творчество» — абсолютно справедливо. Лего-конструирование, как и другой технический кружок, совмещает в себе креатив и логику. Только у инженеров творчество, в отличие от дисциплины и логики, занимает небольшую долю. И это очень важный опыт для ребёнка. На занятиях он учится доводить дело до конца: не только придумывает роботов, но и логично и последовательно их создаёт. Всем известно, что именно в творческих профессиях есть огромная доля методичного труда. К примеру, нельзя стать хорошим музыкантом, не посидев за гаммой несколько часов.

Мыслительные навыки

К ним относятся: пространственное мышление, логика, умение строить алгоритмы и обрабатывать информацию. Все они позволяют детям не только заниматься в инженерной сфере, но и применять эти знания в повседневности. Был случай, когда один из учеников по лего-конструированию подсказал своей старшей сестре, как правильно построить алгоритм уборки в комнате.

Soft skills, или навыки работы в команде

Время изобретателей-одиночек уже прошло. Сейчас все успешные инженерные проекты создаются в команде. Поэтому очень полезно, когда дети занимаются в парах или группах. Так они учатся договариваться друг с другом, вместе создают и защищают свои проекты. Один ребёнок может быть сильнее в программировании, а другой — в конструировании. У кого-то лучше развито образное мышление, а кто-то больше способен к пунктуальному следованию инструкциям. Когда собирается команда из разных ребят, то она создаёт очень успешные проекты.

Применение законов точных наук

Дети, которые учатся лего-конструированию, наблюдают за тем, как законы физики и математики воплощаются на практике. Они видят то, как математические формулы облекаются в реальные объекты, которые работают. Возможно, таким ребятам будет немного легче на уроках математики, геометрии и физики.

Развитие усидчивости и вдумчивости

Многие дети почти сразу же хотят получить результат, пропустив несколько скучных этапов. Но если педагог будет корректно возвращать их к последовательности действий, то они станут более усидчивыми и вдумчивыми и будут понимать, что планомерный труд — это важная составляющая в любой работе.

Все дети приобретают и развивают навыки по-разному. Но в большинстве случаев это не мгновенный результат, а итог работы одного-двух семестров. И здорово, когда эти знания ребята могут применить не только в лего-конструировании и робототехнике, но и в жизни.

«Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Психолог Александр Романович Лурия говорил: Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

В педагогической практике мы широко используем разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов Лего представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Применение Лего способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета

2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

- Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

- Конструирование по инструкции – кконструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

- Конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; здесь формируется умение анализировать, что способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности.

Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Наглядные модели создаются детьми в ходе разных видов деятельности. Это рисование, конструирование, сюжетно - ролевая игра и др. Конструирование мы включаем в такие виды занятий, как «Ознакомление с окружающим миром», «Конструирование», «Математика», Кружковая работа, и др., обеспечивающие развитие способностей к конструированию.

Сначала мы с детьми на занятии НОД по познавательно – исследовательской деятельности познакомились с конструктором Lego, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Lego в самостоятельной деятельности, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

Играя в «Lego» на «Математике» с детьми мы получаем математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используем Lego - элементы в дидактических играх и упражнениях. Например:

Цель. Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO и найти каждой детали пару.

«Найди все кубики»

Цель. Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры. Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Педагог предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от синего кирпичика стоит желтый кубик, слева – красный кирпичик»).

Так же мы используем Lego-элементы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим. Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца. Например такие упражнения как:

«Куда села бабочка»

Цель. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

Цель. Учить различать детали конструктора «Лего» по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры. Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме.

«Что сначала, что потом? »

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.

Применяя конструктор на занятиях по развитию речи, мы способствуем развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

Цель.Развивать грамотную речь детей, творческие способности ребенка Учить анализировать полученные изображения предметов.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 деталей, проявив фантазию, сделать конструкцию.

Созданные Lego-постройки мы с детьми используем в играх-театрализациях на кружковом занятии «Страна чудес». Например:

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель. Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: педагог предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей:стопкой; внахлест; ступенчатая.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

В этом нам помогают школьники начальных классов, они посещают нас и знакомят ребят с набором конструктора ЛЕГО «ВЕДО»

Занятия с набором ЛЕГО «ВЕДО» помогают детям познакомиться с отдельными принципами механики во время построения моделей, где применяются колёса, оси, весы, зубчатые колёса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с набором у детей есть превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъёмная сила, устойчивость конструкции, создать настоящие инструменты для измерений.

Таким образом Лего-конструирование является эффективным воспитательным средством, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Предварительный просмотр:

Lego – конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование-это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Конструктор Lego позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра. В процессе игры дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Дети играют со всем, что попадается им в руки. Поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, Lego-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения, дают возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Дети любят играть, потому что это приносит им радость. Особенно важно, чтобы игрушки забавляли, увлекали детей, а также давали широкое поле для экспериментов. Дети, увлекающиеся конструированием отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности. Lego-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. При сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца.

Конструктор побуждает работать в разной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил. Он же хочет, чтобы все узнали о его творении. Это и развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях. Используя конструкторы дети самостоятельно приобретают знания для решения практических задач или проблем требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Конструкторы Lego способны выполнить серьезную задачу связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. Ребенок увлечен творческой познавательной игрой.

Особенность конструирования предметов из Lego детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу взрослого и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Lego-деталей, разными способами.

Пожалуй, самым важным плюсом в Lego является то, что родители играют со своими детьми вместе. Они помогают им освоить новое игровое пространство, первый раз собрать модель по инструкции, и тем самым сближаются со своими детьми.Ребенок даже не должен догадаться, что происходит обучение, для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!

Когда за окном непогода, льет осенний дождь или мороз рисует узоры, очень важно правильно организовать досуг ребенка дома. С помощью конструктора Lego вечерний досуг будет действительно увлекательным. Такое занятие собирает всю семью, способствуя общению в дружной, теплой атмосфере.

Для чего нужен конструктор? В самую первую очередь - это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор далеко не простая игрушка, часто для обращения с конструктором ребёнку требуется приложить определённые усилия, а заинтересованность взрослого и такого авторитетного человека, как папа делает эту игрушку особенно привлекательной. Папа не должен делать всё за ребёнка , он просто предоставляет своему малышу возможность поэкспериментировать с деталями конструктора и найти какие – то новые возможности для их применения на практике. И всегда следует помнить, что любой конструктор – это лишь малая часть, какой – то большой игры.

Lego в переводе с датского языка означает «умная игра». Lego-конструирование один из наиболее любимых детьми вид деятельности. Lego – это всегда новая идея, путешествие, открытие! Lego— это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Каждый набор — этосвоя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования.

Конструкторы Lego – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Манипулируя с элементами Lego, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.

В работе с дошкольниками 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей используются различные виды конструктора. Это конструктор Lego «Дупло», предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Lego «Дакта», рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

- Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

- Конструирование по инструкции – кконструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

- Конструирование по условиям- определяемусловия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение;формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Сначала мы с детьми познакомились с конструктором Lego, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Lego в самостоятельной деятельности, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

Играя в «Lego» с детьми получаем математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используем Lego - элементы в дидактических играх и упражнениях. Применение Lego способствует: тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму.

Используем Lego-элементыназанятиях по ознакомлении с окружающим миром. Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.Конструктивная деятельность способствует развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

Обучаясь игре с «Lego», дети проходят путь от простого к сложному. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе , сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие детей.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Данный проект по теме «ЛЕГО- конструктора в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» является методической разработкой для педагогического совета, родительского собрания . Методические указания предназначены для широкого использования ЛЕГО- конструкторов в педагогической практике, в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и воспитанников , а также для более расширенной деятельности детей и их родителей .

ЛЕГО – конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) . Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО».

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи. Ребенок со взрослым проговаривает то, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему , необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить , почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному . Первая часть освоения ЛЕГО– это упражнение на развитие логического мышления. Её цель– развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются :

  1. Совершенствование навыков классификации
  2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  3. Активизация памяти и внимания.
  4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  6. Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть - конструирование. Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.

  1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  3. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  4. Ознакомление с окружающей действительностью педагога
  5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  1. Развитие речи и коммуникативных способностей .

Третья часть - обыгрывание построек.

Дети сначала знакомятся с деталями конструктора, способами крепления двух кирпичиков, затем соединяют много кирпичиков, учится работать в коллективе. На последующем этапе вносится образец постройки, дети учится анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее –используются образцы на карточках .Дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку. Потом идёт усложнение через 2-3 темы -например: сборка машинки по карточке.

Можно выделить особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах . В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности: по образцу; по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО; по собственному замыслу. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу. Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале , а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть : «В леса – чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации НОД самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям. Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу.

Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации .Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе. Дети учатся анализировать, развивается речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшается память, более устойчиво становится внимание, дети учатся логически мыслить.

ЛЕГО -конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Актуальность ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из легодеталей - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Исходя из целей по развитию творческих и конструкторских способностей дошкольников, в процессе овладения приемами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, мы решаем обучающие, развивающие и воспитательные задачи .

1.Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

2. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО;

1.Содействовать развитию креативных способностей детей;

2.Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;

3.Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

1.Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, позволяющие детям проявить творческий потенциал.

Процесс овладения приемами ЛЕГО конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, НОД, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Занятия рассчитаны на овладение терминологией конструктора, ознакомления с конструктивными свойствами деталей, способами их крепления при выполнении различных конструкций.

Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений), спонтанных коллективных ЛЕГО- игр, самостоятельного конструирования по замыслу, по схемам, по чертежам.

Методические приёмы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности

Для успешного формирования творческих и конструкторских способностей детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

  1. Использование конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.
  2. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.
  3. Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.

Так как ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, то ЛЕГО позволяет детям учиться играя и обучаться в игре.

Играя в ЛЕГО дети:

• Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии

• Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Для них в моей работе предлагается некоторые варианты игр с ЛЕГО.

«Найди все кубики»

Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО и найти каждой детали пару.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.

Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.) .

«Куда села бабочка»

Цел: Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .

«Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель: Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.

Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.

«Каждую деталь на своё место»

Цель: Закрепить знание о разновидностях форм конструктивных деталей, учить анализировать схематичное изображение, подбирать соответствующую схему детали; развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть схемы-следы деталей конструктора и к каждой схеме подобрать соответствующую деталь.

Цель: Учить различать детали конструктора ЛЕГО по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры: взрослый предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

Цель: Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме.

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.

«Что сначала, что потом? »

Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.

Читайте также: