Lego sd kfz 250

Обновлено: 18.05.2024

К осени 1941 года стало ясно, что имевшиеся на вооружении Германии разведывательные броневики Sd.Kfz.222 с полноприводным двухосным колесным шасси не способны полноценно решать боевые задачи в условиях Восточного фронта. Проходимость этой техники оставляла желать лучшего, из-за чего ей требовалась замена. В начале 1942 года с целью замены имеющихся броневиков был разработан проект модернизации легкого бронетранспортера с переделкой его в боевую разведывательную машину Sd.Kfz.250/9. Кроме того, вскоре появился еще один вариант модернизации БТР Sd.Kfz.250 аналогичного назначения.

Модернизация техники по проекту Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen (2 cm) заключался в незначительном изменении существующего корпуса с установкой готовой башни от Sd.Kfz.222. При этом бронетранспортер превращался в разведывательную машину с достаточно высокой подвижностью и «главным калибром» в виде 20-мм автоматической пушки. Как впоследствии показали испытания и войсковая эксплуатация, такой вариант разведывательной машины имел значительные преимущества перед существующими броневиками. В середине 1943 года даже было принято решение свернуть серийное производство колесных машин в пользу полугусеничных.

В 1942 году появилось еще одно предложение, касавшееся модернизации бронетранспортера Sd.Kfz.250 с изменением назначения техники. Было предложено создать еще одну боевую разведывательную машину с артиллерийским вооружением, которая могла бы эксплуатироваться параллельно с новейшими leichter Schützenpanzerwagen (2 cm). Новую модификацию БТР следовало оснастить орудием увеличенного калибра, которое позволяло рассчитывать на новую тактическую роль.

Главной задачей нового проекта было оснащение имеющейся бронемашины 37-мм противотанковой пушкой. Благодаря этому огневая мощь разведывательной машины должна была значительно возрасти. В связи с этим появилось предложение дать технике соответствующую роль. Бронетранспортер Sd.Kfz.250 с 37-мм пушкой должен был стать боевой машиной командира разведывательного взвода. Таким образом, в одном подразделении можно было эксплуатировать значительное количество Sd.Kfz.250/9 и меньшее число машин с вооружением большего калибра. Бронемашины с 37-мм пушками должны были стать техникой для командиров подразделения, а функции «линейной» техники возлагались на Sd.Kfz.250/9 с менее мощным вооружением.

Новый проект боевой разведывательной машины получил обозначение leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm). Кроме того, проекту присвоили название, отражавшее порядковый номер разработки: Sd.Kfz.250/10. Известно о применении альтернативного обозначения Gerät 881. Все эти названия были равноценны и обозначали один и тот же вариант боевой машины с артиллерийским вооружением.



Бронетранспортер Sd.Kfz.250 ранней версии. Фото Worldwarphotos.info

Основой для командирской разведывательной машины, как и в случае с «линейной» техникой аналогичного назначения, должен был стать легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 существующей модификации. Эти бронемашины производились серийно с 1941 года и активно использовались войсками. До определенного времени велось серийное производство базовой версии БТР, со временем получившей дополнительное название Alte («Старый»). К осени 1943 года был разработан проект модернизации машины с условным обозначением Neu («Новый»), в котором использовался обновленный корпус упрощенной конструкции. В качестве базы для разведывательных машин в ходе их серийного производства использовались бронетранспортеры обеих модификаций.

БТР Sd.Kfz.250 Alte оснащался броневым корпусом с противопульной защитой. Передняя часть корпуса отдавалась под моторно-трансмиссионный отсек, прикрытый бронированием сложной формы. Имелась клиновидная передняя стенка корпуса, над которой помещались наклонная крыша и скошенные бортовые листы. Последние в центральной части корпуса без каких-либо стыков переходили в борта обитаемого отсека. Центральная и кормовая части корпуса имели характерную многоугольную форму бортов с расходящимися наружу нижними листами и заваленными внутрь верхними. Кормовой лист монтировался с наклоном внутрь.

«Новый» бронетранспортер имел корпус упрощенной конструкции с единственным листом крыши моторного отсека увеличенных размеров и коробчатой архитектурой обитаемого отделения. Появились обычные надгусеничные ниши, которые можно было использовать для перевозки полезной нагрузки. Обновленный корпус состоял всего из 9 броневых деталей, тогда как старый вариант собирался из 19. Это значительно упростило и удешевило производство техники. При этом обновление конструкции корпуса в свое время не помешало продолжить выпуск серийных разведывательных машин и другой техники на базе такого шасси.



Противотанковая пушка 3,7 cm PaK 35/36 на колесном лафете. Фото Wikimedia Commons

Sd.Kfz.250 Alte оснащался бензиновым двигателем Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. После модернизации использовался мотор HL 42TUKRM того же производителя с аналогичными характеристиками. В задней части моторного отсека помещалась механическая трансмиссия на основе коробки передач, обеспечивающей семь скоростей переднего хода и три заднего. Трансмиссия передавала крутящий момент двигателя на ведущие колеса гусеничного движителя. Передача мощности на переднюю колесную ось не предусматривалась.

Характерной чертой бронетранспортеров Sd.Kfz.250, сказавшейся на их выборе в качестве основы для разведывательных машин, была полугусеничная ходовая часть. Непосредственно под моторным отделением помещалась управляемая ось с подвеской на листовых рессорах. Также имелся гусеничный движитель с четырьмя опорными катками шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в корме машины. Управление движением осуществлялось при помощи поворотных колес передней оси. Механизмы поворота в трансмиссии гусениц отсутствовали, что в определенной мере упрощало конструкцию и удешевляло производство техники.



Серийная разведывательная машина на базе БТР типа Alte. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

В конфигурации бронетранспортера машины семейства управлялись экипажем из двух человек и перевозили до четырех десантников. Для наблюдения за обстановкой использовались смотровые приборы в передней части обитаемого отсека. Попадать в машину можно было через кормовую дверь или через борта, пользуясь отсутствием крыши. Вооружение состояло из одного или двух пулеметов винтовочного калибра. Также не исключалось использование личного оружия десанта, чему способствовала конструкция корпуса, не имевшая крыши.

Для увеличения огневой мощи командирской боевой разведывательной машины было решено использовать существующее орудие с достаточными характеристиками. Предъявленным требованиям соответствовала буксируемая пушка 3,7 cm PaK 35/36, которую и решили использовать в новом проекте. Производство таких орудий велось с 1935 года и завершилось в начале 42-го в связи с окончательным моральным устареванием конструкции. За это время успели изготовить более 10,5 тыс. пушек, значительная часть которых по-прежнему оставалась в войсках и могла применяться в различных целях. Одним из вариантов использования устаревшей системы должна была стать разведывательная машина.

Проект leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) подразумевал использование существующих изделий с минимальными изменениями. По этой причине было решено максимально использовать имеющиеся агрегаты орудия PaK 35/36 без значительной доработки их конструкции. Такой подход был реализован в виде использования артиллерийской части и некоторых агрегатов лафета существующей конструкции, однако теперь орудие должно было крепиться не на колесном шасси, а на соответствующей системе, смонтированной в передней части обитаемого отсека бронекорпуса. Также изменили конструкцию броневого щитка пушки. Вместо наклонной детали сравнительно большой высоты, в центре которой имелась амбразура для орудия, было предложено использовать щитки меньших габаритов. В большинстве случаев щиток помещался только слева от пушки и прикрывал исключительно наводчика.



Вариант внешнего вида БРМ. Рисунок Armor.kiev.ua

За счет максимального сохранения имеющихся узлов и агрегатов параметры наведения вооружения остались на прежнем уровне. Горизонтальная наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 60°. Вертикальное наведение менялось от -8° до +25°.

37-мм орудие оснащалось стволом длиной 45 калибров и могло использовать боеприпасы нескольких типов, разгоняя снаряд до начальной скорости 1030 м/с. В зависимости от типа снаряда, пушка могла пробить до 50 мм гомогенной брони с дистанции 300 м. Также имелись два варианта осколочных снарядов с максимальной дальностью стрельбы до 7,2 км и зарядом взрывчатого вещества не более 44 г. Подобные возможности позволяли орудию с определенной эффективностью бороться с незащищенной или легкобронированной техникой либо с живой силой противника. Тем не менее, по состоянию на начало сороковых годов имеющиеся характеристики были явно недостаточными, из-за чего орудие PaK 35/36 в начале 1942 года сняли с производства и постепенно начали выводить из эксплуатации.

Внутри боевого отделения удалось разместить несколько стеллажей для боекомплекта на 216 снарядов унитарного заряжания. Благодаря существованию нескольких вариантов боеприпасов имелась возможность составить боекомплект в соответствии с ожидаемыми рисками и особенностями будущей боевой работы.

Пушка калибра 37 мм была основным и единственным штатным вооружением разведывательной машины Sd.Kfz.250/10. Дополнительное оружие в виде пулемета не предусматривалось. Тем не менее, отсутствие крыши позволяло экипажу с определенной эффективностью использовать для самообороны личное оружие. Кроме того, при необходимости защиты от пехоты противника командирская машина могла рассчитывать на помощь других экипажей, располагающих пулеметами. По другим данным, пулемет все же присутствовал, однако есть основания считать, что в таких случаях имела место доработка техники силами строевых частей. Боекомплект пулемета мог достигать 1100 патронов.

Управлять разведывательной машиной leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) должен был экипаж из четырех человек. В передней части обитаемого отсека помещались механик-водитель и командир, следившие за обстановкой при помощи смотровых приборов в лобовом листе и бортах корпуса. Также они отвечали за использование радиостанции. В боевом отделении, помещавшемся на месте бывшего десантного отделения, располагались наводчик и заряжающий. Их обязанностью был поиск целей с последующей стрельбой, а также обслуживание орудия.

Переделка бронетранспортера с установкой нового вооружения не привела к значительному изменению габаритов или веса машины. Длина разведывательной машины осталась на уровне 4,56 м, ширина – 1,95 м, а высота за счет орудия увеличилась до 1,97 м. Следует отметить, высота машин разных серий могла меняться ввиду применения бронещитков орудия разной конструкции. Боевая масса новой техники составляла 5,67 т. Параметры подвижности остались прежними: скорость до 60 км/ч, запас хода – 320 км.

Работы над проектом leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) / Sd.Kfz.250/10 продолжались до начала 1943 года. После этого были собраны и испытаны несколько опытных образцов, проверка которых подтвердила правильность выбранного пути развития существующей техники. Вскоре командирскую разведывательную машину новой модели приняли на вооружение, а также заказали серийную сборку такой техники. Новые Sd.Kfz.250/10 планировалось строить как на базе новых бронемашин, так и в ходе ремонта техники, вернувшейся с фронта с повреждениями.

Первые серийные разведывательные машины были собраны в начале 1943 года. По разным данным, сборка такой техники продолжалась примерно в течение года: до конца 43-го или до начала 1944-го. В течение нескольких первых месяцев немецкая промышленность выпускала Sd.Kfz.250/10 на базе шасси варианта Alte с корпусом более сложной формы. Осенью была освоена сборка техники на основе обновленных и упрощенных бронетранспортеров Neu. В итоге войска получили два варианта разведывательных машин с некоторыми техническими отличиями, но со схожими характеристиками. С точки зрения эксплуатации машины на разных шасси почти не отличались.

К началу 1943 года война на Восточном фронте окончательно и бесповоротно приняла затяжной характер, что привело к специфическим последствиям для немецкой военной промышленности и производства новой техники. Предприятия были загружены текущими заказами, из-за чего развертывание сборки новых образцов постоянно была связана с массой трудностей. В случае с проектом leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) подобные затруднения привели к ограниченным темпам выпуска техники. За все время производства армии удалось передать только 151 командирскую разведывательную машину с 37-мм пушкой. Эта техника распределялась между различными подразделениями армии, на вооружении которых уже состояли различные образцы бронемашин, в том числе разведывательного назначения.



Sd.Kfz.250/10 со своим экипажем. Фото Worldwarphotos.info

Эксплуатация серийных Sd.Kfz.250/10 привела к появлению неоднозначных выводов. С точки зрения проходимости и других технических характеристик такая техника превосходила существующие Sd.Kfz.222 и другую колесную технику. Также имелись преимущества в огневой мощи, обеспеченные более крупным калибром орудия. Одновременно с этим имелись серьезные недостатки в виде сравнительно слабого бронирования и ограниченных возможностей пушки. Как следствие, техника в случае встречи с противником подвергалась серьезным рискам. Разведывательные машины leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) могли быть уничтожены почти любой советской артиллерийской системой или любым танком из-за пределов зоны эффективного поражения их собственного орудия.

Специфические характеристики разведывательных машин привели к тому, что в течение примерно двух лет эксплуатации вся подобная техника была потеряна в боях. Часть машин противник уничтожил, пользуясь превосходством в характеристиках, а некоторые образцы были захвачены в качестве трофеев. Результатом подобной эксплуатации Sd.Kfz.250/10 стало полное списание всех имевшихся машин к концу 1944 года. По состоянию на начало 45-го Вермахт уже не располагал такой техникой ввиду утраты всех имевшихся машин.

Проект боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/10 или leichter Schützenpanzerwagen (3,7 cm) представляет определенный интерес в контексте развития немецких полугусеничных бронетранспортеров. Оснащение имеющегося шасси 37-мм противотанковой пушкой могло дать некоторые положительные результаты, такие как увеличение огневой мощи и боевой эффективности разведывательных подразделений. Тем не менее, отдельные компоненты нового «комплекса» имели характерные недостатки, негативно сказавшиеся на ходе эксплуатации. В итоге все полторы сотни построенных машин со временем были потеряны. Ни один образец Sd.Kfz.250/10 не сохранился до нашего времени. Примечательно, что аналогичная машина Sd.Kfz.250/9 с менее мощным вооружением оказалась куда более удачной с точки зрения объемов производства и эксплуатации.

Your are buying a professionell PDF instruction on how to build the pictured model out of LEGO® bricks.
Shows in colored easy to follow step by step pictures how to build the model.
Minifigure scale.

The instruction file comes with a parts list which helps you order the parts via various webstores.
Before building please review the steps and part list. I use old/new LEGO® parts. Over the years some of the part numbers have changed or the parts are really expensive now.
Es handelt sich hierbei nicht um offizielle LEGO ® Sets !
Der Markenname LEGO ® wird nur zur Verdeutlichung der Qualität benutzt.
LEGO ® ist ein eingetragenes Warenzeichen der LEGO Gruppe, die diese Seite/Produkt nicht authorisiert, gesponsort oder genehmigt hat.

User Reviews

There are no reviews yet.

Be the first to review “Schützenpanzerwagen Sd.Kfz. 250 Wehrmacht WWII to be build out of LEGO® bricks” Cancel reply

ww2custombrickmodels

We are the largest manufacturer for custom building instructions and are offering currently more than 200 different models.
If you have questions, need help, more pictures feel free to contact us with your email.

Ezoic

report this ad

Super Dark trooper battle pack (made of 2 of the 75324)
IMPERIAL BASE
Lego® Instructions F1 Williams FW-19
LEGO® instructions Obi-Wan Kenobi Mega Figure
Seasons Cafe

report this ad report this ad

MOCs MARKET is the first and only portal internally dedicated to the Lego ® Custom world! Our ambitious project is to create a single multi-vendor platform capable of hosting the best Lego® designers in the world and beyond! On MOCs MARKET, in addition to finding fantastic Lego ® Moc instructions, you can find real custom kits including pieces and instructions, custom minifigures, display boxes, custom stickers, LED kits and much more … What are you waiting for ?! Enter our great community and start to expand your Lego ® collection with unique and nowhere to be found products!

MocsMarket © 2021 | LEGO® and the LEGO® Minifigure are trademarks of the LEGO® Group, which does not sponsor, authorize or endorse this site or these products.

Your are buying a professionell PDF instruction on how to build the pictured model out of LEGO® bricks.
Shows in colored easy to follow step by step pictures how to build the model.
Minifigure scale.

The instruction file comes with a parts list which helps you order the parts via various webstores.
Before building please review the steps and part list. I use old/new LEGO® parts. Over the years some of the part numbers have changed or the parts are really expensive now.
Es handelt sich hierbei nicht um offizielle LEGO ® Sets !
Der Markenname LEGO ® wird nur zur Verdeutlichung der Qualität benutzt.
LEGO ® ist ein eingetragenes Warenzeichen der LEGO Gruppe, die diese Seite/Produkt nicht authorisiert, gesponsort oder genehmigt hat.

User Reviews

There are no reviews yet.

Be the first to review “Schützenpanzerwagen Sd.Kfz. 250 with radio transmitter Wehrmacht WWII to be build out of LEGO® bricks” Cancel reply

ww2custombrickmodels

We are the largest manufacturer for custom building instructions and are offering currently more than 200 different models.
If you have questions, need help, more pictures feel free to contact us with your email.

Ezoic

report this ad

Super Dark trooper battle pack (made of 2 of the 75324)
IMPERIAL BASE
Lego® Instructions F1 Williams FW-19
LEGO® instructions Obi-Wan Kenobi Mega Figure
Seasons Cafe

report this ad report this ad

MOCs MARKET is the first and only portal internally dedicated to the Lego ® Custom world! Our ambitious project is to create a single multi-vendor platform capable of hosting the best Lego® designers in the world and beyond! On MOCs MARKET, in addition to finding fantastic Lego ® Moc instructions, you can find real custom kits including pieces and instructions, custom minifigures, display boxes, custom stickers, LED kits and much more … What are you waiting for ?! Enter our great community and start to expand your Lego ® collection with unique and nowhere to be found products!

MocsMarket © 2021 | LEGO® and the LEGO® Minifigure are trademarks of the LEGO® Group, which does not sponsor, authorize or endorse this site or these products.

Current Stock: 0 SKU: BKM2092 Availability: Ships within 1-3 business days. Weight: 0.72 LBS Shipping: Calculated at Checkout Designer: Daniel Siskind Piece Count: 355 Minifigs: 1 Skill Level: Intermediate (3 of 5)

The SdKfz 250 was a light armored troop-carrying halftrack used by Germany during World War II. Its angular shape was similar in appearance to the larger SdKfz 251 "Hanomag" halftrack. This smaller vehicle used where there was no need for larger halftrack, such as scouting, forward artillery observers, headquarters, communications, etc. The original Ausf A version featured a complex angled hull, open top crew compartment, a single entry door at the rear of the vehicle, and was armed with a single MG34 machine gun. The SdKfz 250 was just beginning to reach frontline units as the invasion of the Soviet Union began. Production of the SdKfz 250 would continue throughout the remainder of the war. Later versions would have a simplified hull shape as well as numerous variations of weapons systems, communications gear, etc. Over 6500 of the SdKfz 250 would be built before the end of the war.

2092-sdkfz-250-action-560.jpg

Additional information about this Brickmania custom Lego® kit:

Features of this model:

  • One custom-printed German Heer minifigure
  • Opening rear doors for easy access/egress for the crew
  • Steel colored Brickmania Track Links™
  • Fully articulated tracks
  • Realistic front suspension
  • BrickArms MG34 machine gun
  • Room inside for up to 4 additional minifigs (sold separately).
  • 1/35 scale matches other Brickmania models
  • The over-all color scheme of this model is dark gray
  • Includes 302 Lego and BrickArms elements
  • Trailer hitch for trailer or artillery piece

This Brickmania model kit is made from genuine unused LEGO, Brickmania and BrickArms elements and is shipped disassembled. Also included are full-color printed building instructions, signed certificate of authenticity, and is packaged in a sealed box. All Brickmania building kits are limited production and may be discontinued at any time.

Поставленный в серию в 1941 году легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 отличался достаточно высокими характеристиками, что не могло не привести к попыткам его использования в качестве базы для техники иного назначения. Как следствие, вскоре после начала эксплуатации базовой версии этой бронемашины начались работы по созданию специализированных модификаций. Так, к середине 1942 года появился проект боевой разведывательной машины на базе существующего БТР. Эта техника, впоследствии строившаяся достаточно большой серией, получила обозначение Sd.Kfz.250/9.

К моменту нападения на Советский Союз основной боевой машиной разведчиков нацистской Германии был бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. Эта машина состояла на вооружении с 1937 года и до определенного времени устраивала армию. Тем не менее, со временем было решено заменить подобную технику более совершенными образцами. Боевые действия на Восточном фронте показали, что колесная бронетехника не всегда способна полноценно решать поставленные задачи в условиях бездорожья, а также в сложных условиях осени и зимы на территории СССР. Имеющимся броневикам требовалась некая замена.

Варианты модернизации имеющейся машины и разработки совершенно нового проекта подобной техники были отвергнуты сразу. Обстановка не позволяла заниматься подобными работами по техническим и экономическим причинам. Кроме того, имелись ограничения финансового характера. Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации была разработка боевой разведывательной машины на базе одного из существующих образцов техники с приемлемыми характеристиками.



Музейный образец Sd.Kfz.250/9, хранящийся в Кубинке. Фото The.shadock.free.fr

Многообещающей и перспективной основой для новой разведывательной машины сочли бронетранспортер Sd.Kfz.250. Эта техника уже производилась в больших количествах и активно использовалась войсками, что могло облегчить развертывание сборки новых специализированных машин, а также упростить их эксплуатацию. Кроме того, БТР существующей модели удовлетворял требованиям относительно подвижности на пересеченной местности. Таким образом, разведывательную машину следовало строить на основе существующей серийной техники.

Новый проект получил обозначения leichter Schützenpanzerwagen 2 cm и Sd.Kfz.250/9. Кроме того, использовалось название Gerät 883. В основных обозначениях проекта отражались порядковый номер разработки, а также класс, назначение и используемое оружие. Как следует из присвоенного названия, создавалась легкая разведывательная машина с 20-мм пушкой.

Для сокращения времени, необходимого на разработку проекта и подготовку к серийному производству, было решено отказаться от создания большого числа новых узлов и агрегатов. Предлагалось минимально доработать корпус имеющегося шасси, а затем установить на него существующий боевой модуль с вооружением. Это позволяло решить ряд конструкторских и технологических задач, а также в кратчайшие сроки наладить серийное строительство разведывательных машин.

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)


Бронетранспортер Sd.Kfz.250 Alte. Фото Wikimedia Commons

Изначально основой для машины Sd.Kfz.250/9 должен был стать бронетранспортер базовой версии, которая с 1943 года обозначалась как Alte («Старая»). Далее в серию пошла новая модификация бронемашины, отличавшаяся конструкцией корпуса, силовой установкой и т.д. За счет изменения корпуса с сокращением количества деталей с 19 до 9 удалось немного облегчить конструкцию, а также упростить изготовление техники, получившей название Neu («Новый»). Оба варианта бронетранспортера в дальнейшем использовались при строительстве разведывательных машин.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250 Alte оснащался броневым корпусом узнаваемой формы, состоявшим из сравнительно большого числа листов разной формы и размера. Корпус обеспечивал противопульную защиту и разделялся на два основных отсека. В его передней части, имевшей меньшую высоту, помещалось моторное отделение. Позади него имелся обитаемый отсек, в котором располагались все места для экипажа и десанта.



Восстановленный броневик Sd.Kfz.222. Фото Wikimedia Commons

В рамках проекта Sd.Kfz.250 Neu было решено отказаться от сложной конструкции корпуса, сократив количество необходимых бронелистов. Моторный отсек спереди и сверху прикрывался ровными листами нужной формы, а сложные борта корпуса были преобразованы в конструкцию с надгусеничными нишами-коробами и наклоненными внутрь верхними листами. Конструкция кормы и днища при этом остались без изменений.

«Старый» бронетранспортер оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. Через механическую трансмиссию с семью передачами переднего хода и тремя заднего крутящий момент передавался на ведущие колеса гусеницы. В ходе «Новой» модернизации бронемашина получила двигатель Maybach HL 42TUKRM со схожими показателями мощности. Трансмиссия осталась без значительных изменений.

Ходовая часть двух вариантов бронетранспортера была одинаковой. В передней части корпуса находился единственный мост колесной части. Он оснащался листовыми рессорами и был выполнен управляемым. Маневрировать предлагалось за счет поворота колес, что в значительной мере упрощало конструкцию трансмиссии. Под центральной и кормовой частями корпуса помещался гусеничный движитель. Он получил по четыре опорных катка шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Перед катками устанавливались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ввиду большого диаметра катков ходовая часть не нуждалась в поддерживающих роликах.

В базовой версии БТР Sd.Kfz.250 управлялся экипажем из двух человек и мог перевозить четырех десантников. Доступ в машину осуществлялся при помощи кормовой двери и через борта ввиду отсутствия крыши. Имелся набор смотровых приборов в передней части обитаемого отсека. Вооружение состояло из одного или двух пулеметов винтовочного калибра. Передний пулемет оснащался бронещитком, кормовой монтировался на открытой шкворневой установке.

Проектом Sd.Kfz.250/9 предлагалось подвергнуть корпус бронетранспортера незначительным доработкам, по результатам которых машина могла стать носителем нового боевого отделения с вооружением большей мощности. Для этого корпус следовало закрыть сверху, установив броневую крышу. В листе крыши, в центральной широкой ее части, находился погон для установки башни. В связи с установкой крыши машина лишалась средств для установки пулеметов и переднего броневого щитка.

В ходе эксплуатации на Восточном фронте было установлено, что броневики Sd.Kfz.222 не соответствуют требованиям по подвижности, однако при этом имеют удовлетворительную огневую мощь. Этот факт был принят во внимание при разработке проекта разведывательной машины Sd.Kfz.250/9. Было решено заимствовать у существующей бронемашины готовую башню с полным набором вооружения, прицельного оборудования и т.д. При помощи такого подхода удалось значительно ускорить разработку проекта и избавиться от необходимости развертывания производства новых изделий.

Башня броневика Sd.Kfz.222 представляла собой агрегат десятигранной формы, состоявший из листов толщиной 8 мм. Лобовая и кормовая части башни имели клиновидную форму, борта располагались параллельно продольной оси изделия. Между лобовыми сборками и бортовыми листами имелись скуловые листы меньших размеров. Крыша башни проектом не предусматривалась. При этом сверху боевое отделение прикрывалось двустворчатой конструкцией в виде рам с сеткой. При помощи этого устройства предлагалось защищать боевое отделение от возможных попаданий ручных гранат.

В центре лобовой части башни имелась прорезь для ствола основного орудия. Справа от нее имелась щель меньшей ширины для прицела, слева – для пулемета. Основным оружием броневика Sd.Kfz.222 и, как следствие, боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 должна была стать автоматическая пушка KwK 30 калибра 20 мм. Нарезное орудие со стволом длиной 55 калибров могло вести огонь с темпом до 280 выстрелов в минуту. Обеспечивался разгон снаряда до скорости 780 м/с. Дополнительное вооружение состояло из одного пулемета MG 34, спаренного с пушкой.



Разведывательная машина на фронте. Фото Worldwarphotos.info

Система монтажа вооружения оснащалась ручными приводами наведения и позволяла вести огонь в различных направлениях. Обеспечивалось круговое наведение в горизонтальной плоскости, осуществлявшееся при помощи поворота всей башни. Углы возвышения менялись от -10° до +80°, что позволяло атаковать как наземные, так и воздушные цели. В зависимости от имеющейся ситуации, наводчик мог синхронизировать спуск пушки и пулемета либо использовать их раздельно. Возимый боекомплект состоял из 180 снарядов для орудия и 2000 патронов для пулемета. По другим данным, в ходе адаптации к новой базовой машине боекомплект пушки был сокращен до 100 снарядов в 10 магазинах.

Интересно, что использование готовой башни с большим диапазоном углов вертикального наведения привело к некоторой путанице. Из-за этой особенности в ряде источников разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 именуется зенитной самоходной установкой. Тем не менее, основной задачей нового проекта было обеспечение новой техникой разведывательных подразделений армии. Возможности стрельбы по воздушным целям, в свою очередь, была полезным и приятным дополнением к основным функциям.

Экипаж разведывательной машины leichter Schützenpanzerwagen 2 cm должен был состоять из трех человек. Механик-водитель располагался внутри корпуса на своем обычном месте. В заимствованной башне с агрегатами, помещающимися ниже уровня крыши, размещались еще два члена экипажа, отвечавшие за использование вооружения: командир-наводчик и заряжающий. Командир находился справа от оружия, заряжающий – у левого борта. В распоряжении экипажа имелся набор смотровых приборов в корпусе и башне, а также прицельное оборудование. Попадать в машину предлагалось через кормовую дверь корпуса и через открытый верх башни. Иные люки или двери не предусматривались.



Соединение, оснащенное машинами Sd.Kfz.250/9. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

После подобной модернизации с установкой нового боевого модуля разведывательная машина сохраняла некоторые габариты, тогда как иные параметры менялись. Длина оставалась на уровне 4,56 м, ширина – 1,95 м. Из-за установки новой башни высота машины выросла до 2,16 м. Боевая масса теперь равнялась 6,02 т. Из-за незначительного изменения веса и сохранения силовой установки подвижность разведывательной машины почти соответствовала характеристикам базового бронетранспортера. Имелась возможность разгона до 55-60 км/ч, запас хода достигал 320 км.

В марте 1942 года Вермахт заказал производство первой партии новых боевых разведывательных машин в количестве 30 единиц. Вскоре были собраны три первых образца, которые после заводских испытаний отправились на фронт. Эту технику предлагалось передать войскам для проведения проверки в условиях реальной войны. Первые выводы о фронтовой эксплуатации трех Sd.Kfz.250/9 были сделаны достаточно быстро. Полугусеничные машины быстро показали свои преимущества перед колесными броневиками, что определило их будущее.

Было решено подготовить и развернуть полномасштабное серийное производство новых разведывательных машин на более удачном шасси. Тем не менее, в силу некоторых причин начало производства затянулось. Первые серийные leichter Schützenpanzerwagen 2 cm удалось собрать только к середине 1943 года. По причине начала выпуска техники с более высокими характеристиками было решено отказаться от дальнейшей сборки бронеавтомобилей Sd.Kfz.222. Последние машины этой модели выпустили в июне 1943 года. Смена типов выпускаемой техники привела к постепенному переходу разведывательных подразделений на новые бронемашины.

В исходном виде Sd.Kfz.250/9 выпускались до осени 1943 года. После этого появился новый вариант такой техники, отличавшийся базовым шасси. Теперь разведывательные машины строились на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.250 Neu с упрощенной конструкцией корпуса и иной силовой установкой. Также вскоре была внедрена новая модификация башни, отличавшаяся упрощенной конструкцией из шести броневых листов. Состав вооружения, однако, остался прежним.

Боевая разведывательная машина leichter Schützenpanzerwagen 2 cm / Sd.Kfz.250/9 создавалась в соответствии с требованиями Восточного фронта. Как следствие, подавляющее большинство такой техники отправлялось воевать с Красной армией. Эксплуатация этих машин была связана как с положительными моментами, так и с недостатками. Сравнительно высокая проходимость полугусеничного шасси давала возможность передвижения по дорогам и пересеченной местности. Пушечно-пулеметное вооружение позволяло защититься от пехоты или легкой техники, а приборы наблюдения и радиостанция обеспечивали решение основных задач.

Тем не менее, разведывательные подразделения немецкой армии регулярно несли потери. Как следствие, значительное число разведывательных машин не дожило до конца войны. По имеющимся данным, из почти восьми сотен построенных Sd.Kfz.250/9 к весне 1945 года в строю оставалось чуть более половины. Часть этой техники вскоре была уничтожена или взята в качестве трофеев в последних боях Второй мировой в Европе.



Музейная бронемашина в г. Сомюр. Фото The.shadock.free.fr

После капитуляции Германии и завершения войны необходимость в дальнейшей эксплуатации имеющихся разведывательных машин пропала. Кроме того, теперь само их существование было поводом для сомнений. Как результат, в первые послевоенные годы почти все leichter Schützenpanzerwagen 2 cm были отправлены на разделку, поскольку более не представляли никакого интереса с точки зрения изучения немецкого опыта или эксплуатации имеющихся машин.

Утилизации избежали лишь считанные единицы разведывательных машин, которые теперь являются музейными экспонатами. По имеющимся данным, один из образцов Sd.Kfz.250/9 в настоящее время находится в бронетанковом музее г. Кубинка. Еще одна такая машина имеется во французском Сомюре. Несколько лет назад сообщалось, что новый образец такой техники должен появиться усилиями американских энтузиастов. Команда любителей бронетехники планировала восстановить раритетную технику, в то время представлявшую собой набор изрядно проржавевших деталей. Все сохранившиеся образцы были построены на основе «старого» шасси бронетранспортера.

Проект боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen 2 cm может считаться одним из самых удачных вариантов переделки серийного легкого бронетранспортера. Задачей проекта было создание новой бронемашины, приспособленной к условиям Восточного фронта. Эта работа была успешно завершена, что привело к появлению образца с достаточно высокими характеристиками, пригодного для эксплуатации в требуемых условиях. Реальным результатом проекта стало строительство почти восьми сотен бронемашин, которые с переменным успехом эксплуатировались в условиях войны, а также постепенно вытеснили из частей менее удачную технику существовавших типов.

Читайте также: