Лего оборудование для детей с овз

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Использование Lego-конструирования в работе

Общество, включающее в процесс образования детей с проблемами развития, можно считать современным. Активно функционирующая система образования такого общества ведёт поиск методов обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОПП) и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель поиска – создать полноценную обучающую среду, в которой ребенок сможет развиваться, получать тот уровень компетенций, который доступен его сверстникам без особенностей физического и умственного здоровья. В такой среде он активен, заинтересован, уверен в себе.
Конструирование в данном случае, как этап проектирования, является важным средством коррекции и развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий. Для создания продукта ребенок применяет навыки ручной умелости, ориентируется в пространстве, представляя объект, систематизирует показатели будущего продукта. Выполняя эти операции, обучающиеся с ООП и ОВЗ, как и дети без особенностей здоровья, учатся различать форму, величину предметов, сопоставлять заданные на этапе планирования характеристики с готовой моделью. Конструирование совершенствует познавательные и практические действия.
Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются друг с другом, представляют свои замыслы и используют названия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». При выборе деталей нужного размера обучающиеся оперируют понятиями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «маленький-большой», «широкий-узкий». В условиях специального коррекционного обучения постоянно возникает необходимость обозначать вербально связь между действием и образом, которая очевидно проявляется при работе с конструкторами. Поэтому уроки по конструированию совершенствуют регулирующую функцию речи, активизируют представления по слову, учат понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением.
Работа с конструктором повышает остроту зрения, улучшает точность цветовосприятия. Детали небольшого размера тренируют мелкую мускулатуру кистей рук, рельефные поверхности - точность тактильных качеств. Учащиеся определяют форму объекта, его размеры, положение в пространстве. Устанавливают на что похож предмет, чем отличается от остальных моделей. Используя несколько моделей, учитель ставит задачу сопоставить объекты по длине, величине, высоте. Начинается поиск конструктивного решения «на глаз», дети представляют и планируют, к чему приведет смена взаимного расположения деталей, как от этого изменятся характеристики их соединений. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики работают с предложенными инструкциями, сотрудничают с партнером, взаимодействуют с участниками коллектива.
Различают три основных вида конструирования: по образу, по условия и по замыслу. Конструирование по образу предполагает наличие готовой модели того, что нужно построить в виде изображения или схемы. При конструировании по условиям образца нет, заданы условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструированию по замыслу лучше остальных развивает творческие способности и воображение ребенка, потому что предполагает самостоятельную деятельность: обучающийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Конструирование -это универсальный метод для ребят с ограниченными возможностями.
Техническое творчество сегодня выходит за рамки школьного класса. Популярность набирают детские центры и клубы, они поддерживают заинтересованность детей с ООП и ОВЗ благодаря разнообразию условий и сценариев, в которых происходит игра или занятие. Опыт мировой образовательной практики показывает успешное функционирование таких клубов, в том числе в европейских странах.
В Германии подобные клубы призваны создать благоприятную эмоциональную атмосферу, которая способствует развитию и общению детей; обеспечить условия совместного семейного досуга и праздников; помочь и поддержать детей и их родителей; привлечь к сотрудничеству специалистов и организации по работе с особыми детьми, руководящие органы государственной власти и общественности; организовать индивидуальные и групповые коррекционно-развивающих мероприятия с детьми.
В Нидерландах организуют целые проекты, создание парка для отдыха, естественнонаучного просвещения, оздоровления, адаптивной физической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья , как средств реабилитации и социальной адаптации этих детей силами волонтерских отрядов и педагогов дополнительного образования.
В Финляндии на основе государственных образовательно-консультативных центров проводятся курсы и мастер-классы, где дети могут обучаться по общей программе или получить дополнительное образование. На занятиях по конструированию с целью адаптации и поддержки детей с ограниченными возможностями предоставляют полную свободу передвижения по классу, включают в различного вида сценарии обучающей деятельности, объединяются в пары или группы для успешного решения поставленной учителем задачи.
В условиях клуба становится возможным обучение детей сложным способам крепления деталей. Обучающиеся воплощают самые невероятные идеи, которые не смогли бы реализовать с использованием малого количества комплектов. В условиях студии воспитанник представляет уникальный продукт коллективу, тем самым получая опыт публичных выступлений.
Lego-конструктор открывает обучающемуся новый мир, в котором он развивает такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества для поиска оптимального решения.
Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики. Формируется умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами. Системный подход в работе с детьми с ООП и детьми с ОВЗ активизирует логическое, проектное мышление, интеллектуальные и творческие способности.
Конструктор Lego, предоставляет ребенку с ОВЗ, прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который предоставляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок строит свои знания, а педагог лишь конструирует его.
Отметим ,что наше исследование находится на начальном этапе, в качестве его перспективы мы обозначаем разработку программы дополнительного образования в области робототехники и Lego-конструирования. Предполагается, что программа будет реализовываться в условиях мобильного клуба для детей с ОВЗ.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья одним из основных условий успешной социализации и реализации в обществе является получение образования. В связи с этим необходимо обеспечить все условия, чтобы реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, как одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации, проходила максимально результативно. В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

Задача педагогов и родителей поддержать таких детей, помочь понять, что они ничем не обделены в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться собственных успехов, не отставая от своих сверстников. Инклюзивное образование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, получает все большее распространение среди дошкольников в обычной группе детского сада.

В последнее время поиск эффективных методических приемов и технологий для создания оптимальных условий организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории необходим.

Проблема была решена посредством уникальной игровой технологии ЛЕГО.

ЛЕГО-технология в свете внедрения ФГОС приобретает огромную значимость, так как:

• обеспечивает интеграцию познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития;

• позволяет педагогу-психологу, логопеду и дефектологу сочетать коррекцию нарушений в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игре;

• развивает познавательную мотивацию, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

• объединяет игровую деятельность с исследовательской, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный интересный мир, где нет четких границ.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что использование ЛЕГО-конструкторов помогает реализовать коррекционно-развивающие задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия по развитию высших психических функций, коммуникативной сферы, пространственно-временных представлений, а также мелкой моторики пальцев рук, стимулирующие речевое и личностное развитие старших дошкольников с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

Наиболее удачным и действенным методом работы являются коррекционно-развивающие упражнения и игры. Погружаясь в игровое действие, дети не просто играют, а участвуют в непроизвольном обучении и развитии. В процессе решения игровых задач осуществляется активизация познавательных процессов. Ситуация игры позволяла поддержать интерес и мотивацию к познавательной деятельности.

«Особенные» дети решали сложные задачи с помощью зрительного анализатора; учились определять высоту, ширину и длину предметов, размер фигур и расстояние между ними; развивали образное и пространственное мышление; учились видеть предметы в различных пространственных положениях. Конструирование помогало дошкольникам, шаг за шагом, смело решать новые более сложные задачи, незаметно продвигаясь в собственном развитии.

Конструируя, с использованием ЛЕГО-деталей, дети осуществляли физиологическую стимуляцию пальцев рук, анализировали и синтезировали объекты окружающего мира, развивали пространственные представления о предмете, обогащали свой словарь. ЛЕГО-конструктор оказался незаменимым инструментом развития речи детей с ТНР.

Анализ опыта работы показал, некоторые преимущества в использовании ЛЕГО-технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Можно отметить прежде всего, безопасность конструктора: играя, дети не рискуют испачкаться или пораниться. Материал, из которого изготовлен конструктор, химически нейтрален и абсолютно безвреден. Дети свободно играли, передавали друг другу детали. Детали конструктора яркие и очень привлекательные, поэтому независимо от имеющихся навыков у детей, их конструкции всегда отличались яркостью, и они переживали состояние успеха и эмоционального комфорта.

Поделки не портятся, долго хранятся и очень быстро все можно переконструировать заново.

Дети всегда с удовольствием спешили на занятия, и коррекционно-развивающий процесс воспринимался ими как игра.

Конструировать можно на столе, на ковре, и даже на стене, важно, что во время занятия, для физически ослабленных детей, нет необходимости долгое время находиться в положении сидя.

С помощью ЛЕГО хорошо отрабатывали навыки счета, операции анализа и сравнения: (сколько вагончиков синего цвета? каких больше). Дети формировали понимание пространственных отношений между предметами, учились правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «позади», «над», «под», закрепляли понятия «между тем-то и тем-то».

Разнообразные ЛЕГО-элементы позволяли детям с ОНР изучать новые слова по лексическим темам. Накопление активного словаря происходило лучше всего через увиденное и осознанное, через тактильные и зрительные анализаторы.

В состав наборов входят разнообразные детали, позволяющие конструировать фигуры животных. Это помогало детям научиться выделять части целого, составлять и понимать образование сложных слов (например игра «Необычный зоопарк», где соединяется голова кота и туловище собаки и получается котопес).

Пересказ рассказа по сюжетной картинке, всегда казался детям сложным, а по объёмному сюжету из конструктора, делал пересказ более развёрнутым и эмоционально окрашенным, рассказы детей получались логически правильными и соответствовали сюжетной линии. Работа над связной речью была организована в порядке возрастающей сложности.

В ходе ЛЕГО-игры происходило усвоение гендерных особенностей детей. Благодаря этому формировалась система представлений о поведении, потребностях, ценностях, характерных для мужской и женской модели личности.

ЛЕГО-игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры оказались очень результативным методом развития коммуникативных навыков, поскольку коррекционная работа проводилась не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка. Во время создания конструкций воспитанники общались между собой и со взрослыми. Возникали речевые ситуации, сюжетно-ролевые игры, в которых дети накапливали речевой опыт и впечатления. В процессе конструирования дети чувствовали потребность в высказывании, в добавлении к рассказу. Они учились слушать друг друга, тренировали и развивали свою собственную речь.

Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора ЛЕГО, как показал данный опыт – наилучшим образом смогла развить социально-коммуникативные навыки дошкольников. С помощью конструктора, дети приобретали необходимые навыки общения со сверстниками, учились самостоятельности, при выполнении совместной работы оказывали взаимопомощь и поддержку сверстникам.

Конструктор ЛЕГО еще и отличный психотерапевтический инструмент. Сконструированная сюжетно-ролевая игра, позволяла высвобождать накопившиеся негативные переживания детей, страхи, помогала обыгрывать конфликтные ситуации, «проживать» в игре волнующие их незнакомые ситуации.

Созданные постройки использовались в играх-театрализациях. Выполняя постройку, дети создавали объемное изображение, которое способствовало лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывал охотнее, придумывая разные истории и т. д.

Опыт работы может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Конструктор ЛЕГО является прекрасным средством для воспитателей детского сада, он помогает обеспечить интеграцию различных видов образовательной деятельности во всех областях. Педагоги-психологи, дефектологи могут обогатить коррекционную работу с «особенными» детьми современной и увлекательной, а также результативной игровой технологией.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего»

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего» Добрый день гости моей странички! Очень рада, что могу поделиться сегодня с вами прошедшим, замечательным занятием по конструированию из.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Дидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора Лего

Дидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора Лего На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет)

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет) Для того чтобы закрепить правила дорожного движения я решила создать игру "Улицы нашего города" применяя конструктор Лего. Мои дети с.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется основным видом деятельности ребенка, позволяющим ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. А мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Таким образом выделим основные компетенции :

-Социальная (способность взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе. брать на себя ответственность, регулировать конфликты)

-Коммуникативная (это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности)

-Информационная (компетенция направлена на формирования умений самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать при помощи реальных объектов)

-Здоровье сберегающая (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков)

-Когнитивная (компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающая элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами)

-Эмоциональная (осознание своих чувств,эмоций и управление ими).

Для развития ключевых компетенций дошкольника,помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего - технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов лего, которая нашла широкое применение во всем мире.

Что такое ЛЕГО-конструирование? Еще одно веянье моды или требование времени?

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Кроме того, актуальность Лего-технологии значима при реализации ФГОС, так как:

- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Конструирование привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного воображения, памяти, тренирует наблюдательность и глазомер. Лего конструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов и машин.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей.

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаза-руки», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости, навык взаимодействия в группе.

А также, развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.

На занятиях ЛЕГО-конструирования ставятся следующие основные задачи:

• Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;

• Закрепить понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;

• Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;

• Способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности;

• Обеспечить комфортное самочувствие ребенка;

• Научить творчески подходить к решению задачи;

• Научить излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситауцию и самостоятельно находить ответы на вопросы.

Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с минипредметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем мире, можно отметить, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

В то время как даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Дети — неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. На занятиях дети учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.

Ребенок играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, отстающих в психо-физическом развитии, которые нуждаются в щадящем режиме, активно работают на занятиях по конструированию, развивая основные компетенции.

Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития ребенка не только с ОВЗ. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Психологами и педагогами доказано, что дети, имеющие речевые и умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда).

Лего – конструирование помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая процесс перехода от игровой деятельности к учебной более эффективным.

Когда ребенок вовлечен в процесс сознания значимого и осмысленного продукта, он сам «строит» свое знание, свой интеллект.

Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

ЛЕГО-конструирование -одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки обучающегося.

В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты.

Работа с элементами ЛЕГО стимулирует и развивает потенциальные и творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездушно, а для обеспечения созидания нового, более интересного.

ЛЕГО- это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления.

LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Гуревичева Мария Александровна Старший воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» «LEGO» - конструирование.

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Коммуникативная деятельность всегда начинается.

Конструирование из снега как средство развития познавательных способностей детей В этом году я работала со второй младшей группой, дети 3-4 лет. Дождавшись снега, мы с детьми приступили к работе. Что же мы делали? Мы.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье описывается как происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством Лего;.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Педагогический опыт «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.

Презентация «Проект «Лего-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте» С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям обучения имеет приоритетное значение.

Учитывая, что основными видами в младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимым в коррекционной работе.

При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми приемами, используемыми для развития речи:

• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность применения данных методов и приемов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего- технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.

Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, дает возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит при помощи увиденного и осознанного. Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно- временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что дает возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Использование ЛЕГО-технологий в процессе работы по коррекции речевых нарушений дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Поскольку коррекционная работа не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является психокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). Дети часто сами создают декорации на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отраженной речи. Когда конструирование окончено, начинается работа со всей группой. При работе с конструктором хорошо отрабатывать согласование числительных с существительными: сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоем зоопарке много кого?

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработать падежные окончания (Котенок без чего? Без хвоста).

Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с ОВЗ, тем более успешным будет формирование речи.

В этой статье мы хотим поделиться своим опытом работы, как влияет использованиеLEGO- конструирования детей с ОВЗ.

LEGOпозволяет детям играть и проявлять инициативу,самостоятельность,внимательность,усидчивость.Работа с LEGO-конструкторами способствует развитию пространственного мышления,оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития детей и является одним из средств в коррекционной работе :

-Помогает отрабатывать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными (Сколько колёс у твоего поезда?Сколько этажей в твоём доме?).

-Даёт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, так как у особых детей накопление словаря лучше всего происходит через увиденное и осознанное.

-Помогает в отработке падежных окончаний( Дом без чего?-без двери).

-Помогает учить детей пересказывать не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора. Это помогает детям лучше представить, понять сюжет и делаетпересказ более подробным.

-Помогает запомнить сказки, так как образы наглядны и можно сказку обыграть,как в кукольном театре.

-Развивает математические способности( Когда дети обсуждают цвет деталей, размер, количество). При конструировании дети учатсясоотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над»,различать понятия «между этим и тем-то» и т.д.

-Оказывает влияние на развитие мелкой моторики, тренирует пальцы детей.

В LEGOможно играть самостоятельно или группой,что развивает умение работать в команде, учит детей совместному труду и умению принимать общее решение. Надо отметить, что играть в LEGOможно не только на столе, но и на ковре и даже на стене. То есть нет необходимости находиться в стандартном сидячем положении, что очень важно для детей с ОВЗ.LEGO-конструирование можно использовать при изучении различных тем: «Животные», «Петушок и его семья», «Новогодние герои» и т.д.Важно учить детей, после создания конструкции, презентовать свою работу: рассказать , что построили, какие детали использовали, как можно с этим играть.

Мы представляем вашему вниманию серию игр с LEGO-конструктором , которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, которые мы применяем в нашей группе:

1. Знакомство с деталями LEGO-конструктора.

Цель: Познакомить с деталям конструктора Lego DUPLO.

Ход игры: Ребенку даются кирпичики Lego DUPLO , по схеме происходит знакомство с деталями конструктора.

2. Дидактическая игра "Заполни ячейки".

Цель: Развивать логическое мышление, умение подбирать подходящую фигуру в ячейку.

Ход игры: Ребенку даются различные детали LegoDUPLO , необходимо разложить детали по ячейкам схемы.

3.Строительная игра «Цветные башни».

Цель: Развивать мелкую моторику, умение подбирать подходящую детали, строить башню по схеме.

Ход игры: Ребенку из детали LegoDUPLO необходимо построить башни по схемам.

4.Строительная игра «Домики ».

Цель: Развивать мелкую моторику, умение подбирать подходящую детали, строить дом по схеме.

Ход игры: Ребенку из детали LegoDUPLO необходимо построить дом по схеме.

5.Строительная игра «Собери животное».

Цель: Развивать мелкую моторику , умение подбирать подходящую детали, строить животное по схеме.

Ход игры: Ребенку из деталей конструктора LegoDUPLO нужно собрать животное по схеме.

6. Строительная игра «Цифры».

Цель: Развивать мелкую моторику , умение подбирать подходящую детали, строить цифру по схеме.

Ход игры: Ребенку из детали LegoDUPLO необходимо построить цифру по схеме.

7.Строительная игра «Новогодние герои».

Цель: Развивать мелкую моторику , умение подбирать подходящую детали, строить новогодних героев по схеме.

Ход игры: Ребенку из детали LegoDUPLO необходимо построить новогоднего героя по схеме.

8.Строительная игра «Петушок и его семья».

Цель: Развивать мелкую моторику , умение подбирать подходящую детали, строить петушка (курочку, цыпленка) по схеме.

Ход игры: Ребенку из деталей конструктора LegoDUPLO нужно собрать петушка (курочку, цыпленка) по схеме.

Важно учить детей, после создания конструкции, презентовать свою работу: рассказать , что построили, какие детали использовали, как можно с этим играть.

Таким образом можно сделать вывод, что LEGO-конструирование оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребёнка и является одним из средств в коррекционной работе по развитию всех сторон речи детей с ОВЗ.

Читайте также: