Лего моделирование и конструирование

Обновлено: 04.05.2024

Михалченков Анатолий
LEGO — это конструирование модели или моделирование конструкции?

ЛЕГО что это значит? Создавать конструкцию, модель или играть с удовольствием?

Я не случайно задаю этот вопрос.

Проанализировав, различные справочники и литературу я выясняю определения:

- моделирование (от лат. - мера, образец, норма) – техническое построение модели.

- конструирование – (от лат. – построение, создание модели).

Наряду с этим существуют понятия: «Дизайн» от англ. задумывать, проектировать, а также «Художественное конструирование» - теоретическая проектная деятельность, направленная на совершенствование предметной среды.

Вернемся к нашему вопросу, что такое ЛЕГО? Справочник дает определение (от лат.) – собирать, конструировать. В тоже время понятие «ЛЕГО» синтезировано от двух датских слов «Leg Godt», что в переводе означает – «Играй с удовольствием».

определение (от лат.) – собирать, конструировать.

Итак: в современном понятии ЛЕГО конструктор дает возможность не только собрать игрушку, приобретая навыки технической сборки, наполняя дизайнерскими элементами, но и играть с ней.

Данный вид конструктора, по моему мнению, отличается от других видов простотой и сложностью одновременно, разнообразием видов крепления, его деталей, а также многообразием цветовой палитры, форм, конфигураций и развитием собственной фантазии ребенка.

Моделирование с помощью конструктора ЛЕГО, как я убедился в процессе занятий по ЛЕГО моделированию, пользуется большой популярностью, как у мальчиков, так и у девочек различного возраста, а также их родители с большим удовольствием погружаются в мир ЛЕГО. Дети при получении определенных навыков работы с деталями могут быстро и легко собирать и разбирать модель. Это позволяет им создавать воображаемые объекты игры, модернизировать их, изменять, создавать новые, что побуждает к экспериментам и вариациям одной и той же модели.

Обладая, такими широкими возможностями конструктор ЛЕГО в игровой форме дает возможность создавать модели технического, художественного, дизайнерского характера, развивает элементы логического мышления и изобретательства. Вместе с этим приобретаются и закрепляются теоретические знания во всех направлениях образования и культуры, навыки социальной адаптации.

Придя в систему дополнительного образования, как преподаватель художественного направления я освоил основные виды декоративно прикладного творчества. За несколько лет работы в этом направлении добился определенных успехов: разработал авторскую программу по декоративно-прикладному творчеству; стал участником городского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» заняв одно из призовых мест; мои воспитанники становились участниками и победителями различных конкурсов и выставок декоративно прикладного творчества.

Играя с внуками и общаясь с учениками открыл для себя мир ЛЕГО -конструктора. Меня привлекла возможность использования конструктора ЛЕГО в воспитательных, развивающих и образовательных целях. Занимаясь с детьми во внеурочное время ЛЕГО конструированием, участвуя в организации и проведении конкурсов по робототехнике и ЛЕГО конструированию, представляя на конкурсы работы моих воспитанников, я пришел к определенным выводам. Мир ЛЕГО конструкторов подразделяется на два основных направления : Робототехника и ЛЕГО конструирование. Оба направления имеют общие и различные свойства и характеристики.

Общие свойства заключаются в том, что все ЛЕГО конструкторы собираются в соответствии с инструкцией и схемами их изготовления с определенным количеством деталей и ограниченной возможностью вариативности. Отличительной же чертой ЛЕГО роботов является непомерно высокая стоимость набора, которая может достигать несколько десятков тысяч рублей. А для сборки необходимы первоначальные знания электроники, механики, основы программирования, что значительно сокращает возрастной и социальный контингент учащихся для занятий этой деятельностью.

ЛЕГО конструкторы развивающие стоят гораздо дешевле, но ограниченное количество деталей и сборка модели исключительно по схемам, не позволяет использовать сделанную модель многофункциональной и быстро надоедает детям.

Уходя от этих проблем я разработал программу, которая позволяет в первую очередь одновременно использовать несколько наборов конструктора ЛЕГО, из которых можно собрать практически неограниченное количество моделей (игрушек, для индивидуального или коллективного пользования (для игры).

При разработке программы столкнулся с проблемой недостатка методической литературы на данную тему, а в части ЛЕГО моделирования, она отсутствует. Более того в классификации художественно-технического направления в образовании не существует. Поэтому принять участие в конкурсах,выставках художественного, или технического направления весьма проблематично.

В моей программе ЛЕГО моделирование (художественное конструирование) осуществляется :

• по модели, по условиям, по простейшим чертежам или схемам, по замыслу, по теме, по образу.

Важно отметить, что в нашей стране, занятия в этом направлении приобретают новый формат. Так Департаментом образования города Москвы в целях развития инфраструктуры образовательной отрасли создана программа «Столичное образование», которая предполагает открытие центров развивающих игр (ЛЕГОтеки) на базе образовательных учреждений всех уровней.

В настоящее время занятия по ЛЕГО моделированию я провожу на базе МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» СЭЦ «Созвездие» г. Оренбург.

Доволен, что правильно выбрал это направление в работе с детьми, поскольку самое главное в отличие от компьютерных игр здесь нет быстрой смены сюжетов, которые перегружают психику ребенка, а игрушками ЛЕГО дети играют в том темпе, который им удобен.

Дети не теряют интерес к игре, дети любят играть – игра им приносит радость, что в свою очередь приносит удовлетворение и радость педагогу.

Обучая – играю, играя – учу.

ПДО Михалченков А. И.

Памятка для родителей «Что такое LEGO конструирование?» Воспитатель высшей категории: Линник Виктория Викторовна «Что такое LEGO конструирование?» Памятка для родителей. Игра – важнейший спутник.

«Что такое LEGO-конструирование?» Памятка для родителей Дети с помощью занятий Лего–конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях,.

LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Гуревичева Мария Александровна Старший воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» «LEGO» - конструирование.

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Опыт работы «LEGO-конструирование во всестороннем развитии детей» В настоящее время появилась масса возможностей для развития у детей творческих способностей, мышления. Среди них отлично зарекомендовало.

Конспект занятия «Конструирование объёмной модели «Корабль» Автор составитель: Николайчук Ирина Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад 4 города Белова. Цель: Обобщение и систематизация знаний,.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Педагогический опыт «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.

План «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику» План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и.

Опыт работы «Внедрение модели формирования проектных умений учащихся начальной школы средствами набора «LEGO» «Только в процессе активной деятельности формируется и развивается личность. Более того, свойства личности зависят от характера деятельности,.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-конструирование» для 1-5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием авторского издания Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

Рабочая программа детского объединения «Лего- конструирование и моделирование» разработана на основе документов:

Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Курс «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель программы : - развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего.

- развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;

- развивать умение анализировать объекты;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;

- закладывать основы бережного отношения к оборудованию;

- закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;

- формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;

- подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по лего-конструированию.

Одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценк у в достижении планируемых результатов.

На изучение курса «ЛЕГО-конструирование» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю продолжительностью 35 минут.

Программа составлена таким образом, что на первых уроках дети учатся работать по готовым конструкциям. При отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать друг с другом в единой команде.

Занятия строятся по следующему плану .

  1. Вводная часть: организация детей, анализ модели, установление взаимосвязей.
  2. Основная часть: конструирование,
  3. Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, выставка работ.

Программой предусмотрена реализация межпредметных связей :

- математика : стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, чтение показаний измерительных приборов, расчёты и обработка данных;

- русский язык : обогащение словарного запаса новыми терминами; развитие монологической речи, умение излагать собственные мысли;

- литературное чтение : подбор литературного материала по теме проекта;

- окружающий мир : изучение объекта с точки зрения существования его в окружающем мире, взаимосвязь с другими живыми и неживыми объектами, выделение существенных признаков;

- технология : проектирование и конструирование модели, выбор деталей, необходимых для изготовления модели, соотнесение готовой модели с образцом, использование двухмерных чертежей в инструкциях для построения трехмерных моделей, приобретение навыка слаженной работы в команде;

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
  • умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование социально адекватных способов поведения;
  • формирование умения работать с информацией;
  • формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

- название деталей конструктора Лего, точно дифференцировать их по форме, размеру и цвету, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу;

- терминологию словарика основных терминов;

- самостоятельно изготовить по образцу изделие, аналогичное изделиям, предусмотренным программой;

- преобразовывать постройки по разным параметрам, комбинировать детали по цвету, форме, величине.

В рамках данного курса обучающиеся научатся:

1) выполнять проекты различной сложности посредством образовательных конструкторов;

2) совместно обучаться и работать в рамках одной группы; распределять обязанности в своей группе;

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры.

    ВложениеРазмер
    rp_lego-konstruirovanie.docx 104.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

    Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей. Технические достижения всѐ быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей и подростков к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Известно, что наилучший способ развития технического мышления и творчества, знаний технологий неразрывно связан с непосредственными реальными действиями, авторским конструированием.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Лего – конструирование и моделирование» разработана в соответствии со следующими документами:

    1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

    2. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения;

    3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р;

    4. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»;

    5. Приказа № 30468 от 27 ноября 2013 года «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    6. Примерных требований к программам дополнительного образования детей. Приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 -1844;

    7. Требований к содержанию и оформлению к программам дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28 – 02 – 484/16;

    8.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

    9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

    11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДОД»;

    12. Устава МБОУ Краснозерского лицея № 1 .

    Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры.

    Возрастные особенности детей 10-13 лет:

    Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Ребенок начинает быть самостоятельным.

    Развивается чувство взрослости – отношение к себе подростка, как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Стремление к самостоятельности. Формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе.

    Развиваются все виды мышления: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому рефлексивному. Становление основ мировоззрения. Интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память; развитие воображения. Умение оперировать гипотезами.

    Технология, основанная на элементах учебного конструктора LEGO - это проектирование, конструирование и моделирование различных механизмов и машин. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний. Образовательная система учебного конструктора востребована в тех областях знаний, для которых важны; информатика (абстракция, логика), технология (конструирование), математика (моделирование), физика (основы механики).

    Работа с учебными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

    На занятиях при решении практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Учебный конструктор предоставляет широкие возможности для знакомства детей с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, основными принципами механики, а также для изучения энергии, подъемной силы и равновесия.

    В процессе обучения происходит тренировка мелких и точных движений, формируется элементарное конструкторское мышление, ребята учатся работать по предложенным инструкциям и схемам, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, изучают принципы работы механизмов.

    Для проведения занятий по программе используются конструкторы для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская"

    Срок реализации программы – 1 год, 34 часа. Возраст детей – 9-13 лет. Формирование контингента учебных групп происходит без специального отбора.

    Формы и режимы занятий. Занятия проводятся очно 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Так как практические работы связаны с индивидуальной деятельностью по проектированию и конструированию, испытанием и запуском модели, оптимальная наполняемость группы составляет 9-10 человек, если набор группы больше, тогда на практические занятия группа делится.

    Основная форма занятий : упражнения и выполнение групповых практических работ. При изучении нового материала используются словесные формы: лекция, эвристическая беседа, дискуссия. При реализации личных проектов используются формы организации самостоятельной работы.

    Lego конструирование и робототехника как образовательная технология

    Согласно исследованиям сотрудников Союза педиатров России, многие дети регулярно пользуются современными устройствами, начиная с младенчества, а каждый второй из 10 детей в возрасте от 2 до 8 лет пользуется современными электронными устройствами минимум 1 час в день. В работах отечественных учёных подчёркивается мысль о том, что современные дети обращены к технологиям с ранних лет. Однако, несмотря на страх взрослых, число детей в интернете и детей с IT-новинками неуклонно растёт. Происходит это вследствие того, что посредством применения техники дети подражают взрослым, поэтому взрослые игрушки переходят в мир детской игры. Возможно ли развивать ребёнка, используя «взрослые игрушки»?. Какие из современных технологий целесообразны для обучения? Чему и как можно научиться посредством новых игр?

    Исходя из активного использования детьми современных технологий и важности обучения детей элементам компьютерной грамотности, популярной и повсеместной становится заинтересованность педагогического сообщества в возможностях, предлагаемых Лего-конструированием и образовательной робототехникой.

    Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

    Идеи приобщения детей к данной технологии уже нашли отражение в концепции развития образования и стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также они актуальны в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, потому что:

    • позволяют осуществлять интеграцию образовательных областей

    • дают возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

    • позволяют формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе;

    • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

    Данная технология является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить знания, полученные на занятиях по всем образовательным областям.

    Образовательная робототехника – это новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологий, элементов компьютерной грамотности, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

    В рамках разработки модуля «Образовательная робототехника»

    перед нашим дошкольным учреждением встал ряд задач:

    1. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO – конструкторов в образовательной деятельности, начиная со средней группы.

    2. Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «Роботёнок» с использованием программируемых конструкторов LEGO WEDO.

    3. Создать LEGO –центр

    4. Создать картотеку игр с использованием конструктора LEGO, Алгоритмики, мобильного приложения «Пиктомир».

    5. Повысить образовательный уровень педагогов за счёт обучения LEGO и ИКТ технологиям.

    6. Принимать участие в LEGO- выставках и фестивалях технического творчества (дети, педагоги и родители).

    7. Транслировать свой опыт на сайтах педагогических сообществ в сети Интернет и на мероприятиях различного уровня.

    8. Повысить интерес родителей к LEGO конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

    9. Синхронизировать программы образовательного и дополнительного обучения.

    Основными задачами модуля

    «Образовательная робототехника» в работе с дошкольниками являются:

    1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

    2. Обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;

    3. Содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

    4. Изучить виды конструкций и соединений деталей;

    5. Повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора LEGO;

    6. Приобретать опыт и самостоятельность при решении конструкторских задач по механике, знакомства и освоения программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WEDO;

    7. Стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, формировать творческую личность ребёнка.

    1. Развивать интерес к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;

    2. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, мыслительные процессы, пространственное и техническое мышление;

    3. Развивать конструкторские, инженерные и вычислительные навыки;

    4. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя общеречевое развитие и умственные способности дошкольников.

    1. Воспитывать умение планировать свои действия, применять план для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работе;

    2. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

    3. Создавать условия для развития навыков межличностного общения, коллективного творчества.

    Все занятия с образовательными конструкторами LEGO предусматривают, что учебный процесс включает в себя 4 составляющих:

    1. Установление взаимосвязей.

    Кратко рассмотрим каждый из них:

    Установление взаимосвязей – это установление связей между уже имеющимся опытом ребёнка и новым опытом, полученным в процессе обучения.

    Конструирование – это обучение в процессе практической деятельности ребёнка. Предполагает создание моделей и практическую реализацию идей.

    Рефлексия – это возможность обдумать то, что они построили, запрограммировали. Помогает детям более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а так же предыдущим опытом.

    Развитие – на этом этапе детям предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию, что развивает самостоятельное техническое творчество ребёнка.

    LEGO конструирование и Робототехника легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивают детей. Их можно включать как элемент в структуру непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию и речевому развитию.

    Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные LEGO постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, что создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка.

    LEGO элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильного восприятия. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и т. д. Работу по Робототехнике необходимо вести в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастом детей и комплексно-тематическим планом.

    С детьми старшего дошкольного возраста используются следующие формы работы: создание совместных построек, беседы, разнообразные игры, изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, создание макетов, проектная деятельность, экспериментирование, оформление выставок, продуктивная деятельность.

    Специально организованная образовательная деятельность по лего-конструированию и робототехнике включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Дети начинают заниматься лего-конструированием со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

    В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления и речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.

    Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструктивной деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

    Освоение навыков робототехники дошкольниками происходит в 4 этапа:

    1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

    2. на втором этапе дети учатся собирать простые конструкции по образцу.

    3. На третьем этапе перед педагогом стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, в компьютерной среде.

    4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

    В старшей и подготовительной группе юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, сценарии и разыгрывают спектакли с построенными моделями.

    Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идем в зоопарк», «Мы строим Космодром», «Летим к звездам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк» и т. д.

    Важно, чтобы внедрение Лего-конструирования и Робототехники в деятельность дошкольных образовательных учреждений проходила системно, при поддержке руководства как региона в целом, так и руководителей муниципального уровня. Такая поддержка позволяет выстроить чётко организованную систему, обеспечивающую преемственность и работающую на важную для совместного общества задачу-воспитание будущих инженерных кадров России.

    • Андрей Корягин: Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов Издательство: ДМК – Пресс, 2016

    • Ольга Мельникова: Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС Издательство: Учитель, 2019 г.

    • Прохорова И. «Роботы LEGO WEDO. Занятие1. Знакомство» журнал «Компьютерные инструменты в школе». №1, 2012.

    • «ПервоРобот LEGO WEDO. Книга для учителя».

    • Фешина Т. И. «Лего- конструирование в детском саду» Сфера 2019г.




    Моделирование и конструирование транспортного средства из деталей LEGO В современном мире мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы обучения и воспитания, понимая, что сами должны обучаться.

    LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ Тема проекта: «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» Авторы проекта: Рамазанова Д. Р., воспитатели, МБДОУ №44, Сибирячок. г. Сургут.

    Опыт работы по использованию LEGO в развитии ребенка с ОВЗ: конструирование, LEGO-мультипликация «LEGO – мультик, игра или помощник в развитии ребенка с ОВЗ» 1. Однажды, проходя мимо витрины с детскими игрушками, я заметила необычный.

    Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»

    Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников» В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы,.

    Конструирование из конструктора LEGO в средней группе «Мир животных»

    Конструирование из конструктора LEGO в средней группе «Мир животных» 24 октября 2019 г. в нашем саду был День конструирования. Я с детьми средней группы решила провести занятие по конструированию из конструктора.

    Консультация «Робототехника и лего-конструирование как одно из направлений научно-технического прогресса в ДОУ» В настоящее время во многих детских садах большую популярность приобретает такое направление дополнительного образования, как робототехника.

    LEGO-конструирование в дошкольной образовательной организации Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают.

    Образовательная программа дополнительного образования детей «LEGO-конструирование» LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую.

    Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа № 1591 Дошкольное отделение.

    Современное образование: лего-конструирование и робототехника в детском саду ЛЕГО-конструирование и робототехника в дошкольных учреждениях – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной.

    Читайте также: