Лего педагогика что это

Обновлено: 04.05.2024

Основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной), самоорганизации, самообразования. Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применения новых педагогических технологий. Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребёнок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

В 1990-е годы в зарубежной педагогической системе сформировалось особое направление – «Лего-педагогика», связанное с философией обучения – конструкционизмом. Её автор С. Пейперт указывал, что средством создания нового знания может служить конструктор ЛЕГО, так как субъект обучения действительно вовлечён в работу с ним. Совершенствование конструкторов ЛЕГО, систематизация их использования в образовании, а также положительные результаты в развитии детей позволили говорить о формировании особой области знаний – лего-педагогики, которая рассматривает вопросы развития и формирования личности в условиях образовательной среды, использующей технологии конструирования.

Объектом лего-педагогики является система связей и явлений, возникающая в процессе создания значимого и осмысленного продукта с использованием приёмов конструирования. МБОУ СОШ № 5 города Ноябрьска с 2011 года активно внедряет элементы лего-педагогики в своей деятельности. В 2010 году школой был получен грант в размере 250 тысяч рублей для реализации проекта по теме «Организация системы работы по развитию научно-технического мышления и творчества дошкольников и обучающихся посредством образовательных конструкторов». Для реализации проекта школой закуплены комплекты конструкторов Lego и Duplo компании LEGO® Education, а также конструкторы Перворобот NXT Базовый набор LEGO 9797 и комплекты, содержащие программное и аппаратное обеспечение для создания и программирования роботов LEGO Mindstorms NXT 2.0. В школе оборудован специальный кабинет для проведения уроков по лего-конструированию.

С сентября 2011 года в школе ведется реализация проекта через введение уроков лего-конструирования в учебный план школы 1 ступени обучения за счёт школьного компонента, через реализацию внеурочной в 6–8 классах, а также через ведение кружковой работы в 5–9 классах.

Учителями составлены рабочие программы, которые имеют рецензию Центра развития научно-технического творчества ГАОУ ДПО ИРОСТ (г. Курган).

Цель введения данного курса в школе – это развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов ЛЕГО. На уроках конструкторы ЛЕГО используют как универсальное наглядное пособие и развивающие средства обучения. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программа по лего-коструированию составлена таким образом, что на первых уроках дети учатся работать по готовым конструкциям. При отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать друг с другом в единой команде.

Для работы с ЛЕГО конструкторами выбрана проектная форма деятельности как наиболее отвечающая задаче формирования личности, умеющей принимать творческие решения и достигающей оптимального результата. Образовательная среда ЛЕГО позволяет обучающимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для обучающихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идёт работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети обучаются работать с дополнительной литературой. Идёт активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации правильности выбора данного материала.

В процессе работы над изучением объекта программой предусмотрено составление эскиза будущей модели как на листе ватмана (альбома), так и посредством компьютерных программ Word, PowerPoint, Paint (в зависимости от подготовленности обучающихся, психо-физиологических особенностей).

Занятия строятся по следующему плану:

1. Вводная часть: организация детей на творческо-конструкторскую деятельность, анализ модели, установление взаимосвязей.

2. Основная часть: конструирование.

3. Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, выставка работ.

Занятия по лего-конструированию и робототехнике предусматривают реализацию межпредметных связей:

- математика: стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, чтение показаний измерительных приборов, расчёты и обработка данных;

- русский язык: обогащение словарного запаса новыми терминами; развитие монологической речи, умение излагать собственные мысли в виде доклада, реферата;

- литературное чтение: подбор литературного материала по теме проекта;

- окружающий мир: изучение объекта с точки зрения существования его в окружающем мире, взаимосвязь с другими живыми и неживыми объектами, выделение существенных признаков;

- технология: проектирование и конструирование модели, выбор деталей, необходимых для изготовления модели, соотнесение готовой модели с образцом, использование двухмерных чертежей в инструкциях для построения трёхмерных моделей, приобретение навыка слаженной работы в команде;

- информатика: использование компьютерных программ Word, PowerPoint, Paint в процессе изготовления эскиза модели.

Наряду с предметными умениями и навыками предусмотрено развитие универсальных умений и навыков обучающихся:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понять другие позиции (взгляды, интересы);

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- осуществить действия по реализации плана;

- соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

- оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация);

- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе);

- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность);

- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Охват обучающихся лего-конструированием и робототехникой достаточный – 212 человек – через урок по леговедению, 75 человек – через внеурочную и кружковую деятельность. За 4 года работы обучающиеся приняли участие в муниципальных соревнованиях по Робототехнике, завоевав 7 призовых мест, во Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест» (2012 г., 2013 г.) г. Москва (дипломы участников), в региональных отборочных соревнованиях по робототехнике в номинации «РобоФест-2014» (4 призовых места в классах «Сумо», «Кегельринг»). Педагог дополнительного образования Грушко Н. В. прошла курсы повышения квалификации и является инструктором-стажёром в данном направлении, а также судьёй FTC и FLL. В ноябре 2013 года педагоги и ученики школы провели мастер-класс «Робототехника для детей и родителей», в котором приняли участие дети с ограниченными возможностями и их родители. Педагоги нашей школы активно участвовали в региональных и всероссийских конференциях, так, в 2012 году приняли участие в конференции «Инженерные кадры современной России. От школы, до производства» (г. Челябинск), в марте 2013 года – «Развитие инновационной деятельности детей и молодёжи в сфере науки, техники и технологии» (г. Курган).

Направление работы по робототехнике в настоящее время пользуется огромной популярностью среди обучающихся. В ноябре 2014 года на базе школы прошла «Интенсивная школа робототехники». Учителя нашего города и гости из г. Тобольска поделились своим опытом, провели занятия и мастер-классы для начинающих педагогов и учащихся.

Внедрение разнообразных конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста помогает решить проблему занятости обучающихся, способствует многостороннему развитию личности ребёнка и побуждает получать знания, стимулирует на решение новых, более сложных задач и помогает детям воплощать в жизнь свои идеи и фантазии. Обучающиеся увлечённо работают и видят конечный результат. А любой успех вызывает желание учиться.

Конструктор «Лего» используется в играх детьми разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о разнообразии моделей конструктора «Лего» для разных возрастных групп детей и разной тематики.

«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

«Лего» - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Применение «Лего» способствует:1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Обучаясь игре с «Лего», дети проходят путь от простого к сложному. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Работа с образовательными конструкторами «Лего» позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Важными принципами при обучении игре с «Лего» являются последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность и наглядность.

Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Легоконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Конструкторы «Лего» на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего - технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры «Лего» здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до семи лет основой обучения должна быть игра, в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. Этапы развития способностей к конструированию :

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по этапам, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать умением охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает :

1. Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать

2. Концентрацию внимания

3. Мелкую моторику

4. Умение следовать образцу

5. Пространственное воображение.

В нашем детском саду с конструктором «Лего» я работаю четыре года.

Примеры игр с «Лего», которые я использую в своей педагогической практике

1. Игра «Волшебный лего - квадрат» : изготовление лего - фигурок и расположение их по инструкции воспитателя (или другого ребенка) в нужном секторе лего-квадрата, который представляет собой либо лего - планшет, либо выполнен из мелких деталей конструктора (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.)

2. Игра «Самоделкин» : ребенок выстраивает из «Лего» любые фигуры (поезд, дом, башня, лесенка и т. д. с целью отработки понятий высокий - низкий, длинный короткий, большой – маленький (а также сравнительные и превосходные степени этих прилагательных)

3. Игры с песком:

-«Угадай, какая деталь» : ребенок ищет закопанную в песочном бассейне деталь конструктора и определяет ее название, а также считает количество кнопочек на детали;

- «Соедини детали на ощупь» : ребенок ищет закопанные в песочном бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.

-«Плывет кораблик» : ребенок конструирует из «Лего» кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет);

- «Подводное царство» : ребенок выполняет постройки из «Лего» по инструкции педагога и ли самостоятельно по замыслу, держа руки в контейнере с водой;

-«Ищем клад» : ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой;

5. Игра «Веселый поезд» : построение поезда по словесной инструкции с использованием слов за, перед, между, справа, слева, позади, впереди.

6. Разыгрывание практических ситуаций с использованием построек из «Лего», лего - животных и лего - людей.

7. Игра «Волшебный мешочек» : ребенок нащупывает в мешочке детали конструктора, дает им название, считает кнопочки.

8. Игра «Путешествие в Звукоград» : постройки из «Лего» звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук).

9. Использование лего - поезда для игры «Слоговая цепочка» : на лего - вагонах поезда слоги располагаются так, что последний слог слова является первым слогом следующего слова (например, иг---ра---мы---ло---си---дим)

10. «Волшебный голосок» : построение лесенки из «Лего» с последующим использованием ее для развития силы голоса (громко - тихо, звонко - басом, при этом дети переступают по лесенке пальчиками.

11. Построение фигурок из «Лего» с последующим использованием их для занятий артикуляционной гимнастикой («Окошко», «Слоник», «Змейка», «Индюк», «Лошадка» и т. д.).

12. Игра «Дрессированные животные» : изготовление лего - животных и последующее расположение детей с лего - животными в руках в указанном воспитателем (или ребенком) месте (отрабатываются понятия слева, справа, перед, позади, между).

13. Игра «Веселый алфавит» : конструирование букв азбуки из «Лего».

14. Игра «Послушный язычок» : конструирование башенок, поездов, лесенок из «Лего» с последующей отработкой слогов со звуками, требующими коррекции (например, синий кубик - ра, зеленый кубик - ря и далее чередуем).

Использование деталей конструктора Lego в музыкально-дидактических играх «Использование деталей конструктора Lego в музыкально-дидактических играх»Составили воспитатели МБДОУ "Детский сад № 1" г. о. Самара: Чуваева.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

История успеха. Интернет-сервисы в моей педагогической практике Я работаю старшим воспитателем уже 10 лет. Моя история по общению с компьютером, а именно это знакомство послужило толчком к использованию.

Конспект интегрированной НОД с использованием лего-конструктора в 1 младшей группе «Птичка»

Конспект интегрированной НОД с использованием лего-конструктора в 1 младшей группе «Птичка» Цель: Развитие интереса к конструктивной деятельности. Задачи: Образовательные: Учить узнавать на картинке, в игрушке птичку, выделять ее.

Конспект НОД по конструированию из конструктора «Лего» в средней группе

Конспект НОД по конструированию из конструктора «Лего» в средней группе Конспект НОД по конструированию в средней группе «Солнышки» составила воспитатель Перминова Л. В. Цель: Продолжать закреплять знание цвета,.

Проект «Ферма для животных» с использованием Лего-конструктора Вид проекта : Творческий, групповой Участники проекта : Воспитатель, воспитанники Возраст детей : 4-5 лет Реализуемые образовательные области.

Проект в подготовительной группе «Мини-музей конструктора Лего» Мини- музеи в детском саду стали одной из распространенных форм работы. С введением ФГОС мини- музеи в ДОУ будут способствовать полноценному.

Игра из лего-конструктора по правилам дорожного движения «Наш городок» Тема недели: «Транспорт. Правила дорожного движения»Игра: «Наш городок» из лего - конструктора. Цель: Закрепить навык строительства из lago.

Занятие по развитию коммуникативных навыков средствами образовательного конструктора Лего «Построй свою историю» Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял» Цель: Содействовать развитию активной позиции ребёнка в творческой речевой деятельности.

Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище - не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, т. к. :

Является великолепным средством для интелектуального развития дошкольников обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие).

Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Кубики лего используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике лего, виртуальному компьютерному дизайну и т. д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности лего, надо сказать что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

Как известно, применение Лего способствует :

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

Путь развития совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

-доступность и наглядность

-последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста и пройденного материала на новом, более сложном творческом уровне.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Лего-конструирование- эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребёнка. В совместной игре с родителями ребёнок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремлённым, эмоционально отзывчивым.

Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

Путь развития совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

Основными формами конструктивной деятельности являются:

• сотворчество взрослых и детей

Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Интеграция образовательных областей

Лего позволяет : создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД, которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Так, как робототехника вписывается в конструктивистский подход к обучению и является педагогическим инструментом, предназначенным для развития познавательных ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста, то эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

• Объяснительно-иллюстративный- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);

• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ ( форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

• Поисковый– самостоятельное решение проблем;

• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

У детей появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

1. Бедфорд А. Инструкция LEGO

2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.

3. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего : пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

5. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л. Я Гальперштейн. — М. ;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

6. Фешина Е. В. «Леоконструирование в детском саду» : Пособие для пелегогов. М. : изд. Сфера, 2011.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Лего-конструирование и робототехника как средство решения воспитательно - образовательного процесса

в условиях ФГОС ДО»

Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище - не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

Актуальность

Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, т.к.:

Ø Является великолепным средством для интелектуального развития дошкольников обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие).

Ø Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

Ø Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

Ø Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Кубики лего используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике лего, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности лего, надо сказать что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

Как известно, применение Лего способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

Путь развития совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

Основные принципы:

-доступность и наглядность

-последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста и пройденного материала на новом, более сложном творческом уровне.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Лего-конструирование- эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребёнка. В совместной игре с родителями ребёнок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремлённым, эмоционально отзывчивым.

Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

Путь развития совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

Основными формами конструктивной деятельности являются:

· сотворчество взрослых и детей

Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Интеграция образовательных областей

• Социально-коммуникативное развитие

Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

• Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

• Речевое развитие;

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

• Физическое развитие;

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Так, как робототехника вписывается в конструктивистский подход к обучению и является педагогическим инструментом, предназначенным для развития познавательных ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста, то эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

· Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

· Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

· Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

· Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

· Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

· Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

· Поисковый – самостоятельное решение проблем;

· Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

· Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Ожидаемые результаты:

Ø У детей появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Ø Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Ø Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Ø Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Используемая литература:

1. Бедфорд А.Инструкция LEGO

2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.

3. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

5. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

6. Фешина Е.В. «Леоконструирование в детском саду»: Пособие для пелегогов. М.: изд. Сфера, 2011.

Читайте также: