Лего технологии в образовательном процессе

Обновлено: 24.04.2024

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Развитию ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

С ведением ФГОС ДО отличительной особенностью которого, является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка, потребность в использовании новых развивающих технологий. Столкнувшись с их многообразием я выбрала и использую в своей работе Лего-технологии.

Лего-технологи – одна из известных и распространенных сегодня образовательных систем, использующая модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Обучаясь игре с Лего, дети проходят путь от простого к сложному. Простота и строительные возможности конструктора, позволяют детям увидеть модель построенную своими руками, которая выполняет поставленную детьми задачу. А самое главное, что это материал и герои востребованы на данный день.

Через использование данных конструкторов можно реализовать все пять образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).

Целью конструкторской деятельности детей является:

Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

При этом решаются такие задачи:

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

В работе с Лего- технологиями перед педагогом раскрывается большой выбор тем для работы с детьми, которые я стараюсь формировать в блоки и проводить целую тематическую неделю с использованием лего- конструирования.

Важными принципами при обучении в игре с «Лего» являются:

- Последовательность и систематичность;

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность и наглядность.

Ведь конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Специфика детского конструирования тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.

А так же, я использую Лего -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

На занятиях использую разные виды конструирования. Это:

• Конструирование по образцу с использованием готовой модели того, что нужно построить (например, машину. Я использую изображение или схему машины).

• Конструирование по условиям. В работе с использованием такого конструирования образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, загон для овечки должен быть маленький, дом большой с лесенкой).

• Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Дети с удовольствием сконструировали «домик мечты», «Зоопарк», которые в последствии использовали в играх по развитию речи «Опиши и угадай животных»

Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать и гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола. Здесь, помимо навыков проектирования и конструирования, совершенствуются социально-коммуникативные навыки (дети учатся договариваться, согласовывают развитие сюжета, распределяют роли).

На одном из занятий дети сконструировали дом и родителей «мама, папа, я вот моя семья». Таким образом, выстраивая дом для своей семьи: детьми были установлены социальные связи, вместе с детьми разыграны межличностные ситуации, которые возникают в их семье.

Было приятно, что дети самостоятельно обдумали и догадались, как разместить каждого, чем занимаются взрослые во дворике. Здесь происходит социально-нравственное воспитание через игру.

Очень важно, что игровое пространство с Лего не постоянно. Оно трансформируется, обрастает новыми атрибутами, сюжеты имеют творческое развитие.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Так, например, выстраивая «город, районы, многоэтажные башни», мы решаем множество задач из разных областей:

• социально-коммуникативная область развития, (умение общаться, договариваться, сотрудничать);

• познавательная область развития (это сенсорное развитие, повторение и применение знаний о количестве и счете, величине, форме, умение ориентироваться в пространстве; умение группировать фигуры, предметы, персонажи по нескольким признакам). При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым, формируя понимание пространственных отношений между предметами.

• речевая область развития (активизируется, пополняется активный и пассивный словарь детей, постепенно отрабатывается правильность построения монологической и диалогической речи детей).

Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Общение и взаимодействие ребенка с родителями в игре вызывает особый интерес у детей.

В ходе этого проводятся выставки работ выполненных детьми совместно с родителями, помогаем родителям определиться с выбором Лего-конструктора в

Соответствии возрасту ребенка.

Таким образом, в ходе конструкторской деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Использование Лего-технологий в проектной деятельности дошкольников «Использование ЛЕГО-технологий в проектной деятельности дошкольников» Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский.

Развитие связной речи с использованием лего-технологий в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструкторы ЛЕГО позволяют.

Интеллектуальная игра для педагогов «Play today» по теме «Использование различных технологий в работе с дошкольниками» Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльза Диккенса 1. Метод «Найди похожих».

Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Азинский детский сад» Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми.

Использование образовательных технологий в работе со старшими дошкольниками Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками Метод детского экспериментирования – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

Семинар для педагогов ДОУ: «Использование современных технологий в работе с дошкольниками» Воспитатель: МКДОУ ЦРР - ДС №36 «Ласточка» г. Светлоград. Беловицкая Л. А. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Семинар-практикум «Использование LEGO-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Конструирование любимый вид деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ЛЕГО-технологии в современном обучении

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения ЛЕГО - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО-технологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Использование ЛЕГО-технологии на уроках в начальной школе – это важный элемент учебного процесса, который помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.

Мной для учащихся первого класса был разработан курс «Лего-конструирования». Основой курса является теоретическая база, которая знакомит школьников с техническими понятиями и терминами, основами алгоритмики, а практические работы включают конструирование простых моделей из наборов ЛЕГО.

Цели курса :

• формирование у учащихся целостного представления о мире техники,

• устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем нас мире;

• развитие творческих способностей, логического мышления.

Основные задачи :

• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

• развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;

• развивать творческие способности и логическое мышление детей;

• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать умения творчески подходить к решению задачи;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду. Ребёнок чувствует себя и изобретателем и экспериментатором. Работа с ЛЕГО позволяет всем детям комфортно чувствовать себя в окружающей среде. Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. При изучении любого предмета, учащийся не только воспринимает и запоминает содержание, но и сам активно конструирует многочисленные познавательные модели.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Применение Лего- технологий в начальной школе

В последние годы в российском образовании все более популярным становится лего-конструирование. На сегодняшний день многие образовательные организации перешли на активное использование лего-наборов в образовании.

Многие практики лего-конструирования рассматривают данную образовательную область как инновационную технологию педагогики, направленную на то, чтобы приобщить учащихся к инженерному творчеству, формированию умений программирования, конструирования и моделирования.

Одним из приоритетных направлений воспитания младших школьников является техническое и инженерное творчества, в котором лего-конструированию выделяется особое место, так как оно обладает большим воспитательным потенциалом. Особое значение введения образовательной робототехники в школе является дефицит квалифицированных педагогических кадров, имеющих способности к преподаванию лего-конструирования.

Содержание ФГОС НОО в сфере образовательной деятельности «Робототехника»

Важнейшей инновационной технологией, которую в настоящее время начинают активно применять в учебном процессе, является лего-конструирование – это образовательная технология, базирующаяся на использовании в учебном процессе лего-конструкторов. Современные лего-конструкторы знакомят детей не только с начальным моделированием технического характера, но и формируют навыки компьютерной грамотности при дальнейшем создании программы для модели-робота.

С 1 января 2010 года в силу вступил новый ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. ФГОС НОО акцентирует внимание на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ученика к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного приобретения нового опыта. В связи с переходом на ФГОС НОО каждый педагог пересматривает методику обучения, старается найти приемы и средства, дающие возможность формировать УУД учащихся: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Лего-конструирование является межпредметной наукой, в которой происходит синтез таких наук, как: физика, математика и информатика, а также окружающий мир и предметов художественно-эстетического характера в зависимости от образовательных целей и задач.

Применение лего-конструкторов на уроках или в виде внеурочной деятельности дает возможность сформировать у учащихся целостную картину мира, познакомить их с эволюционными тенденциями современной науки в различных сферах. Занятия по лего-конструированию включают деятельность учащихся по постановке целей, планированию, проектированию, анализу и корректировке результата. Каждое занятие должно быть направлено на получение конечного продукта интеллектуальной деятельности ученика и предполагает командную работу по реализации проекта. Все перечисленные действия определяются ФГОС НОО как УУД учащихся.

Таким образом, лего-конструирование является эффективным и доступным для педагогов средством обучения, дающим возможность для реализации задач образования на современном этапе.

Работа детей с лего-конструкторами дает возможность сформировать навыки деятельности в области программирования, обмена информацией, развитию инновационного мышления, формированию умения вытраивать алгоритмы своей деятельности, умения планировать и прогнозировать учебную деятельность.

Работа с лего-конструкторами формирует навыки технического планирования и конструирования, развивает коммуникационные и поведенческие навыки, социализирует и дисциплинирует ребенка.

Все описанное выше должно помочь сформировать у детей информационную компетентность, использовать полученные знания при изучении многих школьных предметов, создать в урочной и внеурочной деятельности развивающую образовательную среду, которая поспособствует повышению социализирующего потенциала и качества знаний учащихся младших классов.

Описанные мероприятия должны способствовать освоению и соблюдению норм общения, поведения, общепринятых ценностей человеческого общества, созданию положительной мотивации и стремления к успеху, творчеству.

Привлечение детей младшего школьного возраста к исследованиям в области лего-конструирования, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей даст возможность создать такие условия, которые будут повышать качество образования за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых коммуникационных и информационных технологий. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит детям соответствовать запросам времени, а также повысит социализирующий потенциал младшего школьника.

Таким образом, лего-конструирование занимает все большее пространство в образовательном процессе начальной школы. В лего-конструкторы играют и девочки, и мальчики из-за большого арсенала конструкторов лего. Раньше лего-наборы представляли собой обычные разноцветные конструкторы, состоящие из кирпичиков одинакового размера. На сегодняшний день, лего-наборы представляют собой конструкторы для формирования и развития мыслительных навыков, чувства пространственности, мышления творческого формата и т.д.

Сегодня в ассортименте лего-наборов есть и простые наборы по моделированию и постройке домиков, автозаправок, самолетиков и машинок, а есть наборы посложнее, например, лего-набор для строительства движущейся нефтяной вышки, светящегося замка для гоблина, железной дороги с самодвижущимися вагончиками.

Эффективность лего-конструирования обусловлена следующими факторами: развивает пространственное и творческое мышление, воображение, формирует основы для изучения таких предметов, как математика, физика, механика, робототехника.

Для занятий лего-конструированием рабочую площадь необходимо зонировать на 4 зоны:

1. Стеллажи и ящики для хранения дего-наборов.

2. Выставочная зона

4. Зона для обыгрывания.

Успешность обучения зависит от подготовленности педагогов к работе с новыми инновационными технологиями, таким образом, необходимо разработать систему подготовки кадров к работе с лего-наборами.

Развивающие возможности лего-технологий

Среди развивающих технологий лего-конструирование занимает особенное место. Для ребенка младшего школьного возраста лего-конструирование является отличным средством развития и обучения. Посредством лего-конструирования эффективно реализуются задачи:

- развития мелкой моторики;

- развитие познавательного интереса.

Рассмотрим их более подробно.

Развитие мелкой моторики

Самая очевидная польза для физического развития ребёнка, когда он конструирует с помощью лего, это развитие мелкой моторики. Мелкая моторика отвечает за движение мелких мышц. Когда ребёнок манипулирует деталями конструктора Лего, он развивает координацию мелких мышц в пальцах и руках. Развитие способности следовать инструкциям также преимущество конструирования с Лего. Многие наборы Лего идут с пошаговыми инструкциями, которым ребёнок должен следовать, чтобы выполнить поставленную задачу.

Лего-конструирование является эффективным средством в развитии речи младших школьников.

В процессе -конструирования дети младшего школьного возраста дети обучаются описыванию созданных моделей по алгоритму, придумывают загадки и стихотворения, пишут сочинения-миниатюры к моделям.

Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО».

В качестве одного из направлений развития речи в процессе лего-конструирования можно вести лего-энциклопедию, в которой хранятся лучшие описания моделей, придуманные в процессе их создания.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Для связной красочной речи детей младшего школьного возраста в процессе работы с лего-конструкторами педагогу важно использовать в речи стихи и песни для более яркого восприятия художественного слова.

С лего легче все узнать,

С лего легче рассказать!

В коробке спать устали!

На уроке строим мы!

Все для нашей детворы!

И машинки, и паром!

И домики, и перрон!

Учителю в процессе лего-конструирования необходимо наблюдать за деятельностью младших школьников, задавать им сложные вопросы, требующие вдумчивого и развернутого ответа, уточнять их представления, развивать инициативную речь.

Алгоритм речевого развития детей младшего школьного возраста:

1. Знакомство с инструкцией и лего-набором.

2. Предложить учащимся назвать детали лего-конструктора.

3. Знакомство с методами соединения деталей лего.

4. Запись в лего-словарик названий деталей. На этом этапе необходимо задавать наводящие вопросы: «На что похожа данная деталь?», «Что из нее можно сделать?».

5. Поэтапный показ образца модели.

6. Проведение пальчиковой гимнастики перед выполнением конструирования модели.

7. Конструирование с комментированием.

8. Анализ сходства выполненной модели с образцом.

9. Обыгрывание созданной модели.

Обычно дети младшего школьного возраста с удовольствием описывают получившуюся модель, придумывают к ней сказки и загадки.

В процессе конструирования возникают речевые ситуации, дающие возможность активизации основных мыслительных процессов ребенка, расширению словарного запаса, формированию монологической и диалогической речи, грамматической и связной речи, развитию навыков коммуникации, умению в обобщении.

Для развития речи в процессе лего-конструирования целесообразно проводить дидактические игры, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

- для развития коммуникативных функций подходит игра «Чудесный мешочек»;

- для развития звукопроизносительных навыков хороши такие игры, как «Чудо-Дерево», «Веселый поезд», «Лего-лого-азбука», «Грамматический футбол», «Домик для Леры и Ролана», «Парные звуки»;

- для формирования навыков звукового анализа слова подходят игры: «Выложи кубиками схему слова», «Крототигр», «Котопес».

- для отработки морфем подходят игры: «Что сначала?», «Найди корень среди кубиков»;

- для формирования представлений о глаголах, существительных, наречий, предлогов и прилагательных используют игры: «Транспорт», «Насекомые», «Деревня», «Путешествие в страну Незнайку» и др.;

- для развития описательного повествования подходят игры: «Специальный транспорт», «Моя семья», «Мальчики и девочки», «Моя отчизна». Например, при организации конструирования на тему «Специальный транспорт» учащиеся узнают о разных видах специального транспорта. Младшим школьникам предлагается инструкция по созданию машин «Скорой помощи», «Полиции» и др. Необходимо обращать внимание детей на строение и цвет машины, верное соединение деталей лего.

Таким образом, с помощью лего-конструирования у детей младшего школьного возраста происходит развитие и обогащение словаря, расширение кругозора, формирование связной речи и т.д. Создание описательного рассказа не по картинке, а по реальному образцу, модели способствует осознанию сюжета, его более глубокому представлению, развертыванию.

Для стимуляции речевой деятельности, детям необходимо уметь действовать по плану, проговаривая для себя последовательность действий по следующему алгоритму:

1. Что я делаю сейчас?

2. Что я хочу сделать в дальнейшем?

3. Как я буду это делать?

4. К какому результату я хочу прийти?

Таким образом, в ходе действий по данному алгоритму, дети получают коммуникативные навыки, развитие ролевого общения, учатся взаимодействовать друг с другом.

Элементы лего-конструирования можно вводить практически во всех режимные моменты: на продленке, на уроке, в свободной деятельности, в качестве факультативных форм деятельности, в деятельности лого-пункта и т.д.

Развитие мыслительных процессов

Лего-конструирование требует организации сложной мыслительной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы младшего школьника, порождают интерес к новому инженерно-творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование развивает в учащихся инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно поэтому, важнейшим требованием к деятельности конструкторского характера является творческий характер во взаимодействии младших школьников и педагогов, оптимальный уровень сложности в конструирование постройки, положительная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения задания.

Если деятельность младшего школьника носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его мыслить и становится фактором развития его мышления.

Любая деятельности по собиранию, ломанию, строительству является отличной тренировочной базой для развития логики и интеллекта.

Работа с лего-конструктором дает возможность для развития внимания детей младшего школьного возраста. Ведь для сборки модели необходимо внимательное изучение инструкции по сборке. При допущении ошибок при сборке, возникает необходимость переделки модели.

Развитие познавательного интереса

Конструирование - это вид продуктивной деятельности, развивающий познавательный интерес. Успешность деятельности зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Конструирование дает возможность дать знания о многих физических явлениях, познакомить с основами действия некоторых механизмов, устанавливать взаимосвязи между действиями предметов и явлений и их конечным результатом. Чтобы построить конструкцию, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех ракурсов, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. На занятиях по лего-конструированию при решении практических задач и поиска решений обучающиеся осваивают понятие равновесие, её оптимальной формы, прочности, устойчивости и подвижности. Знания и умения закрепляют в проектной деятельности.

В непринужденной форме, подбирая детали, младшие школьники закрепляют полученные знания и понятия, учатся сравнивать, анализировать, работать. Лего-конструирование учит планировать свою деятельность, исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, находить решения и реализовывать их, расширяет технический и математический словари. Лего формирует навыки командной работы, стимулирует творческие начинания, учит детей радоваться достигнутым успехам своим и успехам своих сверстников. А если ребенок легко справляется с решением логических и технических задач лего-конструирования, то и любая жизненная задача будет ему по плечу. Любую проблему он без труда сможет правильно разбить на задачи, решить их постепенно одну за одной и получить нужный результат.

На занятиях конструированием ребенок превращается в творца. Однако творит он не как художник, а как архитектор (генерирует идеи и замыслы, фантазирует и строит планы) и строитель (собственноручно участвует в воплощении в жизнь своих фантазий). Эта стыковка теории и практики очень важна с точки зрения эмоционального развития (младший школьник учится совершать и исправлять ошибки, быть более внимательным к деталям, основательно прорабатывать замыслы на этапе черновика), к тому же она познавательна и позволяет маленькому человеку интуитивно нащупать путь к развитию собственных склонностей и интересов.

Работа с детьми младшего школьного возраста с лего-конструкторами происходит в игровой форме, что способствует воспитанию соревновательного характера личности ребенка, формированию у него положительного настроя к учебной деятельности. Развитие инженерного мышления в процессе конструирования создает основы для формирования у ребенка установок к изучению основ физики, математики, программирования, логического анализа, что даст широкий простор для изучения данных предметов в будущем.

Таким образом, лего-конструирование в условиях ФГОС НОО является актуальной технологией, так как:

- дает возможность осуществления интеграции образовательных областей;

- позволяет учителю объединять игру с экспериментально-исследовательской деятельностью.

- дает возможность учителю сочетать образование, воспитание и развитие детей младшего школьного возраста в режиме игровой деятельности (обучение в игре);

- дает возможность формированию познавательной активности, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; коммуникативному взаимодействию.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

АНОШКИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА

Учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1925 ВОУО ДО г. Москвы

Методическая разработка

Тема: «Использование лего-технологий в образовательном процессе»

Направленность: общеобразовательные учреждения

Разработка програмно-методического сопровождения использования конструктора Лего в образовательном процессе. Использование Лего-конструктора в проектной деятельности . Приобщение детей к техническому творчеству.

Цель: Повышение качества образования путем приобщения учащихся к техническому творчеству с использованием конструктора ЛЕГО.

1. Проанализировать эффективность влияния работы с конструктором Лего на развитие творческих способностей учащихся ;

2. Подобрать методы и формы работы с конструктором Лего, соответствующие возрастной группе учащихся и их индивидуальным способностям.

3. Разработать программу факультативного курса «Лего-технология» для учащихся начальной школы

4. Апробировать технологию.

4. Внедрить предложенную программу в практику .

Пояснительная записка

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности с целостным представлением картины мира. Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов и творческого потенциала. . Это означакт, что ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Актуальность вопросов эффективности приобщения учащихся к техническому творчеству, правильному выбору действий возрастает в связи с потребностью страны в творчески мыслящих личностях.

Над решением данной проблемы я начала работать с 2001 года в рамах городской экспериментальной площадки «Развивающая среда начальной школы», реализовать которую мне позволила образовательная среда Лего.

Разработка програмно-методического сопровождения использования конструктора Лего в образовательном процессе стала актуальнной задачей для успешного выполнения поставленной цели, т.к. поступившее оборудование конструктора было без методических рекомендаций и программного обеспечения.

Лего-технология заинтересовала меня как учителя своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.

Так как формирование творческой личности более эффективно через осуществление проектной деятельности, поэтому свою работу я начала с создания тематических проектов.

Анализ работы показал, что использование Лего-конструктора в проектной деятельности поспособствовало развитию творческой активности, индивидуальных способностей ученика, навыков межличностного общения и коллективного творчества, развитию речи и способности анализировать и планировать. Работа в группах воспитывает чувство ответственности перед коллективом.

Конструктор Лего стимулирует практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивает свободу экспериментировать, развивает воображение и навыки общения, помогает жить в мире фантазий, развивает способность к самовоображению. В процессе приобщения к техническому творчеству, действие учащихся приобретают осознанный характер.

Техническое творчество является видом деятельности, в процессе которого технические объекты, отличаются друг от друга степенью оригинальности, новизны решения, становятся полезными и эффективными. В целом, процесс творчества равнозначен как для конструктора, проектирующего технические объекты, так и для учащихся, разработки которых отличаются своей значимостью. Уровень технического творчества детей различен, во многом устанавливается возрастными особенностями, интеллектуальным развитием, техническими знаниями и умениями, природными и личностными особенностями.

Многолетний опыт работы с конструктором позволил мне сделать вывод, что использование образовательной системы Лего особенно уместно не только в тех областях знаний, для которых важны: информатика (абстракция, логика), технология ( конструирование), математика ( моделирование), но и в изучении предметов гуманитарного цикла: литературное чтение, история, русский язык ( развитие речи).

Использование Лего-конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.

Положительная динамика уровня качества знаний и развития мотивационной сферы учащихся, потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария, стремление к поиску знаний, побудили разработать программу факультативного курса по «Лего-технологии».

Новизной и отличительной особенностью данной программы является использование конструктора ПервоРобот и Robolab в 4 классе, что позволяет уже в начальной школе ознакомить с простейшей техникой и развить научно-техническое творчество .

Основная цель курса - воспитание творческой, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией, способной анализировать и решать задачи.

Введение курса «Лего-технология» позволяет реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Работа детей с конструктором LEGO позволяет им подробнее познакомиться со многими аспектами окружающего мира. Наборы LEGO универсальны. Их можно использовать и как наглядные пособия, которые помогают решать многие учебные и развивающие задачи.

Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

В программе широко используется проектная деятельность. Конструктор LEGO открывает перед учащимися широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Тематика таких работ может быть разнообразна и многопланова. Конструктор LEGO и работа с ним позволяет решить учебную задачу предметно, комплексно, используя ранее приобретённые знания. Тематический подход к проекту позволяет объединить в одно целое знания из разных областей. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов позволяет сплотиться коллективу, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать любознательность и речь.

С помощью Леготехнологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Цель данного курса: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе. Лучшим результатом можно считать такой, когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи, конструирует и защищает свой проект.

Программа рассчитана на 68 часов (два занятия в неделю) или 34 часа ( один раз в неделю).

В первом классе происходит знакомство с конструктором LEGO в игровой форме. Дети учатся классифицировать детали по признакам: цвет, форма, размер; учатся узнавать детали по описанию, на ощупь; строят логические цепочки и закономерности.

При работе над проектами дети подбирают детали по цвету и форме, изучают способы крепления деталей. Предварительно проводятся беседы и дискуссии, которые выявляют уровень подготовленности детей. Знания ребят закрепляются и расширяются.

Проект «Мир сказок» позволяет закрепить полученные знания работы с конструктором. Дети учатся составлять сюжетные композиции. У учащихся развивается пространственное воображение. Они учатся вначале пересказывать эпизод сказки, а потом и осуществлять защиту своего проекта.

Проекты «Город красок» и «Школьный дворик» помогают развитию фантазии у детей и умению воплощать её в жизнь. Они учатся составлять композиции по цвету и форме.

Примерная тематика курса

«В мире аппликации»

«Правила дорожного движения»

Во втором классе происходит закрепление пройденного материала. Работа по проекту «Мой город» позволяет детям узнать подробнее о городе, в котором они живут. Учитель воспитывает в детях уважительное отношение к родному городу, людям труда, интерес к истории и архитектуре родного города. На уроках ребята знакомятся со многими строительными профессиями.

Расширение данной темы – проект «Экологически чистый город» даёт возможность задуматься в этом возрасте о безопасности проживания и сохранении своего города чистым.

Проект «Океанография» позволяет развить познавательный интерес у детей, воспитывает любовь к природе и уважение к людям труда. Дети учатся составлять сюжетные картинки по воображению.

Примерная тематика курса

«Домик в деревне»

«Экологически чистый город»

С каждым годом работа усложняется и уже на третьем году обучения ребята работают над проектом «В мире архитектуры». В этот проект включаются три других:

«Я шагаю по Москве», где учащиеся знакомятся с архитектурой Москвы (Большой театр, Исторический музей, Останкинская башня, Манеж и другие). Каждый объект ребята строят по группам, подбирая цвет и форму деталей (необходимо приблизить объект к оригиналу);

«Московские усидьбы» и «Древние соборы и монастыри» - знакомят детей с исторической архитектурой. По всем предложенным темам дети закрепляют и расширяют полученные знания на уроках окружающего мира.

Примерная тематика курса

«Я шагаю по Москве»

Учитывая возраст детей, их способности и познавательный интерес, на четвёртом году обучения начинается работа с конструктором ROBOLAB. Этот конструктор позволяет развить технические способности у детей. Также он воспитывает усидчивость и уважение к технике, умение работать в группах.

Работа с таким конструктором является своего рода трамплином к изучению физики в старших классах. Большие возможности дают конструкторы Лего для проведения уроков информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего конструкторов «RoboLab» позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики, воплощенные в поведении материального объекта (команда, система команд исполнителя, алгоритм и виды алгоритмов, программа для исполнителя). Конструирование роботов остается за рамками урока информатики: дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных необходимыми датчиками и приборами. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в курсе информатики. Благодаря удачному интерфейсу программы ученики быстро учатся включать и выключать электродвигатели, лампочки и т.д., что позволяет уделить большое внимание различным алгоритмам управления.

Примерная тематика курса

Проект: «В мире техники»

Вся работа с конструктором LEGO подчинена развитию познавательных способностей у детей и воспитанию на каждом этапе уважения к труду и людям труда и подготавливает к профессиональному самоопределению.

Разработанная мною программа факультативных занятий «Лего-технология» была утверждена ЦИТУиО и апробирована учителями нашей школы, округа и города Москвы.

Опытом работы по теме «Использование конструктора Лего на уроках и внеурчной деятельности» я неоднократно делилась на семинарах округа и города Москвы, педагогических чтениях.

Злаков А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки конструирования в школе. Методическое пособие. – М.: Бином, 2011. – 120с.

Горский В.А. Техническое конструирование. – М.: Дрофа, 2010.- 112 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2009

Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г.Комарова – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.

Таким образом, у нас возникла потребность в создании новой творческой группы, которая будет заниматься разработкой и внедрением лего-технологий в повседневную деятельность дошкольников нашего детского сада. Творческая группа называется:

«LEGO-технологія в освітньому просторі ДНЗ. Пізнаємо світ через дію»

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми.

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приё мами:

С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающяя работа воспринимается им как игра.

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

ЛЕГО – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.

Обучающий конструктор Лего (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.

Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.

С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». Секрет в том, что Лего (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

Таким образом, изучив материалы, теоретического и практического содержания, наша творческая группа работает над разработкой рекомендаций по данной проблеме в дошкольном учереждении. Мы выяснили, что

главная цель всех конструкторов Lego- это правильное (творческое) развитие ребенка.

При помощи разноцветных кубиков, у детей, помимо моторики рук, развивается мышление, внимание, познавательный интерес и воображение.

Конструктор учит ребенка самостоятельно действовать, принимать решения, фантазировать.

Конструкторы LEGO подразделяются на два вида

для младшей и старшей возрастной группы детей. Для детей младшего возраста предназначены конструкторы с крупными деталями: Конструкторы с мелкими деталями используются при работе с детьми старшего возраста.

Начиная работу в этом направлении педагогам групп рекомендуем начать с

пополнения материальной базы (приобрести конструкторы, согласно возрастной группе) (по возможности попросить всех принести детали)

Привлечь интерес родителей к организации и развитию конструктивных способностей ребенка.

История создания ЛЕГО.

История ЛЕГО началась в Дании, когда плотник Оле Кирк Кристиансен сделал для своего сына обычную деревянную игрушку. Положив начало семейному бизнесу в 1932 году, дедушка теперешнего Главы Lego Group не думал, что детские забавы будут приносить его потомкам огромные доходы. Брэнд LEGO является сегодня самым известным в мире игрушек. Даже более Известным, чем кукла Barbie. Название LEGO произошло от слов «Leg» и «Godt», что в переводе с датского Означает «хорошо играть» или «увлекательная игра».

А вы знали, что: … Выпущенных кубиков ЛЕГО хватило бы, чтобы каждый из живущих на планете получил 64 детали. … Дети всего мира проводят примерно пять миллионов ча- сов в год, играя с кубиками ЛЕГО. … Из шести кубиков ЛЕГО 2Х4 можно собрать 915 миллионов различных комбинаций. … Производя 306 миллионов шин ежегодно, компания LEGO Group является крупнейшим в мире производителем колес. … Около 7 коробок ЛЕГО продаётся каждую секунду. … 36 000 элементов ЛЕГО производится каждую минуту. … В мире находится 4 миллиарда фигурок ЛЕГО. … Из 40 миллиардов поставленных друг на друга кубиков ЛЕГО можно собрать башню, которая дотянется до Луны.

ВЫВОДЫ: ЛЕГО позволяет детям ощутить себя настоящими изобретателями, позволяет развить конструкторскую смекалку и фантазию, сформировать логическое мышление на всю жизнь.

Читайте также: