Лего развитие мелкой моторики

Обновлено: 02.05.2024

Ребенок, прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Одним из важных процессов в развитии ребенка, является процесс развития мелкой моторики.

Мелкая моторика - это движения, выполняемые мелкими мышцами тела человека, направленные на исполнение задач, требующих с концентрированности в работе глаз и рук.

К движениям мелкой моторики, можно отнести такие действия, как: жесты, захват предметов, мелкие движения от которых зависит почерк.

Огромное место в развитии мелкой моторики занимает конструирование. В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, оно тесно связано с игрой и потому является деятельностью, отвечающей интересам детей.

И так разберем виды конструирования и его воздействие на мелкую моторику:

  1. Бумажная пластика. В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. Благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее её преобразование развивает не только воображение у детей, но и мелкую моторику и укрепляет мышц руки, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.
  2. Оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  3. Аппликация невероятно важна для развития координации движения. Занимаясь ей, ребенок учится пользоваться ножницами, клеем, кисточкой. При помощи этой деятельности развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь.

Аппликация может быть разной соответственно и пальчиковая деятельность, осязание тоже меняется:

А) Обрывная аппликация (различный по фактуре и толщине рвущийся материал) соответственно движение руки, кисти, сила в пальчиках меняется.

Б) Аппликация из природного материала.

В) Аппликация из крупы.

Г) Аппликация из бусин и прочее.

  1. Конструирование из:
  • Лего,
  • «Тико»,
  • магнитный,
  • шарнирный,
  • бросового материала,
  • металлический конструктора.

Собирая конструктор в соответствии с имеющейся в наборе схемой, ребенок становится более внимательным, учится соблюдать дисциплину. Когда схема не используется, ребенок проявляется фантазию, он мыслит творчески, реализует идеи, которые формируются его воображением. Конструктор способствует развитию мелкой моторики рук, что отражается на интеллектуальном росте.

Конструктор развивает моторику, интеллект, творчество и воображение детей, имеет многофункциональное развивающее значение:

  • Языковые навыки: когда дети играют, взрослые могут подчеркнуть новые названия предметов, формы и другие характеристики.
  • Координация: забавное манипулирование деталями по инструкции, присоединение элементов положительно влияет на мышцы рук и пальцев – это пригодится в школе для обучения рисованию и письму.
  • Интеллект: сборка учит «причине и следствию» и другим важным навыкам решения проблем, которые так необходимы для развития мозга.
  • Пространственное мышление: когда дети играют, они одновременно изучают такие понятия, как больше или меньше, размер и форму.
  • Креативные навыки: конструкторы – это игрушки открытого типа. Дети манипулируют деталями разными способами и получают опыт дизайна, композиции и цвета.

Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие речи в рамках определенных тем.

- Автоматизация звуков в ходе игры.

- Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.

- Развитие количественных представлений.

- Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.

- Сплочение коллектива детей.

Занятия с применением конструктивной деятельностью окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Аннотация. В статье обосновывается актуальность использования ЛЕГО конструктора в развитии мелкой моторики детей с особыми возможностями здоровья. Раскрыты формы работы с детьми по развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики. Определены формы работы с родителями и педагогами для повышения педагогической компетенции.

Ключевые слова: ЛЕГО – технология, инклюзивное образование, развитие мелкой моторики.

Актуальность. В Законе ДНР «Об образовании» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Следовательно, содержание коррекционной работы в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования ДНР (ГОС ДОО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории [2].

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы компенсирующих групп для детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного типа.

Одним из принципов построения образовательного процесса в группах коррекционной направленности (для детей с ОВЗ, согласно типовой образовательной Программы «Растим личность», является принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в группу комбинированного типа (инклюзивную) детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике [3].

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи [4]. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев [4].

В результате вышесказанного, актуальность использования ЛЕГО – конструктора как инструмента, для дошкольников с ОВЗ необходима и продиктована временем.

ЛЕГО конструктор - незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Конструктор ЛЕГО - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, на её работоспособность, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Цель статьи: обоснование актуальности использования ЛЕГО конструктора в развитии мелкой моторики у детей ОВЗ.

Основной материал. Муниципальное дошкольное учреждение «Ясли-сад № 327 г. Донецка» является Республиканской стажировочной площадкой по интеграции ЛЕГО – технологии в педагогический процесс. Так как в дошкольном учреждении есть группы ОВЗ, возникла идея создания проекта «ЛЕГО – ПАЛЬЧИКИ».

Цель проекта - создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей ОВЗ.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

• развитие точности выполнения движений, уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук, умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук, совершенствование координации движений руки и глаза;

• формирование навыков конструктивной деятельности;

• формирование интереса и положительной мотивации обучения;

• формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

При подборе методических приёмов в работе с детьми ОВЗ, мы использовали ЛЕГО-технологию, а именно:

• обследование ЛЕГО-элементов;

• использование игровых персонажей для повышения мотивации;

• показ некоторых действий, их комментирование с ЛЕГО-элементами, предъявление речевого образца;

• выполнение словесных инструкций;

• использование словесного объяснения, просьбы, поручения.

Реализация проекта «ЛЕГО-ПАЛЬЧИКИ» была разбита на этапы:

I. Подготовительный этап - организация развивающей среды с использованием конструктора ЛЕГО, создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Проектируя развивающую среду с использованием ЛЕГО - технологии, мы предполагаем развитие современного образовательного пространства. Принцип доступности помогает использовать конструктор, как в образовательной деятельности, так и в свободное время для игр. Знакомство с конструктором ЛЕГО проводилось с использованием дидактических игр : «Здравствуй кубик», «Соедини кубики», «Построй модель» и т. д. Такие игры помогли освоить навыки работы с конструктором, познакомили с возможностями создания построек. Дети работали с конструктором ЛЕГО в своем темпе, что позволило им реализовать собственные замыслы и развить творческую инициативу.

Использовав кубики ЛЕГО, как массажер, дети тактильно освоили элементы самомассажа. Игровые самомассажи помогли снять напряжение кистей рук, поднятию эмоционального фона детей.

При использовании игр, упражнений с ЛЕГО-конструктором, мы учитывали специфику мелкой моторики детей ОВЗ, а именно:

1. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

2. После каждого упражнения необходимо снять напряжение (например, потрясти кистями рук);

3. Поскольку игры, упражнения оказывает комплексное воздействие, они могут использоваться в различных видах деятельности детей.

II. Развивающий этап. На втором этапе нами были определены направления работы - это работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.

При работе с детьми были определены компоненты для реализации основных задач проекта, которые в комплексе развивают мелкую моторику. Это развитие речи, совершенствовании зрительно-моторной координации, умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

Составленный алгоритм использования ЛЕГО конструктора позволил нам оптимизировать направления коррекционной работы в течении дня. Это использование конструктора ЛЕГО при проведении утренней гимнастики, проведение организованной образовательной деятельности, использование игр, упражнений во второй половине дня для закрепления навыков конструирования.

При разработке лексико-тематического плана с использованием ЛЕГО – конструктора, мы опирались на принцип - единого образовательного пространства. Предложенные программой коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с ОНР и ФФНР от 4 до 7 лет «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ» Н. П. Артемовой лексические темы реализовываются педагогом в конструктивной деятельности по развитию мелкой моторики детей.

Технологические карты образовательной деятельности включают речевой компонент, сенсорный компонент, моторный компонент. Взаимодействие выше указанных компонентов дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход в развитии мелкой моторики ребенка определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом развитии.

Работа с педагогами предусматривает проведение мастер классов «Интеграция ЛЕГО – технологии в педагогический процесс ДОО», семинаров «ЛЕГО - педагогика : влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников», проведение консультаций учителем - логопедом по развитию мелкой моторики с детьми ОВЗ «Использование конструктора ЛЕГО для развития мелкой моторики и мышления», взаимопосещение логопедических минуток и создание картотек игр, упражнений на развитие мелкой моторики.

Очень важно привлекать родителей к решению педагогических задач в целом. Для этого нами были определены информационное направление работы - консультации на тему «Влияние ЛЕГО на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников», «Развитие мелкой моторики посредством ЛЕГО конструирования», памятки «Что такое ЛЕГО-конструктор», «Игры с ЛЕГО». Аналитическое направление - анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка», «Дети и ЛЕГО-конструктор», «Экспресс-опрос». Практическое направление - совместная детско-взрослая деятельность квест «В мире фантазий с ЛЕГО-конструктором», родительское собрание «ЛЕГО – конструирование с детьми дошкольного возраста».

III. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе деятельности детей, анализу и коррекции уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Наибольшее воздействие импульса от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

C целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста за основу мы использовали методику «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т. В. Кабановой, О. В. Домниной. Для оптимизации диагностики и дальнейшей коррекции, разработали общие таблицы мониторинга исследования развития мелкой моторики на группу детей.

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») детей способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Вывод. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои замыслы, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат. Систематическая работа в данном направлении позволит достигнуть положительной динамики. Усовершенствовать умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысить уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшить память и речь. Эффективность коррекционной работы определяется умением правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

При анализе работы по развитию мелкой моторики нами было определено, что улучшилась координация и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность, повысился уровень развития моторики пальцев, кистей рук, улучшилась общая двигательная активность, заметно улучшились навыки социального взаимодействия с другими детьми, улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов. В результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики с использованием конструктора ЛЕГО и игровой ЛЕГО - технологии способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. / Н. А. Бернштейн - М. : Академия, 2010. - 284 с.

5. Кабанова Т. В., Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями. /Т. В. Кабанова, О. В. Домнина; под ред. Н. Е. Ильяковой. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

6. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» Пособие для педагогов-дефектологов. / Т. С. Лусс - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-104 с.

7. «ЛЕГОМИКС» авторская программа по ЛЕГО – конструированию детей младшего и старшего дошкольного возраста Кулаковской Н. Б. - Донецк, 2016 г. - 103 с.

8. Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 4 до 7 лет «Развиваем речь». /Автор-сост. Артемова Н. П. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.- 110 с.

9. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., МакеенкоЕ. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Развитие мелкой моторики рук с помощью Лего-конструирования.

Ломовцева О. М., воспитатель первой квалификационной категории.

МАДОУ № 324, Екатеринбург.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является Лего-конструирование.

Конструирование - это не только излюбленный детьми и увлекательный вид деятельности, но и очень полезное для развития ребенка занятие. Оно развивает мышление, воображение, творческое мышление, навыки исследовательского поведения. Лего-конструирование включает в себя создание 3-D моделей из конструкторов нового поколения. В процессе конструирования, ребенок может рассмотреть модель со всех сторон, потрогать и при желании модифицировать, добавить что-то свое.

Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей:

-ФЭМП-ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

-Развитие речевых и коммуникационных навыков -ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

-Коррекционная работа -оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приё мами:

-Момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие. -стихотворения и загадки;

-чтение фрагмента произведения художественной литературы;

-дидактические и подвижные игры;

-познавательная беседа и обсуждение вопросов;

музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Пример конспекта занятия в старшей группе по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».

Автор Фешина Е. В.

Цели: - рассказать о русской печке;

- развивать воображение, фантазию;

- учить строить печку из конструктора.

Оборудование: образец, картинка, наборы деталей конструктора.

Ход занятия: Педагог. Ребята, сейчас я вам расскажу сказку «По щучьему велению» (отрывок про печку).

После рассказа педагог задает вопросы.

-Ребята, где лежал Емеля?

-Почему он не хотел слезать с печи?

Педагог задает детям загадку про печку.

Рукав на улице. (Печка)

Сегодня мы с вами будем строить печку. Посмотрите, какую красивую печку я сделала. Какого цвета мне нужен был конструктор? Какие детали?

Педагог. Берем конструктор и начинаем строить.

По окончании работ поделки обыгрываются.

Лего - конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи, например:

-обучить детей создавать что-то новое и полезное;

-развить у дошкольников конструктивные способности;

-научить детей применять и преобразовывать модели и схемы;

-привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми;

-научить детей добиваться конечного результата;

-развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы

«Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии». Из опыта работы Материал будет полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Актуальность Человеку в течение всей жизни необходимо умение.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР»

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР» Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого теста

Развитие мелкой моторики у малышей с помощью тестопластики — лепки из соленого теста Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие,.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Под катом мы попытались как-то обобщить и систематизировать наш опыт по выбору платформы для занятий с детьми. Если вы организуете кружок робототехники, возможно, вам это будет полезно.
К прошлой серии было много справедливых замечаний, по такому случаю я полностью переработал материал.

Введение

  1. механика;
  2. периферийная электроника;
  3. управляющий модуль;
  4. софт (среда разработки).

Сначала лирическое отступление.
В свое время я был одним из самых счастливых детей в Екатеринбурге, потому что отец привез мне из Германии целый чемодан Лего (тогда в России его еще совсем мало было). И я думаю, это очень здорово повлияло на мое умственное развитие — мелкая моторика, пространственное мышление. Однако у людей есть такое свойство: взрослея они иногда начинают нелюбить ту среду, из которой вышли, так и меня часто упрекают в предвзятости к Лего. Сейчас я все-таки попытаюсь это преодолеть.

image

image

Итак, главное достоинство леговской механики — это скорость сборки. Наверно, раз в десять выше, чем на винтах, раза в два выше, чем на заклепках. По большому счету главный соединительный элемент Lego Technic — это та же заклепка, которую не нужно зажимать, раскрывается сама за счет упругости:

image

Второй элемент — ось с крестообразным сечением:

По сути это заменитель винта, только “гайки” на ней не закручиваются, а держатся за счет продольного трения.
Плюс к этому в Лего есть специальные детали для сборки некоторых специфичных узлов, например, дифференциала. Все это позволяет быстро собирать очень сложные механизмы, и для детей это действительно здорово. Жаль только, что не навсегда мы остаемся детьми, и вот тогда возникает проблема: во взрослой жизни такие соединения нигде не используются, и плавный переход с Лего на что-то другое, насколько мне известно, еще никому не удавалось реализовать. Кроме того, возникает еще одна неприятность, с которой я сам при взрослении столкнулся: в Лего все из коробки подогнано идеально, до микронов, ребенок к этому привыкает, принимает как данность. В реальности для такой точности нужно прикладывать огромные усилия, и я этому уже в студенчестве долго учился, кажется, до сих пор толком не научился.

Управляющий модуль у Лего скучный.

image

С одной стороны, он очень прочный, почти не ломается, с другой имеет всего 8 разъемов и туда не влезает ничего, кроме кроме фирменных леговских проводов (кстати, насколько я знаю, самая ломкая часть). Разумеется, штатно с ним работают только леговские датчики и моторы.
С точки зрения преподавателя Леговская электроника самая малохлопотная: все легко подключается, почти никогда ничего не ломается, однако и простора для творчества очень мало.

Поскольку Лего — это большая компания, об инфраструктуре она позаботилась: подавляющее число соревнований по робототехнике имеют ограничение — только Лего.

image

Кроме того проводится множество разных конференций и мероприятий для преподавателей.

Резюме следующее: вещь невероятно классная, это действительно так, однако, как и для всех игрушек, чем раньше ребенок с нее соскочит, тем лучше, по нашему опыту седьмой класс — в самый раз. Так же Лего — единственный конструктор, который не требует от преподавателя серьезной технической подготовки. Ну а еще по идеологии своей он очень похож на Майкрософт, некоторые Майкрософт не любят.

Fischertechnik

По этой причине какие-то простые механизмы на Fischertechnik делать не очень удобно, но зато там есть множество специальных элементов, с которыми можно делать совершенно невероятные вещи: пневмоприводы, хемотроника, ионисторы, электрохимические суперконденсаторы и др. (подробнее см. ссылку выше). Кроме того, есть специализированные наборы, моделирующие то или иное производство.
В целом идеология Fischertechnik повторяет идеологию Лего, все-таки это игрушка, но очень технически продвинутая.

Кроссплатформенные управляющие модули

Сначала немного терминологии. Вся переферийная электроника для взрослой робототехники имеет стандартные разъемы, работает по стандартным протоколам. Fischertechnik, Лего и другие закрытые продукты создает искусственные препятствия для подключения через эти разъемы и протоколы. Продукты по-проще, например, Raspberry, хотя и не являются опенсорсными, но все стандарты поддерживают. Вообще по нашему опыту в данном случае опенсорсность железа не имеет столь большого значения: все разъемы стандартны, среды разработки тоже стандартны и, как правило, опенсорсны, и железная прокладка между ними существенной роли не играет, переход на другую железку никаких проблем не вызовет. Здесь еще можно по-рассуждать о нашей миссии по развитию опенсорсного железа, но для краткости опустим это, к теме не очень относится.

  1. Низкая цена.
  2. Быстрый старт: воткнул USB-провод, открыл среду разработки, загрузил пример, поехали. С Raspberry придется еще помучиться: образ на карточку загрузить, подключиться, настроить автозапуск скриптов и т.д.
  3. Большее удобство подключение периферии (например, на плате уже есть аналоговые входы, к Raspberry АЦП подключить сложно), большое количество разнообразных шилдов.
  4. Низкое энергопотребление.

image

По сравнению со своими аналогами Raspberry является самой распространенной и дешевой, по характеристикам последняя ее версия аналогам ничем особо не уступает, поэтому мы работаем с ней.

image

Среди ардуин мы выбрали Uno, поскольку, опять же, самая распространенная и дешевая (в Китае стоит порядка 30 юаней или ~ 300 рублей). Характеристики у нее не самые, но нам вроде хватает.

Конструкторы

image

Из других конструкторов наиболее популярен Huna (кстати, вроде бы отчасти российская разработка):

image

Трик предлагает неплохой конструктор, но, опять же, уж очень дорогой.

Общий принцип у всех конструкторов примерно один и тот же: плоские детали и уголки соединяемые винтами, по сути старый советский железный конструктор. При этом у каждого свои особенности: в Мультипло основные детали вырезаны из трехмиллиметрового пластика + маленькие алюминиевые уголки + пластиковые заклепки; в Huna плоский металл дополняется объемными пластиковыми деталями, похожими на Лего; Трик просто очень массивен.

Заключение


Наш выбор — ардуино + Raspberry + Multiplo. Цена самая низкая, простор для творчества самый большой. В то же время от преподавателя требуется очень высокая квалификация.
Вообще мы работаем с детьми с третьего класса, но это скорей исключение, все-таки до седьмого класса нужно что-то другое, типа Лего или Fischertechnik.

Читайте также: