Лего припять до взрыва

Обновлено: 27.04.2024

Сериал «Чернобыль» стал самым успешным по рейтингу портала IMDb. Авторы работали над его созданием несколько лет. Они общались с очевидцами и чуть ли не впервые показали, как действовали работники станции сразу после взрыва реактора. Даже для украинцев, которые, казалось бы, уже слышали и видели достаточно историй о Чернобыле, сериал стал неожиданностью. В частности, оказалось, что двое из трех ликвидаторов-водолазов — Беспалов и Ананенко (Баранов умер) — живые, проживают в Киеве на Троещине, где получили квартиры после эвакуации.Людмила Игнатенко, жена пожарного, также жива.Упомянутыми героями чернобыльская история не ограничивается. Журналисты Громадского поехали в Припять вместе с одним из ликвидаторов, Алексеем Бреусом. Именно он последним нажал на кнопку на пульте управления четвертого энергоблока.
Алексей Бреус приехал работать на Чернобыльскую атомную электростанцию в 1982 году. До этого он учился в Московском высшем техническом университете. Мужчина работал на различных инженерных должностях станции. А после запуска четвертого энергоблока стал его старшим инженером управления.

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Алексей Бреус встретился с бывшими коллегами, чтобы подискутировать о сериале, Chernobyl HUB, Киев, 4 июня 2019 года)

Первые два года Алексей жил в общежитии в Припяти. Затем получил однокомнатную квартиру и переехал на улицу Спортивную в девятиэтажку. Его соседями также были работники ЧАЭС. За стеной — лейтенант-пожарный Леонид Хмиль. Этажами ниже — инженер-механик Алексей Ананенко, а выше — старший инженер Леонид Топтунов. Все они дружили.«Я скромно жил — в комнате был стол, диван, полки с книгами. Я не очень обживался здесь. Вообще думал переезжать со временем», — рассказывает Алексей.Из окон инженера можно было увидеть станцию. Но именно в тот день, утром 26 апреля, мужчина не посмотрел в окно и поехал на смену, даже не догадываясь, что произошло. Хотя среди ночи его соседа Хмиля забрали тушить очаги пламени на крыше четвертого энергоблока и подавать воду в реактор.«Я спал крепко и ничего не слышал».

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Квартира Алексея в Припяти, из окна было видно станцию, 3 июня 2019 года)

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Алексей приглашает в гости в бывшую квартиру, шутит что «немного не убрано», Припять, 3 июня 2019 года. На стенах — его рисунки)

Около 7 утра Алексей по привычке вышел на остановку у дома, чтобы поехать на работу. Он знал о плановых испытаниях на станции, но это был его первый рабочий день после двух выходных.«На остановке было много людей. Впоследствии подъехал "дежурный" автобус начальника смены станции, меня позвали, и я поехал на работу».В автобусе было тихо, все работники молчали. И только когда мы подъезжали к станции, кто-то из сотрудников сказал: «Ой, а что с блоком?». Тогда Алексей увидел разрушенный четвертый блок.

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(На встрече вспоминают о ночи аварии 26 апреля 1986 года, и следующие несколько важнейших и самых страшных дней, когда экстренно принимали решения, Киев, 4 июня 2019 года)

«Здание было разрушено примерно на половину. Это был шок. Волосы встали дыбом. Было непонятно, зачем нас сюда привезли, что еще можно делать. Но выяснилось, что для нас, операторов, работы еще много».Алексей сразу приступил к работе — ему необходимо было оценить масштабы разрушения четвертого блока. Из руин, мимо которых он проходил, поднимался почти незаметный пар. Он переступал через обломки графита, выброшенного из реактора.Возле пульта управления, за которым работал Алексей, уровень радиации в тысячу раз превышал допустимый предел. Но потом он узнал, это было чуть ли не самое «чистое» место, где ему пришлось побывать.Алексею было важно подавать воду в реактор.В 9 утра, когда он вернулся из полуразрушенного помещения, куда они вместе с коллегами бегали открывать подачу воды в реактор, у него появилось ощущение приподнятости, торжественности, заряженности.«Мне казалось, что я способен на все, готов сделать что-либо любой ценой. Это была "радиационная эйфория"».

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Разрушенный 4-й блок Чернобыльской АЭС, 27 апреля 1986 года)

В 11 утра руководитель Алексея принял решение: всем покинуть четвертый блок.«Я вернулся на блок, потому что все время звонили чиновники из Москвы, которые требовали не прекращать подачу воды в реактор».В 4 часа дня единственный насос, который работал, не включался. Именно Алексей был последним, кто нажал кнопку на пульте управления.«На этом наша операторская работа закончилась».Алексей проработал полную рабочую смену — 8 часов. Хотя в последующие дни для операторов она могла длиться минуту или полторы.«Вечером, когда я ушел из четвертого блока и снял свою одежду, то очень удивился — кожа была коричневого цвета, как будто загорелая, а лицо и руки — красные».В тот день Алексей получил дозу радиационного облучения, которая почти в 25 раз превышала норму.

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Алексей Бреус на встрече в Chernobyl HUB, Киев, 4 июня 2019 года)

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Военный дозиметр ДП-5 А, который использовали во время ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году)

Еще два дня Алексей работал на третьем реакторе. Он охлаждал его и переводил в стабильно безопасное состояние. Алексей рассказывает, что во время работы чувствовал сейсмические толчки от того, что вертолетчики сбрасывали песок на разрушенный реактор.В городе к тому времени уже почти никого не было, всех эвакуировали за 30-ти километровую зону. Ночью 29 апреля Алексей и остальные операторы тоже вышли на центральную площадь Припяти, откуда их должны были эвакуировать.«Мы ждали в автобусе и все время смотрели на часы. У кого они были электронные — они показывали удивительное время — 72 часа 5 минут. Мы поняли, что это был результат высокого уровня радиации».Под утро автобус тронулся. Несколько раз во время дороги еще останавливался — людям становилось плохо.На рассвете работников станции привезли в пионерский лагерь «Сказочный», который находился в пределах 30-километровой зоны, и расселили по комнатам. Там они выполняли хозяйственную работу. Их также минимально обследовали врачи, брали кровь на анализы, делали кардиограмму.

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Участники ликвидации аварии на ЧАЭС возле административного корпуса станции в мае 1986 года)

В середине мая Алексею сказали, что на станции он больше не нужен.«Мне сказали: бери отпуск, езжай куда хочешь, когда надо будет запускать третий блок — мы тебя вызовем. Я так и сделал, но больше меня не вызывали».В Припять Алексей вернулся впервые в августе, чтобы забрать некоторые вещи из квартиры, а особенно книги, которых у него было много.«Припять уже была огорожена колючей проволокой. Это первый и единственный раз, когда на глазах выступили слезы».Уже летом Алексей начал чувствовать изменения в организме — внезапную слабость во всем теле.«Я едва стоял на ногах. Это состояние иногда проходило, но потом снова возвращалось».Позже Алексей узнал, что его доза облучения была значительно больше, чем считали вначале. Пришло время обратиться к медикам.«Я две недели обследовался, и мне все подтвердили. Я окончательно не мог работать с радиацией и начал искать другую работу».

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Ликвидаторы аварии на ЧАЭС, которые работают под реактором в туннеле, на пересменке в Припяти, в мае 1986 года)

В первые месяцы после аварии на ЧАЭС Алексею пришлось подписать документ для КГБ о неразглашении информации об истинных причинах взрыва реактора.«Мне очень не нравилось, что в чернобыльской аварии во всем обвиняли работников. Мол, это были их ошибки во время испытаний. На самом деле, главная причина была в недостатках конструкции реактора. И расследование в 91-м году это подтвердило».Этот факт, говорит Алексей, остался почти незамеченным. Его восприняли тихо и спокойно, потому что не было эмоционального напряжения в первые годы после аварии.«Я не защищаю своих коллег и не перевожу вину на конструкторов реактора. Моими преподавателями в университете были те, кто проектировал этот чернобыльский реактор. Но все же правда на стороне оператора. У него не было полной информации, чтобы понимать, в каком состоянии находится реактор».

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Главный инженер ЧАЭС Николай Фомин (слева) и заместитель главного инженера второй очереди строительства Анатолий Дятлов у пульта управления 4-м блоком, 20 декабря 1983 года)

Именно это, по мнению Алексея, хорошо изображено в сериале «Чернобыль» — проблема все-таки была в недостатках конструкции, а не в действиях операторов. И только после аварии на советских реакторах начали устанавливать приборы, которые показывали параметры оперативного запаса реактивности. Его ухудшение привело к тому, что кнопка АЗ-5 сработала наоборот.«Важно, что режиссерам удалось передать масштабность, глобальность катастрофы, то эмоциональное состояние, в котором находились участники этого события».Правда, говорит Алексей, есть и недостатки в изображении работников ЧАЭС. Их во многих эпизодах изображают трусами, у которых подкашиваются ноги от страха, когда появляется руководство.«На самом деле это не так. Это были смелые и решительные люди. После взрыва ни один из операторов не убежал, наоборот они приезжали заменить тех, кто работал ночью. Я тоже приехал утром. Но было бы хорошо, если бы этот сериал появился годами ранее, и правду узнали раньше».

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Алексей Бреус на встрече в Chernobyl HUB, Киев, 4 июня 2019 года)

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

«Я нажал последнюю кнопку на пульте четвертого блока». История инженера, которую рассказали в сериале о Чернобыле Чернобыль, Сериалы, ЧЗО, Ликвидаторы ЧАЭС, ЧАЭС, Видео, Длиннопост

(Выставка Алексея Бреуса в галерее «Энигма» на Троещине, Киев, 4 июня 2019 года)


26 апреля 2016 года было ровно 30 лет с трагического дня, когда взорвался энергоблок №4 на Чернобыльской АЭС. В тот день погибло много людей, а ещё больше получили огромную дозу радиации, которая ощущается даже через множество лет. Дабы не забывать такую трагедию, мы предлагаем вспомнить про игры, действие которых разворачиваются в Чернобыле, а также узнать немного интересных фактов о самой аварии.

Да, разработчики любят исторический антураж в видеоиграх. Они делают симуляторы и стратегии на тему различных войн, вспоминают интересные эпохи и отправляют нас в средневековье или даже доисторические времена. Тема Чернобыля также не осталась незамеченной. Есть много достойных видеоигр, которые с должным уважением и трепетом помогают нам окунуться в атмосферу произошедшей трагедии и прогуляться по вымершему городу — Припяти. Сегодня мы расскажем вам о самых интересных из них.

Лучшие игры о Чернобыле

S.T.A.L.K.E.R.: Lost Alpha


Это не совсем игра, это отличный мод на игру S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Он вышел лишь в 2014 году и абсолютно бесплатно. После релиза S.T.A.L.K.E.R.: Lost Alpha для него ещё выходили патчи, как для полноценной игры. Это и не удивительно, ведь этот мод не требует оригинала и запускается отдельно.


Он улучшает не только графику, но и добавляет огромную территорию, состоящую из 27 абсолютно новых локаций. Так же тут новый сюжет, но основанный на сюжете оригинала. К тому же искусственный интеллект был серьёзно улучшен по сравнению с оригиналом. Можно ещё рассказать о куче разных новых геймплейных фичах, но для этого придётся так много написать, что вы всё равно всё читать не станете. Поэтому просто скачайте S.T.A.L.K.E.R.: Lost Alpha и сами всё проверьте, особенно на новые «Выбросы» забегите.

Чернобыль: Зона отчуждения


Перед вами настоящий трэш-шутер, который перемещает вас в окрестности ЧАЭС. Игра совсем не напрягает, ни сложностью, ни сюжетом. Зато разработчики обещали, что вся местность воссоздана по историческим документам. Так почему бы это не проверить?

Call of Duty: Modern Warfare 1-2


Обе части не связаны со взрывом самой АЭС, но зато местонахождение именно в Припяти. Как в Call of Duty: Modern Warfare, так и в Call of Duty: Modern Warfare 2 нам даётся лишь одна отдельная миссия в Припяти. В ней мы должны устранить всех террористов, ведь они пытаются вывести материалы для создания ядерного оружия.


Всё сделано в лучших традициях CoD, эпичности здесь не занимать. В них мы увидим энергоблок №4 и даже пробежимся около знаменитого колеса обозрения. А во второй части мы сможем это сделать вместе с напарником. Выглядит и играется очень круто, это нельзя пропускать.

Half-Life: Чернобыль


Снова мы видим не игру, а мод, но уже для Half-Lifе. Это первая попытка создания игры про ЧАЭС, но не самая удачная. В ней мы будем играть за охранника, который должен отстреливаясь от врагов предотвратить взрыв самой ЧАЭС. Так же в Half-Life: Чернобыль нам предлагают раскрыть заговор ученых, которые и пытаются провести страшный эксперимент.

Выглядит мод довольно старо, да и оценки плохие, но все же любят Half-Life и хотят разобраться в катастрофе ЧАЭС. А здесь мы можем взглянуть на неё изнутри и узнать одну из возможных версий случившегося. Поэтому пропускать Half-Life: Чернобыль никак нельзя.

Chernobyl Commando


Возвращаемся обратно к трэш-играм. Chernobyl Commando очень похожа на Чернобыль: Зона отчуждения, она так же зашла особо отрицательно и для критиков, и для людей. Мы по-прежнему пытаемся уничтожить террористов, которых ранее не добили. Всё так же пытаемся им помешать забрать радиоактивные вещества. Мы опять играем за супермена с переломанными ногами. Оружие так же не двигается в руках, а противники тупы как никогда. Но мы попадаем в чуть улучшенную версию Чернобыля.


Почему же Chernobyl Commando так похожа на Чернобыль: Зона отчуждения? Всё просто! Они из одной серии, да, . Chernobyl Commando является продолжением . Chernobyl Commando Чернобыль: Зона отчуждения. Мы можем насладиться Чернобылем в два раза больше.

Chernobyl VR Project


Это проект для очков виртуально реальности и ещё не вышел, но релиз обещают уже в апреле. Этот проект будет не только для образовательных целей, но и как полноценная игра с фотореалистичной графикой. Мы сможем побывать и увидеть собственными глазами не только популярные места, но и обычные квартиры.


Данный проект сможет предоставить очень хорошую возможность побывать в Припяти и АЭС, при этом находясь на безопасно расстоянии — у себя дома. Есть лишь один минус, требуются очки виртуальной реальности. Но Chernobyl VR Project точно не должен пройти незаметно.

Факты об аварии на ЧАЭС

  • Выброс радиации после аварии на ЧАЭС в 400 раз больше чем от атомных бомб Хиросимы и Нагасаки;
  • Даже до Ирландии дошел ядерный дождь;
  • В разных источниках сообщается аж до 800 000 погибших в результате аварии. На самом деле в первый день погибли лишь 31 человек, за тем ещё 28 человек от лучевой болезни в течении двух месяцев, а за всё время от последствий радиации погибло около 20 000 тысяч человек, 20% из которых совершили самоубийство;
  • За 30 лет НРЭР (Национальный радиационно-эпидемиологический регистр) зафиксировала лишь 122 случая заболевания лейкемией среди ликвидаторов аварии на ЧАЭС;
  • За всё время погибло чуть более 40 000 ликвидаторов аварии. Но погибли они от разных причин и средний уровень смертности в России не превышался.
  • 97% радиоактивных веществ до сих пор остаётся в саркофаге;
  • Дети мутанты — страшный миф и не более. Уровень радиации у женщин был достаточно низок, чтобы дети рождались здоровыми. Но врачи всегда советовали делать аборт и угрожали страшной радиацией. И люди больше страдали от психологического расстройства, чем от радиации;
  • Из-за утечки радиации некоторые леса окрасились в рыжий цвет;
  • Зона отчуждения — зона радиусом в 30 километров вокруг ЧАЭС;
  • В зону отчуждения спустя уже пару месяцев вернулось около 300 человек. И сейчас в Припяти до сих пор живут люди;
  • Большинство из домов в зоне отчуждений помечены именами их владельцев;
  • Зона отчуждений опасны для людей, но почему-то является отличным заповедником, где радостно живут волки, кабаны, орлы, олени и т.д.;
  • Саркофаг был построен за 206 дней, строили его более 90 000 человек;
  • Сам саркофаг рассчитан лишь на 30 лет, на данный момент он разрушен уже на 95% (вспомните шестой пункт);
  • Заверяется, что срок службы саркофага продлён до 2023 года за счет укрепления конструкции;
  • Так же сообщают о том, что новый саркофаг уже почти готов и будет возведён к концу 2016 года;
  • Если старый саркофаг не улучшали и не построят новый, то 30 ноября 2016 года может произойти ещё один мощный радиоактивный выброс;
  • Работники станции предупреждали о возможных последствиях, но было указано провести эксперимент любой ценой. Аварии можно было бы избежать, если бы послушали обычных работников ЧАЭС;
  • Авария произошла в 1:24 26 апреля 1986 года;
  • За 10 минут приехали пожарные тушить пожар;
  • Полностью потушить пожар получилось лишь 9 мая;
  • О последствиях аварии додумались только спустя 4-5 часов;
  • В 7:00 26 апреля от директора ЧАЭС был отправлен запрос на эвакуацию Припяти, но никто не знал о возможных последствиях аварии;
  • В 14:00 27 апреля началась активная фаза эвакуации, а уже в 16:30 эвакуация завершилась, и начались поквартирные обходы домов.

Красиво. Но смертельно

Красиво. Но смертельно Красиво. Но смертельно

Максим Максимов


Макс Красиков

Артем Москвитин

Артем Москвитин запись закреплена

Артем Москвитин

Артем Москвитин запись закреплена

Вот хоть не ЧАЭС но все ровно станция,в данный момент делаю машинный зал,после выложу фото после аварии PS.шейдары скачал через утк то(utk.io)

Максим Красавин

Максим Красавин запись закреплена

Максим Тамбовцев


Максим Тамбовцев

Макс Красиков

Макс Красиков
запись закреплена

Максим Тамбовцев


Максим Тамбовцев

Максим Тамбовцев


Максим Тамбовцев

Maks Chernobyl

Maks Chernobyl запись закреплена

Максим Тамбовцев


Максим Тамбовцев

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего запись закреплена

И так друзья мой макет сделан фото покажу позже шяс делаю новый макет в 3 раза меньше чем прошлая модель

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего запись закреплена

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего запись закреплена

Александр Каратник

DELETED

Александр Каратник

😊

Максим, тогда no problems, всё супер!!

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего запись закреплена

И так друзья, я снова тут иседня я решил поделать аэс
и через 5 дней будет готов маш зал ураааа да да ждем.

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего

Макет ЧЗО чаэс припять из бумаги и лего запись закреплена

Так друзья я шяс поотдыхаю и через дней 5 продолжу работу чаэс и переиду сразу к припять мне нужны развертки домов 9 этажек припяти из бумаги кидаем в коменты или в личку зарание спасибо

27 апреля 1986 года город Припять в Киевской области Украинской ССР был эвакуирован из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции. С тех пор он так и остается заброшенным, но интересно, как выглядел город Припять до аварии и сегодня, не случись той страшной аварии на четвертом энергоблоке?

Припять до аварии: какой она была и какой могла бы стать, не случись авария на ЧАЭС

После взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции в трех километрах от города над Припятью прошли осадки из относительно долгоживущих радиоактивных элементов. Радиоактивной пылью заражены дома, деревья, грунт. Пустующие здания города Припять после аварии постепенно приходят в аварийное состояние и разрушаются. После проведения дезактивации некоторые дома и сооружения использовались различными организациями Зоны отчуждения, но на сегодняшний день почти все они заброшены.

Город Припять после аварии пропитан радиоактивными частицами, из-за которых воздух часто окрашивается в яркие оранжево-красные оттенки.

Припять после аварии стала одним из излюбленных мест для сталкеров и журналистов — не раз над городом поднимались на дронах и вертолётах, чтобы запечатлеть ту постапокалиптическую пустоту и тишину, которая живёт там уже больше тридцати лет. Те, кто были в Припяти до и после аварии рассказывают о том, как сильно изменилась их жизнь в один миг, но больше, чем разочарование и боль бывших жителей, в их словах чувствуется ужас от того, во что город превратился.

Удивительно, что в двадцать первом веке — в момент развития технологий, города, подобные Нью-Йорку в фильме «Я — легенда» могут реально существовать — ведь Припять не была районным поселением, и на момент аварии на ЧАЭС в ней проживало почти пятьдесят тысяч людей. После взрыва на атомной электростанции в Припяти заброшенными оказались не только жилые помещения, но и все общественные места. Мы нашли несколько снимков Припяти после аварии, и такие картины производят впечатление.

Предметы иногда могут рассказать больше, чем люди ничто так не проиллюстрирует жизнь города Припять после аварии на ЧАЭС, как заброшенные вещи.

Довольно жуткая картина, но так выглядит Припять после аварии сейчас.

Представьте, когда-то в этом парке в городе Припять до аварии гуляли семьи, а на этих машинках катались дети.

Предметы иногда могут рассказать больше, чем люди — ничто так не проиллюстрирует жизнь города Припять после аварии на ЧАЭС, как заброшенные вещи.

А также посмотрите несколько кадров Припяти до аварии: вполне милый город, и как тяжело осознавать, во что он превратился!

Когда смотришь на эти кадры, есть полное ощущение, что всё, что произошло 26 апреля 1986 — нереально. И тему альтернативной реальности развивают digital-художники и по сей день — ниже есть видео одной из популярных работ на эту тему. А пока сравните фотографии Припяти до аварии и после — согласитесь, эмоции зашкаливают.

Город Припять после аварии является популярным местом для учёных и любителей экстремального туризма со всего мира, но как бы выглядел город сегодня, если бы его судьба сложилась по-другому и той аварии 26 апреля 1986 года не произошло? Художник Андрей Гупса выполнил колоссальную по сложности работу и попытался это визуализировать.

Нажми и смотри

Был я в Припяти до аварии, красивый, современный город, жаль что это все произошло. Вечная слава героям, которые шагнули в ад чтобы спасти миллионы людей.



В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической - технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о "технике судного дня". Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, - не более чем машины радиационной разведки и разграждения. А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.


Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники - уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто - большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти. Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС "Дуга". Пожарная машина - возле ВНЗ "Круг". Под Копачами есть троллейбус. Это "эхо" непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню - заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.


Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек. Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я ставлю под сомнение.Ю. Щербак в документальной повести "Чернобыль" писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом. Но в офф-лайн интервью с Валерием Стародумовым (зам. директора по дезактивации) он указывает, что даже лично был инициатором одного из выстрелов. Одним словом, тема работы ИСУ-152К ещё нуждается в исследовании.



Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать. Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг - осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно "светился" сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.


Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да - забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем. В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно. В воспоминаниях Евгения Самойлова (командир взвода машин БРДМ-2РХ) есть упоминание об использовании такой машины для замеса бетона в районе припятского порта. Машина просто ездила туда-сюда по куче цементно-бетонной смеси, замешивая её таким образом.


Чернобыльская маршрутка - БТР-70. Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.


Командно-штабная машина "Ладога" использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации. Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, "Ладога" только вела наблюдение, да и то в рамках "полевых испытаний" оборудования. Якобы машина, использовавшаяся в ЧЗО была отмыта и использовалась в других местах. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.


Инженерная машина разграждения (ИМР-2) - одна из главных трудяг Зоны. ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла (например, Копачи, Янов), уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки "Клин", работавшие под самым 4-м блоком.


В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.




Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца. Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий. Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.


КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади - новая "арка". На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это "грязная" техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё - только могильник.

КамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию к путцмейстерам - ехали другие. Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями - как вот эта "Красноярск". Впрочем-то, налицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.


Трактор "Федя" (в девичестве - "Владимирец"). При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.

И ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. И оказалось, что в мире практически нет (. ) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне. Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже.


Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике. Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами. На место работы машина доставлялась вертолётом или краном. Существовала версия с 4 колёсами для большей манёвренности (среднюю пару просто снимали).


Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.


Останки радиоуправляемого бульдозера "Komatsu". Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода "Юпитер" на окраине Припяти.




МПДН-1 - м ашина погрузочно-доставочная шахтная разработки 60-х годов. Благодарю комментатора "Биоробот Микросхема" за помощь в идентификации этой и других машин. По всей вероятности была частично скопирована с немецкого аналога. Крайне сложна в управлении, так как работает за счёт сжатого воздуха. Со стороны пульта крепилась рукавом с ВВД в 6 Атм и если тот перегибался (что для рукава норма) - управляемость становилась ещё более низкой. По этим причинам проявить себя с лучшей стороны, разумеется, робот не смог.



Робот "Белоярец" - кустарного производства. Изготовлен на основе самолётного трапа. Собран работниками Белоярской АЭС, которые принимали участие в ликвидации и нуждались в своих средствах разведки.


Манипуляторы немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.



С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот MF-2, названный ликвидаторами Joker и оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков. Произведён в 1972 году. Так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя. Статья о нём в западной прессе 1974 года - ссылка. Благодарность в поправках - il22221525 .



Платформа, на которую возлагались большие надежды, РР-Г1. По факту - попытка наростить полезное навесное оборудование на платформу робота MF-3. Доводка робота велась прямо на заводе "Юпитер" в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике. Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации, хотя есть отрывчатые свидетельства ликцидаторов, что робот где-то применяелся для разведки и даже выламывал двери.

ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС


Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа ("Чернобыль-Тур") ездила, например, на синем "Неоплане". Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет - после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром - было в пределах нормы.


Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот "Мерседесах". Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.


Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались "Таврии" с людьми в камуфляже. Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.

P.S. Не все фото мои, так как некоторые машины существовали в единичных вариантах и сейчас покоятся под многометровым слоем земли в могильниках. Ни мне, ни будущим поколениям их уже не снять на камеру.

P.P.S. Спасибо Олегу Вершинину за необходимые коррекции и информацию!

Спасибо комментаторам "Биоробот Микросхема" и il22221525 за поправки к основному тексту.

Читайте также: