Lego serious play набор

Обновлено: 17.05.2024

Управление бизнесом в быстро меняющемся мире требует новых подходов. У «Lego Serious Play» есть своя задача и особенности, какие – разберемся.

Управление бизнесом в быстро меняющемся мире требует новых подходов. У «Lego Serious Play» есть своя задача и особенности, какие – разберемся.

Зачем менеджеры играют в кубики , недоумевают те, кто узнает о «Lego Serious Play». «Lego Serious Play» или LSP – это сравнительно новый метод игрового моделирования, помогающий при конструктивном обсуждении.

Метод называют креативной стратегической сессией . В ходе структурированного процесса участники с помощью кубиков лего выражают свои мысли и идеи. Этот метод применяется в мире с 90-х годов ХХ века, но в России начал развиваться только несколько лет назад.

Суть Lego Serious Play

Lego Serious Play – фасилитация, в ходе которой участники отвечают на различные вопросы по стратегии, проекту, команде или необходимым изменениям, но ответы, в отличие от графической фасилитации, строятся в виде метафорических 3Д моделей с использованием элементов лего. Полученные модели становятся объектом дискуссии и обмена опытом , в результате чего появляются решения.

Разнообразие приемов бизнес-фасилитации, как и создание деловых игр, нацелено на то, чтобы дать возможность человеку выразить свое мнение самыми разными способами, непривычными в обычной жизни, что позволяет выйти за рамки стереотипов.

В основе метода Lego Serious Play лежит принцип важности вклада каждого участника в общий процесс . Каждый должен «положить свой кубик» в поиск нового решения.

Как зародился подход LSP

Бывшие сотрудники компании Lego, а сейчас бизнес-тренеры, специализирующиеся на фасилитациях для руководителей, в своей книге рассказали историю рождения Lego Serious Play. В середине 90-х владелец компании задумался, что будет с Lego в связи с развитием компьютерных игр. Он начал проводить посвященные этому стратегические сессии, но не остался доволен их результатами, а также расстроился вялостью проведения фасилитаций в такой креативной компании как Lego. Проходили эти сессии скучно и пресно.

В то же время в швейцарской школе бизнеса IMD два исследователя занимались изучением результативности стратегических сессий.

Они нашли причину низкого качества сессий в использовании традиционных методов. Мнения о нерезультативности стратегических сессий у исследователей IMD и президента Lego совпали, и они объединили свои усилия в поиске новых форматов. Президент Lego пригласил исследователей в свою компанию, дав возможность вести проект и воспользоваться талантом дизайнера компании. Результатом поиска стал метод Lego Serious Play. В основу этого метода легли следующие убеждения:

  • Главное, что приводит к успеху – сами сотрудники , их экспертиза и идеи.
  • Стратегия помогает в работе каждый день и не является оторванным от жизни документом.

Методика LSP была завершена в 2003 г., в нее вошла программа сертификации фасилитаторов и лицензированные продукты LSP. С 2010 года сертификация партнеров LSP была отменена и теперь метод LSP могут использовать все, кому он интересен.

Как протекает процесс сессии LSP

Процесс состоит их четырех шагов. Каждый шаг – новый этап работы.

Этап 1. Постановка вопроса

Фасилитатор формулирует задачу и просит участников построить с помощью кубиков лего модель, в которой нужно выразить свои мысли и чувства по поводу озвученной задачи. Задача не имеет очевидного и верного решения.

Постройте образ своего идеального клиента.

Создайте образ инноватора в банке.

Что умеет делать преподаватель будущего.

Кубики, человечки, разнообразные фигурки – строительный инструмент для создания заданной модели.

Этап 2. Создание модели

Участники вовлекаются в построение модели. Результат их работы включает в себя все их представления об обсуждаемом вопросе. В ходе составления модели участник аккумулирует все свои знания и представления о создаваемом объекте. Их он и выражает, используя детали.

Время создания модели ограничено. Участнику приходится быстро решить, что самое важное. Модели строятся индивидуально, это помогает не потерять ни одно мнение. В ходе сессии модели могут объединиться, перестроиться, дополниться, выстроиться в тайм-план.

Это этап рождения метафор и историй. Одна компания, к примеру, при построении своего стратегического плана отталкивалась от истории «студента Андрюши», который начал из стажера и дорос до топ-менеджера компании. Такие истории запоминаются, вовлекают и вдохновляют. Участники с их помощью формулируют личное отношение и рефлексируют.

Этап 3. Рассказ о модели и создание историй

После этого участник должен описать свое мнение и выразить собственные суждения о создаваемом объекте – представить свою модель. Есть правило: участники не должны высказывать свою оценку услышанного и не должны критиковать автора. В процессе все участники имеют возможность выслушать все точки зрения по поводу ситуации. Каждый рассказывает группе, что он построил и почему.

Рассказывая о своей модели, каждый объясняет, какой смысл он вложил в каждый элемент, какое у него отношение к поставленному вопросу. Другие участники задают уточняющие вопросы типа: «правильно ли я понимаю, что…», или «что ты имел ввиду, когда…». Появляются инсайты не только у автора модели, но и у слушателей. Например, один участник разместил себя вверху сооружения, а сотрудники вместе с клиентами оказались внизу в закрытом пространстве. В ходе обсуждения модели автор объяснил, что у него нет желания становиться наставником, и он осознает, что на нем сосредоточены все ключевые знания и рычаги влияния, без которых сотрудники не могут принять ни одно решение. Он понимал, что разрыв есть и его нужно сокращать, работая над делегированием и больше доверяя подчиненным. В ходе сессии он смог сконструировать выход из сложившегося положения.

Этап 4. Осмысление и рефлексия

Участники уточняют и дают обратную связь по поводу услышанного и понятого. В ходе обсуждения команда находит точки соприкосновения, приходит к общему решению. При этом каждый расширяет свое понимание обсуждаемого вопроса, и одновременно каждый вносит свой вклад и переосмысливает ценность создаваемого объекта.

За счет чего метод работает

«Мышление руками» позволяет активизировать мыслительный процесс особым образом. Происходит построение сложных взаимосвязей . Есть информация, что 80% клеток человеческого мозга непосредственно связаны с моторными функциями рук. Рукам наш мозг уделяет непропорционально больше внимания – самое большое количество клеток, осуществляющих контрольную функцию разных частей тела, осуществляет именно контроль рук . Это значит, что при применении LSP-метода клетки головного мозга активизируются в разы больше, чем при обычном обсуждении. Кроме того, «мышление руками» позволяет дистанцироваться от самой проблемы и рассмотреть ее как внешний предмет исследования.

Мыслительный процесс активизируется также при взаимодействии с окружающими. Известно, что при взаимодействии человека с окружающим миром его способности к познанию возрастают .

В ходе коммуникации с участниками развивается мышление, появляются креативные решения самых разных задач. Каждый рассказывает свою историю, такие рассказы увлекают участников, развивают у каждого эмпатию и все это упрощает взаимодействие при поиске смыслов и взаимосвязей.

Само собой, игровой момент обеспечивает эмоциональную вовлеченность участников и переносит их в состояние «потока» – глубокого погружения и концентрации без каких-либо волевых усилий. Это лучшее состояние внутренней мотивации, при котором происходит полное включение человека в то, что он делает. Игра обеспечивает участников креативной энергией, исключает стереотипное мышление и приносит радость .

Ради каких результатов используется метод

Мы поняли, что участникам комфортно находиться в состоянии игры в ходе сессии, что они высвобождают творческую энергию и создают новые, согласованные командой, модели. Ради чего все это? Что в результате получает компания? «Lego Serious Play» – не просто игра, а игра со смыслом, которая решает вполне конкретные бизнес-задачи. В результате участники выходят из сессии с конкретными решениями и готовы их внедрять, взяв за это ответственность.

Каждый может взять кубики и попробовать строить модели, решая бизнес-задачи. Но фасилитаторы LSP знают, что вовсе не каждая игра в кубики лего способна превратиться в метод Lego Serious Play . Для этого нужно знать методологию . Мастерство фасилитатора заключается в правильной постановке вопросов, в управлении динамикой сессии и в помощи участникам «собрать результат».

Фасилитация LSP применяется для таких задач:

  • Стратегические сессии.
  • Конструктивные совещания.
  • Командообразование и поиск принципов взаимодействия.
  • Управление изменениями.
  • Выявление и преодоление сложностей.
  • Разработка новых продуктов и решений.
  • Разработка новых бизнес-идей.
  • Создание общего видения.
  • Обмен опытом.
  • Моделирование бизнес-процессов и новых проектов.
  • Анализ существующих процессов.
  • Реинжиринг бизнес-процессов.
  • Разыгрывание сценариев.
  • Подготовка к принятию решения.
  • Выявление и оценка рисков проекта.

Кто использует метод Lego Serious Play

Применение метода будет полезно владельцам бизнеса, предпринимателям, руководителям предприятий и подразделений, стартап-командам.

Метод разрушает привычное мышление, поэтому помогает в случаях, когда нужно найти что-либо нестандартное и новое. Метод нужно использовать заранее. Говорят, «если вам нужно срочно решить стратегические задачи, значит, вы опоздали» .

Зато применение метода значительно ускоряет принятие стратегических решений, более эффективно распределяет ресурсы и дает более точные прогнозы. Благодаря особенностям метода, он экономит средства и снижает неопределенность.

Что говорят о методе:

  • Позволяет рассмотреть бизнес во всех деталях .
  • Буквально ощутить свою компанию на кончиках пальцев .
  • Найти источники силы и слабые места .
  • Обнаружить факторы, влияющие на бизнес .
  • Протестировать устойчивость бизнеса под внешними воздействиями.
  • Посмотреть на происходящее «с вертолета» .
  • Внести свой вклад в построение бизнеса.

Какие бы методы вы ни пробовали – главное найти тот формат, который поможет вашей команде найти свой «поток», выводящий вашу компанию к успеху.

LEGO SERIOUS PLAY

Материалы и инструменты для проведения обучающих занятий с использованием кубиков LEGO и сессий LEGO® SERIOUS PLAY®.

LEGO SERIOUS PLAY. Набор Коннекторы и связи

ПРЕДЗАКАЗ

LEGO SERIOUS PLAY. Набор Коннекторы и связи

Официальный набор LEGO SERIOUS PLAY - Connection KitОткройте мир ЛСП!Набор состоит из специа..

LEGO SERIOUS PLAY. Набор Индивидуальность и пейзаж

ПРЕДЗАКАЗ

LEGO SERIOUS PLAY. Набор Индивидуальность и пейзаж

Официальный набор LEGO SERIOUS PLAY - Identity and Landscape KitОткройте мир ЛСП!Набор состоит из 26..

Строительная LEGO платформа средняя

Строительная LEGO платформа средняя

Средняя платформа для LEGO SERIOUS PLAYОткройте мир ЛСП!Платформа для LEGO SERIOUS PLAY средняя.Габа..

Строительная LEGO платформа большая

Большая платформа для LEGO SERIOUS PLAYОткройте мир ЛСП! Платформа для LEGO SERIOUS PLAY больша..

Набор для проведения LEGO сессии (до 8 человек)

ПРЕДЗАКАЗ

Набор для проведения LEGO сессии (до 8 человек)

Набор для LSP сессии с коннекторами Бери и веди сессию со своими командами! Методология проведения к..

Набор для проведения LEGO сессии (до 4 человек)

ПРЕДЗАКАЗ

Набор для проведения LEGO сессии (до 4 человек)

Набор Лего кубиков с LSP коннекторами Бери и веди свою командную сессию! Если ваша раб..

Набор для проведения LEGO сессии (до 16 человек)

ПРЕДЗАКАЗ

Набор для проведения LEGO сессии (до 16 человек)

Набор кубиков лего с коннекторами LSP Бери и веди фасилитационные сессии с кубиками! Д..

 Стартовый набор. LEGO SERIOUS PLAY

ПРЕДЗАКАЗ

Стартовый набор. LEGO SERIOUS PLAY

Официальный набор LEGO SERIOUS PLAY - Starter KitОткройте мир ЛСП!Набор состоит из 219 кирпи..

Лоток для ЛЕГО сортировочный

Лоток для ЛЕГО сортировочный

Лоток для сортировки деталей Lego Serious PlayСортируйте кубики правильно!Стандартны..

Контейнер средний для хранения LEGO кубиков

Контейнер средний для хранения LEGO кубиков

Короб для Лего деталей наборов LSPХраните кубики правильно!Наборы Lego Serious Play поставля..

Контейнер малый для хранения LEGO кубиков

Контейнер малый для хранения LEGO кубиков

Короб для Лего деталей наборов LSPХраните кубики правильно!Наборы Lego Serious Play ..

Контейнер большой для хранения LEGO кубиков

Контейнер большой для хранения LEGO кубиков

Короб для Лего деталей наборов LSPХраните кубики правильно!Наборы Lego Serious Play поставля..

Стартовый набор. Построй свою историю

Стартовый набор. Построй свою историю

Официальный набор LEGO EDUCATION "ПОСТРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ" Откройте мир мышления руками! Н..

Набор строительных платформ LEGO

Набор строительных платформ LEGO

Набор строительных платформ LEGO Откройте мир мышления руками!Набор состоит из 22 платфорv LEGO разн..

Набор кубиков LEGO для команд в контейнере

Бери и веди! Строительные кубики ЛЕГО в наборе..

LEGO SERIOUS PLAY. Набор исследователя

ПРЕДЗАКАЗ

LEGO SERIOUS PLAY. Набор исследователя

Официальный набор 2000409 LEGO SERIOUS PLAY - Window Exploration BagОткройте мир ЛСП!Набор сост..

Общая информация

Наш Сервис

Приятности

Ваш аккаунт

График работы Магазина для тренеров

АдресМосква, Варшавское шоссе, 120к1
метро Южная (20 мин пешком)
ПН-ЧТс 10:00 до 19:00
ПТс 10:00 до 18:00
СБ-ВСВыходной

Доставка фасилитационных материалов

Заказы по МосквеПН-ПТ с 11:00 до 23:00
СБ-ВС с 11:00 до 23:00, при заказе ПН-ПТ
Заказы принятые в СБ-ВСобрабатываются в ПН
и доставляются, начиная со ВТ
Заказы по Россиипередаются в доставку на следующий рабочий день после оплаты

ТренерМаг™ Материалы для обучения, инструменты фасилитации, командные игры - ИП Разуваев В.Н. (ИНН 344810072678)

это форма групповой работы, направленная на прояснение и решение практических задач бизнеса. Более 20 лет используется во всем мире для проведения разного рода стратегических и организационных сессий.

Вы получите востребованный инструмент для применения в разных типах сессий, повысите свой профессионализм, усилите конкурентные преимущества.

Благодаря игровым техникам метода,
ваши тренинги будут интереснее и ярче, серьёзные темы - понятнее для участников, осознания - более глубокими.

Скажите "нет!" скучным совещаниям!
Они станут короче и продуктивнее, а вовлеченная команда будет легко находить решения самых сложных задач.

LEGO позволит вам лучше узнать своих сотрудников, увидеть их сильные стороны и зоны роста. А ещё вы сможете быстрее оценивать кандидатов на вакансии.

Отправляя данные, вы соглашаетесь на получение информации
по тел. и e-mail. Политика Конфиденциальности

  • Знакомство с принципами метода LEGO SP (LEGO® SERIOUS PLAY®)
  • Освоение ключевого процесса и техник метода LEGO SP
  • Развитие умений работы с методом LEGO SP
  • Фасилитаторы и модераторы групповой работы
  • Внутренние и внешние тренеры
  • Владельцы малого и среднего бизнеса
  • HR-специалисты
  • Руководители разного уровня
  • Преподаватели ВУЗов
  • Чем игра в LEGO отличается от метода LEGO SP?
  • Что такое "партисипативное лидерство" и как это связано с LEGO SP?
  • Можно ли проводить сессию LEGO SP, и при этом быть её участником?
  • Какой главный вопрос обеспечит 50% успеха сессии?
  • Какие задачи помогает решить метод LEGO SP?
  • Как создавать метафоры и нужно ли для этого воображение?
  • Что, если на сессии присутствуют участники разных поколений?
  • С какими сложностями можно столкнуться и как их избегать?
  • В каких случаях сессии LEGO SP категорически противопоказаны?

После тренинга участники получат памятные сертификаты.

Руководитель компании PROбизнес
Фасилитатор, бизнес-тренер, командный коуч
Автор игровой коучинговой методики УниверсУм®

Проводит сессии LEGO SP с 2013г. в компаниях разного уровня для групп от 30 до 300 чел.

На тренинге Людмила передаст метод LEGO® SERIOUS PLAY®, правила и принципы его использования для задач участников в том виде, в котором он был изначально разработан.

Поделится успешным опытом использования метода в сессиях и тренингах для различных задач бизнеса.


Lego Serious Play или, сокращённо, LSP — это необычный и пока еще не очень распространённый метод игрового моделирования (или – фасилитации). Не запутано начали? Тогда продолжим и, обещаем – ничего сложного в этом нет.

Разберёмся для начала с тем, что такое «фасилитация».
Говоря простым и понятным языком, «фасилитация» – это организация и проведение эффективных встреч, где критерием эффективности является достижение поставленной цели встречи в определённые для этой встречи сроки. Например, если мы организуем двухчасовое планирование итерации, фасилитатор следит, чтобы команда не отвлекалась на смежные темы и не уходила слишком глубоко в детализацию, чтобы через 2 часа у нас появился готовый и качественный план. Причём качество плана подразумевает вовлечённость в процесс всех участников встречи

Теперь вернёмся к тому, с чего начали – Lego Serious Play.

Основная цель данного метода – стимулировать принятие нестандартных решений, визуализации их с помощью деталей конструктора Lego в ходе сессий различной продолжительности, длительность которых зависит от сложности масштабности темы встречи и глубины её проработки.

В ScrumTrek этот метод был недавно опробован, в том числе, для выработки бизнес-стратегии на следующий календарный год (серьезная вещь), так что мы, буквально, из первых уст расскажем о том, что это за зверь, и как выглядит.


Но сначала немного истории: Йохан Рус и Барт Виктор (к моменту создания метода оба были профессорами в швейцарском «Международном Институте Управленческого Развития» – IMD) придумали концепт «серьезной игры в Lego» в середине 90-х годов с одной основной целью – стимулировать управляющий персонал к описанию, созданию и реализации собственных взглядов на стиль и стратегию ведения бизнеса.

Первый опыт применения и проверки концепции был осуществлён создателями (уже упомянутыми Русом и Виктором) с командами управляющих в таких компаниях, как Tetra Pak, Hydro Aluminium и TFL, дополнительно – в университете IMD (для трёхсот сотрудников самой Lego). Было выпущено три научных публикации: в 1998 году в научном журнале университета IMD вышла первая статья «В поисках оригинальных стратегий: как насчёт серьезной игры?», в 1999 – «Двигаясь к моделям создания стратегии на базе серьезной игры», опубликованной в «Европейском Журнале Менеджмента» и, наконец, отраслевой журнал Long-Range Planning опубликовал наиболее популярную статью Мэтта Статлера «Серьезные игры со стратегией».

Забавный факт – Къелд Кирк Кристиансен, создатель конструктора и оригинальный владелец компании Lego, поначалу отнёсся к данной идее со скепсисом, но так как Русу и Виктору удалось быстро доказать применимость модели на практике, г-н Кристиансен первым настоял на применении методов Serious Play в Lego (в самой компании, да).

Сегодня, спустя достаточно лет, Lego Serious Play – это лицензированная методика бизнес-консультации, используемая не только самой Lego, официально в его эффективности признаются Daimler Chrysler, SABMiller, Orange, Nokia, наконец, государственные организации так же берут LSP на вооружение (например, Главное патентное бюро Дании). Не так давно в Lego осознали, что развитие метода в закрытом сообществе идёт крайне медленно и лицензировала методику под Creative Commons, поэтому теперь можно говорить смело, что LSP принадлежит всем.

Закончим с историей и расскажем подробнее про сам метод, состоящий из трёх краеугольных понятий:

«Игра» – это процесс, лимитированный правилами и добровольным участием, задействующим воображение участника. Игра так же регулируется договорённостями между её участниками.

Конструкционизм

Идеи, основанные на трудах Сеймура Паперта, который утверждал что люди лучше всего учатся в процессе вовлечения в игру в процессе создания какого-то продукта, «внешнего» для них самих: замка из песка, машины или компьютерной программы.

Воображение

В течение всей истории человечества термину «воображение» давалось множество трактовок и объяснений, интерпретации которых были тесно связаны с тем языком, на котором «шла речь». В LSP «воображению» присваивается следующая роль: описывать что-либо, создавать, мотивировать к созданию.

Итак, резюмируем самые главные составляющие части Lego Serious Play.

Метод помогает структурировать: мышление, диалог и совместную выработку решений.

3-D модели из элементов конструктора Lego – это основа для: группового обсуждения, обмена знаниями и опытом, принятия решений.

Главные особенности метода:

  1. Полное вовлечение (каждый строит модели);
  2. Самовыражение (высказывается каждый);
  3. Невозможность не участвовать (что очень важно – «слиться» не получится).

Короткие сессии (3-8 часов) используются в первую очередь, для командообразования, решения конкретной проблемы, создания общего видения и раскрытия креативного мышления.

Lego Serious Play декларирует следующие пресуппозиции: каждый участник – эксперт, каждый должен высказаться и дать обратную связь другому участнику, никто не может критиковать или пытаться оценивать модели. Это самый натуральный диалог, способствующий нестандартному мышлению, где в качестве фиксирующих объектов – модели из конструктора, собираемые каждым участником по отдельности в ходе «серьезной игры».

Наш тренер – Денис Тучин, ответил на несколько вопросов касательно использования Lego Serious Play.

— Денис, что такое LSP?

Lego Serious Play, по-большому счёту, это метод фасилитации с парой прикольных моментов:
1. Стопроцентное вовлечение всех участников совещания;
2. Так как работа тактильная (руками), то фантазия работает на полную при помощи тех участков нашего головного мозга, которые не задействованы только в ходе вербальной речи.

— А можешь ли ты чуть-чуть подробнее рассказать об этом?

Во-первых, проводить LSP нельзя “как угодно” и вести серьезную игру не может “кто угодно”. Человек должен хорошо понимать, какую цель он преследует в каждой конкретной игре.

Начинается всё с упражнения, которое называется “на выработку навыка” – оно не привязано ни к какой конкретной задаче, оно лишь демонстрирует работу метода (пример ниже).

Построение модели – это построение метафоры, ни в коем случае, не полной копии. Во-первых потому, что у разных людей копии могут сильно отличаться, поэтому мы сразу же объясняем, что стремиться к идентичности реального мира не нужно – достаточно лишь понятного образа.

Приведём простой пример – «Утка». Все знают, как выглядит утка? Которая птица. Скорее всего да. Теперь представьте, что у вас есть конструктор Lego.

  1. Постройте утку из 10 деталей
  2. Объясните другим участникам, почему ваша модель – утка.
  3. А теперь уберите 5 деталей так, чтобы модель осталась уткой.


  • Если вы не можете найти нужную деталь – представьте, что она у вас есть
  • Не проводите совещание (в том числе с самим собой), ДЕЛАЙТЕ!
  • Ваша модель – ваши суждения и только вы знаете, что они означают (утка и суждения о ней)
  • Слушайте глазами – наблюдайте
  • Получайте удовольствие

— А как решаются настоящие, прикладные, задачи в LSP?

  1. Задание на сбор модели от тренера
  2. Сборка модели (индивидуально или в группе)
  3. Объяснение модели
  4. Вопросы

Так как даётся ограниченное время на создание моделей и продумать модель, а потом строить невозможно, нужно сразу делать. Участник сначала строит, а в момент объяснения – осознаёт и интерпретирует что же его правое полушарие имело в виду. Тут рождается наибольшее число инсайтов.

Впрочем, Lego Serious Play сразу же говорит, что лучше строить, чем рассуждать. То есть не нужно обдумывать, какие детали вам нужны для постройки модели – нужно брать имеющиеся и строить.

При построении личных моделей всплывает огромное количество моментов из области “психотерапии”, о чём нельзя забывать, играя, например, с коллегами.


— Чему была посвящена ваша игра с коллегами?

Мы строили модель работы компании в следующем, 2016, году.
Всё началось с модели себя самого: “Изобразить себя и свой путь в компанию”.
После этого необходимо было изобразить саму компанию “как я вижу её сегодня”.
Наконец, третья модель – групповая, ставила целью то же, что и вторая – “компания в настоящий момент”, но сама метафора строилась коллективно, параллельно двумя командами (все сотрудники нашли себе в них место).
Четвертая модель – это “компания в 2016 году”, строилась опять индивидуально. И пятая – то же самое, но в группе.

Думаю, вы можете представить себе, сколько различной информации мы вынесли из этого. В первую очередь, разница между “сегодня” и “в конце следующего года” несёт весь тот объем данных, что вам необходим для планирования работы и мотивации сотрудников.

Еще мы строили модели “препятствий”, которые могут помешать нам оказаться там, где мы хотим, в конце следующего года – это тоже безумно интересно. Одна группа построила “препятствия” на текущей модели, то есть это текущие задачи/проблемы и сложности, а другая группа – отдельно от модели, то есть это некоторые глобальные задачи и трудности, которые необходимо решать.

Мы также построили модель того, что нужно для преодоления этих препятствия (да, игра комплексная), и вот здесь произошло интересное: команды, строившие модели “в” или “отдельно” от задач компании, способы решения построили противоположно – то есть модели решения “отделённых” проблем выглядели как часть компании, а модели решения “соединённых” (с деятельностью компании) проблем, выглядели как независимые решения.

Таким образом, мы получили во-первых, первые шаги по тому, что можно начать делать для улучшения состоянии компании в 2016 году. Нельзя забывать и о том, что конкретные модели, созданные в ходе игры, должны фиксироваться (фото, видео, текстовое описание). Гуру сообщества фасилитаторов LSP говорят, что лучше всего делать фотографию модели и прямо на ней подписывать, что обозначает та или иная часть модели.


Команда ScrumTrek выражает огромную благодарность Николаю Борисову за вклад в подготовку и проведение этой сессии.

Долгое нахождение в зоне комфорта ведёт к проблемам

Однажды, когда держала в руках карты для planning-poker с 5 ценностями SCRUM, я поняла, что отдельные ценности в нашей команде «проседают». Хотя в команде мы исповедуем именно их.

  1. Иногда мы перестаем слышать заказчика, не достаточно погружаемся в задачу и не стараемся решить проблему заказчика на глубоком уровне. Это происходит по причине того, что мы достаточно долго работаем в зоне своей ответственности. И фокус нашего внимания постепенно сужается до круга наших непосредственных задач. На проблемы окружающих людей мы просто перестаём обращать внимание.
  2. В силу проблемы, обозначенной пунктом выше, члены команды иногда могут позволить себе резко ответить коллегам, если те чего-то долго не могут понять. Такое отношение не стимулирует к открытости, в следующий раз человек лучше потратит несколько лишних часов, чем снова обратится за помощью.
  3. Долгая работа в одной и той же зоне ответственности приводит к шаблонности мышления. Иногда мы решаем задачи по «накатанному» пути из-за боязни выйти из зоны комфорта, столкнуться с чем-то новым и даже банальной лени глубже исследовать вопрос.
  4. Отдельные члены команды недостаточно открыты шарингу знаний из-за интровертности характера.

Какой смысл команда вкладывает в ценности SCRUM

  1. Смелость. Смелость принимать решения. Смелость брать на себя ответственность за выполнение целей. Смелость для внедрения новых технологий. Смелость принимать возможные ошибки и работать над их устранением.
  2. Фокус. В процессе спринта команда фокусируется на выполнении определённых задач. Именно фокусировка позволяет выполнять цели спринта вовремя.
  3. Преданность. Члены команда преданны общему делу, друг другу. И именно преданность позволяет брать обязательства и чувствовать ответственность, делать дело с энтузиазмом и интересом.
  4. Уважение. Мы уважаем друг друга и различия между нами. Мы уважаем другое мнение, потому что плюрализм мнений позволяет найти наилучшее решение. Именно различия между нами позволяют построить взаимодополняющую команду. Мы уважаем тот факт, что каждый член команды может чего-то не знать и готовы восполнить пробел в знаниях, ведь в итоге от этого выигрывает вся команда.
  5. Открытость. Информация внутри и вовне команды открыта. И каждый имеет к ней доступ. Открытость позволяет вовремя вносить корректировки в действия команды. Мы открыты новым знаниям и новому мнению. Мы открыты критике, ведь благодаря критике мы можем становиться лучше.

Проводим игру-самоопределение для выявления командных ценностей

Озвучьте главные ценности SCRUM

Смелость, фокус, преданность, открытость и уважение. Расскажите, что они могут дать команде.

Выберите ценности, важные для вашей команды

У каждого человека может быть своё понимание ценностей SCRUM. Более того, для него могут быть важны совсем другие вещи, которыми он будет руководствоваться в работе.

Поэтому правильнее не навязывать пять ценностей SCRUM, а дать каждому выбрать то, что действительно важно. Я составила такой список и предложила выбрать самые главные ценности, которые важны для всех.

image

В результате команда сформулировала для себя список из 6 ценностей (вместо 5). Каждая из них важна для всей команды:

  1. Гибкость.
  2. Энтузиазм.
  3. Открытость.
  4. Мастерство.
  5. Уважение.
  6. Ответственность.

Формируем понимание ценностей при помощи Lego-моделей

После игры-самоопределения возник закономерный вопрос: как использовать ценности в работе друг с другом и другими командами? Для ответа на него я предложила использовать методику Lego Serious Play (LSP).

Главное преимущество методики – это 100% вовлечение каждого члена игры. LSP – это не про то, как замечательно провести время с кубиками Lego (хотя это сопутствует процессу).
На игру вы приходите с главной целью — найти решение проблемы, а кубики — всего лишь орудие, призванное «раскочегарить» вашу мозговую активность.

Как LSP стимулирует выработку новых знаний? Человек зачастую не осознает то, что ему известно. Наша память и процесс извлечения информации из нее устроены сложно. Кубики помогают стимулировать этот процесс и генерировать новые знания на основе имеющегося опыта.

Формула этого «волшебства» следующая:

Эмоции управляют вниманием > Внимание управляет обучением > Обучение управляет памятью.

Методика LSP подразумевает несколько этапов

  1. Излагаем правила игры и вопрос, на который нужно найти ответ.
  2. Строим индивидуальные lego-модели и истории, которые наглядно показывают сложные и абстрактные понятия. В нашем случае — командные ценности и их практические применение.
  3. Представляем модели и истории команде.
  4. Создаем ландшафт, т.е. размещаем индивидуальные модели в общем пространстве.
  5. Создаем связи между моделями.
  6. Строим общую цельную систему.
  7. Проигрываем нестандартные ситуации и решения.
  8. Рефлексируем и извлекаем простые руководящие принципы.

Основные правила LSP

  1. Все получают одинаковые наборы кубиков Lego.
  2. Индивидуальная модель должна отражать ваше личное понимание поставленного вопроса.
  3. Кубики надо использовать как метафору, а не как инструмент для реального отображения мира.
  4. Если не знаете, что строить, просто начните строить. Доверьтесь своим рукам.
  5. Индивидуальная модель принадлежит построившему её человеку, никто без согласия владельца не может двигать детали. Убедитесь, что изменения не изменят заложенный в модель смысл.
  6. Обсуждайте модель, а не человека, который ее построил.

Используем волшебство на митапе

На нашем митапе я решила отступить от первого правила и не ограничивать инструментарий. Высыпала на стол коробку кубиков Lego и дополнительные фигурки. Снова поставила перед участниками митапа вопрос: «Как выбранные ценности использовать в нашей работе?»

На строительство моделей у четырех участников ушло около 15 минут. Дальше каждый представил свою модель и ответил на вопросы коллег: что означает та или иная часть? Какой смысл в неё заложен? Почему детали расположены так, а не иначе?


Эти обсуждения помогли понять, какой смысл каждый из нас вкладывает в командные ценности, как он видит их использование внутри команды. А руководитель смог глубже понять, чем живёт каждый участник, какие проблемы его волнуют, что мешает двигаться дальше.

Затем началось то самое волшебство LSP — объединение индивидуальных моделей в одну общую с анализом и установка связей. Сперва нам было трудно превратить индивидуальные модели в одну систему. Очень помогли обсуждение и анализ каждого элемента моделей. Нам удалось понять, какие элементы важны для авторов, а какие можно легко убрать.

Ключевая ценность процесса — каждый участник смог «подняться» над своей индивидуальной моделью и увидеть общую картину: как его модель становится частью системы, на что она влияет, как система трансформируется в зависимости от составных элементов. В результате в голове каждого члена команды появилось понимание, как его система ценностей влияет на всех остальных. При этом происходило все в непринужденной атмосфере игры с конструктором, от которой все участники получили массу удовольствия.



По такому же принципу вы можете обсудить «антиценности» вашей команды. Это поможет понять, какие паттерны поведения не приемлемы и почему. В обычном разговоре на эту тему легко задеть собеседника и не решить проблему, а методика LSP помогает сделать это деликатнее и эффективнее. Участники игры абстрагируются от личности коллег и обсуждают модели из кубиков Lego. В результате каждый получает возможность взглянуть на проблему со стороны и понять чужую точку зрения.

Читайте также: