Лего т 34 история победы

Обновлено: 10.05.2024

"Создание Т-34 было прорывом в мировом танкостроении, но судьба этой машины была очень тяжелой и рождалась она в муках. Два главных конструктора, Фирсов и Кошкин, отдали свои жизни за эту машину, если о втором хорошо известно, то имя Фирсова было незаслуженно забыто.

Танк был создан в КБ Харьковского завода №183 им. Коминтерна, бывшего Харьковского паровозостроительного завода. Это было одно из двух танковых КБ, основавших ленинградскую и харьковскую школы танкостроения, в которых были разработаны все советские танки.

В 30-е годы КБ занималось разработкой и сопровождением производства легких советских колесно-гусеничных танков семейства БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7М), производимых по лицензии американского инженера Кристи. Концепция таких танков уже не соответствовала требованиям времени и в КБ прорабатывалась концепция нового среднего танка на гусеничном ходу.

Это было трудное время, самый пик репрессий (1937-1038) годы, когда малейшее отклонение от заданных требований и любая неудача могла стоить жизни конструктора. Репрессии не миновали и КБ, из-за дефектов танков БТ-7, в основном по причине «летающих прыжков» на танках в войсках и доносов, в КБ регулярно арестовывали конструкторов и они навсегда исчезали. Главный конструктор Фирсов, обвиненный в 1930 в Ленинграде во вредительстве, был осужден на 5 лет и в 1931 ему срок заменили на ссылку в Харьков. Его назначили руководить танковым КБ, которое он возглавлял до декабря 1936.

Под руководством Фирсова в конце 1935 в инициативном порядке была начата разработка нового танка принципиально другой компоновки с противоснарядным бронированием и наклонным расположением бронелистов, 76,2мм пушкой и дизельным двигателем. Работы оказались успешными и в КБ приступили к разработке рабочей документации. Летом 1936 Фирсова отстранили от руководства КБ и в декабре на его место был направлен из Ленинграда Кошкин. В середине 1937 Фирсова вновь арестовывают и отправляют в тюрьму в Москву, где он содержался вместе с авиаконструктором Туполевым. В конце 1937 Фирсов и ряд ведущих конструкторов КБ были расстреляны «за вредительство».

Кошкин был партийным работником, в танковом КБ в Ленинграде проработал всего два года, но он был хорошим организатором и в тяжелых условиях давления НКВД на КБ сумел организовать работу и довел проект нового танка до реализации.

Танк Т-34 вырос из инициативных проработок КБ под руководством Фирсова по компоновке нового танка, которые были положены в основу выполнения выданных в октябре 1937 тактико - технических требований военных на разработку быстроходного колесно-гусеничного танка, продолжавшего серию БТ. Военные ставили задачу разработать легкий танк БТ-20 (А20) с колесным и гусеничным ходом, весом 14 тонн и дизельным двигателем.

Проект танка с учетом существующего задела был разработан и весной 1938 рассмотрен в автобронетанковом управлении. Военные приняли концепцию нового танка, повысили требования по защищенности и разрешили увеличить вес танка до 16,5 тонн, в связи с чем он перешел в класс средних танков. Учитывая сложность реализации комбинированной колесно-гусеничной ходовой, поставили задачу разработать танк в двух вариантах – с колесно-гусеничным и гусеничным движителем, изготовить образцы, испытать их и по результатам испытаний принять решение.

В июне 1939 года были изготовлены образцы колесно-гусеничного танка А20 и гусеничного А32. На танке А20 использовалась сложная колесно - гусеничная ходовая с тремя парами ведущих катков большого диаметра, нос корпуса танка был сложной конструкции и урезан для поворота направляющего катка, в качестве основного вооружения танка устанавливалась 47-мм пушка. Танк А32 был с простой пятикатковой гусеничной ходовой, имел усиленную броню корпуса и более простую не суженную конструкцию носа корпуса танка. На танке устанавливалась 76,2-мм пушка.

Образцы танков А20 и А32 летом 1939 успешно прошли на заводе полигонные испытания. Танк А32 оказался более простой и надежный, к тому же он имел резерв по весу. Было принято решение увеличить броню на этом танке до 45мм, доработать конструкцию и проверить все на ходовом макете. Результаты были положительные и танк получил индекс А34. В декабре 1939 принимается на вооружение только танк А34 с противоснарядным бронированием, который и стал танком Т-34.

В начале 1940 года изготавливается два танка Т-34. В связи с незавершенностью ходовых испытаний они в марте своим ходом отправляются в Москву для показа Сталину и руководству минобороны. После успешного показа танки свои ходом возвращаются в Харьков, главный конструктор Кошкин, сопровождавший танки, заболел пневмонией, врачи не смогли спасти его и в сентябре 1940 он умер.

На заводе начинается серийное производство Т-34 и в сентябре танки поступают в войска. Танк был сырой, не все конструктивные недостатки были устранены, изготовление и сборка танка на заводе было очень низким. В связи с этим из войск наряду с положительными отзывами о танке поступали нарекания, связанные в основном с ненадежностью работы узлов и систем и плохой обзорностью из танка. Все это привело к отрицательному отношению военных к танку и они настояли о прекращении производства Т-34. Руководство завода добилось возобновления производства Т-34, конструкция танка была серьезно доработана и усилен контроль за качеством изготовления танка, что существенно повысило его надежность.

Уже в наше время мне неожиданно пришлось столкнуться с историей становления Т-34. При защите диссертации в начале 80-х моим оппонентом оказался человек, который во время войны был начальником отдела вооружений в Госплане СССР, ему было уже за семьдесят и на груди у него блестела звезда Героя Социалистического Труда. В процессе беседы он живо интересовался, что там сейчас происходит в КБ и рассказал мне интересную историю. Оказывается, перед войной военные были против трех видов вооружений: танка Т-34, РСЗО БМ-13 «Катюша» и штурмовика Ил-2. На первом этапе войны они оказались одними из лучших в своем классе. Сталин ничего не забыл, дал команду найти всех и их расстреляли за вредительство. Справедливо или нет трудно сказать, времена были такие. Насколько реален этот эпизод, не знаю, но рассказывал его человек из той системы.

В КБ продолжались работы по совершенствованию Т-34 уже под руководством главного конструктора Морозова и в начале 1941 был представлен проект модернизированного танка Т-34М, в котором были устранены многие недостатки его предшественника. В начале июня 1941 прекращается выпуск Т-34 и начинается подготовка производства под выпуск Т-34М. Всего перед войной было выпущено 1227 танков Т-34. С началом войны производство Т-34 было немедленно возобновлено, а в октябре 1941 КБ завода №183 было эвакуировано в Нижний Тагил на Уралвагонзавод, где продолжило совершенствование танка Т-34.

Танк Т-34 был классической компоновки с экипажем четыре человека, в корпусе размещались механик водитель и стрелок-радист, в башне командир и заряжающий. Танк был весом 26,5 тонн, имел противоснарядную защиту с рациональными углами наклона броневых листов. Толщина брони корпуса была 45мм, башни 45-52мм. Вооружение танка состояло из 76,2-мм длинноствольной пушки и двух 7,62-мм пулеметов ДТ. В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с.

Компоновка танка предполагала возложение функций наводчика на командира и это привело к серьезному ограничению командира по выполнению своих командирских функций, к тому же из –за несовершенства приборов наблюдения и неудачного их расположения у него был ограниченный обзор из танка.

Тем не менее, по основным характеристикам танка - огневой мощи, защищенности и подвижности Т-34 на начало войны превосходил все зарубежные танки этого класса, но в первые недели боев большинство танков было потеряно.

Высоких потери Т-34 в начале войны были связаны с низкой квалификацией личного состава и его неподготовленностью, отсутствием отработанной тактики применения танков, недостатком ремонтно-эвакуационных средств на поле боя, поспешным введением танков в бой и длительными маршами перед боем на большие расстояния. С накоплением опыта боев эти недостатки устранялись и Т-34 в дальнейшем достойно противостоял своим противникам. Компоновка Т-34 оказалась настолько революционной, что немцы приняли ее за основу при создании своего тяжелого танка Т-V «Panther».

Танк Т-34-76 уверенно противостоял средним немецким танкам Т-III и Т- IV, но с появлением в конце 1942 тяжелых танков Т-V «Panther» и Т-VI «Tiger» он стал проигрывать им по дальности эффективного огня, в связи с этим потребовалось серьезно усиливать огневую мощь танка.

По результатам боев на Курской дуге в 1943 было принято решение о разработке модификации танка Т-34-85. Танк разрабатывался под руководством Морозова Харьковским КБ, эвакуированного на Уралвагонзавод, что дало повод апологетам этого завода уже в современной России утверждать, что танк Т-34 был разработан на этом заводе. Пусть эти утверждения остаются на их совести, танк Т-34-85 разрабатывался коллективом харьковчан на территории Нижнего Тагила, которым вместе с Морозовым разрешили вернуться в Харьков только в 1951 году, где они начали разработку танка нового поколения Т-64.

На танке Т-34-85, принятом на вооружение в январе 1944, была установлена более просторная трехместная башня с 85мм пушкой. В башне был размещен пятый член экипажа – наводчик, что существенно упростило работу командира. В танке улучшалось обзорность командира с установкой командирской башенки, на которой были размещены новые приборы наблюдения. Толщина брони лба башни была увеличена до 90мм и стенок до 75мм, вес танка при этом увеличился до 32 тонн без снижения характеристик по подвижности.

Увеличение огневой мощи и защищенности Т-34-85 было недостаточно для успешной борьбы с немецкими тяжелыми танками Т-V и Т-VI, имеющих более мощное бронирование. Недостаточность огневой мощи танка приходилось компенсировать за счет грамотного тактического применения с использованием его преимуществ по подвижности.

Несмотря на все проблемы танка, оптимальное сочетание характеристик по огневой мощи, подвижности и защищенности позволило этому танку завоевать заслуженную славу у танкистов и на всем протяжении войны достойно противостоять танкам противника".





Легендарный танк Т-34: создание и испытание модели на базе конструктора Lego WeDo 1.0


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 2020 году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой отечественной войне. Советский народ победил и огромную роль в этой победе сыграла легендарная военная техника. Знаменитый танк «Т-34» тому яркий пример. У фашистов он вызвал абсолютное недоумение. И сколько фашисты не пробовали разгадать тайну Т-34, виртуозно управлять этим танком мог только русский солдат! Мы гордимся нашей историей и победой наших дедов в войне.

Никто не забыт. Ничто не забыто Историю мы должны помнить! В современном мире создается новая военная техника и, конечно, танки, но в основе конструкций этой техники всегда останутся легендарные боевые машины тех тяжелых военных лет.

На занятиях робототехники мы с огромным интересом изучаем конструкции и создаем из Лего разные машины, транспорт. Нас очень заинтересовал Танк Т-34 и мы поставили перед собой несколько целей и задач.

Цели проектной работы:

- изучить историческую конструкциюлегендарной боевой машины «Танк Т-34»;

- собрать модель танка Т-34 на базе конструктора LegoWeDo 1.0;

- провести испытания нашей модели в разных условиях.

Задачи проектной работы:

Узнать историю создания Танка Т-34;

Подробно изучить особенности конструкции Танка Т-34

Выделить главные исторические танковые сражения, где Т-34 сыграл решающую роль.

Выделить некоторые конструкторские особенности в строении Т-34 и реализовать их в модели на базе конструктора LegoWedo 1.0;

Провести несколько экспериментов с получившейся моделью и сделать выводы

Глава 1. История создания танка Т-34

История танка Т-34 началась в октябре 1937 года, верховное командование СССР поставило задачу Харьковскому Паровозостроительному заводу создать новый танк, который по всем показателям будет превосходить все старые модели. [7] Главным конструктором был назначен молодой инженер Михаил Ильич Кошкин (Приложение, Рисунок 1.1.1).

Танк был не просто секретным, а совершенно секретным. Зимой 1940 года, желая продемонстрировать надежность машины, инженер Кошкин организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву. При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины. Прежде чем отправится в путь, оба танка были замаскированы под «обычные». Такой танк мог легко «вписываться» в местность, оставаться невидимым. За время пути не произошло ни одной серьезной поломки.

Впервые в одной машине удалось объединить мощность орудийного огня, прочность брони, скорость и маневренность. Танк был показан руководству страны. Сразу было принято решение о запуске Т-34 в серийное производство (Приложение, Рисунок 1.1.2). С 1942 по 1945 годы основное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы.

К началу Великой Отечественной войны было построено 1225 тридцатьчетверок. [1] С первого же дня войны они начали свой ратный путь, удивляя и поражая немецких вояк, не ждавших появления у русских такого великолепного танка. За время боевых действий, с 1941 по 1945, было выпущено около 60 тысяч танков. Во время производства танк постоянно улучшал свою защиту и вооружение.

Глава 2. Конструкторские особенности и оснащенность Т-34

Танк Т-34/76 оказал важнейшее влияние на ход Второй Мировой войны за счет уникальных для своего времени конструкторских решений. Впервые на среднем танке установили длинноствольное орудие. Этот ход дал возможность значительно превосходить все существующие на тот момент аналоги по начальной скорости снаряда (612 м/сек) и, соответственно, пробивной силе. [9]

При изготовлении Т-34 применялась автоматическая сварка под флюсом (сварочный процесс с применением неплавящихся электродов и присадочной проволоки). До этого никто в мире не использовал такую технологию в массовом производстве. Благодаря ей производительность сварочных работ выросла в 10 раз. [7]

По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием. [8] На первые экземпляры ставилась пушка Л-11, а потом на смену ей пришла более совершенная Ф-34(Приложение, Рисунок 2.1). В начальном периоде Второй мировой ни один иностранный танк не мог похвастать ничем даже близко подобным. Эта пушка без всяких проблем могла уничтожить любую вражескую бронемашину с дальней дистанции.

Помимо прочего, Т-34 обязан своей славе и превосходным ходовым характеристикам. [9] Их обеспечил дизельный двигатель В-2 (Приложение, Рисунок 2.2) мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка (30,9т) в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы.

Одним из главных конструкторских ходов в Т-34-76 считается удивительно оптимальное сочетание углов наклона лобовой и боковой брони. Толщина её не была рекордной: на образцах 1940 года она составляла 40-45 миллиметров. [10] Помогло решение Михаила Кошкина расположить бронелисты под углами (Приложение, Рисунок 2.3), а не строго вертикально. Весь корпус танка выполнялся из сваренных между собой восьми катанных бронированных листов. Шесть из них монтировались под разными уклонами к вертикали (лобовые – 53° и 60° к горизонту, боковые верхние – 40°, задняя часть – 45° и 47°). И только боковая нижняя броня делалась строго вертикальной. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить. Рациональные углы наклона брони повышали её эффективность в полтора-два раза по сравнению с тем, если бы их не было.

Компоновка танка была классической (Приложение, Рисунок 2.4). [9] В корме располагался двигатель, в передней части — место механика-водителя и стрелка-радиста. Место командира танка было в башне, слева от орудия. Он выполнял функции наводчика. Справа от орудия располагался заряжающий. Всего в экипаж машины входило 4 человекаНа люке для механика-водителя устанавливался перископический смотровой прибор. Курсовой пулемет защищался бронированным колпаком.

Танк получил пять пар опорных катков. Ведущие колеса располагались сзади. Мелкозвенчатые гусеницы достигали 550 мм.

Для Т-34-76 делалась сварная башня из катанных бронелистов. В верхней части предусматривался люк для экипажа, а также вентиляционное отверстие и перископический прицел ПТ-6. Боковые и задние листы устанавливались под углом в 30°. Кормовая часть защищалась съемной броневой панелью, которая была необходима для замены и ремонта орудия. Толщина лобовой брони башни равнялась 45 мм.

Танк Т-34 был поистине танком-конструктором: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная. В начале Великой Отечественной войны, когда новых танков катастрофически не хватало, именно высокая ремонтопригодность имеющихся танков во многом позволила остановить наступление немцев.

Глава 3. Исторические главные сражения Т-34

3.1 Первый бой

Первый бой немецких танковых частей с «Т-34» состоялся уже в первый день войны. [2] Передовые танковые группы и дивизии противника, не встретив серьезного сопротивления на границе, уже к полудню 22 июня дошли до переправ через Неман у города Алитус (Олита). Особенностью этой дивизии было оснащение танками чешского производства. Мосты у Алитуса были подготовлены к взрыву, но в ночь на 22 июня охрана получила приказ из штаба округа снять заряды. Но так или иначе, передовым частям немцев удалось захватить и северный и южный мосты через Неман у Алитуса неповрежденными. У мостов они встретились с частями советской 5-й танковой дивизии. Главным козырем наших войск в этом бою были 50 новейших танков «Т-34», полученных дивизией в марте 1941 г. Помимо этого, соединение насчитывало 30 трехбашенных средних танков «Т-28» и 170 легких «БТ-7». Попытки подбить «Т-34» из 37-мм пушки чешского танка, были безуспешными. Расширить плацдарм у северного моста и выбить окопанные «Т-34» немцам не удалось. Основная тяжесть боя легла на артиллерию 7-й дивизии, к тому же вечером на выручку подтянулись танки еще одной немецкой танковой дивизии – 20-й. Это позволило укрепить северный плацдарм и при поддержке огня тяжелой артиллерии развить с него наступление во фланг и тыл частям 5-й танковой дивизии, удерживающей позиции на южном плацдарме. Под угрозой окружения советские танкисты вынуждены были отойти.

3.2 Легендарные сражения в годы ВОВ

Мценское сражение: встреча с Т-34 - танковый шок для немцев

В августе 1941 года подполковника Катукова, командира 20-й танковой дивизии вызвали в Москву, в Главное автобронетанковое управление и сообщили о назначении командиром танковой бригады, формирующейся в Сталинграде. [11] Через три месяца войны советские танковые войска создавались заново – с бригад машин в 30-50, которые строились на Сталинградском тракторном заводе.

Экипажи для бригады Катукова набирались из состава 15-й танковой дивизии. Выжившие в боях на границе танкисты многому научились, оценили технику немцев и поняли, как они действуют. По общему мнению, немцы воевали грамотно. Сначала мотопехота проводила разведку боем, потом по выявленным огневым точкам наносился артиллеристский или авиационный налет, затем полуразрушенная система обороны прорывалась мощным танковым ударом. Но такая педантичность была предсказуема. Против нее танкисты Катукова придумали ложный передний край и тактику танковых засад.

План немецкого командующего 2-й танковой группой генерал-полковника Гейнца Гудериана состоял в наступлении на Орел, а потом на Серпухов. А от него – на Москву. Сильного сопротивления немцы не ждали после того, как сдались остатки Красной армии под Киевом. В сущности, так оно и было. 30 сентября немецкие танки прорвали наспех выстроенную оборону курсантов Харьковского военного училища, 1 октября немцы взяли Севск, 3 октября танки вошли в Орел. Там еще ходили трамваи, когда на улицах оказались немецкие танки. Орел никто не защищал.

3 октября 4-я танковая бригада прибыла в Мценск с приказом двигаться к Орлу и защищать город. Шесть Т-34 и два КВ, вошедшие днем в город, пропали там навсегда. Ночью советские танкисты отквитали потери, разгромив на шоссе у села Ивановское несколько немецких колонн и уничтожив 14 средних и легких танков, 2 тягача с противотанковыми орудиями, 5 автомашин с пехотой и одну легковую штабную машину. Утром прибыл Катуков с основными силами бригады. Он устроил подчиненным разнос за потери, но все же разведка ответила на два главных вопроса. Во-первых, выяснила, что в Орле были немцы. Во-вторых, тактика «танковых засад» работала.

5 октября немцы сходу заняли ложные позиции пехоты, потом ворвались на настоящие. Катуков видел в бинокль, как их танки утюжат окопы батальона, расстреливая бойцов из пулеметов. Он дал сигнал своим «тридцатьчетверкам» – в бой! Эта внезапно изменившаяся тактика действий танковых войск дорого стоила дивизии фон Лангермана в тот день. Танкисты Катукова работали группами, концентрируя свой огонь на одной цели. Немецкие танки загорались один за другим. Вскоре лучшая танковая дивизия вермахта побежала, бросив на разрушенных советских позициях 18 своих сгоревших танков.

После войны генерал-лейтенант Эрих Шнейдер писал: «Несмотря на некоторые конструктивные недостатки, немецкие танки вполне оправдали себя в первые годы войны. Даже небольшие танки типов I и II, участие которых в войне не было предусмотрено, показывали себя в боях не хуже других до тех пор, пока в начале октября 1941 года восточнее Орла перед немецкой 4-й танковой дивизией не появились русские танки Т-34 и не показали нашим привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5 — 2 тыс. м, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34».

Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков. [9]

Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.

Глава 4. Создание и испытание модели Т-34 на базе конструктора Lego WeDo 1.0

4.1 Конструкторские решения и контрольный запуск

Мы создали модель танка т-34 на базе конструктора. Мы выделили несколько главных особенностей в конструкции реального танка и решили их реализовать в нашей модели:

Гусеницы устанавливались на пяти больших колёсах с двух сторон;

Мотор у танка находился в кормовой части;

Бронированные листы были установлены под углом.

В первую очередь, мы решили создать и проверить гусеничную ходовую часть нашего танка. Мы установили по пять колёс на детали с отверстиями с обеих сторон танка (Приложение, Рисунок 4.1.1). Установили моторы в кормовую часть танка: мотор вращает колёса через понижающую зубчатую передачу, состоящую из двух шестерней: первая 8 зубьев, вторая 24 зуба. [4,5] Эту механическую передачу мы выбрали не случайно. Чтобы повысить проходимость нашего танка, нам необходимо увеличить усилие от мотора к ведущим колесам. Понижающая зубчатая передача уменьшила скорость от вала мотора и увеличила усилие.

Ходовая часть нашего танка готова, мы протестировали её с помощью простой программы (Приложение, Рисунок 4.1.2): включили 2 мотора в разном направлении, гусеничный ход работает.

4.2 Эксперимент №1: Проходимость модели на гусеничном ходу

Для испытания нашего танка на проходимость мы использовали несколько поверхностей (Приложение, Рисунок 4.2.1):

1. Ровная твердая поверхность стола;

2. Ровная поверхность ковра на полу;

3. Неровная прочная поверхность - пластины Лего;

4. Неровная непрочная поверхность с помощью рассыпанных кубиков Лего.

5. Мягкая ровная поверхность пледа.

Для первого эксперимента мы создали программу №1 (Приложение, Рисунок 4.2.2) и использовали её при запуске нашего танка на каждой поверхности: мощность мотора установили среднюю на 5, время движения на 10 секунд. [6] На каждой поверхности мы запускали танк 3 раза и измеряли длину пути нашей модели с помощью сантиметра (Приложение, Рисунок 4.2.3). Полученные значения мы занесли в таблицу (Приложение, таблица 4.2.1) и высчитали среднее значение для каждой поверхности.

Нашел в сети вот такую крошечную милоту из лего. Cразу возникла куча идей куда его пристроить.

Легендарный танк Т-34/85 в микромасштабе из ЛЕГО LEGO, ТТ-34, Brickmania, Видео, Длиннопост

Все воодушевление сразу исчезло как только увидел его цену.

Легендарный танк Т-34/85 в микромасштабе из ЛЕГО LEGO, ТТ-34, Brickmania, Видео, Длиннопост

25 долларов! серьезно.

Я конечно понимаю, что лего и дешево это из разных сказок, но что-то тут явный перебор.

Пришлось заморчится и посчитать его по деталькам отдельно. У меня вышло, что его стоимость в детальках (покупая у продавцов продающих поштучно детали) 1,05 доллара. Нормально так буржуи накручивают.

Инструкцию как его собрать с парой небольших доработок и стоимостью деталей можно увидеть в этом видео у меня получилось 1,03 usd


1.9K постов 6.2K подписчика

Правила сообщества

- Уважайте друг друга.

- Не присваивайте чужие работы.

- Тематика группы: LEGO. Аналоги допускаются.

- Не спамить, не флудить, не вбрасывать.

- Если правила сайта не понятны, я пропишу отдельно в правилах сообщества: НИКАКОЙ РЕКЛАМЫ. Вообще. Реселлеров, магазинов, частных лиц и прочего.

Как по мне, так это больше на Panzerkampfwagen смахивает.

Только это не Лего =)

кстати, где там ребята с 3Д принтерами? Сколько будет стоить лего-совместимая сборная фигурка танка? Тут же есть простор для творчества.

Ответ на пост «А что делать?»⁠ ⁠

В Рязани один человек тоже замечание шумной компании решил сделать:


Умно Комментарии на Пикабу, Скриншот, Домашнее насилие, Адвокат, Мат

Про друзей⁠ ⁠

Многие пишут про то , как друзья звонят занять или подставить, якобы сесть за руль после ДТП и тд.

Пожалуй друзья это то немногое, чем я искренне могу похвалиться. Ситуация недавно:

Друг звонит и интересуется, не мог бы я помочь перевезти какую-то не очень габаритную штуку т.к. у меня большая машина. Я сказал что к сожалению вчера поставил на СТО и не смогу ближайшие 2 недели.

Через час он мне пригнал вторую свою машину, который занимается для души, он восстанавливает 2109.Говорит катайся, т.к. я реально без машины, как без рук.

Через дня 4 на дороге встречаю своего другого друга, который удивился, что мой авто опять сломался и отдал мне АВЕО) Со словами, моя женщина ногу сломала, я на её поезжу, она не мобильная, вернешь как тебе сделают. В этот же день брат свою мазду предлагал со словами: "Ну я ж на работу пешком хожу сейчас т.к. рядом,а на машине ток в деревню, забирай и катайся"

При том, что я не просил, не задалбливал и тд. Они сами..

Жена сюрприз решила сделать, ездил по делам в соседний город 2 мес назад, приезжаю через 2 дня, ремонт сделан в коридоре(косметический, обои новые, потолок натянут и собран шкафчик с зеркалом, линолеум).

Я говорю ты как успела?

Она: " Ну у тебя ж друг строитель был, я спросила у него какой-то там вопрос"

Был выходной и он с женой приехал и помог сделать т.к. планов не было.

И никто не пользуется этой добротой, я так же что в моих знаниях и силах без всяких вопросов сразу приезжаю на помощь.


В Москве продолжается борьба с ворами растений с придомовых участков⁠ ⁠

Ответ на пост N «Ответ на пост "Родственники или враги"»⁠ ⁠

Родился и вырос я в городе Ташкенте. Когда в 1988 году начался вывод войск из Афганистана, семья наших родственников в составе муж (дядя Слава), жена (тетя Галя) и их дочка шести лет (Алена) остановились у нас. Дядя Слава был военным и ожидал получения квартиры. Отец дяди Славы приходился моему деду двоюродным братом.

Жили мы с родителями в бабушкиной с дедушкиной квартире, но это не помешало освободить для родственников отдельную большую комнату (бабушка с дедушкой переехали в другую, проходную). Ну а пока дядя Слава ожидал перевода на новое место службы и переезда в Москву (он и тетя Галя родились и выросли в Полтаве), им было предложено пожить у нас.

К слову – жили довольно дружно, или по крайней мере мне так казалось. Были, конечно, комичные истории из цикла «тиха Украинская ночь, но сало нужно перепрятать», но мы все к этому относились как-то по-доброму, с пониманием, тем более, несмотря на то, что сама наша семья русская, но особенности местного Восточного менталитета, который частично и нам передался, обязывает к гостю относиться с уважением и терпением, а тут тем более еще и родственники.

По итогу прожили они у нас что-то около года, разумеется поили их и кормили, ну а как же, ребята пока «перекати-поле», без крыши над головой, нужно помогать и т.д. Все это время они не работали. Дядя Слава ждал перевода и переезда на диване, а тетя Галя воспитывала Аленку. Не знаю почему, но когда они уехали, то рассказывали общим родственникам как им плохо у нас жилось и все такое. Могу с уверенностью сказать одно – ни бабушка, ни дедушка ни слова им плохого не сказали и ни разу не попрекнули ни крышей над головой, ни куском хлеба. Вот мама моя да, могла рубануть правду-матку, по поводу просиживания штанов на диване, хотя, я спрашивал, говорит, что не лезла с нравоучениями, хотя и терпеть их не могла.

Когда наконец дядю Славу перевели Москву, им выдали квартиру в районе Теплого Стана (это важно) и они уехали насовсем. Ну уехали – и уехали, ну не понравилось – Бог им судья, у нас они оставили веселые воспоминания.

В 2003-м году я получил высшее образование и решил искать работу в Москве. Деда к этому времени уже не стало, а вот остальные члены нашей семьи передали мне с собой огромный пакет со всякими специями-сладостями для дяди Славы и тети Гали. Хотя все это время наши семьи друг с другом не общались, но мы знали, что у них и как. Как они от нас уехали у них довольно быстро родился сын Андрей, к моменту моего приезда он учился, кажется, уже в старшей школе, по крайней мере выглядел он на этот возраст.

Остановился я у других родственников в районе Красногвардейской (это тоже важно), созвонился с тетей Галей и договорился завести им гостинцы на Теплый Стан. Сказано – сделано. Если честно, я особо даже не знал, что там мама и бабушка им положили, но не стал откладывать в долгий ящик, т.к. могло быть что-то скоропортящееся.

Приезжаю я к ним, пригласили в коридор, взяли гостинцы, обмолвились парой слов: «Как мама, как бабушка?» - «Спасибо, хорошо». «Как Аленка, как Андрей?» - «Аленка заканчивает институт, живет с подругой, Андрей – очень занятой молодой человек». Ну это я и так понял, что занятой, даже поздороваться и познакомиться не вышел, сидя в закрытой комнате. «Ну, молодец, что заехал. Где остановился, на Красногвардейской? Ух, жопа мира, ехал то на метро как долго, и обратно то не ближний свет, пока доедешь, ну а что делать, езжай, не задерживаем!»

Вышел я от них, вот честно, как оплёванный. Разумеется, мне они ничего не должны, но на кухне чашку чая налить человеку, который им презент за 3000 км привез. Даже спасибо не сказали. Ладно, думаю, хрен с вами, Золотая Рыбка, я свой родственный долг выполнил, моя совесть чиста. Маме с бабушкой по телефону сказал, что побыл у них несколько часов, что обедом накормили и т.д.

И тут через пару дней мне поступает звонок от дяди Славы, мол, приезжай к нам в субботу, есть у нас к тебе одно дело. Думаю, ну блин, даже вроде как логично, ну я ж для них незнакомый двадцатиоднолетний лоб, что я за человек они ж не могут знать, пусти такого в дом, может он сопрет чего. А тут покумекали, наверное, даже у общих родственников поинтересовались что я есть за фрукт, и стало им стыдно. Вспомнили былые времена, как наша семья их в свое время приютила, да решили, ну у нас же комната простаивает, пусть парень поживет какое-то время, ведь, вроде даже своеобразное «алаверды» получается.

Приезжаю я к ним опять на Теплый Стан в договоренное время в субботу днем, сияю как начищенный пятак, весь такой проникшийся. А дядя Слава мне говорит, книги тут нужно перетаскать из Аленкиной комнаты в гараж. А то в ее комнате попугай живет, как бы не загадил литературу.

У меня челюсть до пола, вот оно че, оказывается, помощь просто понадобилась. Я выведенный из равновесия подобным заходом, автоматически, скорее даже как сомнамбула начинаю таскать книги из комнаты в лифтовый холл. Делаю несколько ходок, как вдруг открывается дверь в комнату Андрея, и случается явление моего заспанного в одних трусах четвеюродного брата. Бурчит что-то вроде: «Здрасьте» и заходит в туалет.

У меня второй раз за двадцать один год моей жизни опять отпадает челюсть (первый раз было несколько минут назад). К слову, Андрей оказался дюже здоровым отроком, которому я значительно уступал в комплекции. И я еще не до конца осознавая ситуацию, задаю вопрос: «А чего Андрей с книгами не помогает?» и получаю на свою голову ответ: «Да он жеж пол ночи в компьютер играл, не выспалось пади еще дите, не будить же».

И тут я осознаю всю картину: по факту любой мужик и один эти книжки потихонечку бы перетащил, а тут еще помощник здоровенный имеется. Но книги почему-то таскать предлагают мне, который ради этого ехал в субботу сначала час в одну сторону, а потом поедет еще час в обратную.

И, знаете, так легко на сердце стало. Я поглядел на дядю Славу, на тетю Галю и понял свою маму, а точнее, ее отношение к этим людям. «Ну» - говорю, - «милые родственнички, вижу, помощник ваш уже проснулся, так что моя помощь особо больше и не нужна. До свидания, ой, нет, прощайте!»

И был таков. С тех пор ни с кем из них я больше ни разу в жизни не встречался.

PS. Кстати, так сложилось, что со временем квартиру в Москве я купил себе тоже в районе Теплого Стана. Ну а как эта информация дошла до родственников, мне от тети Гали через третьи лица поступило охранительное предложение, пожить у меня, пока у них идет ремонт. Я попросил передать, что это невозможно, так как во всех комнатах живут попугаи.


Цель: собрать из конструктора Lego Wedo конструкцию, которая внешним видом и некоторыми функциональными возможностями (перемещаться поворачивать башню) будет похожа на танк Т-34.

Задачи:
1) Обобщить и систематизировать знания о зубчатой и ременной передачах, формировать умение выстраивать последовательность действий, конструировать, опираясь на схему, создавать программу для готовой модели, познакомить с краткой историей создания танка Т-34.
2) Развивать творческую инициативу, логическое мышление, мелкую моторику, навыки межличностного общения, умение работать в группе.
3) Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств, воспитание патриотизма.

Знать понятия ведущее, ведомое зубчатое колесо, ремень, шкиф.

Оборудование: конструкторы Lego Wedo (приложение 1), ноутбуки с ПО Lego Software мультимедийный проектор, презентация созданная средствами Power Point; инструкции по сборке танка.


Ход занятия

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на очередном занятии по робототехнике.

В этом году наша страна отмечает великий праздник – «75-летие со Дня Победы». Великая Отечественная война – великая страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и бедствий. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа и патриотизма. Успех в победе был заключен в мужестве и отваге каждого человека. Одни шли на фронт и с оружием в руках защищали свою родину. Другие ковали победу в тылу: создавали и изготавливали это оружие (слайды 2,3).
Сегодня мы с вами перенесемся в те далекие времена и почувствуем себя конструкторами завода. А вот какого завода вы поймете, посмотрев видеоряд (слайд 4).
Итак, как вы считаете, что наш завод будет изготавливать?
Правильно, танки. А какой танк времен ВОВ был самым известным?
Танки внесли огромный вклад в Победе над врагом, они были главной ударной силой войск на суше. Одним из самых знаменитых танков, участвующих в Великой Отечественной Войне стал танк Т-34 или легендарная «тридцатьчетверка» (слайд 5).
Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй Мировой войны. Британский премьер-министр У. Черчилль в 1945 году сказал: «Во второй мировой войне было три лучших оружия: английская пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и советский танк Т-34» (слайд 6).
Модель танка Т-34 была разработана конструкторским бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина в 1938 году (слайд 7).
Первые танки Т-34 выпускались на заводе в Харькове. Когда Украина была захвачена гитлеровскими войсками, завод был эвакуирован на Урал. Началось то время, что позднее назовут чудом: в невероятно тяжелых условиях жизни и работы, в цехах с незакрытыми потолками мужчины, женщины и подростки выпускают уральские «Тридцатьчетверки». Не обращая внимания на усталость и болезни, все работали под девизом «Все для фронта! Все для победы!» (слайд 8).
Танк Т-34 во время Великой Отечественной Войны стал одним из символов Победы над фашистскими захватчиками. Этот танк отличался высокой скоростью, проходимостью, усиленной броней, мощностью пушки. После окончания войны в знак уважения и гордости к мужеству и героизму воинам-танкистам в Подмосковье и Волгограде, Нижнем Новгороде, Калаче, Белгороде и Курске, Киеве и Минске, Варшаве, Берлине и Праге, па площадях и улицах многих других российских и зарубежных городов, установлены памятники-танки (слайд 9).

Принцип работы зубчатой передачи.
Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя рабочими танкового завода, соберем танк из конструктора Lego Wedo, который будет ездить, и вращать башней влево-вправо (слайд 10).
Итак, давайте поразмышляем, как организовано движение танка? При помощи, какой передачи?
Правильно, в этом нам поможет ременная передача. (К доске может выйти ученик рассказать принцип работы ременной передачи, за счет чего будет двигаться данная модель).
А вращение башни (слайд 11)? (За счет червячной передачи под 90 градусов, так же один ученик (или несколько) рассказывают принцип работы червячной передачи).
Молодцы!

4.Физкультминутка (слайд 12).
Улыбнёмся мы друг другу,
А потом поднимем руки 5 раз.
Сколько танков здесь зелёных, ___
Столько выполним наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько кораблей у нас. ___
Самолёты посчитай скорей, ___
И попрыгай веселей.
Улыбнёмся мы сейчас ещё много, много раз!

5.Сборка модели.
Приступаем к сбору танка. Бригады танкостроителей готовы? А технику безопасности работы на заводе помните? Работать безопасно очень важно, поэтому давайте повторим (слайд 13).
Собрать модель танка вам помогут инструкции, которые лежат у вас на партах (приложение 2).


Победу в Великой Отечественной войне ковали не только солдаты, но и труженики тыла. Именно в тылу создавались те образцы оружия, которые сегодня известны каждому и которые помогли победить фашизм. Советские конструкторы перед войной и во время войны создали множество выдающихся образцов боевой техники и оружия. Во многом это применимо к советским танкам, которые уже в 1941 году стали неприятным сюрпризом для элиты панцерваффе, и на протяжении всей войны наглядно подтверждали высокий уровень советской танковой школы, став тем оружием, которое сломило хребет сухопутным войскам вермахта.

Танки КВ («Клим Ворошилов»)

Танки серии КВ были по-настоящему выдающимися советскими тяжелыми танками начального этапа Второй мировой войны. С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков. Разнообразие вооружения — от 76-мм танковой пушки до 152-мм гаубицы, в 1941 году делало эти танки страшным противником для всей немецкой бронетехники. Зачастую они оставались неуязвимы для противника даже тогда, когда подставляли немцам свой борт.

С 1940 по 1942 годы было выпущено около 3,5 тысяч танков КВ, в основном в модификации КВ-1, вооруженной 76,2-мм пушкой. Учитывая тот факт, что на начальном этапе войны ни Германии, ни ее союзники не обладали танками хоть как-то сопоставимыми с КВ по бронированию и огневой мощи, данная машина вместе с Т-34 могла серьезным образом повлиять на исход танковых сражений первого года войны, но этого не произошло по целому ряду причин.


В конце 1930-х годов в СССР были предприняты попытки создать новый тяжелый танк с меньшими, чем у Т-35 размерами, но более толстым бронированием. При этом изначально конструкторы были не готовы отказаться от многобашенности. Они полагали, что одна пушка будет использоваться для борьбы с пехотой и подавления огневых точек, а вторая — выполнять противотанковые функции. В рамках этой концепции были созданы танки Т-100 и СМК, которые были двухбашенными и вооружались 45-мм и 76-мм пушками. Уменьшенный вариант СМК с одной башней был создан лишь в качестве эксперимента. Однако именно этот эксперимент и стал удачным. У машины с одной башней было на два опорных катка меньше, была меньше длина и масса. Это положительным образом сказалось на динамических характеристиках боевой машины. При этом КВ (так назвали этот экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый образец нового танка был построен в августе 1939 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Сначала ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем Н. Л. Духов.

Все опытные танки были приданы 20-й танковой бригаде и приняли участи в войне с Финляндией на Карельском перешейке. Свой первый бой они приняли 17 декабря 1939 года во время попытки прорвать Хоттиненский укрепрайон знаменитой линии Маннергейма. При этом дебют новой техники был смазан тем, что танк СМК подорвался на мине и был покинут экипажем. В то же время КВ в боевых условиях показал себя лучше, но быстро выяснилось, что его 76,2-мм пушка Л-11 слабовата для борьбы с дотами. Именно по этой причине началась разработка танка КВ-2, который должен был получить на вооружение 152-мм гаубицу, размещенную в башне увеличенного размера.

Сначала рассматривали возможность установки на танк 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов, но потом остановили свой выбор на 152-мм гаубице образца 1938 года М-10, которая обладала лучшими характеристиками. Установка такого мощного орудия потребовала от конструкторов создания новой башни, которая была просто огромной. Экипаж танка вырос до 6 человек (5 человек у КВ-1): механик-водитель, радист-пулеметчик, наводчик, заряжающий, замковый, закрывающий замок орудия, командир танка. Дополнительным вооружением танка были три 7,62-мм пулемета ДТ.


При этом КВ-2 получил более мощный доработанный дизельный двигатель В-2К, обладавший мощностью 600 л.с., позднее такой появился и на КВ-1. Правда, существенной прибавки характеристик танку это не дало. Из-за установки новой башни вес машины вырос на 10 тонн (боевая масса КВ-2 составляла 52 тонны), поэтому компенсировать такой прирост мощностью двигателя было трудно.

Одновременно с этим танки КВ-1 и КВ-2 отличались хорошим бронированием, которое было непреодолимым препятствием для большинства орудий ПТО тех лет. Толщина брони лобовых и бортовых листов составляла 75 мм, толщина кормы от 60 мм до 75 мм. Толщина брони сварных башен составляла 75 мм, литых — 95 мм, так как литая броня отличалась меньшей прочностью. Броня маски орудия у КВ-1 составляла 90 мм, у КВ-2 — 110 мм. В 1941 году бронирование ряда машин было увеличено еще сильнее за счет установки 25-мм броневых экранов.

Планы производства новых машин были грандиозными, но сбыться им помешала война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. Также к выпуску танков должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), но до войны там собрали считанные единицы КВ. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2.


Первые же столкновения с противником раскрыли высокую выживаемость КВ на поле боя. В некоторых случаях танки КВ-1 и КВ-2 в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев. Но при этом танк в 1941 году еще был «сырым». Сказывались поспешность внедрения машины в производство и новизна его конструкции. Очень много хлопот танкистам доставляла трансмиссия, которая часто не выдерживала нагрузок тяжелого танка. Если в открытом боестолкновении танкам КВ не было равных, то в условиях отступления многие машины приходилось уничтожать или просто бросать даже из-за небольших поломок. Чинить или эвакуировать эти танки не было никакой возможности. А во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые, более мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34, и их выпуск постепенно свернули.

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34, или легендарная тридцатьчетверка, которую можно встретить на постаменте во многих городах страны, стала самым массовым советским танком периода Великой Отечественной войны. Машина выпускалась серийно с 1940 года. Танк оставался основным в Красной Армии до первой половины 1944 года, когда ему на смену пришел Т-34-85, являющийся модификацией Т-34. Всего в годы войны было построено более 35 тысяч танков Т-34, а выпуск Т-34-85, которые производились в СССР до 1950 года, превысил 30 тысяч единиц. И это без учета огромного количества боевых машин, которые были созданы на базе тридцатьчетверки.

Средний танк Т-34 серийно выпускался в Советском Союзе с 1940 года. Легендарная машина, ставшая одним из символов Великой Отечественной войны, была создана конструкторами Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю В-2-34 (500 л.с.) авиационного типа средний танк Т-34 массой более 25 тонн отличался высокой подвижностью и был эффективен в маневренном бою. Машина отличалась хорошей максимальной скоростью — до 50 км/ч по шоссе и проходимостью. Отличным был и показатель удельной мощности — 19,5 лошадиных сил на тонну. Хорошим было и бронированием. Несмотря на сравнительно небольшую толщину брони — 45 мм, удачно выбранные углы наклона бронелистов часто приводили к непробитию и рикошету при попадании в танк.


Удачная конструкция среднего танка Т-34 позволила обеспечить машине хорошую защиту от огня противника, надежную ходовую часть и мощное вооружение. Изначально на танк ставилась 76-мм пушка Л-11 с длиной ствола 30,5 калибров. Но с февраля 1941 года наряду с этим орудием на танки начали ставить пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Начиная с конца лета 1941 года, танки Т-34 выпускались только с последним орудием. Экипаж машины состоял из 4-х человек: механика-водителя, заряжающего, стрелка-радиста и командира танка.

Средний танк Т-34 оказал очень большое влияние на исход войны и на дальнейшее развитие всего мирового танкостроения в целом. Благодаря совокупности качеств, многие специалисты признавали именно Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны. При разработке данного танка советскими конструкторами и инженерами был найден оптимальный баланс между основными боевыми, эксплуатационными, ходовыми, технологическими и тактическими характеристиками машины. Высокая технологичность среднего танка Т-34 позволила в короткие сроки наладить его серийное производство на самых разных по оснащению машиностроительных заводах страны, часто танки в тылу строили женщины и дети. Основное производство данного танка с 1942 по 1945 годы было развернуто на заводах Урала и Сибири. В годы войны танк доказал свою исключительную технологичность.

Во время Великой Отечественной войны наряду с ростом количества выпускаемых танков, успешно решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии производства боевых машин. Сложные для изготовления первоначальные образцы литой и сварной башен были заменены более простой литой башней шестигранной формы. При этом соединение бронелистов производилось методом ручной сварки, которая в ходе усовершенствования производства была заменена автоматической сваркой. С 1940 по 1945 годы объем выпуска постоянно наращивался, а стоимость и трудозатраты на выпуск одного танка сокращались. За годы войны трудоемкость изготовления одного танка удалось снизить в 2,4 раза (в том числе дизеля — в 2,5 раза, бронекорпуса — в 5 раз), а стоимость машины снизилась практически в 2 раза (с 270 тысяч рублей в 1941 году до 142 тысяч рублей в 1945 году).


Еще в годы войны на базе Т-34 разрабатывались разные машины. К примеру, танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой. На базе среднего танка Т-34 создавался огнеметный танк ОТ-34, а также знаменитые самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122.

В 1943 году в связи с массовым появлением на фронте новых моделей немецких танков, отличавшихся усиленным вооружением и бронированием, эффективность 76,2-мм танковых пушек Ф-34 стала недостаточной. Это вынудило советских конструкторов работать над повышением огневых качеств танка Т-34. После проработки ряда вариантов в серийное производство в начале 1944 года был запущен танк Т-34-85, отличавшийся более мощным 85-мм орудием С-53. Экипаж танка при этом вырос до 5 человек, танк получил новую более просторную башню на трех человек с усиленным бронированием, она была более удобной для экипажа и командира танка. Правда, и масса машины выросла до 32 тонн, что привело к незначительному падению динамических характеристик танка.


Тяжелый танк ИС-2

Советский тяжелый танк ИС-2, получивший свое название в честь Иосифа Сталина, выпускался серийно с декабря 1943 года по май 1945 года. За это время было собрано 3390 танков ИС-2. На тот момент ИС-2 был самым мощным и тяжелобронированным танком Красной Армии. Танки данного типа смогли сыграть очень важную роль в боях заключительного периода войны в 1944-1945 годах, особенно отличились данные тяжелые машины во время штурма городов. Индекс «2» в названии танка соответствует второй модели данного семейства, танки ИС-1 были очень малочисленны. Во время Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 было в ходу и обозначение ИС-122, в этом случае индекс «122» обозначал калибр используемого в танке орудия.

Тяжелые танки ИС-2 успешно применялись Красной Армией на заключительном этапе войны в оборонительных и наступательных операциях, а также в штурмовых действиях. Обладая самой мощной танковой пушкой среди всех боевых машин тех лет, ИС-2 приобрел известность, как мощное противотанковое средство и в еще большей степени как незаменимая машина для прорыва сильноукрепленных оборонительных полос немецких войск и боях в городской застройки. Даже после завершения войны танки ИС-2, прошедшие модернизацию, долгое время оставались на вооружении Советской Армии и армий других государств. К примеру, часть машин была передана Китаю и Кубе.


ИС-2 был разработан в конце 1943 года конструкторским бюро опытного завода №100, работами по созданию этой боевой машины руководил Жозеф Яковлевич Котин. Танк был создан путем наложения ствольной группы опытной 122-мм танковой пушки Д-25Т на люльку 85-мм танковой пушки Д-5 в башне предыдущей модели тяжелого танка ИС-1 (КВ-85). ИС-1 было выпущено всего 130 штук. Стимулом к перевооружению машины послужила недостаточная мощь 85-мм снарядов как против новой немецкой бронетехники, так и для уничтожения долговременных и полевых фортификационных сооружений. Экипаж танка состоял из 4-х человек: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир боевой машины. Плотная компоновка не позволяла разместить в танке пятого члена экипажа — стрелка-радиста, обязанности которого разделили между собой командир и механик-водитель. Первый отвечал за радиосвязь, а второй вел неприцельный огонь из курсового пулемета, закрепленного справа от механика-водителя. Из-за низкой эффективности огня из этого пулемет со временем от него полностью отказались.

Выбор 122-мм орудия обуславливался как очень хорошими бронебойными качествами: обеспечивалось пробитие 160-мм брони с дистанции 1000 метров, так и широкими возможностями для его промышленного производства. В годы войны конструкторы думали над тем, чтобы еще сильнее увеличить бронепробитие снарядов 122-мм пушки. Но, начиная с лета 1944 года, немцы начали испытывать проблемы с качеством брони. Она стала более уязвимой для советских снарядов, и проблема решилась сама собой. Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью.


Тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (ОГвТТП). По штату каждый такой полк состоял из 21 танка в составе 4-х рот по 5 танков в каждой плюс один танк командира полка. Обычно командир полка имел звание от подполковника до полковника. Ротами командовали офицеры в звании от старшего лейтенанта до капитана. Командирами танков были лейтенанты, а механиками-водителями — сержанты. Остальные члены экипажа согласно штатному расписанию были рядовыми. Согласно штату, численность ОГвТТП составляла 214 человек. Помимо отдельных полков, тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад трехполкового состава, численность такой бригады составляла 65 танков.

Читайте также: