Лего родина мать зовет

Обновлено: 04.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Историки ломают копья из-за плаката "Родина-мать зовет!"


ПОДРОБНОСТИ: Историки ломают копья из-за плаката "Родина-мать зовет!"

В учебниках по истории днём рождения плаката названо 22 июня. Кадр "Подробности"

Родина-мать зовет! Но вот куда? 23-го июня 41-го, на второй день Великой Отечественной, в Москве, советский художник Ираклий Тоидзе заканчивал работу над знаменитым плакатом. Суровая женщина в красном - олицетворение Отчизны - протягивая текст военной присяги, зовет на фронт. По официальной версии защищать родную землю. По неофициальной - нападать на чужую. Историки до сих пор спорят: правда ли, что плакат подготовили задолго до нападения Германии? Аким Галимов - с подробностями.

Благодаря этому плакату Родина получила вполне конкретный образ. Матери, которая призывает вступить в ряды Красной армии и идти на смертный бой.

В учебниках по истории днём рождения плаката названо 22 июня. По рассказам художника Ираклия Тоидзе, в его мастерскую вбежала жена и сообщила, что началась война. Передают по всем громкоговорителям.

И хотя художник изрядно состарил образ на плакате, черты жены все же угадываются. Плакат сразу приняли в печать - уже четвертого июля вышел первый тираж, колоссальный для того времени - 200 тысяч экземпляров.

Аким Галимов, корреспондент:

- Такой большой коллекции плакатов нет больше нигде в мире, стеллажи растянулись на полсотни метров, это хранилище Российской государственной библиотеки, бывшей библиотеки имени Ленина в Москве. Все что рисовалось и печаталось в России, начиная с 1861 года, а потом и в Советском Союзе в одном, так называемом обязательном экземпляре, попадало на эти полки.

Здесь хранится единственный, дошедший до наших дней, плакат "Родина мать зовет!" из самого первого тиража.

Нина Бабурина, ведущий библиотекарь здесь, и один из лучших "плакатоведов" в мире, хотя такой специальности официально и не существует.

Нина Бабурина, ведущий библиотекарь Российской государственной библиотеки:

- Плакат очень агитационный. И невольно вспоминается плакат Мора "ты записался в добровольцы". Здесь есть свои аналогии, та же фигура, полуфигура, монументально, тоже лаконично по краскам, и тоже лобовое обращение к зрителям.

Нина Бабурина придерживается официальной, так называемой "кремлёвской" версии даты создания плаката - в начале войны. Но есть и другая. Впервые о ней упомянул известный российский писатель Виктор Суворов в книге "День "М". Ссылаясь на рассказы очевидцев, он утверждал, что плакат "Родина мать зовет!" подготовили еще в 40-м году - уже тогда Советский Союз готовился к войне с Германией, но к наступательной, а не оборонительной.

"Плакат появился на улицах советских городов не в самые первые дни войны, а в самый первый. На улицах Ярославля к вечеру 22 июня. В Саратове - "во второй половине дня". 22 июня в Куйбышеве этот плакат клеили на стены вагонов воинских эшелонов, которыми была забита железнодорожная станция. В Новосибирске и Хабаровске плакат появился не позднее 23 июня. Когда же в этом случае Ираклий Тоидзе творил свой шедевр? Как ни крути: до 22 июня".

Дискуссии о том, когда же был подготовлен плакат, не утихают до сих пор.

Григорий Пернавский, историк:

- На немецкой кинохронике, которая снята в занятых немцах городах, буквально в 20 числах июня этого плаката нет, хотя есть много других оборонно-патриотических плакатов. Это навело нас на мысль, что если бы плакаты были расклеены в ночь на 23 июня, то они бы оказались во многих городах

Впрочем, историки сходятся во мнении, что, по крайней мере, наброски плаката Ираклий Тоидзе сделал однозначно до начала войны. Например, срисовал руку родины-матери с французского агитационного плаката 1915 года. Но в любом случае - эта работа была и остается одним из лучших образцов наглядной агитации. Которую используют до сих пор.

В этот раз знаменитый плакат художника Ираклием Тоидзе использовали для рекламы пива

Маркетинг - дело важное и нужное. Удачная креативная реклама привлекает покупателей, увеличивает продажи, повышает доверие к торговой марке. А неудачная? Она мгновенно становится антирекламой: оскорбляет чувства людей и негативно сказывается на репутации своих «творцов». Правда, сами авторы сих «творений» до конца не понимают, что же у них пошло не так и когда.

История с пенным привкусом


В Майкопе произошел очередной вопиющий случай: 27 января в годовщину снятия блокады Ленинграда на рекламном щите одного из городских кафе появилось вольная интерпретация знаменитого плаката времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!», созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году. По замыслу художника, женщина на плакате — собирательный образ матери — зовёт своих сыновей встать на защиту родной земли.

На плакате «Родина-мать зовёт!» изображена жена художника Тамара Тоидзе.


В этот раз «Родина-мать» была изображена с кружкой пива, а на листке с военной присягой было написано «Пиво тут. ». Столь кощунственное отношение к священным символам Великой Победы, к памяти о трагической истории страны подняло волну возмущения майкопчан, что неудивительно. В республике, пожалуй, не осталось семьи, которая не пережила бы горечь утрат: на фронтах Великой Отечественной войны сложили свои головы более 33 тысяч выходцев из Адыгеи. Более 15 тысяч адыгейцев отмечены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоено 27 человек.

Но новое поколение видимо стало забывать какой ценой завоевана эта победа. Плакат «Родина-мать зовет!» - не просто изображение - это напоминание, вечный символ героизма всего советского народа, отстоявшего свободу своего Отечества в годы Второй мировой войны, навсегда изменившему губительный для всего человечества ход мировой истории.

Оскорбительный рисунок владельцы кафе конечно быстро стерли, и публично принесли извинения жителям города, но осадок у жителей столицы Адыгеи несомненно остался. Представители заведения пообещали, что подобного никогда не повторится. Правда, вот понять, почему возник шквал возмущения, работники кафе, к сожалению, так не смогли.

«На самом деле, мы удивлены реакции майкопчан. Мы не хотели задеть чьи-то чувства. Прохожие могли бы зайти в кафе и сказать нам. Мы бы сразу стёрли рисунок», - рассказала администратор кафе.

Не в первый раз

Родина-мать.

Это уже не первый случай, когда горе-маркетологи в кощунственной манере используют известный всему миру плакат времён войны в качестве объекта рекламы. Так лет шесть назад в Караганде появился рекламный щит, на котором в одной руке Родина-мать вместо текста присяги сжимала рекламное объявление о скидках, а другой указывала на красный диван.

Хозяин магазина автозапчастей «Япона-М» в Красноярске цинично исковеркал текст с плаката до анекдотического: «Япона-мать зовёт! Запчасти из Японии», и получил штраф на полмиллиона рублей. В Иркутске коммунальные службы указали на листе в руке Родины-матери список с адресами должников по квартплате. В Сыктывкаре пейнтбольный клуб не нашел ничего умнее, чем придумать: «Родина-мать в пейнтбол зовёт играть!».

При этом авторов циничного креатива не смущает, что после таких перфомансов, они всегда вынуждены объясняться с общественностью, а также доказывать чистоту своих помыслов в суде. Во всех случаях после оперативного вмешательства надзорных органов скандальные плакаты были убраны, а дела рассматривались в судебном порядке. Чтобы таких прецедентов было меньше, 31 марта 2021 года были внесены изменения в статью 354(1) УК РФ («Реабилитация нацизма»), которые устанавливают уголовную ответственность за оскорбление памяти защитников Отечества.

Память - на конвеер


К сожалению, бесцеремонность, отсутствие такта, а зачастую и совести у нынешних рекламщиков – явление частое и повсеместное. Свежий пример - инцидент и на хлебобулочном заводе Геленджика: 25 января на своей страничке в Инстаграм представители завода сообщили, что ко Дню освобождения Ленинграда от блокады технологи «восстановили рецептуру хлеба, который ели наши с вами предки в те непростые времена».

Затем объявили, что на главной площади Геленджика состоится бесплатная раздача около 1000 паек всем желающим. Кроме того, новый вид хлеб, который так и назвали - «Блокадный» можно будет купить в фирменных магазинах по цене 52 руб. за 125 грамм.

Однако после жалоб ветеранов и возмущений простых людей от новой идеи хлебозавод все-таки отказался.

«Я уже молчу о профессионализме тех, от кого зависят продажи в кафе Майкопа и на хлебозаводе Геленджика. Но лично я уверен, что эти вопиющие случаи - последствия российского школьного образования, на явные проблемы которого мы упорно закрываем глаза. Кроме того, мы так затаскали слово «патриотизм», так заигрались с этим понятием и заэксплуатировали эту тему, что она потеряла свой прежний пиетет. Иначе как объяснить, что георгиевской лентой украшают автомобили, используют её как шнурки на ботинках, вешают на ошейник домашним питомцам»? - прокомментировал эти инциденты доктор исторических наук, председатель Адыгейского отделения Военно-исторического общества Казбек Ачмиз.


«Лифта здесь нет, смотровой площадки во рту или в мече тоже», – с таких слов Александр Чернов, ведущий научный сотрудник волгоградского филиала ОАО «НИИЭС», начинает экскурсию по скульптуре «Родина-мать зовет».

Главный монумент Мамаева кургана не предназначен для посетителей, но иногда сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» делают исключения.


85-метровая шахматная фигура


Для Александра Чернова подниматься в «Родину-мать» – работа. Раз в неделю он приходит сюда, чтобы следить за состоянием монумента.

«Скульптура лилась монолитом, как сейчас строятся дома: постепенно снизу вверх деревянная опалубка заполнялась бетоном, – рассказывает Александр Чернов. – Кстати, строили ее те же самые люди, что и Волжскую ГЭС и из такого же бетона. Голова заливалась отдельно и ставилась на монумент».


В скульптуре прохладно, темно и довольно-таки тесно. «Родина-мать» состоит из множества ячеек примерно 3 на 3 метра, которые как малогабаритные квартиры разбросаны по ярусам монумента.

Фигура «Родины-матери» стоит на бетонном фундаменте. С землей скульптура никак не связана.

«Что бы кто ни говорил, но она никакими канатами к земле не крепится. Это все равно, что шахматная фигура: ее можно поднять и переставить на другое место. Если, конечно, найдется, чем поднять», – говорит Александр.


Внутри «Родины-матери» натянуто 99 стальных канатов. Они тоже никак не крепятся к земле. Канаты установлены не во всем монументе, в основном в ногах и руках. Натяжение на каждом из них – 60 тонн. Канаты нужны для того, чтобы на бетонной скульптуре не образовывались трещины. За их натяжением следят постоянно: на каждом канате стоят датчики, раз в 10 дней с них снимают показания. Если канат ослабел, его можно натянуть. Обычно это необходимо делать раз в 5 лет.

Легенда о заблудившемся

Наверх ведет бетонная лестница. Она постоянно петляет между ячейками, обрывается в одной комнате и вновь продолжается в другой. Блуждая по этим бетонным лабиринтам, легко поверить в легенду, по которой то ли строитель, то ли солдат, выносивший мусор, заблудился в «Родине-матери» и не смог найти выход.


«Конечно, никто здесь не пропадал, но бывало людей забывали на несколько часов, – говорит Александр. – Так выйдет кто-нибудь, закроет за собой дверь, выключит рубильник – и броди в темноте. По корпусу еще можно, держась за лестницу, спуститься, а вот если в шлейфе – там узко и передвигаться можно только на карачках».

На стенах, помимо надписей «Зина», «Здесь был…» и отметок каждого яруса, встречаются шпаргалки тех, кто следит за монументом. Это маленькие записки с набором цифр. Так Александр и его коллеги отмечают трещины и следят за ними.


Листочки на стене - пометки на местах трещин. В этой комнате кончается одна из групп натянутых канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«Сколько ступеней ведет наверх, я не знаю, после 200 всегда сбиваюсь, – говорит наш гид. – А вообще сейчас подниматься легко, потому что температура на улице оптимальная. Летом, если на улице +40С°, то и здесь столько же. Да к тому же душно, потому что из вентиляции только люк на макушке да дверь внизу».

В некоторых комнатах стоят большие красные баллоны – система пожаротушения. Ее установили после пожара в Останкинской башне.


«В башне такие же канаты, как и в «Родине-матери», – поясняет Александр. – Смазка на канатах жировая, может и загореться. К тому же, как и в Останкинской башне, здесь много электричества. Установка системы пожаротушения шла долго, каждый такой баллон весит около 100 килограммов, чтобы поднимать их, кое-где приходилось срезать перила».

Голуби в мече и мыши в голове

На уровне груди мы попадаем в небольшую комнату – это рубка, «сердце» статуи, здесь стоит аппаратура, с помощью которой контролируется натяжение канатов, датчики колебаний от ветра.


По словам смотрителей, если снаружи дует сильный ветер, то внутри это не сильно заметно – например, качнется проволока, висящая на стене. Но стоит гул от меча.

Еще несколько пролетов бетонной лестницы, и примерно на уровне шеи она заканчивается. Здесь из небольшого помещения расходятся канаты, которые стягивают руки. Отсюда же по руке можно пройти в меч.


«Когда-то в мече жили голуби, – говорит Александр Чернов. – Одна голубка даже яйца там высиживала. Активная такая была – поднимаешься по мечу, а она в лицо лезет. Потом улетели все».

В статуе когда-то даже водились мыши. Причем грызуны добирались до самой верхней площадки в голове «Родины-матери». Чем они питались, смотрители до сих пор не понимают.


Дальше вверх ведет несколько металлических лестниц. После них деревянный помост. Мы в голове. До люка на макушке осталось всего несколько ступеней. Подъем на высоту 52 метров, что примерно равно 17-этажному дому, прошел незаметно.


Александр открывает люк и показывает на предпоследнюю ступень – подняться он разрешил только на нее. Выше уже опасно.


Первое, что видишь, когда поднимаешься наверх, это 33-метровый меч. За ним центр города, левее – Волга. Держаться можно только за бетонную макушку, страшновато, ноги трясутся. Если закричать, у подножия скульптуры тебя никто не услышит. Не успев понять, что произошло, спускаешься вниз.


«В первый раз тебя просто захлестывают эмоции. Осознание приходит только потом. Я когда полез второй раз, уже попытался разглядеть свой дом, – говорит Александр. – Представляете, не все стоя здесь, решаются подняться. Одна девушка дошла до этой площадки, а в люк не полезла – испугалась. Сказала, что потом на фотографиях посмотрит».


Рядом с люком на макушке вмонтирован металлический крючок. За него цепляют страховку альпинисты. Промышленный альпинизм появился в стране именно благодаря «Родине-матери» – для работы на данном объекте эти специалисты были привлечены впервые.

Она не падает

К слухам о скором падении монумента Александр Чернов относится с иронией.

«Мы сейчас находимся в самой верхней точке и все вместе добавили несколько сотен килограммов. Не боитесь? – спрашивает он. И тут же продолжает. – Вообще очень много в этой теме надуманного. У скульптуры есть проблемы, но все они решаются в плановом порядке. Крен сейчас 90 мм, а не 216, как пишут иногда. Этот крен связан с фундаментом. Он не критичен. Вучетич действительно давал 50 лет гарантийного срока. Но 50 лет уже прошло. И ничего плохого не случилось».


Александр Чернов уверяет, что слухи о скором падении «Родины-матери» сильно преувеличены. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В ближайших планах – защитить монумент от влаги. Проект гидрофобного покрытия находится на стадии разработки. Когда дело дойдет до его реализации, «Родину-мать» оденут в леса. А пока она боится влаги и дает протечки, особенно зимой.

Скульптура не предназначена для того, чтобы сюда водили посетителей. В планах ее создателей никогда не было лифта или смотровой площадки в голове. Из благ цивилизации здесь только электричество, даже телефонная связь с перебоями.

«Сейчас здесь хотя бы чисто, а когда я сюда первый раз пришел, было очень много пыли, строительного мусора. Мусор отсюда выносить тяжело, делали это в основном солдаты. Спускаться в туалет далеко, ходили они, кто где мог. А каких только надписей на стенах здесь не было. Но все затерли, – говорит Александр Чернов. – Это снаружи «Родина-мать» памятник, монумент, а внутри – строительная конструкция. Мы ведь не в Америке живем, у нас парадно делают только с одной стороны».


На сайте «Россия 10» продолжается голосование за самые яркие памятники природы, архитектуры и культуры нашей страны. Волгоградский Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!» находятся на пятой строчке рейтинга. За них уже отдали свои голоса 386 649 человек. Поддержать Родину-мать можно до 29 сентября. А пока «АиФ-Волгоград» предлагает самые интересные подробности о жизни и создании поистине величественного монумента.

1. Почему Родина-мать кричит

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова, Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде, поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

2. Почему водители, участвующие в создании Родины-матери, нарушали дорожные правила

Когда возводили скульптуру, была необходима стабильная поставка бетона. В противном случае, швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Поэтому грузовики, доставлявшие бетон для строительства памятника, помечали лентами определённого цвета, а водителям разрешалось проезжать на «красный». Сотрудникам Госавтоинспекции штрафовать их строжайше запретили.

3. Что забрали у Родины-матери

Первоначально на вершине Мамаева кургана должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом, однако в последствии от этого проекта отказались.

4. Кто захоронен под Родиной-матерью

Всего в кургане под статуей «Родина-мать зовет!» покоятся 34 500 человек – солдат и простых людей, погибших под Сталинградом во время Великой Отечественной войны. Кроме того, на Мамаевом кургане, у подножья монумента похоронен командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.

5. С кого «лепили» Родину-мать

Есть версия, что прототипом главной фигуры Мамаева кургана стала обычная официантка ресторана «Волгоград» – Валентина Изотова. В качестве прототипов называют также жену скульптора Вучетича – Веру и метательницу диска грузинку Нину Думбадзе.

6. Как стоит Родина-мать

Несмотря на свои внушительные размеры и вес – 8 000 тонн, Родина-мать свободно стоит на постаменте, не имея связи с фундаментом, как фигура на шахматной доске.

7. Что держит Родину-мать

Не смотря на то, что Родина-мать стоит свободно, внутри её прочность надежно обеспечена. Арматура выполнена из стальных канатов с натяжением до усиления в несколько десятков тонн.

— Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга». В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них есть такая: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Это, может быть, не совсем точно, но я так запомнил… Я думаю, что, может быть, этот образ и взят оттуда…

А история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», — ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение.

Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.

Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски».

Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.

Как потом рассказывала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день, 22-го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень уставала.

Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

История показала, что Ираклий Тоидзе был прав. Родина-мать — это не «портрет жены художника». Это портрет Матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица…

Посмотрим на французский плакат времен первой мировой войны, который нарисован более двух десятков лет до плаката "Родина - мать зовет!"

Даже если жена художника вбежала в комнату, то изображения руки очень совпадают:

Теперь смотрите на другие изображения плакатов в хронологической последовательности - французы, греки, родина-мать, дивизия Галичина, американцы

Читайте также: